Мадонна со святыми - алтарь сан-джоббе, джамбеллино - JEKATERINBURG.RU

Мадонна со святыми — алтарь сан-джоббе, джамбеллино

Мадонна со святыми — алтарь Сан-Джоббе — Джамбеллино

Бернард Бернсон назвал Джованни Беллини величайшим венецианским мастером XV столетия. Художник начал писать около 1449, а через десять лет уже встал во главе крупной мастерской. Ко времени, когда был создан алтарь для церкви Сан-Джоббе, его манера письма была уже сформировавшейся.

У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, — музицирующие ангелы. Их одеяния небесно-голубые, солнечно-желтые, цвета сочной зелени — отблескивают драгоценными переливами, движения, извлекающие небесные звуки, полны изящной гармонии и создают виртуальную окружность. Ее линии отзвуком расширяются до периферии огромной доски, вторятся круглой «розой» над головой Мадонны и вместе с абрисом свода, апсиды и балдахина звучат уже мощным аккордом.

Фигуры выполнены в натуральную величину. Беллини расположил двух обнаженных святых, Джоббе и Себастьяна, по флангам трона Марии, рядом с ними — святых Иоанна Крестителя, Доминика и Людовика Тулузского. Архитектура и декор апсиды, по крытой золотой смальтой, напоминают собор Сан-Марко. На золотом фоне ясно читаются слова: «Аве, чистый цветок девственного целомудрия».

Композиция была заказана художнику церковью Сан-Джоббе и Сан-Бернардино, что в Канареджо. Полагают, что это было связано с чумным мором 1478.

Похожие описания:

Мадонна луговая — Джованни (Джамбеллино) Беллини В центре композиции образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки.

Мадонна с ангелами и святыми (Маэста) — Дуччо ди Буонинсенья На лицевой стороне записанной с двух сторон доски изображена Мадонна в виде царицы Небесной и царицы Сиены. По обе стороны от нее — длинные торжественные.

Пьета со святыми. Алтарь Святого Георгия в Ферраре — Козимо Тура Живописец Раннего Возрождения, Козимо Тура был придворным художником дома д’Эсте, герцегов Феррары. Композиция «Пиета со святыми» является частью алтаря Святого Георгия в Ферраре. Пиета —.

Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми — Паоло Веронезе Это полотно Веронезе создал для главного алтаря церкви Сан-Себастьяно по заказу Елизаветы Соранцо. Мадонна с Младенцем сидит на облаках, как на троне. Ее окружают музицирующие.

Алтарь Сан Марко, или Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием — Сандро Боттичелли В конце 1480-х годов религиозные образы интимного, камерного плана сменяются в творчестве Боттичелли композициями масштабными, словно обращенными к более массовой аудитории. Если в 1484-1489 годах.

Мадонна с Младенцем и святыми — Джованни Беллини Большой алтарь работы Беллини для капеллы в северном крыле церкви Сан Дзаккария в Венеции был изготовлен в 1505 г. Подобная композиция — Святая Дева с.

Мадонна с младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом — Дирк Баутс Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом — произведение зрелого периода творчества мастера, но в нем отразились достоинства и недостатки Боутса. В.

Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином — Филиппо Липпи В зрелые годы творчества Липпи пишет полиптих для алтаря капеллы Барбадори в церкви Святого Духа во Флоренции. В этой работе он сумел соединить возвышенные, почти.

Мадонна с Младенцем и святыми Иеронимом и Домиником — Филиппино Липпи Филиппино Липпи — итальянский живописец эпохи Возрождения, мастер флорентийской школы, ученик Сандро Боттичелли, причем некоторые исследователи считают его талант более мощным. Этот алтарь был написан.

Мадонна с Младенцем и ангелами (Мадонна Оньисанти) — Джотто Этот большой алтарный образ Джотто, представляющий Богоматерь с Младенцем, которых окружают ангелы и святые, выполнен в традиции XI-XIII веков. Тогда итальянская живопись находилась под сильным.

Мадонна с ангелами и святыми (триптих Сан Джовенале) — Мазаччо Более 500 лет этот маленький алтарный образ оставался в деревенской церкви, всего в нескольких милях от места рождения Мазаччо. Но в 1961 году образ был.

Рождество (Алтарь Портинари). Правая створка — Хуго Гус На правой створке запечатлена жена Томмазо, Мария, с дочерью Маргаритой. Интересно, что у Марии Барончелли тот же самый головной убор, ожерелье и кольцо, как и.

Мадонна с Младенцем, святой Екатериной и святой Урсулой — Джованни Беллини В разработке этой темы, самой «обширной» в его творчестве, Беллини можно сравнить разве что с Рафаэлем. Время от времени он писал Богоматерь по заказам частных.

Мадонна Ручеллаи — Дуччо ди Буонинсенья 15 апреля 1285 г. община Марии флорентийской церкви Санта Мария Новелла поручила Дуччо написать большой образ Мадонны для их капеллы. В XVI в. эту картину.

Греческая мадонна — Джованни Беллини Картина Джованни Беллини «Греческая мадонна». Размер картины 82 x 62 см, дерево, темпера. Особая тема искусства Беллини — его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена.

Мадонна со святыми — Пьетро да Кортона Картина — «Мадонна со святыми», в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к.

Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми — Франческо Пармиджанино Картина Пармиджанино «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми». Размер картины 222 x 147 см, дерево, масло. Полное название картины — «Мадонна со святой Маргаритой.

Мадонна с Младенцем и святыми — Анджелико Фра Фра Анджелико первым из художников обратился к сюжету, ставшему впоследствии необыкновенно популярным; его суть: Богородица, Христос, ангелы и святые помещаются в единое пространстве. В готической.

Мадонна с Младенцем и святыми — Тициан Вечеллио Созданное Тицианом в середине жизни, когда он стал первым венецианским художником, это полотно является образцом его полнокровной, мощной, отмеченной богатым колоритом живописи. Оно было написано.

Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем — Андреа дель Сарто Перед вами — одна из немногих картин Андреа дель Сарто, находящихся в нашей стране. Тем приятнее, что эта работа, внешне очень простая и непритязательная, относится.

Благовещение (Алтарь Мероде) — Робер Кампен «Алтарь Мероде», названный так по фамилии долго владевшего им семейства, сначала приписывался Рогиру ван дер Вейдену, потом — мастеру из Флемаля, которого позже отождествили с.

Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми — Рогир ван дер Вейден Еще при жизни Рогира ван дер Вейдена его работы стали широко известны в Италии. Среди заказчиков его было много знатных и богатых итальянцев. По некоторым.

Мадонна каноника ван дер Пале — Ян ван Эйк Эта картина — крупнейшее произведение ван Эйка после Гентского алтаря. И вновь ощущение реальности в передаче пространства, света и предметов, а также эффект присутствия фигур.

Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором — Давид Герард Картина Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором написана художником около 1510 года. На самом деле сюжет работы — Мистическое обручение Святой Екатерины. На темном фоне.

Мадонна и младенец с благословлением — Джованни Беллини Картина живописца Джованни Беллини «Мадонна и младенец с благословлением». Размер картины 85 x 118 см, дерево, масло. «Мадонны» венецианского художника являются особой темой в творчестве.

Мадонна с Младенцем, Св. Григорием Великим и святыми — Питер Рубенс В конце 1606 г. Рубенсу поручено исполнение алтарного образа для римской церкви Санта Мария Валличелла, так называемой Кьеза Нуова. Для Кьеза Нуова Рубенс пишет большую.

Принесение во храм — Витторио Карпаччо Эта картина, предназначенная для церкви Сан-Джоббе, должна был соперничать с Мадонной со святыми» Джованни Беллини, написанной для той же церкви. Особенно любопытен здесь мальчик-лютнист, лихо.

Алтарь Барди — Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном, или Алтарь Барди. «В церкви Санто Спирито во Флоренции он расписал доску для капеллы Барди.

Мадонна с Младенцем — Джованни Беллини Джованни Беллини, как и Андреа Мантенья, считается наиболее значимым художником северной Италии XV в. Мастер, сформировавшийся в позднеготической среде, обнаружил необычный дар непрерывного совершенствования этого.

Алтарь Праздник четок — Альбрехт Дюрер К 1506-1507 годам относится вторая поездка Дюрера в Венецию. Прошедший Значительный путь творческих исканий, зрелый художник теперь мог более сознательно воспринять впечатления от искусства итальянского.

Гентский алтарь в закрытом состоянии — Ян ван Эйк В закрытом состоянии алтарь напоминает комнату над подземной часовней. В действительности он расположен над землей в замке с видом на город внизу. Благовещение имеет место.

Воскресение Христово с избранными святыми Один из излюбленных приемов средневековой иконописи — многорядность — связан в какой-то степени с месячными иконами. Он сохранил свое значение и в более позднее время.

Мадонна с Младенцем и Святыми Марией Магдалиной, Иоанном Крестителем, Козьмой, Дамианом, Франциском Ассизским и Екатериной Александрийской — Сандро Боттичелли Это наиболее ранняя из сохранившихся алтарных картин Боттичелли. Хотя ее иногда называли «Алтарем Кошертитак» , точное назначение картины неизвестно. Фигура Мадонны крупнее, чем все остальные.

Читайте также  Чудесный улов, рафаэль

Алтарь двух Иоаннов — Ганс Мемлинг Интересно, что Мемлинг, судя по документам, никогда не играл заметной роли в гильдии и не занимал никакого административного поста. Действительно, в отличие от Петруса Кристуса.

Озерная Мадонна — Джованни Беллини На картине представлена типичная венецианская терраса, выложенная разноцветными плитами и обнесенная по периметру мраморными перилами. На противоположном берегу реки, по мнению некоторых исследователей — Леты.

Алтарь св. Екатерины — Лукас Кранах Первым большим заказным произведением Кранаха, возникшим в 1506 г. для дворцовой церкви Виттенберга после его переселения в 1505 г. в резиденцию курфюрстов того времени Виттенберг.

Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами — Рафаэль Санти Хранящееся в Лондонской Национальной галерее Распятие с девой Марией, святыми и ангелами, или, как еще называют картину — Распятие Монд, написано Рафаэлем в 1503 году.

Алтарь двух Иоаннов. Правая створка — Ганс Мемлинг На правой створке — Иоанн Богослов на Патмосе. Изображения на капителях колонн над головами обоих святых на центральной части произведения — еще одна иллюстрация их.

Алтарь Паумгартнеров — Альбрехт Дюрер Триптих «Алтарь Паумгартнеров» был написан по заказу патрицианского семейства Паумгартнеров для одной из церквей в Нюрнберге. На центральной части его изображено «Рождество». Композиция причудливо совмещает.

Святой Георгий и дракон — Джованни Беллини Картина Джованни Беллини «Святой Георгий и дракон». Размер картины 40 x 36 см, дерево, масло. По-видимому, около 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где.

Галерея Академии Венеция (3 стр.)

Ладзаро Бастиани (1429–1512) Последнее причастие святого Иеронима 1470–1480. Холст, масло. 193×241

О происхождении и дате рождения Ладзаро Бастиани спорят исследователи. В его творчестве находят следы влияния Виварини, от Мантеньи он перенял любовь к изображению деталей античных архитектурных памятников, статных, похожих на статуи человеческих фигур. В 1449 живописец впервые упоминается как глава одной из крупных художественных мастерских Венеции. Его манера письма до такой степени напоминает работы раннего Джованни Беллини, что специалисты часто путали их авторство.

Эпизод подвижнической жизни одного из отцов церкви, святого Иеронима, изображен на масштабном полотне, которое долгое время приписывали Витторе Карпаччо. И лишь в 1900 исследователи Паолетти и Людвиг аргументированно доказали, что картина принадлежит кисти Бастиани. Но совершенно очевидно, что сам Карпаччо вдохновлялся его работами. В том числе и теми, что находились (как и «Последнее причастие…») в Скуоле (религиозно-профессиональном объединении) Святого Иеронима.

Скуола была выстроена рядом с церковью во имя святого и ризницей. Несмотря на то что это была так называемая малая скуола, ее члены желали сравняться со славой «больших» скуол — таких как братство Святого Марка, и даже Дворцом дожей. Поэтому они очень рано начали украшать свое пристанище работами именитых мастеров. (К сожалению, известные по описаниям росписи Беллини и Виварини не дошли до наших дней.) После аннулирования скуол некоторые картины оказались в Вене, столице Австро-Венгрии, и были возвращены в Италию только в 1919 после окончания Первой мировой войны. Так в Галерее Академии оказались и работы Бастиани.

Молящийся на коленях Иероним представлен в своей келье. Художник подробен в деталях: раскрытая книга и бич, повешенный на стену, раскрывают образ жизни и занятия подвижника и мудреца. Слабеющего святого поддерживает его друг и ученик Эвзсебий. В венецианской живописи Возрождения язычник часто изображался в мусульманской одежде. Реальная борьба Иеронима с ересью здесь представлена его встречей с мусульманином (в правой части полотна). В перспективе Иероним прогуливается, словно в садах Академа, ведя диспут уже с греческим философом.

Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1516) Мадонна со святыми. Алтарь Сан-Джоббе 1478–1488. Дерево, масло. 471×292

Бернард Бёрнсон назвал Джованни Беллини величайшим венецианским мастером XV столетия. Художник начал писать около 1449, а через десять лет уже встал во главе крупной мастерской. Ко времени, когда был создан алтарь для церкви Сан-Джоббе (святого Иова), его манера письма была уже сформировавшейся.

У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, — музицирующие ангелы (святой Иов считался одним из покровителей музыки). Их одеяния — небесно-голубые, солнечно-желтые, цвета сочной зелени — отблескивают драгоценными переливами, движения, извлекающие небесные звуки, полны изящной гармонии и создают виртуальную окружность. Ее линии отзвуком расширяются до периферии огромной доски, вторятся круглой «розой» над головой Мадонны и вместе с абрисом свода, апсиды и балдахина звучат уже мощным аккордом.

Фигуры выполнены в натуральную величину. Беллини расположил двух обнаженных святых, Джоббе и Себастьяна, по флангам трона Марии, рядом с ними — святых Иоанна Крестителя, Доминика и Людовика Тулузского. Архитектура и декор апсиды, покрытой золотой смальтой, напоминают собор Сан-Марко. На золотом фоне ясно читаются слова: «Аве, чистый цветок девственного целомудрия».

Композиция была заказана художнику церковью Сан-Джоббе и Сан-Бернардино, что в Канареджо. Полагают, что это было связано с чумным мором 1478.

Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1516) Мадонна с деревцами 1487. Дерево, масло. 71×58

Джованни Беллини был внебрачным сыном Якопо Беллини. Его первые художественные опыты совпали со временем пребывания в Падуе и Венеции «звезд» Раннего Возрождения — Паоло Учелло, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо и Донателло. И когда Венеция вступила в пору Высокого Возрождения, живописец стал одним из лидеров своего художественного поколения.

Представленная картина — первое датированное произведение Беллини. Мастера Возрождения с гордостью и полным правом подписывали свои работы, и на парапете у ног Младенца читается надпись: «IOANNES.BELLINUS.P.1487». Художник, как всегда, с особым поэтическим чувством создает утонченную гармонию в отношении человеческой фигуры и пейзажа, которому здесь отводится роль второго плана. И все же, как всегда у Беллини, в «говорящем» пейзаже два тоненьких деревца позади условного трона Мадонны напоминают тем, кто знаком с Ветхим Заветом, слова из Песни песней. А их соседство с иссохшими стволами символизирует «процветание» истинных Ветхого и Нового Заветов. Удивителен внимательный и печальный взгляд Матери на божественного Младенца, чья нежная плоть словно демонстрирует Его уязвимую человеческую природу.

Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1516) Мадонна с Младенцем и святыми. Около 1500. Дерево, масло. 107×58

Из темноты выступают фигуры Мадонны с Младенцем, святых Екатерины Александрийской и Марии Магдалины, озаряемые мистическим светом. Так как женские персонажи рядом с Богоматерью изображены без атрибутов, то их интерпретация основывается на укорененной иконографической традиции. Существует мнение, что в их образах выступают знатные венецианки, заказчицы Беллини. Замечательно отсвечивают жемчуга в волосах Екатерины и на роскошной отделке платья Магдалины. Благообразны и строги лица, однако их выражения смягчаются нежнейшей светотенью, аурой сфуматто (дымки). Известно, что именно в это время, в 1500, Венецию посетил Леонардо да Винчи, художник, «открывший» Высокое Возрождение, атмосферные и живописные эффекты «растворения» объемов в пространстве, особый лирический настрой. Впрочем, еще один образец для подобного рода композиций автор мог усмотреть у Антонелло да Мессины, который в последние годы жизни работал в Венеции, принеся сюда технику и образное влияние нидерландской живописи.

На протяжении всей своей творческой деятельности Беллини с равным успехом писал масштабные алтарные образы и камерные произведения, где религиозная идея сосредоточена в интимном «разговоре с Богом». Именно поэтому жанр данной деревянной панели определяют как нечто среднее между «Мадонной с Младенцем» и «Святым собеседованием». Иконография последнего предполагает символическое общение Христа или Богоматери с окружающими их святыми, «молчаливое собеседование».

Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1516) Пьета. Около 1505. Дерево, темпера. 65×87

Другое название произведения — «Пьета Дона далле Розе». Оно было выполнено по частному заказу для домашней молельни. В панорамной трактовке пейзажа, на фоне которого видна скорбно умолкнувшая Мать, оплакивающая Сына, исследователи видят влияние представителей северных школ и, в частности, Альбрехта Дюрера, дважды посещавшего Венецию. И, кроме того, — готической немецкой скульптуры, хорошо известной в Италии. Так как в зданиях на пейзажном фоне, с которым контрастирует треугольная монументальная композиция первого плана, различают палаццо делла Раджоне и фасад собора Виченцы, возведенного Андреа Палладио, возникло предположение, что заказчиками могли быть жители Виченцы. Впрочем, в пейзаже изображены и надвратная башня Кастелло, и река Наттис, протекающая в местности у города Чивидале, и равеннская колокольня Сан-Аполлинаре Нуово.

Вьюнок у головы Христа — символ божественной любви к роду человеческому, а здесь — Его жертвы. Мотив плюща продолжен во фрагменте со срубленным деревом. В Средневековье в связи с тем, что побеги этого растения часто обвивают мертвые деревья, возникла аллегория: «Non meis viribus» («Не сам вьющийся») — такое дерево явилось символом жизни души после смерти тела, как благо веры в Воскресение Христа.

Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1 516) Пьета. Фрагмент. Около 1505. Дерево, темпера. 65×87

  • искусство италии
  • венецианская школа

Алтарь Сан Джоббе. 1478-1488гг.

Дерево, масло.

Размеры:471-292см.

В коллекции с 1815г.Происходит из церкви Сан-Джоббе, Венеция.

Инв.№38

Предназначавшаяся сначала для венецианской церкви Сан Джоббе и Сан Бернардино в Каннареджо, картина изображает Мадонну на троне со святыми: слева- святой Франциск, Иоанн Креститель и Сан Джоббе, справа -святые Доминик,Себастьян и Людовик Тулузский. На ступеньке трона,внизу по центру, читается подпись художника. Иоаннес Беллинус,, . Алтарная доска была снабжена дугой, которую срезали на пятьдесят сантиметров в верхней части в период ( с 1814 по 1818г.), когда картины не было в церкви.Датировка алтаря остается противоречивой, хотя присутствие святых Себастьяна и Джоббе указывают на чумной мор 1478 года.Фигуры, выполненные в натуральную величину, расположены в соответствии с четкими геометрическими критериями : две группы святых по сторонам от трона располагаются по треугольной схеме, которую повторяют три музицирующих ангела, — возможно, это дань уважения святому Джоббе, покровителю музыки. Мадонна, несмотря на глубоко человечное выражение ее лица. изображена как византийская императрица, чего требовал язык эпохи Возрождения. Ниша, где сгруппированы действующие лица, напоминает интерьер базилики Сан Марко. В апсиде с позолоченной мозаикой начертано: ,,Аве, чистый цветок девственного целомудрия,, .Серафимы провозглашают . Здравствуй, о благодатная,, Пилястры повторяют мотивы, высеченные на алтаре свода церкви Сан Джоббе, подчеркивая тем самым ощущение глубины пространства. На самой алтарной доске отсутствует первоначальное архитектурное обрамление, которое Беллини воссоздал средствами живописи, стремясь добиться оптической иллюзии, будто картина является капеллой в стене церкви. Рядом со святым Франциском находится святой Людовик Тулузский , узнаваемый по епископскому одеянию поверх монашеской рясы-эта деталь объясняется его принадлежностью к ордену францисканцев, к которому в то время относилась и церковь Сан Джоббе.Св. Доминик изображен в знак уважения другого большого ордена, приверженцем которого являлся художник, а Иоанн Креститель, очевидно, был покровителем заказчика.

Мадонна с деревцами. 1487г.

Подписана и датирована.

Дерево, масло.

Размеры:71-58 см.

Подарок Джироламо Контарини, 1838 г.

Инв.№596

Это одна из самых значительных, выполненных художником по частному заказу работ ,где чарующая гармония между природой и человеком предстает во всем своем великолепии.Тонкость рисунка подчеркивает невинную красоту Девы, чья фронтальная поза торжественна и неподвижна, но глубоко человечна. Две тонкие полоски пейзажа с заснеженными горами вдали пронизаны светлой атмосферой, которая придает Мадонне и Младенцу земное величие.Иисус поставил ножки одна на другую, так, как это будет на кресте, а нежность его плоти словно подчеркивает его человеческую природу и реальность будущих страданий.Несмотря на многотрудную и спорную реставрацию в начале 20в.,повредившую поверхностный слой картины, что, в частности, видно на белом нагруднике Девы, ,,Мадонна с деревцами,, остается благодаря жесту, которым Мария поддерживает и одновременно защищает свое дитя, одним из самых трогательных и захватывающих образов. Черный тополь(справа) считается кладбищенским деревом и предсказывает Страсти Иисуса, а серебристый тополь ( слева) является символом спасения , т. к. с древних времен верили, что его листья исцеляют от укусов змей.

Мадонна с младенцем между святыми Екатериной и Марией Магдалиной. Около 1500 г.

Дерево, масло.

Размеры: 58-107 см.

по завещанию Марии Феличиты Бертран, вдовы графа Бернардино Ренье, в 1850 г.

Инв.№ 613

Следующая работа,один из наиболее совершенных образцов творческой зрелости Джованни Беллини, изображает Мадонну с Младенцем в окружении двух святых: Екатерины Александрийской и Магдалины, которые предстают перед нами без своих традиционных атрибутов.Три прелестные фигуры словно выходят из глубины фона; падающий на нежные лица свет делает их почти осязаемыми, мягко рассеиваясь на темных одеяниях.Такое соотношение между фигурами и фоном, несомненно,результат знакомства автора с работами Леонардо, который именно в 1500г. находился в Венеции.Иконографическая постановка картины необычна: Беллини открывает новый художественный жанр — нечто среднее между изображением Мадонны с Младенцем и Святым собеседованием. Новаторство художника отчасти можно объяснить желанием рафинированного аристократа-заказчика , стремившегося иметь произведение, которое не повторяло бы установившихся классических канонов.Наряду с заказчиками, для которых Беллини писал Мадонну в традиционной манере, были и такие, которые поощряли поиск новых иконографических форм.

Голова Спасителя. Картуш. Около 1500-1502 гг.

Дерево, масло.

Размеры:33-22 cм.

Подарок Джироламо Контарини, 1838 г.

Инв.№87

Мадонна с младенцем и святыми Павлом и Георгием.Около 1490 г.

Дерево, масло.

Размеры:65-88 см.

По завещанию Марии Фелиситы Бертран, вдовы графа Бернардино Ренье в 1850 г.

Мадонна на троне поклоняется спящему Младенцу.

Дерево, масло.

Размеры:120-63 см.

Приобретение после наполеоновских подавлений, 1812 г.

Мадонна с Младенцем на ногах (Мадонна Контарини).

Дерево, масло.

Размеры:78-60 см.

Подарок Джироламо Контарини, 1838 г.

Мадонна с благословляющим младенцем.

Дерево, масло.

Размеры:79-63 см.

Мадонна со святыми — алтарь сан-джоббе, джамбеллино

Исследователь итальянского Возрождения В. Н. Лазарев характеризует творчество делла Франческа как чуждое драматизма и динамики: «Проникнутое спокойным и эпическим духом, его искусство настолько объективно и эпично, что почти не оставляет места для субъективного толкования… Подобно подлинно эпическому искусству, оно глубоко имперсонально. Художник скрывается за своим творением, но благодаря совершенству и органичности этого творения последнее кажется тем созданием „второй природы“, о котором мечтал Леонардо».

Читайте также  Мадемуазель дио за фортепиано, тулуз-лотрек, 1890

О Борго Сан-Сеполькро, в котором родился художник, в этой работе делла Франческа «рассказал» не только надписью на срезанном стволе дерева с установленным на нем крестом («Сделано Пьетро из Борго Сан-Сеполькро»), но и видом городка центральной Италии в долине Тибра на заднем плане.

Косме (Козимо) Тура, придворный живописец феррарских герцогов д’Эсте, оказал сильное влияние на феррарских живописцев, украшавших вместе с ним резиденцию правителей — Палаццо Скифанойя. Содержание росписей в ней наполнено астрологическими символами.

Работа «Мадонна со спящим Младенцем» получила второе наименование — «Мадонна знаков зодиака». И действительно, фигуру Марии словно ореолом окружает «лента» с изображением звездных символов. Они прописаны в основном тонкими золотыми абрисами, иногда видны фигурки (Водолея, Девы, Рыбы, Стрельца), однако «абстрактный» колорит делает их бесплотными. Справа рисунки совсем стерлись.

Изображение спящего Младенца было популярным иконографическим мотивом и намекало на будущую смерть Иисуса. Композиция необычна иллюзорно-чувственным изображением гроздей красного винограда (символ крови Спасителя, Его жертвы) и щеглов (птица, символ Христа, уничтожающая мух — нечисть, грехи, своим латинским наименованием «carduelis» отсылающая к корню «cardo» — «репейник», намекающему на шипы тернового венца).

О происхождении и дате рождения Ладзаро Бастиани спорят исследователи. В его творчестве находят следы влияния Виварини, от Мантеньи он перенял любовь к изображению деталей античных архитектурных памятников, статных, похожих на статуи человеческих фигур. В 1449 живописец впервые упоминается как глава одной из крупных художественных мастерских Венеции. Его манера письма до такой степени напоминает работы раннего Джованни Беллини, что специалисты часто путали их авторство.

Эпизод подвижнической жизни одного из отцов церкви, святого Иеронима, изображен на масштабном полотне, которое долгое время приписывали Витторе Карпаччо. И лишь в 1900 исследователи Паолетти и Людвиг аргументированно доказали, что картина принадлежит кисти Бастиани. Но совершенно очевидно, что сам Карпаччо вдохновлялся его работами. В том числе и теми, что находились (как и «Последнее причастие…») в Скуоле (религиозно-профессиональном объединении) Святого Иеронима.

Скуола была выстроена рядом с церковью во имя святого и ризницей. Несмотря на то что это была так называемая малая скуола, ее члены желали сравняться со славой «больших» скуол — таких как братство Святого Марка, и даже Дворцом дожей. Поэтому они очень рано начали украшать свое пристанище работами именитых мастеров. (К сожалению, известные по описаниям росписи Беллини и Виварини не дошли до наших дней.) После аннулирования скуол некоторые картины оказались в Вене, столице Австро-Венгрии, и были возвращены в Италию только в 1919 после окончания Первой мировой войны. Так в Галерее Академии оказались и работы Бастиани.

Молящийся на коленях Иероним представлен в своей келье. Художник подробен в деталях: раскрытая книга и бич, повешенный на стену, раскрывают образ жизни и занятия подвижника и мудреца. Слабеющего святого поддерживает его друг и ученик Эвзсебий. В венецианской живописи Возрождения язычник часто изображался в мусульманской одежде. Реальная борьба Иеронима с ересью здесь представлена его встречей с мусульманином (в правой части полотна). В перспективе Иероним прогуливается, словно в садах Академа, ведя диспут уже с греческим философом.

«Мадонны» Джованни Беллини

На образы Девы Марии, созданные венецианским художником Джованни Беллини, можно смотреть бесконечно. Что-то есть в них чарующее, какое-то завораживающее, удивительно равновесное состояние между явью и сном. Разные по композициям, по количеству сопровождающих персонажей, по наличию или отсутствию пейзажного фона, все эти произведения Беллини объединяет задумчивый, печальный, погруженный в себя образ Богородицы.

Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Венецианский мастер создал целую серию картин с изображением Святой Марии с младенцем Иисусом — от совсем небольших по размерам произведений, предназначенных для частных капелл, до огромных алтарных композиций. В ранних его произведениях прослеживается влияние византийской живописи с ее величавостью, одухотворенностью и каноничностью, фламандской живописи с ее натурализмом и вниманием к деталям, а также влияние Андреа Мантеньи с его жесткими архитектоническими композициями и линеарной манерой письма. Но Беллини даже уже в свои первые работы привносит элемент нежного взаимоотношения матери и ребенка, создавая живые, поэтические образы. Человечность, особое внимание к подлинным человеческим чувствам людей пронизывает все картины Беллини.

Кроме того, Джованни Беллини стоит у истоков так называемой венецианской школы живописи, отличающейся особым ощущением цвета, звучностью и яркостью красок, насыщенностью цветовой палитры, унаследованной от традиции византийских мозаик собора Сан-Марко. «Джованни Беллини стал смотреть на все окружающее другими глазами; в отличие от линеарной и пластической я назову его манеру видения — живописной, — писал известный историк искусства начала XXстолетия Бернард Беренсон. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. До него колорит считался простым орнаментальным украшением, лишь дополнившим реальные изобразительные средства, которые в XIVвеке выражались линией, а в XV— линией, снабженной светом и тенью. Начиная с Беллини, краска стала для живописца главным, если не единственным средством художественного выражения. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный».

Первые образы Мадонны Беллини пишет в 50 — 60-е годы XV века. Шедевр раннего творчества — «Греческая Мадонна» из Галереи Брера (Милан).

Джованни Беллини. Греческая Мадонна. 1450-1460. Гелерея Брера. Милан

Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Отстраненность, бесстрастность, одухотворенная величественность лика Святой Марии на картине Беллини — несомненное влияние византийского наследия. Достаточно вспомнить удивительный мозаичный византийский образ Мадонны Одигитрии из апсиды собора Санта-Мария-Ассунта на венецианском острове Торчелло. А четкость рисунка, изломанные складки драпировок, жесткая архитектоничность композиции, холодное цветовое решение — это отголоски творчества Андреа Мантеньи, родственника Джованни Беллини.

В 1478 — 1480-х годах Беллини пишет «Мадонну с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Святого Иова. Этот алтарный образ Сан-Джоббе в настоящий момент находится в Галерее Академии Венеции.

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем и шестью святыми. 1478-1480. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. Галерея Академии, Венеция

Францисканский храм заказал Беллини образ, прославляющий Святую Марию — заступницу Венеции, в знак избавления города от чумы. У трона с восседающей Мадонной художник изобразил святого Франциска, Иоанна Крестителя, Святого Иова, Святого Доминика, Святого Себастьяна и Святого Людовика Тулузского. Внизу, у подножия трона, три ангела играют на музыкальных инструментах.

Джованни Беллини. Ангелы у трона. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. 1478-1480. Галерея Академии, Венеция

Композиция Святого собеседования с изображением Богородицы в окружении группы святых появилась в изобразительном искусстве в XV веке. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Святые объединены общим действом, общим чувством. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Беллини создает иллюзорное пространство с изображением словно продолжающейся в перспективе архитектуры храма с кессонным сводом, глубокой нишей и боковыми пилястрами, повторяющими реальные пилястры церкви. Фигуры величественны и монументальны, и в то же время проникновенно человечны. Эта лиричность, появившаяся в искусстве Беллини, связана с отходом от сухой, линеарной живописи Мантеньи, использованием цвета, как главного средства формообразования. В результате чего появляется мягкость и плавность контуров, и фигуры словно окутываются дымкой.

Читайте также  Степь с чумаками вечером, саврасов, 1854

Особым умиротворением отличается «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара (Бергамо), написанная мастером в 1483 году.

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Академия Каррара, Бергамо

В этом произведении и следа уже нет от византийских образов воинственной, несокрушимой Богоматери-заступницы. Перед нами поэтический образ женщины-матери, сочетающей земную красоту с одухотворенным целомудрием. Кроме того, в картине появляется лирический пейзаж с открывающимися далями и пленительными подробностями человеческой жизни.

Поиски способов передачи глубины и создания иллюзии расширяющегося пространства находят свое отражение в триптихе из венецианской церкви Санта-Мария-дей-Фрари, созданном художником в 1488 году.

Джованни Беллини. Триптих. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

В центре композиции — Мадонна с младенцем на троне, у подножия которого играют на музыкальных инструментах два ангелочка, слева и справа в отдельных створках триптиха — Святой Николай, Святой Петр, Святой Марк и Святой Бенедикт. Художник изобразил Деву Марию в нише, на золотом своде которой написаны слова: «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» («Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению»).

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Часть триптиха. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция

Благодаря изображению архитектурных элементов, приемам живописного построения светотени и особому колористическому решению создается ощущение глубины, иллюзия трехмерного пространства.

Переломный этап в творчестве Джованни Беллини — «Мадонна с младенцем, Святым Марком, Святым Августином и преклоненным Агостино Барбариго» 1488 года из церкви Сан-Пьетро-Мартире (Мурано).

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго. 1488. Церковь Сан Пьетро Мартире, Мурано

Здесь, во-первых, к традиционной композиции Святого собеседования добавляется лирический пейзаж. Во-вторых, это одно из первых произведений, где мастер работает в области тональной живописи, основанной на тончайших переходах цвета. Постепенным накладыванием тона на тон достигается пластический эффект и мягкий переход от фигур персонажей к миру, их окружающему. Цвет в полной мере становится не только элементом, образующим объемы, но и средством формирования пространства.

Какой поэтичностью и удивительной нежностью отличается картина «Мадонна на лугу»! Она была написана в 1505 году, и в настоящий момент находится в Национальной галерее Лондона.

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. 1505. Национальная галерея, Лондон

Изображение Мадонны с младенцем посреди природы у Беллини — символ материнства, олицетворение новой жизни. Золотистым мягким ровным светом пронизан пейзаж — поле с пасущимся скотом, город с башнями, распускающиеся деревья, бескрайнее небо с белыми облаками, вершины гор на горизонте.

Джованни Беллини. Мадонна на лугу. Детали. 1505. Национальная галерея, Лондон

Безмятежность, тишина и спокойствие этого мира согласуется с задумчивой меланхолией, лирической созерцательностью Девы Марии. Абсолютно чарующий образ!

Вершина творчества Джованни Беллини — алтарная картина из церкви Сан-Дзаккария в Венеции 1505 года. Наполеон был настолько заворожен этой картиной, что в 1797 году увез её с собой в Париж. Спустя десятилетия это произведение Беллини вернулось в Венецию. Картина действительно изумительна! Композиция повторяет в общих чертах знаменитый алтарный образ Сан-Джоббе.

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция

Мадонна располагается в центре, восседая на троне, в окружении святых: Петра, Екатерины, Лючии и Иеронима. Апсида, в которой расположились Мадонна с младенцем и святыми, визуально продолжает пространство храма. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.

Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. Деталь. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция.

Богородица представляет младенца зрителям с каким-то умиротворенным любованием. Мать и сын не смотрят друг на друга. Но их взаимосвязь подчеркнута жестами. Ладонь левой руки Мадонны следует за стопой младенца, но не касается ножки, оставляя между рукой и пальчиками стопы крошечный зазор. Это едва различимое пространство создает магическое поле невероятной нежности и любви.

Живописные поэтические образы Святой Марии с младенцем Иисусом великого венецианца Джованни Беллини — это такие своего рода «окна в вечность», постигая метафорический язык которых, погружаешься в удивительно равновесное состояние созерцательной молитвенности.

Автор:

Историк искусства, художественный критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Занимается исследованиями в области истории христианского искусства. Сферы интересов: историко-художественное наследие итальянской культуры, цистерцианская архитектура, история и культура цистерцианских, картезианских и бенедиктинских монастырей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: