Мистическое рождество, сандро боттичелли, 1501 - JEKATERINBURG.RU

Мистическое рождество, сандро боттичелли, 1501

Мистическое Рождество — Боттичелли Сандро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

«Мистическое Рождество» — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира. Традиционный сюжет, обычно представляемый художниками XV века как жанровая сцена, превращен Боттичелли в религиозную мистерию, увенчанную хороводом бесплотных ангелов, парящих в преддверии золотых кругов небесного рая.

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у двух евангелистов: Матфея и Луки. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лк. 2:1-7). После рождения Спасителя первыми к нему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Художник создал необычную по иконографии сцену. В центре — пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под ней нашло приют святое семейство. Около традиционных яслей на земле лежит младенец, над которым склоняется молящаяся Мария. Напротив, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Сцена в яслях, изображающая Мадонну с Младенцем и спящего Иосифа, показывает, как Боттичелли пренебрегает новооткрытыми правилами перспективы. Он добивается эффекта удаления и глубины, заставляя глаз зрителя путешествовать вдоль зигзагообразной дорожки, ведущей к яслям. Деревья фона, видимые сквозь отверстие пещеры, создают ощущение большой дистанции и придают композиции глубину. Боттичелли сознательно нарушает пропорции фигур: Мария гораздо больше ростом, чем Иосиф, что подчёркивает её значение. Вокруг главных действующих лиц, не смея приблизится к яслям, группируются остальные персонажи: справа — пастухи, слева — волхвы, и тех и других сопровождают ангелы. Здесь внешние проявления теряют силу: восточные цари не подносят, как обычно, дары, не блистают великолепием одежд. Им позволено издали взглянуть на новорожденного и выразить свое благоговение в сосредоточенных молитвах.

Надпись на греческом языке вверху картины дает ключ к разгадке «Мистического Рождества»: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии …, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине». Это полотно написано вскоре после сожжения Савонаролы, монаха, проповеди которого перевернули жизнь Боттичелли. Художник воспринимает гибель Савонаролы как знамение Апокалипсиса. Сцена Рождества связывается с 12-й главой Откровения Иоанна, в которой изображена битва «жены, облеченной в солнца», и дракона, битва Девы Марии, символизирующей Церковь, и дьявола. Оливковые ветви — знак мира. Двенадцать корон — это венец из двенадцати звезд на главе Жены из Апокалипсиса, и они же — символ двенадцати апостолов. Боттичелли провозглашает рождение Новой Церкви, и радость обитателей небес на его картине вторит словам Апокалипсиса: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них!». (Откр.12:12).

История создания.

Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника. «Мистическое Рождество», написанные после падения Медичи и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы, представляет собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. «В Рождестве», как прямо указывает греческая надпись, сделанная на ней художником, — горячая мольба о спасении Флоренции от «дьявола» — кровавого Чезаре Борджиа, — который должен быть побежден. Отсюда главная идея произведения — апофеоз победы любви Божьей над злом, который раскрывается не только в своей мистической символике, но и чисто человеческом содержании. Сколько трогательной простоты и человечности вложил художник в образы ангелов, спустившихся на землю и обнимающихся с людьми! Мастер хотел рассказать зрителю о христианской любви, но, сам того не желая, он показал ее как любовь земную и человеческую, торжествующую над горем и страданием.

Отношение автора к вере.

Сандро Боттичелли — живописец, который с юных лет очень серьезно относился к вопросам религии и нравственности. Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской. Художник знал, что его талант от Бога, но нередко был обуреваем сомнениями, являются ли его работы спасительными для души.

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. После этих событий Боттичелли полностью отказался в своем творчестве от античных тем, все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам. В последние годы своей жизни он совсем перестал писать, признав это занятие грешным и суетным.

Биография.

Сандро Боттичелли родился в 1445г. в семье кожевника. Очень мало известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку, и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. По-видимому, он был учеником известного живописца Филиппо Липпи, в мастерской которого он мог работать между 1465—1467 годами. Не исключено, что Боттичелли некоторое время (1468-1469) работал у другого известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккьо. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял полученные заказы.

В ранних произведениях Боттичелли преобладают образы, проникнутые мягким лиризмом, прозрачные и почти безмятежные. Картина «Аллегория Силы», написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470–1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи. В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки – его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли. Сам художник никогда не был женат, он был равнодушен к мирским благам, но был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

Читайте также  Какие самые дорогие планшеты в мире (сколько они стоят)

К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкую реалистическую основу, приобретают утонченную одухотворенность и поэтичность. «Весна» (1482) — одно из первых в европейской живописи произведений чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическая культура Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такое непосредственное, хотя и очень своеобразное отражение. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. В 1481 году Боттичелли работает над фресками Сикстинской капеллы. Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485). Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.

Поздний этап творчества ознаменовался погружением в глубоко религиозные сюжеты: «Поклонение волхвов» (1478–1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (1484), «Благовещение» (1485) — являются высшими творческими достижениями живописца. В 1490 году Боттичелли увлекается проповедями доминиканского монаха Джироламо Савонарола, призывавшего к покаянию и отказу от грешной жизни. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным. В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение.

Боттичелли абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Конец своих дней он провел в бедности, и лишь благодаря заботе своих состоятельных заказчиков не был предан забвению. Живописец скончался 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Автор текста: Евгения Миненко.

Мистическое рождество, сандро боттичелли, 1501

Опи сание картины Сандро Боттичелли: Мистическое Рождество (2 вариант)

Данное произведение искусства является самой важной работой автора, выполненной в последнем периоде Боттичелли.
Картина «Мистическое Рождество» окружена несколькими тайнами, одна из которых кроется в датировании и подписи картины самим автором, ведь это единственная картина подписанная им самим. При этом на картине изображено довольно странное Рождество, которое представить себе мог только истинный гений с необыкновенной фантазией. В центре композиции видна пещера, вход в которую является в виде арки.
Непосредственно около входа Иосиф и Мария с Младенцем, под соломенной крышей. Видна колыбель, но при этом нет волхвов, которые обычно должны присутствовать. Повсюду видны образы ангелов, как на небе, так и на земле, и еще какие-то люди, которые, скорее всего, выполнены для большей загруженности картины.
Как известно из достоверных источников, данная картина была начата в тот момент, когда Савонарола обратился ко всем жителям Флоренции, для того чтобы те раскаялись в совершенных грехах, а ангелы после этого должны были спасти грешников. Но, как бы там ни было доподлинно неизвестно, что именно послужило к изображению именно такого мотива.
Если обратить внимание на ангелов на картине, то их насчитается ровно двенадцать (имеется в виду те, которые образовывают круг), они символизируют 12 месяцев и 12-ти часовой день. Те ангелы, которые находятся на земле, в красной, белой и зеленой одежде, те, которые уже прибыли на землю, для спасения грешников.
Мария внимательно смотрит на младенца, причем она не только является главной фигурой, но ее голова, находится в самом центре полотна. Ангелы над ней, под золотистым сводом держат в руках оливковые ветви, которые символизируют мир. Ангелы, которые находятся на земле, обнимаются с людьми и радуются.
Главной идеей полотна является наступление мира и спокойствия, после произошедших бед.

Опи сание картины Сандро Боттичелли: Мистическое Рождество.


Тематика Рождества Христа постоянно доминировала у разных художников в разное время. Но у каждого из них было совершенно разное видение этого события. Вот и у Боттичелли оно весьма своеобразно. Вроде бы всё-то же, всё нам знакомое, но художник использует немного другого – мистики.
Всё дело в том, что это полотно было написано в 1500 году, то есть как раз в то время когда многие предсказывали конец света. Это собственно уже давно вошло в моду: как только наступает новый век, то тут же начинаются пророчества скорой гибели Вселенной. И вот как раз тогда Боттичелли и написал это полотно, своё предпоследнее полотно.
Присмотримся. Да, не похоже на традиционную трактовку всем известной сцены Рождества. Хотя главное художник оставил неизменным: младенец в яслях, мать и отец рядом. Даже животные остались на месте, но вот всё остальное. Посмотрите сколько ангелов вокруг! Ангелы на земле, которые показывают пастухам на Святое семейство, ангелы на переднем плане полотна, которые целуются и обнимаются на радостях всё с теми же мудрецами. И конечно же ангелы, которые танцуют в кругу на небе.
Обратите внимание, что у ангелов в руках олива, это веточки мира. Боттичелли не забыл и про дьявола: внизу в обоих углах по маленькому бесу, которые как бы и прячутся в расщелинах земли и как бы наблюдают за происходящим.
Особое внимание вызывают трое ангелов сидящих на крыше. У них тоже в руках оливы, но стоит обратить внимание на цвет их одежды. Ведь не зря же они одеты в разные цвета. И вот действительно не зря. Зелёный, красный, белый – благодать, истина и справедливость. Так что и здесь есть символика. Полотно прямо напичкано символикой. Да и олива тоже не зря в руках, ею во времена Боттичелли украшали храмы.
Удивительное полотно с удивительными элементами мистики.

Мистическое рождество, сандро боттичелли, 1501

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Spinster of this parish

С Рождеством всех, кто празднует его сегодня!

Расскажу по поводу праздника историю про «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли – любопытную, но некоторым образом еретическую.

Картина эта, как известно, висит в Лондонской Национальной Галерее. Не очень большая (108,5 на 75 см), писана темперой по холсту (очень странный выбор материала для того времени – темперой писали по дереву). И есть в этой картине пять особенностей, делающих её одним из самых странных изображений Рождества.
Во-первых, нет ни волхвов, ни пастухов, а есть только две группы людей, увенчанных оливковыми венками. Ангелы подводят их к Младенцу Христу.

Во-вторых, на переднем плане братски обнимаются и лобызаются ангелы и люди (три пары).

В-третьих, в небесах над яслями 12 ангелов с ветвями оливы, коронами и надписанными лентами в руках водят хоровод.

В-четвёртых, на самом верху мы видим длинную надпись по-гречески с отсылками к Апокалипсису.

В-пятых, внизу изображены пять маленьких поверженных демонов.

Что же это всё означает? Уважаемый Рэб Хэтфилд, в своей статье, посвящённой «Мистическому Рождеству», приводит в качестве возможного источника этих особенностей рождественскую проповедь Джироламо Савонаролы, произнесённую пламенным доминиканцем в 1493 году.

Савонарола живописует, как во время Рождества Христова на землю спустились четыре добродетели – Милость, Истина, Праведность и Мир – и соединились в объятиях, чтобы никогда не расставаться (тут нетрудно увидеть, что для самого Савонаролы источником вдохновения послужил 84 псалом – «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобозыстася»). Из этого делается моральный вывод – только с помощью данных добродетелей можем и мы приблизится ко Христу, найти Его в своей жизни.

Ещё в 1945 году исследователи предлагали считать рождественскую проповедь Савонаролы ключом к пониманию «Мистического Рождества», но эта гипотеза не получила распространения. Ведь Боттичелли изобразил не добродетели, а ангелов и людей. Если это и трактовка проповеди, то очень вольная.

Хэтфилд находит в картине другое, более точное совпадение с текстами Савонаролы. На лентах, что держат 12 ангелов наверху, сохранились надписи: «SACRARIUM I[NEFFABILE], MATER DE[I], VIRGO VIRGINUM, SPO[N]SA DEI PATRIS ADMIRA[N]DA, VE[RGINE] FECHUNDA, SPERAN[TIA]…, REGINA SOPRA TUT[TE]…, REGINA SOLA MUN[DI].
Эти определения точно совпадают с так называемыми «привилегиями» Девы Марии, о которых Савонарола рассказывает в своём «Компендиуме откровения». Более того, Боттичелли точнейшим образом иллюстрирует аллегорию Савонаролы из того же «Компендиума» — проповедник рассказывает о своём видении процессии ангелов, каждый из которых нёс маленькие венцы, соединённые лентами с надписями и зототыми лентами. Как объяснял доминиканец, венцы – души тех, кого охраняют ангелы, а надписи – молитвы этих людей.

Связана с Савонаролой и надпись на холсте:
« Эту картину, в конце 1500 года, в тревожные для Италии дни, я, Алессандро, написал в половине срока после срока; во время исполнения 11 главы Иоанна, второго горя Апокалипсиса, когда диавол был отпущен на свободу, на 3,5 года. Затем, как сказано в 12 главе, он будет посажен на цепь, и мы увидим его… как на этой картине».

Общий туманный характер надписи и выбор языка для неё свидетельствуют о том, что понять её могли только посвящённые. В 11 главе Апокалипсиса, на которую ссылается Боттичелли, говорится о двух свидетелях, облачённых во вретище и изрыгающих пламя устами своими.Они пророчествуют в святом городе 1260 дней, а затем их убивают. Однако тела их не погребают и свидетели возносятся на небеса в облаке.

Скорее всего, свидетелями этими художник почитал Савонаролу и его ближайшего помощника фра Доменико да Пеша. С 17 ноября 1494 года, когда французы вошли во Флоренцию, а Савонарола стал практически единолично управлять городом до 23 мая 1498 года, когда тела двух казнённых доминиканцев были сожжены (то есть, действительно, не погребены, а вознесены на небеса в клубах дыма), действительно прошло почти 1260 дней.
Теперь мы подходим к самому интересному моменту. Как явствует из надписи, Боттичелли полагал, что живёт в тот период, когда сатана отпущен на свободу. Грядущее же его пленение связывается в 12 главе Апокалипсиса с рождением младенца от жены, облечённой в солнце. Когда сатана будет повержен, то наступит тысячелетнее царство Христа (об этом говорится в 20 главе).

Возможно ли, что художник изобразил именно это, грядущее рождество? Мне кажется, что это слишком радикально даже для Боттичелли. Более вероятно то, что перед нами аллегория будущего укрепления и единения христианской веры.

Савонарола в своих проповедях несколько раз употреблял выражение «Христос родился во Флоренции» или даже «Христос родится во Флоренции», поясняя затем, что родится Он в сердцах людей. Предположим, что именно это рождение – духовное – и имел в виду Боттичелли на своей картине. В пользу этой гипотезы говорит и число демонов – 5. В Средние века считали, что что сатана может войти в человека только через одно из пяти чувств (и у Савонаролы также можно встретить упоминания об этом веровании).
Таким образом, перед нами – аллегория будущего. Через покровительство Девы Марии (ангелы с лентами, на которых написаны Её «привилегии», как обращения к ней) в сердцах флорентийцев рождается Христос. Они преисполняются любви, примиряются друг с другом, ангелами и Богом (объятия на переднем плане). А многократно повторенный мотив оливы – символа милосердия и мира – свидетельствует о надежде художника на скорейшее наступление благоприятных времён.

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Мистическое рождество

Немногословное описание Рождества и Поклонения пастухов обросло в течение веков многочисленными подробностями. Наиболее популярный вариант этой истории рассказан в Золотой Легенде; когда Марии пришло время рожать, Иосифу явился ангел и сообщил, что семья должна перебраться в Вифлеем. Иосиф погрузил вещи на осла, взял с собой быка, чтобы заплатить пошлину, и отправился из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме не оказалось ни одного свободного дома, и Марии с Иосифом пришлось заночевать около города, в заброшенном хлеву, где Мария и родила. По другой версии, особенно популярной в византийской иконографии, рождение произошло в пещере.

Рождество сопровождалось всевозможными знамениями: появлением трех солнц, разрушением храма Мира, явлением божественного Младенца в небесах, которого показала Тибуртинская сивилла императору Августу, появлением фонтана масла посреди реки Тибр. Эти символические подробности Рождества превратились в отдельные сюжеты. Золотая Легенда рассказывает, что роды у Марии принимали две повитухи. Впервые они появляются в византийской традиции, где их зовут Саломея и Майя. Саломея-повитуха ничего общего не имеет с дочерью Иродиады, ставшей причиной гибели Иоанна Крестителя. Майя, вторая повитуха, сразу уверовала в чудесное рождение Иисуса, а Саломея сказала, что она поверит в девственность Марии, если сама это освидетельствует. У повитухи тут же отсохла рука, и только когда она дотронулась до новорожденного Иисуса, ей было даровано чудесное излечение, после чего Саломея и уверовала в Непорочное Зачатие.

В православной иконописи около Марии часто возникают две женские фигуры, хлопочущие вокруг Младенца. Без знания легенды об «Иссохшей руке повитухи» их появление в пустынной местности возле пещеры, где произошло Рождество, непонятно.

В западноевропейской иконографии повитухи носят имена Зеломии и Саломии. Они гораздо реже встречаются в западных изображениях Рождества. «Рождество» нидерландского художника Робера Кампена — один из редких примеров включения в сцену фигур верующей и неверующей повитух. Женщины одеты в фантастические платья, и театральная причудливость нарядов напоминает мистерии — первые представления в христианской Европе.

Рождество произошло в полночь, и на картине Кампена странное впечатление производит сияющее солнце. Кроме многочисленных рассказов о Рождестве, вроде того, что был включен в Золотую Легенду, об этом событии повествовали многие святые, которым были видения. Одним из самых популярных был рассказ святой Бригитты, описавшей, как она лицезрела Деву в снежно-белом платье, прекрасную и чистую; как в мгновение ока появился прелестный Младенец, от которого исходило сияние; как Дева, не чувствуя ни малейшей усталости, стала ухаживать за Младенцем и никто не мог бы догадаться, что Она только что перенесла роды. На тексте Откровения святой Бригитты и основывается Робер Кампен. В тексте Откровения св. Бригитта славит Марию: «Тебя, Мария, зовут утренней зарею, ибо ты — родительница истинного солнца, Христа». Сияние солнца в «Рождестве» Кампена — это не реальность, а символ Иисуса, воссиявшей новой Веры.

Боттичелли. Мифическое Рождество

Идее рождения Новой Эры — Новой Веры — Новой Церкви посвящено «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли. У тех, кто знает Боттичелли как автора «Рождения Венеры» и «Примаверы», эта картина, проникнутая экстатическим религиозным чувством, вызовет удивление.

Что обозначают эти неуклюжие пастухи, обнимающие ангелов, дьяволы в расщелинах скал, коленопреклоненные фигуры в венках из оливковых ветвей, хоровод двенадцати херувимов в золотых небесах с оливковыми ветвями, к которым привязаны короны?

В центре картины — Дева Мария. Ее фигура превосходит размерами все остальные так, как на египетских ассирийских рельефах фараоны и цари возвышаются над остальными смертными. Боттичелли нарушает перспективу специально для того, чтобы сосредоточить наше внимание на Деве Марии — она даже главнее Младенца Христа.

Надпись на греческом языке вверху картины дает ключ к разгадке «Мистического Рождества»: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце года 1500, во время бедствий Италии. во время исполнения одиннадцатой главы Откровения Иоанна, во время второго горя Апокалипсиса».

«Мистическое Рождество» написано вскоре после сожжения Савонаролы. В 11-й главе Откровения говорится о двух пророках, свидетелях Божиих: «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их.

И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят».

Смерть пророков означала начало «второго горя» — великого землетрясения. Боттичелли воспринимает гибель Савонаролы как знамение Апокалипсиса, но в это время «второго горя» он создает видение будущего блаженства.

Рождество связывается с 12-й главой Апокалипсиса, в которой изображена битва «жены, облеченной в солнца», и дракона, битва Девы Марии, символизирующей Церковь, и дьявола. Оливковые ветви — знак мира, наступившего после победы, когда дьявола победили кровью Агнца. Двенадцать корон — это венец из двенадцати звезд на главе Жены из Апокалипсиса, и они же — символ двенадцати апостолов. Боттичелли провозглашает рождение Новой Церкви, очищенной кровью Савонаролы, и радость обитате-лей небес на его картине вторит словам Апокалипсиса: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них».

Правда, серафическая радость не предвещает ничего хорошего Флоренции, так как: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени!» «Мистическое Рождество» создано как раз в то время, когда свирепствовал дьявол.

Боттичелли в своей картине использует греческий текст. Он также близок к византийской иконографии — Рождество происходит в пещере, а не в сооружении, представляющем собой комбинацию руин античного храма и хлева, как у многих других итальянских художников. Развалины символизируют крушение язы-чества, но в то же время античная культура вторгается в изображение Рождества На гравюре Джорджо Гизи пастухи похожи на полуобнаженных гладиаторов и сцена напоминает изображение на римских саркофагах. Так, несмотря на то что все события были предписаны священными текстами, в каждом Рождестве проявляется собственное «я» художника.

Флорентийский гений. Почему Боттичелли сжигал свои картины


Сандро Боттичелли.

1 марта 1445 года родился флорентийский живописец периода раннего Возрождения Алессандро Филипепи, более известный как Сандро Боттичелли.

Родившись в семье зажиточного горожанина, дубильщика кожи, Сандро Боттичелли получил неплохое образование. Уже в детстве у него проявилась любовь к живописи. В пятнадцать лет он начал учиться в мастерской известного флорентийского скульптора Андреа Верроккио, а в 1470 году открыл собственную мастерскую.

В этот период к власти во Флоренции приходит Лоренцо Медичи, поклонник искусства, и Боттичелли становится его любимым живописцем. Большинство самых известных картин художника написаны по заказу Медичи. Например, «Поклонение волхвов» (1477), где в виде библейских персонажей, пришедших отдать дань новорожденному Христу, изображена вся семья Медичи.

Как придворный художник, Боттичелли не смог избежать и политических заказов: на стене дворца Барджелло он изобразил повешенных участников заговора против Лоренцо Медичи, в результате которого погиб брат Лоренцо — Джулиано.

Два наиболее прославленных произведения Боттичелли — «Весна» (ок. 1477-1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1483-1484). Образ Венеры, скользящей по зыбким волнам на морской раковине, — один из самых пленительных женских образов в мировом искусстве. Лицу Венеры — языческой богини, обладающей необыкновенной красотой, Боттичелли придал одухотворенность, более свойственную изображениям Мадонны.


Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482—1486 гг. Уффици, Флоренция.

В 1481-1482 годах Боттичелли, вместе с художниками Россели, Гирландайо и Перуджино, расписывает фресками стены Сикстинской капеллы. Три фрески, выполненные Боттичелли, — «Юность Моисея», «Наказание Корея» и «Исцеление прокаженного» — принесли ему славу, далеко выходящую за пределы родного города. Вернувшись во Флоренцию, художник не успевал принимать заказы на новые картины, к нему пришло богатство и почитание.

Но рачительно распоряжаться деньгами Боттичелли не умел, кроме того, будучи по характеру чрезвычайно чувствительным, в 1490-х годах он, как и многие другие творцы раннего Возрождения, подпал под влияние фанатичного монаха Саванаролы. Тот в своих проповедях справедливо осуждал праздность, разнузданные нравы богачей Флоренции, тиранию Медичи. Но Саванарола ополчился и на искусство, считая любое проявление света, жизнелюбия и красоты в нем греховным. Саванарола и его сторонники организовывали массовые сожжения светских книг и произведений искусства.


«Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли

На одной из площадей Флоренции Боттичелли сам бросил свои картины в огонь, после чего практически перестал заниматься живописью. Но никакого другого ремесла художник не знал, денег не скопил и потому впал в ужасающую нищету. В 1498 году Саванарола по приказу папы Александра VI был арестован, осужден, обвинен в ереси и казнен.

На смерть Саванаролы Боттичелли откликнулся картиной «Рождество» (1501). В ней нет ничего ни от прежнего Боттичелли, ни от эпохи Возрождения: полное отрицание законов перспективы, масштаб фигур, зависящий не от близости или дальности объекта, а от его значимости — это признаки возвращения в средневековье.

Последние годы жизни Боттичелли провел в уединении, был очень болен и ходил, опираясь на две палки. А его место заняли другие творцы, те, которых принято называть «титанами Возрождения». Они сумели пробить искусству дорогу к свету, радости, простым человеческим чувствам. Но именно прекрасные картины раннего Боттичелли указали им путь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: