Обнаженная маха, франсиско де гойя - JEKATERINBURG.RU

Обнаженная маха, франсиско де гойя

Обнаженная Маха

Описание картины «Обнаженная Маха»

«Он, Гойя, изобразил в этой раздетой и одетой, но все равно обнаженной женщине всех женщин, с которыми когда-либо спал в постели или в закуте. Он изобразил тело, зовущее ко всяческим наслаждениям. И при этом два лица: одно — исполненное ожидания и похоти, застывшее от вожделения, с жестоким, манящим, опасным взглядом; другое — немного сонное, медленно пробуждающееся после утоленной страсти и уже алчущее новых услад».
Лион Фейхтвангер. «Гойя или Тяжкий путь познания»

Молодая обнажённая женщина лежит, закинув за голову руки и слегка согнув ноги, на смятой постели. На бледном лице, обрамлённом вьющимися тёмными волосами, выделяются огромные чёрные глаза, маленький, чуть улыбающийся рот и пятна румянца, слишком яркого, чтобы быть настоящим.
Тело этой женщины не похоже ни на условно-античных богинь итальянского Возрождения, ни на пышных дам барокко, ни на фарфоровых красавиц рокайля. Строго говоря, если не обращать внимание на кукольный грим и избыточную белизну тела, это наконец-то изображение живой, настоящей женщины – сложенной грациозно, но не без изъянов, лежащей на постели в соблазнительной (пусть и немного неуклюжей) позе, не притворяясь ни Венерой, ни Данаей, ни Вирсавией. В кои-то веки зрителя не отвлекают от наготы ни украшения, ни служанки, ни суетящиеся амурчики, в кои-то веки художник не делает кокетливых попыток прикрыть грудь и лоно героини полупрозрачными драпировками, в кои-то веки её тело не кажется ни мраморным, ни атласным – оно реальное вплоть до негустой поросли рыжеватых волос внизу живота.
Но больше, чем демонстративно натуралистичное решение тела, удивляет взгляд героини, смотрящей на зрителя с откровенным вызовом. «Маха одетая», по легенде, была написана позже специально для того, чтобы при помощи особого механизма закрывать собой «Маху обнажённую».

Первой претенденткой на роль натурщицы Гойи долго считали Марию Каэтану де Сильва, 13-ю герцогиню Альба. За это надо благодарить Лиона Фейхтвангера и его великолепную книгу «Гойя или Тяжкий путь познания» — предполагаемый роман художника и герцогини был там описан с такой страстной убеждённостью, что биографам остаётся лишь рассуждать о его реальной продолжительности (потому что в то, что романа не было, всё равно никто не поверит). Каэтана Альба, правнучка «палача Нидерландов» герцога Альба, была красива, своевольна, дерзка, непредсказуема, и, несомненно, без особого смущения разделась бы перед художником (а, предположительно, и любовником). К тому же, её происхождение, имя и та популярность, которой она пользовалась в Испании, позволяли ей не особо опасаясь совершать поступки и на грани приличия, и на грани закона.
Сторонников этой гипотезы не смущает весьма смутное сходство лица «мах» с сохранившимися портретами Каэтаны – ведь Гойя известен своим умением придавать чертам анонимность.

Второй кандидатурой на роль «махи» считается Хосефа (Пепа) Тудо – любовница и (возможно) тайная жена всесильного первого министра Испании Мануэля Годоя – фаворита королевы Марии-Луизы.
По предположению Фейхтвангера, обе картины были перекуплены Годоем у наследников покойной герцогини Альба, но если верить свидетельству некого Педро Гонзалеса де Сепульведы, Годой демонстрировал ему одетую и обнажённую маху в 1800 году, ещё при жизни Каэтаны, вместе с другими картинами из своей коллекции нагих красавиц (кстати, среди них была и «Венера перед зеркалом» Веласкеса).

В 1808 году обе картины были конфискованы инквизицией, после чего оказались в коллекции Академии Сан Фернандо, а в 1901 году были переданы в Прадо.
Надо сказать, нынешние представители рода Альба вовсе не рады быть наследниками той, что, возможно, лежала на смятых простынях перед глухим художником, и были готовы отдать эту честь хоть Хосефе Тудо, хоть любой другой давно почившей красавице из многочисленных любовниц Годоя или самого Гойи. В конце концов в 1945 году они решились на эксгумацию костей Каэтаны, надеясь промерами доказать отсутствие сходства между своей прапрапрапрабабушкой и «Нагой махой», но, увы – едва ли не единственное чётко заданное на картине соотношение – пропорция длины бедра и голени, а эти кости были сломаны, когда наполеоновские солдаты выбрасывали останки герцогини из гробницы.

“Маха обнаженная” Гойи. Легенды о модели и заказчике картины

Более подробно об этой картине читайте по ссылке “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

На творчество Гойя я обратила внимания очень давно. Какое-то время даже не задумывалась, в чем притягательность его картин и в чем гениальность самого Гойи.

Только побывав в Испании, посмотрев не одну его картину в музее Прадо , а также увидев творения других испанских художников и архитекторов, поняла, что такая самобытность и нетривиальность скорее в генах у испанцев.

Неординарность в генах у испанцев

Видимо, такова испанская генетика: она заставляет идти во что бы то ни стало наперекор традициям и шаблонам. Вспомните хотя бы крайне неординарного архитектора Гауди или бесшабашного Дали.

Если вы были в Испании, то наверняка обратили внимание, что испанцы в принципе любят все неординарное: на улицах много необычных скульптур, памятников, ландшафтных решений.

Революционность “Махи обнаженной” стала для меня очевидной после просмотра фильма “Призраки Гойи” (2006 г., США и Испания).

Художник жил в тяжелое время, когда в Испании властвовала Инквизиция. Это означало даже сожжение людей, обвиняемых в ереси. Служитель церкви мог безосновательно обвинить миловидную девушку в ереси, отнять ее навсегда у семьи, заточить в тюрьме и годами насиловать, судя по сюжету фильма!

Ничего удивительного, что Церковь стремилась влиять и на искусство. Так, например, ею было запрещено изображать обнаженные тела. И в такое время Гойя пишет свою “Маху обнаженную”!

Интересные факты о заказчике

Заказчиком Гойи был всемогущий министр Годой. Во времена, когда изображение обнаженных тел было строго запрещено, только вафорит королевы и фактический правитель страны мог позволить себе такую “шалость”.

Кстати, сразу после приобретения “Махи обнаженной” он заказал у художника и “Маху одетую”. Считается, что он показывал ту или иную картину в зависимости от уровня терпимости к вольностям у его гостя. Я слабо верю в эту версию – думаю, если его гостем был ярый сторонник Церкви, ему картина просто не показывалась.

Я больше склоняюсь к гипотезе, что обе Махи ему нужны были для создания остроты ощущений у избранных гостей. Сначала демонстрировалась Маха одетая, а затем уже и обнаженная. Или наоборот.

Легенда о модели

Кто же позировал Гойе для обеих картин ? Очень распространена до сих пор версия, что это была герцогиня Альба, с которой у художника был любовный роман. Действительно, Гойя нарисовал несколько ее портретов.

Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба. 1797 г. Испанское общество Нью-Йорк

Я почти уверена, что Маха и Герцогиня Альба – не одна и та же женщина. Мне просто сложно представить, что аристократка, женщина из высшего общества согласится предстать перед всеми в обнаженном виде!

Читайте также  Кипарисы, 1889, ван гог

Это то же самое, если Кейт Мидлтон (супруга наследного принца Британского престола) сейчас сфотографируется для Плейбоя! Так что мне ближе версия о том, что на картине неизвестная женщина из бедного района Мадрида (жителей таких районов так и называли: мужчин – Махо, женщин – Махи).

В чем революционность Махи обнаженной?

На первый взгляд, нам, искушенным зрителям, может показаться вполне себе традиционным такое изображение. Однако обратите внимание на раскованность позы Махи. Она откровенно демонстрирует свое тело и даже закинула руки, без какого-либо стеснения обнажая свою грудь.

Такая откровенность позы, такая уверенность во взгляде и в целом реалистичность женщины до этого в живописи практически не встречалась.

Франсиско Гойя. Маха обнаженная (фрагмент). 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

До Гойи предпочитали изображать мифических, а не реальных женщин. Такой уход от реальности как бы негласно давал моральное право художнику изобразить обнаженное тело. Так делал, например, знаменитый соотечественник Гойи – Веласкес .

Более подробно о дерзком шаге Гойи в живописи читайте в статье “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

К тому же обнаженная натура, как правило, старалась прикрыть свое тело, и ее взгляд не был таким прямым и уверенным, как у Махи.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры . 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Гойя был первым, кто изобразил такую откровенную и реалистичную наготу. И не только в этом он был первопроходцем.

Так, в некоторых его работах просматривается импрессионистская техника, например, в картине Молочница из Бордо . Хотя до её расцвета еще целое столетие!

А чего только стоят его гравюры Капричос ! Во времена жесточайшей цензуры мастер обличал пороки общества и социальную несправедливость. Это было не просто новаторством. Это ещё было очень смело. Говорить правду тогда, когда все молчали.

Картины Гойи в России

В России хранится несколько картин Гойи. Если будете в Эрмитаже и Пушкинской музее, не пройдите мимо них.

Если вам интересно творчество Гойи, вы можете почитать статьи: “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Обнаженная Маха или страсть глухого художника

Автопортрет Гойя Франсиско Хосе Де

Великий испанский художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес был не только гениальным художником, но и очень любвеобильным мужчиной. Он с юности испытывал страстные и необузданные чувства к женщинам. Его любовницами становились и богатые аристократки, и простые крестьянки, и известные в городе красотки из публичных домов. Говорили даже, что однажды в деревне, заметив красивую монашенку, темпераментный художник влез к ней в келью и похитил ее, после чего спровоцировал жестокую драку с деревенскими крестьянами, в которой чуть не был убит.

Три года спустя, в 27 лет, Гойя в Мадриде встретил своего давнего друга Франсиско Байеу, который познакомил его с сестрой, красавицей Жозефиной (Хосефой). Пылкая и страстная любовь привела к тому, что девушка забеременела, и не помышлявший о женитьбе художник вынужден был скрепить свои отношения с возлюбленной семейными узами. Жена подарили ему пятерых детей, хотя в живых остался только один сын.

В 46 лет Гойя серьезно заболел и последствия болезни остались на всю жизнь — он оглох. Глухоте предшествовал двухмесячный паралич. До сих пор спорят, что за болезнь настигла художника — говорили и о сифилисе, о других венерических заболеваниях, и о шизофрении, и даже о маниакально-депрессивном синдроме. Слух художника то пропадал совсем, то частично возвращался, однако, образ жизни Гойи остался прежним. Бесчисленные романы продолжались: их было столько, что художник даже не помнил имени женщины, с которой провел ночь. Он покорял сердца знатных дам и бедных простушек, красавиц и обычных, ничем не приметных женщин. Казалось, это доставляло ему полное. ничем не сравнимое удовольствие.

Так продолжалось до тех пор, пока в жизни художника не появилась двадцатилетняя герцогиня Альба, ставшая самой желанной женщиной в жизни художника и самой роковой музой в его судьбе. Его познакомили с Каэтаной Альба придворные аристократки, бывшие близкими подругами мастера. Желающая увидеть собственными глазами «необыкновенного Гойю», Альба сама пришла к нему в мастерскую. Она была высокомерна, красива, женственна и необыкновенно чувственна. Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна — самая красивая женщина Испании того времени — Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба, — оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.

Портрет герцогини Каэтаны Альба

Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой — общество знало о ее многочисленных порочных связях, впрочем, Альба и не думала их скрывать. В числе ее любовников называли самых знатных и влиятельных мужчин страны. Ее замужество в 13 лет с уже немолодым герцогом, представителем одного из самых могущественных аристократических родов Европы, не принесло Каэтане душевного спокойствия и счастья. Юное сердце желало пылких чувств, а тело стремилось познать все наслаждения и ласки. Одержимая страстью, отдававшаяся каждому чувству, молодая герцогиня в 20 лет стала опытной, многое познавшей, коварной обольстительницей. Герцог Альба предпочел не обращать внимания на любовные связи своей темпераментной жены, а затем он скончался от долгой и тяжелой болезни. Его неверная супруга, облачившись в траурный наряд, отправилась оплакивать мужа в замок в Андалусии и провела там чуть больше года. Все это время с опечаленной вдовой жил сам Франсиско Гойя.

Маха одетая

Маха обнаженная

Несомненно, самыми прославленными картинами великого мастера называют двойную картину «Обнаженная маха» и «Маха одетая» (Маха и махо — так называли цыган или торгующих телом молодых людей в Мадриде 18-19-го века). Написаны они примерно в 1800 году. Полотно «Маха одетая» на стене откидывалось на шарнирах, и под ним открывалось другое — та самая маха, но обнаженная, несмотря на строжайший запрет инквизиции изображать обнаженное женское тело.

До сих пор идут споры, кто изображен на картине — действительно Альба или другая женщина. Однако известно, что герцогине были посвящены многие другие картины великого художника, среди них были и очень откровенными. Однажды на одной такой картине, где Каэтана была изображена голой, она собственной рукой написала: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому свое». Ее фраза не была лишена кокетства.

Летом 1802 года Каэтана Альба устроила пышное празднество в своем мадридском дворце. Были приглашены самые знатные, именитые представители аристократического Мадрида. Был, конечно, и Гойя. После ужина герцогиня показала гостям личную мастерскую художника при дворце, водила по залам и беспрестанно говорила. Поведение ее было несколько странным — она рассуждала о ядах, которые находятся в некоторых красках, шутила о смерти. Когда вечер закончился, Гойя вернулся домой, но до утра не мог заснуть, все вспоминал, как герцогиня рассуждала о том, как хорошо умереть молодой, не дожидаясь старости. Утром его подозрения подтвердились — герцогиню нашли мертвой.

Читайте также  Юноша с корзиной фруктов, микеланджело караваджо

До сих пор ее смерть остается загадкой — то ли сама Каэтана приняла яд, то ли кто другой помог, в том числе называют и королеву Марию-Луизу, которая считала герцогиню Альбу своей соперницей, ненавидела ее. После смерти любимой Каэтаны прошло много лет, а Гойя так и не смог успокоить страдающее сердце.

Гойя. Маха обнажённая и Маха одетая

Гойя.Маха обнажённая, ок. 1797—1800,Прадо,Мадрид
Гойя.Маха одетая, ок. 1800—1805,Прадо,Мадрид

Как ливень внезапный бурна и свежа,
Танцуя идет грациозная маха.
Она вызывает тайфун и пожар,
Но вихрь и огонь замирают от страха.
И я всё равно благодарен любви,
Что смог испытать необычное счастье,
Что этот холодно-решительный вид
Во мне вызывает испанские страсти(авт.неизв)

«На улице она — королева, в церкви — ангел, и сатана — в постели.» Лион Фейхтвангер.

На многих картинах Гойи мы видим этих романтичных ,страстных и щегольски одетых женщин и мужчин.Махи -это выходцы из обедневших провинциалов, жители мадридских трущоб 18-19 веков.
Махи обитали во всех крупных городах Испании. Но главной их резиденцией был Мадрид, вернее определенный квартал Мадрида – Манолерия. Мужчины были кузнецами, слесарями, ткачами, трактирщиками или промышляли контрабандой, торговлей в разнос, игрой.

Мне посчастливилось увидеть оригиналы этих картин.Они висят вместе в одном из залов музея Прадо в Мадриде.Поразило прежде всего огромные размеры этих полотен(97см на 190см)

Первой была написана Маха обнажённая.Мы видим красивую молодую женщину. Гойа воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха — женщина, смысл жизни которой — любовь. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности.

В её глазах нет агрессивной чувственности:лёгкая дымка,окутавшая лицо,придавала ему мечтательность. Тело ,написанное в тончайших сочетаниях оттенков слоновой кости ,розоватых и перламутровых,золотящихся и серебрящихся ,словно парило в пространстве.

Эта женщина казалась намного старше махи одетой и телесно и духовно.Словно в образе обнажённой женщины Гойя раскрыл внутреннюю сущность одетой. то трепетное ,беззащитное,что живёт в каждой женщине.

Мы видим женщину в облегающем костюме,словно в гареме восточного владыки:прозрачная блуза,шаровары,перехваченные широким поясом и короткие болеро не только не скрывали,сколько подчёркивали пышные формы.
Это тело ,дразнящее,искушающее,словно готово было скользнуть к зрителю,за рамки картины.Тени и изменяющие их полосы света,пробегали по платью и поясу,делая их свет переливчатым,неуловимым,беспокойным.
Говорят,что маха одетая более сексуальная и притягательная.

О герцогине Альба
Наиболее распространённым является мнение,что натурщицей была герцогиня Альба,которую связывали с Гойей продолжительные отношения.
По рассказам современников, герцогиня была женщиной необычайной красоты, шарма, интеллигентности и остроумия. В 12 лет старшие родственники выдали её замуж за Хосе Мария Альварес де Толедо и Гонзага , 15-го герцога Медина-Сидония
, главу одного из знатнейших родов Испании. Они оба были покровителями Гойи и в своём дворце в Мадриде сделали ему студию. Брак герцогини Альба остался бездетным. Её муж внезапно умер в 40-летнем возрасте — как, впоследствии, и она сама.Поговаривают,что её отравили.

Современники вспоминали, что её желали все мужчины Испании. «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание».

После её смерти её аристократические наследники пытались опровергнуть утверждение,что герцогиня Альба позировала Гойе для этих картин.
В 20 веке,с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу ,чтобы измерить кости герцогини доказать,что её пропорции и длина костей,не совпадают с пропорциями Махи.

Но так как могилу уже вскрывали наполеоновские солдаты,Доказать это не удалось.Легенда опять осталась неподтверждённой.

Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти,а потом под нажимом короны, проданы наследниками Каэтаны фавориту королевы, пресловутому Мануэлю Годою. Другое полотно из собрания герцогини, «Мадонна Альба», оказалось в доме её лекаря.

Обе картины находились в доме Годоя до 1814 года.Существует легенда,будто оба полотна находились в одной механической раме,и по желанию можно было перемещать «Маху одетую»,чтобы увидеть «Маху обнажённую», Нельзя исключить ,что «Маха одетая была создана»,чтобы скрывать «Маху обнажённую».Изображение нагого женского тела в Испании запрещалось инквизицией.

В 1808году дон Эмануэль эмигрировал из Испании,его коллекция была национализирована.Несколько картин,в том числе Махи были переданы инквизиции.
Гойю вызвали в трибунал для объяснения,является ли он автором этих картин,кто их заказал и с какой целью. Художнику помог кто-то из его покровителей и картины не были уничтожены.
Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.

Франсиско Гойя «Маха обнажённая» и «Маха одетая».

Франсиско Гойя «Маха обнажённая» и «Маха одетая».

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

Маха одетая (ок. 1800—1805).
Холст, масло. 97 × 190 см.
Музей Прадо, Мадрид

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

Маха обнажённая (ок. 1797—1800).
Холст, масло. 97 × 190 см.
Музей Прадо, Мадрид.

«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв.

Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.

«Маха» – женщина, главным смыслом жизни которой , является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерного испанского понимания привлекательности (кстати, Мачо — мужской эквивалент Махи).

Королева на улице, приличная в церкви и распущенная в постели. Именно такой, по мнению испанцев, должна быть настоящая маха. Махой в Испании называли женщину из городских низов, красивую и темпераментную, способную подарить мужчине страсть и внеземное наслаждение. Её воспевали в стихах, называя испанкой из испанок, а художники спешили запечатлеть её красоту на своих полотнах. Знаменитый испанский художник Франсиско Гойя, изобразивший на одном из своих полотен прекрасную молодую женщину, назвал его «Маха обнаженная».

С этой картиной связано немало загадок. Известно, что она была написала в начале 19 века, но точную дату так и не удалось выяснить. Гойя написал сразу два полотна под названием «Маха». На них была изображена одна и та же женщина, но на первой картине она была одета, а на второй полностью обнажена. Существует предположение, что полотна заказал глава испанского правительства Мануэль Годой для своего личного кабинета.

Так как изображение нагого тела было в то время запрещено, то первый министр королевства прикрыл маху обнаженную другой, более приличной версией картины. Когда же в кабинете не было посторонних, верхняя картина с помощью хитрого механизма отъезжала, открывая взору сластолюбивого министра нагое тело прекрасной махи. По другой версии портрет поначалу тайно хранился в замке герцогини Альбы, а после её смерти перешел к домашнему лекарю. Однако завещание было оспорено корой и картина, вместе с другим имуществом, была передана в государственную казну, а затем попала к Мануэлю Годою. Предполагают, что для «Махи обнаженной» художнику позировала его возлюбленная, одна из самых знатных дам Испании. Действительно, между официальным портретом герцогини кисти Франсиско Гойи и «Махой обнаженной» большое сходство. Однако это предположение уже после смерти герцогини было опровергнуто её родственниками. «Знатная дама не могла позировать обнаженной» — категорически заявляли они – «Натурщицей Гойи была женщина из низов, настоящая маха».

Читайте также  Самые страшные фильмы ужасов про призраков

Но независимо от того герцогиня или простая горожанка позировала художнику, эту женщину считают воплощением испанского типа красоты. Стройная фигура, тонкая талия, смелая линия бедер отличают её от пышнотелых итальянок и кукольно изящных француженок.

Обе эти картины числились в описи имущества Годоя, когда он покинул Испанию в 1808 году. Но это только косвенное доказательство, и оно не поколебало всеобщей уверенности, что моделью художника была герцогиня Альба.
В конце концов, сравнительно недавно, в 1945 году, семейство Альба, желая убедить всех, что герцогиня не имеет отношения к этим картинам, согласилось на эксгумацию ее тела, чтобы сравнить размеры скелета с теми, что представлены на картине. Результаты обмеров ничего не дали, но зато обнаружился странный факт: обе ноги герцогини были сломаны; возможно, это произошло тогда, когда ее гроб был выброшен из фамильной усыпальницы во время войны с французами.

Не все испанское общество оценило «Обнаженную маху»; когда стал известен сюжет картины, художника вызвали в инквизицию. Состоялся ли суд над Гойей, неизвестно, но его картины не сожгли, а его самого не посадили в тюрьму. Возможно, за него заступился один из его высокопоставленных покровителей. И Гойя, который не отказывал себе в удовольствии при случае эпатировать общество, но всегда избегал его фатальных объятий, так и не открыл, кто же позировал ему для этой картины.

Интересна и загадочна судьба этой знаменитой картины. После появления «Махи» слухи о ней наполнили Испанию. Об экспонировании портрета не могло быть и речи – выставить изображение обнаженного женского тела на всеобщее обозрение считалось верхом неприличия. Таинственная картина так интересовала всех, что о ней узнали даже те, кто её в глаза не видел. Некто Себастьян Мартинас предлагал Гойя продать ему, нет, не саму картину, а всего лишь её копию за 10 тысяч реалов.

До самой смерти герцогини Альба, эти две работы находились у нее в будуаре, после ее смерти достались Мануэлю Годою. С 1814 года они стали храниться в Академии Сан-Фернандо. Ныне обе картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» хранятся в Мадриде в музее Прадо.

Кем бы не была прекрасная и чувственная женщина, изображенная на картине, «Маха обнаженная» остается одной из лучших картин Франсиско Гойи.

Интересный факт. В 1930 году в память о Гойе, частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: