Павильон катальной горки, ораниенбаум, петербург - JEKATERINBURG.RU

Павильон катальной горки, ораниенбаум, петербург

Павильон катальной горки, ораниенбаум, петербург

  • Посетителям
  • О музее
  • Мультимедиа
  • Поддержка музея
  • Детям
  • Специалистам
  • Петергоф
    • История
    • Большой петергофский дворец
    • Верхний сад
    • Нижний парк
    • Музеи Нижнего парка
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Банный корпус»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Дворец «Монплезир»
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Дворец «Марли»
    • Вольеры
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Музей фонтанного дела
    • Музей «Церковный корпус»
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музейный двор
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Дом игральных карт
    • Музей семьи Бенуа
    • Музей коллекционеров
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Большой каскад
    • Воронихинские колоннады
    • Лабиринт
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Террасные фонтаны
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Римские фонтаны
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Фонтан «Китовый»
    • Львиный каскад
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»
  • Александрия
    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Дворец «Коттедж»
    • Петергофские дачники
    • Готическая капелла
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Новая Ферма
  • Ораниенбаум
    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Музей «Большой Меншиковский дворец»
    • Китайский дворец
    • Дворец Петра III
    • Музей «Картинный дом»
    • Ораниенбаум сквозь века
    • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»
    • Павильон Катальной горки
  • Острова
    • История
    • Сады на островах Колонистского парка
    • Царицын павильон
    • Ольгин павильон
  • Стрельна
    • История
    • Дворец Петра I в Стрельне
    • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • Ропша
    • История
  • Купить билет
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Сведения об образовательной организации

В связи с сохранением высоких температур в экспозиционных залах все музеи ГМЗ «Петергоф», кроме Гротов Большого каскада, закрываются на час раньше.

  • История
  • Большой петергофский дворец
  • Верхний сад
  • Нижний парк
  • Музеи Нижнего парка
  • Музей «Особая кладовая»
  • Музей «Банный корпус»
  • Музей «Екатерининский корпус»
  • Дворец «Монплезир»
  • Павильон «Эрмитаж»
  • Дворец «Марли»
  • Вольеры
  • Музей «Гроты Большого каскада»
  • Музей фонтанного дела
  • Музей «Церковный корпус»
  • Музей «Императорские яхты»
  • Музейный двор
  • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
  • Дом игральных карт
  • Музей семьи Бенуа
  • Музей коллекционеров
  • Фонтаны Верхнего сада
  • Фонтаны Квадратных прудов
  • Фонтан «Межеумный»
  • Фонтан «Дубовый»
  • Фонтан «Нептун»
  • Фонтаны Нижнего парка
  • Большой каскад
  • Воронихинские колоннады
  • Лабиринт
  • Фонтан «Самсон»
  • Фонтаны «Чаши»
  • Террасные фонтаны
  • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
  • Аллея фонтанов
  • Фонтан «Тритон»
  • Каскад «Шахматная гора»
  • Римские фонтаны
  • Фонтан «Пирамида»
  • Фонтан «Солнце»
  • Фонтан-шутиха «Елочки»
  • Фонтан-шутиха «Дубок»
  • Фонтан-шутиха «Зонтик»
  • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
  • Фонтан-шутиха «Диванчики»
  • Фонтан «Сноп»
  • Фонтаны «Колокола»
  • Фонтаны «Адам» и «Ева»
  • Фонтан «Фаворитка»
  • Фонтан «Китовый»
  • Львиный каскад
  • Фонтаны «Менажерные»
  • Фонтаны «Тритоны-колокола»
  • Каскад «Золотая гора»
  • 11.10.2021 МАСТЕР СЦЕНОГРАФИИ: К 120-летию со дня рождения Н.А. Бенуа
  • 27.09.2021 — 28.09.2021 «Дворец как портрет владельца» XII международная научно-практическая конференция ГМЗ «Петергоф»
  • От метро «Автово» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-224, К-300, К-424 Автобусы: №200, №210
  • От метро «Ленинский проспект» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-343, К-639Б
  • От ж/д Балтийский вокзал до станции «Новый Петергоф» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и № 351А
  • История
  • Парк Александрия
  • Фермерский дворец
  • Дворец «Коттедж»
  • Петергофские дачники
  • Готическая капелла
  • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
  • Музей «Фельдъегерский домик»
  • Новая Ферма
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-404, К-424, К-424А Автобус: №200, № 201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №278, №356
  • История
  • Парк Ораниенбаум
  • Музей «Большой Меншиковский дворец»
  • Китайский дворец
  • Дворец Петра III
  • Музей «Картинный дом»
  • Ораниенбаум сквозь века
  • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
  • Павильон «Китайская кухня»
  • Павильон «Каменное зало»
  • Павильон Катальной горки
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»), 300 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: 343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
  • История
  • Сады на островах Колонистского парка
  • Царицын павильон
  • Ольгин павильон
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-401А, К-424 Автобус: №200,№210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и №351-А
  • История
  • Дворец Петра I в Стрельне
  • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-103, К-224, К-300, К-404, К-424, К-401А Автобус: №200, №201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-329, К-343, К-650
  • Купить билет
  • Календарь
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Контакты
  • Сведения об образовательной организации

Павильон «Катальная горка» закрыт на реставрацию. Открытие павильона для посетителей запланировано на май 2022 года.

Дата постройки: 1762-1774 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794).

Среди всех сооружений Верхнего парка Ораниенбаума самое сильное впечатление производит павильон Катальной горки. Возвышаясь, подобно маяку, на высоком береговом уступе, он виден далеко, откуда ни посмотри. Его изящный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. Павильон – часть некогда огромного увеселительного сооружения, летних Катальных гор, прообразом которым послужили ледяные горы, создаваемые к дням масленичных гуляний.

Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сложное инженерно-техническое сооружение Катальных гор имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции, а также три колеи: центральная – для катания, и боковые – для подъема колясочек. Катание осуществлялось на специально сконструированных А. К. Нартовым резных золоченых колясочках в виде «триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей». Катались с горы до 1801 года, пока она не начала медленно разрушаться. В конце концов, в 1813 году колоннады рухнули, а в конце 1850-х руины разобрали.

От сооружений сохранился только павильон, лаконичные фасады которого контрастируют с утонченностью отделки внутренних помещений. Каждый из интерьеров уникален. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Пол облицован искусственным мрамором нежно-синего, розовато-голубого, желтоватого и зеленоватого тонов. Орнамент пола перекликается с росписью стен и купола. Большую художественную ценность представляет Фарфоровый кабинет, где размещены уникальные фарфоровые группы, выполненные в 1772-1774 годах на Майсенской мануфактуре специально для этого интерьера по моделям скульптора И. И. Кендлера. Фарфоровые изделия представляют собой аллегорическое повествование о жизни России в XVIII веке, её славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств.

Подобные интерьеры придавали павильону не только развлекательную, но и представительскую функцию. После завершения строительства «Катальной горки», Екатерина проводила здесь торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов. Так, например, 28 июля 1774 года в Ораниенбауме проходил Верховный Тайный совет, и по этому случаю в Круглом зале павильона состоялся торжественный обед, на котором присутствовало ближайшее окружение императрицы и иностранные послы. А 30 июня 1777 года здесь же был дан торжественный ужин в честь шведского короля Густава III.

В годы Великой Отечественной войны павильон Катальной горки получил серьезные повреждения. По проекту М. М. Плотникова была произведена его реставрация, воссозданы утраченные архитектурные детали и декор помещений. Возвратили прежний вид и единственным в нашей стране полам из искусственного мрамора. В 1959 году павильон Катальной горки, как историко-художественный музей, вновь открыл свои двери для гостей.

Павильон Катальной горы

Архитекторы: Ринальди А.
Год постройки: 1762-1774
Стиль: Барокко

Павильон Катальной горы

Ломоносов, Верхний парк,

1762-1774 — арх. Ринальди Антонио

ВОв — частично разрушен

1951-1958 — восстановление, реставрация, под руководством арх. М. М. Плотникова

Павильон выстроен в 1762-1774 гг. по проекту арх. А. Ринальди у северной границы Верхнего парка (на Собственной даче) и является частью ансамбля Катальной горки. Ансамбль состоял из павильона, гор и колоннады.

Долгое время автором Павильона Катальной горки считался Растрелли. В начале XX в. историком арх. Петербурга А. И. Успенским в докуиентах Государственого архива был обнаружен гравировальный альбом Ринальди, 10 листов которого посвящены Катальной горке.

Читайте также  Пир в доме левия, паоло веронезе, 1573

Высота здания 33 м. Здание увенчано колоколообразным куполом, покоящемся на деревянном барабане, украшенном декоративными гирляндами. К цилиндрическому объему здания с трех сторон примыкают прямоугольные выступы с плоской крышей. На цокольный этаж опирается колоннада тосканского ордена второго этажа, образуя открытую галерею. Колоннада поддерживает балкон-террасу. С южной стороны балкона спускалась катальная горка. Баллюстрада балконов и лестниц украшена алебастровыми вазами. На голубом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, гирлянды. Раньше барабан купола украшала деревянная золоченая скульптура. С восточной стороны павильона между выступами встроена наружная лестница, ведущая в Вестибюль. Когда-то такая же лестница была и с западной стороны.

Материалы гравировального альбома свидетельствуют о том, что Катальная горка была сооружена в основном без отступлений от проекта (но убранство Круглого зала предполагалось сделать декоративно-скульптурным, а не живописным).
Архитектурный стиль Павильона Катальной горки ближе к барокко 1740-1750-х гг., но по характеру декоративного убранства его расмматривают как памятник переходного периода к классицизму.

Проект.
(лист из альбома
гравировальных чертежей
арх. А. Ринальди) [169]

Ансамбль катальной горки.
Аксономерич. план Сент-Илера
1775 г. [169]

План Сент-Илера
1775 г. ( [206] . С.129)

Павильон Катальной
горки. Открытка.
(изд. Аврора, Ленинград, 1984)

Колясочка. [202]
(добавил Mary)

План катальной горки. (добав.d7161)

Традиционное народное развлечение — катание с ледяных гор — послужило идеей создания сооружения. Ледяная гора начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 м и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой (общая длина горы — 532 м). Катание происходило в летнее время на калясочках в виде фигурных саней с 12-ю колесами. Коляски двигались по деревянной трассе с врезанными колеями. Конструкция колясочек и способ движения были заимствованы у изобретателя А. К. Нартова, который в 1740 г. создал механическую коляску для Катальной горки в Царском Селе. Вдоль горки двумя галереями была установлена каменная колоннада с башенками в середине почти из 1000 колонн. В конце колоннады закруглялись, образуя площадь с обелиском в центре. Перекрытия галерей, устроенных в виде открытых террас, служили прогулочными площадками, с которых можно было наблюдать за катанием. Вход на горку был расположен в павильоне через террасу на третьего этаже. Площадка, откуда начиналось катание была выше уровня галереи, что давало возможность тележкам развивать значительную скорость.

Катальный горки в Царском Селе и Ораниенбауме не имели аналогов ни в России, ни за границей.

Из-за незначительных сумм на содержание Катальной горки постепенно приходит в упадок. В 1785 г. арх. Иван Ситников реставрировал горку, а в конце XVIII в. ремонтные работы проводил Иван Фок. Но деревянные скаты и колоннада продолжали разрушаться и в 1813 г. рухнули, а в 1858-1861 — были разобраны. Катание на горке прекратилось уже в 1801 г.. В 1818 г. на реконструкцию Павильона по проекту арх. В. П. Стасова было отпущено 50 тыс руб., однако к работам не приступили, а в 1827 перестройка была отменена.

Фото — Mary, 07.2006.

Вестибюль овальной формы, отделан белым лепным орнаментом на светло-зеленом фоне. Пол облицован искусственным мрамором.

Фарфоровый кабинет (площадью около 25 кв. м) расположен в восточном выступе павильона Катальной горки. Кабинет с трех сторон освещен четырьмя окнами. Его потолок, стены, пол были расписаны живописного дела мастером Серафино Бароцци. На стенах кабинета размещены различные по размеру и форме лепные консоли. Некоторые их них поддерживаются фигурками обезьян, поэтому кабинет называли Кабинтом обезьян. В XVIII в. на консолях стояли мифологические фарфоровые группы (другое название — Мифологический кабинет). С 1772 по 1775 г. худ.-скульпт. Мейсенского завода И.-И. Кендлером и мастер М.-В. Асье было выполнено 40 фарфоровых групп. Их сюжеты в аллегорической форме прославляют победу русского флота в Чесменском сражении (1770).

Охотничий, или Белый, кабинет расположен в западном выступе павильона Катальной горки. Живописи здесь не было, лишь двери были расписанны в технике гризайль по зеленому фону. Орнаментальный пол из искусственного мрамора и камин, выдержанный в голубовато-сером тоне, дополняют декоративное убранство Охотничьего кабинета, художественный облик которого определяет лепная орнаментика. Отсюда и его прежнее название — Штукатурный кабинет.

Круглый зал — самый парадный и большой. Он занимает все центральное просранство третьего этажа. Зал соединен с лестницей, Охотничьим и Фарфоровыми кабинетами. Тройные окна-двери выходят и на балкон. Круглый зал перекрыт куполом. Средняя часть потолка расписана под трельяж, ниже широкая живописная полоса разделена на отдельные панно. Стены, как и свод, украшены росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров XVIII в. Наддверные панно «Нептун», «Наяда на дельфине» и «Амфитрита» исполнены художником С. Торелли. Пол выполнен из искусственного мрамора изысканной цветовой гаммы. Росписи выполнены Бароцци. Ринальди предполагал не живописную, а декоративно-скульптурную отделку Круглого зала.

Лепные работы в Катальной горке исполнял Джани по рисункам Ринальди.

Фото — d7161, 03.2013.

В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек павильон Катальной горки значительно пострадал.

В послевоенные годы во дворцах и парках Ломоносова начались восстановительные работы. Они велись силами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских под наблюдением арх. К. Д. Халтурина.
В 1958 г. был открыт после восстановления павильон Катальной горки. Работы начались в 1951 г. и велись под руководством арх. М. М. Плотникова. Были воссозданы интерьеры. Разрушенный пол Фарфорового кабинета был заново создан по сохранившимся фрагмента худ. Л. А. Любимовым, полы Круглого зала и Белого кабинета были реставрированы. В начле 1950-х гг. худ. А. Н. Виноградовым, А. А. Бобылевым, В. П. Окорочковым в Фарфоровом кабинете и Круглом зале были восстановлены орнаментальные росписи С. Бароцци, реставрированы живописные картины С. Торелли «Нептун» и «Наяда на дельфине» над дверью Круглого зала. Утраченное полотно «Амфитрита» было воссоздано худ. А. В. Трескиным.

Круглый зал. Открытка.
(изд. Аврора, Ленинград, 1984)

Верхняя лестничная
площадка, скульптура
Аполлон и Дафна. [203]

Катальная горка: Экстремальная царская забава, от которой чуть не погибла Екатерина II

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Это не очень известный факт, но одна из величайших императриц на русском троне обожала кататься с горок. Русская зимняя забава была очень популярна в XVIII веке. Любили ее как простолюдины, так и знать. Для обычных людей в то время зимой сооружали гигантские двускатные горы и заливали их водой.

Подобные развлечения любили и при дворе. Вот как описывает это варварское веселье жена английского посланника леди Рондо. Письмо было отправлено из Санкт-Петербурга в 1735 году при правлении Анны Иоановны:

«…сообщу вам о новом развлечении, бывшем у нас при дворе этою зимою. Из досок устроили скат, который шел наклонно из первого этажа дворца во двор; по ширине он годился для проезда кареты, а с каждой стороны его были сделаны небольшие перила. На этот скат лили воду, и когда она замерзла, то лили воду снова до тех пор, пока лед не сделался достаточно толстым. Придворные дамы и кавалеры садились в сани и спускались вниз. Движение при этом было так быстро, что его можно сравнить только с полетом птицы… Если же сани встретят какое-нибудь препятствие, то сидящий в них падает кувырком, что, как я думаю, делается для потехи. Все бывающие при дворе должны испытать такое катанье, но до сих пор никто еще не сломал себе шеи. Я очень тревожилась, чтобы меня не заставили скатиться по этой опасной машине, потому что опасалась не только сломать себе шею, но и боялась той неблагопристойности, о которой без ужаса нельзя и думать.»

Позднее, уже при Елизавете Петровне, была построена огромная катальная горка в Царском селе. Скатывались по ней в специальных колясках на колесиках, поставленных на рельсы, поэтому кататься можно было не только зимой, но и летом. Именно эта царская забава позднее стала прототипом для американских горок, которые во всем мире называют «русскими».

Для удобства катающихся горка начиналась не с обычной лестницы, а с балюстрады второго этажа специального павильона. Строительство всего этого развлекательного комплекса продолжалось 12 лет (начиная с разработки проекта) и было завершено в 1757 году. Проектом здания занимался сам Растрелли, а техническую часть аттракциона рассчитывал знаменитый русский инженер А.К.Нартов. Кстати, это сооружение для того времени были уникальным – спуск происходил с высоты около 20 метров, а общая длина горки составляла 270 метров. Обратно тележки затаскивались специальными катальными машинами, приводимыми в движение лошадьми.

Читайте также  Богоматерь с младенцем, виктор михайлович васнецов

Екатерина II была горячей поклонницей этого развлечения. В первый же год своего правления она начала строительство второго подобного увеселительного комплекса в Ораниенбауме. Здесь протяженность всего сооружения составила уже 532 метра. Архитектором здания стал Антонио Ринальди. Именно этот изящный павильон, известный теперь как «Катальная горка», и прекрасная аллея остались нам на память о царских забавах.

Сам павильон был прекрасно обставлен, и Екатерина проводила в нем торжественные приемы и мероприятия.

В 1774 году, когда строительство завершилось (длилось оно также 12 лет), этот комплекс был настоящим техническим чудом. Горка имела 4 промежуточных подъема, и поэтому была очень похожа на современные аттракционы. Три колеи суммарно были шириной около шести метров (две боковые предназначались для подъема тележек). Огромная колоннада-галерея опоясывала все это сооружение, по ее верху можно было гулять.

Конечно, уровень безопасности этого развлечения отличался от современного. Русский писатель и краевед XIX века М.И. Пыляев описывает такой эпизод:

«Графъ Орлов обладал необыкновенною телесною силою. Он мог удерживать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив последнюю за колесо. Он спасъ Екатерину от неизбежной смерти, когда на устроенных въ Царском Селе высоких деревянных горах она катилась въ колеснице и медное колесо выскочило из колеи. Граф Орлов, стоя на запятках, на всем раскате спустил ногу на ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу».

Возможно, что этот эпизод охладил пыл императрицы к экстриму. Однако известно, что катания в Ораниенбауме продолжались до 1801 года. Затем конструкции стали постепенно ветшать без должного ухода, и в 1813 году колоннада рухнула. Разобрали ее только в 1850-м. Катальную горку в Царском селе эта же участь постигла еще раньше – ее Екатерина приказала демонтировать еще в 1792 году, причем снесли и сам павильон.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ораниенбаум: стоимость билетов и часы работы в 2021 году

Ораниенбаум – дворцово-парковый ансамбль, центром которого является Большой дворец. Он был построен в 1771 году по указу князя Александра Меншикова, землю для строительства ему подарил Петр I. Однако несколькими годами позже император передал землю и все строения для обустройства морского госпиталя. Случилось это из-за того, что князь был неоднократно уличен в коррупции и воровстве.

Затем Ораниенбаум стал резиденцией Павла III, а после дворцового переворота на территории ансамбля была построена дача для Екатерины II. Позднее владельцами стал император Александр I.

Октябрьская революция Ораниенбаум стерла в дворцово-парковом ансамбле следы роскоши и знати, и в помещениях разместился Лесной техникум. К счастью, архитектура не сильно пострадала в период Второй Отечественной войны, но послевоенные годы были тяжелыми. Территория была покинута людьми, и пришла в запустение. Реконструкция началась лишь в 90-х годах.

Сейчас Ораниенбаум ценится, в первую очередь, за сохранившийся первоначальный облик – это единственный пригород Петербурга, который не был разрушен войной.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» располагается на территории города Ломоносова.

Перед посещением обязательно ознакомьтесь с информацией о режиме работы и стоимости билетов во дворцы Ораниенбаума. Помните, что купить билет в Ораниенбаум можно онлайн – это поможет избежать очередей.

Парк Ораниенбаум

Площадь парка – 162 га, это произведение садово-паркового искусства XVIII века. Территория делится на несколько частей, которые исторически сформировались – каждая из них отражает свой период истории.

Парк делится на Нижний и Верхний сад. Первый является одним из самых первых регулярных садов в России. От плотины к нему соорудили водопровод, чтобы создать фонтаны. Здесь установлены скульптуры, символизирующие времена года и стихии. К сожалению, парк потерял свою первоначальную геометрическую форму, до наших дней дошла только центральная аллея.

Верхний парк состоит из множества аллей и искусственных водоемов.

Внимание: в 2021 году часть территорий парка, обозначенные красным на приведенной схеме, закрыты на ремонт и не доступны для посещения.

План-схема парка:

Часы работы и цена билета в парк Ломоносов (Ораниенбаум)

Купить билет в парк Ораниенбаум можно в кассах или онлайн на официальном сайте. Вход в дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум расположен со стороны Новой дороги и Дворцового проспекта.

Стоимость:

стандартный – 300 рублей;

граждане России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – 100 рублей;

дети до 16 лет с гражданством России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – бесплатно.

Парк открыт ежедневно с 9:00 до 20:00. Вход посетителей и работа касс – до 19:30.

Музей «Большой Меншиковский дворец»

Старейшее строение на территории Ораниенбаума – Большой дворец, расположенный на берегу Балтийского моря. В настоящее время в здании расположен музей: для посетителей открыты кабинет, спальня, камер-юнгферская и проходная комнаты женской половины.

Билеты в Ораниенбаум и режим работы: Большой Меншиковский дворец

Купить билеты в Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме можно в кассах у действующих входов, или онлайн.

Посещение дворца осуществляется по сеансам: 12:00-13:30, 15:00-16:30, попасть в музей можно только в указанное в билете время сеанса.

Стоимость:

  • стандартный – 500 рублей;
  • граждане России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – 300 рублей;
  • дети до 16 лет с гражданством России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – бесплатно.

Дворец принимает посетителей с 10:30 до 18:00 каждый день, кроме вторника. Кассы закрываются в 17:00.

Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца

Инициатором постройки церкви в Ораниебауме был также князь Меншиков. Ее внутреннее убранство менялось несколько раз, первоначальное внутреннее украшение было роскошным, с золоченым и серебреным иконостасом. Позже, когда здание передали Балтийскому флоту, все храмовые ценности были перевезены в Петергоф, где были утрачены в ВОВ. В настоящее время в Церковном павильоне воссоздан интерьер XVIII века.

Билеты и режим работы

Актуальный режим работы появится как только откроют вход для посетителей. Актуальную информацию можно узнать на официальной странице.

Экспозиция «Ораниенбаум сквозь века»

Экспозиция находится в Большом дворце. Несколько музейных залов с помощью экспонатов и современных интерактивных технологий рассказывают о князе Меншикове, а также об истории территории, где расположился дворцово-парковый ансамбль. В путешествие по залам гостей проведет голос Владимира Познера.

Цена билета в «Ораниенбаум сквозь века» и режим работы

Дата открытия пока не установлена.

Музей «Картинный дом»

Небольшое здание картинного дома служило складом придворного театра, также Петр Федорович здесь хранил свою коллекцию живописи, книг и прочие редкости. В 5 небольших залах работают 5 постоянных выставок, где можно увидеть полотна XVI – XVIII веков, предметами китайского прикладного искусства, а также резные шкафы, где хранилась княжеская библиотека. В одном из залов гостей ждет мультимедийная часть выставки «Рождение русской оперы».

Стоимость билетов и режим работы

Китайский дворец

Китайский дворец расположился в Верхнем парке, он является частью дачи Екатерины II. Допускались в него лишь избранные приглашенные лица.

Свое имя дворец обрел не сразу. Изначально он именовался «Голландский домик», но из-за того, что часть здания была украшена в стиле Китая, был переименован. Самое интересное помещение – Стеклянный кабинет, интерьер которого не менялся с 1760-х годов. Называется он так из-за отделки стеклярусными панно.

Стоимость билетов и режим работы

Посещение дворца осуществляется по сеансам: 12:00-14:00, 16:00-16:45, попасть в музей можно только в указанное в билете время.

Стоимость:

  • стандартный – 500 рублей;
  • граждане России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – 300 рублей;
  • дети до 16 лет с гражданством России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – бесплатно.

Дворец принимает посетителей с 10:30 до 18:00 каждый день, кроме понедельника. Кассы закрываются в 17:00.

Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Внимание: Во время дождя и при сырой погоде дворец приостанавливает свою работу.

Павильон «Китайская кухня»

По задумке, павильон должен был стать одним из посещений дачи Екатерины II. Но строительство затянулось, к тому же, Голландский домик был реконструирован. Поэтому было принято решение изменить план и перестроить павильон. Так он стал кухней, где готовили блюда для Китайского дворца. О назначении павильона сейчас напоминает лишь дымоход – все печи и плиты были утрачены, а интерьер разрушен, потому как после революции в здании располагались коммунальные квартиры.

Читайте также  Какие самые популярные книги в мире: список лучших

Стоимость билетов и режим работы

Павильон «Каменное зало»

Небольшой дворец был построен для проведения концертов, танцев и маскарадов. Здесь отмечались праздники, в том числе дни рождения членов императорской семьи. Эта традиция сохраняется до сих пор – в павильоне проводятся музыкальные вечера и праздничные мероприятия, выступают музыканты и действует интерактивный кинотеатр.

Стоимость билетов и режим работы

Дворец Петра III

Дворец Петра III был потешной крепостью – в XVIII веке существовала традиция строить небольшие здания для увеселительных мероприятий и детских игр княжеских детей. Петерштадт – так называется этот дом, был построен для забав Петра Федоровича. В более зрелом возрасте будущий император отдыхал во дворце после военных учений. Сейчас залы дворца посвящены Петру III, в том числе здесь хранятся его личные вещи.

Стоимость билетов и режим работы

Посещение дворца проводится по сеансам: 10:30-11:30, 13:30-16:00, попасть в музей можно только в указанное в билете время.

Стоимость:

  • стандартный – 400 рублей;
  • граждане России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – 250 рублей;
  • дети до 16 лет с гражданством России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – бесплатно.

Дворец принимает посетителей с 10:30 до 18:00 каждый день, кроме понедельника. Кассы закрываются в 17:00.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки – самое заметное строение в Верхнем парке Ораниенбаума. Небольшое, но высокое, словно маяк, оно видно издалека. Это строение – часть комплекса для развлечений. Рядом с павильоном когда-то стояли галереи, где обустраивались горки к масленичным гуляниям. Со временем они разрушились, и сохранился только павильон. Внутри него залы с росписями и лепкой российских и итальянских мастеров, где устраивали обеды и официальные приемы.

Часть здания пострадала во время ВОВ, но была в точности реконструирована.

Стоимость билетов и часы работы

Как добраться, правила посещения

Из Санкт-Петербурга в Ораниенбаум можно добраться от:

  • железнодорожного вокзала на электропоезде до станции «Ораниенбаум-1», станция расположена в 15 минутах пешей прогулки от входа в дворцово-парковый ансамбль;
  • станции метро «Автово» с помощью маршрутного такси № К-401А – остановка «Ломоносов. Школа», или на автобусе №300 до ж/д станции «Ораниенбаум-1»;
  • станции метро «Проспект Ветеранов» на маршрутном такси № 343 до ж/д станции «Ораниенбаум-1».

Помните о правилах посещения дворцово-паркового ансамбля.

Все посетители обязаны соблюдать социальную дистанцию и носить средства индивидуальной защиты. Рекомендуется покупать билеты онлайн без очередей.

На территории запрещено курить, ездить на велосипеде, ходить по газонам и загорать на них.

С собой запрещено проносить еду и напитки в музейные залы. Нельзя трогать экспонаты, срывать произрастающие на территории растения, кормить животных и птиц. Запрещено заниматься рыбалкой и разводить костры.

В случае нарушения правил гостем, сотрудники имеют право в одностороннем порядке расторгнуть договор и посетителем и отказать в посещении дворцово-паркового ансамбля, даже при наличии действующего входного билета.

«Наипреимущественнейшая в своем роде…»

М ы привыкли, что в господских имениях главным объектом является усадебный дом или дворец. Казалось бы, в императорских владениях это правило должно выполняться непреложно. Великолепный Ораниенбаумский дворцово-парковый комплекс не является исключением. Те, кому хоть раз довелось там побывать, надолго заполнят посещение величественного Большого Меньшиковского дворца или неповторимую грацию удивительного Китайского дворца. Но у многих посетителей Ораниенбаумский парк вызывает, в первую очередь, ассоциацию с другим архитектурным творением. Это и неудивительно, учитывая уникальность сохранившегося объекта.

Как известно, в России издавна широкое распространение получило катание на санях с ледяных горок. Не являлся исключением и царский двор. Однако вельможам очень не хотелось, чтобы их прихоти зависели от смены времен года. И вот в загородных резиденциях русских царей стали появляться необычные сооружения: горки для катания летом. Возводимые по проекту легендарного механика Андрея Нартова, они представляли собой настоящее произведение архитектурного и инженерного искусства. Не случайно во всем мире аттракцион «американские горки» называют еще «русскими горками». Ничего подобного в те годы мир еще не видел…

Предоставим слово Афанасию Михайловичу Щекатову, издавшего «Словарь географический Российского государства». «В Ораниенбауме есть наипреимущественнейшая в своем роде катальная горка». Доминантой сооружения являлся павильон в виде круглой четырехъярусной башни высотой 33 метра, увенчанный деревянной позолоченной фигурой музы танцев Терпсихоры. Перила лестниц и галерей украшают фигурные вазы. Увеличение колонн с каждым ярусом придает зданию легкость и изящность, несмотря на его размеры.

По рассказам современников Екатерина лично следила за ходом строительства, а за ней шествовал управляющий (прораб) стройки с мешком серебряных монет, которыми вельможная особа тут же наделяла рабочих. После завершения строительства Екатерина Вторая не раз посещала павильон со своей свитой и устраивала там чаепития. Поездка на Катальную горку была обязательной для гостей Екатерины. Отказываться было рискованно по понятным причинам…

Сам павильон, несмотря на свои размеры, смотрится удивительно воздушно, особенно, в солнечную погоду. Эффектное впечатление производит сочетание белых колонн и лазурно -голубого цвета здания. К галерее третьего этажа с южной стороны примыкала пристройка с площадкой наверху. Отсюда с высоты около 20 метров и начинался захватывающий спуск на санях. Сама трасса представляла собой волнистый скат, по которому были проложены рельсы. По обеим сторонам ската тянулись крытые колоннады тосканского ордера, вверху и внизу которых прогуливалась публика. Как и сами спуски, они были выкрашены в белый и голубой цвета.

Безопасность спуска обеспечивалась специальной конструкцией колеи. Сами тележки были похожи на кресло, внизу которого располагалось 12 колесиков – три под каждой из четырех опор. Такие огромные кресла были весьма устойчивы и развивали невиданную для 18 в. скорость – около 70 км/ч! На одной тележке могла спускаться пара: дама сидела в кресле, в то время как кавалер скатывался стоя на запятках «экипажа». Неизвестно для кого это было большим зрелищем: то ли для самих спускающихся, то ли для наблюдателей.

Кстати, о масштабе сооружения свидетельствует тот факт, что на галерее могли разместиться до 15 тысяч человек, а число колонн составляло 772! В самом конце колоннада закруглялась, образовывая площадь овальной формы, в центре которой предполагалось установить каменный обелиск, украшенный вензелем Екатерины.

Автором удивительного проекта является один из выдающихся архитекторов, творивших в Петербурге, Антонио Ринальди.

Павильон Катальной горки строился в течение 12 лет и входил в состав комплекса построек Собственной дачи у северной границы Верхнего парка на самом краю литоринового уступа.

Охлаждение Екатерины к Ораниенбауму негативно сказалось и на состоянии Катальной горки. Незначительные суммы, отпускавшиеся на содержание объекта, привели к тому, что до конца 18 в. павильон дважды подвергался реставрации. Последнее катание было совершено во времена Павла Первого, который, обратив внимание на ветхость постройки, запретил его на неопределенный срок. Сырость методично разрушала деревянные скаты, перекрытия и фундаменты колоннад, что привело к их обрушению в 1813 г. (полностью они были демонтированы в 1859-1861 г.г.). При Александре Первом, в юношеские годы испытавшем на себе прелесть «скоростного спуска на санях», были выделены средства на перестройку павильона, однако к работам так и не приступили. Сменивший же на престоле «Победителя Наполеона» Николай Первый «провел секвестр», элегантно перераспределив выделенные средства на постройку для дома псовой и егерской охоты в своем любимом Петергофе.

Сам же реквизит – катальные колясочки, позолоченные и украшенные резьбой, имевшие вид древних колесниц, гондол, оседланных львов, медведей – частично был подарен Александром Первым графу Аракчееву, в имении которого – Грузино – была воссоздана русская забава…

От прежней трассы ничего не осталось. Сейчас напоминанием о ней служит великолепный луг длиной 532 метра, окруженный высокой хвоей.

Но имея немного воображения можно представить себе грандиозность конструкции, шум и восторг катающихся гостей, грохот необычного вида тележек… А где то на балконе павильона за шумным гулянием наблюдает сама хозяйка с чашкой кофе в руках – Екатерина Великая, чья прихоть оставила нам на память удивительный шедевр великого Ринальди…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: