Мадонна с младенцем (мадонна литта) - леонардо да винчи - JEKATERINBURG.RU

Мадонна с младенцем (мадонна литта) — леонардо да винчи

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его — творения Божии. Какой клавиши ни.

Ганс Гольбейн (Младший) ( 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из вел.

из интернета)) Серия сообщений «Бохо»: Часть 1 — Стиль бохо для детей.Част.

При насморке и кашле (ПОЛЕЗНО (может пригодится) В вложении в pdf) .

Все эти животные были взяты из приютов. Из никому не нужных изгоев они превратились.

Метки

Рубрики

  • Кулинария (4710)
  • Сладкая выпечка (643)
  • Закуски, салаты (521)
  • Погребок (468)
  • Несладкая выпечка (320)
  • Блюда из овощей, гарниры (315)
  • Десерты, сладости (302)
  • Печенье, пирожные, вафли (300)
  • Тесто, хлеб (293)
  • Праздничная выпечка (220)
  • По-быстрому (219)
  • Праздничный стол (217)
  • Блюда из мяса и птицы (209)
  • Запеканка, паштет, пудинг, омлет (206)
  • Соусы, заправки, маринады, специи, приправы (191)
  • Здоровое питание (177)
  • Готовим из фарша (171)
  • Пельмени, хинкали, вареники, лазаньи, клёцки (132)
  • Супы (127)
  • Рыбные блюда (127)
  • Напитки (124)
  • Кулинарные советы (106)
  • Яблочная выпечка (102)
  • Базовые блюда, кухни разных народов (101)
  • Бутерброды, гренки, сэндвичи, лепёшки (97)
  • Кулинарный креатив (97)
  • Блины, оладьи (96)
  • Молочное (94)
  • Творожная выпечка (87)
  • Шоколадная выпечка (84)
  • Сборная солянка (66)
  • Цеппелины, колдуны и прочие зразы (39)
  • Из грибов (35)
  • Морковное (33)
  • Мангал (31)
  • Куда бы это засунуть. (31)
  • Кремы, глазури, помадки (20)
  • Каши, макароны (20)
  • Горшочек, вари. (11)
  • Джейми Оливер (6)
  • Дела шитейские (1172)
  • Будем здоровы (1158)
  • Гимнастика (121)
  • Дача, сад, огород, комнатные растения (973)
  • Своими руками (605)
  • Украшения, аксессуары (236)
  • Card making (31)
  • Уход за собой (581)
  • Тёплый дом (429)
  • МК (424)
  • Барахолка, из старого — новое (405)
  • Бохо (404)
  • Дизайн, декор, арт (395)
  • Картинки, фото, видео, кино, музыка (353)
  • Советы по хозяйству (318)
  • Это интересно (288)
  • Живопись, графика, архитектура (284)
  • Городской пейзаж, дворики (24)
  • Животные (264)
  • Лоскутки (203)
  • Путешествуем и любуемся (194)
  • Делаем к празднику (181)
  • Декупаж, кракелюр, состаривание, другие техники (168)
  • Люди из прошлого (163)
  • Винтаж (156)
  • Ретро (39)
  • Пригодится (135)
  • Вдохновляющие вещи (125)
  • Политика, история, экономика (115)
  • Смешно. по-моему. (91)
  • Похудеть бы. (87)
  • Байки, рассказы, наброски, цитаты (66)
  • Стиль, история моды (63)
  • Уроки творчества (60)
  • Планета Земля (59)
  • Современники (58)
  • Психология, отношения (50)
  • Неуверенному пользователю (41)
  • Английский и т.д. (32)
  • Русский язык (27)
  • Модерн (10)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

История одной картины. «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи.


Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта), 1490 — 1491г, холст, темпера. 42×33 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ.

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме – на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

История и описание картины да Винчи «Мадонна Литта»

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» является одной из самых узнаваемых работ художника. На ней изображена Богоматерь, кормящая грудью своего Божественного младенца. История этой картины, как и многих других полотен да Винчи, была долгое время окутана тайнами и вызывала споры об авторстве.

Читайте также  Моисей со скрижалями закона, гвидо рени

История создания картины

Картина была написана приблизительно в 1490—1491 г., точный период её создания неизвестен. Вероятнее всего, «Мадонна Литта» Леонардо была написана в период проживания художника в Милане. Есть также предположения, что да Винчи писал картину, находясь в Риме.

Первое название работы – «Мадонна с младенцем», однако позже её переименовали в «Мадонну Литту» в честь семьи итальянских владельцев по фамилии Литта, у которых полотно хранилось на протяжении почти всего XIX века.

В 1864 году герцог Литта отправил письму императору Российской империи, Александру III, о намерении продать четыре картины, среди них была и «Мадонна с младенцем» да Винчи.

Гедеонов, директор Эрмитажа, привез из Италии этот шедевр мировой живописи. В самой Европе к этой новости отнеслись весьма болезненно, ведь картину отправили в такую далекую страну – Россию… А вот эскиз лица Богоматери остался в Европе, и сегодня он находится в Лувре (Франция).

Стоит отметить, что такой библейский сюжет, как Богоматерь с младенцем на руках, Леонардо изображал очень часто. Его биографы связывают это с тем, что он сам с трех лет был разлучен со своей матерью-крестьянкой. Отец художника был знатного происхождения и изъявил желание растить сына сам, забрав ребенка у его родной матери. Возможно, из-за этого травмирующего факта биографии для да Винчи образ матери всегда являлся сакральным, непостижимым и бесконечно любящим.

Из-за некоторых отличных друг от друга художественных особенностей картины среди искусствоведов распространено мнение, что автором «Мадонны» является вовсе не Леонардо да Винчи, а один из его учеников. При этом не вызывает сомнений то, что лицо Богоматери нарисовал сам Леонардо. А вот отдельные детали вызвали сомнения. Например, одежда Мадонны изображена будто бы не до конца и даже немного грубо, что не было характерно для живописи той эпохи. Ведь тогда художники прорисовали каждую досконально складочку.

Иного мнения придерживаются другие исследователи. Они считают, что такое разнообразие художественных приёмов допущено автором умышленно: одни детали он стремился подчеркнуть, а другим умышленно придавал косвенное значение и указал на их второстепенность.

Описание «Мадонны Литты»

Приступим к детальному описанию бессмертного полотна да Винчи.

Фоновый горный пейзаж выполнен в голубых тонах, что роднит «Мадонну» с другой картиной Леонардо «Тайная вечеря». Свет на фигуру Христа и на его апостолов также падает слева, как и на Богоматерь с младенцем. Несмотря на то, что за основу взят библейский мотив, образы Богоматери и младенца очеловечены и не лишены эмоций.

В лице Мадонны читается нежность, трепет и радость, с которыми она смотрит на своего Божественного сына. Здесь показана её материнская человеческая сторона. Внимательный и пристальный взгляд ребенка серьезен не по годам, он направлен прямо на зрителя. От этого создается впечатление присутствия и приближенности героев к зрителю. Младенец словно устанавливает контакт и приглашает в свой мир.

Черты лица Богоматери выполнены в традиционном стиле да Винчи: овальный тип лица с высоким лбом, нос немного удлинен и, конечно, присутствует коронная «леонардовская» улыбка – еле уловимая и загадочная.

Художественные особенности картины

Если внимательно разглядеть на картину, то мы увидим множество интересных деталей, которые не бросаются в глаза.

На одеянии Мадонны видно для разреза для груди. Один из них зашит, другой же, с правой стороны, разорван специально для кормления дитя. Возможно, ребенок уже был отучен брать грудь матери, однако она не устояла перед его плачем, и ей пришлось разорвать швы на своём платье.

Доподлинно известно, что женщины знатного рода уже в начале XIV века переставали кормить своих детей грудью, нанимая для этого кормилиц. В том же веке да Винчи и другие художники начинают идеализировать образ самостоятельно кормящей матери. Поэтому разорванные швы на платье символизируют некое милосердие по отношению к своему ребенку и самоотдачу.

В левой руке младенца маленький птенец — щегол, являющийся символом чистой христианской души.

Еще одна занятная деталь – это улыбка на лице Мадонны, которой на самом деле нет. У уголка губ падает тень, отчего создается иллюзию улыбки.

Также стоит обратить внимание на отсутствие нимбов матери и младенца. Да Винчи хотел показать именно человеческую сторону Богоматери и её Божьего сына, а не сверхъестественную. Леонардо можно считать истинным гуманистом, для которого человеческое начало (даже для святых) было основополагающим.

«Мадонна с младенцем» Леонардо или «Мадонна Литта» — картина, воспевающая материнство и определяющая его как одну из самых важнейших ценностей в жизни человека. Каждый смотрящий на это бессмертное полотно Леонардо, увидит в нем что-то свое, очень близкое, родное и умиротворенное.

Мона Лиза, Вечный шедевр Да Винчи

«Благовещение» Леонардо да Винчи: история и описание шедевра

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Необычные детали шедевра

Мадонна Литта (1491). Любящая мать держит своё дитя. Который сосет грудь. Дева Мария красива. Младенец поразительно похож на мать. Серьёзным взглядом он смотрит на нас.

Картина небольшая, всего 42 x 33 см. Но она поражает своей монументальностью. Маленькое пространство картины вмещает в себя что-то очень важное. Чувство, что присутствуешь при событии, которое не подвластно времени.

Эта картина отличается не только величественностью. Но и своими деталями.

Обратили ли вы внимание, что младенец держит птичку в руке? Что вырезы для кормления на платье Мадонны были зашиты. И в спешке один из них был распорот? Заметили ли вы, как необычно освещаются герои? И почему Леонардо не проработал всех деталей картины?

У Леонардо да Винчи нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет свой смысл. Его картины важно “читать”. Этим мы сейчас и займёмся.

1. Освещение на картине, как на фреске “Тайная вечеря”

Мадонна стоит на фоне двух арочных окон. Через которые виднеется пейзаж. Голубые горные хребты и небо. Но функции освещения эти окна не несут. На Мадонну падает свет от неяркого источника откуда-то спереди слева.

Подобное освещение Леонардо уже однажды использовал в другом своём шедевре. В “Тайной вечери” .

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Здесь мы тоже видим голубой горный пейзаж. Свет падает на фигуры Христа и апостолов также откуда-то слева. Как будто из окон трапезной монастыря, в которой находится роспись. Леонардо создал такую иллюзию, чтобы фреска гармонично вписывалась в пространство.

Возможно, того же эффекта он добивался и в “Мадонне Литта”. С учётом помещения, в котором она должна была висеть.

2. Леонардо НЕ проработал все детали картины

Обратите внимание, как тщательно проработаны лица героев на картине. При этом плащ Мадонны написан грубее. Вспомните, как прорисовывали каждую складку художники Эпохи Возрождения . Не удивительно, что возникли домыслы.

Якобы Леонардо в очередной раз не хватило терпения завершить работу. Еще до сих пор популярна версия, что ему помогал кто-то из учеников. Лица написал Леонардо. А вот все остальное, худшего качества, написал другой человек.

Читайте также  Рисунок "витрувианский человек", леонардо да винчи - описание

Я уверена, что работа принадлежит полностью кисти Леонардо. Просто он в очередной раз “забежал вперёд”.

Сделав разную степень проработки, он раставил акценты. Чтобы зрение зрителя “выхватывало” из пространства картины самое главное. Лица Мадонны и младенца.

После Леонардо к этому эффекту придёт Рембрандт . Иногда он оставлял часть работы незавершённой. “Картина закончена, как только художник осуществил в ней своё намерение”, говорил мастер.

Рембрандт. Портрет Яна Сикса. 1654 г. Коллекция Сикса, Амстердам. Wikimedia.commons.org

Посмотрите на неожиданный для 17 века импрессионизм Рембрандта. Одежда заказчика написана толстыми, быстрыми мазками. Для Голландии, которая славилась тщательностью в деталях, это было слишком революционно. Рембрандта не понимали.

А представьте, насколько был непонятым Леонардо. Который прибегал к таким эффектам на полтора столетия раньше. Может быть зря многие его работы считаются незавершёнными? Может они были задуманы такими?

3. Прототип Мадонны Литта был создан за 13 столетий до Леонардо

Был ли Леонардо первым в изображении Мадонны, кормящей грудью? На самом деле подобный образ встречается ещё на раннехристианских фресках. В Римских катакомбах.

До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Были вырыты подземные помещения. В них хоронили христианских мучеников и первых Римских Пап. Там же проходили богослужения. А стены подземелья покрывались фресками на библейские сюжеты.

У меня нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.

Неизвестный мастер. Мадонна с младенцем. Катакомбы святой Присцилы, Рим

Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.

А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб.

Слева: Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. Справа: Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

4. Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия

Самая необычная деталь картины. На которую редко кто обращает внимание. На платье Мадонны – два выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Что видно по разрезу на левой груди.

Однако стежки на правой груди разорваны. Что бы это значило? Не может же мать каждый раз после кормления зашивать вырезы. А перед кормлением их разрывать. Напрашивается только один вывод.

Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребёнка. Который просил маминого молока. В спешке стежки были разорваны. И дитя припало к груди.

Зачем же Леонардо добавляет такую деталь? Почему бы не изобразить обычный процесс кормления. Без предшествующей маленькой драмы?

Примерно с 1300 года знатные дамы прекратили кормить детей грудью. Нанимая кормилиц. А кто победнее обходился коровьим молоком. Так как в моду вошли “неиспользованные”, упругие груди.

Поэтому не случайно в 14 веке старшие современники Леонардо начали изображать образ Мадонны Млекопитательницы. Сами вскормленные в лучшем случае молоком кормилицы, они идеализировали образ кормящей родной матери.

Амброджио Лоренцетти. Мадонна Млекопитательница. 14 век. Национальная Пинакотека в Сиене, Италия

Леонардо скорее всего мать кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой.

Но он пережил другую травму. В 3 года он был разлучен с матерью. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорождённого сына рядом с собой.

Несомненно, эта детская травма повлияла на Леонардо. Поэтому он с таким трепетом изображает образ матери. Матери милосердной и любящей.

5. Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.

Немало и других необычных деталей в “Мадонне Литта”. Щеглёнок в руке младенца. Эта птичка символизирует христианскую душу.

Вам кажется, что Мадонна улыбается? На самом деле нет. Это иллюзия за счёт тени в уголке губ.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (фрагмент). 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А ещё обратите внимание, что над Мадонной и младенцем нет нимбов. Если заказчики не настаивали на их изображении, то Леонардо предпочитал писать святых без них.

Он был гуманистом. Возвеличивающим человека. И в святых ему также была интересна больше их человеческая, нежели божественная сторона.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Мадонна Литта»
Картина написана: 1490—1491 г.
Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца — герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Читайте также  В лувр без очередей - будьте хитрей!

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Мадонна Литта.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи.Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа.Сегодня познакомимся ближе с историей создания МАДОННЫ ЛИТТА..

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев — занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.

Мадонна Литта

Леонардо да Винчи Мадонна Литта , 1490 — 1491г Эрмитаж.Холст.Темпера . 42×33 см

Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем».

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль

В 1864 году герцог Литта обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков .

Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.

Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной . В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью . Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

Мадонна Литта .Эрмитаж.

Есть и друнгая версия О ПОСЛЕДНИХ ВЛАДЕЛЬЦАХ КАРТИНЫ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: