Лоренцо великолепного, джорджо вазари - JEKATERINBURG.RU

Лоренцо великолепного, джорджо вазари

Портрет Лоренцо Великолепного — Джорджо Вазари

Архитектор, художник и первый историк итальянского искусства Джорджо Вазари писал этот портрет по заказу Алессандро Медичи спустя много лет после смерти изображенного на нем человека.

Лоренцо Великолепный был внуком Козимо Старшего Медичи и сосредоточил в своих руках всю власть над Флоренцией, но в то же время покровительствовал художникам и поэтам и сам писал стихи. Время его правления было «золотым веком» флорентийского искусства.

Но на этом портрете изображен выглядящий усталым, погруженный в свои думы человек, равнодушный и к славе, и к богатству, на которое намекает красный кошелек, и даже к тому, что его объявили «сосудом всех добродетелей», о чем свидетельствует надпись позади. Вазари выразил в картине тоску по времени, когда живопись, поэзия и слова гуманистов находили отклик в душе правителя.

Похожие описания:

Мученичество святого Стефана — Джорджо Вазари Художник, архитектор и историк искусства Вазари в живописи проявил себя как приверженец маньеризма, то есть искусства, которое пришло на смену Высокому Возрождению. Мимика и движения.

Портрет Алессандро Медичи — Джорджо Вазари На портрете своего покровителя Алессандро Медичи Вазари изобразил рыцарем, настоящим властелином и защитником Флоренции. Об этом недвусмысленно свидетельствует золотой жезл в руках герцога и панорама.

Осада Сан-Лео — Джорджо Вазари Объемная многофигурная композиция, типичная для живописи маньеризма в трактовке Вазари, как всегда, заполнена многочисленными символическими фигурами и образами. Сам образ замка на горе Монтефельтро, многие.

Святой Лука пишет портрет Богородицы — Джорджо Вазари Картину отличает многофигурная композиция и оригинальный «многослойный» сюжет с богатой скрытой символикой. На полотне изображен Святой Лука — один из евангелистов, пишущий портрет Богородицы с.

Аллегория правосудия — Джорджо Вазари Рассматривать это полотно можно часами, настолько сложна, запутана и заполнена символами эта крайне вычурная многофигурная композиция. В ее центре помещена фигура женщины с оголенной грудью.

Персей и Андромеда — Джорджо Вазари Автор знаменитых «Жизнеописаний» в этой картине предстал ярким представителем школы итальянского маньеризма. Об этом говорят неестественные позы персонажей, как будто разыгрывающих перед зрителями сцену из.

Портрет кардинала Ипполито де-Медичи — Тициан Вечеллио Ипполито Медичи — незаконный сын Джулиано Медичи, герцога Немурского. В 1529 году папа Климент VII Медичи сделал его кардиналом. По сообщению Вазари, Ипполито Медичи, бывший.

Прищание Христа с Матерью — Лоренцо Лотто Творчество Лоренцо Лотто формировалось в Венеции под воздействием искусства Дж. Беллини и А. Виварини. Художник работал во многих городах Италии и со временем нашел приют.

Портрет молодого человека — Аньоло Бронзино Представитель маньеризма, придворный портретист герцогов Медичи, Аньоло Бронзино, видимо, изобразил на картине Урбинского герцога Гвидобальдо II или одного из членов флорентийского художественного кружка, куда входил.

Фрески виллы Мачерелли. Лоренцо Торнабуони и Свободные искусства — Сандро Боттичелли На фреске виллы Марчелли «Лоренцо Торнабуони и Свободные искусства» изображен молодой человек, предстающий перед персонификациями Свободных искусств, главная среди них — Риторика, остальные представляют диалектику.

Портрет Джованни Медичи — Аньоло Бронзино Бронзино относился к семейству Медичи почти с обожанием. В письме, датированном 1551 годом, он называет Козимо Медичи «лучшим правителем, которого знавал мир», его жену, Элеонору.

Портрет папы Юлия II — Рафаэль Санти Портреты Юлия II, в старости, существуют в трех версиях: в Национальной галерее, Лондон, в галерее Уффици, Флоренция и во дворце Питти, Флоренция. Исследования картин показали.

Женщина с комнатной собачкой — Коста Лоренцо Женщина с комнатной собачкой [1500] Творческая манера художника из Феррары Лоренцо Косты сложилась в Болонье, куда он переехал в 23 года. С первого десятилетия XVI.

Венера и Купидон — Лоренцо Лотто Лотто — один из наиболее интересных, разносторонних и самобытных художников итальянского Чинквеченто. Неизвестны обстоятельства заказа этой работы. Возможно, картина была написана по просьбе племянника художника.

Концерт — Коста Лоренцо Во времена Ренессанса не так часто случалось, чтобы художник писал картину, пытаясь изобразить в ней не какие-либо символы, а просто понравившуюся сцену из реальной жизни.

Вид на остров Сан-Джорджо и Джудекку — Франческо Гварди Франческо Гварди возглавил семейную художественную мастерскую после смерти брата. Он начал свой творческий путь с портретов, писал религиозные композиции и сценки в интерьерах, но всю.

Археологи — Джорджо де Кирико Мир де Кирико неподвижен, насыщен пустотами и безликими фигурами. Это мир сновидений. Людей заменяют здесь неясные, расплывчатые силуэты. Более того, где-то с 1914 года, живые.

Башня — Джорджо де Кирико Башня, наряду с арками и колоннами, — излюбленный мотив творчества де Кирико, навеянный пристрастиями к античному искусству и архитектуре. Сказалось здесь и то очарование, которое.

Итальянские площади на картинах — Джорджо де Кирико В 1912-1913 годах де Кирико создает несколько полотен, на которых изображены типично итальянские городские площади. В этот период де Кирико пытается философски осмыслить окружающую действительность.

Портрет Биндо Aлтовити — Рафаэль Санти Биндо Aлтовити родился в Риме, где его отец, богатый флорентиец, основал банк. Отец умер в 1507г. В 16лет Биндо унаследовал банк отца. В 1511г, Биндо.

Портрет Гийома Аполлинера — Джорджо де Кирико В начале XX века Аполлинер был, пожалуй, самым влиятельным сторонником новаторской живописи. Де Кирико регулярно посещал субботние собрания на квартире Аполлинера; именно благодаря статьям Аполлинера.

Мизантроп — Питер Брейгель Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и.

Портрет Симонетты Веспуччи — Пьеро ди Козимо Пьеро ди Козимо принадлежал к поколению Леонардо да Винчи. Он был учеником К. Россели и в 1481-1482 вместе с ним участвовал в росписях стен Сикстинской.

Обнаженная женщина (Венера) — Коста Лоренцо Приобретена у антиквара Акилле Глисенти в Брешии в 1895 году. Ранее находилась в миланском частном собрании. Выставлялась в 1933 году в Ферраре на выставке «Феррарский.

Натюрморт — Джорджо Моранди Итальянский абстракционист Джорджо Моранди родился, жил и умер в Болонье. В Болонской академии он учился, а затем преподавал. Моранди почти никогда не покидал родного города.

Блудный Сын — Джорджо де Кирико Особенная реальность, складывающаяся из предметов различных очертаний и фактур, производящих впечатления сумбура на фоне пустынных пейзажей, создающих новый метафизический мир, колеблющийся на грани ирреальности и.

Портрет Жанны де Арагон — Рафаэль Санти В старинных источниках картина нзывалась «Портрет доны Изабель де Рекьюсенс, вице-королевы Неаполя». Вазари уточняет, что Рафаэль писал лицо, в то время как Джулио Романо находился.

Святое семейство со святым Иеронимом и святым Франциком Ассизским — Коста Лоренцо Приобретена у амстердамского антиквара в 1926 году. До 1872 года находилась в коллекции герцога Пьера Наполеона Бонапарта, а затем в частном собрании в Берлине. Выставлялась.

Основатели флорентийской школы — Паоло Уччелло Вот уже несколько поколений искусствоведов задаются вопросом, кто же все-таки написал групповой портрет «Основатели флорентийской школы». Подпись под картиной гласит, что здесь изображены: художники Джотто.

Восходящее солнце — Джорджо де Кирико Джорджо де Кирико, итальянский художник и теоретик искусства, по праву считающийся одним из предвестников сюрреализма в современной живописи, во второй половине жизни отошел от новаторских.

Элеонора ди Гарсия деи Медичи — Алессандро Аллори Картина флорентийского художника Алессандро Аллори «Элеонора ди Гарсия деи Медичи». Размер картины 115 х 90 см, дерево, масло. Полное название этого портрета итальянского живописца «Элеонора.

Экстаз святой Терезы — Лоренцо Бернини Это одна единственная скульптурная группа, которая находится в небольшой церкви Санта Мария делла Виттория — алтарь св. Терезы — она наиболее полно раскрывает искусство Бернини.

Похищение Прозерпины (фрагмент) — Лоренцо Бернини Это сцена похищения богини подземного царства Прозерпины богом подземного царства Плутоном. Скульптор изобразил вырывающуюся фигуру Прозерпины, ее испуганное лицо, взметнувшиеся в отчаяньи руки. Поражает, как.

Видение святой Сороре — Веккьетта (Лоренцо ди Пьетро) Это аллегорическая фреска, на которой изображен коленопреклоненный сапожник Сороре, считающийся основателем госпиталя, стоящим напротив своей матери, над головой которой развернулась сцена ее видения, случившегося перед.

Детский разум — Джорджо де Кирико Эта необычная картина де Кирико перекликается с другими его «метафизическими» полотнами. У ее персонажа практически отсутствуют брови, заставляя вспомнить о бюсте с «Портрета Гийома Аполлинера».

Празднование крестин — Ян Стен На первый взгляд кажется, что на картине веселый праздник по случаю рождения ребенка. Мать отдыхает после родов Уже выпивший от радости отец, правой рукой, держит.

Портрет барона Генри де Вика — Питер Рубенс Барон Генри де Вик, посол эрцгерцогов Альберта и Изабелллы, регентов испанского короля в Нидерландах, при Луи XIII, короле Франции. Портрет написан Рубенсом, во время работы.

Портрет молодой женщины — Сандро Боттичелли Эта молодая женщина с растрепанными волосами — еще одна претендентка на то, чтобы считаться Симонеттой Веспуччи, предметом обожания Джулиано Медичи. Живой и необузданный характер модели.

Портрет Михаилa Михайловича Сперанского — Василий Тропинин Михаил Михайлович Сперанский — знаменитый государственный деятель. Сперанский был секретарем князя Куракина, с 1797 в канцелярии генеральногь прокурора. 1801-2 статс-секретарь, перешел в министерство внутренних дел.

Изабелла Медичи с собачкой — Алессандро Аллори Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Изабелла Медичи с собачкой». Размер портрета 88 х 71 см, дерево, масло. Полное название картины «Изабелла деи Медичи Орсини с.

liorasun55

  • Add to friends
  • RSS

Вкусная жизнь

Я не о еде. Во всяком случае, не только о ней

В зале № 18 (называемый Трибуна) 31 полотно, три из них принадлежит Джорджо Вазари.

Читайте также  Самый ядовитый и опасный паук в мире и в россии

Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного

Написан в 1533/34 году.

темпера по дереву, размер 90*72

В Уффици с 1784 года

Портрет создан Вазари через несколько десятилетий после смерти Лоренцо. Лоренцо ушел из жизни в возрасте 43 лет.

Произведение действительно прекрасное. Худое лицо Великолепного флорентинца – это лицо человека уставшего, изможденного погоней за мгновением («Лови мгновенье!»). Об усталости говорит и поза, согбенность широких плеч, наклон головы. Но это именно усталость, а не пресыщенность разврата. В прошлом – и обретения, и потери, тем более горькие, что не уходят из памяти. Кисти рук с длинными пальцами – свидетельство натуры художественной, утонченной. В общем колорите картины выделяется красное пятно – кошелек, знак принадлежности к корпорации. Лицо обращено к предметам искусства, на вазе читается надпись «Сосуд всех добродетелей».

Рассматривая портрет, надо постоянно помнить, что он не прижизненный. Он не фиксация внешности человека. Вазари представил нам образ, воспоминание. Мечту, обращенную в прошлое. Или плач – о Лоренцо Великолепном и о «золотом веке», какой при этом государе пережила Флоренция.

Джорджо Вазари. Пророк Елисей.

1566 год. Размер 40*29, темпера по дереву.

В Уффици с 1773 года.

Кто же такой этот Елисей и чем он знаменит?

Елисей жил в IX веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Илией.
Перед тем, как вознестись, Илия спросил, чего бы хотел Елисей. И тот ответил пророку, что хотел бы получить его силу.

Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса).

Пророк Елисей творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес.

На картине Вазари изобразил Елисея коленопреклоненным. Его фигура подчеркнута красным цветом, более интенсивным, чем остальные красные оттенки, и как бы освещена. Эти она притягивает к себе взгляд зрителя.

Сюжет, изображенныена картине: пророк Елисей превращает дикие травы в съедобные, спасая народ от голода. Катина была написана для часовни Сакраменто в церкви Сан-Пьетро в Перудже.

Джорджо Вазари. Аллегория непорочного зачатия .

1541 год. Дерево. Масло. размер 39*58 см. В Уффици с 1771 года.

Работа выполнена для церкви Санти Апостоли во Флоренции.

ВАЗАРИ, ДЖОРДЖО (Vasari, Giorgio) (1511–1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма, родился в Ареццо 30 июля 1511. Около 1524 уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело. После поездки в Рим Вазари вернулся во Флоренцию на службу к герцогам Медичи. В 1562 он основал Академию рисунка. Главная его постройка – ансамбль Уффици во Флоренции (1560–1585). Вазари является автором фресок в палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555) и Зале Реджа в Ватикане (1571–1573). Вазари придумал термин «Возрождение». Умер Вазари во Флоренции 27 июня 1574.

Стиль живописи и архитектуры мастера, который можно назвать маньеристическим, сформировался под влиянием Микеланджело. Вазари не был выдающимся художником, но, будучи человеком широких культурных интересов, внес огромный вклад в историю искусства как создатель Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550, 1568) – книги, которая остается важным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения.

5 интересных фактов из биографии «короля-поэта» Лоренцо Медичи

Ариэль Городецкий

О мудрости Медичи слагали легенды, его тонкий художественный вкус ценили далеко за пределами Италии, а власти и могуществу редко когда осмеливались бросить вызов. Искусный дипломат, мудрый правитель, поэт, музыкант, знаток классических языков, казалось, он был идеальным монархом Ренессанса. С его именем навсегда будут связаны расцвет Флоренции, творения и жизнь гениев Возрождения, великолепие Ренессанса. Король дипломатии, он был бесстрашен, когда дело касалось безопасности его владений, но в эпоху бушевавших в Италии междоусобных войн, он предпочитал больше дружить, чем воевать. Благодаря своей природной проницательности, Лоренцо Великолепный укрепил власть, заручился поддержкой влиятельных союзников и смог подарить родному городу необходимые спокойствие и процветание…

Воспитанием будущего правителя Флоренции сначала занималась его мать Лукреция Торнабуони, а затем она передала его на попечение известнейшим гуманистам того времени: Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу и Марсилио Фичино. Они обучили Лоренцо поэзии, философским наукам и латыни. Уже в юности на Лоренцо возложили участие в государственных делах и важных дипломатических миссиях. В 1464 году, едва Лоренцо исполнилось 16 лет, отец Пьетро отправил его к возможным союзникам и клиентам рода Медичи, дабы заручиться поддержкой внутри Италии. Сначала Лоренцо послали в Милан, к тамошнему правителю герцогу Франческо Сфорца, затем в Рим, где юный Медичи заключил »Сделку века» с главой церкви – Лоренцо заключил с папской курией договор об исключительном праве дома Медичи добывать и продавать минеральное сырье, необходимое для окраски тканей от папского имени. Римский папа обладал монополией на добычу квасцов, минералов, которые использовались для окраски, чем нередко пользовался, ограничивая общий объем добычи ископаемых. После »Сделки века» дом Медичи на время обрел независимость от церкви, а их роль банкиров при папском дворе невероятно возросла. Но на этом миссия юного Медичи не закончилась, далее он отправился в Неаполь, где закрепил союз трех городов-государств – Неаполя, Милана и Флоренции. Искусная дипломатия дала свои плоды, позиции Флоренции на Аппенинском полуострове оказались сильны, как никогда.

Под властью Медичи Флоренция сделала ставку не на сильную армию, а на политическую интригу и умелый выбор союзников. В 1469 году родители женили Лоренцо на Клариссе Орсини, происходившей из знатного римского рода, имевшего тесные связи с папским престолом. Кларисса родила Лоренцо трех сыновей и четырех дочерей. В том же году, после кончины Пьетро Медичи, Лоренцо стал главой семьи. Делегация флорентинцев попросила его принять на себя заботу о республике. »Я согласился без энтузиазма, — писал великий меценат в своих мемуарах, — Эти обязанности казались мне не соответствующими моему возрасту и слишком опасными. Я согласился только затем, чтобы сохранить друзей и наше богатство, потому что в нашей Флоренции, если вы богаты, вам сложно жить, если вас не защищает государство». Власть Лоренцо была в значительной степени основана на его популярности в народе. Он возводил роскошные здания, устраивал бесконечные карнавалы, рыцарские турниры, театральные представления. Торжества преобразили город: его площади, улицы и дворцы.

Но удерживая власть, даже используя только политические пути поддержки своих союзников, правитель республики нажил себе немало врагов. В 1478 году на него и его брата Джулиана представителями влиятельных родов Пацци и Сальвиати было совершено покушение. Джулиана убили, а Лоренцо отделался тяжелым ранением. Непосредственный вдохновитель преступления архиепископ Сальвиати и его сообщники были схвачены людьми Медичи. Возмущенные флорентинцы на месте расправились с заговорщиками, а сам Лоренцо безжалостно казнил без суда и следствия более двухсот человек из окружения Пацци. Авторитет Медичи поднялся на небывалую высоту.

Казнь архиепископа возмутила нового папу римского Сикста IV, который занимал позицию семьи Пацци и стоял за заговором против Медичи. Он отлучил Лоренцо от церкви, а вместе с ним и всю правящую элиту Флоренции. Более того, заручившись поддержкой Неаполитанского королевства, Сикст IV стал угрожать интердиктом всему тосканскому государству, если в течение месяца Медичи и их сторонники не будут выданы папскому суду. На Флоренцию надвигалась страшная война. В этой отчаянной ситуации Лоренцо продемонстрировал незаурядное мужество и гениальное политическое чутье. Глава республики совершенно один отправился в стан врага, к королю Фердинанду Неаполитанскому. Во Флоренцию Медичи вернулся с мирным договором и соглашением о вечной дружбе в интересах обоих государств. Оставшийся без союзников, Сикст IV был вынужден прекратить начавшуюся войну.

Но искусство для хитрого флорентинца было важней, чем его политические победы, многочисленные флотилии или банки, опутавшие сетью всю Европу. Лоренцо использовал личные сбережения и общественные деньги для того, чтобы возродить во Флоренции интерес к наукам и искусству. Находящаяся под его патронажем Академия в Кареджи, членами которой были Фичино, Пико делла Мирандолла и Полициано, стала центром, из которого по всей Европе распространилось понятие »неоплатонизм». При флорентийском дворе создавали свои шедевры Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Верроккьо, Гирландайо… Лоренцо построил себе виллу, напоминавшую дворцы римских патрициев. Дворец дополняли знаменитые Сады Медичи, в которых глава республики сочинял стихи и предавался любовным утехам. Укрепление престижа Флоренции Лоренцо Великолепный стремился обратить на благо всей Италии. Он объединил разрозненные итальянские государства перед лицом чужеземных нашествий.

С каждым годом Лоренцо тратил все больше денег на поддержание своего престижа. В последние годы его правления налоговый гнет значительно увеличился. Иногда прямые налоги взимались по 10-12 раз в год. Торговые дома были недовольны опекой Медичи, а население возмущено бесконечными поборами, но все эти проблемы Лоренцо оставил решать своим потомкам. Он умер 9 апреля 1492 года, в возрасте сорока четырех лет. »С его уходом закончился мир во Флоренции», — сказал римский папа Иннокентий VIII, узнав о смерти правителя.

Читайте также  Битва при ангиари, леонардо да винчи

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из жизни »короля-поэта».

1. Лоренцо Великолепный построил первую в Европе публичную библиотеку. Его собрание насчитывало около десяти тысяч рукописных и печатных книг. Для пополнения ее запасов он отправлял своих посланников на Восток, где те искали древние рукописи, свитки и книги. Подобной библиотеки не было нигде со времен Александрии. По сей день она носит его имя – Библиотека Лауренциана.

2. Знаменитые сады Медичи, построенные Лоренцо стали прообразом первой академии Изящных искусств в Европе. Лоренцо даже открыл в садах Медичи школу для молодых художников и ваятелей. Здесь творили такие корифеи, как Джованни Франческо Рустиччи, Лоренцо ди Креди, Андреа Сансовино… В школе ваятелей при садах Медичи учился также и сам Микеланджело Буонаротти.

3. Лоренцо Великолепный прославился не только, как первый основатель публичной библиотеки, но и как первый в Европе владелец… жирафа. Жирафа ему подарил египетский султан Кейт-бей в знак установления дружественных отношений между Флоренцией и Египтом. Появление во Флоренции этого диковинного животного вызвало невероятный ажиотаж. Это был первый живой жираф, появившийся в Европе со времен Древнего Рима. На Лоренцо жираф произвел такое впечатление, что он даже решил использовать его в своих политических интригах, пообещав подарить его королеве Франции Анне. Правда эта затея не удалась, жираф в результате несчастного случая сломал шею, и в течение последующих трехсот лет жирафов во Флоренцию не привозили. Кстати, жираф Медичи изображен на картине Франческо Убертини »Раздача манны небесной» (1540).

4. Медичи был превосходным поэтом. Такое сочетание кажется необычным даже для эпохи Возрождения с ее многосторонними гениальными личностями. Оно поражало уже современников. »В нем жили два разных человека, соединенные почти невозможной связью», — писал Макиавелли. Произведения Лоренцо восходят к нео-платонической традиции – поэма »Спор» и любовные сонеты. Другие его сочинения опирались на фольклор – »Соколиная охота», »Пир или пьяницы», »Ненча из Барберино». К народно-реалистическим произведениям примыкает также »Новелла о Джакоппо», написанная в стилистической традиции »Декамерона». В ней изображен придурковатый горожанин, который, будучи одурачен священником Антонио, умоляет жену отдаться любовнику. Новелла резко антиклерикальна: глупость Джакоппо – прямое следствие его слепой веры, а священник Антонио – изображен в крайне неприглядном виде.

5. Одно из величайших достижений эпохи Возрождения — мраморная статуя, изображающая Лоренцо Медичи, над которой Микеланджело Буонаротти работал в течение почти десяти лет (1526-1534). Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо в каппеле Медичи. Ещё при жизни Микеланджело статую назвали »il pensieroso» – »созерцательной».

Джорджо Вазари. Художник и искусствовед в одном лице

Джорджо Вазари – представитель итальянской школы Эпохи Возрождения . Современник и ученик Микеланджело Буонаротти. Придворный мастер семьи Медичи.

Джорджо родился 30 июля 1511 года в городке Ареццо (Итальянская провинция Тоскана). Его отец занимался гончарным делом. Фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо – гончар (итал).

С детства Джорджо Вазари был любознательным, настырным ребенком. Он активно помогал отцу в его мастерской. Любил подолгу рассматривать фрески, украшавшие местный храм.

Будучи старшим ребенком в семье, Джорджо стал рано зарабатывать на жизнь. В возрасте 11 лет он напросился быть подмастерьем у художника-витражиста.

Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини. И отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого мастера Андреа дель Сарто. Ни много, ни мало тот дружил с Рафаэлем , Микеланджело и Леонардом да Винчи .

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи.

Как говорил впоследствии сам Вазари, его учитель был одарен не меньше, чем Рафаэль или Микеланджело. Но при всем таланте ему не хватило дерзости и амбиций, чтобы достичь вершин славы.

Микеланджело давал в мастерской Сарто уроки архитектуры и скульптуры. Это также не прошло даром для одаренного Джорджо Вазари. Впоследствии он станет и архитектором.

Одно из самых известных его архитектурных творений – коридор Вазари. Он был построен для семейства Медичи, чтобы они могли переходить из одного дворца в другой, не выходя на улицу.

Коридор Вазари. 1565 г. Флоренция

Молодой Вазари, как губка, жадно впитывал все знания, которые встречались на его пути. Он будто чувствовал, что самые яркие представители эпохи неспроста вошли в его жизнь.

Будучи амбициозным и настойчивым, он уже знал, что его жизненный путь будет особенным. Этому еще способствовало то, что подросток стал пользоваться благосклонностью представителей семьи Медичи: Ипполито и Александра.

Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного. 1530-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Muzei-Mira.ru

После изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году Вазари пришлось вернуться в Ареццо. В это же время умирает отец Вазари. Джорджо становится единственным опекуном и кормильцем младших братьев и сестер.

Он рисует фрески, берет заказы на картины, активно изучает ремесло обработки золота и серебра. В поисках работы и заказов Джорджо Вазари колесит по Италии.

Когда в 1531 году Медичи при помощи Карла V возвращаются во Флоренцию, Вазари приезжает под покровительство герцога Александра, большого ценителя искусства. В это время Джорджо выполняет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. А ему на этот момент, заметьте, чуть более 20 лет!

Как поговаривали злые языки, в скорости написания картин Вазари большую роль играл не талант художника, а расторопность его учеников.

Мастер лишь давал основные композиционные решения будущего полотна, а все остальное якобы выполняли его подмастерья. Впрочем, услугами учеников в 15-17 веках пользовались многие мастера. И Рафаэль, и Тициан , и Рубенс.

Так или иначе, но количество полотен, оставленных Джорджо Вазари, впечатляет.

Джорджо Вазари. Снятие с креста. 1540-е года. Монастырь Камалдоли, Тоскана. Artita.ru

В 1537 году в результате заговора Александр Медичи погибает от рук заговорщиков. Но Вазари к этому времени уже уверенно стоит на ногах. Он востребован и известен как художник, получает множество заказов из разных городов.

До 1553 года Джорджо Вазари побывал во всех крупнейших городах Италии, включая Рим. Расписывая стены соборов, продавая свои картины и выполняя качественные копии великих художников, Вазари неплохо зарабатывает.

Джорджо Вазари. Деталь фрески “Рождение Венеры”. 1550 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Artchive.ru

В 1547 году он отстроил роскошный особняк на своей родине – в Ареццо, в здании которого в настоящее время расположен музей Джорджо Вазари.

Картины Джорджо Вазари выполнены в стиле маньеризма, возникшего на основе позднего Возрождения.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Wikiart.org

Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Вазари в России

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.

Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в Радищевском музее в Саратове.

Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).

До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.

Одного Вазари Эрмитаж оставил себе. Так как сомнений в его авторстве никогда не было. Речь идёт о картине “Обручение святой Екатерины”.

Джорджо Вазари. Обручение святой Екатерины. 16 век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru

Как Вазари стал первым искусствоведом

Джорджо Вазари оставил о себе память и как первый искусствовед в истории: он создал “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.).

К этому монументальному труду Вазари отнесся очень добросовестно. На протяжении всей жизни продолжал вносить дополнительные сведения о современных деятелях искусств.

В “Жизнеописаниях” представлены более 200 биографий представителей эпох Античности, Средневековья и Возрождения (именно Вазари первым так назвал эти Эпохи).

В его времена немало писалось биографий художников. Но именно “Жизнеописания” до сих пор популярны. Ни одно исследование тех эпох не обходится без ссылки на Вазари.

Почему же он так популярен? Дело в стиле написания. Он добавляет в биографии мастеров много интересных подробностей о характере художников.

Именно благодаря ему мы знаем, что Джотто был ещё тот шутник; Мазаччо был добродушным, но витающим в облаках; а Уччелло был помешан на совершенствовании мастерства, так, что не замечал ничего вокруг, даже свою прекрасную молодую жену.

Не забыл Вазари оставить и своё жизнеописание. Все-таки он был честолюбивым человеком. А ещё считал себя в первую очередь художником. И именно в этом качестве хотел войти в историю. Но получилось не совсем так, как он планировал.

Умер Джорджо Вазари 27 июня 1574 года во Флоренции.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫХ ЖИВОПИСЦЕВ, ВАЯТЕЛЕЙ И ЗОДЧИХ

Жизнеописание

ДОН ЛОРЕНЦО,

(Lorenzo Monaco)

монаха монастыря

дельи Анджели во Флоренции

Человек добрый и набожный испытывает, как мне думается, удовлетворение великое, если с почетом для себя владеет либо словесностью, либо музыкой, либо живописью, либо друтими свободными искусствами и теми механическими, которые не только но предосудительны, но приносит другим людям и пользу и помощь. Ибо после божественной службы достойно проходит время с удовольствием, вкушаемым нами в сладостных трудах над приятными занятиями. К этому следует прибавить, что такой человек ценим и уважаем всеми, кроме разве завистливых и злых, и не только при жизни, но и после смерти почитается всеми людьми за его деяния и за доброе имя, которое от него остается потомкам. И поистине тот, кто проводит время таким образом, Живет в спокойной созерцательности без какой-либо докуки от тех тщеславных побуждений, кои почти всегда обнаруживаются, к их позору и ущербу, у лентяев и бездельников, людей в большинстве случаев невежественных. И если иной раз и случается, что подобный доблестный муж преследуется злыми людьми, все же власть доблести такова, что время зарывает и хоронит злобу людей дурных, доблестный же муж в грядущих веках всегда пребывает светлым и славным. Таков был и дон Лоренцо, флорентинский живописец, который был монахом камальдульского ордена в монастыре дельи Анджели (монастырь этот был основан в 1294 году братом Гвиттоне из Ареццо), ордена и воинства Богоматери, или веселых братьев, как именовали в народе монахов этого ордена; в ранние свои годы он занимался рисованием и живописью с таким усердием, что впоследствии по заслугам был причислен к лучшим из занимавшихся этим искусством в его время(1).

Читайте также  Цветы в стеклянной вазе и фрукты, ян давидс де хем

Первые работы этого монаха-живописца, который придерживался манеры Таддео Гадди и других своих современников, были созданы им в его монастыре дельи Анджели, где, помимо многих других вещей, он расписал доску главного алтаря, каковую в их церкви можно видеть и ныне; судя по надписи внизу на раме, она была завершена и поставлена туда в 1413 году. Равным образом дон Лоренцо написал на доске, находившейся в монастыре Сан Бенедетто, того же камальдульского ордена, что за воротами Пинти, разрушенными во время осады Флоренции в 1529 году, Венчание Богоматери, такое же, как и на доске в своей церкви дельи Анджели; доска же из монастыря Сан Бенедетто находится ныне в первом дворе названного монастыря дельи Анджели в капелле Альберти по правую руку. В то же самое время, а может быть, и раньше, он расписал в Санта Тринита во Флоренции фреской капеллу семейства Ардингелли и доску для них же, и были они в те времена очень одобрены; там он изобразил с натуры Данте и Петрарку.

В Сан Пьеро Маджоре он расписал капеллу Фьораванти, а в одной из капелл Сан Пьетро Скераджо выполнил доску, а в названной церкви Санта Тринита — капеллу Бартолини. В Сан Якопо сопра Арно также есть доска его работы, выполненная отменно и отделанная с бесконечной тщательностью в манере того времени. Подобным же образом в Чертозе за Флоренцией он написал несколько добротных вещей, а в Сан Микеле в Пизе, монастыре своего ордена, — несколько дельных досок.

Во Флоренции же, в церкви Ромити, тоже камальдульской (ныне разрушенной вместе с монастырем и оставившей лишь свое название этой части города за Арно, именуемой по имени сего святого места Камальдульской), помимо многих других вещей, написал он на доске Распятие и св.Иоанна, почитавшихся прекраснейшими. В конце концов, заболев от злокачественного нарыва, от которого он страдал много месяцев, он скончался пятидесяти пяти лет и был с почестями похоронен своими монахами в капитуле их монастыря, как того заслуживали его доблести.

А поскольку часто, как показывает опыт, из одного ростка со временем благодаря старанию и таланту человеческим произрастают многие, то и в названном монастыре дельи Анджели, где монахи постоянно занимались живописью и рисованием и раньше, не только названный дон Лоренцо был среди всех превосходным, но процветали там в продолжение многих лет и раньше и позднее мужи превосходные во всем, что относится к рисунку. И потому никак нельзя, как мне кажется, обойти молчанием некоего дона Якопо, флорентинца(2), жившего задолго до названного дона Лоренцо, ибо он был и наилучшим и примернейшим монахом и лучшим писцом заглавных букв из всех бывших и раньше и позднее не только в Тоскане, но и во всей Европе, о чем явно свидетельствуют не только двадцать очень больших книг для хорового пения, оставленных им в своем монастыре, самых красивых по почерку и самых больших по величине, быть может, во всей Италии, но и множество других, находящихся в Риме, и в Венеции, и во многих других местах, и главным образом в Сан Микеле и в Сан Маттиа в Мурано, монастыре его камальдульского ордена.

За работы эти сей добрый отец заслужил спустя многие и многие годы после того, как отошел к жизни лучшей, не только то, что дон Паоло Орландини, ученейший монах того же монастыря, прославил его многими латинскими стихами, но даже то, что правая его рука, коей написал он названные книги, и поныне хранится с большим благоговением в табернакле вместе с рукой другого монаха по имени дон Сильвестро(3), который, по условиям того времени, не менее превосходно, чем дон Якопо, украшал миниатюрами названные книги. Да и я, видевший их много раз, всегда дивился тому, с каким рисунком и с какой тщательностью они выполнены в те времена, когда все искусства, связанные с рисунком, были почти что позабыты, ибо работы этих монахов относятся приблизительно к 1350 году спасения нашего или же немногим раньше или немногим позже, как это можно видеть по любой из названных книг.

Говорят, а некоторые старики еще об этом помнят, что, когда папа Лев X прибыл во Флоренцию, он пожелал увидеть и как следует рассмотреть названные книги, так как помнил, что их очень хвалил Аоренцо де Медичи Великолепный, его отец, и, разглядев их со вниманием, когда они были расставлены открытыми на сиденьях хора, он заметил: «Если бы они соответствовали римской церкви, а не монастырским уставам и камальдульским обычаям, мы охотно взяли бы некоторые образцы, справедливо вознаградив монахов, для Сан Пьетро в Риме, где в свое время хранились, а может быть, и теперь еще хранятся две очень красивые книги работы тех же монахов». В том же монастыре дельи Анджели находится много древних вышивок, выполненных в весьма прекрасной манере и по хорошему рисунку древними отцами этого места, пребывавшими в постоянном затворничестве, именуясь не монахами, а отшельниками, и никогда не выходившими из монастыря наподобие сестер и монахинь наших дней, и затворничество это существовало до 1470 года.

Возвратимся, однако, к дону Лоренцо: он обучил Франческо флорентинца(4), который после его смерти выполнил табернакль, что на углу у Санта Мариа Новелла, в начале Виа-делла-Скала, как идти к Папскому залу; другой же его ученик, который был пизанцем, написал в церкви Сан Франческо в Пизе в капелле Рутилио ди сер Баччо Маджолини Мадонну, св. Петра, св. Иоанна Крестителя, св. Франциска и св. Раньери с тремя историями из малых фигур на алтарной пределле. Работа эта, исполненная темперой в 1315 году, была признана дельной. В нашей книге рисунков Богословские добродетели работы дон Лоренцо выполнены светотенью с хорошим рисунком и в манере прекрасной и изящной, так, что это, пожалуй, лучше рисунков любого мастера тех времен. Во времена дона Лоренцо дельным живописцем был Антонио Вито из Пистойи(5), который, помимо многих друтих вещей, о которых говорилось и в жизнеописании Старнины, в палаццо дель Чеппо в Прато написал житие Франческо ди Марко, основателя сей богоугодной обители.

Лоренцо Монако (монах) родился в Сиене в 1370 г. (или 1371), работал во Флоренции в конце XIV и начале XV в. (в 1422 г. был еще жив). Главные из многочисленных работ: «Благовещение» во флорентинской Академии и «Поклонение волхвов» в Уффици, а также много миниатюр и «Распятия» (в церкви Сан Джованни деи Кавальери во Флоренции и др.). 1 Монаху-живописцу дону Лоренцо, более известному под именем Лоренцо Монако (монах), приписывается, как сказано, большое количество работ (досок), отождествить которые с работами, перечисляемыми Вазари, затруднительно. Из фресок, приписываемых Лоренцо, сохранилось немного (в флорентинском госпитале Санта Мариа Нуова).

2 Вазари называет именем дон Якопо, по-видимому, миниатюриста дона Симоне, засвидетельствованного документами, о деятельности которого более подробных сведений нет.

3 О доне Сильвестро не известно более ничего, но две руки, принадлежащие одному человеку, действительно хранились в монастыре. Вазари считал их ранее руками дона Лоренцо, в первом издании «Жизнеописаний» значилось: «Братья в дельи Анджели считали руки эти его (Лоренцо) руками и хранили их в памяти о нем».

4 Что это за Франческо — точно не выяснено. Возможно, что речь идет о Франческо ди Микеле, упоминаемом в цеховых документах в 1385 г. Живопись табернакля на площади Санта Мариа Новелла частично сохранилась в очень плохом состоянии.Антонио Вите упоминается с 1378 г., умер в 1407 г. Его достоверных работ не сохранилось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: