Мальчик с собакой, бартоломе эстебан мурильо - JEKATERINBURG.RU

Мальчик с собакой, бартоломе эстебан мурильо

Мальчик с собакой

Испанский живописец Бартоломе Эстебан Мурильо родился в Севилье то ли в по­следние часы 1617, то ли в первые часы 1618 года. Его бедняки-родители умерли во время эпидемии чумы, истребившей пол-Севильи в 1628 году.

Маленький Му­рильо остался сиротой, лишился крова. И, согласно легенде, несколько месяцев ютился в подозрительных притонах в квар­тале Арреболы, водился с подозрительны­ми людьми, а нищие, воры и странствую­щие авантюристы были тогда не в дико­винку в Севилье, и только примерно через год отыскавший мальчика дальний родст­венник установил опеку над ним и отдал его учиться.

Так ли было, трудно сказать. Зато досто­верный факт, что подростком Мурильо учился у художника Хуана дель-Кастильо, усвоив начатки живописного ремесла, а позднее, когда набил руку, начал изготов­лять религиозные картины и образки на потребу католических колонистов Южной Америки.

Самый юный в корпорации бла­гочестивых кустарей, Мурильо писал тот или иной канонический сюжет, украшал его гирляндой пухлых херувимчиков в цве­тах, прорабатывал фон — с первой забо­той о глянцевитом блеске, и картина была готова.

Как и собратья по ремеслу, он, конечно, понимал, что у далеких колони­стов религиозное чувство развито сильнее художественного чутья. Чтобы просущест­вовать, он соглашался на любые заказы и (вполне возможно) по молодости лет бравировал этим. Как-то, например, ему было тогда лет двадцать пять, он по же­ланию заказчика за полчаса переделал уже готовую святую Терезу в святого Онуфрия…

Так продолжалось до 1645 года. А потом появился в Севилье некий де-Мойя, ко­торый когда-то был подмастерьем у Ван Дейка, и Мурильо был потрясен богатст­вом художественных возможностей, от­крывшихся ему в картинах этого вполне заурядного живописца.

Он испытывал об­жигающее чувство стыда за фальшь и слабость своей работы. Все опротивело ему. Он впал в отчаяние. Замышлял по­ступление в монастырь или переезд в Америку. Но, к счастью, не сделал ни того, ни другого, а поехал в Мадрид, где явился к Веласкесу, который милостиво принял и обласкал его.

«Веласкес,— пи­шет старинный биограф,— доставил ему возможность изучать и копировать в коро­левских дворцах произведения Тициана, Рубенса, Рибберы и сам, своею свобод­ною, мастерскою техникою оказал силь­ное влияние на его разви­тие.

Мурильо возвратился в Се­вилью совсем другим художником и вско­ре заслужил известность среди своих сограждан одиннадцатью картинами на сюжеты деяний прославленных францис­канцев, исполненными для местного мона­стыря их ордена… Уже в этих произведе­ниях ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа».

Зрелый Мурильо — художник севильского благочестия, проникнутого светлым духом святого Франциска. Суровая пате­тика католической мистики осталась непо­нятной и чуждой ему. Ясной, почти мла­денческой радостью о господе-Отце, игра­ющем со своими детьми, проникнуты ре­лигиозные картины Мурильо. Он стал ху­дожником севильского городского собора и церкви Санта-Мария-ла-Бланка, для ко­торых написал десятки больших картин.

Мы, в сущности, знаем только внешнюю канву жизни Мурильо. События его ду­ховной жизни скрыты от нас. Поэтому можно только гадать, в чем источник той поразительной свободы, которая появи­лась у него.

Стремительно, за один-два года, Мурильо вырвался на простор пол­ной самобытности. Вчерашний кустарь превратился в мастере большого стиля. Фигуры на его церковных картинах были погружены в потоки сияющего света, и от этого возникала глубокая воздушная пер­спектива.

Воздух и свет сделались тем ма­гическим кристаллом, в котором прежняя рыночная слащавость ликов заменилась волнующей сладостностью; краски стали легкими и мерцающими; вместо бьющей на эффект чувствительности выступило живое и тонкое чувство.

Главное место в его церковной жи­вописи занимало прославление Богомате­ри. У Мурильо, пишет биограф, «Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ли­кующих малюток, ангелов, нередко с лун­ным серпом или земным шаром под но­гами, с неподражаемо переданным в по­зе и лице выражением девственной чисто­ты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства… Мурильо пора­жает свободою, смелостью и силою, с ка­кими его пламенное одушевление идеаль­ными темами выливается в реалистиче­ские национально-испанские формы».

Реализм Мурильо, сочувственно и глу­боко, с нежностью и состраданием смот­ревшего на повседневную жизнь и не гнушавшегося ею в искусстве, особенно заметен в его портретно-жанровых карти­нах, которые выглядят, конечно, скром­нее, чем великолепные религиозные композиции, но ничуть не уступают им, а, может быть, и превосходят их по су­ществу. Эстетика и вкус XVII века в Испании отводили жанрам Мурильо место на периферии его искусства — в них было все что угодно, только не большой стиль.

Их камерную прелесть, сочетание жизнеподобия с идеализацией, дающее острый эстетический эффект, по достоинству оце­нили в последующие столетия, особенно высоко — в XIX веке. У жанров Мурильо есть общее название — «Уличные ребя­тишки».

Это дети севильских бедняков, проводящие жизнь на улице, беспечно-веселые в своих лохмотьях, с безотчетной грацией жестов и поз. Они играют в кости, считают монетки, должно быть, вы­прошенные на ближайших улицах, пред­лагают прохожим цветы и фрукты или, сидя в декоративных развалинах, увитых плющом, поедают свой нищенский завтрак.

«Мальчик с собакой» из их числа

Навер­но, и сам Мурильо был вот таким, если верна легенда о его детстве. В этом пре­лестном ребенке есть артистизм, вольно­любие, доброта и лукавство — все то, что Мурильо бесконечно любил в севильцах.

Эти портреты детей Севильи — при­знание в любви к ее жителям. И они, надо сказать, отвечали ему взаимностью. Его популярность в Севилье была необычайно велика. Простолюдины приносили ему по­следние гроши, чтобы получить картину или рисунок, и никто не уходил с пустыми руками, но денег от бедных он никогда не брал, Он был человеком самопогру­женным, склонным к созерцанию.

Бывало, так погружался в размышления, что как бы выпадал из времени. Его часто видели перед «Снятием с креста» в одной старинной часовне — там он любил размыш­лять и молиться. Однажды ключарю, по­дошедшему сказать, что уже ночь, Му­рильо со слезами на глазах ответил: «По­дождите, ведь Иисуса еще не сняли с креста».

Единственным близким другом Мурильо был дон Мигель де-Маньяр, в прошлом — распутник и убийца, послу­живший прообразом для легенды о Дон-Жуане. Когда Мурильо познакомился с ним, этот человек глубоко раскаялся и все силы и средства употреблял на благо­творительность. В делах братства Мило­сердия, основанного доном Мигелем, Му­рильо в старости принимал близкое участие.

В 1682 году Мурильо, много лет не покидавший Севильи, отправился в Кадикс — работать над украшением тамош­него капуцинского монастыря. Подняв­шись к своду по шатким подмосткам, он оступился, упал и через несколько дней скончался от ушибов. Вся Севилья, одетая в траур, хоронила его на тенистом кладбище. На могиле, как он завещал, поставили плиту с изображением скелета и надписью по-латыни: «Все живущее умирает».

Презентация по литературному чтению «Мурильо. Мальчик с собакой»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

  • для учителей, репетиторов и родителей
  • свидетельство + скидки на курсы для всех!

Описание презентации по отдельным слайдам:

БАРТОЛОМЕ МУРИЛЬО МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ Составила Пасько Л.В., учитель начальных классов

Картина написана: 1655-1660 г. Холст, масло. Размер: 70 x 60 см

Интересно, что тот, кого называют самым выдающимся живописцем Испании 17 века – Бартоломе Эстебан Мурильо – был четырнадцатым ребенком в семье и увековечил фамилию матери. Его учил рисовать сам Хуан де Кастильо, преклонявшийся перед работами художников из Италии. Он учил Бартоломью изображать архитектурные и скульптурные памятники, которые словно застыли во времени. Однако, Мурильо был из тех, кто ценит жизнь во всех ее проявлениях. Он рисовал увлекательные и даже легендарные сюжеты церковной тематики и семейного быта, став самым «хитовым» художником в Севилье. Его полотен требовали и бедняки, и богатые, выкладывающие заоблачные суммы за картины кисти Мурильо. Причем, с бедных он не брал денег, а искал в их лицах новые образы – художник был богат.

Мурильо уже тогда был известен как лирический художник, который пишет изящные созерцательные образы. Они писал простых людей с поразительной теплотой чувств, отчасти их идеализируя. Испанская религиозность не мешала художнику создавать портреты нищенок, торговцев и, конечно, детей, чьи прототипы для образов он находил на улицах. Простые сцены быта – вот чем в первую очередь известен Мурильо.

Одним из примеров такого творчества может послужить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка. Простого кроя темная куртка, желтый жилет и белая сорочка – вот традиционный наряд простолюдинов. В руках у мальчика корзина с глиняной посудой, а в глазах – такое счастье, которое бывает только у детей. Он улыбается открыто и источает столько положительной энергии что вы невольно улыбнетесь сами. Умиляет собака, которой герой картины предлагает угощение – она тоже наполнена радостью от встречи со своим хозяином и преданно на него смотрит. Животное это не породистое, а самое обычное, которые сотнями бегали по улицам Севильи, но тем оно и привлекает зрителей.

Читайте также  Святой иероним, леонардо да винчи, 1482

Несмотря на плутоватые глаза мальчика, он находит время для собаки, своего друга. Он полон жизни, движения и счастья, а Мурильо на этой картине продемонстрировал потрясающий колористический баланс. Голубой цвет неба и желтый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи. Сам художник любуется мальчиком, и хоть краски использованы несколько приглушенных тонов, они создают впечатление теплоты чувств и любви к детям.

Это полотно – один из тех редких моментов, когда миг ценится больше, чем вечность, когда эмоции говорят лучше всяких слов. Мальчик смотрит на дворнягу в пол-оборота, будто взглядом уговаривая подождать лакомства. Собака знает, что друг никогда не подведет и ожидает подарка. Это невербальное общение, бескорыстная дружба подкупает. Ребенок протягивает руку к животному, словно желая ее погладить, а собака этому только рада – она, очевидно, долгое время ждала хозяина. Ее тело вытягивается навстречу и, кажется, что она вот-вот уткнется носом в руку своего человеческого друга. Художник, который, вероятно, стал случайным свидетелем такой бытовой сценки, настолько вдохновлен этой открытой дружбой, что он не обращает внимание на детали, а, наоборот, уделяет внимание фигуре мальчика и его четвероногого друга. Да и не важны детали, когда смотрите в открытое, приветливое и чистое лицо ребенка. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо.

Глядя на портрет незнакомого ребенка, вы наслаждаетесь счастливым детством, которое еще не знает социальных слоев и бедноты. Мальчишки играют с животными – самыми лучшими друзьями, что приводят их в мир светлых чувств и гармонии с природой. «Мальчик с собакой» — именно то редкое полотно Мурильо из его позднего периода творчества, в котором отсутствует пафос и слащавость, а утверждается сиюминутность.

Мурильо – самый загадочный испанец 17 века, ведь о его жизни можно только строить догадки и развивать теории. Наверное, потому, что он не датировал свои работы, которыми то восхищались, то не признавали. Его творчество – это картины вне времени, они живут в своем особом пространстве, куда есть вход только человеку с искренней душой.

В чём секрет прекрасных Мадонн Бартоломе Мурильо — живописца, которого сравнивали с Рафаэлем

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Бартоломе Эстебан Мурильо, его учителя и неповторимый стиль письма

О детстве Бартоломе Мурильо известно немного. Родился он в 1617 году в семье цирюльника, причем – севильского, да и всю почти жизнь провел в этом испанском городе. В десять лет мальчик потерял отца, спустя еще год – мать, после чего был отправлен на воспитание в дом своей тетки и ее мужа. Но бедным родственником Бартоломе не стал: его новая семья была достаточно богатой, а опекуны относились к племяннику хорошо. Заметив его талант к рисованию, они обеспечили ему обучение у известного в Севилье художника Хуана де Кастильо. Старшая сестра Анна заменила мальчику мать.

Фамилию «Мурильо» Бартоломе Эстебан взял, по-видимому, от родственников с материнской стороны, по примеру своего земляка и учителя Диего Веласкеса. В 1640 году молодой художник отправился в Мадрид, где знакомился в том числе с работами Рубенса, ван Дейка, Риберы. Этот опыт стал для него определяющим. Поначалу писавший в сухой, жесткой манере своего первого учителя, Мурильо под влиянием произведений Веласкеса и других великих мастеров барокко изменил свой стиль, в его картинах стали проявляться лиричность, жизнерадостность, нежность, доброта. Художник вернулся в свой родной город.

Севилья в те времена была городом богатым, процветающим. Из Нового Света шли корабли, груженые золотом инков и ацтеков, а статус главного испанского морского порта давал большие преимущества и приносил огромную прибыль. Севилье была дарована монополия на торговлю с Вест-Индией. А потому и художники были обеспечены работой и хлебом насущным; и монастыри, и отдельные заказчики охотно оплачивали труд живописцев, не стал исключением и Мурильо. Некоторое время он зарабатывал продажей небольших холстов, а в 1645 году получил большой заказ от монастыря францисканцев, ставший переломным в его карьере.

Мурильо становился одним из самых знаменитых живописцев Севильи. Выполненный цикл картин для францисканского монастыря принес ему известность, а некоторые из полотен и сейчас ценятся как примеры самых выдающихся произведений испанской живописи: «Святой Диего насыщает нищих», «Кухня ангелов», «Кончина Святой Клары», «Чума». Уже тогда в творчестве Мурильо проявилось его обостренное чувство реальности, а еще – способность сочетать ее с мистическим настроением библейских сюжетов, отчего картины как будто излучали тепло и доброту.

Семья, Дева Мария и ангелы на картинах Мурильо

В тот период Бартоломе Мурильо женится, его супругой становится донья Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, из семьи ювелиров. Поступают все новые заказы – главным образом, от церквей и монастырей. Большая часть наследия художника посвящена библейской тематике, особенно – прославлению Девы Марии. Мадонны Мурильо были особенными, не типичными для живописцев того времени. Открытое нежное лицо, устремленные на зрителя или к небесам выразительные темные глаза, полные любви – такой предстает Дева Мария на произведениях Мурильо. И если в качестве моделей для своих жанровых картин художник часто приглашал местных жителей, из народа, то в качестве главного женского христианского персонажа Мурильо обычно позировала его жена.

Это скорее догадка искусствоведов, чем установленный факт – все же в биографии Мурильо слишком много неясностей, но, взглянув на картины испанца, нетрудно увидеть, что Богородица у него действительно написана с одного женского лица. У супругов один за другим рождались дети – и им тоже доводилось становиться натурщиками. Считается, что на картине «Отдых на пути в Египет» Мурильо написал младенца Иисуса со своей дочери Исабель Франсиски.

В 1660 году уже знаменитый живописец участвовал в создании местной Академии художеств и стал ее первым президентом. После смерти Веласкеса его звали на придворную службу, но Мурильо отказался, оставшись в родном городе.

Художник искренне интересовался жизнью простых людей, на его полотнах часто появлялись жанровые сцены с детьми. У Мурильо такие картины получались живыми, естественными, добрыми, порой забавными. Да и у него самого был полон дом детей. В 1663 году донья Беатрис умерла во время очередных родов, и в жизни художника произошел перелом. Некоторое время он вообще не брал в руки кисть. И следующие два десятка лет прожил вдовцом, так больше и не женившись.

Жизнь в монастыре и служение искусству

Он переехал с детьми из роскошного особняка в комнаты монастыря капуцинов, там Мурильо прожил до самой своей смерти. Для этой обители он выполнил большую работу по украшению алтарной стены. В творчестве Мурильо все чаще возникала тема подвигов христианского милосердия.
В 1680 году, когда каноник одного из монастырей Севильи Домонте был возведен в епископский сан, Мурильо была заказана картина, изображающая архангела Рафаила и обращенного к нему с молитвой епископа. Образ архангела был выполнен художником в нетипичной для испанцев манере. Моделью для этого персонажа послужила женщина.

По признанию русского живописца Виктора Васнецова, «трудно в христианской живописи сделать что-то новое после Рафаэля и Мурильо».

Мурильо считается одним из ведущих испанских живописцев «золотого века». Всего он написал свыше 450 произведений, большей частью на религиозные темы. В 1682 году Бартоломе Мурильо отправился выполнять очередной заказ в город Кадис, где должен был написать большую алтарную картину «Обручение святой Екатерины». Неудачно упав с подмостков, он сильно расшибся, и, переправленный обратно в Севилью, спустя некоторое время скончался. Картину заканчивал один из учеников Мурильо, Осорио.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мальчик с собакой картина бартоломе мурильо

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой

Бартоломе Эстебан Мурильо. “Мальчик с собакой” 1650-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Знаменитая картина Мурильо “Мальчик с собакой” кисти испанского мастера – одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа. Эта картина была приобретена Екатериной II во время первых формирований собрания живописи для музея Эрмитаж.
Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Искусство мастера автобиографично. Суть притягательности его полотен — в особой внутренней теплоте, которую они излучают, за­ставляя возвращаться к ним снова и снова.Испанская религиозность не мешала художнику создавать портреты нищенок, торговцев и, конечно, детей, чьи прототипы для образов он находил на улицах. Простые сцены быта – вот чем в первую очередь известен Мурильо.

Одним из примеров такого творчества может послужить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка. Простого кроя темная куртка, желтый жилет и белая сорочка – вот традиционный наряд простолюдинов. В руках у мальчика корзина с глиняной посудой, а в глазах – такое счастье, которое бывает только у детей.

Читайте также  Самый большой планшет в мире

Он улыбается открыто и источает столько положительной энергии что вы невольно улыбнетесь сами. Умиляет собака, которой герой картины предлагает угощение – она тоже наполнена радостью от встречи со своим хозяином и преданно на него смотрит. Животное это не породистое, а самое обычное, которые сотнями бегали по улицам Севильи, но тем оно и привлекает зрителей.

Несмотря на плутоватые глаза мальчика, он находит время для собаки, своего друга. Он полон жизни, движения и счастья, а Мурильо на этой картине продемонстрировал потрясающий колористический баланс.

Голубой цвет неба и желтый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи. Сам художник любуется мальчиком, и хоть краски использованы несколько приглушенных тонов, они создают впечатление теплоты чувств и любви к детям.

Присмотритесь к тому, как голубой цвет неба на картине переходит в серый и сливается с линией горизонта, как потрясающе невыразительна стена с блеклым зеленым деревом. Поражает четкость изображения рукавов курточки, шерсти собаки и структуры корзинки.

Это полотно – один из тех редких моментов, когда миг ценится больше, чем вечность, когда эмоции говорят лучше всяких слов. Мальчик смотрит на дворнягу в пол-оборота, будто взглядом уговаривая подождать лакомства. Собака знает, что друг никогда не подведет и ожидает подарка. Это невербальное общение, бескорыстная дружба подкупает.

Ребенок протягивает руку к животному, словно желая ее погладить, а собака этому только рада – она, очевидно, долгое время ждала хозяина. Ее тело вытягивается навстречу и, кажется, что она вот-вот уткнется носом в руку своего человеческого друга.

Художник, который, вероятно, стал случайным свидетелем такой бытовой сценки, настолько вдохновлен этой открытой дружбой, что он не обращает внимание на детали, а, наоборот, уделяет внимание фигуре мальчика и его четвероногого друга. Да и не важны детали, когда смотрите в открытое, приветливое и чистое лицо ребенка. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо.

Глядя на портрет незнакомого ребенка, вы наслаждаетесь счастливым детством, которое еще не знает социальных слоев и бедноты. Мальчишки играют с животными – самыми лучшими друзьями, что приводят их в мир светлых чувств и гармонии с природой.

Описание картины бартоломе эстебана мурильо «мальчик с собакой»

История одного шедевра: “Мальчик с собакой” Мурильо

Знаменитая картина “Мальчик с собакой” кисти испанского мастера Бартоломе Эстебана Мурильо – одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа. Эта картина была приобретена Екатериной II во время первых формирований собрания живописи для музея Эрмитаж.

Коллекция герцога Шуазеля и Екатерина II

11 картин из приданого невесты французского министра герцога Эьена Франсуа де Шуазеля были проданы в Россию для формирования коллекции Эрмитажа Екатериной II. Герцог Этьен Франсуа де Шуазель был министром французского короля Людовика XV, сына Людовика XIV “короля- солнце”.

Федор Рокотов. “Портрет Екатерины II”. Третьяковская галерея

В качестве агентов, сумевших убедить владельцев уступить коллекцию, выступили знаменитый философ Дени Дидро, его друг и партнер Фридрих Мельхиор Гримм, коллекционер из Женевы Франсуа Троншен и блестящий российский дипломат Дмитрий Алексеевич Голицын. Последний приобретал коллекцию живописи Шуазеля на аукционе.

В числе выбранных им 11 работ были парные “Мальчик с собакой” и “Девочка – продавщица фруктов” Мурильо. Превосходного качества, эти произведения являются уникальными ввиду их парности. Правда, в 1930 году “Девочка – продавщица фруктов” была передана в ГМИИ имени Пушкина в Москву и они теперь не вместе.

Б.Э. Мурильо. “Мальчик с собакой” (Эрмитаж, Санкт-Петербург)Б. Э. Мурильо. “Девочка – продавщица фруктов” (ГМИИ им. Пушкина, Москва)

Бартоломе Эстебан Мурильо

Художник был четырнадцатым ребенком в семье и увековечил фамилию матери. Он рано стал сиротой: когда ему было 10 лет умер его отец, а спустя год — мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери.

С юношества он успешно учился живописи. В Мадриде его земляк, великий Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Ван Дейка, Рубенса, что стало для него большой школой мастерства.

Б. Э. Мурильо “Автопортрет” Национальная галерея Лондона

С появлением крупных заказов у художника появилась семья. В 27 лет он женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. В течении жизни Мурильо пользовался всеобщей любовью и уважением.

Его полотен требовали и бедняки, и богатые, выкладывающие заоблачные суммы за картины кисти Мурильо. Причем, с бедных он не брал денег, а искал в их лицах новые образы – художник был богат.

Он зарабатывал тысячи на каждом шедевре, вкладывая их в предприятия Нового Света и рабов. Позже по карьерным соображениям художник вступает в орден франсиканцев и переезжает в роскошный особняк. Его дом в Севилье сохранился.

В то время Мурильо хотел учредить в Севилье художественную академию, но затея к сожалению потерпела неудачу.

Внутренний дворик в сохранившемся доме Б.Э.

Мурильо в Севилье (Испания)

В 1682 году 65-летний Мурильо, как правило не покидавший родной Севильи, приехал в южный испанский город Кадис, дабы исполнить для капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение святой Екатерины». Трудясь над ней, он по неосторожности упал с подмостков и получил серьезные травмы, вследствие которых должен был немедленно отправиться назад, в Севилью. Вскоре художника не стало.

Дом Б.Э. Мурильо в Севилье (Испания)

Его искусство, лиричное и проникновенное, но подчас несколько слащавое и сентиментальное, пользовалось необычайным успехом при жизни художника. В последующие века слава его лишь росла.

к 200 – летию со дня смерти художника в Севилье открыли дом-музей Мурильо. В нем прекрасно сохранились интерьеры гостиной, кухни, спальни художника. Здесь можно увидеть множество изделий из серебра, посуду, предметы быта. Его севильский адрес: “Museo Casa de Murillo” – Santa Teresa, 8 (Barrio de Santa Cruz)

Спальня Б.Э. Мурильо в севильском доме художника (Испания)

Картина “Мальчик с собакой”

Художник: Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682)

Название: “Мальчик с собакой”

Время создания: 1650-е годы

Мальчик с собакой — Бартоломе Эстебан Мурильо

Самый крупный живописец испанской художественной школы второй половины XVII в. — Бартоломе Эстебан Мурильо.

Мурильо рано начал учиться живописи. Первый его учитель, Хуан де Кастильо, стремился передать Эстебану свое преклонение перед итальянским искусством, учил его готовым, уже застывшим формам и способам выражения. Но Мурильо сумел понять, что прекрасно только то, что идет от жизни.

В искусстве Мурильо, сохранившего верность традициям реализма, нет уже, однако, суровой сдержанности и духовной силы, которые отличали творчество его великих предшественников. Мурильо тяготел к мягкому лиризму, к образам изящным и созерцательным. В его искусстве привлекают интимность настроения, задушевность и теплота чувства, но на творчестве мастера в целом лежит легкий налет идеализации.

Как и все испанские художники того времени, Мурильо писал в основном картины на религиозные темы. Но это не мешало ему правдиво показывать на тех же полотнах жизнь испанских бедняков, его мадонны списаны с простых севильянок, многие религиозные сюжеты художник передавал как бытовые сцены. Героев своих он всегда находил на улицах родного города.

Мурильо славился среди современников как доброжелательный человек. Мягкостью проникнуты и его полотна. В «Письмах об Испании», написанных еще в прошлом веке русским писателем и искусствоведом В. П. Боткиным, можно найти такую выразительную характеристику живописи Мурильо: «В воздушной яркости света, в прозрачном мраке теней Мурильо дышит какая-то преображенная поэтическая жизнь.

Прибавьте к этому особенную, принадлежащую ему одному, неопределенность контуров, сливающихся с воздухом, и нежащую глаза гармонию красок-это истинное очарование».

Мурильо пользовался всеобщей любовью и уважением. Он был признан лучшим живописцем города. Вместе с друзьями и единомышленниками художник основывает в Севилье Академию, в которой молодые живописцы и скульпторы могли тщательно изучать натуру и способы ее передачи в красках, мраморе и бронзе.

В наследии художника есть жанровые сценки из народного быта, он через всю жизнь пронес образы маленьких обитателей севильских улиц. На многочисленных картинах мы видим их, занятых своими повседневными делами. Названия их говорят сами за себя: «Маленькие торговки», «Игра в кости», «Бедный негр» и др.

Такова картина «Мальчик с собакой». Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция, отсутствие сюжетного действия. Мальчик показан точно и любовно.

Образ испанского мальчишки далекого XVII века близок и понятен всем своей живой правдой.

Мурильо не приукрашивает натуру, но все же в образе улавливается нотка сентиментальности. Некоторая сухость выполнения говорит о ранней манере художника.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина находится парная картина «Девочка с фруктами» .

Похожие описания:

Крестьянский мальчик — Бартоломе Эстебан Мурильо Чудесный и радостный жанровый портрет, называемый иногда еще «Мальчик в окне». Кажется, что он выполнен буквально на одном дыхании, в легкой эскизной манере. Здесь художник.

Читайте также  Самый крутой мотоцикл в мире + фото и видео

Добрый пастырь — Бартоломе-Эстебан Мурильо Особое место в творчестве Мурильо занимают изображения детей, они пользовались самым большим успехом. Великолепно написан маленький Христос в картине Добрый пастырь, красивый чернокудрый андалусский мальчик.

Мадонна с Младенцем — Бартоломе-Эстебан Мурильо Тема милосердия, преломленная через религиозные сюжеты, получила активное распространение в творчестве Мурильо. Здесь сказались условия заказов, исходившие от монашеских орденов, благотворительных братств, сыграли роль и.

Игроки в кости (Уличные мальчишки) — Бартоломе Эстебан Мурильо Большое место в творчестве Мурильо занимают жанровые сцены. Художник создал целую серию картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей. Главные герои этих произведений —.

Смерть святой Клары — Бартоломе Эстебан Мурильо Святая Клара была основательницей ордена Кларис. Когда она умирала, одной из монахинь явилось видение, представленное на картине, другие же монахи, окружавшие умирающую, ничего сверхъестественного не.

Едоки дыни и винограда — Бартоломе Эстебан Мурильо «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам Мурильо. Здесь он попытался решить задачу, которую еще не ставил перед собой, — задачу изображения натуры при.

Продавщица фруктов — Бартоломе Эстебан Мурильо Жанровые картины Мурильо завоевали популярность еще при жизни художника. Причем ценили их не только в Испании, но и по всей Европе. Уже в 1673 году.

Святое Семейство с птичкой — Бартоломе Эстебан Мурильо В этой удивительно теплой композиции нет ничего сверхъестественного, мистического. Перед нами просто идиллическая сценка из жизни испанского семейства. Младенец держит в руке маленькую птичку. Белая.

Святой Франциск, обнимающий Христа — Бартоломе Эстебан Мурильо Сохранившиеся рисунки Мурильо позволяют нам говорить о том, что он был превосходным рисовальщиком. То, что он относился к искусству рисунка со всей серьезностью, подтверждает и.

Маленький нищий — Бартоломе Эстебан Мурильо Мурильо по праву называют последним мастером «золотого века» испанской живописи. Он был младшим современником Сурбарана, Веласкеса, Риберы, но в отличие от своих старших современников художник.

Рождество Богоматери — Бартоломе Эстебан Мурильо Иконография Девы, Марии у Мурильо традиционно. Но, как видно, художник не чувствовал себя стесненным строгими каноническими рамками, поскольку каждая его Дева Мария не похожа на.

Мария Магдалина — Бартоломе Эстебан Мурильо К образам святых Мурильо приходилось обращаться па протяжении всего своего творческого пути. Внизу воспроизведена относительно ранняя работа мастера «Мария Магдалина», далее — позднее «Мученичество апостола.

Портрет молодого человека в сером — Бартоломе Эстебан Мурильо Без сомнения, Мурильо мог бы, подобно Веласкесу, стать блестящим портретистом. Подтверждение этому мы находим в его автопортрете, датированном 1672-75 годами, где он проявил себя выдающимся.

Спящий Младенец Христос с ангелами — Бартоломе Эстебан Мурильо Несомненно, Мурилъо далеко не всегда работал только над теми сюжетами, которые были близки его сердцу, тревожили его. В молодости ему приходилось много писать, чтобы удержаться.

Вознесение Девы Марии — Бартоломе Эстебан Мурильо В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утрачивает теплоту, становится «обобщенно-теологическим». Художник показывает теперь Богоматерь не как прежде — молодой девушкой с притаенной.

Девушки в окне — Бартоломе Эстебан Мурильо В этой живой сцепке, похожей на моментальный снимок, Мурильо проявил себя внимательным и — что, возможно, даже более важно — умеющим обрадоваться малому наблюдателем. Перед.

Непорочное зачатие (Уолпола) — Бартоломе Эстебан Мурильо Эта картина относится к числу типичных барочных изображений святых, во множестве написанных художником за свою жизнь. Но полотно немного удивляет своей трактовкой привычного библейского сюжета.

Мадонна с четками — Бартоломе Эстебан Мурильо Эта картина — яркий пример того, как художник «вписал» анахронизм в библейский сюжет. Мадонна изображена на полотне с четками розарио — типичным атрибутом католической веры.

Бегство в Египет — Бартоломе Эстебан Мурильо Исполненное сдержанного драматизма, это полотно можно считать одним из лучших у Мурилъо. Понуро бредет усталый ослик. Богоматерь и Христос, тихо спящий на Ее руках, освещены.

Девочка-продавщица фруктов — Бартоломе Эстебан Мурильо Небольшие жанровые картины художника совершенно с другой стороны раскрывают его многогранный талант. На них вы не найдете ни богато одетых испанских грандов, ни одухотворенных и.

Приглашение играть в лапту — Бартоломео Эстебан Мурильо В творчестве Мурильо болшое место занимают жанровые сценки с участием нищих детей, пользовавшиеся большим спросом у покупателей. Эти картины художник исполнял в стиле барочной фламандской.

Сон Иакова — Эстебан Мурильо В Эрмитаже хранится картина испанского художника Эстебана Мурильо «Сон Иакова», В которой переданы сказочность и волшебство сновидения Иакова. Создается впечатление, что главное внимание художник сосредоточил.

Портрет Николаса Омаcура — Бартоломео Эстебан Мурильо Дон Николас де Омасур, большой друг художника, уроженец Антверпена, богатый торговец шелком и очень увлеченый поэзией. Этот портрет парный с портретом его жены, Исабэль де.

Девушка с монетой (Девушка Галисии) — Бартоломе Эстебан Мурильо Это небольшое полотно относится к разряду жанровых картин великого художника. Оно достаточно сильно отличается от его несколько вычурных и манерных работ в стиле барокко, создаваемых.

Обручение св. Екатерины — Бартоломео Эстебан Мурильо В 1682 г. Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис, чтобы исполнить для местного капуцинского монастыря большую алтарную картину.

Дети с овечкой — Бартоломео Эстебан Мурильо Жанровая сцена — два играющих мальчика. Лишь овечка и крест в руках одного из них, подсказывает, что это Младенц Христос, дающий напиться ребенку Св. Иоанну.

Кухня ангелов — Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа — одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни францисиканцев. Веселая фантазия художника и.

Дорога через лес и мальчик с собакой — Томас Гейнсборо Здесь художник все свое внимание уделяет пейзажу, а присутствие человека и животных лишь слегка обозначил. Перед нами извилистая дорога, уходящая по склону куда-то вниз. Слева.

Мальчик с собакой — Пабло Пикассо Начиная с 1901 года Пикассо вырабатывает собственный стиль, который характеризует так называемый «голубой период» в его искусстве. Художник пишет исключительно в холодной, сине-голубой гамме. Персонажи.

Четыре фигуры на ступеньке — Бартоломео Эстебан Мурильо Улыбку вызывают жанровые сцены художника. Одежда семьи, кроме маленького нищего на коленях женщины, говорит о некотором достатке. Улыбающийся юноша, сдерживающая его сестра и мать, куда-то.

Видение Св. Франциску — Бартоломео Эстебан Мурильо Эта картина — типичный алтарный образ. В ней автор следует итальянской композиционной схеме. Он изображает Святого Франциска, преклонившего колени и как бы беседующего с восседающим.

Св Юстина и Св. Руфина — Бартоломео Эстебан Мурильо Св Юстина и Св. Руфина — две сестры, жившие в Севилье, Св мученицы, покровительницы Севильи. Согласно легенде, они занимались гончарным делом. Когда они отказались продать.

Брат Жюниперо и нищий — Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа — одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни францисиканцев. Здесь показана доброта, присущаяя.

Святая Роза Лимская — Бартоломео Эстебан Мурильо Изабелла Флорес, известная как Роза Лимская, родилась в Лиме, Перу. Она стала первой канонизированной святой в западном полушарии. В ранней юности она дала обет целомудрия.

Введение Девы Марии в храм — Бартоломео Эстебан Мурильо Когда Марии было три или четыре года, Св. Анна, выполняя свое обещание, отдала ее в храм, чтобы она начинала служить Господу. Легенда гласит, что когда.

Св. Августин, моющий ноги Христу — Бартоломео Эстебан Мурильо Тема символизирует готовность Cв. Августина Служить Христу. Ее смысл изложен в Евангелии. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь.

Блаженный Жиль перед Григорием IX — Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа — одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни францисиканцев. Блаженный Жиль — последователь.

Смерть инквизитора Педро де Арбуеса — Бартоломео Эстебан Мурильо При короле Фердинанде Арагонском усилилось влияние инквизиции. В апреле 1484 года в Тарасоне кортесы Арагонского королевства, на тайном совете, состоявшем из призванных королем лиц, должность.

Св. Салвадор Орта и инквизитор Арагона — Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа — одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни францисиканцев.

Мальчик, укушенный ящерицей — Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского живописца Меризи да Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» входит в цикл полотен раннего периода творчества художника. Размер картины 66 x 52 см, холст, масло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: