Маэста, дуччо ди буонинсенья - Тайны со всего мира

Маэста, дуччо ди буонинсенья

Дуччо ди
Буонинсенья

С именем Дуччо ди Буонинсенья (предположительно 1260-1319) связывают готическое обновление итальянского искусства ХIII-XIV вв. и формирование сиенской живописной школы .

Сам факт существования сиенской школы как отдельного и своеобразного проторенессансного течения наукой признан лишь недавно – в начале ХХ века. В отличие от более широко известной флорентийской школы живописи, сиенцы специализировались не на фресках, а на алтарных картинах. Сиенская живопись гораздо сильнее, чем флорентийская, зависит от византийской и готической традиций. Там, где флорентийцы предпочитают концентрированный драматический рассказ, сиенцы – более лиричны и любят выписывать всяческие декоративные подробности наподобие рисунка золотыми линиями. И хотя Дуччо ди Буонинсенья выполнял некоторые заказы флорентийских церквей и, возможно, даже учился у знаменитого флорентийца Чимабуэ, сам он – плоть от плоти сиенского искусства. Всё сказанное о сиенской школе можно отнести и к живописи Дуччо.

В Сиене был настоящий культ Богоматери. И все без исключения картины Дуччо ди Буонинсенья – от первой из известных нам «Мадонны Креволе» до последней «Мадонны со святыми» – это прославление Пресвятой Девы.
За давностью лет, реконструкция творческого и жизненного пути Дуччо ди Буонинсенья – непростая задача. Многие сведения, даже точная дата рождения художника и период его ученичества, попросту утрачены. Сложности представляет и атрибуция некоторых произведений.

Тем не менее, в архивах Сиены сохранилось немало документов, упоминающих Дуччо ди Буонинсенья. Их изучение позволило историкам воссоздать характер художника. Судя по всему, Дуччо был своенравным, задиристым и не признавал над собою никаких авторитетов. Многие из документов – это, как ни странно, не договоры о найме на работу, что было бы типично для художника, а штрафы, которые налагали на Боунинсенья власти Сиены. Штраф за уклонение от воинской повинности, неоднократные штрафы за неуплату налогов в городскую казну и даже пустячный штраф в несколько сольди за занятие магией.

Впрочем, власти Сиены, хотя и подвергали Дуччо ди Буонинсенья административным взысканиям, всё же ценили его редкий талант. Ведь именно ему, мятежному Дуччо, город доверил исполнение «Маэсты» – грандиозной алтарной картины для главного собора Сиены.

Контракт на сумму три тысячи золотых флоринов, подписанный в 1308 году между Дуччо ди Буонинсенья и представлявшим Сиенский собор Якопо Морискотти, достоин называться памятником деловой этики. Помимо чисто практических вещей наподобие качества дерева и количества золотой краски, там содержится несколько пунктов, регламентирующих поведение Дуччо в процессе работы. К примеру, специально оговаривалось, что картина во всех её частях должна быть написана именно рукой Дуччо, а не кого-либо из его расторопных подмастерий. И что Дуччо не вправе браться ни за какие другие работы, пока не завершит «Маэсту». Имелось также клятвенное обязательство со стороны художника задействовать всю искусность, изобретательность и мастерство, которыми его наделил Всевышний. Словом, Сиенский собор сделал всё возможное, чтобы подстраховать себя от непредсказуемого характера Дуччо.

Работа над «Маэстой», центральным произведением в творчестве Дуччо ди Буонинсенья, продлилась три года. По сохранившимся данным местных хроник, перенесение «Маэсты» из мастерской в сиенский храм стало грандиозным всенародным праздником. День 9 июня 1311 года объявили выходным, городские мастерские и лавки были закрыты, на центральных улицах и площадях играли музыканты, священнослужители и отцы города со свечами в руках возглавляли большую процессию горожан, сопровождавших картину. Так торжественно город встречал «Маэсту», которая станет настоящим символом Сиены…

Сведения о личной жизни Дуччо более скудны, чем информация о его знаменитой «Маэсте». Предполагается, что по своим политическим взглядам он принадлежал к партии гибеллинов, а в деловых вопросах был настолько непрактичен, что к концу жизни окончательно разорился. Когда Буонинсенья умер, его жена и дети (их было семеро, художниками стали двое), чтобы не погашать многочисленных долгов, публично отказались от него.

Мы очень мало знаем и о позднем этапе творчества Дуччо ди Буонинсенья. Единственное дошедшее до нас произведение этого периода – хранящийся в Национальной пинакотеке (Сиена) полиптих «Мадонна со святыми », авторство которого, впрочем, оспаривается. Однако глубокое своебразие Дуччо делает его не только одним из ведущих мастеров треченто-кватроченто, но и одним из наиболее дорогих художников в современном мире: в 2004-м году Метрополитен-музей (Нью-Йорк) выкупил «Мадонну Стокле» (1300) Дуччо ди Буонинсенья за рекордную для себя сумму – 45 миллионов долларов.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • История (561)
  • Живописное (275)
  • Литература (255)
  • ЖЗЛ (255)
  • Дальние страны (237)
  • Великобритания (36)
  • Польша (11)
  • Нидерланды (8)
  • Франция (3)
  • Португалия (2)
  • Испания (2)
  • Чехия (1)
  • Дания (1)
  • Достопримечательности (161)
  • Архитектура (138)
  • Костюмные истории (125)
  • Красавицы (122)
  • 19 век. (95)
  • Города мира (95)
  • Женские штучки (85)
  • Детская (81)
  • Религия (79)
  • музыка (70)
  • Музеи мира (68)
  • Военное дело (65)
  • холодное оружие (9)
  • Необычности (64)
  • Замки (63)
  • А в это самое время. (60)
  • Города России (58)
  • Антиквариат (55)
  • Живность (40)
  • 1812 (39)
  • Актеры и актерки (35)
  • Юмор (34)
  • Чуланчик (33)
  • В воздухе (28)
  • Техника (27)
  • Танец (27)
  • Библиотеки (26)
  • Сказки и мифы. (24)
  • Сады и парки (19)
  • Птицы (17)
  • Декабристы (16)
  • Цветочное (15)
  • Школы (13)
  • Пещеры (12)
  • Спорт (8)
  • Винный погребок (7)
  • Друзья — соперники (7)
  • Планшет (7)
  • С купеческим размахом. (4)
  • Море (3)
  • Сборник панегириков (3)
  • Чехия (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Страсти Христовы. Дуччо ди Буонинсенья. «Маэста».

«Маэста» — алтарный образ, созданный художником в 1308 — 1311 гг. по заказу города Сиена. Представляет собой двусторонний полиптих. Лицевая сторона посвящена Богородице, оборотная — Иисусу Христу.

Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Лицевая сторона.

Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Оборотная сторона.

Центральный ярус оборотной стороны сохранил свою цельность и находится в Сиене. Он посвящен Страстям Христовым и Воскресению.

Христос пророчествует о предательстве ученикам.

Иуда получает 30 сребреников.

Иисус перед Понтием Пилатом.

Иисус обвиняется фарисеями.

Иисус перед Каифой.

Иисус перед Анной и Отречение Петра.

Иисус перед царем Иродом.

Иисус перед царем Иродом и Вторая встреча Иисуса и Пилата.

Увенчание терновым венцом.

Понтий Пилат умывает руки.

Снятие с креста.

Жены — мироносицы у гробницы.

Дорога в Эммаус.

Noli me tangere.

Христос в лимбо.

Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Оборотная сторона. Центральный фрагмент.

Рубрики: Живописное
Религия
История

Метки: живопись религиозные праздники религиозные сюжеты италия

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ

Большую часть жизни Д. д. Б. провел в Сиене. Его имя на протяжении 40 лет упоминается в документах, сообщающих о многочисленных денежных штрафах, налагавшихся на Д. д. Б. за адм. правонарушения, о долговых обязательствах, правах собственности, выплатах за работы. Хронологические лакуны в этих документах в совокупности со стилистическим анализом произведений позволили ряду исследователей предположить, что мастер побывал в Ассизи и Риме. Отсутствие документов, относящихся к 1280-1285 гг., и влияние франц. готики на его искусство могут указывать на то, что в эти годы он побывал во Франции ( Stubblebine. 1979).

Реконструкция творческого пути Д. д. Б. проблематична, мнения об атрибуции и о хронологии создания его произведений расходятся. Документальные сведения о периоде обучения отсутствуют. Возможно, его наставником был Гвидо да Сиена, в ранние годы Д. д. Б. работал в миниатюре и был знаком с постэллинистической традицией визант. живописи. Д. д. Б. мог быть учеником Чимабуэ и работать с ним в кон. 70-х — нач. 80-х гг. XIII в. в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи ( Bologna. 1983. P. 330-340). В основу этой версии лег стилистический анализ 3 произведений: 2 фигур крылатых гениев на своде с изображениями отцов Церкви (ц. Сан-Франческо в Ассизи), приписываемых кисти Чимабуэ, фигуры Младенца на образе «Мадонна с Младенцем» (Кастельфьорентино, ц. Санта-Вердиана), рассматриваемом как совместная работа Д. д. Б. и Чимабуэ, и исполненного, вероятно, Д. д. Б. образа «Мадонна Креволе» (ок. 1280, Музей собора, Сиена).

Первые документальные упоминания о работах Д. д. Б. относятся к 1278 г., когда он расписал по заказу коммуны Сиены 12 сундуков для хранения актов (не сохр.). В следующем году были произведены выплаты за оформление переплета казначейской книги (biccherne) города (не сохр.), подобные работы выполнялись им в 1285, 1286, 1291, 1292, 1294, 1295 гг.

Первой из известных и дошедших до наст. времени работ Д. д. Б. считается алтарная картина «Мадонна Креволе». Она отмечена ( Belting. 1982. P. 7-22) влиянием как живописных произведений, созданных ок. 1280 г. в Тоскане в традициях визант. школы, подобных «Мадонне Кахна», так и визант. икон, бытовавших в Италии, подобных «Мадонне Меллона» (обе — Национальная галерея искусства, Вашингтон). «Мадонну Креволе» отличают выделение рафинированного линейного начала, удлиненные пропорции фигур, гибкость силуэтов, тонкость моделировки форм, аристократизм образов. Эти качества станут характерными для последующих произведений Д. д. Б. и сиенской живописной школы в целом.

Образ «Мадонна Ручеллаи», отражающий влияние искусства Чимабуэ, изобилует готическими мотивами. В конструкции трона видны архитектурные элементы заальпийской готики: ниши боковин напоминают бифории и трифории, спинка увенчана тонкими точеными пинаклями, между к-рыми перекинуты изящные арки. Фигуры ангелов отличаются мягкостью моделировки форм. Поверхность фона, ювелирно проработанная насечкой, декорированные сложными розетками нимбы, золотой ассист на одеянии Младенца, орнаментация трона и тканей — придают монументальному образу качество вещественной драгоценности, роднящее его со средневековым искусством. Этому способствуют декоративность цветовой гаммы, открывшейся после реставрации, сочетающей киноварь, золото, азурит с розовыми, лиловыми, голубыми, светло-зелеными оттенками, и каллиграфия текучих линий (кайма мафория Богоматери) (Il restauro della «Maestà» di Duccio / A cura di C. Brandi. R., 1959).

В 1295 г. Д. д. Б., так же как и Дж. Пизано и сановники Сиены был включен в комиссию, определявшую место строительства фонтана у Порта д’Овиле.

В 1285-1308 гг. Д. д. Б. написал 3 образа Мадонны с Младенцем (Национальная галерея Умбрии, Перуджа; Национальная галерея, Лондон; ранее собрание А. Стоклета, Брюссель, ныне местонахождение неизв.), передающие нежное чувство, объединяющее Богородицу и Ее Сына, и 2 небольших образа Мадонны на троне (Музей искусств, Берн; Национальная пинакотека, Сиена), раскрывающие ту же тему монументально и торжественно. Относительно датировки образа «Мадонна францисканцев» из Сиены (24×17,1 см), авторство к-рого приписывают Д. д. Б., есть разногласия (Дж. Стабблбайн — 70-е гг. XIII в.; Дж. Уайт — 90-е гг. XIII в.; Ф. Дойхлер — 1300). Богоматерь изображена восседающей на троне, к Ее стопам припадают 3 францисканских монаха. Рисунок ткани, поддерживаемой 4 ангелами, сходен с мотивами миниатюр франц. манускриптов. Готическая стилистика в пропорциях фигур, ритме гибких линий, декоративности палитры и орнаментов, сочетается с широтой и свободой классических образов, воспринятых через образцы визант. искусства.

Произведение «Маэста» (Величие) было заказано для главного алтаря городского собора. Дата 9 окт. 1308 г., ранее считавшаяся временем начала работы, фиксировала день заключения промежуточного соглашения. В соглашении Д. д. Б. обязывался собственноручно и как можно лучше выполнить картину, работая постоянно и не принимая в этот период иных заказов, заказчик должен был предоставить необходимые материалы и выплачивать художнику 16 сольди в день, вычитая в дни пропусков работы эту сумму из месячного заработка, составлявшего 10 лир. 9 июня 1311 г. живописный алтарь, посвященный Богоматери, со времен битвы при Монтаперти (1260) считавшейся верховной правительницей города, с беспрецедентной торжественностью был перенесен из мастерской художника в собор (сохр. описание безымянного хрониста сер. XIV в.: Cronache Senesi. 1943. P. 90). В 1506 г. алтарь заменили бронзовым киворием, в 1771 г. его части были разъединены (живопись, в т. ч. лик Богоматери, значительно пострадала) и разрознены: большая часть композиций хранится в сиенском соборном музее, др.- в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, в собраниях Фрика в Нью-Йорке и Тиссен-Борнемиса в Мадриде, в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уэрте и в Музее изящных искусств в Будапеште. Часть композиций утрачена, что затрудняет точную реконструкцию конфигурации и структуры алтаря, а также способов его крепления. Наиболее убедительна реконструкция, предложенная Уайтом ( White. 1979).

По новизне замысла «Маэста» знаменует рубеж в эволюции алтарных образов в западноевроп. традиции. Заказ предполагал создание непревзойденной по размерам, величию и великолепию алтарной картины. Д. д. Б. спроектировал уникальную многочастную конструкцию двустороннего образа, первоначальные размеры к-рого составляли 5×4,68 м. Центральную часть образовывали 2 щита из склеенных между собой досок (11 вертикальных — для переднего щита, 5 горизонтальных — для заднего). Щиты были скреплены гвоздями. Алтарь имел 2 расписанные пределлы, основой каждой служила толстая горизонтальная доска, а также вимперги, написанные на 2 горизонтальных досках.

Центральное изображение лицевой стороны — Богоматерь с Младенцем на мраморном троне, орнаментированном в стиле мастеров семьи Космати, в окружении ангелов, св. Екатерины Сиенской, ап. Павла, св. Иоанна Крестителя, ап. Петра и мц. Агнессы. В 1-м ряду представлены коленопреклоненные небесные покровители города — святые Ансано, Савин, Виктор и Крещенций. Традиц. для офиц. заказов Сиены тему гражданственности подчеркивает надпись на подножии трона, являющаяся и подписью художника: «Святая Матерь Божия, будь причиной мира в Сиене и жизни Дуччо, который написал Тебя такой». Над центральной сценой в арочках изображены 10 фигур апостолов.

На лицевой пределле представлены сцены из детства Христа (по тексту Евангелий от Матфея и от Луки). Между ними расположены фигуры пророков. На вимпергах даны сцены из жизни Божией Матери, тематически связанные с изображением «Коронования Богоматери» на витраже (1287-1288) хора над алтарем. Автором проекта витража — одного из ранних в итал. искусстве — мн. исследователи считают Д. д. Б. ( Borgogni. 2005. P. 61-63).

Центральное поле оборотной стороны отведено 26 сценам из Страстного цикла, среди которых выделяются размерами «Вход Господень в Иерусалим» и «Распятие», знаменующие начало и кульминацию событий Страстной недели. На оборотной пределле представлены эпизоды земной жизни Христа («Христос и самаритянка», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление слепого», «Призвание апостолов Петра и Андрея», «Искушения», «Брак в Кане Галилейской» и др.), на оборотной стороне вимпергов — события после Воскресения («Уверение Фомы», «Ужин в Эммаусе», «Сошествие Св. Духа на апостолов» и др.).

Впечатление великолепия и торжественности главной сцены создается благодаря сочетанию золотого фона с киноварно-алыми, вишневыми, синими, золотисто-желтыми пятнами цвета, плавности линий и ювелирности отделки живописной материи. Цельность восприятия многочастного алтаря достигается за счет повторения отдельных фигур в соседних сценах, жестов персонажей, адресующих взгляд к др. сюжетам, единства пропорций и уровней архитектурных элементов, представленных в разных сценах, общности колорита.

Сцены включают детализированные городские и сельские пейзажи, играющие важную роль в эмоциональном раскрытии сюжетов (особенности освещения в сцене «Жены-мироносицы у Гроба Господня»), натурные зарисовки (фигуры юношей, ломающих ветви, в картине «Вход Господень в Иерусалим», апостолов, греющих ноги у огня, сняв сандалии, в «Первом отречении апостола Петра»), бытовые детали (полотенце в «Тайной вечере» и «Омовении ног», собачка в «Рождестве», мощеные полы, майоликовая посуда в сценах трапез). Пространство, построенное в композиции «Благовестие о смерти» с применением античной перспективы, в сценах «Второе отречение апостола Петра» и «Искушение во храме» усложняется, развивается вглубь (внутренние помещения и дворики, открывающиеся в проемах дверей и арок). Стилистический анализ позволяет предположить, что в последнюю очередь выполнялись сюжеты оборотной пределлы, отличающиеся наиболее изощренными пространственными решениями. Формы моделированы легкими тенями, не разрушающими выразительных силуэтов. Сюжеты характеризуются необычной для эпохи эмоциональностью, охватывающей широкую гамму чувств: от скорби в сценах, предшествующих Успению Марии («Благовестие о смерти», «Прощание с апостолом Иоанном»), до радости Марии Магдалины, узревшей воскресшего Спасителя («Не тронь Меня»).

Согласно результатам исследований, проведенных во время реставрации 80-х гг. XX в., композиции не имели определенных эскизов, в процессе работы в них вносились изменения; над каждой из сцен работали неск. художников (мастера фигур, архитектуры и т. д.) под рук. Д. д. Б. ( Olivetti. 1990. P. 75-91; Del Serra. 1990. P. 57; Casazza. 1990. P. 63).

Известность «Маэсты», сравнимая с успехом росписей Джотто в Капелле дельи Скровеньи, привела к тому, что в XIV в. в т. н. манере Д. д. Б. были переписаны лики Богоматери на картинах Гвидо да Сиена и др. мастеров сер. XIII в. Отдельные части «Маэсты» оказали влияние на стиль пределлы, принадлежащей кисти Уголино ди Нерио (Флоренция, ц. Санта-Кроче), «Маэсты» Амброджо Лоренцетти (Городская пинакотека, Масса-Мариттима) и др. произведений. Однако комплексное решение этого сложного памятника невозможно повторить.

Маэста (картина Дуччо)

Из Википедии — свободной энциклопедии

«Маэста́» — алтарный образ, созданный в 1308—1311 годах по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья.

Наиболее значимое произведение подобного жанра, созданное в Италии, проложившее дорогу многим художественным открытиям Ренессанса.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Мы в музее при Сиенском соборе и смотрим на, по-настоящему знаменитое произведение искусства, созданное в Сиене. И одно из важнейших произведений искусства, созданных в XIV в. Это «Маэста» Дуччо. Название значит «Дева Мария в своём величии». Посмотрите, она изображена очень крупно, в самом центре основной панели. Её фигура самая крупная во всей этой росписи. Это полиптих, созданный из множества панелей, не все из которых представлены здесь, в музее, к сожалению. «Маэста» написана и на передней, и на задней стороне. Спереди изображена Дева Мария и истории из её жизни, и история жизни Христа — сзади. Можно сказать, это особенная картина, в широком смысле, скульптурное произведение, со всех сторон покрытое изображениями. Фигуры святых, пророков и ангелов изображены почти в натуральную величину. Верно. Они стоят в три ряда, выстроившись, как будто для школьной фотографии. В переднем ряду — четверо местных святых. Во втором находятся ангелы и другие святые. А позади, мне кажется, целый ряд, состоящий только из ангелов. Изначально внизу находилась пределла. Так называется ступенька картин меньшего размера. Ещё не хватает большой панели сверху,на которой тоже был написан ряд сцен. Мы полагаем, что на пределле были изображены сцены из ранней жизни Девы Марии. Затем, вверху, её смерть и Вознесение на Небеса. Также у этого произведения была сложная рама. В предшествующем столетии Сиена победила в важной битве со своей основной соперницей — Флоренцией. В ту эпоху Сиена и Флоренция были богатыми и политически независимыми городами-государствами. И часто воевали друг с другом. Сиена считала, что победа одержана благодатью Девы Марии. Спустя время Сиена поручила своему знаменитому художнику — Дуччо — написать большую картину, посвящённую Деве Марии. Она стояла на алтаре Собора, на пересечении его диагоналей, под куполом. Приближаясь к алтарю, можно было разглядеть в самом низу такую надпись: «Пресвятая Богоматерь, даруй мир Сиене и жизнь Дуччо, потому что он написал Тебя вот так». Сиена ожесточённо соперничала с Флоренцией, а великим флорентийским художником Джотто. Он создал прекрасный цикл росписей о жизни Девы Марии, Христа, и «Маэста» — это некий ответ на его произведение. «Мы тоже можем дать такую же полную картину, у нас тоже может получиться шедевр». Думаю, они это доказали. Они создали нечто сопоставимое с тем, что Джотто создал в Капелле дель Арена. Но роспись Джотто — это фреска, она не смотрелась бы в Сиенском соборе, потому что он отделан перемежающимися блоками чёрного и белого мрамора. Декоративность интерьера плохо сочеталась бы с фреской, поэтому имело смысл расписать панели и разместить роспись в качестве запрестольной скульптуры. Нужно помнить, что в конце Средневековья роль Девы Марии стала чрезвычайно важна. Она была мостиком, по которому обычные люди могли прийти к Христу. Можно было обратиться к Деве Марии, помолиться ей, а она, возможно, попросила бы за тебя перед Сыном. Верно, она выступала в роли посредника между Богом и человеческим родом. По традиции она одета в ярко-синее одеяние, которое стоило очень дорого, учитывая количество лазурита, нужное для изготовления всего этого ультрамарина. Посмотрите на прекрасную вышивку золотом, украшающую драпировку. Перед нами множество декоративных поверхностей, и это характерная черта Сиенского стиля. Роспись создаёт впечатление утончённости и изысканности. Посмотрите на пелену, в которую завёрнут Христос. Как сквозь них просвечивает Его нога, какая восхитительная модуляция света и тени, здесь использовано настоящее кьяроскуро, а не простые золотистые оттенки. Это не более раннее произведение Чимабуэ. Это творение Дуччо — живописца, неуклонно, бережно и, очевидно, очень осознанно продвигающегося к созданию настоящего объёма. Драпировка, окутывающая Христа, мягко и красиво смоделирована. Посмотрите, как Христос тянет левой рукой край драпировки, взгляните на складки, образовавшиеся от движения его руки. Верно. А как смоделированы шея и подбородок Христа! Он просто трёхмерный, как те изображения, которые, создавали такие художники, как Джотто, также в начале 1300-х годов. А взгляните на лицо Христа, какое выражение осознанности и своего рода мудрости, проницательности. Кажется, он смотрит прямо на нас, и это взгляд сознательного взрослого человека. Ангелы поражают своей оживленностью. Некоторые смотрят на Деву Марию, некоторые — в сторону, некоторые — на нас; в этом есть некая неформальность. Это верно, причем она весьма неожиданная. Да, ожидаешь чего-то гораздо более упорядоченного, это всё-таки Силы Небесные. Это просто чудесно и даёт нам ощущение сложности. Я также заметила красивые завитки, из которых состоят крылья ангелов. Они почти становятся похожи на перья. Они дают объём, и крылья не выглядят плоскими. Если мы посмотрим вниз, на землю, мы увидим переход между троном и нашим пространством. Теперь вспомним, что в Средневековье соборы и храмы, как правило, не были полностью открыты для людей, по ним нельзя было пройти насквозь, как сейчас. Мирские люди, то есть обычные, светские, могли войти только в переднюю часть храма. Алтарная зона находится в задней части храма, и доступ в нее был открыт только для тех, кто был непосредственно связан с церковью. Интересно подумать о «Маэсте» в связи с этим. Это означало, что у публики был доступ только к стороне росписи, повествующей о Деве Марии. Посреднице между людьми и Богом. А более возвышенный, если так можно выразиться, сюжет был доступен монахам и священнику — тем, кто имел непосредственное отношение к церкви. Давайте обойдём композицию и посмотрим на панели, составляющие её заднюю часть.

Маэста, дуччо ди буонинсенья

«Маэста» (итал. maesta — величание) — алтарный образ, созданный в 1308-1311 г. по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья.

Наиболее значимое произведение подобного жанра, созданное в Италии, проложившее дорогу многим художественным открытиям Ренессанса.

«Маэста» — это итальянское название иконографического типа девы Марии «Похвала Богородицы», окруженной ангелами, поющими ей славу, который был распространен в XIII-XIV в. Другие известные «Маэсты»: кисти Симоне Мартини, Джотто (т.н. Мадонна Оньисанти).

Эта работа является единственным точно датированным и подписным произведением Дуччо. Первоначальная версия «Маэсты», созданная Дуччо в 1302 г. для Палаццо Публико, не сохранилась.

Коммуна города Сиена 9 октября 1308 г. заказала написать алтарь для главного собора. Ему выделили колоссальную сумму в 3000 золотых флоринов и взяли обещание написать работу полностью собственноручно, без использования подмастерий. Ни один художник до Дуччо не получал подобного вознаграждения за свою работу.

Алтарный образ — своими размерами превышающий почти все, что создавались до того времени, — был торжественно, при большом стечении народа установлен в Сиенском соборе 9 июня 1311 г. в главном алтаре, находящемся под куполом. В течение трёх последующих дней весь город праздновал это событие: во всех храмах звучали колокола, а нищим раздавалась милостыня. Это первый случай в истории искусства, когда произведение живописи становилось событием общественной жизни. Сам Дуччо был, по-видимому, весьма горд своей работой; он подписал у трона Девы Марии: «Святая Богородица, даруй мир Сиене и жизнь Дуччо, ибо это он написал Тебя так».

Образ оставался в соборе до 1711 г., когда он был разобран, поскольку не отвечал новым вкусам, и сложен на складе. Пятиметровая конструкция была распилена, причем некоторые из изображений были повреждены — например, лик Мадонны. Демонтаж также привел к том, что некоторые из элементов покинули собор, будучи проданными или же утерянными в неразберихе. Сегодня их можно увидеть в нескольких музеях вне Италии. Первоначальное обрамление картины также утрачено.

Частичная реставрация, которому мы обязаны сегодняшнему виду произведения, произошла в 1956 в римском Центральном реставрационном институте. В наши дни алтарный образ хранится в Музее Дель Опера Дель Дуомо — музее собора.

К моменту создания «Маэсты» живопись Италии находилась под очень сильным воздействием византийской иконописи. Это произведение явилось следующим шагом итальянского искусства по пути от иератических репрезентаций к большей реалистичности. Она стала первым и наиболее значимым памятником итальянской готической живописи, открытия которой, в свою очередь, привели к Ренессансным достижениям.

«Маэста» Джотто оказывала чрезывычано влияние на развитие сиенской школы живописи последующей эпохи.

Дуччо использует равномерное освещение. Стоит отметить более мягкую и естественную трактовку складок одеяний, натуралистичное изображение младенца.

Дуччо обладает умением вести занимательный лирический рассказ, который, в противоположность распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. Повествуя о жизни и страданиях Христа в многофигурных сценах оборотной стороны иконы, Дуччо пытается вводить в них реалистические и даже жанровые моменты, но не доводит их до конца, подчиняя все декоративному началу. Перспектива, как правило, везде отсутствует, фигуры лишены пластической ощутимости, нетвердо стоят на ногах, не обладают весомостью, в силу чего эти сцены не создают реального и

«Маэста» является двусторонним произведением, лицевая сторона которого посвящена Богородице, а обратная Иисусу. По развитости иконографической программы его можно сравнить с фресковыми циклами, украшавшими стены церквей.

Лицевая сторона.
На лицевой стороне основной панели изображена Богоматерь с младенцем, 12 ангелами и 19 святыми.

Мадонна сидит на мраморном троне с инкрустациями в стиле косматеско. На его подножии написано две молитвы: её просят даровать мир городу Сиена и славу нарисовавшему ее художнику Дуччо («MATER SCA DEI /SIS CAUSA SENIS REQUEI/ SIS DUCIO VITA/ ТЕ QUIA PINXIT ITA»). У самого трона с обеих сторон – по два ангела. С левой стороны среди прочих стоят Иоанн Евангелист (изображен как старик с бородой и книгой), апостол Павел со своим мечом, а последняя в ряду — Екатерина Александрийская с пальмовой ветвью. С правой стороны — Иоанн Креститель, апостол Петр (с книгой), последняя — святая Агнесса (держит медальон с агнцем).

В нижнем регистре изображены коленопреклоненными 4 покровителя города: епископ Ансанус, крестивший Сиену в 4-м веке, епископ Савин (с левой стороны), мученик Кресценциус, чьи останки покоятся в соборе с 1058 г., и Виктор, христианский солдат из Сирии, патрон Сиены с 1288. Второй ряд — ангелы, по шесть с каждой стороны. За троном – также ангелы.

В верхнем ярусе над головами святых и ангелов написаны полуфигуры оставшихся 10 апостолов.

Венчающий ряд этой стороны, согласно реконструкции, состоял из эпизодов Богородичного цикла.

Представляется, что алтарь имел завершение по верху в виде вимпергов и, возможно, пинаклей. В вимпергах, как считается, располагались еще 6 изображений ангелов, четыре из которых хранятся в Брюсселе, Филадельфии, Ниделандах и Массачучесе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: