Мадонна с младенцем и святой анной, леонардо да винчи - JEKATERINBURG.RU

Мадонна с младенцем и святой анной, леонардо да винчи

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2361)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2444)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (451)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Леонардо да Винчи «Мадонна с Младенцем и святой Анной»

Леонардо да Винчи

Мадонна с Младенцем и святой Анной — Леонардо да Винчи. Около 1510. Музей: Лувр

Перед нами полотно Леонардо да Винчи (ок. 1510) на популярный сюжет Святой Девы с Младенцем Христом и ее матерью, св. Анной. Расположение фигур в семейной группе отличается от более ранних статических композиций. Все первые годы XVI в. Леонардо да Винчи работал над вариантами этого сюжета: сохранился рисунок с несколько отличной трактовкой группы, включающей св. Иоанна Крестителя в младенчестве (Национальная галерея, Лондон), а также утерянный ныне картон, вызвавший сенсацию, когда его выставили в монастыре Благовещения во Флоренции в 1501 г.

Хотя св. Анна изображена на обычном для нее месте, позади Святой Девы, все три фигуры очень живые и реалистичные. Отойдя от традиции изображения Анны в виде пожилой матроны, Леонардо да Винчи написал ее неожиданно молодой и привлекательной. Она едва сдерживает свое ликование при виде Младенца. Злополучный ягненок в объятиях Младенца служит аллюзией на его будущую роль агнца божьего, невинной жертвы во искупление грехов; тем не менее символичный смысл этого оживленного семейного трио на фоне подернутого дымкой пейзажа незначителен.

СВ. АННА. Культ Анны (I в. н. э.), матери Девы Марии, попал на Запад с христианскими беженцами, гонимыми мусульманскими завоевателями. Самый ранний ее образ (ок. 650 г. н. э.) появился в церкви Санта Мария Антиква, в Риме, где она изображена вместе со Святой Девой. Около XIV в. св. Анна была уже популярной фигурой частично потому, что ее материнство в позднем возрасте подтверждало доктрину о непорочном зачатии Святой Девы. Обычно ее изображают вместе с дочерью. Легенда гласит, что она была замужем три раза и имела трех дочерей. В Средние века она изображалась вместе с многочисленным семейством, так называемым Святым семейством, разными художниками, например Мастером св. Вероники. В 1479 г. монахи ордена кармелитов во Франкфурте образовали братство св. Анны и заказали посвященный ей алтарь, на котором были изображены сцены из ее жизни.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776 [1] .

Содержание

Сюжет

Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.

Композиция картины напоминает пирамиду [2] , в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.

Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:

Первая версия

В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты

Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.

Лондонский картон

Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.

Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре [4] . В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена, а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона [5] .

Луврская картина

В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII [6] . Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных [6] [7] .

Читайте также  Какая самая большая машина в мире (грузовая и легковая) + фото

Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский. Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена. Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией [7] .

В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи. В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно. Возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества [8] .

В 2012 г. была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета. Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии [9] . Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.

Интерпретации

В работе «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» (1910) Зигмунд Фрейд попытался на материале картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» провести анализ личности Леонардо методом психоанализа.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом — Леонардо да Винчи

Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» относится к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи и была, предположительно, написана в 1508 — 1510 годах. Строго говоря, художник трудился над картиной около десяти лет, однако вещь так и осталась незаконченной.

С 1901 года «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (168 х 112 см, тополиная доска, масло) находится в экспозиции Лувра.

На этой картине изображены святая Анна, ее дочь Дева Мария и младенец Иисус — не самый, скажем так, распространенный сюжет который, тем не менее, занимал Леонардо в течение длительного времени, в результате чего художник выполнил большой объем подготовительных работ.

Иисус борется с жертвенным агнцем (или обнимает его), символизирующим его будущие срадания, в то время как Дева Мария, расположившаяся на коленя своей матери Анны, пытается удержать его, или скорее, взять на руки и усадить себе на колени. Симвология понятна и логична: сама Богородица располагается на лоне Анны, давшем ей жизнь, а Иисус, соответственно — вот-вот очутится на лоне Богородицы.

Первоначально картина была заказана Леонардо около 1498 года как главный запрестольный образ церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции — и художник, давший согласие, вместе с целой оравой своих помощников и прочих домашних переселился в монастырь.

Согласно условиям договора, сделавшие заказ монахи-сервиты обязались обеспечивать не только Леонардо, но и всю его «челядь» пропитанием, крышей над головой и содержанием — и свою часть договора неукоснительно соблюдали. Этого не скажешь о Леонардо, который, переехав со своим «двором» в монастырскую обитель, почему-то совершенно не спешил браться за заказ, занимаясь другими интересовавшими его делами.

«Других дел» было много, учитывая необычайно широкий кругозор гениального Леонардо.

Монахи негодовали, но поделать ничего не могли: в ту пору Леонардо был повсеместно признанным авторитетом, причем не только в области искусства — и, кроме того, монахам очень уж хотелось заполучить картину кисти Леонардо.

Время шло, Леонардо продолжал посторонние занятия, в монастыре потихонечку назревал бунт против художника — как вдруг да Винчи, разом взявшись за работу, мигом выполнил картон к заказанной картине.

Картон тот, по свидетельству современников, получился настолько прекрасным, что поверг в состояние непреходящего шока и лютой черной зависти не только коллег-художников, но и весь окрестный люд, включая самих монахов.

Когда картон был окончен и выставлен в комнате Леонардо на всеобщее обозрение, в течение двух дней у жилища Леонардо стояла очередь из простого люда, жаждавшего приобщиться к прекрасному — то есть, наблюдалась ситуация, известная, как «синдром мавзолея Ленина».

Впрочем, дальше картона дело увы, так и не пошло. Когда всеобщие восторги несколько поутихли, Леонардо снова забросил работу над заказом и, в конце концов, вынужден был съехать из монастыря, так и не написав картину.

Бедным монахам, понесшим значительные материальные убытки, пришлось заказывать картину на другой сюжет у другого художника — им стал Перуджино, подошедший к работе более порядочным образом и картину, в конце концов, все-таки написавший.

Что касается картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом» (тоже незавершенной), история ее создания следующая: приблизительно в 1 500 году до короля Франции Людовика XII дошли слухи о необычно прекрасном картоне, созданном Леонардо, и, на свою беду, монарх решил заказать у Леонардо эту же картину.

Для заказа, впрочем, у Людовика имелись самые веские основания: во-первых, он недавно в очередной раз женился, и новую его жену звали Анна (Бретонская). Во-вторых, Анна Бретонская была на сносях — а святая Анна, присутствующая в сюжете картины, является, как известно, покровительницей беременных и новобрачных.

Забегая вперед, скажем: если король Франции рассчитывал, что уж ради него-то Леонардо изменит своим привычкам, он сильно ошибся. Ребенок Людовика и Анны успел не только родиться, но даже отпраздновать восемнадцатилетие — а картина все еще была в работе. В 1519-ом Леонардо и вовсе всех перехитрил — он взял да умер, и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» так и осталась незавершенной.

Впрочем, и без того находящаяся в Лувре картина — прекрасно. Доведенная до совершенства техника сфумато создает тот самый «почерк Леонардо», благодаря которому картины Леонардо не спутаешь (или почти не спутаешь) ни с чьими другими.

Отметим довольно необычные по очертаниям скалы, общая линия которых повторяет линию вуали на голове Анны. Всякий, кто бывал на священной каталонской горе Монсеррат, сходу узнает эти островерхие пики:

Кстати, подобный же, весьма узнаваемый пейзаж, присутствует и в картине Леонардо «Мадонна в скалах», что породило некоторые конспирологические версии, касательно связи Леонардо с Барселоной и Каталонией — о которых мы обязательно как-нибудь расскажем.

В наи дни картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом» находится в относительно неплохом состоянии, хотя, надо признать, четыре тополиные доски, которые являются основой, со временем несколько вспучились, в результате чего появилась отчетливо наблюдаемая вертикальная трещина, проходящая по лицу Святой Анны и по шее Богородицы.

Читайте также  Какое самое дорогое свадебное платье, стоимость нарядов для свадьбы

Однако наибольший урон работе Леонардо да Винчи нанесла сомнительная реставрация 2012 года, в результате которой цвета картины приобрели ярко выраженный «кислотный оттенок», которого Леонардо, можно не сомневаться, никогда бы себе не позволил.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Леонардо да Винчи

    8)>»>
  • <<::album.Title>>

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Леонардо да Винчи
  • Дата: c.1503 — c. 1519 ; Milan , Italy
  • Cтиль:Высокое Возрождение
  • Жанр:религиозная живопись
  • Медиа:масло , панель
  • Локация: Лувр
  • Размеры: 112 x 168 см

Заказать
репродукцию

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776.

Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.

Леонардо сделал множество набросков к этому сюжету, но так и не довёл работу до конца. Над самой картиной, ныне хранящийся в Лувре, художник работал около десяти лет, однако многие детали на ней остались незаконченными.

При создании центральной группы Леонардо использовал контраст цвета и освещения. Композиционно она вписана в пирамиду, в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его. Вместо религиозной торжественности работе свойственна интимность.

Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:

В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты

Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.

Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в здании Королевской академии художеств — Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.

Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре. В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена (её предполагаемый набросок находится в Венеции), а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона.

Свою картину по этой композиции Леонардо (добавив справа св. Иосифа) написал его ученик, Бернардино Луини.

В 1988 году психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза.

В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Мадонна с младенцем и святой анной, леонардо да винчи

Леонардо да Винчи. Гравюра Дж. Пофсельуайта, изданная в энциклопедии «The Gallery of Portraits with Memoirs». 1883 год.

Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса. Изящный, аристократичный, с правильными чертами лица и ниспадающей до середины груди бородой, великолепно сложенный, в ярко-красном, вопреки моде того времени, плаще — таким в зрелом возрасте современники запомнили титана эпохи Возрождения — воплощение всесторонне развитой личности, о дарованиях и талантах которой великие умы XV–XVI веков могли только мечтать. Художник, скульптор, музыкант, поэт, филолог, анатом, физик, инженер — может ли один человек быть столь многогранным, каким был Леонардо да Винчи? Эпоха Возрождения, или Ренессанс, пришедшая на смену Средневековью, поставила во главу угла человека как личность и созидателя, сделав науку, искусство и гуманизм одним целым, и явилась благодатной почвой для развития гения Леонардо.

Он хотел все познать и во все вникнуть. Часто можно было видеть, как Леонардо наблюдает за полетом птиц или стоит с блокнотом в руках возле повешенного и делает тщательные зарисовки. В свой дом он нередко приводил настоящих уродцев и увечных, на которых смотрел как на чудо природы. Чтобы достоверно изобразить человеческое тело, Леонардо досконально изучил его внутреннее и внешнее строение, незаконно препарируя трупы.

Древние конюшни, построенные в Виджевано по проекту Леонардо да Винчи.

То, что сегодня кто-то назвал бы смелостью и упорством, в эпоху Ренессанса считали по меньшей мере странностью. Люди из низшего сословия боялись Леонардо да Винчи и называли его колдуном, а просвещенные не принимали многочисленных открытий гения. Подумать только, как изменилась бы средневековая Европа, если хотя бы некоторая часть прогрессивных изобретений этого титана науки была воплощена в жизнь в те времена. Современники Леонардо да Винчи признали лишь колесцовый замок спускового механизма пистолета, а остальные идеи нашли применение только спустя несколько веков. Летательный аппарат, акваланг, водные лыжи, автомобиль, парашют, подводная лодка — это всего лишь малая толика изобретений Леонардо да Винчи, которые сравнительно недавно стали неотъемлемой частью жизни современного мира.

Памятник Леонардо да Винчи в Милане.

Он оставил после себя богатое наследие из семи тысяч страниц дневников и манускриптов, центральное место в которых неизменно отводилось человеку. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево). Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам. Вероятно, так ученый хотел зашифровать собственные изобретения, а может быть, это была естественная удобная для него манера письма. Дополнительную сложность при дешифровке комментариев создают использованные им символы и знаки.

Статуя Леонардо да Винчи, украшающая галерею Уффици (Флоренция, Италия).

Говоря о гении Леонардо, невозможно не остановиться на одной из самых ярких граней этой личности — таланте живописца. Художником да Винчи стал в мастерской Андреа дель Верроккьо, где юные мастера учились правильно и реалистично рисовать. Несомненно, Леонардо обладал талантом живописца с самого детства, однако сумел вобрать и все лучшие традиции этого искусства эпохи Ренессанса. Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516) — это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников.

Многочисленные эксперименты с красками приводили порой к плачевным результатам (разрушению фресок «Тайная вечеря» (1494–1498) и «Битва при Анджиари» (1503–1506)), но именно желание Леонардо вникнуть в суть вещей, позволило ему достичь небывалых успехов. Так, он открыл эффект сфумато, с помощью которого живописец может передать воздушную оболочку вокруг изображаемого на полотне. Суть этого изобретения заключается в размывании границ предметов и человеческих фигур, благодаря чему создается эффект окутывания воздухом.

Персонажи его картин неизменно живые, одухотворенные, наделенные индивидуальностью.

Церковь Санта-Мария делле Грацие, где находится знаменитая работа Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан, Италия).

Могила Леонардо да Винчи. Часовня Святого Губерта (Амбуаз, Франция).

Как художника и исследователя Леонардо интересовало не только строение тела человека, но и его движения, поведение, темперамент, характер, эмоции и их выражение. Современники говорили о нем:

«Леонардо да Винчи рисовал так хорошо, поскольку слишком много знал о том, что рисовал, и слишком много знал о вещах и явлениях потому, что хорошо рисовал».

У Леонардо как художника постоянно были клиенты, но разносторонние интересы не позволяли ему сосредоточиться на одном занятии — сроки выполнения заказов часто затягивались. Бывали случаи, когда да Винчи, не доведя работу до конца, уезжал от ее покупателя, не объяснив причину. Джорджо Вазари (1511–1574), известный итальянский художник эпохи Ренессанса и автор знаменитых «Жизнеописаний» — собрания биографий итальянских художников эпохи Возрождения, заметил:

«Леонардо достиг бы хороших результатов в науках и письменности, если бы не был таким многосторонним и непостоянным».

Вечным спутником в жизни Леонардо, как ни странно, было одиночество, о котором он так часто упоминал в дневниках. Да Винчи не был женат, не влюблялся, не имел близких друзей и не поддерживал отношения с родственниками. Есть версии о его пылких чувствах к Джоконде и одному из собственных учеников, но это не более чем предположения. По воспоминаниям современников, несмотря на свою отстраненность от людей, Леонардо был приятным и учтивым собеседником.

Леонардо да Винчи очень любил роскошь и, хотя не имел постоянного заработка, жил все же не по средствам: окружал себя дорогими вещами, носил эпатажные одежды, нанимал слуг и держал лошадей. Он постоянно искал покровителей и, предлагая услуги военного инженера и художника, служил герцогам, переезжая из Флоренции в Милан, из Милана во Флоренцию, из Флоренции в Рим, а из Рима снова в Милан. Чувство глубокого патриотизма не было знакомо Леонардо: он в равной степени и с легкостью предлагал проекты военных устройств как флорентийским, так и миланским властям, которые конфликтовали между собой.

Находясь при дворах разных правителей, да Винчи не ограничивался основными занятиями: он с удовольствием пел, играл на лире, декламировал стихи, организовывал праздники и торжества и даже демонстрировал прекрасные кулинарные способности. Собственным домом Леонардо обзавелся лишь в конце жизни. По приглашению французского короля Франциска I художник и исследователь перебрался в небольшой замок Кло-Люсе недалеко от города Амбуаз. Это время было самым спокойным в жизни Леонардо. Он привел в порядок рукописи, составил новые трактаты, которые в конце жизни по завещанию перешли к его ученику Франческо Мельци.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: