Мадонна с младенцем (мадонна бенуа), да винчи, 1478 - Тайны со всего мира

Мадонна с младенцем (мадонна бенуа), да винчи, 1478

Мадонна Бенуа.Леонардо да Винчи.

Она из двух работ Леонардо да Винчи,находящихся в Эрмитаже МАДОННА БЕНУА.

Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа , 1478 — 1480

Небольшой холст «Мадонна с цветком», или, как часто ее называют, «Мадонна Бенуа» — одна из ранних работ Леонардо да Винчи. Он сделал ряд набросков, подготовительных рисунков к этой композиции. Сохранилась запись самого художника, из которой явствует, что картину он начал писать в октябре 1478 года в возрасте двадцати шести лет. Отказавшись от традиционного облика Мадонны, Леонардо изобразил ее совсем юной, с нежной улыбкой любующейся Младенцем. В картине, несомненно, чувствуются жизненные наблюдения художника.

Строго продуманная композиция проста и предельно обобщена. Мать и ребенок объединены в неразрывную группу. В произведении использованы богатые возможности светотени для лепки форм, для придания им особой объемности и выразительности. Тонкость светотеневых переходов, производит характерный для работ Леонардо эффект, когда все изображение кажется окутанной воздушной дымкой.

Высокие живописные достоинства «Мадонны Бенуа» позволяют судить о большом мастерстве, которым владел художник в молодые годы. Живопись Леонардо удивляет внешей легкостью, за которой скрыта продуманность до мельчайших деталей. Известно, что каждое свое произведение мастер творил долго, порой заставляя заказчиков ждать несколько лет заказанные ими картины.

Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына.

Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего — на щечке, на руке ребенка,— он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали.

В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.

«Мадонна Бенуа» как работа Леонардо стала известна только в нашем столетии. В начале XIX века ее продал в Астрахани одному из русских коллекционеров бродячий итальянский музыкант. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Вскоре картину почти единодушно признали творением Леонардо да Винчи, а в 1914 году она заняла почетное место в коллекции Эрмитажа.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон:

Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции.

М.А. Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В 1908 году Э. К. Липгарт писал:

Картина входила в состав старинного собрания князей Куракиных, а теперь принадлежит М.А. Бенуа, супруге известного архитектора.

Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».

В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке. Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи. Из коллекции генерала Корсакова» . Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • аватарки (2)
  • анимашки (32)
  • астрология (1)
  • аудикниги (32)
  • афоризмы (2)
  • Бродилка (60)
  • видео-запись (4)
  • видеоклипы (40)
  • видеорецепты (5)
  • Видеоуроки (79)
  • видеоуроки Corel PaintShop Pro X3 (2)
  • все для детей (12)
  • все для дневника (221)
  • флеш-эпиграф (46)
  • все для дома (185)
  • дизайн (45)
  • дом уют и комфорт, разные идеи (92)
  • копилка советов (5)
  • все для сада, дачи, огорода (68)
  • все для фотошопа, или клипарты (192)
  • Все к Новому году, рождеству (1014)
  • анимашки новогодние (61)
  • зимние коменты, пожелания, благодарилки (23)
  • новогоднее меню (22)
  • Новогодние открытки (95)
  • Новогодние поздравления, флешки (53)
  • новогодние фоны и заготовки (95)
  • новогодние часики (2)
  • рождество (51)
  • все ко дню рождения (27)
  • все о весне (19)
  • 8 марта (15)
  • все о деньгах, достатке (233)
  • все о животных (12)
  • все о здоровье (287)
  • все о моде (9)
  • все о похудении (78)
  • все о фотошопе (186)
  • все своими руками (443)
  • все о ремонте (11)
  • вязание (51)
  • квилинг (5)
  • плетение из газет (3)
  • шитье (39)
  • гадания (1)
  • генераторы (1)
  • Давайте посмеемся (4)
  • Знаменитости (2)
  • Изучаем компьютер (98)
  • Лечим компьютор (15)
  • изучаем языки (5)
  • уроки английского языка (3)
  • уроки испанского языка (1)
  • уроки немецкого языка (1)
  • информация (83)
  • исполнение желаний (58)
  • картинки из мультяшек (2)
  • кинофильмы (418)
  • кластеры (23)
  • клип арт церковный (11)
  • клип арт бабочки (7)
  • клип арт времена года (8)
  • клип арт девушки (114)
  • клип арт день рождение (8)
  • клип арт деревья, кусты, природа (15)
  • Клип арт детский (122)
  • клип арт куклята (92)
  • клип арт животные,птицы и др. (45)
  • клип арт золотишко, денежки (4)
  • клип арт ко дню святого Валентина (11)
  • клип арт красивые пары (12)
  • клип арт машины, яхты, корабли, мотоциклы (20)
  • клип арт мужчины (8)
  • клип арт напитки, еда, угощение (9)
  • клип арт Новогодний, зимний рождественский (226)
  • клип арт Осень (5)
  • клип арт пейзажи (12)
  • клип арт праздники (46)
  • Клип арт сказочный (56)
  • клип арт уголки (8)
  • клип арт фонарики, свечи (5)
  • клип-арт цветы (35)
  • кнопочки переходы (7)
  • Коды HTML для оформления постов, блогов (12)
  • коллажи (44)
  • Комменты, благодарилки, пожелайки (535)
  • спасибки (20)
  • для тебя (16)
  • Забираю (4)
  • пожалуйста (2)
  • конвертеры (4)
  • красивые открыточки (77)
  • красивые фото (38)
  • Красота и здоровье (10)
  • лунный календарь (2)
  • магия (30)
  • мастер класс (21)
  • медитация (5)
  • мой музыкальный ролик (3)
  • мудры (1)
  • музей в компе (99)
  • музыка (146)
  • музыкальный ролик (44)
  • мультики (27)
  • мысли вслух (17)
  • мюзиклы (11)
  • Надписи (15)
  • Настройки на ЛиРу в картинках (8)
  • натюрморты (13)
  • необыкновенные пейзажи (51)
  • нет слов. (4)
  • обои для стола (10)
  • осень фото,видеоролики (44)
  • плагины и фильтры (4)
  • плееры (5)
  • плейкаст (11)
  • подарки (8)
  • Поздравления (42)
  • политика, Украина (17)
  • помощь новичкам (3)
  • поэзия (18)
  • Приметы (6)
  • притча, легенда (46)
  • программы (41)
  • Программы для фотоШоу (20)
  • психология (155)
  • школа стерв (6)
  • путешествия (17)
  • Работы художника (109)
  • разделители (21)
  • рамочки (1315)
  • Рамочка от LARISSANICE (2)
  • рамочки зимние (319)
  • рамка от zomka (34)
  • рамки от KOMJATI (92)
  • Рамки от Nella solneshko (9)
  • рамки от Vi-Natalka (92)
  • рамочка он и она (56)
  • рамочка от Akmaya (1)
  • рамочка от Franzuzhenki (9)
  • рамочка от дневника Галочки (31)
  • рамочка с днем рождения (103)
  • рамочки от mimozochki (12)
  • рамочки klavdia-France (1)
  • Рамочки На-Туси (16)
  • рамочки geniavegas (6)
  • рамочки весенние (30)
  • рамочки Галерия Дефне (3)
  • рамочки золотые (1)
  • рамочки летние (64)
  • рамочки осенние (31)
  • рамочки от Любаши К (2)
  • рамочки от Arnusha (1)
  • рамочки от be-ll (10)
  • РАМОЧКИ ОТ GABBI (7)
  • рамочки от Iskuschenie (5)
  • рамочки от Nataliya_Bezushko (3)
  • рамочки от Novichok56 (2)
  • рамочки от R-Oksana (16)
  • рамочки от VKINDER (2)
  • рамочки от Захаринки (11)
  • рамочки от Ларисы Герман (11)
  • рамочки от Мimozochka (6)
  • рамочки от Олвии (2)
  • рамочки от Тани Львовой и Selesta L (30)
  • рамочки панна Ганна (12)
  • рамочки серебрянные (1)
  • РАМОЧКИ ДЛЯ ВИДЕО (148)
  • рамочки музыкальные (13)
  • рамочки от Фанины (7)
  • рамочки по кулинарии (128)
  • рамочки черные (10)
  • Релаксации (5)
  • религия (141)
  • пасха (24)
  • рецепты (951)
  • идеи украшения блюд (16)
  • консервация, заготовки (29)
  • Салаты (46)
  • торты,сладости (217)
  • шашлык (12)
  • Рецепты в мультиварке (17)
  • сказки (6)
  • Слайд-шоу (10)
  • Смайлики (1)
  • создание 3d панорам (1)
  • схема для дневника (50)
  • Счастье, радость, успех, удача (53)
  • танцы (4)
  • Тесты (4)
  • тренинги (1)
  • Уроки фотошопа для начинающих (105)
  • фотошоп, экшены (17)
  • Уроки анимации (34)
  • уроки домашнего парикмехера (27)
  • уроки коллажа (6)
  • уроки новичкам ЛИРУ (86)
  • учимся делать рамочку (28)
  • учимся создавать посты (28)
  • УРОКИ ПО Adobe Photoshop CS5! (21)
  • видео-уроки CS5 от Зоси (1)
  • уроки от Любаши К (8)
  • уроки по музыке (16)
  • уроки схемы для дневника (4)
  • уроки танца (6)
  • учимся рисовать (4)
  • Учимся фотографировать (36)
  • флеш и анимация (19)
  • фоны для дневника (28)
  • фоны для коллажей (21)
  • Хорошее настроение (33)
  • хорошее шоу (23)
  • чтобы помнили (12)
  • экскурс в историю (11)
  • это интересно (119)
  • это пригодится (188)
Читайте также  Мадонна с младенцем в окружении ангелов, филиппо липпи, 1437

Музыка

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История одной картины. «Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)». Леонардо да Винчи

История одной картины. «Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)». Леонардо да Винчи

История одной картины.
«Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)».
Леонардо да Винчи


Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», 1478—1480, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

Небольшой тосканский городок Винчи стал некогда родиной для одного из величайших гениев человечества. В десятилетнем возрасте Леонардо, сын нотариуса и крестьянки, переехал во Флоренцию — эпицентр экономической, промышленной и культурной жизни эпохи Возрождения. Здесь он постигал первые основы художественного творчества, и уже тогда у него проявилась необыкновенная разносторонность интересов. Среди всего прочего Леонардо прельщала наука, но его современники считали, что она только отвлекает от служения высоким идеалам искусства. Отчасти они были правы, потому что чрезмерная увлеченность гения всеми сферами бытия послужила косвенной причиной его скромного живописного наследия, которое насчитывает сегодня чуть более десяти произведений. Но с другой стороны, именно научные изыскания поспособствовали тому, что каждая из созданных Леонардо картин есть бесценный пример того, насколько высоко может воспарить человеческий дух, стремящийся к познанию мира. Картина «Мадонна с цветком» — одно из таких свидетельств.

Большинство исследователей относят создание этой картины к 1478 году, а это означает, что Леонардо да Винчи написал ее, когда ему было всего 26 лет. В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа. Незадолго до этого хранитель картинной галереи Эрмитажа Эрнст Карлович Липгарт высказал предположение, что произведение принадлежит кисти великого Леонардо, и в этом его поддержали ведущие европейские специалисты. Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова, из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Мария Александровна Бенуа, урожденная Сапожникова, получила эту картину по наследству, и когда она решилась на ее продажу в 1912 году, лондонский антиквар предложил за нее 500 тысяч франков. Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России.

Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. Богоматерь и младенец Иисус окружены полумраком, но глубина этого пространства отчетливо обозначена светлым окном. Дева Мария совсем еще девочка: пухлые щечки, вздернутый носик, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, а совершенно конкретной земной девушки, послужившей некогда моделью для этого образа. Она одета и причесана по моде XV века, и каждая деталь ее костюма, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить, и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа. Тем не менее, цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, но еще и знак, символ, предзнаменование грядущих Страстей. И, кажется, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, тянущегося к цветку, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Но с другой стороны, в этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, открыть его тайны, выйти за его границы – в общем, все то, к чему так стремился сам Леонардо.

Гармония целого у Леонардо создается за счет синтеза частностей: математически выверенная композиция, анатомическое построение тел, светотеневая моделировка объемов, мягкие контуры и теплое звучание цветов. Традиционный сюжет здесь переосмыслен: образ Мадонны человечен как никогда, а сама сцена более обыденна, нежели религиозна. Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени. Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением. Леонардо одним из первых в Италии использует технику масляной живописи, которая позволяет более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов. Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя — живописца Андреа Верроккьо.

Мадонна с Младенцем

Около 1473—1475 годов

Первоначально «Мадонна с цветком» была написана на дереве, но для большей сохранности в 1824 году ее перевели на холст.

В 2012 году картине исполнилось 534 года.

Мадонна с младенцем (мадонна бенуа), да винчи, 1478

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. «МАДОННА БЕНУА»

КАТАЛОГ

Альбом: art gallary (репродукции)

Италия |Леонардо да Винчи(1452-1519)|»Мадонна Бенуа»|1478|х.м.|Государственный. Эрмитаж| Санк-Петербург

К числу ранних леонардовских работ, относящихся к 70-м гг., ко времени, когда он только что оставил мастерскую мастера, относят несколько изображений Мадонн. Разные авторы по-разному разграничивают авторство Леонардо. Наиболее достоверна атрибуция Леонардо в знаменитой Эрмитажной «Мадонне Бенуа», названной так по имени прежних владельцев.

Италия |Леонардо да Винчи(1452-1519)|»Мадонна Бенуа»|1478|х.м.|Государственный. Эрмитаж| Санк-Петербург

«Мадонна Бенуа» доказывает оригинальность художественного мышления Леонардо на ранних этапах становления его творчества. Здесь много принципиально нового для флорентийской живописи — в композиции, в отношении к светотени, к цвету. . Замечательно и то, что фигуры даны на темном фоне. Вместо пейзажного мотива или условного архитектурного здесь дана спокойная, затененная глубина, пространственность которой подчеркивает изображение окна. Каким-то образом мы ощущаем, что окно находится достаточно далеко в глубине.
Затененность этого помещения предполагает тончайше разработанную светотень. Уже в этой работе Леонардо намечает те знаменитые принципы сфумато, которые будут характерны для его способа моделировки формы светотенью. Сфумато в переводе с итальянского означает «неясный, рассеянный, мягкий». Это светотень, но не активная, та, которая стереометрически лепит форму, контрастом темного и высветленного вырывая объем из мрака и резко освещая его, а почти непередаваемые градации затененности. Причем заметим, что для Леонардо в его сфумато тень важнее света. Он и впоследствии редко когда будет давать ослепительно освещенные участки объема. Со временем, учитывая весь его будущий опыт, эта легкая затененность будет набрасываться на всю фигуру, на всю композицию целиком. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, это давало его гениальному, зоркому глазу возможность проследить тончайшее движение воздуха в композиции, движение и состояние атмосферы во всех участках изображенного пространства. Образно говоря, под каждой складкой. С другой стороны, утвердившись в живописи Леонардо, перейдя от него к его ученикам, эта практика легкой затененности у художников менее зорких, менее талантливых превращалась в известную светотеневую тяжеловесность, в некую затененность, мрачноватость общего тона. Впоследствии Леонардо будут упрекать в том, что он научил живопись быть погребной, мрачновато-черной, что он на века задержал развитие цвета, развитие колористики в сторону большего высветления тона, высветления колорита в целом. Ведь Леонардо в своих заметках, в своем так называемом «Трактате о живописи» (который не есть трактат, он сведен в некое целое в более позднее время) иногда говорит потрясающе смелые вещи, в том числе и о колорите. Например, разбирая цветовые оттенки, которые должны читаться в белом платье женской фигуры, освещенной солнцем на зеленой лужайке, он говорит о голубых тенях, о теплых и холодных рефлексах, он говорит то, что только в XIX в. эмпирическим путем получили импрессионисты. Но в его собственной практике этого нет. Его живопись дает совершенно иные эффекты, эффекты вот этого, чуть затененного пространства, слегка влажноватого воздуха, сквозь который мы видим фигуры. И хотя в «Мадонне Бенуа» эта светотень как система еще не сложилась, здесь можно видеть уже первые приметы ее присутствия. А светотень диктует и тонкость колористических отношений в деталях, в цвете тканей, в излюбленных им желтовато-золотистом и неопределенном фиолетово-голубом с легкой прозеленью.
Замечательно противопоставлена почти детская хрупкость Мадонны и крупные, тяжеловатые формы упитанного младенца. Есть в этом какой-то особый эквивалент психологическому состоянию персонажей. Уже в самом физическом противопоставлении матери-девочки и крупного ребенка заложено какое-то дополнительное зерно сюжета.
Легко и естественно Леонардо сосредоточивает внимание Богоматери и маленького Иисуса на игре с цветком. Сам по себе этот мотив далеко не нов — Христос, играющий с цветком. И нидерландцы в XV в. много раз его писали, и итальянцы – цветок или птичка в руке, иногда цветок с символическим значением. Но здесь очень свежа детская радость Марии, она как будто в равной степени радуется и игре сына, и красоте самого цветка. И насколько мать весела, настолько серьезен малыш. Какая-то огромная внутренняя работа происходит в нем, когда он исследует своими ручонками лепестки цветка. И это тоже несколько неожиданное психологическое сопоставление. Вещь, несмотря на кажущиеся камерные размеры, довольно сложно организована и пластически-пространственно, и эмоционально-психологически.

Читайте также  Марсель лендер, танцующая в "хильперик", тулуз-лотрек, 1896

Мадонна Бенуа — Леонардо да Винчи

Картина «Мадонна Бенуа», также известная под названием «Мадонна с цветком» — одна из первых полностью самостоятельных работ Леонардо да Винчи, написанная им, предположительно, в 1478 — 1480 годах. Годы обучения и работы в мастерской Верроккьо остались далеко позади, однако влияние учителя (в частности, его картины «Мадонна с младенцем», написанной Верроккьо в 1466 — 1470 годах), ощущается в работе Леонардо вполне отчетливо.

В первые годы творчества тема Богородицы с младенцем Иисусом занимала Леонардо более всех прочих.

Да Винчи создал достаточно большое количество рисунков и этюдов и несколько картин, посвященных Деве Марии и Иисусу, причем, трактовка канонических образов в исполнении Леонардо, безусловно, обогатилась рядом нововведений — не только образных, но и технических в том числе.

Так, в картине «Мадонна Бенуа», как несложно заметить, Леонардо более занимает скорее человеческая, нежели божественная суть Марии и младенца. Перед нами не Богородица и Спаситель мира, но мать и сын — в самом универсальном общечеловеческом смысле.

Совсем не случайно Леонардо одел свою Мадонну по флорентийской моде тех лет и «причесал» ее соответствующим образом. Это общее для всей эпохи Гуманизма стремление явить на первом плане именно человеческую суть, то есть, возвысить Человека, как часть творенья Божьего — и вообще характернейшая черта работ Леонардо.

И сама сцена, где Мария играет со своим сыном, выглядит глубоко личной и естественной, давая зрителю возможность осознать, что далекие недоступные божества тоже когда-то были обычными людьми — правда, с уникальной миссией, которая и возвела их в ранг небожителей.

При первом взгляде на «Мадонну Бенуа» возникает именно такое ощущение: милой семейной сценки между матерью и ребенком, хотя, вглядевшись пристальней, понимаешь, что цветок крестоцвета, который Мария показывает Иисусу, далеко не случаен — это символ будущих страданий и распятия Христа.

Интересно, что общепринятое название — «Мадонна Бенуа», объясняется тем фактом, что в 1914 году картина была куплена Эрмитажем у Марины Александровны Бенуа, (урожденной Сапожниковой) — жены придворного архитектора Леонтия Бенуа. Картина и по сей день находится в коллекции Эрмитажа, и, надо сказать, авторство Леонардо является общепризнанным, хотя, будем откровенны, не все эксперты считают картину шедевром, достойным кисти Леонардо.

Вот, например, как отозвался о картине «Мадонна Бенуа» Бернард Беренсон, крупнейший в США авторитет в области итальянского Ренессанса:

«В один несчастный день меня позвали посмотреть Мадонну Бенуа — картину, приобретенную Императорским Эрмитажем. Я увидел женщину с облысевшим лбом, с дряблыми щеками, беззубой улыбкой, мутными глазами и морщинистым горлом. Это жуткое привидение в облике старухи играет с ребенком, голова которого напоминает пустую вздувшуюся маску и закреплена на таком же безобразно раздутом теле и конечностях.

Руки жалкие, складки бесцельные и суетливые, цвета как сыворотка. Пришлось признать, что это убожество было делом рук Леонардо да Винчи. Это было нелегко, но усилия даровали мене свободу и право заявить о своем мнении во всеуслышание. «

Нельзя не отметить, что Беренсон во многом прав. Взгляните еще раз на картину после описания, приведенного выше — и поймете, что претензии Бернарда Беренсона далеко не беспочвенны.

Впрочем, «беззубость» Мадонны, равно как и несвойственное Леонардо отсутствие детально прописанного пейзажа (из-за чего оконный проем выглядит вопиюще и непростительно пустым), можно объяснить именно незаконченностью картины — в том, что «Мадонна Бенуа» не была завершена, сомневаются немногие специалисты.

Есть, однако, и более подозрительные детали: уши Богородицы написаны очень слабо для такого выдающеегося знатока человечесой анатомии, каким был Леонардо. Отличается некоторой сомнительностью и поза младенца Иисуса, который почти парит, не касаясь коленей Марии — однако не исключено, что это сделано Леонардо намеренно.

В 19-ом веке картина была переведена с доски на холст, а в 1912 году Бенуа вывезли ее в Европу для проведения экспертизы. Картина была признанна подлинной, что крайне неохотно подтвердил и упомянутый нами выше Беренсон.

Вместе с тем, общественность не хотела, что картина покинула Россию. В итоге Мария Александровна Бенуа, которая и сама предпочла бы, чтобы картина осталась в России, продала ее Эрмитажу за 150 000 рублей, которые выплачивались ей частями, причем, последние платежи поступили уже за границу, куда Мария Александровна эмигрировала после Октябрьской революции.

Мадонна с младенцем (мадонна бенуа), да винчи, 1478

Леонардо да Винчи
Мадонна с цветком

(Мадонна Бенуа)
(Мадонна с ребенком)

Madonna Benois
1478 — 1480
48х31,5 см
Масло, перенесенное с доски на холст
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.

Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.
Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения «Мир Искусства» Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, — вспоминает он, — мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде». (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый год пролежала «Мадонна» из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».
«Не успел я согласиться его принять, — рассказывал Александр Бенуа, — как на меня налетела собственная его персона с криком: «Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна — Леонардо!». Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием «Мадонна Бенуа».
neofit.ru

«Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа», была написана Леонардо да Винчи около 1478 г. во Флоренции. Это небольшая картина скромного камерного плана. Художник берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Но художники XV в. еще чего-то недоговаривали в своих произведениях, их мадонны казались скованными в движениях и чувствах, сохраняли в своем облике остатки условности. Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего — на щечке, на руке ребенка,— он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали.
В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.
Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: