Николай мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных, репин - JEKATERINBURG.RU

Николай мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных, репин

Христианские сюжеты в творчестве Ильи Репина

Имя художника Ильи Репина известно каждому. «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван» и множество других картин великого художника знакомы всем нам чуть ли не с самого детства. И наверняка в лексиконе каждого из нас плотно засела фраза «Картина Репина «Приплыли»»! Произносим ведь, правда? На самом деле картина называется совершенно по-другому. Да и не Репин ее автор, кстати. Но не о том речь. Сегодня я хочу рассказать о Репине как о глубоко верующем человеке. О художнике, в творчестве которого православные сюжеты занимали особое место. О Репине как о христианине.

Илья Репин Илья Ефимович родился на Украине, в городе Чугуеве, что в Харьковской губернии. Отец художника участвовал в трех военных кампаниях, а в мирное время пригонял табуны лошадей из Ростовской губернии и торговал ими на Харьковщине. Мама художника, образованная женщина Татьяна Бочарова, для крестьянских ребятишек организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику, а также Закон Божий. Своим детям она читала вслух стихи Пушкина и Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.

Дома, в простой украинской хате, на стенах висели образа, стояли цветы фуксии и герани. Очень часто простые деревенские мотивы, те, что родом из детства, будут присутствовать в творчестве Репина позднее. А пока что в гости к Репиным приехал дядя Трофим и привез краски в подарок подрастающему племяннику. И Илья «заболел». Его с трудом можно было оторвать от рисования, он был им всецело поглощен.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. В 16 лет творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели. Именно там он создал одну из лучших копий с иконы святого Александра Невского, ставшую для него знаковой. Так с ранних лет в творчестве Репина прослеживается православная тематика. А дальше была Петербургская академия искусств.

Будучи учеником этой самой академии, Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира».

Илья Ефимович Репин – Воскрешение дочери Иаира. 1870

Илья Ефимович Репин – Воскрешение дочери Иаира. 1871

Поначалу библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил свою рано умершую сестру (она умерла от болезни в подростковом возрасте) и представил, как выглядели бы его родные и близкие, если бы она вдруг воскресла. Картина ожила в воображении и принесла художнику первую славу.

В 1886 году появляется цикл картин Репина, который он назвал «Евангельские сюжеты». В этот цикл вошли такие картины, как «Шествие на Голгофу», «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду» и ряд других.

Илья Ефимович Репин – Голгофа (Распятие Христа). 1869

Илья Ефимович Репин – Тайная вечеря. 1903

Илья Ефимович Репин – Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х

В это же время появляется картина «Николай Чудотворец из Миры в Ликии освобождает от смерти трех невинно осужденных».

Илья Ефимович Репин – Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888

Как нетрудно догадаться, эта картина показывает нам сюжет из жития великого и любимого всеми святого Николая Угодника, или Чудотворца. Заказала Репину эту картину игуменья Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем, что в Харьковской губернии. Туда часто ездил Репин, проведывая свою сестру, которая была монахиней этого монастыря. Картина Репину далась непросто, работал он над ней более трех лет. Сюжет таков: градоначальник города Миры осудил на казнь трех невинных людей. Святителя Николая в то время не было в городе, но молва донесла до него это решение градоначальника, добавляя и то, что он был подкуплен. Николай Угодник поспешил вернуться к родным пенатам и прибыл в Миры тогда, когда казнь должна была совершиться. При стечении людей он обвинил градоначальника в вынесении несправедливого приговора, и тот, покаявшись, освободил невиновных.

Илья Ефимович Репин – Давид и Голиаф. 1915

Илья Ефимович Репин – Иов и его друзья. 1869

В 1898 году Репин совершает паломничество в Иерусалим. В память об этом в храме Александра Невского, что одной стеной совмещен с Храмом Гроба Господня, находится полотно «Несение Креста». Сегодня оно приобрело не только художественную ценность, но и некое символическое значение. Несение художником своего креста – несение в мир своего таланта как Промысл Божий.

И в то время, пока Репин паломничает по Святой Земле, его избранница Наталья Норман-Северова узнает, что скоро станет матерью. Как она ждала художника и как ей не терпелось сообщить ему эту замечательную новость! Новорожденную девочку назвали Верой.

Илья Ефимович Репин – Христос с чашей. 1894 В последние три десятилетия своей жизни Репин осел в Финляндии, в имении Пенаты. Октябрьская революция отрезала художника от родины, от общения с друзьями и близкими… Были только работа и семья рядом. До него доходили самые невероятные слухи и сплетни: то Эрмитаж сгорел, то Академия искусств уничтожена, то из музеев выброшены произведения искусства на сожжение… Всё это особой болью отдавалось в сердце Ильи Ефимовича. Усладу он находил лишь в работе. В этот период были написаны такие картины, как «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме» и некоторые другие полотна на библейскую тематику.

А в 1927 году состоялась последняя прижизненная выставка художника. Она прошла в городе Хельсинки. И самое большое внимание на ней привлекли картины «Голгофа» и «Священник». Очень многие критики долго говорили с восторгом и изумлением об этих впечатляющих полотнах.

Незадолго до смерти Илью Ефимовича в Финляндии навестила делегация советских художников, звали Репина на Родину, говорили, что его возвращение будет очень символичным для всей страны. Но пожилой, уже угасающий художник был очень слаб, чтобы рискнуть что-то изменить в своей оставшейся жизни…

29 сентября 1930 года он скончался. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре Репин попрощался с этим миром фразой: «Христос со мною»…

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2361)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2445)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (452)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Разбор картины. «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» Ильи Репина

Илья Репин

«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Илья Репин, 1888

История создания

Картина описывает одно из деяний святого Николая Чудотворца, но не сотворение чуда, а заступничество за невиновных. Изначально Репин не собирался ею заниматься, он получил заказ только на создание образа Николая Чудотворца от одной харьковской игуменьи, а в итоге написал работу, которую с выставки «передвижников» себе забрал царь Александр III. Поводом для сюжета стала поднятая тогда Толстым дискуссия о смертной казни. Святитель Николай, будучи епископом в Мире Ликийской, не дает исполнить несправедливый приговор. Работа произвела сильное впечатление на публику, у картины, как свидетельствуют очевидцы, собирались толпы. Толстой, оказавший такое влияние на замысел, впрочем, не обошелся без критики: «У Репина сказано то, что он хотел сказать, так узко, тесно, что на словах это бы еще точнее можно сказать». Работа находится в собрании Государственного Русского музея в Петербурге.

Древняя Мира в Ликии

Древняя Мира в Ликии (на юге современной Турции) известна своими гробницами в скалах, а также как город, где епископом был сам Николай Чудотворец. Он проповедовал до самой смерти в 343 г. н.э. Церковь, в которой похоронили Святителя, стала местом паломничества. По преданию, там происходили чудесные исцеления. Со временем на этом месте появился целый монастырь. В конце XI века мощи Николая решено было перенести. С тех пор они находятся в итальянских городах Бари и Венеция.

Читайте также  Поклонение волхвов, леонардо да винчи

Воевода

Один из трёх византийских воевод, посланных Константином подавить мятеж во Фригии. По дороге Непотиан, Урс и Ерпилион встретились со святителем Николаем и стали свидетелями спасения несправедливо осуждённых. Вскоре помощь Чудотворца понадобилась им самим. Вернувшись в Константинополь, военачальники получили от императора дары и почести, но были оклеветаны недоброжелателями и приговорены по велению царя к смертной казни. В темнице заключённые усердно молились. В ночь накануне казни Константину во сне явился Николай и потребовал освободить узников, что правитель и сделал на следующее утро.

Никола Угодник

Никола Угодник — он же Николай Чудотворец, Святитель Николай — один из самых почитаемых христианских святых. Он родился в греческой колонии в обеспеченной религиозной семье. Этот период, III-IV век, — время возвышения христианства, прекращения гонений на последователей Христа. Среди чудес и деяний, приписываемых святому — воскрешение моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной мачты (он вообще стал покровителем моряков), помощь бедняку с тремя дочерьми, которым нужно было собрать приданое. Никола Угодник анонимно (от скромности) бросил в дымоход мешочек с деньгами, который угодил в носок девушке. Нетрудно догадаться, что именно эта легенда в основе верований в Санта Клауса — Святого Николая.

Градоначальник Миры Евстафий

Градоначальник Миры по имени Евстафий был корыстолюбивым. За деньги совершал любую, даже самую большую подлость. Однажды его подкупили золотом злые и завистливые люди, глава города приговорил к смертной казни трёх местных жителей. Кем они были и в чем их именно обвинил Евстафий в описаниях жизни Николая не уточняется. После вмешательства Святитель обещал, что согрешившего чиновника ждут мучения, а его несправедливом решении узнает царь. После слез и долгих уговоров Евстафий все-таки заслужил прощение Божьего угодника.

Палач

Смертная казнь была довольно распространённой мерой наказания в Византии. Хуже всего, если подсудимый признавался еретиком, язычником или же обвинялся в «оскорблении величества» — достаточно было выругаться на императора или осквернить его скульптурное изображение. В этом случае отрубание головы могли заменить четвертованием, сожжением, распятием, поркой до смерти, травлей дикими зверями.

Петр Селинов: Святитель Николай, останавливающий меч

Православные христиане 22 мая отмечают день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Святитель Николай – один из самых почитаемых и любимых во всем мире святых. С молитвами к нему обращаются верующие и неверующие, православные и католики, даже мусульмане и буддисты почитают его. Паломники, желающие поклониться святителю Николаю, стремятся посетить два места на планете – турецкий город Демре (почти тысячу лет назад в этих местах находился ликийский город Миры, где епископом на протяжении сорока лет был святитель Николай) и итальянский город Бари (Бар), где сегодня в базилике святого Николая находится гробница с его мощами. «Монастырский вестник» решил отметить дату перенесения мощей святителя рассказом о знаменитой картине великого русского художника Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», которая была написана по заказу игумении Николаевского женского монастыря в селе Стрелечье Харьковского уезда. Промыслительно шедевр вдохновил двух российских императоров создать Русский Музей в Санкт-Петербурге.

. Это в советские времена Илью Репина представляли как «идеологически правильного художника», борца с социальной несправедливостью и своего рода «буревестника соцреализма». Потому-то широкой публике преподносили исключительно такие картины, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы…». Коммунистические идеологи, рассказывая о Репине, всячески избегали касаться его произведений на религиозные темы. Хотя тема веры была очень близка художнику, и он много сил и времени посвятил написанию полотен с христианскими сюжетами.

К религиозной живописи Илья Ефимович Репин обратился еще во время учебы в Академии художеств, а создав на последнем курсе знаменитое полотно «Иисус воскрешает дочь Иаира», получил за него Большую золотую медаль и право шесть лет путешествовать по Европе и учиться там за счет Академии художеств. Позже, на протяжении многих лет Репин будет постоянно возвращаться к новозаветной истории. Так появятся его картины: «Тайная вечеря», «Христос», «Голгофа», «Рождество Христово», «Богоматерь с Младенцем», «Моление о Чаше», а также «Монахиня», «Крестный ход в Курской губернии» и десятки других живописных и графических работ на евангельские и церковные сюжеты (к сожалению, многие из них сегодня считаются утраченными).

Особое место в этом списке занимает великолепное полотно «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Тем более, что с этим названием существуют не одно, а три произведения Репина.

«… И осужденных освободил от их оков»

Прежде чем рассказывать историю написания картины, надо вспомнить эпизод из жития святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, послуживший основой для шедевра.

Перенесемся мысленно на 17 столетий назад, в IV век от Рождества Христова, в древний город Миры, столицу некогда знаменитого государства Ликия. На месте древней Ликии теперь уже, правда, находилась Ликийская провинция, входившая в состав Римской империи. Власть в Риме в описываемый период принадлежала императору Константину Великому, остановившему страшные гонения на христиан, и провозгласившему христианство основной религией Римской империи.

В Мирах уже почти 40 лет возглавлял архиепископскую кафедру почитаемый и любимый жителями города святитель Николай, при жизни называемый святым. Жизнь и деяния святителя Николая исследователи восстанавливали по древним греческим источникам. В самых ранних редакциях этих рукописей, которые были написаны вскоре после блаженной кончины святителя Николая (в IV веке) и сегодня хранятся лишь в библиотеках Оксфорда и Вены, рассказывается о событии, получившем название «Деяние о стратилатах» (стратилатами называли римских военачальников).

. Однажды (вероятно, эта история произошла между 334 и 335 годами) император Константин послал своих воинов усмирить мятеж вестготского племени тайфалов. Во время плавания, из-за шторма, корабли с солдатами были вынуждены укрыться в Андриакской гавани, находившейся в четырех километрах от Мир. Пережидая шторм, солдаты сошли на берег в местечке Плакомат и там, на рынке, между воинами и местными жителями вспыхнула ссора, которая переросла в побоище.

Архиепископу Николаю сообщили о происшествии на рынке, и он поспешил в Плакомат. Пользовавшийся большим уважением святитель остановил сражение. Он попросил предводителей воинов – стратилатов Непотиана, Урса и Ерпилиона успокоить своих солдат, а после пригласил военачальников к себе в гости. Пока он дружески с ними беседовал, прибежали взволнованные жители города, которые рассказали, что местный правитель Евстафий приказал казнить трех ни в чем не повинных жителей. «Их уже повели на казнь, – перебивая друг друга, взволнованно кричали гонцы, – Евстафия подкупили завистники этих людей. Они решили таким способом от них избавиться. И Евстафий торопится совершить злодеяние…»

Архиепископ Николай немедленно отправился к месту казни, но ему на тот момент было больше 70 лет, и он боялся не поспеть. Тогда стратилаты предложили послать двух солдат, дабы задержать казнь до прихода архиепископа. «Дайте кого-нибудь в проводники, – сказали римские военачальники жителям Мир, – кто покажет дорогу, и мы пошлем двух солдат из нашей свиты, чтобы они удержали палачей до нашего прихода».

Картина Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых»Картина Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых»

Посланные воины подоспели вовремя и приостановили казнь, а вслед за ними вместе с сопровождавшими его стратилатами прибыл архиепископ Николай. Святитель бесстрашно вырвал меч из рук палача и разрезал веревки, которыми были связаны невинно осужденные.

Знаменитый византийский писатель преподобный Симеон Метафраст в своем труде «Жизнь и деяния святого отца нашего Николая Чудотворца» так описывает момент спасения святителем Николаем трех жителей Мир: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осужденных освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку… »

Шедевр, написанный по просьбе игумении

Пути Господни неисповедимы, и неизвестно, написал ли бы Илья Репин свою знаменитую картину, если бы… не его двоюродная сестра по отцу – Эмилия (которую сам художник почему-то называл Олимпиадой). В свое время Эмилия приняла монашеский постриг с именем Евпраксия и жила в Николаевском женском монастыре в селе Стрелечье Харьковского уезда.

Илья Репин очень любил сестру, много помогал ей и периодически навещал ее в монашеской обители. И вот, в очередной приезд художника, мать Евпраксия передала Репину просьбу игумении – написать для обители икону или картину на тему «Святитель Николай, останавливающий казнь».

Вот как об этом вспоминал близкий друг Репина, писатель и историк Дмитрий Яворницкий в своем «Диалоге с Репиным»:

– Кто это вам внушил писать такую картину?

– А вы знаете женский Николаевский монастырь в селе Стрелечьем, Харьковского уезда?

– Даже и был в нем.

– Так вот, там монахиней моя двоюродная сестра. Я как-то поехал навестить ее, а игумения, узнав о том, и подошла ко мне: “Напишите, дорогой наш земляк, нам маленькую иконку нашего патрона, святителя Николая Чудотворца!” Я ей пообещал, а приехав в Петербург, вместо иконы написал целую картину. »

Илья Репин начал писать картину в 1884 году, а закончил спустя 4 года – в 1888-м. Художник, который, по воспоминаниям современников, бывало, писал великолепные полотна за 1-2 дня, в этот раз не торопился. Он много думал, просматривал различные материалы о святителе Николае; отправляясь в Европу, заехал в Бари, чтобы там найти дополнительный источник для вдохновения. Своему близкому другу, критику Владимиру Стасову он пишет в письме: «Не забудьте, пожалуйста, если что попадется о Николае Чудотворце, отложить для меня. Это я пообещал в один захолустный женский монастырь на моей родине, написать им образ в церковь».

Читайте также  Распятие, или гиперкубическое тело, сальвадор дали, 1954

Наконец, Репин приступает к работе…

Портрет худрожника Ильи Репина, написанный его другом художниковм Василием ПоленовымПортрет худрожника Ильи Репина, написанный его другом художниковм Василием Поленовым

Поначалу художник собирался написать небольшую икону, поэтому он делает карандашный набросок в иконописном стиле. Но постепенно тема его настолько увлекает, что он пишет большую картину маслом – настоящий шедевр. В этом сюжете для Ильи Репина в единое целое соединились вера и философия, вопросы гуманизма и этики. Вслед за Львом Толстым, с которым художник был дружен и часто навещал его в Ясной Поляне, Репин выступает против смертной казни. И эту идею он тоже хочет отразить на холсте.

На примере святителя Николая живописец стремился показать настоящую христианскую любовь, которая побуждает бросить вызов темной и свирепой силе. По сути это ответ на вопрос: «Способен ли один мужественный человек, выступивший против произвола продажных властителей, остановить занесенный меч палача?» Неудивительно, что позже многие посетители выставки, увидев картину, обвиняли Репина в том, что он поставил Церковь выше государственной власти.

. На полотне мы видим шесть главных фигур. Вот сам архиепископ Николай – спокойный, уверенный в своих действиях. Даже не глядя в лицо палачу, он одной рукой бесстрашно останавливает меч, приготовленный для удара, другой – отстраняет палача в сторону. А тот словно застыл, пораженный одним лишь грозным видом святого.

Из-за плеча святителя Николая выглядывает лукавый и продажный правитель Евстафий. У него на лице гамма чувств: он и сожалеет, что святитель поспел к сроку и остановил казнь, и как бы желает намекнуть, что в этом нет его вины, он выполняет лишь свой долг правителя, и, возможно, уже готов предложить новую сделку.

Интересны и образы невинно осужденных. Стоящий на коленях, не ведая того, что происходит у него за спиной, уже примирился со смертью и покорно склонил голову, ожидая удара. В стороне двое других осужденных: старик и юноша. В их глазах мы видим почти безумную радость: еще мгновение назад они приготовились умереть, – и вдруг в их сердцах зародилась надежда на спасение.

Старик, юноша и человек среднего возраста… Считается, что Репин не случайно именно так написал осужденных – художник хотел показать, что насилие и бесправие не имеет временных ограничений, что колесо истории движется по одному и тому же кругу и во все века невинным может угрожать опасность от бездушной или коррумпированной государственной машины.

Илья Репин долго искал образы. Святителя Николая он писал с поэта Аполлона Майкова, палача – с художника Николая Кузнецова. Осужденный мужчина средних лет – писатель Иероним Ясинский, а моделью для юноши в розовой тунике послужил писатель-символист Дмитрий Мережковский.

Картина, создавшая Русский музей

В 1888 году Илья Репин представил картину «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» на 17-й выставке «передвижников» в Петербурге. Увидев это полотно, восхищенный император Александр III тут же купил его, заплатив художнику 10 000 рублей.

Как считают историки и искусствоведы, именно приобретя репинский шедевр, Государь решил создать отдельный музей для картин русских художников. Сам он этого сделать не успел, но его желание воплотил в жизнь его сын – последний российский император Николай II. Так, благодаря картине Ильи Репина в Петербурге появился знаменитый Русский музей.

А что же обещание, данное художником игумении Николаевского женского монастыря? Вот как рассказал об этом в своих воспоминаниях Дмитрий Иванович Яворницкий:

«… – Эту картину уже купил на выставке царь, а я ее взял в мастерскую на время, чтобы еще немного пройтись по ней кистью.

– А как же теперь вот разделаетесь с игуменией?

– Напишу другую картину; кстати, исправлю то, в чем меня упрекали критики.

– А в чем они вас упрекали?

– В том, что у меня Николай берет голыми руками острие меча, а натуральнее было бы, если бы он схватил меч за рукоять».

Слово свое Илья Репин сдержал. И написал даже не одну картину, а две! Одно полотно он пожертвовал для выставки в пользу голодающих крестьян, которая проходила в Москве в 1891 году. Эту работу приобрел известный в Киеве меценат сахарозаводчик Федор Терещенко. Впоследствии вся его коллекция попала в Киевский музей русского искусства.

Вариант картины, написанный для Николаевского монастыряВариант картины, написанный для Николаевского монастыря

Написал Репин и обещанную картину для Николаевского женского монастыря, только выглядела она несколько иначе. Когда в 1930 году монастырь был закрыт, все его имущество разобрали местные жители. Картина Репина была обнаружена спрятанной в кладовке квартиры председателя местного совета в селе Липцы. Сегодня она находится в Харьковском художественном музее.

А великолепное полотно «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» – по-прежнему в Санкт-Петербурге, в Русском музее, в зале № 34 Михайловского дворца. И этот шедевр, созданный гениальной кистью русского художника Ильи Ефимовича Репина, напоминает нам о том знаменательном событии, когда одна только Церковь Христова в лице святителя Николая выступила против продажного властителя и спасла невинно осужденных от страшной смерти.

Николай мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных, репин

Рождение идеи о Русском музее

и картина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх

невинно осуждённых»

Николай вступается за грека и славянина, священнослужителя, трёх христан, и тем самым спасет их от смерти. Эта картина, отображающая смелый поступок Николая Мирликийского, понравилась Александру III. Он стал увлекаться картинами благодаря своей супруге, датской принцессе Дагмар. Существует легенда, по которой Александр III, увидев картину И.Е.Репина “Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх осужденных”, задумался над идеей создания музея русского национального искусства, благодаря чему и возник Русский музей.

Идея картины

по мнению Валерия Духанина

А как вы себя поведете, если увидите, что на улице пристают к беззащитному человеку? Поспешите пройти мимо, чтобы не досталось самим? Вызовете полицию и будете отстраненно смотреть, что будет дальше? Или же поучаствуете в беде ближнего?

Не будем кривить душой: в нашем обществе распространены трусость, неспособность защитить ближнего и откликнуться на чужую боль. Самое же страшное бывает тогда, когда свою безучастность и слабохарактерность мы объявляем добродетелью смирения.Подлинные смирение, беззлобие — это не слабохарактерность; напротив, это умение владеть собой, своими страстями и чувствами, что предполагает внутреннюю крепость и силу воли. С одной стороны, это умение совладать с собственным гневом, чтобы не выплескивать его без причин. А с другой – умение дать неприятелю достойный отпор, когда требуется защитить своих ближних. Как бы хотелось, чтобы мужество отличало каждого современного молодого человека.

Жизнь Николая Мирликийского

Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции

Когда его родители умерли (они были обеспеченными людьми), святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки.

В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть.

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николай пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери чудесной силой сами открылись.

Однажды, стоя на молитве, он услышал голос, который велел ему уйти из родного города. Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары. Жил он как нищий, не имел дома, но неизбежно посещал все церковные службы. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей. Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный человек которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.

Христианская церковь в начале IV века пострадала от ереси Ария. Император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев. Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора осудили такой поступок , лишили святителя Николая архиерейского сана — омофора — и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая. Когда пред их глазами Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего.

Святитель Николай заботился как о духовных, так и о телесных потребностях своей паствы. Когда в Ликии наступил великий голод, он, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, так как он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены.

Читайте также  Меццетен - антуан ватто

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж.

Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поповерили, чтото творится воля Божия.

Чудотворец спас трёх дочерей обнищавшего старика от бесчестья. Трижды тёмной ночью он подкидывал в окно старика мешочки с золотыми монетами, и старик сумел всех трёх дочерей выдать замуж с приданым за достойных людей. Отсюда появилась традиция приносить мешок с подарками на Рождество.

Уже в середние века дети были убеждены, что под Рождество Христово старый святой Николай приносит каждому ребёнку подарок. В день Рождества голландцы только посещают церковные службы и ходят в гости к родственникам. Зато в канун праздника святого Николаса голландская детвора просто с ума сходит от радости и ожидания. Для некоторых это — неприятное время, так как святой отличался большой прямотой и может наказать хулигана. Во Франции прежде был свой дед, его называли Дедом Январём, в 1915 году он уступил место Деду Морозу.

На Руси тоже когда-то был собственный старик — Дед Трескун. И говорят, что характер он имел очень суровый. Но с веками он подобрел, потом дали ему внучку — юную Снегурочку. И хотя в некоторых странах Санта Клаусы по-прежнему одиноки, в России Дед Мороз почти всегда появляется вместе со Снегурочкой.

Николай Угодник стал одним из самых любимых российских народных святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря — Николай «зимний» и 22(9) мая — Николай «вешний».

Список использованной литературы и изобразительных источников

Духанин В. Противление злу силой// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/74770.htm

Имя Николай// Фома [Электронный ресурс] Режим доступа: http://foma.ru/imya-nikolaj.html

Николай // YouTube [Электронный ресурс] Режим доступа: http://youtu.be/uDMt09lAvMQ

Николай Чудотворец// YouTube [Электронный ресурс] Режим доступа: http://youtu.be/gpNt4f_OJBY

Подколозин Е. Николай Чудотворец в детстве// Житие Святителя Николая. Журнальный клуб Интерлос. Фома. № 12. 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/foma/f12-2012/17072-zhitie-svyatitelya-nikolaya.html

Никольский морской собор. Фотография Дмитрия Шулянского.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых — Репин Илья Ефимович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения

Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Мирликийского Чудотворца. Градоначальник города Миры осудил на казнь трех невинных людей. Молва донесла до святителя жестокое решение градоначальника, добавляя и то, что он был подкуплен. Тогда Николай Угодник незамедлительно прибыл в Миры. Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку».

Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесенный над первым из осуждённых, и был изображён художником. На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте святого, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника, а также фигуры и лица осужденных, которые уже не верили в возможность своего спасения — «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».

История создания

Заказчицей образа Николая Чудотворца была игуменья Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда, куда Репин приезжал, чтобы навестить свою двоюродную сестру, которая была там монахиней.

Картина Репину далась непросто, работал он над ней более трех лет. Сначала Репин сделал карандашный набросок в стиле иконописи, но постепенно увлекся этой темой, в том числе, потому что она была связана с нравственной проповедью Льва Толстого и вопросом об отмене смертной казни. Чтобы собрать материал, Репин обратился с просьбой к критику Владимиру Стасову, написав ему в письме: «Не забудьте, пожалуйста, если что попадётся о Николае Чудотворце, отложить для меня. Это я пообещал в один захолустный женский монастырь на моей родине, написать им образ в церковь». Кончилось тем, что Репин написал большую картину, а для Николаевского женского монастыря собирался сделать её повторение, с некоторыми изменениями.

Полотно было закончено в 1888 году, а год спустя оно экспонировалось на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Картину приобрёл император Александр III, причём впоследствии многократно упоминалась «легенда» о том, что именно с покупкой этого полотна было связано решение о создании Русского музея

Отношение автора к вере

Илья Репин воспитывался в глубоко верующей семье. Всю жизнь художник считал себя православным христианином, хоть и не имел ту степень воцерковленности, какую имели его мать и сестра монахиня. Глубину религиозного чувства живописец приобретал постепенно, собирал их по крупицам, обучаясь в иконописной артели, занимаясь переосмыслением библейских сюжетов.

Долгое время художник мечтал увидеть евангельские места, потому в 1898 году он отправился на Святую Землю. Своими впечатлениями И.Е.Репин делится в письмах: «Всюду живая Библия. Как впечатлительно в 3 часа утра, еще при ярких звездах и блестящем серпе месяца, идти под стенами Иерусалима, спускаться к Гефсиманскому саду и встретить солнце на колокольне церкви Вознесения. Да во всем Иерусалиме есть что-то трогающее до слез. Этого во всем мире нет. Нет слов для выражения чувств. Иосафатова долина, Кедронский поток, гора Злого Совещания, Сион — от всех мест веет бессмертной думой».

Известно, что с возрастом человек становится более ответственным перед душою. И И.Е. Репин в этой связи не был исключением. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре последними словами угасающего И.Е.Репина были: «Христос со мною». В этих штрихах к портрету художника нет ничего необыкновенного для человека, прошедшего долгий и искренний путь познания истины.

Биография

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне Харьковская область) в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864—1871 гг. учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).

В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.

С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, не одобряющий политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

Автор: Миненко Евгения Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: