Обручение девы марии, рафаэль санти, 1504 - JEKATERINBURG.RU

Обручение девы марии, рафаэль санти, 1504

Обручение Девы Марии — Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения

Глядя на эту картину, ощущаешь волнение и легкий трепет, как будто свежим ранним утром перед твоими глазами разворачивается изящное и изысканное действо в какой-то далёкой и прекрасной стране. Одно из лучших ранних произведений будущего гения буквально пронизано спокойствием, мягким лиризмом и гармонией. Мастер избрал для сцены обручения симметричное построение, которое сразу привлекает наше внимание к центру композиции, а также позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности и особой торжественности события. Слегка наклонив голову, первосвященник сближает руки Марии и Иосифа. Взгляды главных героев сосредоточены на самом событии.

Следуя тексту сборника «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, обручение проходило в храме Соломона, но Рафаэль изобразил сцену не в интерьере, как это было принято ранее, а перед храмом, посреди площади. За Марией – группа девушек, за Иосифом – юношей. В левой руке Иосифа – процветший посох, что по преданию явилось знаком его богоизбранности. Обе части композиции скреплены встречным движением персонажей.

Храм-ротонда на заднем плане окружён стройной колоннадой, через его сквозные проходы льётся свет. Мастер ясно и соразмерно передает глубину пространства, организуя его с помощью прямой итальянской перспективы. Библейские события он излагает в контексте своего времени. Участники главной сцены и публика на площади одеты по моде XVI в., а здание храма напоминает недавно построенную Д. Браманте часовню-ротонду Темпьетто в Риме. Таким образом, художник отрицает историческое время сюжета, подчеркивая вневременный характер вечного действа.

История создания

Самая ранняя из точно датированных и подписанных работ Рафаэля была заказана богатым семейством Альбицци для капеллы св. Иосифа в церкви св. Франциска маленького умбрийского городка Читта-ди-Кастелло. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Марии претендовало несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря божественному знамению: его жезл расцвел прямо у него в руках. Сюжет был особенно популярен в той части Италии, где родился и вырос Рафаэль. Обручальное кольцо Девы Марии хранилось в кафедральном соборе Перуджи и было предметом особого благоговения как свидетельство земной жизни Богородицы.

Несколькими годами ранее, в 1499 г., П. Перуджино написал для этого собора алтарный образ «Обручение Марии». Рафаэль, выполняя собственный заказ, почти полностью повторил иконографию и строгую композицию учителя, гениально нарушая легкими несоответствиями её тяжеловесную симметрию. Картина молодого мастера лишена архаической скованности и статики. Фигуры переднего плана расположены изящным полукругом в отличие от фризовости Перуджино, их позы и жесты полны естественной грации. В этой ранней работе уже полностью проявились те качества, которые станут отличительной чертой дарования художника – тонкий лиризм и поэтическая просветленность.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, — это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

history_of_art

  • Add to friends
  • RSS

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

1504 г. Дерево, масло. 170 х 117 см
Пинакотека Брера, Милан

Чистейшей прелести чистейший образец.
А.С. Пушкин

Картина «Обручение Марии» (» Lo sposalizio della Vergine «) написана молодым художником – Рафаэлю был всего 21 год — в завершение его ученичества в Перудже у Пьетро Перуджино. В этой картине он еще остается старательным учеником почтенного мастера, и в то же время мы видим, как в нем рождается великий художник, с именем которого нерасторжимо связано для нас само понятие гения.

Сюжет «Обручения» был особенно популярен в Умбрии на рубеже15-16 веков: в 1478 г. Кафедральный собор Перуджи получил драгоценную реликвию – обручальное кольцо Девы Марии (оно было попросту украдено перуджийцами из церкви города Чиуси в Тоскане). Учитель и ученик создают алтарные образы на тему «Обручения» почти одновременно: Перуджино писал свою картину для Кафедрального собора Перуджи между 1500 и 1504 гг., Рафаэль исполнил заказ богатого семейства Альбиццини в 1504 г. Его «Обручение» предназначалось для капеллы Св. Иосифа в церкви Сан Франческо города Читта ди Кастелло.

В Евангелиях нет свидетельств об обручении Марии и Иосифа. Источником, вдохновлявшим Перуджино и Рафаэля, была «Золотая легенда» ( Legenda Aurea ) – составленный около 1260 г. архиепископом Генуи Якопо да Варацце сборник христианских сказаний и житий святых, который по своей популярности уступал в 14 -16 веках только Библии. В «Золотой легенде» рассказывается, что Мария воспитывалась в Иерусалимском Храме. Когда она достигла совершеннолетия и по ритуальным причинам должна была покинуть Храм, Марию надлежало поручить опеке добродетельного супруга — хранителя ее девственности. Иосиф был выбран по знамению свыше: все претенденты на руку Марии оставили в Храме свои посохи, но только посох Иосифа чудесным образом расцвел (в другом варианте сказания – из посоха Иосифа вылетела голубка).

Пьетро Перуджино. Обручение Девы Марии.1500-1504 гг.

Картины Перуджино и Рафаэля совпадают не только сюжетно: здесь много общего в композиции и в отдельных мотивах. (Перуджино в «Обручении Марии» во многом повторил композицию своей фрески в Сикстинской капелле Ватикана «Передача ключей Св. Петру» (1482 г.), поэтому исследователи иногда ищут сходные мотивы, сравнивая «Обручение» Рафаэля с «Передачей ключей». Представляется все же более вероятным, что Рафаэль отталкивался именно от «Обручения» Перуджино, а не от ватиканской фрески, которую он вряд ли мог видеть в оригинале до1504 г.)

В центре обеих картин мы видим Первосвященника Иерусалимского Храма, поддерживающего протянутую руку Марии и руку Иосифа, который готовится надеть обручальное кольцо на палец суженой. Иосиф с расцветшим посохом, по традиции, изображен босоногим; детали сложного одеяния Первосвященника, сходные в обеих картинах, восходят к ветхозаветным описаниям.

Марию сопровождают подруги, а за спиной Иосифа стоят со своими не расцветшими посохами неудачливые женихи. Один из них в досаде переламывает посох о колено. За спинами людей простирается почти пустынная площадь, мощенная крупными плитами, в центре которой возвышается Иерусалимский Храм. Ступени, венчающий храм купол на мощном барабане, сквозной дверной проем с треугольным порталом, колонны с голубеющим между ними небом – все эти архитектурные соответствия мы находим у Рафаэля и Перуджино. Вдали на обеих картинах зеленеют мягкие, подернутые дымкой холмы – характерный пейзаж Умбрии. Но чем больше композиционных и сюжетных аналогий мы обнаруживаем, тем разительнее выступает несомненное превосходство Рафаэля над Перуджино. «Ученик превзошел учителя», — эти слова, обращенные в свое время В.А. Жуковским к юному Пушкину, мог бы, наверное, повторить Пьетро Перуджино, сравнивая свою работу с творением Рафаэля.

Читайте также  Какая самая большая и высокая башня (телебашня) в мире, в россии

Работа Перуджино проигрывает в сравнении с рафаэлевским «Обручением» не потому, что она плоха – это просто иной уровень художественного мышления. Картина Рафаэля с первого взгляда покоряет соразмерностью, благодатной слаженностью целого и каждой детали. Абсолютная гармония «Обручения» — плод не только вдохновения, но и точного расчета, архитектурной выверенности композиции.


Храм Геркулеса.
II в. до н.э. Бычий форум, Рим
Пьеро делла Франческа. Урбинская ведута. 1475 г. Фрагмент

Если Перуджино вытягивает композицию по горизонтали (портики по обе стороны храма, стоящие на одной линии фигуры переднего плана), то Рафаэль разворачивает пространство картины вглубь. В начале 16-го века владение перспективой было отнюдь не внове, но искусность Рафаэля поразила его собратьев по цеху: «В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи», — писал Джорджо Вазари об «Обручении» в своих «Жизнеописаниях». Однако мастерское перспективное построение ценно здесь не само по себе, а как выражение высшей идеи картины. Продолжив мысленно боковые линии цветных плит, которыми выложена площадь, мы убедимся, что точка их схода расположена точно в дверном проеме Храма, за которым открывается бесконечность небес. Для современников Рафаэля символика была очевидна: сходящиеся линии-лучи соединяют сцену Обручения с Храмом — местом Божественного присутствия, и дальше – со всей Вселенной. Обручение Марии и Иосифа обретает масштаб космического события, происходящего по велению Всевышнего.

Мир земной, в котором творится Божественная история, предстает в картине Рафаэля как соразмерное отражение мира небесного. Границей земного и небесного миров становится вход в Храм. Подтверждение этой мысли мы снова находим в композиции картины. Разделим картину по линии горизонта, совпадающей с низом дверного проема. Расстояние от верха картины до порога Храма (А) относится к расстоянию от порога до низа картины ( B ), так же как расстояние В — к общей высоте картины (С). Рафаэль использует принцип золотого сечения: меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине (А:В = В:С). Волшебные свойства золотого сечения, лежащего в основе гармоничных пропорций, были заново открыты е вропейским искусством на рубеже 15-16 веков благодаря исследованиям Леонардо да Винчи: он ввел сам термин «золотое сечение» и проиллюстрировал трактат Луки Пачоли « De Divina Proportione » («О божественной пропорции»), вышедший в 1509 г., через пять лет после создания «Обручения». Таким образом, Рафаэль, который в «Обручении» многократно применил «божественную пропорцию», стал одним из пионеров использования золотого сечения в ренессансной живописи.

«Скрытая геометрия» картины

Еще одна тайна композиции «Обручения» откроется нам, когда вместо линейки мы вооружимся циркулем. Продолжив завершающее картину полукружие, мы получим окружность, центр которой — вершина треугольного портала над входом в Храм, а нижняя точка находится на уровне рук Первосвященника. Мотив круга (обручального кольца!) находит в картине множество аналогий. Фигуры на переднем плане расположены двумя широкими дугами — одна развернута к храму, другая — к зрителю. Закруглению рамы вторит полусферический купол Храма, который у Рафаэля, в отличие от Перуджино, не сливается с верхним краем картины. Храм максимально приближен в плане к кругу и опоясан круглыми колоннами, поддерживающими дуги аркад.

Очевидно сходство храма, изображенного Рафаэлем, со знаменитым Темпьетто – возведенным в 1502 г. в Риме по проекту Донато Браманте круглым купольным храмом Сан Пьетро, который стал новым словом в архитектуре Ренессанса. Обращаясь к традициям строительства древних римлян, Браманте возрождал в зодчестве форму центрического храма-ротонды. Причину этого сходства нельзя назвать с уверенностью. Вряд ли Рафаэль видел Темпьетто (не сохранилось никаких сведений о том, что он в годы учения в Перудже посещал Рим). Возможно, Браманте и Рафаэль вдохновлялись одним и тем же образцом: так называемой «Урбинской ведутой» (1475) Пьеро делла Франческа – изображением площади идеального города с центрическим храмом. Ведута (на итальянском — «вид») хранилась в Урбино, откуда были родом Браманте и его младший современник Рафаэль и где они оба вполне могли ее видеть. Идея круглого храма вдохновляла художников и архитекторов Ренессанса: со времен античности круг считался идеальной фигурой, символизирующей бесконечную сущность Бога, его справедливость и совершенство. Сделав круг композиционным модулем картины, Рафаэль создает мир единый и гармоничный, где все взаимосвязано и подвластно Божественной воле.

Рафаэль. Обручение Марии.1504 г. Фрагмент
Архитектор Донато Браманте. «Темпьетто». (Храм Сан Пьетро). 1502 г., Рим

В «Обручении» можно найти еще много проявлений геометрической упорядоченности композиции — например, равносторонний треугольник в центре картины. Его боковые стороны, совпадающие с перспективными линиями, соединяют дверной проем Храма с фигурами Марии и Иосифа, а нижняя сторона проходит через нижнюю точку уже известной нам окружности. Вся картина выстроена на диалоге прямых линий и дуг. «Противопоставление упругих, круглящихся линий фигур и жестких, прямоугольных очертаний плит площади как бы примиряется в образе идеального храма, построенного содружеством циркульных и прямых линий и плоскостей», — отмечает в своей книге «Рафаэль» (1971) В. Н. Гращенков.

Но, «поверяя», подобно пушкинскому Сальери, «алгеброй гармонию», мы можем лишь отчасти понять, почему, когда мы смотрим на эту картину, нас охватывает восхищение, почему в музее после созерцания творений Рафаэля трудно переключиться на осмотр других произведений. «Обручение» — одна их тех картин, что сродни стихам или музыкальному сочинению. Ритмическая организованность, которую мы можем воспринимать подсознательно, но способны и проанализировать, служит здесь как бы канвой для тонкого, сложного, неповторимого узора, прелесть которого, будь он соткан из слов, звуков или линий и цвета, можно лишь почувствовать, но не объяснить.

Рафаэль. Обручение Девы Марии.1504 г. Фрагмент

На фоне царящей в картине уравновешенности, каждое отступление от симметрии обретает особую выразительность, и почти статичная сцена наполняется жизнью, движением. Рафаэль, в отличие от Перуджино, помещает Марию не справа, а слева, так, что ее правая рука, на которую Иосиф надевает кольцо, полностью видна зрителю. Трепет этой доверчиво протянутой руки, мягкость жеста контрастируют с энергичным движением юноши, переламывающего посох.

Фигуры женихов и миловидных подруг Марии однотипны и не очень выразительны, поэтому исследователи часто видят в них следы еще не изжитого ученичества Рафаэля. Но можно рассудить и иначе: эти фоновые фигуры оттеняют значительность главных образов – Марии, Иосифа и Первосвященника. Отклонив фигуру Первосвященника вправо (у Перуджино он стоит прямо по центру), Рафаэль подчеркивает трогательное одиночество Марии – избранницы, смиренно принимающей свой жребий. Ее чистый девичий профиль, грациозно склоненная головка, благородство черт, сосредоточенная задумчивость с налетом грусти – во всем этом уже узнается Рафаэль.

«Обручение» — первая работа, которую молодой художник решился подписать. На центральной оси, прямо над аркой храма, мы читаем: » RAPHAEL URBINAS » (Рафаэль Урбинский), а по бокам, чуть ниже, римскими цифрами обозначен год создания картины — MDIIII (1504). Этой гордой надписью над входом в Храм Рафаэль словно подтверждает свою будущую миссию мастера, воплощающего на земле небесное совершенство.

Что нужно знать культурному человеку про 10 самых знаменитых картин Рафаэля

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также  Какая самая многочисленная и распространенная религия в мире

1. Обручение Девы Марии

Эта картина была создана в 1504 году. Рафаэль вдохновился величайшим художником умбрийской школы, которого он мог назвать своим учителем, а именно – Пьетро Перуджино, что за год до этого создал точно такой же рисунок. На картине изображен процесс бракосочетания, где Иосиф протягивает кольцо своей суженной Марии. Если сравнивать эти две картины, то можно с легкостью увидеть, как ученик превосходит своего учителя. Искусствоведы мира соглашаются, что версия Рафаэля куда более глубокая, красочная, а также построена на правилах линейной перспективы. В своей картине Рафаэль бросил вызов своим современникам, начав создавать более реалистичные образы людей, что не просто стоят на одной линии, но и ощущаются, как единое целое.

2. Святой Георгий и дракон

Эта картину Рафаэль пишет в 1506 году, и в ней явно ощущается влияние таких творцов, как Да Винчи и Босх, что вдохновили художника на создание ещё одного шедевра военной живописи. Так, комплекс картин Рафаэля на тему битвы с драконом, где главными героями являются Георгий и Михаил, объединены общей идей и даже стилистикой. На этом же полотне Рафаэль изображает известную легенду о том, как Святой Георгий победил дракона, и его работа считается самой известной на эту тематику, которая сочетает в себе влияние умбрийской и флорентийской школы. В своё время она выставлялась в Эрмитаже в России, где вызывала бурный ажиотаж прежде, чем попала в Национальную художественную галерею в городе Вашингтон.

3. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци

В 1506 году Рафаэль создает ещё два своих шедевра в жанре портретной живописи. Будучи легким на общение и весьма очаровательным молодым человеком с безупречными манерами, он с легкостью входит в высший свет, где знакомится со многими известными личностями, богатыми представителями власти и находит своих покровителей. В это же время он завязывает тесное знакомство с Аньоло Дони, богатым торговцем тканями, который планировал свадьбу на девушке по имени Маддалена Строцци, и в честь этого решил заказать у Рафаэля двойной портрет. Столь щедрое предложение побудило художника с особой внимательностью подойти к этим портретам. Так, на первый взгляд кажется, что на них изображены самые обычные люди, которые одеты в простые одежды. Однако именно эта простота вынуждает замечать детали: мягкость и одновременно строгость выражения лица Дони, а также власть и чуткость молодой невесты Маддалены, что очень точно передана через мелкие детали в виде украшений.

4. Святая Екатерина Александрийская

В 1508 году Рафаэль пишет эту картину, вероятно, перед своим отъездом в Рим. Считается, что она была создана не для выставки, а для личного пользования самого художника. На этом полотне заметно не столько влияние его учителя Перуджино, сколько наследование техники Да Винчи. Особенно это заметно в позе, которую принимает Екатерина, а также в плавных изгибах её тела. Это позволило Рафаэлю передать движение и грацию, даже несмотря на то, что девушка замерла без движения. Также художник намеренно изобразил её смотрящей в небо, где проступают золотистые лучи сквозь облака. Искусствоведы называют эту картину идеальным отображением мученичества, поскольку сама Екатерина опирается на колесо с острыми гранями, однако при этом лик её обращен к богу. Сегодня же картина выставляется в Национальной галерее Лондона.

5. Афинская школа

На протяжении 1508-1510 годов Рафаэль занимается созданием своих величайших творений – Станц (фресок). Так, в 1508 году он прибывает в Рим по особому приглашению Папы Юлия II, что, будучи наслышанным о безмерном таланте юного художника, предлагает ему сотрудничество. Так, Рафаэлю поручают нарисовать одну из фресок в комнате самого Папы. Талантливый художник так виртуозно справился со своей работой, что Юлий II, впечатлившись этим, прогнал остальных творцов, включая учителя Рафаэля, поручив тому самостоятельно заниматься станцами. Самой знаменитой фреской этого периода как раз считается «Афинская школа», которая находится у собрания книг по философии. Она является собирательным образом всех великих умов, философов и мудрецов на одном полотне, где можно отыскать Платона и Архимеда, Сократа, Пифагора, Гераклита и других выдающихся личностей. А если присмотреться поближе, то можно заметить на фреске самого Рафаэля, Да Винчи и даже Микеланджело.

6. Диспута

Эта фреска, созданная в 1510 году, считается наиболее знаковым произведением искусства эпохи Возрождения во всём Риме. Так, фрески Рафаэля, которые он пишет для Апостольского дворца, ничуть не уступают творениям Микеланджело для Сикстинской капеллы. Она была нарисована в так называемой «Комнате подписи» и входит в перечень станц, созданных Рафаэлем. В верхней области изображено небо, где можно увидеть главные религиозные фигуры – Христа, Деву Марию, а также Моисея и даже Адама. Чуть ниже, в центральной части фрески, изображены епископы и другие святые люди, священники, а также простые верующие, которые ведут диспут на какую-то тему. А если присмотреться, то справа можно заметить самого Данте Алигьери.

7. Сикстинская мадонна

Эта картина, написанная в период с 1513 по 1514 года, считается вершиной творчества Рафаэля. Она изображает деву Марию, которая спускается к людям, держа на руках малыша Иисуса. Её лицо выражает одновременно нежность и некоторую толику тревоги. Рядом с ней – святой Сикст, а также святая Варвара, которые склонились в почтительном и слегка смиренном жесте. Кроме того, в нижней части картины можно увидеть двух херувимов, что считаются самыми известными ангельскими персонажами за всю историю живописи. Смиренность других персонажей на картине, а также тяжелый занавес сверху – отличный художественный прием, который был использован Рафаэлем для того, чтобы приковать внимание зрителей к Мадонне. Интересно, что в Германии эта картина признана по-настоящему божественной и считается самой невероятной в истории искусства.

8. Донна Велата

В 1515 году, на самом пике своего творчества, Рафаэль пишет портрет, который также известен, как «Дама с вуалью». На нём он изобразил Маргариту Лути – дочь булочника, в которую он, если верить преданиям, был страстно влюблён. И эту влюбленность он выплеснул в своём творчестве, изображая её в самых нежных, воздушных и легких красках, которые только можно отыскать. Вскоре Рафаэль и Маргарита сочетались браком, и он стал называть свою любимую «форнарина», что в переводе означает «булочка». На портрете она изображена с покрытой головой, что обозначает замужнюю женщину. Её поза и лицо передают спокойствие, изящность и грацию, а нежное, персиковое лицо и глубокие глаза буквально светятся счастьем. А особое внимание к предметам одежды дает возможность почувствовать максимальную реалистичность этого полотна.

9. Портрет Бальдассаре Кастильоне

В период с 1514-1515 годы Рафаэль занимается тем, что пишет портрет своего друга – мецената Кастильоне. Бальдассаре был известным философом, поэтом и даже дипломатом, считался самым образованным человеком своего времени. Впрочем, он был известен и как мягкий по характеру человек, что художнику удалось передать, используя аккуратные, плавные линии и краски. Рафаэль облачает Кастильоне в скромные, простые одежды, а также рисует тронутое старостью и зрелостью лицо мужчины, что выражает спокойствие и уверенность. Как позже заметят искусствоведы, этот портрет стал собирательным образом того, как должна была выглядеть портретная живопись в эпоху Ренессанса, а также он вдохновил таких великих художников, как Матисс, Рембрандт и Тициан.

10. Преображение

Эта картина, созданная в 1516-1520 годах, считается последней, что вышла из-под пера Рафаэля. Она создавалась специально для Нарбоннского собора по заказу кардинала Джулио Медичи. Однако эту работу Рафаэль так и не смог завершить, скоропостижно скончавшись от неизвестной болезни, а за кисточку и её продолжение взялся Джулио Романо. На картине изображен религиозный момент, когда Иисус решает открыть своим ученикам свою настоящую сущность. Полотно делится на две основные части: сверху, в божественном свету, изображен сам Христос, а внизу его ученики безуспешно пытаются изгнать Дьявола из маленького мальчика. Контраст света и тьмы, вероятно, подразумевает разделение на божественное и людское. И, что характерно, верхнюю часть писал сам Рафаэль, а нижнюю – Романо, что очень сильно бросается в глаза.

Читайте также  Самые востребованные профессии будущего в россии и мире

Читайте также о том, кто же был одним из самых любимых художников Гитлера и чем прославился этот человек.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обручение Девы Марии

Брак Девы Марии и Иосифа по-разному трактуется в католицизме и православии. В православии считается, что имела место лишь условная видимость брака, назначенная укрыть от людей тайну девственного зачатия и за пределами этого назначения едва ли имеющая какой-либо смысл, так что Дева Мария постоянно именуется у православных авторов «неискусобрачной», т.е. не испытавшей брака. В католицизме же считается, что брак Девы Марии и Иосифа, будучи свободен от всякого плотского элемента, является мистической реальностью особого порядка, как брак не «во едину плоть», но «во единый дух и во едину веру»,так что Иосиф — действительно супруг Девы Марии и в своем отношении к Христу причастен отцовству «отца небесного» как его земной образ.

Дева Мария, Иисус Христос и Иосиф Обручник. Витраж в храме святой Этелдреды в Лондоне

Обручение Девы Марии и Иосифа считается богородичным праздником, отмечаемым 30 сентября, только в Маронитской Церкви, последователями которой являются ливанцы.

Дева Мария дала обет хранить вечную девственность. Девственная чистота не считалась добродетелью в иудаизме. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество. Когда исполнилось Деве Марии 14 лет и 11 дней, первосвященник объявил ей, что по обычаю она обязана оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом свой. Пречистая Дева смиренно, но твердо отвечала ему, что от рождения своего посвящена родителями Богу и сама дала Богу обет сохранить навсегда свое девственность и не желает нарушить его. Удивился первосвященник такой твердой решимости; смутились и священники: они не могли принудить Деву нарушить обет. Все они собрались во храм и усердно молились, да явит им Бог волю свою. Первосвященник же, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с молитвою, да сподобится услышать волю Божию. Ему явился ангел и сказал: «Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства ее». Первосвященник собрал 12 благочестивых мужей из рода Давидова к храму и взял у них жезлы. На всю ночь жезлы были оставлены во храме, а на другой день, когда первосвященник со служителями церкви и избранными 12 мужами вошли во храм, тогда увидели, что жезл Иосифа расцвел. А когда первосвященник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, тогда все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл.

Иосиф был прямым потомком династии царя Давида, однако он жил трудами рук своих, занимаясь плотницким и столярным ремеслами, которым потом он обучил Иисуса Христа. Иосиф был беден. В Новом Завете сказано, что Девы Мария принесла в жертву за очищение после родов двух голубок (так было принято только у бедняков).

Согласно апокрифической традиции, к моменту обручения Иосиф был вдовцом почтенного возраста, уже имевшим нескольких детей. Однако в католической мистике к 15 веку возрождается намеченное у некоторых латинских отцов церкви представление о Иосифе как молодом девственнике. Такие представления были воплощены, например, на картине Рафаэля «Обручение Девы Марии». На картине Рафаэля момент обручения Девы Марии и Иосифа предстает актом вселенского значения. Уходящая вдаль площадь, переходящая в величественный храм и бескрайний пейзаж — всё это подчеркивает бесконечность духовного пути двух молодых людей. Свет, проходящий сквозь храм, символизирует Божье благословение брака Девы Марии и Иосифа. Образ Девы Марии, любимый образ Рафаэля, на этой ранней его картине наполнен необычайной духовной чистотой. Естественность, просветленный покой, предчувствие своего предназначения – всё это присуще юной и прекрасной девушке.

Рафаэль. Обручение Девы Марии

Пьетро Перуджино. Обручение Девы Марии

Fidelis Schabet. Обручение Девы Марии

Алонсо Кано. Обручение Девы Марии

Лука Джордано. Обручение Девы Марии

Обручение Девы Марии. Витраж в храме Девы Марии и английских мучеников в Кембридже (Англия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Провен (Франция)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Уэксфорд (Ирландия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме монастыря Downside Abbey (Англия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Freeland (Англия)

Обручение Марии 1504 года: История картины

Обручение Марии — одна из ранних работ Рафаэля (1504 г.), завершающая период его творчества в городе Урбино. Это внушительный алтарный образ, хотя размеры его и невелики. Это работа для Рафаэля новаторская, в ней он создаёт новый мотив.

На картине, как понятно из её названия, изображена Мария, обручающаяся с Иосифом. Процесс обручения изображён не в помещении, не в храме, а на открытом воздухе. Мы видим красивую церковь, а на заднем плане величественную природу. Главные персонажи, конечно, Мария и Иосиф. Слева от Марии изображены девушки, а справа от Иосифа — юноши с посохами. Джеймс Холл, исследователь символов, пишет что в картинах посвященных сюжету Девы Марии могут быть изображены «неудачливые поклонники держат прутики, один из них может быть изображён ломающим свой прут о колено». Ведь избранником Марии должет был стать тот, чей прут, оставленный в храме, расцветет. А священник, который также расположился в центре картины сближает руки Марии и Иосифа. «Перспективно сокращающиеся линии выложенной плитами площадки увлекают взгляд зрителя к поставленному на ступенчатом возвышении круглому храму, который как бы увенчивает собой всю картину, великолепно согласуясь с полукруглым обрамлением ее верхней части».

Рафаэль Санти фотография

Е. Ротенберг отмечает, что «Рафаэль обрел здесь ту красноречивую выразительность жестов и движений, ту певучесть линий, которые станут отныне характерной особенностью его образов. Чувство внутренней близости между-Иосифом и Марией передано с необычайной, почти музыкальной выразительностью в линиях их сближающихся рук. И эта музыкальность во всем — в композиционной симметрии картины, которая лишена, однако, малейшего оттенка навязчивости и схематизма, в ее общей ритмике, вплоть до Звучания архитектурных форм. Изображенный в картине храм с окружающим его легким портиком, который изящно переходит в высокий многогранный барабан, перекрытый легким куполом, представляет своеобразную реализацию носившейся в то время в воздухе идеи центрического купольного сооружения. Но этот архитектурный мотив прекрасен не только сам по себе — чистота его линий, красота пропорций, общий его гармонический облик воспринимаются нами как концентрированное выражение того чувства светлой красоты, которое пронизывает всю картину. Образы изобразительного искусства здесь словно трансформируются в адекватные им образы архитектуры».

«В «Обручении Марии» очень наглядно проявилось самое, быть может, сильное качество рафаэлевского дарования — его мастерство художественной организации всех элементов картины. Особенность эта неразрывно связана с присущим Рафаэлю обостренным чувством ритма, который сказывается не только в его гибких линиях, но и во всем композиционном мышлении, в соотношении масс, в пространственных интервалах и паузах, во взаимодействии фигур и их реального окружения. Именно благодаря присущей рафаэлевским произведениям внутренней «размерности» — свойству, в столь ярком выражении характерному скорее для зодчего, нежели для живописна,— мастеру удается так органично включать в свои композиции архитектурные мотивы. Чувство ритмической организации распространяется даже на самую живопись «Обручения».

Картина выполнена прекрасными мягкими тонами, которые полностью гармонируют друг с другом. Жёлтые, красные, золотистые оттенки передают торжественность момента. И вся картина являет собой пример искусства Высокого Возрождения — от выбора темы до манеры исполнения. Интересно сравнить эту картину с картиной его учителя Перуджино на эту же тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: