Общество в парке, антуан ватто - Тайны со всего мира

Общество в парке, антуан ватто

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

АНТУАН ВАТТО «ОБЩЕСТВО В ПАРКЕ»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Живописец множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например, «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.

Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, коллекционеров и граверов, владевших крупной фирмой, торговавшей картинами и гравюрами. У Мариэттов Ватто получил возможность впервые погрузиться в атмосферу подлинного профессионализма, познакомившись с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса и там же становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин, изображавших сцены итальянской комедии. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Возможно, что учеба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности. Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества, и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри. По словам еще одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить» .

В 1707 или 1708 году Антуан Ватто ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». И хотя Ватто не прошел академической школы — не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций — он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей.

Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов, имея при этом возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж парка, начинавшийся с нарядных стриженых кустов, аллей и бассейнов и переходящий в запущенную густую рощу. Виды Люксембургского парка не могли не послужить визуальным материалом для последующей живописи Ватто.

С начала 1710-х годов в творчество Ватто начинают прочно входить темы, связанные с жизнью театра и актеров. Вкус к театральной образности, сформировавшийся еще в период ученичества у Жилло, стал одной из самых ярких примет его нового стиля. Но в произведениях Ватто нет реальных театральных сцен, конкретной обстановки (как в картинах его наставника Жилло). Он придумывает свои ситуации, свои мизансцены, заменяя декорации условным пейзажным фоном.

В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1894 — 1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. При посредничестве Сируа Ватто обретает мецената и покровителя в лице богатейшего банкира и обладателя одного из крупнейших собраний живописи Пьера Кроза.

В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. И в конце 1719 года уезжает в Англию (по приглашению своего подражателя и поклонника Филиппа Мерсье). В Англии картины Антуана Ватто имели большой успех.

Лучшими работами Антуана Ватто, бесспорно, считаются две картины, носящие одинаковое название «Общество в парке». Написанные с разницей в один приблизительно год. Работы близки по своему содержанию. На обоих полотнах – нарядно одетые дамы и кавалеры, представители высшего общества, беседующие или просто прогуливающиеся под сводами парка.

На полотне, датированном 1718 г., кроны деревьев имеют желто-бурый оттенок, изображена ранняя осень. И как символ этой осени – прекрасная дама на переднем плане в ослепительно желтом платье.

На картине же 1719 г., бесспорно, торжествует лето. Передний же план украшают дамы и кавалеры в пышных и роскошных нарядах. Мы также видим даму в жёлтом платье, но уже сидящую рядом с кавалером, играющем на гитаре. Рядом устроились и другие представители высшего общества, которые наблюдают за происходящим и ведут свои беседы. На левой стороне полотна стоит кавалер с интересом разглядывающий статую обнаженной нимфы. Она придает картине особое настроение, удобно устроившейся на своем постаменте у обреза левого края холста. Края этого постамента тонут в ветвях, создается впечатление, что ветви разошлись на мгновение, чтобы показать зрителю эту бронзовую дриаду, оставленную отдыхающими дамами и кавалерами без должного внимания. На втором плане картины пышный ковер из травы и лесных цветов, сочно-зеленые кроны деревьев и прозрачный солнечный свет. Кажется, что подойдя поближе почувствуешь ни с чем не сравнимый пряный букет запахов леса, услышишь пение птиц, невидимых в гуще ветвей. Ватто колоссальное значение придавал цветовой гамме, точности цветового разрешения. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков. Костюмы его персонажей никогда не выглядят крикливыми на фоне красок природы, наоборот, улавливая солнечный свет парка и причудливо преломляя его, они кажутся естественным продолжением пейзажного компонента картин.

Парк предстает здесь как приют блаженства. Ватто великолепно передает блеск шелка, легкие блики солнечных лучей на траве и одежде персонажей, прозрачность и свежесть воздуха. Знакомиться с этими картинами необходимо обязательно в оригинале, поскольку репродукция не способна передать всего богатства оттенков палитры художника.

Особенностью творческой манеры Ватто является удивительная способность передавать с помощью кисти и красок легкое дыхание жизни. С другой стороны, основу стиля художника составляет тоска по исчезающей красоте. Возможно, именно болезнь и ранний уход из жизни определили особенности пронзительного мировосприятия Ватто. Очень интересна следующая деталь: что бы ни писал Антуан Ватто, во всех его работах отчетливо уловим оттенок грустной иронии. Они кажутся сном и мечтой поэта… В этом и заключается секрет рококо – искусства об искусстве, искусства, заменяющего жизнь.

Антуан Ватто прожил короткую жизнь — её полноценный творческий период охватывает лишь 10 — 12 лет. Художник умер в зените славы, и уже после его смерти, спустя десятилетие, стиль рококо достигнет своей кульминации. Многие картины художника в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже.

В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто — великий поэт восемнадцатого века. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом… Ватто, словно вновь возрождает красоту. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер, и не средневековое очарование строгости и твердости. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, её очарование, самая суть физической красоты. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».

Список литературы и источников

Мытарева К. В. Антуан Ватто — 50 биографий мастеров западно -европейского искусства XIV — XIX веков. — Л., Советский художник, 1968.

Чегодаев А. Д. Антуан Ватто. М., Искусство, 1963.

Немилова И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже.

Читайте также  Какой самый большой город в сша: список самых крупных городов америки

Короткая жизнь и ошеломительная слава «художника галантных празднеств» Антуана Ватто

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Любовь к рисованию как главная движущая сила

Для Антуана Ватто когда-то была придумана собственная ниша в искусстве – настолько велика была потребность как-то отделить его произведения от картин его современников, дать определение тому, что возникало на холсте благодаря таланту художника. Ничто, казалось бы, не предрекало блестящей карьеры живописца мальчишке из Валансьена, на границе Франции и Фландрии. Ватто появился на свет в 1684 году. Отец его был кровельщиком и человеком не самого утонченного воспитания – он имел проблемы с законом и постоянно испытывал потребность в деньгах. А вот Жан Антуан, а именно так звали будущего художника, интерес к рисованию ощущал с самого раннего детства и даже брал кое-какие уроки у местного живописца.
Но многого от Валансьена ждать не приходилось; наставник от дальнейших уроков с Ватто отказался. Еще не достигнув возраста 18 лет, юноша тайком покидает родной город и отправляется туда, где его стремление быть окруженным произведениями искусства может осуществиться: в столицу, в Париж.

Ни крепким здоровьем, ни приятным и легким нравом Ватто не мог похвастать уже в юном возрасте, главным и едва ли не единственным, что прокладывало ему путь в искусстве, был его собственный энтузиазм. Пришлось добывать себе хлеб копированием картин для мастерской на мосту Нотр-Дам – и Ватто штамповал один за другим дешевые наброски, а закончив работу, отправлялся делать зарисовки с натуры – на улицах, площадях, ярмарках.

Париж и вообще Франция в те времена – в начале XVIII века – были охвачены модой на театр. Зрители любили и уличных артистов, разыгрывавших перед ними сценки из итальянской Комедии дель арте, традиционного уличного народного театра, и спектакли парижских театров. Для художников работы было много – был спрос на создание декораций и на разработку сценических костюмов. А работы Ватто не боялся, более того – умел погружаться в нее целиком, жертвуя всем остальным миром. К тому же Париж и связи, которые постепенно появлялись у молодого художника, давали возможность соприкоснуться с поистине высочайшим уровнем живописи, произведениями мастеров масштаба Тициана и Рубенса.

Учеба, работа и вдохновение

Относительно театральной стороны творчества Ватто можно сказать, что он почувствовал своеобразный «мейнстрим» той эпохи: театры кормили не только артистов, но и художников-декораторов. Помогли и удачные знакомства. В какой-то момент Ватто становится учеником Клода Жилло, художника, который создавал декорации к театральным постановкам и рисунки моделей костюмов. Благодаря своему учителю Ватто узнал театр изнутри, его противоречия и скрытые от посторонних глаз нюансы; все это найдет свое отражение на картинах.

Никакого академического образования Ватто не получил, он учился живописи и рисунку на ходу. Талант и бесконечная работоспособность – вот что в итоге привело его во французские дворцы. В первую очередь это был Люксембургский дворец, где хранителем огромной коллекции художественных произведений был Клод Одран, новый учитель и впоследствии приятель Ватто. В залах дворца, где размещались произведения, по разным причинам не попавшие в Лувр, Ватто смотрел Корреджо и Пуссена, и многих других мастеров, и заочно учился живописи и у них. Уникальное отображение на холсте света и цвета, движения – все это Ватто почерпнул у великих.

В 1709 году Ватто принял участие в конкурсе Королевской академии художеств, где главным призом была поездка на год в Рим. Дерзкий и амбициозный Ватто рассчитывал на победу и был сильно разочарован, получив лишь второе место. Поражение он решил пережить в родном городе Валансьене, где сам к тому времени уже был парижской знаменитостью. Спустя менее чем год Ватто вернулся в Париж. Там его ждали новые удачные знакомства, снова самым непосредственным образом связанные с театрами. В 1714 году Ватто переехал в особняк к своему другу Пьеру Кроза, богатому человеку и большому знатоку искусства, любителю концертных и театральных постановок. Он представил талантливого приятеля академику живописи Шарлю де Лафоссу, а тот уж ходатайствовал о принятии Антуана Ватто в Академию. Картиной, выставленной на суд, стало «Паломничество на остров Киферу». Это произошло в 1717 году; жить художнику оставалось всего три года.

«Художник галантных празднеств»

Несмотря на свою короткую жизнь, Ватто успел насладиться признанием, насколько он вообще мог получать удовольствие от симпатий поклонников его творчества. За неимением другого определения, он стал «художником галантных празднеств» — потому что именно такому виду времяпрепровождения были посвящены его многочисленные произведения. Весь мир тогда и впрямь считался театром, и каждый играл свою роль – это главное, пожалуй, что несут в себе картины Ватто, на которых иногда не отличишь актера от парижского графа – поскольку и тот, и другой ведут игру на публику, носят личину, маску.

Интерес к актерам, к закулисной жизни, к сущности лицедейства был у Ватто вполне искренним, и можно проследить, как менялся его стиль с течением времени. Поначалу полотна с изображением актеров отличала особенная выразительность, нарочитость мимики и жестов; со временем Ватто переходит к минимальному выражению эмоций, оставляя на лицах персонажей и в их жестикуляции лишь намеки – отчего картина становится лишь выразительнее. Недосказанность и сдержанность лишь разжигают интерес – композиция приобретает новое звучание, в ней появляется таинственность.

Одна из самых сильных картин Ватто – «Пьеро», также называемая «Жиль» — тому яркое подтверждение. На полотне пойман момент, когда игра еще не началась, и каждый персонаж честен со зрителем, включая Пьеро, выражение лица которого диссонирует с его костюмом и общим настроением. Другие актеры безразличны к переживаниям Пьеро, чей облик выражает одиночество и растерянность. Лишь один персонаж, кажется, чувствует нечто похожее, и персонаж этот, смотрящий прямо на зрителя – осел.

Своеобразным итогом творчества Антуана Ватто стала картина «Вывеска лавки Жерсена», которую он написал уже будучи совершенно больным. На полотне художник изобразил пространство галереи, совмещенное с уличным, фасад исчез; на стенах внутри лавки – работы любимых художников Ватто: Йорданса, Рубенса, Веласкеса. Портрет Короля-Солнце упаковывают в ящик: эпоха Людовика XIV завершается, уступая место новому – в том числе и в искусстве.

В 1720 году Антуан Ватто скончался от туберкулеза, ему было 36 лет. Биография Ватто не дает никаких сведений о его личной жизни, считается, что у художника не было любовных связей, а потому, разумеется, не оставляются попытки найти хотя бы одну такую историю. Попыткам разгадать личность женщины, изображенной спиной к зрителю на некоторых картинах Ватто, посвящен кинофильм «Тайна Антуана Ватто», «искусствоведческий детектив», предлагающий еще одну точку зрения на причины интереса художника к событиям парижской театральной жизни.

Мода на картины Ватто пережила его самого, более того, настоящая известность пришла к художнику спустя значительное время после его гибели – к началу XIX века. Ватто был признан родоначальником стиля рококо и предтечей импрессионизма – во всяком случае, пейзажные и пасторальные полотна художника, атмосфера, которая наполняла композицию, в новом модернистском течении второй половины XIX века оказались весьма прогрессивными.
Ватто оставил после себя большое количество рисунков – и еще больше оказались пропавшими. Тем не менее ценители искусства не теряют надежду, что однажды будет найдена тетрадь художника с эскизами.

Читайте также: фламандский художник, изображавший семейные застолья — Якоб Йорданс.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тайны галантных празднеств

Антуан Ватто (1684-1721) — Паломничество на остров Киферу (1717) — Лувр

Сюжет картины изображает аллегорическое паломничество современных Антуану Ватто персонажей на остров Киферу. Реально существующий остров, иногда именуемый в латинском варианте — Цитера(греческое Κύθηρα), расположен в Эгейском море к югу от Пелопоннеса и считается одним из главных культовых центров богини любви и красоты Афродиты (от названия острова происходит и одно из именований богини — Афродита Киферийская).
Считается, что Ватто наложил на эту мифологическую подоснову один из сюжетных мотивов популярной в его годы комедии Флорана Данкура «Три кузины», в котором упоминался чудесный остров, откуда ни одна девушка не возвращается без поклонника или мужа.

Читайте также  Парад в царствование павла i, а. н. бенуа, 1907

Поездка на Киферу

Я сердцем радостно кружил вокруг снастей
И птицей в синеве носился беззаботно,
Корабль медлительно качал свои полотна,
Как ангел во хмелю от солнечных лучей.

Как называется, спросил я, остров мрачный?
— Кифера, был ответ, известный в песнях край,
Седых проказников игриво-пошлый рай,
А, впрочем, островок достаточно невзрачный.

— Земля сердечных тайн и чувственных услад!
Витает над тобой великолепной тенью
И в душу льет тебе любовное томленье
Венеры давних дней нетленный аромат.

Зеленых миртов край, пестреющий цветами,
Чей культ среди людей не будет знать конца,
Где в обожании молитвенном сердца
Уносит к небесам во вздохов фимиаме.

Первый вариант «Паломничества на остров Киферу» был создан Ватто в качестве обязательной картины для баллотирования в полные члены Королевской академии художеств. Этому предшествовала его первая попытка вступления в Академию и неудача в конкурсе 1709 года на получение стипендии для поездки в Рим. Вторая попытка вступления растянулась на пять лет: в 1712 году Ватто принимают кандидатом, но обязательную картину для прохождения в полные члены Академии он выполняет лишь в 1717 году. К этому времени живописные произведения Ватто, которые получили у современников условное название «галантных сцен», имели столь широкий успех, что это дало возможность членам Академии не рассматривать его вступительную работу в обязательной системе классических жанров. Для Ватто было сделано исключение: его картине был присвоен специальный статус «галантное празднество», тем самым Академия признавала заслуги художника.

Запись в протоколе собрания Королевской академии художеств от 28 августа 1717 года гласила: «Сьер Антуан Ватто, живописец, родом из Валансьена, причисленный 30 июля 1712 года, прислал картину, которую ему предложили исполнить для его приёма в Академию. Она изображает. «. Первоначально было написано: «паломничество на остров Киферу»; затем писец зачеркнул эти слова, а вместо них написал: «галантное празднество».

Создание второго варианта этого полотна искусствоведы датируют приблизительно: около 1718 года. Вероятно, авторскую версию необычно крупного произведения художника, поступившего в собрание Академии художеств, заказал для себя один из состоятельных поклонников искусства Ватто.

Первый вариант «Паломничества» впоследствии поступил в Лувр в составе собрания Академии художеств и в настоящее время занимает центральное место в зале произведений Ватто. Второй авторский вариант в середине XVIII века был приобретён для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого. Ныне этот вариант, для отличия получивший немного изменённое название: «Высадка на остров Киферу», экспонируется в берлинском дворце Шарлоттенбург.

Антуан Ватто (1684-1721) — Высадка на остров Киферу — Берлин, дворец Шарлоттенбург

Создавая второй вариант «Паломничества», Ватто в целом повторил сценографию первого, но при этом настолько существенно перестроил композицию и колорит, что в результате получилась не копия или реплика, а самостоятельное произведение. Между двумя картинами происходит тематический диалог, при этом их сравнительный анализ даёт больше возможностей для восприятия формы и понимания содержания каждой из картин, рассмотренной в отдельности.

На обеих картинах изображён остров Кифера. Об этом свидетельствует скульптурный символ острова любви: в луврском варианте — менее заметная в тени деревьев на среднем плане герма (четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов) Афродиты, в берлинском — выдвинутая к переднему плану динамичная скульптурная композиция Афродиты с Эротом на массивном постаменте, резко освещённая на фоне темных деревьев. На берегу расположились паломники, представляющие собой дам и их кавалеров, все они разбиты на пары.

Судно, доставившее паломников на остров, изображено лишь фрагментарно. В луврском варианте это ладья с гребцами, слева над берегом выступает украшение её носовой части — ростра в виде крылатой сирены. Над ладьёй в луврском варианте порхают фигурки путти, некоторые из них смешиваются с паломниками, при этом общее число путти не намного превышает количество основных персонажей.

Пу́тто (итальянское putto — «маленький мальчик», «младенец»).

Антуан Ватто (1684-1721) — Паломничество на остров Киферу (фрагмент с изображением ладьи и гребцов) — Лувр

Клод Дебюсси — Остров радости (1903-1904)
Играет — Святослав Рихтер

В берлинском варианте ладью сменяет корабль с мачтой и парусом, слева видна его золочёная корма, а ближе к центру картины — носовая часть. В берлинском варианте над кораблём зависает целая гирлянда путти, а их общее число увеличивается вчетверо. Одновременно увеличивается и количество основных персонажей — с 8 до 12 пар. Тем самым значительно насыщается и уплотняется пространство изображённого действия. Это сопровождается его визуальным сокращением. За счёт более низкой точки зрения (горизонта) и менее свободной предметной ситуации в берлинской «Высадке на остров Киферу» общее пространство изображения теряет глубину и широту луврского. Этот эффект усиливается и колоритом. В луврской картине классически выстроенная цветовая перспектива визуально подчёркивала удалённость задних (холодных) планов по отношению к передним (тёплым). В берлинском варианте теплый колорит затянутого сиренево-розовой дымкой неба визуально приближает его и ещё больше ограничивает пространство.

Антуан Ватто (1684-1721) — Высадка на остров Киферу (фрагмент с изображением корабля) — Берлин, дворец Шарлоттенбург

Франсис Пуленк — Паломничество на остров Киферу (1953)
Исполняют — Ада Горбунова и Виталий Гаврук

Существуют и сравнительная точка зрения на содержание сюжетов обеих картин. Согласно одной из них, луврскую картину можно рассматривать как размеренно-повествовательную: сюжет здесь достаточно широко развёрнут во времени — его зрительной метафорой становится панорамный пейзаж с уходящей вдаль водной дорогой. Эта дорога привела «паломников» к герме Афродиты, она же ограничивает их пребывание на «острове любви» перспективой неминуемого возвращения в мир реальной жизни. В берлинском же варианте уплотнённое и замкнутое пространство, наполненное динамикой празднества, до предела усиливает в образе состояние «здесь и сейчас». Если первый вариант, созданный Ватто для вступления в Королевскую академию художеств, в немалой степени ориентирован на живопись классицизма и его лидера Пуссена, чьи традиции ещё были сильны в Академии, то во втором варианте художник выстраивал форму и образ, в значительной мере следуя традициям Рубенса и мастеров венецианской школы.

Документальный фильм из цикла «Палитры» (Франция) — Тайны галантных празднеств (1995)
Режиссёр — Ален Жабер

Луврский вариант картины стал картиной в картине Паскаля Даньян-Бувре:

Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре (1852-1929) — Художница-акварелистка в Лувре — Эрмитаж

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Антуан Ватто

Жан Антуан Ватто ( 1684 — 1721 годы жизни) — французский живописец, гравер и рисовальщик. Родился в Валансьене в семье кровельщика и плотника. Его отец отличался достаточно вспыльчивым характером, за что не раз имел неприятности с законом.

Рисованием Жан Антуан увлекался с детства. Учился у местного живописца Жака — Альбера Жерена ( 1640 — 1702 годы жизни), который не обладал большим дарованием. Спустя несколько лет талантливый юноша покидает наставника, так как видит, что не сможет у него научиться ничему полезному.

В 16 лет Жан Антуан Ватто тайком от родителей отправляется в Париж, чтобы совершенствовать свое мастерство. У молодого художника в то время совершенно не было средств к существованию, и он поступает на работу в мастерскую живописи на мосту Нотр — дам, где копирует популярные картины известных художников. Эти работы хозяин мастерской продавал свои клиентам — и те оставались чрезвычайно довольными, потому что копии получались очень точными и качественными.

Читайте также  Натюрморт с музыкальными инструментами, питер клас, 1623

В свободное от работы время Жан Антуан отдается творчеству — он много пишет с натуры, что характеризует его как чрезвычайно трудолюбивого человека. Спустя 4 года у Антуана Ватто появляются первые покровители — Пьер Мариэтта и его сын Жан, которые владели фирмой, торговавшей картинами и гравюрами.

При их содействии Жан Антуан поступает учеником к Клоду Жилло — мастеру театральных декораций, живописцу средней руки. Несколько лет он работал у Жилло, писавшего маски для комедии дель Арте. Однако впоследствии Ватто перешел в ученики к Клоду Одрану ( 1658 — 1734 годы жизни). где и сформировал свой собственный стиль изображения жизни людей и природы.

Художественная карьера Ватто сложилась не сразу, однако он продолжает упорно работать над усовершенствованием своего мастерства. В 1710 году — это уже определившийся художник со своей темой, собственными приемами и взглядами.

Ватто стремительно прославился картинами в стиле рококо , получившими название » галантных празднеств». Он писал кавалеров и дам веселящихся, флиртующих, танцующих в парках и на красивых лужайках. Изображенные на картинах беззаботные, веселые люди в красивых одеждах очень нравились публике, и у Антуана Ватто появились первые заказчики, а следом за ними пришла и долгожданная популярность.

Атмосфера празднеств была фантастической — не то театральной, не то нездешней, фантастической. Сочетанием блеклых, пастельных мерцающих тонов с рассеянным тусклым освещением он добивался меланхолического эффекта, странно противоречившего содержанию картин. В » празднествах» Ватто не было никакой праздничности, а был странный, фантасмагорический мир, который, однако, привлекал к себе внимание и вызывал восхищение.

Среди произведений художника можно назвать следующие:

  • «Затруднительное положение»

Антуан Ватто » Затруднительное положение» ( 1715 — 1716 годы)

  • » Урок любви»

Антуан Ватто » Урок любви» ( 1716 год)

  • » Любовная песня»

Антуан Ватто » Любовная песня» ( 1717 год)

  • «Паломничество на остров Киферу»

Антуан Ватто » Прибытие на остров Киферу» ( 1717 год). Холст, масло

  • «Капризница»

Антуан Ватто » Капризница» ( 1718 год). Холст, масло

  • » Актеры Французской комедии»

Антуан Ватто » Актеры Французской комедии» ( 1712 год)

  • «Общество в парке»

Антуан Ватто » Общество в парке» ( 1718 — 1719 годы)

  • » Вывеска лавки Жерсена»

Антуан Ватто » Вывеска лавки Жерсена» ( 1720 год). Холст, масло

  • «Жиль»

Антуан Ватто » Жиль» ( 1718 — 1719 годы)

  • » Арлекин и Коломбина»

Антуан Ватто » Арлекин и Коломбина» ( 1716 — 1718 годы)

Ватто побывал в Англии, пользовался там головокружительным успехом, и оказал глубокое влияние на творчество английских художников Хогарта и Гейнсборо. Антуан Ватто отличался проницательным умом и возвышенными чувствами, был усидчивым и трудолюбивым, не страдал тщеславием, и совершенно не дорожил славой и деньгами.

Качественные репродукции полотен Антуана Ватто гармонично впишутся в оформление интерьера в стилистике рококо или барокко, а также прекрасно подойдут для создания дизайна интерьера классического стиля.

Антуан Ватто » Венецианский праздник» ( 1718 — 1719 годы)

Антуан Ватто — мастер галантной французской живописи

Антуан Ватто (Antoine Watteau; родился 10 октября 1684 года — умер 18 июля 1721 года) был знаменитым французским живописцем XVIII века, одним из основателей рококо, гениальным автором множества рисунков. Широкую известность Антуан Ватто приобрел благодаря изысканным картинам, названных современниками «галантными празднествами». Многочисленные колоритные произведения художника глубоко проникнуты изяществом, поэтичностью и лирикой.

Антуан Ватто оставил потомкам несколько десятков тысяч работ, в том числе великолепных эскизов и этюдов. Чтобы добиться максимальной выразительности персонажей, он всегда создавал большое количество предварительных набросков перед написанием очередного шедевра.

Биография Антуана Ватто

Антуан Ватто появился на свет 10 октября 1684 года городе Валансьене на севере Франции в семье мелкого буржуа. Его отец отличался крутым нравом и часто колотил своих близких, но не препятствовал увлечению сына рисованием. Уже в 10-летнем возрасте Антуан начал обучение живописи у скромного местного художника Жака-Альбера Жерена (Jacques-Albert Gérin), но быстро превзошел своего учителя и перестал посещать занятия.

В 1702 году Антуан Ватто тайком от родителей пешком ушел из родного Валансьена в Париж, чтобы исполнить свою мечту — стать профессиональным живописцем. Вскоре ему удалось устроиться в художественную мастерскую, хозяева которой продавали копии шедевров знаменитых мастеров парижанам. Здесь Ватто ежедневно занимался копированием работ великих художников, а досуг посвящал зарисовкам с натуры.

В 1704 году состоялось случайное знакомство 20-летнего Антуана с отцом и сыном Мариэттами — владельцами солидной фирмы по продаже произведений искусства. Они по достоинству оценили талант молодого Ватто и помогли ему поступить на обучение к Клоду Жилло (Claude Gillot). Опытный наставник привил ученику любовь к изображению театральной жизни. Впоследствии эта тематика станет одной из основных в творчестве Ватто.

В 1707 году Антуан устроился помощником к хранителю художественных коллекций французских королей Клоду Одрану (Claude Audran), который также был модным художником-декоратором своей эпохи. Ватто участвовал в создании театральных декораций вместе с Одраном и получил неограниченный доступ к шедеврам старинных мастеров.

В 1709 году живописец принял участие в престижном конкурсе Королевской академии художеств, но занял лишь 2 место. Уязвленный этой неудачей, он уехал в родной Валансьен, где познакомился с местным ваятелем Антуаном Патером (Antoine Pater). Тот уговорил молодого гения взять в ученики своего сына и снова вернуться в столицу.

В начале 1710-х Антуан Ватто усердно пишет картины на тематику театральной жизни и становится весьма знаменитым. В 1712 году он подал заявку на поступление в академию художеств, но смог представить обязательную работу лишь 5 лет спустя. К этому времени Ватто стал самым популярным живописцем Парижа, о нем заговорили не только во Франции, но и в других странах Европы.

К сожалению, успехи в творчестве были омрачены резким ухудшением здоровья художника. Врачи обнаружили у него туберкулез, который быстро прогрессировал. В конце 1719 года Ватто уехал в Лондон для лечения к известному светилу медицины Ричарду Миду, но оно не помогло.

Летом 1720 года живописец вернулся в Париж, а вскоре перебрался в пригород столицы, где ему было легче переносить тяжкую болезнь. 17 июля 1721 года Антуан Ватто скончался, не оставив после себя наследников.

Самые известные картины Антуана Ватто

Самые знаменитые картины Антуана Ватто сегодня по праву считаются шедеврами французской живописи начала XVIII века. Среди них можно выделить следующие работы:

  • «Сатира на врачей» (1706) — одна из первых сохранившихся картин молодого художника, еще незрелая, но удивительно изящная гротескная буффонада.
  • «Паломничество на остров Киферу» (1717) — произведение, написанное живописцем в качестве обязательной работы для поступления в Академию художеств. Именно с этой картины название нового жанра «галантное празднество» (фр. fête galante) появилось в мировом искусстве.
  • «Жиль» (1718) — оригинальный взгляд художника на любимую театральную тематику. Актер на картине вопреки всем традициям жанра изображен не в динамичной позе, а в полном бездействии.
  • «Вывеска лавки Жерсена» (1721) — последняя работа мастера, созданная для близкого друга Жерсена — владельца антикварной лавки. Это произведение выделяется на фоне других работ огромными габаритами и необычным фоном.

На портале Very Important Lot можно не только прочитать интересные статьи об известных деятелях искусства, но и принять участие в арт-аукционах. Любой посетитель сайта также имеет прекрасный шанс недорого купить картины, рисунки, скульптуры и ювелирные украшения напрямую у современных мастеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: