Натюрморт с музыкальными инструментами, питер клас, 1623 - JEKATERINBURG.RU

Натюрморт с музыкальными инструментами, питер клас, 1623

Натюрморт с музыкальными инструментами — Питер Клас

Один из знаменитых художников голландской школы живописи Питер Клаас писал прекрасные реалистичные натюрморты, в которых тщательно воссоздавал быт городских бюргеров. В его работах чувствуется любовь к вещам, окружающим человека в повседневной жизни.

Предметный мир обретает свою философию: каждая вещь создана умелыми руками, будь это свежевыпеченный хлеб или бокал тончайшего стекла, изготовленный искусным мастером. Вещи служат человеку, создают необходимые тепло и уют, украшая его жизнь.

Можно долго рассматривать натюрморты Клааса, на которых каждый предмет выписан так тщательно, с такой превосходной передачей фактуры материала и игры света на его поверхности, что невольно задаешься вопросом, может ли эта вещь на самом деле быть столь хороша, сколь она прекрасна на данной картине.

В картинах мастера все имеет значение, ничего нет случайного или второстепенного. Каждый предмет может рассказать свою историю, и все они повествуют о быте горожан XVII века.

Похожие описания:

Натюрморт с музыкальными инструментами — Эваристо Баскенис Баскенис — один из самых загадочных итальянских художников эпохи Барокко. Более 600 натюрмортов с музыкальными инструментами написал мастер за свою творческую жизнь. Изменяя композицию, свет.

Натюрморт с золотым кубком — Виллем Клас Хеда Виллем Клас Хеда работал в Харлеме. Свою карьеру живописца он начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов. Позднее художник стал писать лишь натюрморты. Их.

Завтрак с черничным пирогом — Виллем Клас Хеда В XVII веке в Голландии очень многие художники создавали натюрморты, причем в их среде существовала специализация: один изображал цветы, другой — посуду, третий — музыкальные.

Натюрморт с оловянной кружкой — Виллем Клас Хеда Крупнейшим мастером голландского натюрморта раннего периода был работавший в Харлеме Виллем Хеда. Его излюбленный мотив, повторяющийся во многих работах, — это так называемый завтрак, то.

Живой натюрморт — Сальвадор Дали Первая мысль, возникшая у меня при просмотре этого натюрморта — что у всех предметов случился неконтролируемый приступ левитации. Может, это земля сошла с оси, может.

Утренний натюрморт — Кузьма Петров-Водкин Картина вся проникнута оптимизмом и радостью. Перед нами стакан с чаем и два яйца, скромный букет цветов и чайник. Полотно экспрессивно и внутренне драматично. Создается.

Натюрморт с капустой и деревянными башмаками — Винсент Ван Гог В 1881 году Ван Гог начинает брать уроки у одного из лучших Гаагских художников Антона Муаве. В то время методика обучения живописи строилась на том.

Натюрморт: цветы, раковины, и насекомые — Балтазар ван дер Аст В этом горизонтальном натюрморте Ван дер Аст показывает много морских ракушек, цветов, и насекомых на каменной поверхности. Художник избегает любого наложения предметов, каждый — можно.

Натюрморт с баклажанами — Анри Матисс Композиция «Натюрморт с баклажанами» основана на совмещении разных планов. Матисс отказывается от перспективы и раскладывает на холсте локальные цветовые пятна. В этом смысле он повторяет.

Натюрморт с кофейником — Анри Руссо В конце жизни Руссо увлекся натюрмортами. Представление о том, как он работал в этом жанре, может дать его «Натюрморт с кофейником». Очень любил он композиции.

Натюрморт — Поль Гоген Конец 19 века был периодом множества натюрмортов, причем каждый из них своеобразен. Художник полностью отошел от классики и правил. Видно отсутствие полной продуманности, случайный сюжет.

Натюрморт с голодной кошкой, омаром и фруктами — Франс Снейдерс Франс Снейдерс был одним из создателей жанра натюрморта эпохи барокко. Он учился в Антверпене, а в 1602-1608 жил в Италии. Вернувшись в Антверпен, Снейдерс сблизился.

Натюрморт — Христофор Паудисс Христофор Паудисс работал в Германии в середине XVII века, в эпоху глубокого экономического, политического и культурного кризиса, переживаемого страной, и был одним из немногих художников.

Натюрморт со сценой посещения Христом Марии и Марфы на заднем плане — Артсен Питер Висторию нидерландского искусства Артсен Питер вошел как один из основателей бытового жанра. Художник родился в Амстердаме и учился у голландского живописца А. Класса, затем работал.

Натюрморт с кренделем — Луис Мелендес Натюрморт написан в зрелый период творчества художника. В это время в его композициях появляются предметы роскоши, серебряная посуда. Но, тем не менее, художник по-прежнему придерживается.

Натюрморт с дичью — овощами и лимонами, Санчес Хуан Котан Котан — мастер натюрморта, ввел в европейскую живопись XVII века особый испанский тип этого жанра — «боде-гон», означающий в переводе «харчевня, съестная лавка». Он изображал.

Натюрморт с омарами — Абрахам Бейерен Один из крупнейших мастеров голландского натюрморта XVII в. Абрахам ван Бейерен родился в Гааге и, предположительно, учился у мастера натюрморта П. де Пюттера, на дочери.

Натюрморт с грушами — Винсент Ван Гог «Натюрморт с грушами» Ван Гог написал в 1887-1888 годах в Париже. В тот период художник, увлеченный новаторскими тенденциями импрессионистов, пишет множество пейзажей и натюрмортов. В.

Натюрморт с золотыми рыбками — Паула Модерзон-Беккер «Натюрморт с золотыми рыбками». Слева простой глиняный кувшин, справа аквариум с рыбками. Композиция незамысловатая, но какие краски! Просто волшебные, они оживляют картину и связывают детали.

Натюрморт — Константин Маковский Константин Маковский с годами выработал свой узнаваемый стиль несмотря на то, что работал в разных жанрах. Особенность его картины «Натюрморт» как раз в том, что.

Натюрморт с цветами, фруктами, и раковинами — Бальтазар ван дер Аст Балтазар ван дер Аст учился живописи у своего шурина Амброзиуса Босхарта. Он также писал натюрморты с цветами, хотя он отличался от своего учителя более сложными.

Завтрак с крабом — Биллем-Клас Хеда Чрезвычайно широкое распространение в голландском искусстве XVII века получил натюрморт. Мастера голландского реализма чувствовали особую склонность к изображению «жизни» вещей. На протяжении XVII века натюрморт.

Натюрморт с кубком из перламутровой раковины — Виллем Калф Виллем Калф — один из мастеров голландского натюрморта XVII в. Он был высокообразованным человеком, по свидетельствам современников, занимался экспертизой и продажей художественных ценностей. Его знания.

Неприбранный стол — Игорь Грабарь Видный искусствовед, реставратор и педагог, Игорь Грабарь был художником, который не боялся учиться и экспериментировать. Натюрморт «Неприбранный стол» явился творческим результатом европейского путешествия Грабаря, где.

Натюрморт с корзиной яблок — Винсент Ван Гог После переезда в Париж Ван Гог радикально меняет свои взгляды на живопись. Проникнувшись идеями импрессионизма, теперь он стремится показывать увиденное таким, какое оно есть, воспевая.

Чревоугодие. Гравюра — Питер Брейгель Гравюра художника Питера Брейгеля «Чревоугодие» или «Аллегория обжорства» из серии «Пороки». Чревоугодие — самая «естественная» из страстей. Голод и жажду может испытывать всякий человек. Но.

Натюрморт. Полевые цветы — Александр Герасимов Я считаю, что художника Герасимова, можно назвать одним из талантливых. Мое внимание привлекла картина » Натюрморт. Полевые цветы», на которой изображены в разной форме вазах.

Четыре эскиза головы африканца — Питер Рубенс Этот привлекательный эскиз головы человека в четырех различных позах — одна из наиболее популярных работ Рубенса в Брюссельском музее. Рубенс был бы возможно удивлен в.

Три Грации — Питер Рубенс В 1630-х годах Рубенс отходит от шумной светской жизни и творит в уединении в замке Стэн. Здесь появляется одна из самых известных работ живописца —.

Натюрморт с желтым кувшином — Паула Модерзон-Беккер «Натюрморт с желтым кувшином» выделяется среди других сдержанной цветовой гаммой, но стиль Паулы Модерзон-Беккер остался неизменным. Краски нанесены на холст широкими штрихами и сохранен простой.

Натюрморт с мидиями и креветками — Винсент Ван Гог В 1881 году, во время обучения у Антона Муаве, Ван Гог создает свои первые натюрморты. Полезность этих занятий была очевидна, поскольку они помогали научиться изображать.

Натюрморт — Франсиско-де Сурбаран В натюрмортах Сурбаран использовал художественные приемы Караваджо: полоса яркого света выхватывает расположенные на переднем плане предметы из условного темного пространства, откуда на них падают густые.

Натюрморт с фруктами — Поль Гоген Поль Гоген «Натюрморт с фруктами» Натюрморт был всегда популярным жанром искусства известным еще с античности. Вроде бы нет в нем ничего особенного, бытовая жизнь обычных.

Натюрморт с цаплей — Альфред Сислей Миру живописи известны всего девять натюрмортов, созданных Сислеем, среди которых особо выделяют «Натюрморт с цаплей», написанный художником в мастерской его друга Базиля. Полотно соответствует технике.

Сражение aмазонок — Питер Рубенс Эта ранняя работа была написана в стиле учителя Вана Вина. Мaленькие фигуры тщательно выписаны Рубенсом, пейзаж — его другом, Яном Брюгелем.

Натюрморт: ваза с олеандрами и книгами — Винсент Ван Гог Цветы часто появлялись на полотнах Ван Гога. После переезда в Париж он постоянно пишет букеты, чтобы научиться передавать интенсивность и чистоту их цвета. Арльские натюрморты.

Читайте также  Амстердам в ноябре: туры, погода, фото

Натюрморт: ваза с розами — Винсент Ван Гог В 1889 году Ван Гог добровольно отправляется в лечебницу для душевнобольных, которая располагалась в бывшем монастыре Сен-Реми. Его врач вместе с братом Тео создали все.

Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе — Винсент Ван Гог В ожидании приезда Поля Гогена Ван Гог занялся убранством желтого дома. Комнату, в которой должен был проживать его друг, художник решил украсить серией картин, в.

Натюрморт — Джорджо Моранди Итальянский абстракционист Джорджо Моранди родился, жил и умер в Болонье. В Болонской академии он учился, а затем преподавал. Моранди почти никогда не покидал родного города.

Натюрморт с Попугаями — Поль Гоген Попугай… Птица, словно созданная для того, чтобы радовать взор, чтобы потешать и развлекать зевак подражанием человеческой речи, заморское чудо. И как шокирует изображение мертвого попугая.

Символы музыки в живописи: Часть 1. Vanitas

Я вижу: на столе, меж книг,
Забыты мною флейта, скрипка:
Ведь звук ещё едва возник,
А уж в пространстве тает зыбко
И гаснет в следующий миг.
(отрывок из стихотворения «Размышления в моей комнате» Виллема Годсхалка ван Фоккенброха, голландского поэта XVII века).

  • Питер Клас. Vanitas, 1625, Харлем, музей Франса Хальса
  • Питер ван Стенвейк, натюрморт “Эмблема смерти” 1540-е

Изображая музыкальные инструменты и сцены музицирования, голландские мастера XVII века часто обращались к аллегории vanitas. Включение музыкальных инструментов в число символов vanitas находит оправдание в книге Екклезиаста:

«Я предпринял большие дела: […] завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия» (Еккл.2:4, 8).

Ярче всего философская идея vanitas получила распространение в натюрмортах, но и в бытовой живописи эта аллегория бренности встречалась довольно часто. Музыка – ноты, музыкальные инструменты и музыканты – наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия.

  • Дирк Хальс «Концерт», 1623 Государственный Эрмитаж

John Playford`s English Dansing Master The new exchange (скрипка, лютня, виола)

Так проходит слава земная – Sic transit Gloria mundi – это так называемый философский, духовный уровень восприятия и постоянный символ. В качестве примера можно привести «Домашний концерт» Дирка Халса. Существует несколько вариантов этой картины: в Государственном Эрмитаже и в киевском музее Западного и Восточного искусств – с некоторыми различиями. Эрмитажная картина насыщена дополнительными предметами-символами, иллюстрирующими vanitas. Перед музыкантами, на полу разбросаны увядающие цветы, справа в натюрморте изображена дорогая посуда, кубок с благовониями. Эти детали интерьера в сочетании с роскошной одеждой музыкантов напоминают нам о быстротечности веселой жизни человека, о бренности богатства, славы и роскоши:

Нам отсчитанное счастье
Быстротечно, как свеча:
Угасает в одночасье
Всё, что вспыхнет сгоряча. («Суета сует» Дирк Рафаэлисон Кампхёйзен голландский поэт XVII века).

Кроме того, можно в европейской живописи XVI-XVII веков обычные бытовые сцены нередко скрывают евангельские аллегории, содержащие нравоучительный подтекст.

«Установилось мнение, что эпизоды флирта, сопряженного с музицированием, смакованием яств и напитков либо иными досугами, в той или иной мере отходят к таким одиозным позднесредневековым иконографическим типам, как олицетворения Любострастия и Похоти, изображение беспутной жизни блудного сына либо же греховного состояния человечества накануне Потопа»[1]

  • Я. Дюк Веселящаяся компания. Тульский художественный музей

Робер де Визе (1650-1723) Prelude, теорба

Таковы работы Я. Дюка «Веселящаяся компания» (1670), И. Элиаса «Веселая компания» (1620), К. ван дер Ланена «Блудный сын» (вторая четверть XVII века) и другие. Музыкальные инструменты и исполнители в данных сюжетах – олицетворяют пороки прожигания жизни, неразумного веселья, власти грубых чувств. Но вместе с тем, музыкант-блудный сын может олицетворять человека, познающего мир во всех его проявлениях: и порочных и праведных.

«Зри мир чувств и, познавая его, учись умеренности» – гласит пословица того времени.

[1] М.Н. Соколов «Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков». М. 1994, с. 83-84

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Сквозь призму иносказаний

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.
Спиноза

В предметах нет ничего, лишенного смысла
Румер Висхер

Натюрморт — это искусственно созданная человеком реальность: и потому, что он составлен из рукотворных предметов, и потому, что даже природные объекты в нем вырваны из естественных связей и поставлены в новые соотношения. Как бы естественно ни выглядела композиция, она — плод творчества художника.

Некоторые вопросы наталкивали на мысль, что не все так просто с картинами голландцев. Давно было замечено, что в букетах соседствуют цветы, которые распускаются в разное время года. Если в одних случаях накрытый стол выглядит как совершенно естественно сервированный завтрак, то в других — сочетание селедки с орехами и виноградом не кажется нам столь аппетитным. Увидев нагромождение из военных доспехов, книг, скульптур и музыкальных инструментов, мы гадаем, по какой же логике объединены эти предметы и где они могли оказаться сразу все вместе: в мастерской художника? в лавке антиквара? в богатом бюргерском доме? И совсем озадачивает зрелище группы предметов, увенчанных черепом.

Ян Давидс де Хем. Фрукты и ветчина на столе. 1646. Музей искусств, Толедо

Усилиями искусствоведов многих стран в 1950–1970-е гг удалось убедительно раскрыть те идеи и аллюзии, тот утраченный для современного зрителя смысл, что содержат голландские натюрморты.

Теологический принцип Средневековья, на котором основывался «скрытый символизм» нидерландских картин XV в., гласит: «всякое творение мира подобно книге и картине» ( Omnis mundi creatura Quasi liber et pictura ), и в нем содержится божественное откровение. В светской культуре Возрождения и XVII в. этот принцип не исчез, но распространился на другой круг предметов и понятий и усложнился. Реальность — при мастерском и полнокровном ее воплощении в живописи — воспринималась сквозь призму иносказаний и всевозможных символических ассоциаций. Однако принципиальное отличие от Средневековья и XV столетия заключалось в неизмеримо возросшей свободе художника и зрителя индивидуально выбирать и комбинировать толкования. Одним из ярких и характерных проявлений такой игры ума были сборники эмблем, получившие в XVI – XVII вв. необычайно широкое распространение в европейских странах, что дало основание одному из историков искусства назвать их ранней формой массовой культуры.

Герард Доу. Натюрморт в нише. 1660. Картинная галерея, Дрезден

Эмблема представляет собой своеобразный синтез искусства и литературы и имеет трехчастное строение. Во-первых, это гравированное изображение, и в качестве такового может быть выбран любой объект из окружающего мира: он призван воплотить некое высшее, сверхчувственное понятие. Во-вторых, эмблема включает краткую надпись, наподобие девиза, связанную с изображением и подающую предмет с неожиданной стороны. И в-третьих, под изображением помещается более или менее пространное пояснение, прозаическое или стихотворное; оно часто включает цитаты из античных авторов (Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация) и из Библии.

Сборники эмблем — эмблематы — были распространенным чтением образованных горожан в Голландии. Эмблематическим мышлением были пронизаны литература, поэтическое творчество — в частности, любимого поэта голландцев Якоба Катса, чьи книги также находились в каждом доме. Определение эмблемы и ее назначения, данные Катсом в предисловии к его сочинениям, помогают понять, как воспринимали эмблемы сами голландцы в XVII в.: «эмблема… это немая картина, но тем не менее способная говорить; пустяковые вещи обретают в ней немалую важность, смешные предметы оказываются при ближайшем рассмотрении не лишенными глубокой мудрости… Также скажу, что в них удается больше прочитать, чем разглядеть. И более того — больше домыслить, чем прочитать дословно. Это полезное средство для воспитания наших чувств».

Ян Ливенс. Книга, скрипка, череп и песочные часы. 1627

Следствием распространенности эмблематического мышления явилось то обстоятельство, что не только литература, но и живопись, в частности натюрмортная, стала эмблематичной. Картина могла быть прочитана, как текст. В одном из натюрмортов Питера Класа («Натюрморт с черепом», 1630–1640-е) на столе изображены погасший светильник, опрокинутый пустой стакан, открытые карманные часы, книги и лежащий на них череп. На обращенном к зрителю краю каменной столешницы вырезана стихотворная строка: Het glas is legh . De tyd is om . De keers is uyt . Den Mensch is stom , в переводе с нидерландского означающая: «Стакан опустел. Время прошло. Свеча сгорела. Человек онемел». Натюрморт предстает великолепной живописной эмблемой, говорящей о бренности жизни таким образом, что предметы буквально повторяют надпись!

Питер Клас. Натюрморт с черепом. 1630-1640- е Королевская художественная галерея, Гаага

Включение надписей в изображение — распространенный прием в голландском натюрморте, имеющий давнюю традицию: мы встречались с ним в ранненидерландских картинах, где рукописные Библии были раскрыты на страницах с повествованием об изображаемых событиях или с аллюзиями на них. Теперь тексты становятся разнообразнее, в круг цитируемых попадают современные авторы. Надписи сочиняют и сами художники и находят изобретательные приемы включения их в картину.

Читайте также  Самый бедный город в россии, общие характеристики бедности по регионам

Яна Давидс де Хем. Натюрморт с букетом цветов и распятием. 1630-е. Старая Пинакотека, Мюнхен

В натюрморте Яна Давидса де Хема («Натюрморт с букетом цветов и распятием», 1630-е) мы долго любуемся пышным букетом в вазе, затем видим помещенное рядом бронзовое настольное распятие и замечаем прижатый им листок бумаги, на котором гусиным пером, оставленным на бумаге, кажется, только что выведена надпись: «Но на самый прекрасный цветок никто не смотрит» ( Maer naer d ’ alderschoonste Bloem — daer en siet men niet naer om ). В ней — укор и предостережение от забвения жизни во Христе за мирскими соблазнами. Под «самым прекрасным цветком» подразумевается Христос; букет является символом бренности, скоротечности человеческой жизни (воплощением библейских цитат, уподобляющих жизнь человека хрупкому, быстро увядающему цветку: «Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень. » (Кн. Иова, 14: 2); «Всякая плоть — трава» (Кн. Исайи, 40:6). Незаконченная строчка на будто случайно забытом листке бумаги подтверждает содержание изображения как аллегории суетности.

Наиболее явно аллегорическое значение выступает в натюрмортах « vanitas ». В композиции Юриана ван Стрека в центре стола высится шлем, увенчанный эффектным плюмажем, из-под него выглядывает рукоять сабли, вместе они символизируют воинскую доблесть и славу. В глубине свет выхватывает страницу раскрытой книги — это перевод трагедии Софокла «Электра», сделанный самым известным голландским поэтом XVII века Йостом ван ден Вонделом. Книга — символ поэтического искусства, мудрости, интеллектуальных достижений. Слева со стола соскальзывает лист бумаги с рисунком (средствами живописи великолепно сымитирован рисунок сангиной): голова юноши в профиль — возможно, просто подготовительная штудия, возможно, подразумевается автопортрет художника в юности. Этот листок придерживает лежащий на нем череп, обвитый хлебным колосом. Он — ключ к расшифровке смысла натюрморта.

Череп — символ смерти, бренности земной жизни. Его присутствие обесценивает все достижения земной славы, приводя на память слова Екклесиаста, познавшего, что в мире без Бога — «суета сует, все — суета!». Суета — по-латыни « vanitas »; слова библейского проповедника и дали название натюрморту этого вида. Однако окруженный колосом череп, или кости, через которые прорастают колосья, есть эмблема «Надежды на другую жизнь», то есть на воскресение из мертвых. Таким образом, натюрморт не только говорит зрителю о тщете земной славы, но и указывает путь спасения — грядущую вечную жизнь души во Христе.

Тема бренности и скоротечности жизни была одной из самых распространенных в голландском натюрморте и воплощалась в разнообразных, часто неожиданных обличьях. Так, в сдержанном и лаконичном «Натюрморте с бокалом и курительными трубками» Питера Класа (1638) символами бренности плоти выступают курительные принадлежности.

Питер Клас. Натюрморте с бокалом и курительными трубками. 1638. Частная коллекция

Аналогичный образ встречается и в голландской поэзии. В «Эпитафии» В.Г. Фоккенброха мы читаем:

Да, как дымок, его душа взлетела.
Но на земле лежать осталось тело,
Как отгоревший пепел табака.

В противоположность им бокал с виноградным вином (виноградная лоза — символ Христа) — намек на таинство причастия, приобщающее христианина к вечной жизни. Помимо антитезы «земное — небесное», «суетное — вечное», один и тот же натюрморт мог прочитываться в морально-назидательном контексте. В таком ракурсе натюрморт Класа предстает эмблемой двух социальных пороков — курения и пьянства, сурово осуждавшихся протестантской моралью. Кроме того. предметы в натюрморте могут расшифровываться как знаки четырех стихий или первоэлементов, из которых состоит мир, то есть в контексте научных знаний того времени. Угли означают огонь, табачный дым — воздушную стихию, вино — принадлежность к стихии воды, а камень столешницы и глина, из которой сделаны переносная жаровня и изящные модные табачные трубки, производившиеся в Гоуде, символизируют землю.

Помимо символики первоэлементов предметы в натюрморте, (например, в больших композициях «банкетов» или « vanitas ») могли расшифровываться как аллегория пяти чувств, где музыкальные инструменты воплощали слух, цветы — обоняние, сочные фрукты — вкус (иногда их ест обезьяна или попугай), драгоценные сосуды — зрение, скульптурные фигуры или бюсты — осязание. Сочетание в картине изображений жаровни с огнем, цветов, плодов и колосьев могло означать четыре времени года — зиму, весну, лето и осень. При этом один и тот же предмет в разных смысловых контекстах часто имел различное и даже прямо противоположное значение.

Одна из характерных примет голландского натюрморта — изображение наполовину очищенного лимона с кожурой, завитками свисающей со стола. Он очищен не случайно, а чтобы мы видели, что он «приятный со всех сторон», как толкует его одна из эмблематических книг, уподобляя истинному христианину. Однако в другой книжке лимон означает «ложный друг» (радующий глаз снаружи и горько-кислый на вкус); в этом значении фрукт присутствует в композициях на тему «суета сует».

Эта система иносказаний, сложных смысловых отношений между предметами может показаться современному зрителю искусственной, но в XVII столетии разгадывание ребусов и шарад, зашифрованных в произведениях искусства, было обычным заполнением досуга в образованных кругах и рекомендовалось в воспитательных трактатах. При этом очень ценилось собственное творчество в том же направлении — подбор сравнений и цитат, добавление новых значений, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла.

Питер Клас: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Питер Клас: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Питер Линч: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Питер Тиль: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Нередко имя знаменитого живописца звучит как Питер Класс из Гарлема. В его работах ощущается восторженность красотой мира материального. Мастер настолько тщательно изучил натуру в стремлении понять ее сущность, что добился потрясающей реалистичности изображения.

Начало творчества

О жизни самого мастера известно немного. Нет и его портретов. Биография будущего живописца началась в 1596 либо 1597 в бельгийском Бирхеме. Никаких сведений о ранних годах нет.

Самые ранние работы Питера напоминают по стилю творения антверпенских мастеров натюрморта. Однако уже тогда настольным композициям Класа было присуще внесение разнообразия в виде принадлежностей для курения, добавление напитков и еды, музыкальных инструментов.

Художник с поразительной тщательностью выписывал все осязаемые детали, стремясь усиливать иллюзию реальности расположением предметов так, чтобы добиваться их зрительного отдаления в пространстве.

По некоторым данным, учителем Класа его был Флорис ван Дейк. С ранних произведений художника заметен его талант. Все предметы для картин выбраны им с огромным вкусом. Многие «герои» натюрмортов живописца символизируют бренность земной жизни людей. В 1620 Питер вошел в состав антверпенской Гильдии святого Луки.

С 1621 Клас работал и жил в голландском Харлеме. Обустроил художник и личную жизнь. Он женился, в семье появился в 1621 ребенок, сын Николас Питерс Бирхем. Он впоследствии стал известным пейзажистом. Учителем будущего живописца был его отец. В браке со второй женой появились две дочери.

Особенности картин

Живописец основал новые разновидности жанра, «завтраки» и «ванитас». Картины отличал от ранее существовавших особый подбор предметов и своеобразие трактовки. «Завтраки» интересны не роскошью либо великолепием и обилием еды.

Популярность полотнам обеспечили вполне обычные детали. Предметы располагались на покрытом белоснежной скатертью столе. Важнейшим дополнением к ним стало стекло. Играющие на его поверхности световые блики давали картинам осязаемую реальность.

Художник тщательно продумывал расположение каждой детали работы. На его полотне «Трубки и жаровня» композицию отличают лаконичность и простота. Мастер показывает зрителям несколько предметов, но делает это он виртуозно.

Привлекает и приглушенный колорит, выдержанный в серых тонах. Тончайшие светотеневые и световые переходы придают сверкание и блеск драгоценностей даже углям жаровни.

Обычно композицию живописец выстраивал на предметах овальной формы. Контуры сосудов отличало пересечение округлости, а плавность ритма обеспечивала изображению гармонию. Именно это привлекает в картине «Завтрак». Центр полотна смещен в сторону, к бокалу, с играющими на тонком стекле сосуда бликами.

Расцвет

Клас виртуознейше точно распределял линии и объемы. Детали единой тональности оживляет искрящийся свет. А сами предметы умелой рукой объединяются в единое целое, как и на полотне «Натюрморт с сосудами для питья».

Изумительное мастерство колориста полностью раскрылось на картине «Завтрак с ветчиной». Зрительский взгляд притягивают и золотистость корочки булки на тарелке из металла, и розовый оттенок аппетитной ветчины, словно гордо возлежащей в центре стола на блюде. Блики света, искрящиеся на прозрачных стенках бокала из стекла, придают полотну живости. Такой же эффект обеспечивают и сверкающие тарелки из олова.

Читайте также  Венера перед зеркалом, диего веласкес — описание

Работы мастера с течением времени становились все более изысканными в живописном плане. Также им свойственна и большая свобода в композиционном смысле. Особый интерес ценителей вызывает картина «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти». Основу ее выстроенной диагонально композиции образует пустой кувшин.

От других полотен Класа заметно отличается написанный в 1653 «Завтрак с рыбой». Полотну свойственен вертикальный, вытянутый формат. Он обеспечивает впечатление пространства, уходящего ввысь, концентрируя зрительское внимание на расположенном в центре стеклянном высоком фужере. В этой работе живописец подтвердил еще раз свое звание подлинного мастера тональной живописи.

При помощи удачной группировки предметов мастер продемонстрировал живость сверкания металлической посуды и стекла. Особую привлекательность обеспечивает центральный красный акцент: налитое в узкий бокал вино.

Итоги деятельности

Большая часть карьеры живописца отведена натюрморту в приглушенных тонах с ограниченным числом предметов. Однако мастер и здесь продемонстрировал уникальную способность к внесению разнообразия при помощи тончайших нюансов композиции, световых эффектов, текстур и отражений.

Утренняя трапеза стала излюбленным сюжетом художника. Его «завтраки» обычно накрыты на углу стола. При помощи простейших средств стандартная обыденность преображалась в излучающую красоту значимость. В написанном в 1627 «Натюрморте с горящей свечой» господствуют монохромные родственные тона, характерные для позднего творчества мастера.

В жанре «ванитас» выполнены несколько полотен. Аллегорически картины отличает яркий символизм. На таких полотнах присутствуют как символы непостоянства, так и символика бренности жизни. Яркий пример – картина «Натюрморт с черепом и гусиным пером».

В практически монохромную превратилась палитра к 1630-1640. Отличает цветовое решение полотен этого периода большая приглушенность. Однако после картины вновь поражают драматизмом композиции и цвета.

Работы мастер не прекращал до последних дней. Из жизни художник ушел в 1661, 1 января. Уникальный дар Класа комбинирования одних и тех наборов во множестве оригинальных инновационных решений оказал огромное влияние на многих живописцев.

Он стал первым, кто оценил в натюрморте роль воздуха, света и единства тона как важнейшие средства для передачи целостности предметного мира с окружающей средой.

Полотна мастера есть в коллекциях нью-йоркского Метрополитен-музея, они хранятся в Эрмитаже и мадридском Музее Прадо.

Завтрак на голландский манер: Как «вкусные» натюрморты превратились в отдельное направление живописи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Картины, вызывающие аппетит: натюрморты из Харлема

Первые натюрморты были призваны замаскировать стенную нишу или украсить створку шкафа – голландские граждане могли себе это позволить, а огромное количество произведений художников на рынке изобразительного искусства позволяло выбирать лучшие или, по крайней мере, те, что были милей глазу хозяина дома. Сначала появились цветочные натюрморты, а изображать группы предметов, съедобных и несъедобных, на белой скатерти стало модно чуть позднее, они перекочевали в отдельные самостоятельные произведения с групповых портретов за накрытым столом.

Родиной и центром создания таких натюрмортов – они носили также названия «Завтраки», «Десерты» — стал голландский город Харлем. Мастера изображали простые и привычные для голландского быта предметы и продукты: сыр, ветчину, фрукты, рыбу, пиво, сервированные в оловянной посуде. Но положение Голландии как богатой и процветающей страны, отправлявшей корабли на край света и привозившей из колоний огромное количество экзотических товаров, отразилось и на искусстве. На натюрмортах все чаще стали появляться крабы и омары, креветки и устрицы, виноград и оливки.
Менялась и посуда на картинах – оловянные миски уступили место серебряным блюдам, художники изображали перламутровые кубки из раковин наутилуса, дорогой фарфор, высокие бокалы с вином.

Одним из назначений натюрморта было радовать глаз его обладателя, украшать собой помещение, а потому «завтраки» становились все более роскошными и декоративными. Впрочем, каждый художник, во всяком случае, из тех, кто чувствовал себя не ремесленником, а творцом, старался вносить в свои произведения некий смысл, наполнять их символами.

Чьи имена и натюрморты сохранила история изобразительного искусства

Особенность голландского рынка картин того времени состоит в том, что каждый из художников – за исключением немногих великих мастеров — работал в очень узкой нише, часто годами изображая на холсте одно и то же. Так было проще всего наладить продажу картин покупателям и справиться с конкуренцией, которая в те времена была очень жесткой. Поэтому теперь, оказываясь в одном зале музея, картины порой выглядят своеобразными «близнецами», различия между которыми становятся заметны лишь при внимательном изучении.

Одним из первых натюрмортов-завтраков XVII века считается картина харлемского живописца Николаса Гиллиса «Накрытый стол». Предметы на столе предстают перед зрителем под таким ракурсом, как будто на них смотрят чуть сверху. Это позволяет увидеть и разглядеть все, что находится на столе, от пирамиды с сырами до ореховых скорлупок.

Чтобы натюрморт был интересным и живым, а не просто изображением группы разных предметов, от художника требовалось тщательно продумать композицию. Поэтому от голландских «завтраков» остается впечатление некоторой интимности, как будто зритель заглядывает в чей-то дом и чью-то жизнь.
Нарочитой небрежностью отличались натюрморты Рулофа Кутса, еще одного харлемского живописца. Его визитной карточкой стала виноградная лоза с тщательно написанными листьями и нарочитая небрежность, даже беспорядок на столе – смятая скатерть, опрокинутые кубки, свисающие с края стола предметы.

Два мастера голландского натюрморта считаются одними из ведущих художников в этом жанре. Одним из них был Питер Клас, который поначалу также специализировался на натюрмортах вида «суета сует» или vanitas, напоминавших о бренности человеческого бытия. Со временем он полностью посвятил себя «завтракам», изображая на холсте небольшое количество предметов, создавая иллюзию скромной трапезы на одну персону, как будто некто, для кого накрыт стол, только что отошел и вот-вот вернется. Натюрморты Класа замечательны и тем, что демонстрировали объемное изображение, игру света на предметах, блики, серебристый тон.

Другой выдающийся живописец XVII века, Виллем Клас Хеда, тоже обращался к идее бренности бытия на своих натюрмортах – это заметно по изображениям перевернутых и разбитых бокалов, Его картины были выдержаны в сером или коричнево-зеленом тоне, без ярких акцентов, несколько выделялись лишь белая скатерть и желтый лимон или пирог. Работы Хеды стали первыми примерами монохромного натюрморта. Обычный набор предметов на картинах художника – кувшин, блюдо, бокал, окорок, смятая салфетка, опрокинутая ваза, наполовину очищенный лимон – в каждом новом произведении складывался в новую неповторимую композицию. Хеда тщательно, точно передавал форму, цвет, фактуру каждого предмета, и эта достоверность придавала натюрморту некоторую таинственность, загадочность.

Что могло быть зашифровано на натюрмортах «Завтрак»?

Современному зрителю представляется шанс увидеть на голландских натюрмортах продукты четырехвековой давности и заодно старинные способы их сервировки, и уже одно это заставляет присмотреться к ним повнимательнее. А кроме того, нельзя забывать о символах, которые прятали на картинах.

Голландцам нравилось воспринимать простые, повседневные вещи полными скрытого смысла, часто философского. О том, что жизнь и удовольствия преходящи, художники любили «упомянуть» в большинстве натюрмортов. Считается, что именно о тщете и бренности говорят, например, разбитые бокалы и ощущение хаоса на столе. А вот окорок, ветчина, вино символизируют плотские, земные удовольствия.

Устрицы несли в себе неоднозначный смысл, чаще всего их изображение имело эротический подтекст – ведь и Венера родилась из раковины, но порой в них видели, наоборот, символ раскрытой души. Рыба напоминала о Христе, нож — о жертве, лимон символизировал предательство.

Во многом благодаря изображению на натюрмортах некоторые продукты становились особенно востребованными, те же устрицы однажды оказались под угрозой полного уничтожения, пришлось запрещать их ловлю в определенные месяцы года.

А в целом натюрморт предоставлял его владельцу возможность самостоятельно трактовать изображенную на холсте композицию, и судя по тому спросу, которыми пользовались «завтраки», голландцам, да и иностранным ценителем этого жанра, такое занятие было по душе.

Не только натюрмортам, но и другим жанрам живописи было положено начало четыре столетия назад, и можно легко догадаться, в чем секрет популярности малых голландцев XVII века, картинами которых сегодня гордятся Эрмитаж и Лувр.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: