Молодой человек в костюме махо, эдуард мане, 1863 - Тайны со всего мира

Молодой человек в костюме махо, эдуард мане, 1863

Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-4

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Отношения с Леоном – сыном Сюзанны и предполагаемым сыном Мане более таинст-венны.
С одной стороны Мане никогда официально не признавал Леона своим сыном. Понятно, что в начале Мане скрывал и Сюзанну, и ребенка.
Но после смерти отца и женитьбы на Сюзанне, при явно хороших отношениях между матерью Мане и невесткой, зачем было скрывать отцовство?
С другой стороны Мане воспитал Леона как собственного сына, однако Леон всегда считал себя младшим братом матери и называл Мане «крестным».
Леон в течении многих лет был любимой моделью Мане для его картин. Вот некоторые из них:
«МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ» — Леон в облике испанского пажа, рыжий мальчик в черной куртке,которому явно мешает его оружие. По мнению Золя, это самая испанская картина Мане;
«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» – мы видим Леона пятнадцатилетним юношей. Мыльные пузыри – традиционная аллегория скоротечности жизни;
«ЗАВТРАК В МАСТЕРСКОЙ» – лучший портрет Леона, которого мы видим на первом плане.
История превращает некоторые картины в символы, в заголовки своих новых глав, в то о чем говорят: «Это было до. » или «Это было после». данного события.

Во второй половине 19. века, эту роль играет «ЗАВТРАК НА ТРАВЕ» Эдуарда Мане.

15 мая 1863 года по указанию Наполеона III в дополнительных залах официального Салона во Дворце Промышленности открылся знаменитый «Салон отверженных», где были выставлены работы отвергнутые жюри Салона.
Основной Салон от «Салона отверженных» отделял всего лишь один турникет, но многие входили сюда, как в комнату ужасов музея мадам Тюссо, или, в лучшем случае, как в комнату смеха.
Героем дня стал Мане, который представил свою картину «ЗАВТРАК НА ТРАВЕ». Картина была обрамлена двумя картинами в испанском стиле, что образовало своеобразный триптих.
Именно центральная картина особенно шокировала критиков и зрителей. Они были шокированы как сюжетом, так и манерой письма.
Надо сказать, что «ЗАВТРАК НА ТРАВЕ» был вдохновлен вполне классическим сюжетом. Знатоки это знали и понимали. Речь идет о «СЕЛЬСКОМ КОНЦЕРТЕ» ТИЦИАНА (во времена Мане еще приписываемому Джорджоне) — одной из самых знаменитых картин Лувра.
Юные музыканты в костюмах тициановской эпохи, находящиеся возле обнаженных женщин, уже давно никого не шокировали. Мане как-то говорил своему другу Антонену Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому – я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими какими мы их видим сегодня».

И действительно, Мане, оставляя женщину обнаженной, одевает обоих мужчин в современную одежду, что делает их спутницу истинной ню современности, а ее небрежно брошенную одежду мы видим на переднем плане среди остатков от пикника. Мане написал превосходнейший натюрморт: корзину фруктов, небрежно перевернутую на одежду модели. Моделью для обнаженной фигуры служила Викторина Мёран, известная парижская натурщица и модель Мане. Мане полностью сознавал провокационность полотна.
Суть скандала не только в обнаженной женщине, но и в том, что Мане сопоставлял себя с великими итальянскими и испанскими мастерами 16 и 17 веков.
Но вот что сказал о картине знаменитый Эмиль Золя: « Толпа решила, что у художника неприличные намерения, в то время, как он просто стремился к живым контрастам, к смелой подаче формы. В картине нужно видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж с широким и устойчивым передним планом и легкими и деликатными задними планами. Это прочная плоть, смоделированная мощными потоками света. уголок природы, переданный с такой правдивостью и простотой. ».

Открытая перекличка со старой живописью с одной стороны подчеркивала новизну искусства Мане, а с другой стороны, поэзия и глубина образов сближала Мане с великими мастерами прошлого.
Начиная с «ЗАВТРАКА НА ТРАВЕ»,отвергнутого официальным Салоном, начался непримиримый конфликт Мане с официальным искусством.

Пикассо, который был большим поклонником Мане писал в 1932 году: «Когда я вижу «Завтрак на траве», я говорю себе, горести оставим на потом». А ведь это было в тревожное для Европы и всего мира время.
П.Пикассо «Завтрак на траве».
Теперь несколько слов об «обрамлении» триптиха».

Слева: «МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК В КОСТЮМЕ МАХО». Для нее позировал самый младший брат Мане Густав. Критика отметила блеск, с которым написано красное покрывало, в тоже время, сожалея, что голова не сделана более глубоко и отчетливо, как ткани.

Справа: «МАДЕМУАЗЕЛЬ ВИКТОРИНА В КОСТЮМЕ ЭСПАДЫ». Несколько театральный сюжет. Любимая модель Мане, Викторина Мёран предстает теперь в костюме эспады. Она смотрит на нас в тот момент, когда она должна бы была перед финальным ударом смотреть на быка. Мане подчеркивает женственность переодетой модели. А вот мнение журнала «Век» того года: «Странный костюм и странное времяпровождение для молодой особы. Я бы предпочел, чтобы она одерживала более нежные победы».

Facebook

Unsupported Browser

dosaev_ob_iskusstve

Эдуард Мане
Edouard Manet

Молодой человек в костюме махо, 1863
Young Man Dressed as a Majo

Картина Мане «Молодой человек в костюме махо» сразу вызвала споры — слишком неожиданным и новым было ее живописное решение.

На ней изображен младший брат Мане — Гюстав в костюме махо — испанца из простонародья, одетого в национальную одежду.

Собственно, произведение затевалось ради того, чтобы продемонстрировать ИМЕННО костюм, который произвел на Мане такое впечатление, что он использовал его в картинах ещё дважды.

Стройная фигура молодого человека подчеркнута глубоким черным цветом костюма, перехваченного широким белым поясом, эффектно вспыхивает сочным красным цветом накидка.

Работа озадачила зрителей, не в последнюю очередь из-за резкого контраста между тщательно проработанным и детализированным костюмом, и едва набросанным лицом.

Но Мане, как известно оказавший большое влияние на появление импрессионизма, особенно интересовался передачей цвета рисуемого им объекта.

Эта картина была уникальным экспериментом Мане в цветопередаче в портрете.

dosaev_ob_iskusstve

Франц фон Штук
Franz von Stuck

Грех, 1893
Die Sünde

Грех — картина немецкого художника символиста Франца Штука.

На картинке изображена полуобнажённая женщина, которая смотрит прямо в глаза зрителю.

Её тело и шею обвивает огромная змея.
Голова рептилии лежит на правом плече и груди женщины и змея тоже смотрит прямо на зрителя.

Выражение лица женщины, так же как и змея внушают угрозу, опасность, но несмотря на это — образ, поза и взгляд притягивают наблюдателя.

Лицо затемнено, но зрачки ее больших, подсвеченных глаз неотрывно следят за нами.
Женщина — библейская Ева. Змея — символ соблазнения и греховного падения.

В правом верхнем углу картины общий темный фон контрастирует с оранжевым цветом.
Это цвет пламени, адского огня — назидание для искушающих и грешников.

Конец 19 века — эпоха доминирования мужчин — современники видели в картине «демоническую Еву», «воплощение греха».

Сегодня картина Штука скорее воспринимается как кич, эротическая игра со зрителем.

dosaev_ob_iskusstve

Винсент Ван Гог
Vincent van Gogh

Пшеничное поле с воронами, 1890
Wheatfield with Crows

Картина «Пшеничное поле с воронами», считается одной из последних работ Ван Гога.

Винсент любил пшеничные поля, часто ходил туда, либо прогуляться и поразмышлять, либо работать.

«Пшеничное поле с воронами», написанное быстро и уверенной кистью, бесспорно является одной из самых мощных работ Ван Гога.

Вороны, в действительности, улетающие от художника, создают ощущение тревоги, кажется, что птицы вот-вот атакуют зрителя.

Три расходящихся в никуда дороги, странно окрашенное взволнованное небо, гроза, которая вот-вот разразится над жутко светящейся пшеницей.
В этой экспрессии нет места людям.

Но наряду со зловещими аспектами, сюжет картины полон жизни: парящие птицы, изменчивая погода и созревшая, качающаяся пшеница.

Пшеница имела для Ван Гога символическое значение.
В христианской традиции пшеница (хлеб) символизирует небесную любовь, а для Ван Гога, вдобавок, этот образ был тесно связан с «хлебом насущным» — пищей, которую человек добывает честным ежедневным трудом.

Читайте также  Самые удивительные животные мира: звездонос, капибара и другие

Через три недели после окончания работы над «Пшеничным полем с воронами» Винсент Ван Гог вернулся на плато в последний раз. Чтобы уйти навсегда.
Раздался выстрел…

Эдуард Мане — вдохновитель импрессионизма

5428 —>

«…главной его заслугой перед искусством было то, что он высветлил палитру, озарил сияющим, ослепительным светом то, что до него терялось в черных и тусклых полутонах» /из воспоминаний А.Пруста/.

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец руководил департаментом в Министерстве юстиции, мать была дочерью дипломата. Позднее в семье родилось еще двое мальчиков. В учебных заведениях, в которых обучался Мане с восьми лет, он не являлся самым прилежным учеником, т.к. ему нравилось больше рисовать. Но отец противится желанию юноши стать художником, и поэтому Эдуард сдает экзамены в Мореходную школу, но безуспешно. В декабре 1848 года он отправляется на паруснике в Рио-де-Жанейро, обучаясь профессии лоцмана, и в ходе плавания делает шаржи и карикатуры на членов команды, офицеров, своих товарищей. Вторая попытка поступить в Мореходную школу также заканчивается провалом, и семья дает согласие на то, чтобы он стал художником.

Мальчик с вишнями

В 1863 году Мане женится на Сюзанне Ленхоф, голландской пианистке, приходившей к ним в дом в качестве учительницы музыки.

Пользуясь поддержкой родителей, Мане неоднократно выезжает за границу. Он посетил Голландию, Германию, Италию, Прагу и Вену.

В 1850-1856 годах Эдуард учился в мастерской известного тогда салонного живописца Т.Кутюра. Но отношения между учителем и учеником не складывались и даже впоследствии стали откровенно враждебными. Мане уничтожил все картины, которые создал за это время, но, как заметил Сезанн, Мане многим обязан Кутюру.

Любитель абсента

В то же время Мане самостоятельно изучал и копировал в Лувре произведения Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи, Делакруа. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.

Уйдя от Кутюра, Мане вместе с художником Альбертом де Баллеруа снял мастерскую. С весны 1856 года до Салона 1859 года Эдуард написал картины: «Мальчик с вишнями», «Мальчик в красной куртке», «Мальчик с ягненком», «Женщина с собаками», «Женщина с кружкой». На Салон 1859 года молодой художник послал картину «Любитель абсента», но жюри Салона ее отвергло. Сам же Мане считал эту картину своеобразным прощанием с романтизмом.

Вскоре Мане знакомится с Викториной Меран. Он очарован ее живостью, светлой кожей, теплым цветом волос и под впечатлением своего очарования в 1862 году пишет картину «Мадемуазель Виктория в костюме тореадора», где она ему впервые сама позирует. Вскоре ее можно будет увидеть в знаменитых картинах художника: «Завтрак на траве» и «Олимпия».

Завтрак на траве

Олимпия

Новаторские приемы искусства Мане, которые вызывали ожесточенное сопротивление публики, в то же время притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его образованность, глубокие познания в истории живописи, владение всеми приемами живописной и графической техники.

В 1865 году Мане побывал в Испании. Он считал, что самое большое счастье «увидеть Веласкеса… живописца из живописцев».

Портрет Золя

В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. К этой выставке художник написал картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», посвященную гибели французского претендента на мексиканский престол. В своих произведениях он хочет быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления».

Завтрак в мастерской

В конце 1860-х годов Мане создает такие известные картины, как «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя». Портреты близких, написанные Мане в этот период, служат неоспоримым доказательством его тончайшего психологизма.

Балкон

В 1870-1871 годах художник участвует в обороне Парижа, осажденного прусскими войсками. Он делает зарисовки расправы версальцев над коммунарами. Все виденное вызывает у него глубокую депрессию. Истощенные нервы Мане сдали. Доктор советует ему скорее покинуть Париж и обрести покой. Художник прислушивается к его мнению и вместе с семьей едет в Булонь. Позднее он напишет «Расстрел коммунаров», где подчеркнет сочувственное отношение к ним.

Аржантей

В лодке

В 1874 году Мане отказывается участвовать в первой групповой выставке импрессионистов. Он едет в Аржантей, где работает с Моне и Ренуаром. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Появляются картины «Аржантей», «Партия в крокет», «В лодке». Не считая себя импрессионистом и отказываясь участвовать в выставках этого объединения, Мане тем не менее дал толчок импрессионизму, став его вдохновителем.

В оранжерее

В поздних произведениях Мане – «В оранжерее», «У папаши Латюиля», «Блондинка с обнаженной грудью» — модели интересуют художника как в психологическом, так и в социальном аспекте.

Блондинка с обнаженной грудью

У папаши Лютиля

В Салоне 1881 года Мане выставляет «Портрет Пертюизе» и «Побег Рошфора», за которые художник получает медаль второй степени. В том же году Мане награждают орденом Почетного легиона. К тому времени художник тяжело болен ревматизмом. Лето 1882 года Мане проводит в Рюэйе, где пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется. 30 апреля 1883 года Мане скончался.

Побег Рошфора

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец руководил департаментом в Министерстве юстиции, мать, урожденная Фурнье, была дочерью дипломата. Позднее в семье родилось еще двое мальчиков.

В восемь лет Эдуард поступил в учебное заведение Пуалу в Вожираре, где оставался в течение трех лет. В десять лет он начал заниматься в гимназии «Коллеж Роллен». Эдуард не самый прилежный ученик, ему больше нравится рисовать.

Отец противится желанию юноши стать художником. По его настоянию Эдуард сдает в 1848 году экзамены в Мореходную школу, но безуспешно. В декабре он отправляется на паруснике в Рио-де-Жанейро, обучаясь профессии лоцмана. В ходе плавания он делает шаржи и карикатуры на членов команды, офицеров, своих товарищей. В 1849 году Эдуард снова проваливается на вступительных экзаменах в Мореходную школу, и семья дает-таки согласие на то, чтобы он стал художником.

Тогда же Эдуард знакомится с голландской пианисткой Сюзанной Ленхоф, которая была старше его на два года. Сюзанна приходила в дом Мане в качестве учительницы музыки. Плодом их тайной связи стал сын, родившийся 29 января 1852 года. Официально мальчик значился под именем Леона-Эдуарда Коэлла. На Ленхоф Мане женится только в 1863 году.

Пользуясь поддержкой родителей, Мане неоднократно выезжает за границу. Он посетил Голландию, Германию, Италию, Прагу и Вену. В 1850-1856 годах с небольшими перерывами Эдуард учился в мастерской известного тогда салонного живописца Т. Кутюра. Рисунок, штудии с натуры, умение построить большую композицию — такова была основа работы в его ателье, основа неплохая сама по себе. Однако отношения между учителем и учеником обострялись, став потом откровенно враждебными. Мане уничтожил все картины, которые создал за это время, но, как заметил Сезанн, Мане многим обязан Кутюру. В то же время Мане самостоятельно изучал и копировал в Лувре произведения Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи, Делакруа. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.

Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане, 1860, музей Орсе, Париж

Уйдя от Кутюра, Мане вместе с художником Альбертом де Баллеруа снял мастерскую. С весны 1856 года до Салона 1859 года Эдуард написал картины «Мальчик с вишнями», «Мальчик в красной куртке», «Мальчик с ягненком», «Женщина с собаками», «Женщина с кружкой», портрет аббата Юреля. На Салон 1859 года молодой художник послал картину «Любитель абсента» в темном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, около ног бутылка. Эту картину, своеобразное прощанием с романтизмом, жюри Салона отвергло.

Читайте также  Какой самый мощный пистолет в мире и в россии

В 1862 году Мане пишет картину «Мадемуазель Виктория в костюме тореадора», где ему впервые позирует Викторина Мёран. Ее вскоре можно будет увидеть в знаменитых картинах художника «Завтрак на траве» и «Олимпия». Мане познакомился с ней случайно, встретив утром в толпе перед Дворцом Правосудия, и был очарован ее живостью, светлой кожей, теплым цветом волос.

История жизни Эдуарда Мане

«В картине «Завтрак на траве» (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем — к реальной действительности, — отмечает М.Т. Кузьмина. — В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Не прикрытая мифологическим сюжетом, свободная от слащаво-идеализированной трактовки, нагота модели вызвала негодование буржуазной публики.

Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на голубом диване, Лувр, Париж

Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. «Олимпии» действительно сильно досталось от критиков «Толпа теснится, как в морге, перед Олимпией господина Мане, отдающей душком» (П. де Сен-Виктор), «Тон тела грязный и никакой моделировки» (Т. Готье), «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа. Вся эта мешанина разрозненных красок, невозможных форм притягивает к себе наши взгляды, смущает и ошеломляет нас» (Ф. Дерьеж).

Викторина Мёран, по-видимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе — «Флейтист» (1866).

Новаторские приемы искусства Мане, которые вызывали ожесточенное сопротивление публики, в то же время притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его образованность, глубокие познания в истории живописи, владение приемами живописной и графической техники.

«Любитель абсента», 1858—1859, Новая глиптотека Карлсберга

В 1865 году Мане побывал в Испании. Он считал, что самое большое счастье «увидеть Веласкеса, живописца из живописцев».

В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. В предисловии к каталогу можно найти слова, свидетельствующие об его стремлении быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления». К этой выставке художник написал картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», посвященную гибели французского претендента на мексиканский престол.

В конце шести десятых годов Мане создает такие известные картины, как «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя». Портреты, написанные Мане, служат неоспоримым доказательством его тончайшего психологизма. В основном художник писал своих близких актера Фор, поэтов Бодлера и Малларме, журналистов Астрюк, Дюре, А. Пруста, художников Мура, Гиса, Эву Гонзалес, Берту Моризо.

«Музыка в Тюильри», 1862, Национальная галерея, Лондон

В 1870-1871 годах художник участвует в обороне Парижа, осажденного прусскими войсками. В мае 1871 года он делает зарисовки расправы версальцев над коммунарами. Все виденное вызывает у него глубокую депрессию. В конце августа истощенные нервы Мане сдали. Доктор Сиреде настоятельно советует ему как можно скорее покинуть Париж и постараться обрести покой. Художник прислушивается к его мнению и едет вместе с семьей в Булонь. Позднее он напишет «Расстрел коммунаров».

В январе 1872 года коллекционер Поль Дюран-Рюэль покупает картины Мане «Натюрморт с семгой» и «Булонский порт при лунном свете», а затем еще около 30 картин — всего на 53 тысячи франков.

«Олимпия», 1863, Музей Орсе, Париж

В 1874 году Мане отказывается участвовать в первой групповой выставке импрессионистов. Он едет в Аржентей, где работает с Моне и Ренуаром. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Появляются картины «Аржантей» (1874), «Берег Сены в Аржантейе» (1874), «Партия в крокет» (1873), «В лодке» (1874).

«Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни. Так, «Нана» (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого «покровителя». Однако изящная легкость подвижных ритмов картины, противопоставление строгой вертикали высокой подставки зеркала гибкости фигурки полуодетой женщины, перед ним стоящей, пушистость матово мерцающих золотистых волос, тусклый блеск зеркала, бездумная оживленность ее больших сияющих глаз — полны очарования. Несколько иронический прием срезывания рамой фигуры покровителя, показанного как бы между прочим, придает особый, чуть насмешливый оттенок этой столь незначительной по сюжету и столь тонкой в своей наблюдательности картине.

Эдуард Мане. Испанский гитарист (Гитарреро). 1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную легкой радостности и свежести картину», — пишет Ю.Д. Колпинский.

В поздних произведениях Мане — «В оранжерее» (1878), «У папаши Латюиля» (1878), «Блондинка с обнаженной грудью» (1878) — модели интересуют художника как в психологическом, так и в социальном аспекте. Одна из последних картин художника — «Бар в Фоли Бержер» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Тут и внимание к личности человека, и эффектное построение композиции, и тончайшая передача вибрации света, форм предметного мира.

Э. Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм

В Салоне 1881 года Мане выставляет «Портрет Пертюизе» и «Портрет Рошфора». За них художник получает медаль второй степени и теперь может посылать свои работы на выставку «вне конкурса». В том же году Мане награждают орденом Почетного легиона. К тому времени художник тяжело болен ревматизмом. Приступы его становятся все сильнее.

Лето 1882 года Мане проводит в Рюэйе. Пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется. Когда осенью он вернулся в Париж, друзей встревожило его состояние. Зима не принесла улучшений. Вначале 1883 года силы начали заметно покидать художника, и он вынужден был слечь в постель.

Э. Мане. Белые пионы. 1864 г. Музей Орсэ, Париж.

30 апреля 1883 года Мане скончался.

Эдуард Мане

Биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Портрет Эдуарда Мане

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.

Родители Эдуарда Мане

В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Читайте также  Аллегория битвы при лепанто, паоло веронезе

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.

Эдуард Мане в молодости

Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.

Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.

Художник Эдуард Мане

Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

Живопись

В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».

В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).

В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».

Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его.

Картина Эдуарда Мане «Олимпия»

В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».

Личная жизнь

В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).

В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.

Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине «Мадам Мане на голубом диване»

На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.

Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.

Эдуард Мане

Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.

Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.

Сын Эдуарда Мане на картине «Портрет Леона Леенхоффа»

Известно, что Мане регулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек. Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.

В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.

Берта Моризо на картине Эдуарда Мане «Балкон»

В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»). Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака. Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.

Смерть

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии – болезни, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений. Официальное признание Эдуард получил за год до своей смерти. В 1882-ом живописец закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х–80-х годов прошлого века – «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.

Картина Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»

Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации пораженной гангреной ноги 30 апреля 1883 года. Могила создателя картины, написанной под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса, – «Музыка в Тюильри» – располагается на кладбище Пасси в Париже.

Могила Эдуарда Мане

На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер Ренуар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: