Морская крепость суоменлинна, финляндия - Тайны со всего мира

Морская крепость суоменлинна, финляндия

Крепость Суоменлинна (Свеаборг)

Крепость Суоменлинна (Свеаборг) расположена на 8 островах и находится рядом со столицей Финляндии Хельсинки. Возводилась она в военных целях, чтобы защищать сначала путь в Стокгольм, затем только финскую столицу. В наши дни она представляет собой великолепное зрелище.

Эти окрестности — не только способ разнообразить свой отдых в Хельсинки, но и повод для отдельного путешествия. Долго можно знакомиться с местной историей и осознавать, каким странным образом развивалась судьба этих земель.

Панорама на острове Суоменлинна в Хельсинки — Google Maps

Исторические здания, особый ландшафтный дизайн и местные флора и фауна не предел для пытливого туриста. Свеаборг отличается богатой инфраструктурой.

С 1991 г. Свеаборг входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Даже на фотографиях виды могучей крепости выглядят очень вдохновляюще. В любое время года это место найдёт чем вас удивить.

Например, остров Исо-Мустасаари больше понравится тем, кто хочет обойти музеи, узнать о том, как сменялась власть на островах, как развивалось здесь строительное и оружейное дело. Остров Кустаанмиекка и недавно открытый для гостей Валлисаари больше понравятся любителям экотуризма. Каждая местность ансамбля по-своему очаровательна.

Происхождение названия

Первое название крепости — Свеаборг. Оно переводится просто: «Шведская крепость». Так её называли и русские, когда Финляндия входила в состав Российской Империи. Финны же в то время звали крепость Viapori (перевод тот же).

В 1917 году Финляндия становится независимой и больше не хочет, чтобы острова, защищающие финскую столицу, назывались шведскими. Название Viapori в 1918 году заменили на Suomenlinna («Финская крепость»).

Шведы, однако, продолжают использовать слово Sveaborg, а русские приняли и второе название — Суоменлинна. На нашем языке принято считать, что название у крепости вариативное, и оба варианта верны.

История

Сами острова, на которых размещена крепость, называются «Волчьи шхеры». Это 8 скалистых обрывков суши с финскими названиями: Кустаанмиекка, Исо-Мустасаари, Пикку- Мустасаари, Лянси-Мустасаари, Сусисаари, Сярккя, Лонна и Порместаринлуодот.

Документальный фильм об истории крепости Свеаборг

Военный период на севере Европы обеспечил территорию островов богатой историей. Так получилось, что эта местность пережила три периода: шведский, русский и, наконец, финский.

Здесь в 1740-х гг. шведское правительство решило строить военные укрепления. Ответственным был назначен майор Августин Эренсверд. Так было положено начало архитектурному ансамблю, сохранившемуся до наших дней.

В 1808 году русские осадили крепость и получили её без жертв, но с больши́м количеством пленных в придачу. Поначалу они не развивают местные территории, только возводят православную церковь.

Во времена Крымской войны они вынуждены возвести пушки в сторону Швеции (стоят на островах до сих пор). Финны много жаловались на поведение русских в годы зависимости от империи. В 1905 году местные жители впервые устраивают восстание, которое впоследствии послужило сюжетом для фильма.

В 1972 г. СССР и Финляндия сняли совместный фильм «Свеаборг». В картине показано кровавое революционное восстание внутри крепости в 1905 г., закончившееся массой смертных казней большевиков.

В 1917 году Финляндия получила независимость. Во времена Гражданской войны (1918 г.) крепость применяется как концлагерь для красногвардейцев. Вторая мировая война в 1941—1944 гг. превратила крепость в базу немецкой флотилии. После окончания войны земли переходят СССР, но позже снова возвращаются финнам, те приступают к бережной реставрации местных строений.

Сейчас Суоменлинна — культурный и исторический центр Финляндии, с потрясающими видами и богатым наследием — в 1991 г. оно включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Были времена, когда население на островах насчитывало до 10 тыс. человек, но в наши дни коренных жителей здесь всего 800–900 — остальные семьи перебрались в Хельсинки. Многие люди здесь живут в исторических зданиях, постоянно реконструируемых.

Достопримечательности крепости Свеаборг

Богатая история крепости наградила её большим количеством достопримечательностей. Местное население сейчас живёт в исторических зданиях, вдоль берегов стоят русские пушки, ежедневно работают различные музеи.

Королевские ворота

Каменные ворота, сохранившиеся с самого основания крепости, буквально являются символом Свеаборга. Через них из королевской бухты проходил в свои владения шведский король, пробираясь затем по потайным ходам.

Подводная лодка

Немецкая подводная лодка периода Второй мировой войны возвышается над заливом у берега острова и является частью военно-морского музея Суоменлинны. Её внушительный вид когда-то вселял страх в сердца мирных жителей, сейчас же это только память о тяжёлых временах и часть музея военно-морской техники.

Церковь

Большое здание лютеранской церкви удивляет своей многозадачностью: она является одновременно и духовным зданием, и маяком. Когда-то эта церковь была православной, но теперь оформлена полностью по протестантским канонам. В это скромное, но очень красивое место можно прийти за душевным покоем.

Памятная плита в честь В. Г. Белинского

Новостью для многих туристов становится информация, что Суоменлинна — место рождения русского критика Виссариона Григорьевича Белинского. Он родился здесь в 1811 г. на борту русского корабля. На территории крепости возложена именная памятная плита в его честь, с надписью на трех языках: шведском, русском и финском.

Музеи

На островах расположено несколько музеев различной направленности:

  1. Музей Суоменлинны. Это ключевое здание. Здесь посетителям дается общая история крепости, от самого основания до Финской войны, от Второй мировой до наших дней.
  2. Таможенный. Постоянная экспозиция в музее посвящена истории финской таможенной службы, борьбе с контрабандой. Здание музея построено еще в XVIII в.
  3. Музей Эренсверда. Находится на территории, которую любят не только туристы, но и местные жители. Это место для отдыха и встреч. У входа в музей стоит памятник основателю Свеаборга — Августина Эренсвярда. Здесь он похоронен. Экспозиция объекта посвящена его жизни и первым годам существования крепости.
  4. Музей игрушки в Суоменлинне. Любимое место всех детей и всех увлекающихся необычными вещами. На постоянной выставке представлена коллекция старинных игрушек в период с нач. XIX в. до 1960-х г.г.
  5. Военный музей «Манеж», музей «Подводная лодка «Весикко» и «Морская крепость Суоменлинна» демонстрируют гостям различные экспозиции, посвященные чудесам европейской и русской военной техники.

Вход во все музеи платный, за исключением таможенного.

Инфраструктура

Суоменлинна давно привыкла принимать у себя гостей, поэтому инфраструктура здесь хорошо развита. Можно встретить торговые центры, сувенирные лавки, кафе и рестораны. Для культурного отдыха есть библиотека и галерея современного изобразительного искусства.

Если вы хотите каждый день своего путешествия встречать на этих удивительных островах, можете поселиться в местном хостеле Hostel Suomenlinna. В мае—сентябре места лучше занимать заранее, желающих очень много.

У Финского залива оборудованы пляжи — можно загорать и купаться. Обязательно стоит прогуляться по парку «Английский сад» — он отличается разными растениями, которые обычно трудно встретить растущими по соседству. Особая «крепостная» флора образовалась здесь благодаря разным народам, занимающимся облагораживанием этой территории.

Часы работы музеев, кафе, церкви, магазинов — на официальном сайте крепости Суоменлинна

Как добраться до крепости Суоменлинна в Хельсинки

Заранее приобретите в городе единый билет на общественный транспорт. На такси или на своём авто вы в любом случае до места не доберетесь, а этот билет позволит вам без лишних проблем взойти на паром. Его можно купить в метро или у водителей автобусов. На причале тоже есть пункт продажи, но там придётся постоять в очереди.

Как добраться до Финляндии и как добраться до Хельсинки можно прочитать на нашем сайте. Теперь вам нужно оказаться на рыночной площади Кауппатори, только с нее можно добраться до Свеаборга.

Маршрут от аэропорта Хельсинки-Вантаа до крепости Суоменлинна на общественном транспорте — Google Maps

До площади Кауппатори

От торговой площади идут паромы и морские автобусы (или «морские трамваи»). Добраться до нее можно на трамваях № 1, 1А и 2 (ост. Kauppatori) или на трамвае № 3Т (ост. Eteläranta). Также в городе действуют службы такси, например, Uber, Arrivo или можете найти ближайшую такси-стоянку.

Паром Суоменлинна

Самый простой способ за 15–20 минут оказаться у крепости в любое время года. На старой площади обратите внимание на стелу императрице Александре, а от неё повернитесь к морю. Там вы увидите причал, от которого отправляется паром. Зимой к крепости Суоменлинна паром отправляется с закрытой верхней палубой.

Если вы уже взяли билет — идите к турникетам. Если вы путешествуете с ребёнком в коляске — идите к шлагбауму, вас пропустят бесплатно. Если вы забыли купить билет заранее — вперёд к деревянным киоскам, там расположена касса.

Морской автобус

С мая по сентябрь до места можно добраться на морском автобусе. Они довозят туристов до главных достопримечательностей города. Есть, например, маршрут, по которому можно прибыть сразу к Королевским воротам.

За морские трамваи в основном отвечает компания JT-Line. Действует 3 летних маршрута. Единый билет на этом транспорте не работает: нужно покупать отдельный пропуск в киоске или на борту судна.

С острова на остров

Нет острова, на котором были бы собраны все достопримечательности Свеаборга. Вам нужно передвигаться как минимум между 3 островами: минным островом Лонна, Исо-Мустасаари и островом Валлисаари.

От Исо-Мустасаари можно через мост или косу оказаться на островах Кустаанмиекка, Пикку- Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Сусисаари. До остальных ходят водные автобусы. При желании можно воспользоваться абонементом Island Hopping — с ним вы сможете свободно передвигаться по воде на территории объекта. Внутри таких «трамваев» есть обеденная зона со своей кухней.

Также можно посетить крепость в рамках экскурсионного тура по Хельсинки.

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Географию Хельсинки во многом определяет берег Финского залива. Отдельные районы города расположены на островах. А южнее центра города, на группе островов, называемых Волчьими шхерами, находится ещё одна историческая часть города — морская крепость Суоменлинна, она же Свеаборг. Эту крепость построили шведы в середине XVIII века, и послужила она и Швеции, и Российской империи, и независимой Финляндии. В наше время это и крепость, и небольшой жилой район (но живёт там меньше тысячи человек), и если сравнивать Хельсинки с Петербургом, то Свеаборг будет играть роль Кронштадта. В общем, в заключительной части моего рассказа о финской столице — крепость, пейзажи Финского залива, и немного экспозиции Военного музея.

Читайте также  Купание в аньере, жорж сёра, 1884

2. Самая интересная географическая особенность Свеаборга — островное расположение. Крепость от материка отделяет пара километров, но попасть туда уже можно только на пароме. Паромы ходят от Рыночной площади раз в 40 минут-час. Важно помнить, что единый билет на городской общественный транспорт распространяется и на свеаборгский паром тоже (на пристани есть такие же, как в метро, валидаторы, где можно отметить проездной); естественно, проездным воспользоваться гораздо выгоднее, так как разовый билет на этот паром стоит аж 5 евро.

3. У парома есть две открытых палубы (со стороны носа и кормы), и двухъярусный внутренний салон. Паромы, кстати, ходят круглый год: как я понимаю, небольшой ледовый покров для них помехой не является, а в случае сильных морозов фарватер постоянно ледоколят.

4. Паромы, как оказалось, построены в Польше, в городе Гдыня.

5. Отчаливаем. Слева проплывает остров Катаянокка, у берега которого стоит корабль береговой охраны.

6. Рейс парома длится примерно 12 минут. За бортом — скалистые островки. Иногда необитаемые.

7. Свеаборг и башня его церкви уже видны впереди:

8. А вот уже и пристань. Там стоит толпа, которая сядет на этот паром, чтобы отправиться обратно в сторону города. В Свеаборге паром долго не стоит.

9. Выходим на берег. У пристани стоит такое же табло, как в метро, с указанием времени ожидания.

10. С парома вышла большая толпа, где явно не меньше половины людей составляли туристы, коих тут в середине дня явно больше, чем постоянного населения. Постепенно толпа разошлась по разным улицам острова, и стало довольно тихо. На фото — Береговая казарма конца XIX века. Именно это и есть парадные ворота крепости.

11. У стены стоит множество велосипедов. Довольно типичная для Финляндии картина.

12. А паром ушёл обратно в город:

13. Вдалеке виден центр города и его доминанта — Николаевский собор.

Ну а я в Свеаборге. Крепость на островах возле Гельсингфорса основали шведы в 1740-е годы, причиной чему послужила Русско-шведская война 1741-43 годов, когда Швеция потеряла регион северо-западнее Карельского перешейка. Что особенно интересно, название Sveaborg со шведского переводится как «Шведская крепость», а Suomenlinna с финского — «Финская крепость» (а от противоположной кальки получились бы названия Ruotsinlinna и Finskaborg); существующее финское название, естественно, появилось уже в период независимости (а до 1918 года крепость по-фински называлась Viapori). Что характерно, при Российской империи никакой «Русской крепости» не было, и она так и называлась Свеаборгом, прочно войдя именно под этим названием в историю России, в частности из-за произошедшего здесь в 1906 году мятежа матросов. Так что мне привычнее использовать именно название Свеаборг, в порядке исключения относительно топонимики всей остальной Финляндии.

14. Крепость находится на семи островах, главный из которых — Исо-Мустасаари (в переводе — Большой Чёрный остров, а в российский период назывался Комендантский). Среди старых построек крепости есть как шведские, так и российские. Как видим, есть тут и деревянные дома.

Изначальное предназначение крепости, понятное дело, в защите города с моря. Что, однако, не помешало русским войскам в 1808 году, в последнюю русско-шведскую войну, занять Гельсингфорс с суши (а вот Свеаборг пал только через два месяца, но шведы сдали его почти без боя). В 1855 году, в Крымскую войну, Свеаборг обстреляли англичане. При независимой Финляндии крепость как таковая прекратила своё существование, но ещё во Вторую мировую войну в ней базировалась артиллерия.

16. А это кирха. Изначально это был православный собор Александра Невского, построенный в 1854 году для русского гарнизона крепости. Но в 1920-е годы финны перестроили его в лютеранскую церковь.

Вот так выглядел храм в бытность православным. Построен он был по проекту Константина Тона (он же архитектор Храма Христа Спасителя), стиль которого узнаваем. Храмам этого архитектора как-то особенно не повезло: в СССР, так сложилось, что снесли их почти все, и даже за его пределами, в Финляндии, перестроили собор до неузнаваемости.

18. Ограда церкви составлена из трофейных шведских пушек, захваченных русскими войсками в 1808-09 годах.

19. Бывшие здания русских казарм XIX века. Ныне это жилые дома. Благодаря островному расположению Свеаборг очень обособлен от Хельсинки. Тихий такой душевный старый район.

21. Финский вариант таблички «Осторожно, злая собака!». Хотя вообще-то там написано «собаки свободны» (то есть не привязаны).

22. Внутри ворот шведского кронверка:

23. А это манеж XIX века, в котором сейчас находится Военный музей Финляндии. Его я тоже посетил.

24. Музей небольшой, но информативный. Посвящён он войнам XX века, происходившим в Финляндии.

25. Сначала идёт гражданская война (она у финнов была своя в 1918 году, и победили в ней белые, при поддержке немцев):

26. Знамя финских белых:

27. Ну а большая часть экспозиции посвящена Зимней (Советско-финской) войне и Войне-Продолжению (война против СССР на стороне Германии в 1941-44 годах).

28. Макет дота линии Маннергейма. Где-то на территории нынешней Ленинградской области.

29. Одна из самых интересных деталей экспозиции — реконструкция блиндажа Зимней войны:

30. Можно заглянуть внутрь. Для полного эффекта присутствия там звучит аудиозапись обстрелов и бомбардировок, происходивших снаружи.

31. Часть витрин, конечно, посвящена и противнику, то есть советской стороне.

32. А также и Вермахту. После заключения перемирия с СССР в 1944 году финны повернули оружие против немцев, и до апреля 1945 года шла Лапландская война, в результате которой они выбили с территории Финляндии немецкие войска, которые там базировались.

33. Финский армейский грузовик:

34. Экран с военной кинохроникой. Вот показывают сражение при Тали — Ихантала в июле 1944 года. Это недалеко от Выборга.

35. Посмотрев музей, идём дальше. Вот ещё один жилой дом.

36. А это Свеаборгская верфь. Вдалеке хорошо виден город.

37. Скалы и балтийская вода. На переднем плане видна подводная лодка «Весикко», построенная в 1933 году, и принимавшая участие в войнах 1939-44 годов. Сейчас она превращена в музей (часть Военного музея), но открыта только летом.

38. Это уже остров Сусисаари (Волчий, старое название — Инженерный). Каменные шведские бастионы XVIII века. Кстати, Свеаборг включён в список ЮНЕСКО.

39. Симфония камня. Бастионы из каменных глыб встроены прямо в скалы.

40. Окна какого-то ресторана:

42. Осенняя листва:

43. И скалистый берег Финского залива. Тут гладкие «бараньи лбы», знакомые мне по многим местам Карелии (в первую очередь, берега Ладоги и Белого моря).

44. С другой стороны виден пейзаж Хельсинки:

46. И снова посмотрим в сторону моря. Там видно множество других островов:

48. Маяк на одном из них:

49. А на скалах золотая осень. На заднем плане уже другой остров — Валлисаари (бывший Александровский). На него моста нет, поэтому просто так не попасть.

50. Это самая южная часть крепости — береговая батарея Кустаанмиекка (по-шведски Густавссверд); название переводится как «Меч Густава» — в честь шведского короля Густава III, при котором был основан Свеаборг. Пушки — российские, конца XIX века. Произведены на Пермском сталепушечном заводе.

52. За батареей — ещё один небольшой бастион:

54. Постройки в северной части острова. Это место мне напомнило Выборгский замок.

55. В Свеаборге много булыжных мостовых. Это всегда красиво. Правда, на велосипеде по ним ездить тяжело.

57. Пушки того же Пермского завода:

58. Могила шведского фельдмаршала Августина Эренсверда, под руководством которого строилась крепость:

59. Рядом можно выйти к сухому доку уже показанной выше верфи. Возле него есть небольшая смотровая площадка.

61. Свеаборгская кошка:

62. А в этом здании сейчас находится музей Финской таможни (не посещал).

63. Ещё один вид на город с зумом. Башня со шпилем слева — это церковь Микаэля Агриколы (1935 год), до которой я не доходил.

64. Потом я вернулся к пристани. И пока ещё было время до обратного парома, посетил ещё два острова. Это — остров Пикку-Мустасаари (в переводе — Малый Чёрный остров). В российский период он назывался Госпитальный.

65. Сейчас на этом острове находится военно-морская академия. Основное её здание — бывший госпиталь, который и дал старое название острову. Здание построено в 1820-е годы, а число «1756» на фасаде обозначает дату основания шведского шхерного флота, базой которого был Свеаборг (видимо, от этой даты отсчитывают историю ВМФ Финляндии). Во двор академии можно зайти, но при этом идти можно только по дорожке, а по бокам от неё стоят грозные таблички «Военная территория. Проход без разрешения может повлечь за собой санкции» (продублировано на русский с именно такой формулировкой), то есть сходить с дорожки нельзя.

67. И ещё один остров — Лянси-Мустасаари (Западный Чёрный), старое русское название — Стрелковый. Здесь тоже несколько бывших казарм, ныне ставших жилыми домами. Они построены ещё шведами в конце XVIII века.

68. Вид ныне у них довольно обшарпанный.

69. И закончу я этот рассказ деревянным створным знаком на скале.

И на этом всё о Свеаборге, и теперь уже и о Хельсинки. Но моё путешествие продолжалось. Дальше мне предстояло на теперь уже большом пароме пересечь Финский залив и попасть в Эстонию. Так что о двухчасовом морском пути из Хельсинки в Таллин я и расскажу в следующий раз.

Читайте также  Пражский град в праге, чехия

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

Крепость Суоменлинна в Финляндии

Крепость Свеаборг (Sveaborg) или Суоменлинна (Suomenlinna) — это астионная система укреплений на островах близ столицы Финляндии Хельсинки (Helsinki). Суоменлинна включена ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Всего таких объектов на территории Финляднии семь.

После русско-шведской войны 1741—1743 годов и заключения Абоского мира Шведское правительство всерьез задумалось об укреплении своих позиций, и было принято решение об укреплении Волчьих шхер (фин. Susisaaret, швед. Vargskär) — скалистых островов с востока Швеции.

Крепость на этих островах была возведена в XVIII веке и являлась краеугольным камнем в обороне Швеции с востока. После постройки крепость получила шведское название Sveaborg («Шведская крепость»). На финском языке же за ней закрепилось аналогичное по смыслу название Viapori («Шведская крепость»).

Укрепления крепости построены на 7 скалистых островах, составляющих «Волчьи шхеры» (фин. Susisaaret, швед. Vargskär). Всего в район Суоменлинна входят восемь островов, пять из которых соединены между собой косами, а три стоят обособлено. Общая площадь островов составляет 80 гектаров, на которых проживает около 900 человек.

Люди здесь живут в жилых домах и государственных квартирах, которые предоставляются в аренду. За сдачу в аренду, ремонт, эксплуатацию и обслуживание этих домов, которых в общей сложности насчитывается более 330, отвечает распорядительная комиссия Суоменлинны.

История крепости Свеаборг (Sveaborg) или Суоменлинна (Suomenlinna)

В 1808 году во время русско-шведской войны крепость была осаждена русскими и сдана после непродолжительной осады. Свеаборг сдался 26 апреля. В руки победителей досталось 7,5 тысячи пленных, более 2 тысяч орудий, огромные запасы всякого рода и 110 военных судов.

В 1809 году Финляндия стала частью Российской империи (Фридрихсгамский мир) и Свеаборг стал русской крепостью, сохранив прежнее название. После перехода крепости к России ее назначением стала охрана фарватеров, ведущих в Санкт-Петербург.

Шведская морская крепость взрастила у себя под боком Хельсинки, способствуя развитию экономики города и увеличению его значения, благодаря чему в 1812 году он стал столицей автономной Финляндии.

В 1855 году во время Крымской войны Свеаборг подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота. 28 июля (9 августа) 1855 года неприятельский флот, подошедший к Свеаборгу, действовал в составе 10 линейных кораблей, семи парусных фрегатов, семи паровых фрегатов, двух корветов, одного брига, четырёх судов «особой конструкции», 16 бомбард, 25 канонерских лодок, двух яхт и трех транспортеров. 9 августа началась интенсивная бомбардировка. После двухдневного артиллерийского боя эскадра ушла от Свеаборга, потеряв несколько мортирных кораблей и произведя незначительные пожары и разрушения в крепости. Гарнизон крепости потерял убитыми нижних чинов 44, ранеными 110, штаб-офицеров два, обер-офицеров три, контуженными — штаб-офицеров четыре, обер-офицеров 12, нижних чинов 18.

После Крымской войны в крепости проведена реконструкция, построены новые укрепления и артиллерийские позиции, установлены более современные орудия.

В 1918 году, спустя год после провозглашения независимости Финляндии, финское название Viapori («Шведская крепость») было изменено на Suomenlinna («Финская крепость»). Это произошло 6 декабря 1918 года, когда исполнилось ровно 170 лет со дня начала строительства крепости. А во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) в крепости был концлагерь для финских красногвардейцев.

Туризм в Суоменлинне

Для посещения Финляндии вам конечно же потребуется виза. Сделать её можно, например, здесь: http://e-finland.ru/travel/visa/.

В крепости работает множество консультантов, которые с удовольствием рассказывают туристам о различных объектах, которые стоит посетить, о ресторанах, кафе и режиме их работы.Там же вы можете приобрести карту острова с обозначенными туристическими достопримечательностями.

Вход в саму крепость свободный, платить надо только при посещении музеев, которых там достаточно много:

  • музей Суоменлинны (фин. Suomenlinna-museo). В музее находятся уникальные экземпляры дореволюционной артиллерии Императорской России — сохранились 6-дюймовая осадная пушка образца 1904 года и другие орудия.
  • музей Эренсвярда (фин. Ehrensvärd-museo)
  • музей игрушки в Суоменлинне (фин. Suomenlinnan Lelumuseo)
  • военный музей Манеж (фин. Sotamuseon Maneesi) — музей советско-финской и второй мировой войн.
  • подводная лодка «Весикко»
  • таможенный музей (фин. Tullimuseo). Вход бесплатный.

Если же вам негде остановиться, то на территории крепости на острове Исо Мустасаари (Iso Mustasaari) работает хостел Hostel Suomenlinna.

Суоменлинна

Крепость
Свеаборг
швед. Sveaborg
фин. Suomenlinna
60°08′53″ с. ш. 24°59′11″ в. д. H G Я O L
Страна Финляндия
Местоположение Суоменлинна [d]
Дата основания 1748
Сайт suomenlinna.fi​ (фин.) ​ (швед.) ​ (англ.)
Объект всемирного наследия
Fortress of Suomenlinna
(Крепость Суоменлинна)
Ссылка № 583 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии iv
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1991 (15-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Све́аборг (швед. Sveaborg — «Шведская крепость») или Су́оменли́нна (фин. Suomenlinna — «Финская крепость»), — бастионная система укреплений на островах близ столицы Финляндии Хельсинки. Административно — район города Хельсинки. С XVIII до середины XX века укрепления защищали Гельсингфорс с моря, с 1960-х гг. — музей и жилой район.

Содержание

  • 1 Волчьи шхеры
  • 2 Название
  • 3 История
    • 3.1 В составе шведского королевства
    • 3.2 Великое княжество Финляндское
    • 3.3 Независимая Финляндия
  • 4 Карты
  • 5 Достопримечательности
  • 6 Тюрьма
  • 7 Транспорт
  • 8 Галерея
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Волчьи шхеры [ | ]

Укрепления крепости построены на 7 скалистых островах, названных «Волчьими шхерами» (фин. Susisaaret , швед. Vargskär ).

В район Суоменлинна входят восемь островов. Пять из них: Кустаанмиекка, Исо-Мустасаари, Пикку-Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Сусисаари соединены между собой мостами или косами. Три острова обособлены: Сярккя, Лонна и Порместаринлуодот.

Кустаанмиекка — самый южный из пяти связанных островов. Он связан с Сусисаари узким перешейком, по которому проходит оборонительный вал и, строго говоря, является полуостровом. На южной оконечности находятся бастионы с орудиями и Королевские ворота. В центре острова в скалистой породе имеется несколько небольших водоемов. Остров Сусисаари расположен в центре крепости между Кустаанмиекка и Исо-Мустасаари. На острове множество бастионов, музеи таможни, подводной лодки и Эренсверда. Остров отделяется от Исо-Мустасаари узким проливом через который перекинут деревянный мост. Исо-Мустасаари — наиболее застроенный центр гарнизона, расположенный на северо-востоке. Здесь размещается церковь, музей крепости, музей кукол и главная пристань. Лянси-Мустасаари и Пикку-Мустасаари расположены на северо-западе, они соединяются мостом, а Пикку-Мустасаари соединён мостом с Исо-Мустасаари.

Общая площадь островов составляет 80 гектаров. На них проживает около 900 человек.

Название [ | ]

После постройки крепость получила шведское название Свеаборг (Sveaborg — «Шведская крепость»). На финском языке за ней закрепилось название Виапори (Viapori), которое произошло от шведского наименования.

13 мая 1918 года, вскоре после провозглашения независимости Финляндии, крепость указом сената переименована в Суоменлинна (Suomenlinna — «Финская крепость») [1] .

История [ | ]

В составе шведского королевства [ | ]

Решение об укреплении Волчьих шхер было принято шведским правительством после окончания русско-шведской войны 1741—1743 годов и заключения Абоского мира (1743).

В 1746 году (1747) [2] руководить фортификационными работами с целью укрепления русско-шведской границы было поручено 36-летнему майору Августину Эренсверду, при содействии архитектора Тунберга [3] .

Кроме того, в 1756 году по инициативе Эренсверда был реорганизован шведский галерный флот, который получил теперь название армейского. Его главной базой стал нововозведённый Свеаборг. В этом же году Эренсверд был произведён в генерал-майоры.

В 1748—1758 годах был сооружён теперешний Кустаанмиекка (Густавссверд). Все работы закончены в 1770 году и обошлись в 25 млн риксдалеров.

В 1808 году во время русско-шведской войны крепость была осаждена русскими и сдана после непродолжительной осады. Свеаборг сдался 26 апреля. Победителям досталось 7,5 тысяч пленных, более 2 тысяч орудий, огромные запасы всякого рода и 110 военных судов [4] . Комендантом Свеаборга был назначен русский генерал Михаил Леонтьевич Булатов.

Великое княжество Финляндское [ | ]

В 1809 году Финляндия стала частью Российской империи (Фридрихсгамский мирный договор) и Свеаборг стал русской крепостью, сохранив прежнее название. В 1811 году в семье военного лекаря Белинского родился знаменитый впоследствии критик. В 1826-1827 гг. в крепостной тюрьме содержался декабрист Михаил Лунин.

1 июля 1835 года комендантом крепости стал генерал-майор Александр Васильевич Яковлев, который «за усердное попечение о вверенных ему нижних чинах и за ревностные заботы о них» неоднократно удостаивался Высочайших благоволений, денежных наград, орденов и благодарностей от командующего отдельным финляндским корпусом генерал-адъютанта графа А. А. Закревского и командующего войсками в Финляндии князя А. С. Меншикова [5] .

В 1855 году во время Крымской войны Свеаборг подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота [6] . 28 июля (9 августа) 1855 года неприятельский флот, подошедший к Свеаборгу, действовал в составе 10 линейных кораблей, семи парусных фрегатов, семи паровых фрегатов, двух корветов, одного брига, четырёх судов «особой конструкции», 16 бомбардирских судов, 25 канонерских лодок, двух яхт и трех транспортов. 9 августа началась интенсивная бомбардировка. После двухдневного артиллерийского боя эскадра ушла от Свеаборга, потеряв несколько мортирных кораблей и произведя незначительные пожары и разрушения в крепости. Гарнизон крепости потерял убитыми нижних чинов 44, ранеными 110, штаб-офицеров два, обер-офицеров три, контуженными — штаб-офицеров четыре, обер-офицеров 12, нижних чинов 18.

После Крымской войны в крепости проведена реконструкция, построены новые укрепления и артиллерийские позиции, установлены более современные орудия.

В начале XX века в Свеаборге было около 1500 жителей, не считая гарнизона. Сообщение с Гельсингфорсом поддерживалось летом маленькими пароходами. В крепости располагались Станция русского военного флота, доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, пороховые погреба, резервуары пресной воды, а также православная церковь (к настоящему времени до неузнаваемости перестроена). В 1906 году в крепости произошло Свеаборгское восстание.

Читайте также  Самые известные люди мира: топ самых известных личностей

Во время Первой мировой войны в окрестностях Гельсингфорса была построена цепь оборонительных сооружений. Частично она располагалась и на островах. Целью создания крепости было обеспечения безопасности военно-морской базы Балтийского флота Российской империи, защиты Гельсингфорса и защиты подходов к Петрограду от возможного немецкого вторжения.

Старая крепость (где был расположен штаб) уже не была способна обеспечить достаточный уровень защиты, поэтому главный оборонительный рубеж был вынесен далеко за пределы границ старой крепости. Новые батареи береговой артиллерии были построены на отдаленных островах, охраняющих Свеаборг с моря, в то время как укреплённые линии, построенные в окрестностях Гельсингфорса, должны были остановить любые попытки нападения на суше. Крепость Свеаборг была ещё недостроенной в 1917 году, когда из-за Февральской революции большая часть строительных работ остановилась. Какие-то строительные работы все-таки проводились в течение 1917-го года, но после Октябрьской революции строительство остановилось полностью.

Независимая Финляндия [ | ]

После провозглашения независимости Финляндии часть укреплений была использована в ходе финской гражданской войны. Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) в крепости был концлагерь для финских красногвардейцев. Крепость была переименована в Суоменлинна («Финская крепость»).

Прибрежные укрепления впоследствии перешли к Финляндии и применялись для защиты Хельсинки, а укрепления на суше были в основном брошены и разоружены. В 1937 году в крепости взорвался склад боеприпасов, погибло 12 человек. Артиллерия, находившаяся в крепости использовалась Финляндией до конца Второй мировой войны. Во время войны 1941—1944 годов крепость несколько раз бомбила советская авиация.

С лета 1941 по осень 1944 года на военно-морской базе Суоменлинна базировались немецкие катерные флотилии. В 1941 году прибыла 1-я флотилия [7] . В конце июля 1944 года в Суоменлинну перебазировалась 5-я флотилия (бывшая 11-я флотилия торпедных катеров, сформированная в Заснице в мае 1944 года) [8] .

После войны часть островных батарей досталась СССР, однако позже была передана Финляндии. В 1973 году устаревшая крепость была передана гражданским властям. Острова стали одним из районов Хельсинки.

Суоменлинна

Крепость
Свеаборг
швед. Sveaborg
фин. Suomenlinna
60°08′53″ с. ш. 24°59′11″ в. д. H G Я O L
Страна Финляндия
Местоположение Суоменлинна [d]
Дата основания 1748
Сайт suomenlinna.fi​ (фин.) ​ (швед.) ​ (англ.)
Объект всемирного наследия
Fortress of Suomenlinna
(Крепость Суоменлинна)
Ссылка № 583 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии iv
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1991 (15-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Све́аборг (швед. Sveaborg — «Шведская крепость») или Су́оменли́нна (фин. Suomenlinna — «Финская крепость»), — бастионная система укреплений на островах близ столицы Финляндии Хельсинки. Административно — район города Хельсинки. С XVIII до середины XX века укрепления защищали Гельсингфорс с моря, с 1960-х гг. — музей и жилой район.

Содержание

  • 1 Волчьи шхеры
  • 2 Название
  • 3 История
    • 3.1 В составе шведского королевства
    • 3.2 Великое княжество Финляндское
    • 3.3 Независимая Финляндия
  • 4 Карты
  • 5 Достопримечательности
  • 6 Тюрьма
  • 7 Транспорт
  • 8 Галерея
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Волчьи шхеры

Укрепления крепости построены на 7 скалистых островах, названных «Волчьими шхерами» (фин. Susisaaret , швед. Vargskär ).

В район Суоменлинна входят восемь островов. Пять из них: Кустаанмиекка, Исо-Мустасаари, Пикку-Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Сусисаари соединены между собой мостами или косами. Три острова обособлены: Сярккя, Лонна и Порместаринлуодот.

Кустаанмиекка — самый южный из пяти связанных островов. Он связан с Сусисаари узким перешейком, по которому проходит оборонительный вал и, строго говоря, является полуостровом. На южной оконечности находятся бастионы с орудиями и Королевские ворота. В центре острова в скалистой породе имеется несколько небольших водоемов. Остров Сусисаари расположен в центре крепости между Кустаанмиекка и Исо-Мустасаари. На острове множество бастионов, музеи таможни, подводной лодки и Эренсверда. Остров отделяется от Исо-Мустасаари узким проливом через который перекинут деревянный мост. Исо-Мустасаари — наиболее застроенный центр гарнизона, расположенный на северо-востоке. Здесь размещается церковь, музей крепости, музей кукол и главная пристань. Лянси-Мустасаари и Пикку-Мустасаари расположены на северо-западе, они соединяются мостом, а Пикку-Мустасаари соединён мостом с Исо-Мустасаари.

Общая площадь островов составляет 80 гектаров. На них проживает около 900 человек.

Название

После постройки крепость получила шведское название Свеаборг (Sveaborg — «Шведская крепость»). На финском языке за ней закрепилось название Виапори (Viapori), которое произошло от шведского наименования.

13 мая 1918 года, вскоре после провозглашения независимости Финляндии, крепость указом сената переименована в Суоменлинна (Suomenlinna — «Финская крепость») [1] .

История

В составе шведского королевства

Решение об укреплении Волчьих шхер было принято шведским правительством после окончания русско-шведской войны 1741—1743 годов и заключения Абоского мира (1743).

В 1746 году (1747) [2] руководить фортификационными работами с целью укрепления русско-шведской границы было поручено 36-летнему майору Августину Эренсверду, при содействии архитектора Тунберга [3] .

Кроме того, в 1756 году по инициативе Эренсверда был реорганизован шведский галерный флот, который получил теперь название армейского. Его главной базой стал нововозведённый Свеаборг. В этом же году Эренсверд был произведён в генерал-майоры.

В 1748—1758 годах был сооружён теперешний Кустаанмиекка (Густавссверд). Все работы закончены в 1770 году и обошлись в 25 млн риксдалеров.

В 1808 году во время русско-шведской войны крепость была осаждена русскими и сдана после непродолжительной осады. Свеаборг сдался 26 апреля. Победителям досталось 7,5 тысяч пленных, более 2 тысяч орудий, огромные запасы всякого рода и 110 военных судов [4] . Комендантом Свеаборга был назначен русский генерал Михаил Леонтьевич Булатов.

Великое княжество Финляндское

В 1809 году Финляндия стала частью Российской империи (Фридрихсгамский мирный договор) и Свеаборг стал русской крепостью, сохранив прежнее название. В 1811 году в семье военного лекаря Белинского родился знаменитый впоследствии критик. В 1826-1827 гг. в крепостной тюрьме содержался декабрист Михаил Лунин.

1 июля 1835 года комендантом крепости стал генерал-майор Александр Васильевич Яковлев, который «за усердное попечение о вверенных ему нижних чинах и за ревностные заботы о них» неоднократно удостаивался Высочайших благоволений, денежных наград, орденов и благодарностей от командующего отдельным финляндским корпусом генерал-адъютанта графа А. А. Закревского и командующего войсками в Финляндии князя А. С. Меншикова [5] .

В 1855 году во время Крымской войны Свеаборг подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота [6] . 28 июля (9 августа) 1855 года неприятельский флот, подошедший к Свеаборгу, действовал в составе 10 линейных кораблей, семи парусных фрегатов, семи паровых фрегатов, двух корветов, одного брига, четырёх судов «особой конструкции», 16 бомбардирских судов, 25 канонерских лодок, двух яхт и трех транспортов. 9 августа началась интенсивная бомбардировка. После двухдневного артиллерийского боя эскадра ушла от Свеаборга, потеряв несколько мортирных кораблей и произведя незначительные пожары и разрушения в крепости. Гарнизон крепости потерял убитыми нижних чинов 44, ранеными 110, штаб-офицеров два, обер-офицеров три, контуженными — штаб-офицеров четыре, обер-офицеров 12, нижних чинов 18.

После Крымской войны в крепости проведена реконструкция, построены новые укрепления и артиллерийские позиции, установлены более современные орудия.

В начале XX века в Свеаборге было около 1500 жителей, не считая гарнизона. Сообщение с Гельсингфорсом поддерживалось летом маленькими пароходами. В крепости располагались Станция русского военного флота, доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, пороховые погреба, резервуары пресной воды, а также православная церковь (к настоящему времени до неузнаваемости перестроена). В 1906 году в крепости произошло Свеаборгское восстание.

Во время Первой мировой войны в окрестностях Гельсингфорса была построена цепь оборонительных сооружений. Частично она располагалась и на островах. Целью создания крепости было обеспечения безопасности военно-морской базы Балтийского флота Российской империи, защиты Гельсингфорса и защиты подходов к Петрограду от возможного немецкого вторжения.

Старая крепость (где был расположен штаб) уже не была способна обеспечить достаточный уровень защиты, поэтому главный оборонительный рубеж был вынесен далеко за пределы границ старой крепости. Новые батареи береговой артиллерии были построены на отдаленных островах, охраняющих Свеаборг с моря, в то время как укреплённые линии, построенные в окрестностях Гельсингфорса, должны были остановить любые попытки нападения на суше. Крепость Свеаборг была ещё недостроенной в 1917 году, когда из-за Февральской революции большая часть строительных работ остановилась. Какие-то строительные работы все-таки проводились в течение 1917-го года, но после Октябрьской революции строительство остановилось полностью.

Независимая Финляндия

После провозглашения независимости Финляндии часть укреплений была использована в ходе финской гражданской войны. Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) в крепости был концлагерь для финских красногвардейцев. Крепость была переименована в Суоменлинна («Финская крепость»).

Прибрежные укрепления впоследствии перешли к Финляндии и применялись для защиты Хельсинки, а укрепления на суше были в основном брошены и разоружены. В 1937 году в крепости взорвался склад боеприпасов, погибло 12 человек. Артиллерия, находившаяся в крепости использовалась Финляндией до конца Второй мировой войны. Во время войны 1941—1944 годов крепость несколько раз бомбила советская авиация.

С лета 1941 по осень 1944 года на военно-морской базе Суоменлинна базировались немецкие катерные флотилии. В 1941 году прибыла 1-я флотилия [7] . В конце июля 1944 года в Суоменлинну перебазировалась 5-я флотилия (бывшая 11-я флотилия торпедных катеров, сформированная в Заснице в мае 1944 года) [8] .

После войны часть островных батарей досталась СССР, однако позже была передана Финляндии. В 1973 году устаревшая крепость была передана гражданским властям. Острова стали одним из районов Хельсинки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: