Ноша (прачка) - оноре домье - JEKATERINBURG.RU

Ноша (прачка) — оноре домье

Оноре
Домье

Героями революционных событий зачастую становятся не только те, кто стоит на баррикадах, но и те, кто вооружен пером, кистью или карандашом. На фоне серьезных политических потрясений известности и признания добились многие художники, поэты и музыканты. Такая судьба ждала и Оноре Домье — одного из величайших карикатуристов XIX века.

Он родился в Марселе, на юго-востоке Франции, в семье стекольщика. Когда будущему художнику Домье было восемь, его семья переехала в Париж. Множество соблазнов окружало любознательного неугомонного мальчишку, поэтому отец решил обучать его семейному ремеслу.

Стекольщиком Оноре не стал — ни интереса, ни таланта к этому занятию у него не было. Домье-старшему удалось по знакомству пристроить сына в контору адвоката в качестве посыльного. Быстро справившись с работой, мальчик бежал в книжную лавку и долго рассматривал там репродукции картин величайших живописцев Италии. Тогда же у будущего карикатуриста, скульптора и художника Домье начал проявляться талант: он мастерски рисовал шаржи на своих знакомых и друзей.
В возрасте 14 лет Оноре приступил к изучению живописи. Чуть позже, в 1828 году, парижский мастер Рамель обучал его технике литографии. Овладев мастерством литографа, молодой человек заработал свои первые серьезные деньги.

В это время во Франции роль прессы в развитии политической сатиры была очень велика: этому способствовала революция 1830 года. Для картин Оноре Домье, его иллюстраций для журналов и карикатуры в большинстве своем характерен ярко выраженный политический характер. Работы размещались в известных сатирических изданиях «Карикатюр» и «Шаривари»: литографии Оноре, изображающие многих известных культурных деятелей и политиков, пользовались огромным успехом.

Высмеяв в одной из работ короля Луи Филиппа, художник Домье даже угодил в тюрьму и провел там целых полгода. Однако наказание и штраф не сломили его: выйдя на свободу, он остался верен своим убеждениям и продолжил отстаивать республиканские идеи. В своих произведениях Оноре мастерски обличал продажность, лицемерие и тщеславие буржуазии, разоблачал фальшивую мораль общества. Его положительными героями были представители рабочего класса: простые труженики, служащие, ремесленники и те, кто участвовал в баррикадных боях.

Картины Оноре Домье: от графики к живописи

Графика сделала художника знаменитым: он прекрасно владел карандашом и техникой литографии. По свидетельствам современников, зрительная память Домье была поразительной: он на лету схватывал мимику, жесты и позы, запоминая саму суть образа.

В картинах Оноре Домье, даже в графике и гравюрах, есть ощущение цвета. Он мастерски изображал тончайшие плавные переходы от угольно-черного к серебристо-серому, передавал световоздушность среды и особенности освещения. «Его рисунок по самой природе красочен» — так писал о мастере Шарль Бодлер.
Обращение к живописи закономерно для Домье как для художника. После 1848 года Оноре переходит от любимого жанра — саркастической беспощадной карикатуры, к более спокойным, наполненным состраданием, любовью и уважением к простому народу живописным полотнам. В отличие от графики, где героями работ зачастую становились резко отрицательные персонажи, живопись Домье посвящена трудящимся. Он изображает их в обычной повседневной обстановке: на улицах города, во время кратковременного отдыха, на набережных и в мастерских. Живописец наблюдает за простыми людьми, сочувствуя их тяжелой судьбе, точно подмечая характерные жесты, позы и особенности обстановки.

Цикл «Прачки», картины «В вагоне 3-го класса», «У продавца эстампов», «Семья на баррикаде» написаны Оноре Домье в духе реализма с большой симпатией и пониманием. Живопись его эмоционально насыщена и монументальна. Этому способствует излюбленный прием художника: постоянное использование света. Широкий свободный мазок живописца также придает динамичности и выразительности образам на его картинах. Отличное владение цветом и особенная техника письма позволяют назвать Домье одним из первых импрессионистов.

К сожалению, как живописец Оноре приобрел известность уже после своей смерти. Несмотря на поддержку своих друзей, в частности, Жана-Батиста Коро, он умер в бедности и забвении, практически ослепнув к концу жизни.

Оноре Домье: биография, творчество, лучшие картины художника

Оноре Домье (Honorе Daumier; родился 26 февраля 1808 — умер 10 февраля 1879 гг.) — мастер французской политической карикатуры и гравюры, известный живописец и скульптор XIX века. Будучи свидетелем двух революций во Франции, Оноре Домье встал на сторону простого народа. Его работы — это образец критического реализма. Художник хлестко обличал и высмеивал чиновников и буржуа, выводя на первый план рабочих, ремесленников и прачек. Домье оставил богатое наследие: более 4 тысяч литографий, 900 графических рисунков, около 700 живописных картин и 60 скульптурных композиций.

Биография Оноре Домье

Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Рано начал увлекаться рисованием, не проявляя интереса к семейному стекольному делу. В 1814 году семья переехала в Париж, где начался самый важный этап в жизни художника. Он стал брать уроки рисования, а в возрасте 20 лет решил освоить технику литографии. Это мастерство приносило ему хорошие деньги, жизнь казалась безоблачной. Но все изменилось с началом Июльской революции 1830 года.

Оноре Домье не остался в стороне и открыл для себя жанр политической карикатуры, который и определил его дальнейшее творчество. Он беспощадно обличал власть имущих, судей и чиновников, показывая их в гротескной и саркастической манере. Его карикатуры публиковались в нескольких изданиях, с которыми он сотрудничал («Силуэт», «Карикатюр», «Шаривари»).

За свою смелость художник в итоге поплатился, когда выпустил «Гаргантюа» (1831) — самую известную из ранних литографий. На ней тоже изображен король Луи Филипп, любимая мишень карикатуриста. Но здесь он предстал в образе толстого уродливого героя Рабле с грушеподобной головой. Сидит в кресле, возвышаясь над всеми и поглощая отобранное у народа золото. Рисунок, выставленный в витрине магазина, собрал толпу. За эту работу Оноре Домье не просто выплатил штраф в 500 франков, но и отсидел полгода в тюрьме.

Однако это не сломило мастера — наоборот, общение с заключенными только укрепило его революционный дух. Оноре Домье продолжил свою борьбу против жадности, жестокости и лицемерия политиков. В 1834 году он создал еще одну знаковую работу — «Законодательное чрево». Это коллективный портрет членов парламента, образы которых наполнены леностью, скукой, продажностью и безразличием. Хотя это и литография, художник представил объемный рисунок, чтобы подчеркнуть всю уродливость изображенных персонажей.

В отличие от парламентариев, самого художника до глубины души трогала судьба простого народа. Его поразила жестокая расправа над рабочими после убийства офицера. Военные врывались в дома и убивали всех подряд, «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» стала самой пронзительной работой того периода. Литография наполнена ужасом и бесчеловечностью. Возле хозяина дома лежат члены его семьи, а под ним — невинное убиенное дитя.

Современный британский мультипликатор Джефф Данбар (Geoff Dunbar) использовал работы Оноре Домье для создания черно-белой анимации. Вместе с Полом Маккартни (Paul McCartney), который записал саундтрек, был снят мультфильм «Закон Домье». В 1992 году фильм вышел в прокат, а через год получил премию BAFTA Британской Академии кино.

С Французской революцией 1848 года также связано несколько работ Оноре Домье не только в графике, но и гротескной скульптуре. Хотя этот период оказался недолгим. Художник все больше времени стал уделять живописи маслом и акварелью, объединяя картины в циклы. В работах конца 40-х годов он по-прежнему отражал революционную тематику.

Читайте также  Самые большие коты в мире

Но постепенно перешел к более мирным темам, изображая жизнь простых людей в бытовом жанре.

Оноре Домье прошел долгий путь от народного признания до полного забвения и нищеты. К 1873 году почти ослеп, перестал работать и остался без имущества. Его друг пейзажист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) купил для художника домик в местечке Вальмондуа, где он и умер 10 февраля 1879 года.

Самые известные картины Оноре Домье

Картинами Оноре Домье восхищались Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) и Оноре де Бальзак (Honore de Balzac). А Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) назвал его «открывателем новых путей». Домье прославился своими карикатурами и графикой, но сохранилось и немало известных картин. В них также прослеживаются его ироничный стиль, трагизм и гротеск. Хотя Эдгар Дега (Edgar Degas) и Эдуард Мане (Еdouard Manet) видели в этих работах и черты импрессионизма.

Живописные произведения Оноре Домье разных лет:

  • «Семья на баррикадах» (1848). Как и другие работы того периода, картина посвящена теме революции. Изображены члены одной семьи, лица которых олицетворяют революционный пафос и экстаз. Их выделяют резкий свет, контрасты и неровные мазки.
  • «Ноша» (1850-1853). Работа из знаменитого цикла «Прачки». Образ матери с ребенком пропитан внутренним напряжением, чувством тревоги и безысходности. Женщина выбивается из последних сил, пытаясь бороться со встречным ветром.
  • «На концерте» (1856). Одна из картин, которая стоит особняком среди живописных работ мастера. Здесь нет присущего ему трагизма и злободневных тем. Изображена публика в зрительном зале, спокойно и доброжелательно взирающая на происходящее на сцене.
  • «Вагон третьего класса» (1863-1865). Здесь художник также изобразил простых людей: их лица измождены, а образы проникнуты безропотным подчинением трудностям жизни. Общую атмосферу подчеркивают темная палитра и приглушенный свет.
  • «Дон Кихот» (1870). Знаковая работа целого цикла про романтичного идальго. Художник лишил своего героя конкретики и даже лица. Но подчеркнул его гордую осанку и устремленное в небо копье. Это образ настоящего рыцаря, наполненный внутренней силой.

Картины Оноре Домье оценили уже после его смерти, как и произведения многих великих мастеров. Гении бедствовали при жизни, а сейчас их работы продаются на крупнейших аукционах. На сайте Very Important Lot представлены произведения современных художников. Сегодня можно недорого купить картину, которая завтра будет цениться намного больше!

Оноре Домье (1808 — 1879)

Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях — 1830, 1848 и 1870 года — нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство.

В остроумных карикатурах Домье бесстрашно обнажал подлость, продажность, алчность людей, правящих страной и обирающих свой народ. Эти литографии, тысячами расходившиеся по Франции прославили имя художника при жизни.

Но была другая область творчества, которой мастер посвящал свободное время — живопись. Однако лишь после посмертных выставок Домье был признан выдающимся живописцем.

Обращение к живописи не случайно — даже в графике оттенки темного и светлого создавали у Домье ощущение цвета. «Его рисунок по самой природе красочен. Его литографии и гравюры на дереве вызывают представление о цвете» (Бодлер).

Если в карикатурах художник обличал зло — короли, министры, главные прокуроры представали в образе отвратительных монстров, предателей, убийц, то в живописи раскрывалась иная сторона личности мастера — человечность, дар любви и сострадания. Искусство Домье возвышалось до отражения морального облика нации в его многогранности.

В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса. Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов. Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады.

Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком; композиция подобна стреле, пронзающей мрак («Восстание», ок. 1848, Прага, Национальная галерея). По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного. Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. 1860-х, Прага, Национальная галерея); убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему «Республика», которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

Сильная сторона таланта Домье — умение видеть и наблюдать. «У него чудесная, просто божественная память; она служит ему моделью» (Бодлер). Известно, что Домье действительно не работал с натуры, запоминая все, что его интересовало.

Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство; переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности. Мастер в совершенстве владеет жестом, позой, увиденными в жизни, и с их помощью передает характер персонажа, различные оттенки чувств. В «Бесплатном спектакле» (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.

Особенность живописи Домье в ее эмоциональности. Он тонкий и проницательный наблюдатель, его картины насыщены чувством — в этом он близок романтизму. Но в то же время он один из мастеров реалистической школы середины XIX века.

В «Вагоне 3-го класса» (1863—1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.

Ряд картин посвящен бродячим комедиантам (1860-е); в них запечатлена усталость, покорность судьбе людей, жизнь которых зависит от того, соберется ли народ на представление, хватит ли собранных денег на еду и кров. И так день за днем. Персонажи народного театра предстают в полотне «Криспен и Скапен» (ок. 1858—1860, Париж, Музей Орсэ), одном из самых совершенных по живописи творений мастера.

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. 1863, Париж, Музей Орсэ). Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». При кажущейся простоте композиция строго продумана. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, придавая картине цельность, классическую ясность и согласованность ритмов.

Читайте также  Где находится и как выглядит самый большой в мире аквапарк

Начиная с 1870-х годов Домье начинает слепнуть, заказов становится меньше, материальное положение ухудшается, и «тачку толкать все тяжелее» признается художник. А тут еще хозяин домика, который он арендует в Вальмондуа, грозит выселить его за неуплату. Неожиданно Домье узнает, что он является владельцем собственного дома. Это Коро, его друг, приобрел для него жилище: «Мне так надоел твой хозяин, что я решил избавить тебя от него». — «Ты единственный, — ответил Домье, — от кого я могу принять это, не чувствуя унижения».

Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая приобретает более глубокий философский смысл. В течение многих лет художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Целая серия картин посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе.

Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Особенно трагична одна из последних композиций, изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти.

Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, — это не иллюстрация общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно победить силы зла, а ведь именно этим занимался он всю жизнь.

Оноре Домье

Биография

Судьба этого французского художника подарила ему большой талант, который принес признание, но не дал богатства и славы. Знаменитый живописец, скульптор и график XIX века Оноре Домье большую часть жизни посвятил жанру карикатуры. Изобличал то, что казалось ему неправильным, несправедливым, вопиющим — общество, законы, буржуазию. Его работы поднимали народ на революционные баррикады, а сам бунтарь-живописец неустанно боролся с властями.

Детство и юность

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.

Художник Оноре Домье

Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…

Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.

Оноре Домье

Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.

Творчество

В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.

Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа

Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».

В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».

Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»

В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).

Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».

Картина Оноре Домье «Прачки»

В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.

К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.

Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»

После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).

Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.

Картина Оноре Домье «Дон Кихот»

К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).

Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.

Картина Оноре Домье «Шахматисты»

Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.

Личная жизнь

Домье посвятил всю жизнь, в том числе и личную, борьбе с существующим строем и правящим режимом. Как истинный художник, он не мог отдаваться своей страсти вполсилы, поэтому у него так и не появилось жены и детей.

Читайте также  Итальянское утро, брюллов, 1823

Смерть

В 1870-х годах у Домье стремительно ухудшается зрение. Из-за прогрессирующей слепоты художник стал беспомощным, оставшись в полном одиночестве.

Могила Оноре Домье

На помощь пришли друзья-живописцы. Камиль Коро снял для Оноре домик, нанял сиделку и оплатил долги. Домье умер 10 февраля 1879 в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа.

Оноре Домье — биография, личная жизнь, картины, причина смерти

Оноре Домье: биография

Судьба этого французского художника подарила ему большой талант, который принес признание, но не дал богатства и славы. Знаменитый живописец, скульптор и график XIX века Оноре Домье большую часть жизни посвятил жанру карикатуры. Изобличал то, что казалось ему неправильным, несправедливым, вопиющим — общество, законы, буржуазию. Его работы поднимали народ на революционные баррикады, а сам бунтарь-живописец неустанно боролся с властями.

Детство и юность

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.

Художник Оноре Домье

Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…

Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.

Оноре Домье

Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.

Творчество

В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.

Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа

Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».

В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».

Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»

В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).

Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».

Картина Оноре Домье «Прачки»

В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.

К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.

Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»

После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).

Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.

Картина Оноре Домье «Дон Кихот»

К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).

Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.

Картина Оноре Домье «Шахматисты»

Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.

Личная жизнь

Домье посвятил всю жизнь, в том числе и личную, борьбе с существующим строем и правящим режимом. Как истинный художник, он не мог отдаваться своей страсти вполсилы, поэтому у него так и не появилось жены и детей.

Смерть

В 1870-х годах у Домье стремительно ухудшается зрение. Из-за прогрессирующей слепоты художник стал беспомощным, оставшись в полном одиночестве.

Могила Оноре Домье

На помощь пришли друзья-живописцы. Камиль Коро снял для Оноре домик, нанял сиделку и оплатил долги. Домье умер 10 февраля 1879 в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: