Мадонна в скалах, леонардо да винчи - Тайны со всего мира

Мадонна в скалах, леонардо да винчи

La Vergine delle rocce. Леонардо да Винчи

«Мадонна в скалах» ( La Vergine delle rocce).Существует две почти одинаковых картины Леонардо да Винчи.Одна хранится в Лондоне,а другая в Лувре.

ПОЧЕМУ ЛЕОНАРДО НАРИСОВАЛ ДВЕ ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНЫ?

«Мадонну в скалах» заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Братья Амброджо и Еванджелиста да Предис поступили в подмастерья к нему. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.
ЛЕГЕНДА.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом — они возвращались из Египта, и Христос благословил его.

Посмотрев законченную в общих чертах «Мадонну в скалах», монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их, конечно, повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:
Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как «первый в святости» Иисус Христос?
Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало — двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,— поражением Леонардо.

Он написал еще один вариант «Мадонны в скалах» (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, затем попал к французскому королю Людовику XII и ныне хранится в Лувре.

«Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою — Сына, как будто желая соединить обоих — человека и Бога — в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.

По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить — только ползает. Но в лице Его — уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.
Сохранился эскиз к картине «Мадонна в скалах», где Леонардо да Винчи изобразил ангела.

Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты.

«Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере — глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, присосавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов.

Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, — Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли. »
(Дмитрий Мережковский (1865-1941) роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

«Мария, чей образ наделен большим человеческим обаянием, охраняет своего сына, над головой которого она простерла левую руку. Одновременно она придерживает правой рукой стоящего на коленях ребенка Иоанна, поклоняющегося Христу. Христос в ответ благословляет Иоанна, а ангел указывает на эту сцену, как бы вводя зрителя в картину.
Пожалуй, впервые в искусстве XV века фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. Несмотря на огромную точность в передаче деталей , пейзаж в целом воспринимается как нечто единое. Его острые кристаллы и синеватые пустынные просветы служат идеальным фоном и обрамлением для фигур: не отвлекая внимания от последних, они в то же время придают композиции картины замечательную цельность.

Хочется дополнить, что простертая рука Мадонны и голова ангела, с лебединой грацией повернутая в три четверти, написаны так, что, кажется, они разрывают замкнутое пространство картины, выпадают из плоскости холста, тем самым выводя сакральный, священный, относящийся к религиозному культу сюжет за рамки сакрального времени, приближая его к нам, погружая в наше земное время. И в этом эффекте сближения состояла эстетическая новизна и религиозная смелость картины Леонардо.

Две «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи — Мадонна в скалах — Лувр

Эту картину Леонардо называют ещё «Мадонна в гроте».
Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом «Мадонна в скалах». Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй — в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века? Это и многое другое — в описании картины да Винчи «Мадонна в скалах».

«Мадонна в скалах» да Винчи: одно название, две картины

В начале ХХ века в итальянских архивах обнаружен контракт, подписанный 25 апреля 1483 года. Одна из сторон в лице Леонардо да Винчи и еще двух художников — братьев Амброджио и Еванджелисты де Предисов — обязывалась выполнить заказ на написание алтарного образа для церкви Сан-Франческо Гранде, втором по величине после собора религиозном сооружении в Милане.

Срок окончания работ оговаривался конкретно: 4 декабря, через восемь месяцев, когда католики празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы (по григорианскому календарю). Вторая сторона — члены Братства Непорочного зачатия, куда входили представители наиболее уважаемых фамилий города — обязывалась выплатить художникам за выполненную работу 800 лир.

Но, как это довольно часто случалось с Леонардо, что-то пошло не так. Результат совершенно не соответствовал требованиям, прописанным в договоре. Так, на центральной панели заказчики ожидали увидеть Мадонну с Иисусом в окружении ангелов и двух пророков. А на боковых панелях — по четыре ангела с музыкальными инструментами, поющих хвалебные гимны.

Как можно видеть, из всех задумок клиентов Леонардо оставил одну: Мадонну с младенцем. Вместо сонма ангелов и пророков он изобразил еще одного младенца — Иоанна Крестителя, плюс архангела Уриила. Даже боковые панели, предположительно принадлежащие кисти Амброджио де Предиса, не соответствуют предписаниям: на них в музицировании упражняются лишь по одному ангелу вместо четырех. Стоит ли говорить, что и со сроками выполнения заказа да Винчи традиционно опоздал — года эдак на два?

Читайте также  Самые лучшие психологические триллеры: эти фильмы стоит посмотреть каждому

Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом «Мадонна в скалах». Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй — в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века?

Леонардо да Винчи — Мадонна в скалах — Лондонская Национальная галерея

Некоторые исследователи предполагают, что художник всего лишь решил продолжить работу над уже ранее начатой картиной, решив, что она вполне впишется в рамки, оговоренные братством. Либо же рассчитывал, что заказчики не в силах будут отвергнуть его шедевр, лишь единожды взглянув на него, несмотря на расхождения во взглядах.

Но он не учел, что алтарный образ — не просто картина, задуманная чтобы поразить воображение своей искусностью и красотой. Алтарь призван выполнять совершенно конкретные функции и в полной мере отражать догматы заказавшей его церковной общины.

Примечательно, что несмотря на тяжбу с братством, в результате которой Леонардо пришлось даже обращаться к своему влиятельному покровителю — миланскому герцогу Лодовико Сфорца, — чтобы таки взыскать с клиентов причитающийся ему гонорар, сюжет и действующие лица второй картины, которая все же займет полагающееся ей место в алтаре церкви Сан-Франческо Гранде в начале XVI века, будут практически идентичными (теперь эта версия в Лондоне).

Различия присутствуют в нюансах: видимо, пойдя на уступки, Леонардо сделал лики Мадонны, младенцев и архангела неотмирными, словно залитыми лунным сияниям, плюс дорисовал нимбы. Богоматерь на лондонской версии выглядит отстраненной, лица обоих младенцев — не по возрасту взрослыми; исчез загадочный указующий перст архангела Уриила.

Надо полагать, более холодная, серьезная и менее земная «Мадонна в скалах» больше соответствовала представлениям братства об алтарном образе и должным образом настраивала на молитвенное предстояние. Теплая, наполненная нежностью и пасторальным очарованием луврская версия выпадет из поля зрения вплоть до 1625 года. О её местонахождении и судьбе неизвестно ничего до момента, пока картина не засияла в королевской коллекции во Франции.

Живописец интересовался практически всеми сферами науки и естествознания. Он исследовал анатомию человека, животных, геологию, формы растительной жизни. Все это добавляло искусности и реализма его работам, благодаря чему растения, окружающие персонажей картины, легко идентифицируются.

В традиции религиозной живописи различным цветам часто присваивались определенные значения, и они редко появлялись на картинах случайным образом. Верующие хорошо владели словарем растительных символов, и для просвещенных считывать их не составляло большого труда.

Так, с правой стороны от лика Богоматери изображен водосбор, иначе именуемый «голубкой Святого Духа». Над ее правой рукой — подмаренник. «В английском языке это растение называют «постельной соломкой Богоматери» и традиционно ассоциируют с яслями, — сообщает историк Чарльз Николл. — У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом — розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей «Женщине с букетом цветов»).

Андреа дель Верроккьо — Женщина с букетом цветов

Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах. Акант — символ воскресения, поскольку ранней весной у него очень быстро отрастают блестящие зеленые листья. На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой. Мелкие красные пятнышки на желтых лепестках этого растения символизируют кровь святого Иоанна Крестителя».

Что касается топографических нюансов — скал и грота на заднем фоне — то их совершенство отметила профессиональный геолог и одновременно специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо, изучавшая картину в 1996 году. Ее вердикт мастерству да Винчи звучал так: «Геологический шедевр, в котором Леонардо с особой точностью воспроизводит сложные географические формации».

Основой для сюжета картины послужило жизнеописание Иоанна Крестителя, составленное в XV веке неким Доменико Кавалькой. В нем повествуется о том, что во время встречи младенцев Иоанна и Христа в пустыне, последний находился под покровительством архангела Уриила.

Что касается Иосифа, мужа Марии, Чарльз Николл в книге «Леонардо да Винчи. Загадки гения» отмечает, что его отсутствие не выглядит случайностью, поскольку на всех картинах с участием Святого семейства живописец исключает Иосифа. Так, на разных версиях «Мадонны с младенцем и святой Анной» Леонардо заменяет Иосифа бабушкой, матерью Марии. «Не нужно быть фрейдистом, чтобы почувствовать глубокую психологическую подоплеку подобного подхода», — пишет автор, намекая, вероятно, на особый статус Леонардо в семье отца, сера Пьеро, который принимал участие в его жизни, хоть и не признавал незаконнорожденного сына своим наследником.

Другой исследователь жизни и творчества да Винчи — писатель Росс Кинг — обращает внимание на женственность внешности ангела Уриила и считает, что моделью для его написания «почти наверняка служила женщина». Зато о том, кто был моделью для написания Мадонны, он не спешит делать выводы: «Впрочем, вопрос о половой принадлежности модели запутался еще сильнее, когда под слоем краски на другой работе Леонардо, лондонском варианте «Мадонны в скалах», был обнаружен ранее неизвестный рисунок. Это портрет Богоматери, и черты Ее в точности совпадают с чертами Филиппа из «Тайной вечери» — из этого можно заключить, что для образов Марии и апостола Леонардо использовал один и тот же набросок и одну и ту же модель. Вопрос о том, женщина это или мужчина, остается открытым».

Мадонна в скалах — Леонардо да Винчи

«Мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce — итал.) — название двух картин Леонардо да Винчи на один и тот же сюжет и практически не различающихся по композиции (за исключением двух внешне незначимых, но существенных деталей).

Одна из версий картины «Мадонна в скалах» находится в Лувре (Париж), другая — в Национальной галерее в Лондоне.

На обеих картинах изображены Мадонна и Младенец Христос с младенцем Иоанном Крестителем и ангелом в окружении скалистого пейзажа, что и обусловило название картин.

Существенные композиционные различия заключаются в изображении взгляда и правой руки ангела. Также между двумя версиями существует много незначительных, включая цвет, нюансы освещения, изображенную растительность и способ использования «сфумато» — техники, которую подарил миру да Винчи. Считается, что версия «Мадонны в скалах», хранящаяся в Лувре, была написана между 1483 и 1486 годами, а вторая (в Лондоне, создана позже. но до 1508 года).

Тем не менее, эти данные нельзя считать окончательными, и до сих пор специлисты выдвигают разные предположения относьтельно даты написания каждой их картин и того, какая из них была написана первой.

Желание проникнуть в самое сердце природы и разгадать все ее секреты, возможно, было главным стимулом Леонардо да Винчи во всем, что он делал.

Читайте также  Возрасты человека и смерть, ханс бальдунг (грин)

Вероятно, главный интерес в написании «Мадонны в скалах» состоял в том, чтобы, объединив все свои знание о ней, создать произведение сверхъестественное, способной, в определенном смысле, поспорить с самой природой.

Отметим, точно такой же позиции в творчестве впоследствии придерживался великий каталонский архитектор Антони Гауди, считавший себя «прилежным учеником природы», но вовсе не собиравшийся слепо копировать созданное ею.

«Мадонна в скалах» — картина, в которой Природа играет едва ли не доминирующую роль — и в то же время в роли окончательного творца здесь выступает именно Леонардо. В картине «Мадонна в скалах» художник, среди прочего, бросает вызов всем сложившимся в живописи канонам изображения природы.

Если другие художники укладывали природные объекты в «прокрустово ложе» своих художественных задач, распределяя их согласно заранее определенной ими схеме, Леонардо позволяет природе раскрыться во всей своей органической красе, изображая кадое растение, скалу или цветок с величайшей и скрупулезной точностью.

Эта «природная доминанта» картины «Мадонна в скалах» создает интересный эффект: изображенные в окружении буйства природы люди странным образом срастаются с ней в одно целое, утрачивая часть «человеческого», но полностью сохраняя «божественное».

В этом заключалась причина геиальности Леонардо: его мозг вовсе не предрасположен был следовать устоявшемуся и общепризнанному канону, но настойчиво стремился за грань уже познанного, что неизбежно приводило к новым и новым открытиям.

Кажется, что изображенный на картине грот никогда не был посещаем людьми — и в то же время персонажи картины выглядят в природносм окружении более, чем естественно и являются его неотъемлемой частью.

«Мадонна в скалах», которая находится в Лувре, считается большинством искусствоведов более ранней версией и датируется примерно 1483–1486 гг. Большинство авторитетов согласны с тем, что работа полностью принадлежит Леонардо. Эта версия примерно на 8 см выше лондонской версии.

Первое достоверное упоминание об этой картине относится к 1625 году, когда она находилась во французской королевской коллекции. Принято считать, что эта картина была написана по заказу 1483 года в Милане. Предполагается, что эта картина была продана Леонардо в частном порядке и что лондонская версия была написана позже, чтобы не сорвать выполнение заказа, за который уже было заплачено.

Существует ряд и других теорий, объясняющих существование двух картин. Так или иначе, «луврская» версия картины «Мадонна в скалах» считается прекрасным примером разработанной Леонардо техники «сфумато», знакомой каждому жителю планеты Земля по небезызвестной «Джоконде».

Очень похожая картина в Национальной галерее в Лондоне также приписывается Леонардо да Винчи и датируется до 1508 года. Первоначально предполагалось, что она была частично написана помощниками Леонардо, однако изучение картины во время недавней реставрации позволило эккспертам придти к однозначному убеждению, что бОльшая часть работы принадлежит Леонардо.

Эта версия «Мадонны в скалах» была написана для часовни Братства Непорочного зачатия в церкви Сан-Франческо Маджоре в Милане. Затем церковь продала ее, скорее всего, в 1781 году, а еще четыре года спустя, в 1785 году, «Мадонну в скалах» приобрел Гэвин Гамильтон, который привез картину в Англию.

Пройдя через различные собрания, в 1880 году она была куплена Национальная галерей, в коллекции которой находится по сей день.

Интересно, что «Мадонна в скалах» из Лувра упоминается в книге Дэна Брауна «Код да Винчи», где автор утверждает, что на картине, не младенец Иисус благословляет Иоанна Крестителя, а наоборот — ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю.

Представители Лувра назвали эту версию «натянутой», а эффект, вызванный книгой «Код да Винчи», — жалкими потугами придать книге вид исскуствоведческого исследования. В защиту Брауна скажем: он вовсе не претендовал на то, чтобы совершить революционное открытие в области исскуствоведения или теологии.

Воспользовавшись давно известными конспирологическими сведениями (на этот счет уже было опубликовано немало книг) Браун «упаковал» эти теории в обертку легкого увлекательного чтива, надеясь «хайпануть» и заработать на этом деньги — что ему, безусловно, удалось. Учитывая популярность книги и снятого по ней фильма «Код да Винчи» с Томом Хенксом, не следует сбраывать со счетов и популяризаторские заслуги книги и ее автора.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Я — фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Рубрики

  • Пером и кистью. (2753)
  • TV. Кино и Подмостки (1703)
  • Обо всем (1468)
  • Интересно (1010)
  • Кумиры (852)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (825)
  • Старый, добрый шлягер (806)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (739)
  • Истории (712)
  • Джаз,Рок,Блюз. (694)
  • Аудиоальбомы (691)
  • СуперStars (613)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (485)
  • Суперхит XX века (474)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (434)
  • «СССР» — ретро (385)
  • Бельканто (Любимые голоса) (293)
  • Культура, искусство, история (241)
  • Одесские истории (234)
  • Русский шансон (234)
  • Музыка на века (226)
  • Легенды русского шансона. (221)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (208)
  • Лирика романса (175)
  • Маленький ретро концерт (163)
  • Биографии (163)
  • История классики шансона (144)
  • Музыка ретро (113)
  • Песня.Романс (104)
  • Звезды русской эмиграции (86)
  • Мемориал (78)
  • Петр Лещенко (50)
  • шансон (41)
  • Литературный раздел (12)

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах

Мадонна в скалах (иногда встречается вариант «Мадонна в гроте») — название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины — создание только Леонардо, без участия учеников.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Лувр

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Лондонская национальная галерея

Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»:

«Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою — Сына, как будто желая соединить обоих — человека и Бога — в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить — только ползает. Но в лице Его — уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере — глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, — Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, — все, что ученый исследовал с «упрямою суровостью», пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, — художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания».

Читайте также  Какая икра самая вкусная (красная и пр.)

Сохранился эскиз к картине «Мадонна в скалах», где Леонардо да Винчи изобразил ангела:

Рубрики: Интересно

Метки: Леонардо да Винчи. Мадонна

Процитировано 8 раз
Понравилось: 12 пользователям

Мадонна в гроте

Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носит два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет.

На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил. Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария.

Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, — это Иоанн Креститель.

Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. С другой стороны от нее — младенец Иисус. Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша.

Над его головой простерла руку Дева Мария и поднял руку с вытянутым вперед пальцем сидящий позади него архангел Уриил.

Поскольку Леонардо сам точно не указал, кто есть кто из двоих младенцев, довольно трудно с абсолютной точностью установить, кто из них Иисус, а кто — Иоанн Креститель. Тем не менее принято считать, что младенец благословляющий — это Иисус, тогда как второй, несомненно, Иоанн. В пользу этого говорит и второй вариант картины, на котором сидящий справа от Девы Марии младенец держит длинный крест из тростника, с каким обычно изображают Иоанна Крестителя.

При объективном взгляде на картину представляется более вероятным, что молящийся младенец — Иисус, а не Иоанн Креститель, поскольку он сидит ближе к Деве Марии и находится под ее материнской защитой. Тогда вполне естественно, что второй ребенок — Иоанн Креститель, поскольку его опекает архангел Уриил. Неудивительно, что эта гипотеза приходится далеко не всем по вкусу, ибо, согласно ей, Иоанн Креститель играет в картине Леонардо более важную роль, чем Иисус. Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Это значит, что он был намного крупней.

Например, поведение двух младенцев вполне может отражать традицию тамплиеров, которые относились к Иоанну Крестителю с большим почтением, нежели к Иисусу. Достаточно любопытным представляется и жест Уриила, так же как и положение левой руки Девы Марии.

Кстати о руках: смотря на картину, трудно отрицать, что ее рука действительно угрожающе зависла над головой Иисуса. Кажется, что рука Уриеля защищает голову Иисуса от когтей Марии. И Уриель, прикрывая голову Иисуса, своим перстом указывает на шею Иоанна Крестителя, показывая, что ему отрубят голову.

Леонардо да Винчи хотел намекнуть, что младенец, находящийся ниже, — Иоанн Креститель, который, как пишется в Библии, был позднее обезглавлен.

Обратите внимание – Иисус сидит ниже Крестителя, и благословляет его снизу вверх. Обычно, тот кто благословляет, должен стоять во весь рост, а благословляемый стоит перед ним на коленях, склонив голову. Благословение должно идти сверху вниз, потому что так принято. Тут все наоборот.

Судя по всему, монашеское братство, заказавшее картину, указало художнику на недостаточно ясно выраженный христианский характер творения Леонардо. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре. Второй вариант картины сейчас хранится в лондонской Национальной галерее. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее, и им подрисованы нимбы.

Архангел Уриил не указывает пальцем на младенца справа от Девы Марии, который на этот раз держит крест Иоанна Крестителя. Возникает ощущение, что художник намеренно убрал все следы символизма, дабы избежать нареканий со стороны заказчиков.

Возможно, их недовольство вызвала когтистая лапа, которую Леонардо зачем-то изобразил в правом нижнем углу «первого варианта». Да и непропорционально большие ноги младенца Иисуса вызывают удивление. Сам Леонардо не считал нужным объяснять, какой смысл он хотел привнести в картину.

И в заключенье – эту картину, как и многие другие, у Леонардо заказывала церковь. И поскольку они хорошо платили, он конечно не мог нарисовать Иисусу рога и копыта. Поэтому он работал на грани фола.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: