Панно "танец", матисс, 1932-1933 - Тайны со всего мира

Панно «танец», матисс, 1932-1933

Анри Матисс «Танец»

Хранящиеся ныне в Музее современного искусства города Парижа монументальные полотна были заказаны Анри Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом в 1930 году. По замыслу Барнса, панно должны было украсить один из залов Фонда Барнса в Мерионе, штат Пенсильвания.

В 1931 году Матисс принялся за создание грандиозных полотен. Художник возвращался к излюбленным мотивам, осмысливая их заново. Когда работа была практически завершена, выяснилось, что сообщенные художнику размеры помещения были неверны. Матисс был вынужден срочно приступить к созданию второго варианта композиции, который ныне и украшает зал Фонда Барнса.

Как Анри Матисс создавал свои полотна?

Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер. Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Он постоянно искал возможности выставить оставшиеся в его распоряжении полотна, в 1937 году работы были приобретены Музеем современного искусства города Парижа. Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике. В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа.

Напряженная работа по сложению из бумажных фрагментов окончательного облика панно для Фонда Барнса растянулась более чем на год. Художник избегал показывать результаты и не сообщал об изобретенной им необычной технике. В январе 1932 обнаружилась ошибка в измерениях ширины оснований сводов – почти на полметра. Границы между уже подготовленными панно были меньше, чем следует. Построение композиции нужно было начинать заново.

Анри Матисс «Танец»: описание картины

Мастер подверг переработке свою первоначальную идею. В новом «Танце» появилось немало реминисценций фовистских полотен, а сама тема прочитывается более явно. В композицию возвращаются пластичность и обтекаемость контуров «декоративного» периода, очертания фигур вновь вторят архитектурным формам. Новый цикл панно, называемый сегодня «Мерионским», установленный в Фонде Барнса в мае 1933 года, сам Матисс называл «дионисийским».

Тема танца все еще представлялась Матиссу незавершенной, и он принимает решение возвратиться к многострадальному первоначальному полотну, ждавшему художника в мастерской-гараже. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. Это были именно те полотна, которые хранятся в Музее современного искусства города Парижа, а сейчас выставлены в Москве. Полотно с первоначальным вариантом, на котором оставались начатые еще зимой 1931/32 года наброски композиции, служившее основой для бумажных экспериментов и потому испещренное следами булавок, было свернуто в рулоны и оставалось забытым вплоть 1992 года. Впоследствии оно было также приобретено Музеем современного искусства города Парижа и сейчас известно как «Незавершенный» «Танец».

Окончательный вариант «Парижского» «Танца» художник считал воплощением воинственного начала. Изначально более смелый и радикальный по решению, осенью 1933 года он превратился для мастера еще и в символ победы над разлучившими его с любимым детищем обстоятельствами. «Парижский» «Танец» приобретает значение эстетического манифеста, утверждающего, помимо новых форм и приемов, еще и право мастера на творческое высказывание в современном мире.

Творческие находки Анри Матисса, сделанные во время работы над «Танцем», получили развитие в позднем творчестве самого мастера и его младших современников. Отныне техника декупажа (от франц. decouper — вырезать) стала одной из основных для художника. Бумажные подготовительные элементы композиции «Танца», перестав быть техническим приемом, обрели самостоятельную художественную ценность: рассыпавшись, они воплотились в многочисленных сериях графических листов и книжных иллюстрациях. Абстрактная арабесковость все более отстраняющейся от реальности композиции вплотную приблизила Матисса к художникам беспредметности — мастер как будто балансирует на грани превращения образа в отвлеченный знак.

Наконец, даже такая техническая подробность, как возможность исполнения произведения искусства простым маляром, копирующим расположение бумажных листов, воспринимается как акция, исследующая подход художника к столь актуальной для авангарда проблеме уникального и массового. Матисс, глава первого новаторского художественного движения XX столетия, по истечении его первой трети вновь попытался дать ответы на вечные вопросы о месте человека в обществе и мире, зыбком равновесии между рационализмом цивилизации и первобытной энергией инстинкта, соотношении, столкновении и диалоге в человеческой личности природного и социального.

Где хранится картина Анри Матисса «Танец»?

Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». Сразу же после завершения панно он пытался заинтересовать им публичный музей или владельцев открытого частного собрания. Такая возможность представилась лишь в 1936 году, когда панно было приобретено парижским музеем Пти-Пале на средства, выделенные для проведения Всемирной выставки 1937 года. Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение.

В конце 1980-х годов полотна были полностью отреставрированы и заняли почетное центральное место в экспозиции. Уникальная возможность увидеть панно в России представилась по причине ремонта, проходящего сейчас в залах Музея современного искусства города Парижа. На это время грандиозные полотна отправились в путешествие, конечный пункт которого — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном

Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 2,5 на 4 м. Потому что художник создавал ее, как настенное панно для особняка русского коллекционера Сергея Щукина.

И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!

Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.

У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.

Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.

Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г. Частная коллекция. Artchive.ru.

«Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем.

Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.

К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.

Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.

Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.

Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.

Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.

А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.

Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.

Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.

Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.

Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.

Сравним Матисса и Рубенса

А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.

Питер Пауль Рубенс. Сельский танец. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид

Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.

Читайте также  Самая дорогая водка в россии и в мире

В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.

Сравним Матисса с самим Матиссом

Даже сам Матисс даёт нам возможность его замысел понять. Есть один вариант «Танца», хранящийся в Пушкинском музее в Москве. Там деталей чуть больше.

Анри Матисс. Настурции. Панно Танец. 1912 г. Пушкинский музей, Москва. Artchive.ru.

Помимо самого «Танца», мы видим горшок с цветами, кресло и плинтус.

Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.

Возвращаясь к самому «Танцу». В картине важна не только лаконичность, но и цвет.

Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.

Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.

В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.

Анри Матисс. Танец (I). 1909 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Artchive.ru.

История создания «Танца»

Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.

Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.

Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.

Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…

Анри Матисс. Музыка. 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Щукин был не из робкого десятка, но на этот раз дал слабину и … отказался от полотен. Но потом опомнился, извинился. И панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.

Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.

* фовисты – художники, работающие в стиле «фовизм». Эмоции выражали на холсте с помощью цвета и формы. Яркие признаки: упрощённые формы, кричащие цвета, плоскостность изображения.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Панно Танец. Матисс

Панно «Танец*». Матисс*.

В Эрмитаже до картин импрессионистов доберётся не каждый праздно гуляющий посетитель. Сюда доходят только истинные любители живописи. В этих просторных, немного душноватых залах под самой крышей находятся все лучшие картины импрессионистов из собрания Эрмитажа.

Панно Анри Матисса «Танец» занимает почти целую стену, настолько оно велико. Соседство с ним любой другой картины – нелепо, бессмысленно, глупо! Свет из окон смешивается с искусственным освещением и не мешает созерцать Великое Творение Великого Мастера!

Лучше, чем написал питерский поэт, а раньше, когда эти стихи были написаны, он назывался ленинградским, Владимир Ханан*, не скажешь:

Его детали не влекли.
И зрелой истине в угоду
Он бросил в ноги
Хороводу всю зелень
Девственной земли.
И всемогущий,
Как Господь,
Сломивший точных линий
Косность,
Он Синим обозначил
Космос,
И красным обозначил
Плоть!
……

Оставив
Призрачный румянец
Среди
Сияющих затей!
И мчится
Первобытный танец
Земли ликующих
Детей!

Огромная картина, занимающая почти всю стену, поражает. Неискушенному зрителю она может показаться слишком примитивной. Красные угловатые фигуры, взявшихся за руки, развёрнуты, изогнуты в стремительном танце, неподвластном привычной всем системе координат, течению времени, законам физики и логики. Издалека, кажется, что фигуры застыли. Но, нет! Они движутся! Они танцуют и танцевали ВСЕГДА! Есть только ТАНЕЦ, есть только ЖИЗНЬ в этих красных фигурах, есть только стремительный вихрь ТАНЦА в синем космическом пространстве. Сам Универсум стал для них танцевальным кругом, неистовой танцплощадкой.

Задержись у картины и переведи дух. Видишь, как стремительно несётся ЖИЗНЬ в своём диком и чувственном ТАНЦЕ? Да, это сама ЖИЗНЬ бьётся в этих разгоряченных нагих телах, подвластных только неведомому ритму, только своему вечному ТАНЦУ!

И вот ты слышишь этот ритм, его барабаны, его бубны бьют в твои уши, его древняя музыка проникла в каждую твою клетку! КОСМОС распахнул перед тобой свои просторы!

Мгновение, и ты уже сам участник этого ТАНЦА ЖИЗНИ, ты его часть, вы с ним – одно целое!

Здесь наступает кульминация! Ты отчётливо осознаёшь свою ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, единство ЖИЗНИ и КОСМОСА! О, великий Матисс, Анри Матисс! Ты был бы доволен своей работой!

«…и мчится первобытный танец
Земли ликующих детей!»

Танец* — (от немецкого Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа — движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство — одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой.

Матисс* — Матисс (Matisse) Анри (1869-1954г.г. ), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров направления в живописи — фовизма. В своих произведениях выражал праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910г.; «Красные рыбки», 1911г.), в витражах, гравюрах, литографиях.
В 1908 году известный русский меценат и коллекционер Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве. Именно ему мы обязаны сейчас счастьем лицезреть великолепные работы Матисса в России.
В панно «Танец» (1910г., Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Анри Матисс посетил Россию и Москву, дал несколько интервью для газет, высказал восхищение древнерусской живописью.

Владимир Ханан* — 1945 г.р., ленинградский, питерский поэт. В настоящее время проживает в Израиле.

NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

Коллекция Анри Матисс Танец

Справа внизу: Henri Matisse 1910

Происхождение

1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГЭ

Инв.: 9673

Инв. ГМНЗИ: 98

Пять обнаженных женщин в стремительном хороводе кружатся на вершине холма. Их фигуры огромны: та, что у правого края, – около двух с половиной метров в высоту. Цвет тел далек от натуральной окраски – он почти красный. Два других цвета, синий для неба и зеленый для холма, столь же энергичны и упрощены.

У старых мастеров, равно как у представителей салонно-академического искусства рубежа веков, в музицирующих и танцующих фигурах обычно узнаются их идеализированные современники. Странно было бы сказать о героях «Танца», что они современники Анри Матисса или что он воплотил в них свои представления о людях той эпохи: они не только освобождены от одежд, но и вообще лишены всяких временных, исторических признаков; они не осознают своей наготы.

Персонажей панно принимали порой за первобытных людей. Но такой подход заводил зрителей в тупик, поскольку матиссовская живопись не имела ничего общего с теми «историческими» полотнами парижских салонов, на которых реконструировалась жизнь дикарей и давался костюмированный бал на археологическую тему.

Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Символисты приучили зрителей к совершенно другим иносказаниям. У них танец-хоровод превратился в довольно избитую тему, пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle époque, Прекрасной эпохи, как окрестили конец уходящего века. Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим. Отнюдь не случайно, что в своих танцевальных разработках мастера этого стиля предпочитали мужским фигурам женские.

Читайте также  Беременная женщина и смерть - эгон шиле

Матисс усвоил правила игры, но его «Танец» можно принять за карикатуру на соответствующие изображения рубежа веков – настолько враждебен он своим вихревым динамизмом хрупкому изяществу танцев Мориса Дени и подобных ему живописцев.

В «Танце» (а также втором панно, выполненном Матиссом для С. И. Щукина, – «Музыке») находит выражение идея искусства, наиболее близкая к философии Фридриха Ницше, которая как раз в то время приобретала популярность, – идея аполлонического и дионисийского начал искусства.

Персонажи этих панно отдаются пляске и музыке с самозабвением творческого акта. Тему ансамбля можно сформулировать как взаимоотношение человека с жизнью посредством искусства. Естественно, что работа над ней не сводилась к решению чисто декоративных задач.

За предельной простотой художественного строя как «Танца», так и всего ансамбля из двух панно стоит отнюдь не примитивное содержание; в нем угадывается и какое-то философское по смыслу предчувствие, и размышление о доисторическом прошлом человечества, а вместе с тем и отражение каких-то индивидуальных впечатлений живописца.

Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем. Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен-де-ла-Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности смотрел на фарандолу. Танцоры, держась за руки, пробегают через зал, как лентой обвивая немного ошеломленных людей. Вернувшись к себе, я сочинил мой танец на плоскости четырехвметровой длины, напевая мотив, который услышал в Мулен-де-ла-Галетт, так что вся композиция, все танцующие движутся в едином ритме».

Танцевальный зал в Мулен-де-ла-Галетт
1898
© AKG / East News

Анри Тулуз-Лотрек
Мулен-де-ла-Галетт
1889
Холст, масло. 88,5×101,3
Институт искусств, Чикаго

Наивно было бы объяснять «Танец» всего лишь впечатлениями от фарандолы в Мулен-де-ла-Галетт или сарданы в Коллиуре. Фарандола создавала нужный рабочий тонус, но смысл картины глубже, чем может показаться на первый взгляд. Перенося действие своих панно в мифические дали зари человечества, Матисс создавал образную структуру, наделенную глубоким смыслом.

Первобытные танцы суть проявление магии, древнейший акт творчества, воплощенное торжество жизни над смертью. Исследователями символики в древних культурах отмечено, что соединение рук в танцах означало союз земли и неба. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Земля и небо у Матисса не просто фон, а скорее протагонисты действия – вот почему и понадобилось сгустить и упростить их окраску. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. реконструкцию в щукинском особняке и современную инсталляцию в Галерее Щукина и Морозова в Главном штабе) обусловлена не только заботой о декоративном единстве. И здесь и там действие совершается на холме. Холм, гора также традиционно символизировали союз земли и неба, а потому связывались с вознесением в царство духа. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию.

Замысел «Танца», как и тесно связанной с ним «Музыки», Анри Матисс вынашивал в течение целого пятилетия. Композиционно картина восходит к «Радости жизни» (1905–1906, Фонд Барнса, Филадельфия), где на дальнем плане кружится хоровод.

Анри Матисс
Радость жизни
1905–1906
Холст, масло. 175×241
Фонд Барнса, Филадельфия

В 1907 появился деревянный рельеф «Танец» (Музей Матисса, Ницца) с экстатическими движениями пляшущих нимф. Тогда же этот мотив перешел в вазовую живопись художника. В начале 1909 года, когда Матисс работал над первой версией «Танца» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), С. И. Щукин заказал ему для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера.

Анри Матисс
Танец (I)
1909
Холст, масло. 259,7×390,1
Музей современного искусства, Нью-Йорк
© Succession H. Matisse / Artists Rights Society (ARS), New York

В середине марта он написал Матиссу о получении его писем «с эскизами больших картин». Речь шла о двух акварельных эскизах: «Композиция I» – набросок «Танца» (ГМИИ); помимо него имеются еще два рисунка – карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля)) и «Композиция II» (ГМИИ) – набросок картины, которая первоначально должна была представить совсем отличный от «Музыки» пандан к «Танцу» (эта идея позднее была реализована в «Девушках у реки» (Художественный институт, Чикаго).

Анри Матисс
Композиция I
Бумага, акварель.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Анри Матисс
Композиция II
Бумага, акварель.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Анри Матисс
Девушки у реки
1909–1917
Холст, масло. 260×392
Институт искусств, Чикаго

Ясно, что в момент заказа «Танца» Матисс и Щукин обсуждали все три сюжета.

Окончив щукинское панно, Матисс надолго оставил тему танца и вернулся к ней только в 1932–1933, работая над декоративной, уже тесно связанной с архитектурой, композицией для Альберта Барнса (Фонд Барнса, Филадельфия; два предшествующих варианта находятся в парижском Городском музее современного искусства).

Анри Матисс
Танец
1932–1933
Холст, масло. 339,7×441,3
Фонд Барнса, Филадельфия
© Bridgeman / Fotodom

1909
4 марта 1909 года С. И. Щукин делает Анри Матиссу предложение написать большую картину, которая могла бы служить декорацией для лестницы его особняка.

1909
16 марта 1909 года С. И. Щукин получает от Анри Матисса два эскиза будущих картин. Один из них воспроизводит первый вариант панно «Танец» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), другой – сюжет позднейшей картины «Девушки у реки» (Художественный институт, Чикаго). Щукин колеблется. 28 марта он телеграфирует художнику, что аннулирует свои прежние оговорки относительно содержания и предлагает для второго панно сюжет «Музыки».

1909
В начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино , Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка».

1910
С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» (№№ 536, 537), исполненные по заказу С. И. Щукина.

1910
20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.

1918
Картина Анри Матисса «Танец» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.

1919
Картина Анри Матисса «Танец» входит в Первое (Щукинское) отделение МНЗЖ.

1928
Картина Анри Матисса «Танец» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.

1948
Картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.

Анри Матисс и Лидия Делекторская

Он — великий художник, она — символ вечной жизни ради искусства и. любви

Это были те самые удивительные люди, которые умеют находить необыкновенное в обыденном, видят свет во мраке и замечают любовь во внешнем равнодушии. Как они оказались вместе? Очень просто: он — великий художник, она — символ вечной жизни ради искусства и. любви. Анри Матисс и Лидия Делекторская.

Представьте, Париж начала 30-х, на автобусной остановке стоит наша совсем юная эмигрантка Лида (большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, волнующий разворот покатых плеч). Ещё плохо владея французским, она узнаёт от приятельницы о возможности устроиться помощницей в мастерскую одного художника. Вот как позже Лидия вспоминала об их первой встрече: «Он посмотрел на меня задумчивым, тяжёлым взглядом… Так и смотрел потом всю жизнь…». К концу работы над знаменитой картиной «Танец», Матисс постепенно стал замечать робкую молчунью: как она умеет непосредственно класть голову на свои руки, скрещенные на спинке стула, или просто по-русски подбирать копну своих светлых слегка вьющихся волос.

Об отношениях Мастера и теперь уже натурщицы заговорили, на что Делекторская, никогда не любившая громких фраз, всегда настойчиво очерчивала свою роль – «друг и помощница». Именно это она и доказала всей своей жизнью: когда понадобилась помощь хворавшей мадам Матисс – Лидия стала сиделкой, потом она вела хозяйство, считала расходы, создавала уют… и неизменно приходила в мастерскую, чтоб часами сидеть в застывшей позе, пока художник изображал её природную грацию, благородство осанки, ясное лицо. И так без малого четверть века…

Вы скажите, необычная история, а для двух чутких, тонких и интеллигентных людей это было естественным: он боялся спугнуть свою Музу, а она тихо и счастливо жила его искусством… Как называется такое чудо? Романтики знают – любовь… безвозмездно отданная любовь – есть обретённая любовь!

«Когда мне скучно, — признался однажды Анри Матисс, — я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Ее биография проста и недлинна. Лидия родилась в 1910 году, 23 июня, в семье уважаемого в городе врача Николая Ивановича Делекторского и его супруги Веры Павловны. Будущее маленькой сибирячки виделось вполне благополучным, во всяком случае, без особых потрясений. Но как говорят, человек предполагает, а Бог располагает. Мировое кровопролитие, две революции 1917 года и гражданская война не обошли стороной Лидию Делекторскую…

Читайте также  Триумф венеции - паоло веронезе

…Как и всех русских людей. Поразившая в начале 20-х годов ХХ века Сибирь эпидемия тифа, а затем холеры унесла одну за другой жизни родителей Лидии. На помощь пришла тетя девочки, сестра ее матери. В 1923 году тетя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манчжурию. Жизнь там была нелегкой и все же Лидии удалось закончить русский лицей в Харбине. Затем в силу ряда обстоятельств они перебрались во Францию, что как магнитом притягивало очень много россиян.

Анри Матисс — «Танец»

В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта. Брак оказался неудачным — уже через год молодая жена вынуждена была оставить своего соплеменника, с которым, как оказалось, ее связывали только русский язык да ностальгические чувства. Так, без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка 22-летняя Лидия Делекторская оказалась в Ницце, в доме знаменитого художника.

В мастерской Анри Матисса в Ницце она появилась осенью 1932 года. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. В тот момент он работал над огромным «Танцем» для Альберта Барнса. Художнику уже шел седьмой десяток лет, одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сорокалетний чрезвычайно плодотворный и яркий путь в искусстве. Девушка проявила неожиданную ловкость, вырезая фигуры из цветной бумаги и перемещая их на фоне. Она ничего не знала о живописи и еще долго недоумевала, как человек в годах может заниматься такой ерундой.

Будущий великий живописец родился 31 декабря 1869 года на севере Франции в городе Като-Камбрези.

Молодая женщина была рада даже временной работе у живописца. Однако через полгода прекрасное панно было закончено, и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника. На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели. Сначала заботливая «сиделка» приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса «с жильем и питанием» и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем . почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.

Лидия Делекторская – Одалиска

Матиссу тогда было 63 года, Лидии — 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Судя по портретам, они были счастливы. Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными. На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника. Она сама ответила в одном из писем.

«…Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».

Но это их личное дело, а мировое искусство обогатилось от этого союза десятками картин, рисунков, скульптур. Многое из этого наследия попало на историческую родину модели, то есть к нам. В молодости художнику довелось испытать немало трудностей и лишений, он знал истинную цену денег, заработанных честным трудом. Поэтому Матисс находил любую возможность поощрить своих сотрудниц: и молодых жительниц Ниццы, служивших ему моделями, и Лидию Делекторскую. Случалось он говорил ей: «Сегодня я задержал вас почти на час, вы вернетесь к себе очень поздно. Я советую вам перекусить в соседнем ресторанчике». И вручал Лидии купюру, которая удваивала ее дневной заработок. Это были повседневные знаки внимания, которые, конечно, уступали его поистине «королевским» подаркам.

Ежегодно Анри Матисс преподносил Лидии два своих оригинальных рисунка: один — к Новому году, другой — ко дню ее рождения. Думается, что это уже были дары не только модели, но, прежде всего, очаровательной и душевной женщине, которая вдохновляла художника на создание поистине блистательных произведений. Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения, стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод, а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же в чужой стране. Начиная с 1935 года, когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки, который можно видеть в лучших музеях Франции, России, США и ряда других стран.

Приближалось 70-летие мэтра, он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться — началась Вторая мировая война. Случилось так, что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком, который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы. Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита участвовала в движении Сопративления, была выдана врагам предателем и едва не угодила в лагерь Равенсбрук. Молодая Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет. К счастью освобождение Франции от захватчиков вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь.

В последние месяцы своей жизни Анри Матисс работал, передвигаясь по мастерской в кресле на колесиках. На исходе осеннего дня 3 ноября 1954 года его внезапно сразил удар. Великий художник скончался на руках своих близких.

Жизнь Лидии Делекторской после смерти Матисса была продолжением служением ему. Сразу после смерти она собрала свои вещи и ушла из его дома. На похороны ее не пригласили. Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса. Так составилось собрание, которое она начала переправлять в Россию, разделив его между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина.

Она говорила: «В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь исчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса».

Все, что выставлено сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой, и еще там была такая фраза: «. Если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги». А однажды, она сама привезла в Ленинград свой портрет, и подарила его Эрмитажу. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности — выставки…

Все, связанное с Матиссом, она все подарила России

Могила Лидии Делекторской на кладбище в Павловске под Петербургом

Урна с прахом Лидии Делекторской была привезена в 1998 году из Парижа и покоится на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности». Круг судеб замкнулся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: