Кувшины в земле, д. м. краснопевцев, 1969 - JEKATERINBURG.RU

Кувшины в земле, д. м. краснопевцев, 1969

Краснопевцев Дмитрий

Краснопевцев Дмитрий Михайлович

Дмитрий Краснопевцев – известный русский художник и график неофициального искусства, мастер метафизического натюрморта.

Родился 8 июня 1925 года в Москве. В 1942–1947 Дмитрий Краснопевцев учился в Московском художественном училище памяти 1905 года у А. Чиркова (с перерывом на военную службу в 1943–1946). Затем работал учителем рисования.

С 1949 по 1955 учился в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, где в числе его наставников был офортист М. А. Добров. Около 20 лет Дмитрий Краснопевцев работал художником в «Рекламфильме».

Член Союза художников СССР с 1982. С 1956 экспонировался на выставках в России и за рубежом.

Основные выставки с участием Дмитрия Краснопевцева:

1967 —выставка живописи и графики из коллекции А. Глезера (Тбилиси);

1970 — выставка Nuove correnti a Mosca (Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария);

1974 (1979) — Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ);

1975 — выставка живописи московских художников (павильон «Пчеловодство», ВДНХ, Москва);

1976 — Exposition au Musee russe en Exil (Монжерон, Франция);

1979 — «Цвет, форма, пространство» (Горком графиков, ул. Малая Грузинская, 28, Москва).

1982, 1983 — выставки в Горкоме графиков (ул. Малая Грузинская, 28, Москва);

1977 — Биеннале в Венеции (Италия).

Первая персональная выставка Д. Краснопевцева состоялась в 1962 в квартире друга художника пианиста Святослава Рихтера. Другие персональные выставки художника:

1975 — квартира Святослава Рихтера (Москва);

1990 — Museum of Contemporary Russian Art (Джерси-Сити, США);

1992 — ЦДХ (Москва);

1992 — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва);

1995 — Галерея «Дом Нащокина» (Москва).

В конце 1950-х — 1960-х главным жанром стал для него «метафизический натюрморт», совмещающий традиции символизма и сюрреализма, — с простой, часто сломанной керамической утварью, сухими растениями, раковинами; эти своеобразные «черепа вещей» воспринимаются как поэтические символы бренности, напоминающие об ирреальности окружающего мира.

«…Он приобрел своим искусством то, что дороже всех званий и наград: имя, репутацию, которые достаются лишь тем, кто создает свой художественный мир, свой стиль, свою ни на кого не похожую образную систему.

Скажешь «Краснопевцев» — и сразу же встают перед глазами его строгие композиции-натюрморты, каждый из которых явился плодом углубленного размышления и неторопливого, лишенного поверхностных эффектов, прочувствованного мастерства.

И главное, вспоминаешь затаившуюся внутри содержательную мысль, которая открывается лишь по мере такого же неторопливого вживания в суть изображенного…» (Елена Мурина. Предисловие к каталогу персональной выставки Дмитрия Краснопевцева. Музей современного искусства. Нью-Йорк. 1990).

В 1992 Д. Краснопевцев стал первым художником, удостоенным новой, «неформальной» премии «Триумф».

Наследие Д. Краснопевцева широко представлено в московском Музее личных коллекций (при Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), куда после смерти художника перенесены фрагменты его мастерской, книги, вещи, множество причудливых предметов: камни, раковины, сухие ветки и травы — «герои» его натюрмортов.

«.. Давно замечено, что портрет, написанный художником, есть одновременно и его автопортрет, — это простирается и дальше — на любые композиции, пейзажи, натюрморты, на любые жанры, а также и на беспредметное абстрактное искусство, на все, что бы ни изображал художник.

И при любой его объективности, бесстрастии, при желании уйти от самого себя, стать безличным — ему не удастся скрыться, его творение, его почерк выдаст его душу, его ум, сердце, его лицо…

…Порядок родит тишину…

…Работай не торопясь, не спеши — время ревниво и неблагожелательно к тому, что создано без его участия и помощи…» (Дмитрий Краснопевцев. Из записок разных лет).

Здесь сохранилась история: посмотрите на старые кратовские дачи в фотопроекте Фёдора Савинцева

Идея проекта родилась сама собой — в Кратове жили несколько поколений моей семьи, как по папиной, так и по маминой линии. Один дом принадлежал моему прадеду по отцовской линии Анатолию Долгинову, который был главным инженером на силикатном заводе в г. Жуковский. На этой даче потом жили моя бабушка с дедушкой, там выросли мой отец и моя тетя. Сейчас за домом следит и живет мой двоюродный брат, он трепетно хранит былую атмосферу, за что ему большая благодарность.

Я уже застал другую дачу — ее в 1980-х построил мой второй дед по маминой линии Василий Романов; сейчас там живут мои родители — это место, где мы собираемся всей семьей, место единения.

В целом Кратово сохранилось в том виде, каким я помню его из детства, но поселок постепенно теряет облик: множество домов утрачено, нынешние владельцы хотят комфорта, не задумываясь о сохранении традиций. Это не плохо, но хотелось бы преемственности в архитектуре, сохранения элементов, присущих дачам Кратово. Удручают заборы, огромные барьеры, которые люди возводят, отгораживаясь от мира, соседей, от пространства.

Старые кратовские дачи

Этот дом родом из Австрийских Альп — хозяева зовут его «Отдых». Его привезли после войны, в 1946 году — дом был разобран, пронумерован и доставлен в Кратово, где его воссоздали пленные немцы. Поселок состоял из восьми домов и сторожки. «Отдых» дошел до нас практически в первозданном виде, а другие дома либо снесены, либо перестроены до неузнаваемости. Сейчас здесь постоянно проживает сын хозяина этого дома Климкин Александр Михайлович (1941 года рождения) со своей супругой Ларисой.

Эта потрясающая усадьба была построена в 1950-х годах. Здесь живет Кирилл — внук известного московского врача Сергея Кагана и правнук архитектора Абрама Кагана. Я много раз проезжал мимо этой дачи, пока мне довелось познакомиться с хозяином. Он оказался очень приятным человеком, который ценит историю и бережет прошлое. Несколько лет назад из-за ураганных ветров на крышу дома упали деревья, в результате чего была утрачена настоящая черепица. Хозяин долго пытался найти тех, кто восстановит ее, цена вопроса оказалась велика, и крышу пришлось перекрывать железом. Н о и это не испортило духа дома.

У этого дома интересная история на две семьи. На фотографии запечатлена половина, которая принадлежит Юрию, он внук Ашавского Александра Михайловича — профессора, специалиста по горному делу и автора множества научных работ и патентов, которые используются и по сей день. Дом достался Юрию в увядшем состоянии, и он понял, что если его не восстановить, то он будет утрачен. Заморозив строительство нового каменного дома, он совместно с хозяевами второй половины отреставрировал старый — его поднимали целиком с заменой нижних венцов. Элементы декора заказывали в мастерских по образцам. Это хороший пример, как можно восстановить старину новыми материалами, чтобы она не утратила эстетику.

Очень люблю этот дом. У него сложная и интересная судьба: насколько мне удалось выяснить, долгое время он принадлежал министерству тяжелого машиностроения, но, в отличие от других министерских дач, он не относится к типовой архитектуре. Мне рассказывали, что дом отобрали у репрессированных и потом передали министерству. Какое-то время часть особняка принадлежала какому-то замминистра, а потом его сыну, музыканту. Сейчас эта половина пустует, якобы какое-то юридическое обременение. Лет пять назад участок продавался. К сожалению, зарос совсем.

Еще один домик из детства — мы знатно проводили здесь время с соседскими детьми, играя в прятки. Сейчас у дома новые владельцы, купившие его лет 15 назад. К сожалению, они не знакомы с его историей и даже не интересовались, но надо отдать должное — они сохранили его внешний вид.

Нынешний владелец Михаил купил этот дом несколько лет назад и, что удивительно, сохранил аутентичный интерьер . Он рассказал мне его историю, к сожалению, без фамилий. Так вот, дом был построен офицером (вероятнее всего, НКВД) специально для своей больной матери, которой требовался уход и покой. В нем была ванная комната, две печки и уникальная литая винтовая лестница и даже лифт на второй этаж — сейчас шахта заложена и в ней обустроены кладовые. К глубочайшему сожалению, больше информации нет, но и эти крупицы ценны и побуждают изучать, исследовать и ценить. Позднее дом принадлежал педагогу Щукинского театрального училища М. А. Пантелеевой и ее сестре-переводчике, он достался им от отца, преподавателя в Менделеевке. Ну и вишенка на торте — этот дом можно арендовать всего за 25 тысяч в месяц или купить за девять миллионов рублей.

Читайте также  Отдых в риме в ноябре: фото, погода, туры

Чем больше общаюсь с домами, тем больше начинаю считывать их характер и образ. Вот с виду ничем особым не выделяющийся дом, но, я не знаю, почему-то ощущение четкое, что это она — дача, такая нежная, но в то же время подчеркнутая, изящная.

Увидеть этот дом с дороги практически невозможно. Я обратил внимание на него совершенно случайно, когда ехал на машине и увидел краем глаза кусочек окна. Полез смотреть — забор метра три, хозяев нет. По одной из версий, в этом доме собирались художники-авангардисты, шли беседы, встречи, обмен творческими планами и идеями. Я это слышал от одного человека вскользь, и не факт, что речь шла именно об этом доме, но я в процессе поиска и уточнения информации.

Такие дома уже катастрофическая редкость, и не потому, что не сохранились, а потому, что в этом доме продолжает жить дух кратовских дач, дух профессорской интеллигенции. Все благодаря семье, которая не променяла ценности на фантики. Понятно, что можно лучше, комфортнее, выбросить ненужное — но как определить это ненужное? Это живой, настоящий, сильный, немного подветшавший дом — но с характером. С хозяином — Владиславом Погодиным-Алексеевым — я познакомился совершенно случайно, когда набрался смелости и зашел на участок. О нем можно узнать больше у меня в Instagram TV .

Это представитель генеральских дач. Раньше здесь жили две семьи, но до наших дней дожила лишь супруга одного генерала. Каверза в чем? А в том, что на даче никого нет, а соседи смогли рассказать лишь эти крупицы информации.

Автора нет — Государственная Третьяковская галерея

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Государственная Третьяковская галерея»

Описание и краткое содержание «Государственная Третьяковская галерея» читать бесплатно онлайн.

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI-начала XX века» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Датой создания Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) приобрел первые работы современных русских художников. Его изначальной целью было создание художественной галереи, которая впоследствии могла бы преобразоваться в музей русского национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, — писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, — я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников»…

Полотно «Письмо с фронта» принесло художнику большую известность. Написанное по еще свежим воспоминаниям о годах войны, оно нашло горячий отклик в сердцах советских людей.

Картина представляет собой жанровую сцену с удачно найденной «жизненной» постановкой фигур. Здесь нет неестественного позирования и ненужной патетики, такая сценка на залитом солнцем крыльце могла быть увидена в каждом доме, куда пришло долгожданное фронтовое письмо. В каждой семье в эти радостные минуты сразу откладывались повседневные занятия и заслушивалось чтение послания, которое в этом произведении доверено старшему сыну.

Для картины художнику позировали его родные; стремясь как можно точнее и достовернее передать все мельчайшие подробности, Лактионов выступает истинным «бытописателем».

Александр Александрович Дейнека (1869–1969). Оборона Петрограда 1956. Холст, масло. 218×354

Произведение «Оборона Петрограда» представляет собой один из символов советской живописи и является авторским повторением одноименной картины, выполненной А. А. Дейнекой в 1928 и посвященной событиям Гражданской войны 1919, в ходе которых Рабоче-крестьянская Красная армия сражалась с белыми войсками — противниками советского режима.

По задумке художника, две процессии солдат и добровольцев, шествующие в противоположных направлениях в верхнем и нижнем «регистрах» композиции, означают соответственно возвращение раненых (вверху) и бодрое выступление новых воинов, готовых принять боевое крещение (внизу). Укутанные в шинели согбенные фигуры раненых, вернувшихся с фронтов, являют собой зрелище тягостное. Но ближе к зрителю проходит колонна новых красноармейцев, смело шагающих навстречу судьбе, в рядах которых заметны и женщины, и даже раненый человек с перевязанной головой, не щадящий себя ради общей цели. Нужные типажи для написания картины (1928) художник искал среди заводских рабочих, участвовавших в Гражданской войне.

Николай Иванович Андронов (1929–1998). Плотогоны 1960–1961. Холст, масло. 210×275

Н. И. Андронов — один из представителей «сурового стиля» в советской живописи, возникшего как реакция на официальный социалистический реализм. Андронов превращает рабочих в «типаж»: исчезает индивидуальность их образов, появляются мужественность и надежность, типичные для всех. Лишая героев индивидуальности, художник не ставит задачей и проникновение в их психологию. Точнее, он фиксирует лишь одну его грань — мужественность и готовность к созидающему труду — и закрепляет ее за своими «типичными» персонажами. Скупые жесты не объединяют героев, они не общаются между собой, лишь рука одного из них, лежащая на плече другого, говорит не только о простом знакомстве, но и о дружбе.

Пластическая выразительность картины передает эмоциональную суть этой сцены. Яркие локальные цвета, простота и четкость композиции говорят о прямолинейности характеров изображенных моделей. Мощная живопись и монументальность композиции свидетельствуют о большой общественной значимости занятий этих молодых рабочих, вносящих свой вклад в развитие страны.

Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925–1995). Кувшины в земле 1969. Оргалит, масло. 49,5×61,5

Главной темой творчества Д. М. Краснопевцева был «метафизический натюрморт», легко узнаваемый своей графической манерой, монохромностью и налетом сюрреализма. В этих работах художника интересуют структура и материальность предметов — побитой керамики, засушенных растений и морских раковин, всегда написанных до осязаемости скульптурно, словно вылепленных, выструганных или вырезанных из различных материалов.

На картине «Кувшины в земле» глиняные сосуды, написанные на нейтральном фоне, расторгают связь с пространством, начинают самодостаточно существовать вне его и находятся словно в невесомости, не подчиняясь и закону земного притяжения. Художника интересует форма как таковая и ее магическая способность создания композиции.

Татьяна Григорьевна Назаренко (род. в 1944). Московский вечер 1978. Холст, масло. 160×180

Т. Г. Назаренко — один из лидеров художественной жизни 1970-х. Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к многоплановому прочтению смысла произведения, акцент личностной интонации, ирония. Язык иносказаний был близок многим мастерам этого времени. Назаренко вспоминает: «70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова закрыто».

Картина «Московский вечер» написана как групповой портрет друзей художницы. Фоном служит не интерьер мастерской (где проходит встреча), а московский пейзаж, где за домами современной застройки виднеются купола Соборной площади и Кремль. На столике перед друзьями лежат старинные фотографии, чудом сохранившиеся номера давно не издававшихся журналов, репродукции живописных портретов. Молодые люди, вдохновленные этими весточками ушедшей эпохи, мысленно перенеслись в тот век, когда были живы герои этих фотографий и модели, с которых писались портреты… И в круг задумчивых друзей вступает новый персонаж — словно оживленная их воспоминанием Елизавета Петровна Черевина с портрета кисти художника Григория Островского. Ровно два века разделяют это таинственное видение с обществом, собравшимся в мастерской… Художница размышляет о беге времени, неумолимости истории и непреодолимой пропасти между прошлым и настоящим страны, ее культуре и искусстве.

Читайте также  Самые дорогие духи в мире (женские и мужские)

Прадо — крупнейший музей мира, в котором хранятся живописные произведения европейских художников 12–19 вв. Прадо находится в столице Испании Мадриде, поэтому в нем представлена самая большая в мире коллекция испанской живописи. Музейное собрание состоит из трех крупных частей: картины, принадлежащие испанским королям; работы, созданные под покровительством церкви и позже перешедшие государству; произведения искусства, полученные в дар либо приобретенные музеем.

Вопли грешников и вырвавшийся демон. Как в СССР «докопались» до ада

Кольская скважина в Мурманской области стала известна на весь мир не только как самая глубокая, но и как «колодец в ад».

Коллаж © ТАСС / Семён Майстерман

В конце мая 1970 года началось бурение Кольской сверхглубокой скважины, которая через 20 с небольшим лет попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая глубокая в мире. Рекорд этот не побит до сих пор, но мировую известность она получила не только благодаря своим размерам, но и потому, что в западных странах стала известна как «колодец в ад». С конца 80-х годов вокруг скважины сложилась своя собственная мифология, получившая большое распространение в мире.

В отличие от большинства других, Кольская скважина изначально создавалась исключительно для научных исследований и была важной имиджевой историей. Для исследований было создано несколько специализированных НИИ, статьи о бурении и исследовании подземных недр регулярно публиковались в советских и западных научных журналах.

Фото © ТАСС / Семён Майстерман

Бурение скважины продолжалось без малого четверть века. Работы начались в 1970 году, а окончательно прекратились только в 1994-м (фактически активное бурение прекратилось в 1991 году). За это время глубина скважины достигла 12 261 метра, что сделало её самой глубокой в мире. Это звание она сохраняет до сих пор. После распада СССР финансирование проекта прекратилось, скважина была законсервирована.

Согласно наиболее популярной версии городской легенды, в 1989 году на шахте произошло чрезвычайное происшествие. Достигнув глубины около 14 километров, бурильщики обнаружили огромную полость. На этой глубине температура превышала тысячу градусов по Цельсию, поэтому решено было опустить в скважину уникальный термоустойчивый микрофон.

Из-за очень высокой температуры он проработал всего несколько секунд, но за это время успел записать ужасающие звуки — стоны и вопли проклятых душ, низвергнутых в ад. После этого большинство рабочих бежали, а руководитель работ Дмитрий Аззаков категорически отказался продолжать бурение. В итоге скважину было решено законсервировать, а запись засекретить.

В другой вариации легенды, когда микрофон, записавший ужасающие звуки, прекратил работать, из скважины вырвалось нечто — крылатый адский демон, похожий на летучую мышь, который воспарил в небеса на глазах десятков рабочих и улетел.

Фото © ТАСС / Семён Майстерман

Впервые эта история была опубликована в малотиражной газете финских христиан-пятидесятников в конце 1989 года. Авторы статьи в общих чертах были осведомлены о Кольской скважине (информация о ней часто публиковалась в европейских изданиях), но совершили несколько ошибок. Так, скважина была названа «сибирскими воротами в ад», хотя в действительности была пробурена не в Сибири, а в Мурманской области.

Корабль смерти. Что случилось с моряками таинственного судна «Оуранг Медан», подавшего сигнал SOS в 1947 году

Кроме того, в статье утверждалось, что глубина скважины достигла 14 километров, тогда как на самом деле бурение было прекращено на отметке 12,2 километра. Вдобавок не существовало микрофонов, способных работать при таких экстремальных температурах. Да и сами по себе температуры были куда менее экстремальны. На глубине 12 километров датчики фиксировали 220 градусов, а вовсе не тысячу. А бессменным руководителем работ на скважине был не мифический Дмитрий Аззаков, а известный советский геолог Давид Губерман.

Впрочем, такие ошибки и неточности стали далеко не главным недостатком этой увлекательной истории. Главной проблемой было то, что записи «адских стонов» авторы легенды так и не смогли предоставить, сославшись на то, что она есть, но засекречена в СССР.

Отсутствие каких-либо доказательств не смутило американскую христианскую телекомпанию TBN, посвятившую этой истории несколько эфиров. Американцы сослались на финскую газету, назвав её «уважаемым научным изданием». Для понимания масштабов раскрутки легенды надо сказать, что TBN является крупнейшей религиозной телесетью в мире.

В финском оригинале сообщалось только про запись адских звуков, вырвавшийся из ада демон появился значительно позднее, уже в начале 90-х годов. Затем в США на этой базе возникла параллельная легенда. Действие было перенесено на Аляску, а вырвавшийся из ада демон не только бесследно исчезал в ночном небе, но и убивал перед этим нескольких буровиков.

История о сибирском колодце в ад несколько лет циркулировала по миру в различных сборниках городских легенд и рубриках тематических газет. Вторая волна её популярности пришла с появлением Интернета почти десятилетие спустя.

В 2002 году ведущий одной из региональных американских радиостанций после эфира, посвящённого «адской скважине», получил электронное письмо от одного из слушателей. В письме сообщалось, что его дядя был страстным исследователем паранормального и собрал огромную коллекцию, в которой нашлась и та самая запись адских звуков. По словам автора, его родственник недавно умер, но успел рассказать, что запись ему передал приятель, работавший корреспондентом Би-би-си, а тот в начале 90-х получил её от русских.

Вторжение гуманоида. Тайна одной из самых загадочных фотографий ХХ века

К письму прилагалась аудиозапись, которую радиоведущий воспроизвёл на следующем шоу. Её появление вдохнуло в слегка позабытую городскую легенду вторую жизнь. Она появилась на всех тематических сайтах, сделав «адский колодец» одной из самых популярных городских легенд в западных странах. С тематических сайтов она перекочевала и в крупные таблоиды, благодаря чему и попала в Россию, где до этого была не очень широко известна.

По мотивам легенды было создано несколько художественных произведений, в том числе фильм «Ужас на глубине 9 миль», главную роль в котором сыграл Эдриан Пол (известный по сериалу «Горец»).

Кадр из фильма «Ужас на глубине 9 миль» / © «Кинопоиск»

История стала настолько популярной, что ею не могли не заинтересоваться разного рода разрушители легенд и разоблачители паранормальных историй. Они провели полномасштабное детективное исследование, в ходе которого удалось отследить, как зародилась одна из самых популярных городских легенд современности.

Первая публикация истории состоялась в 1989 году в малотиражной финской газете, посвящённой мистике и паранормальным явлениям. В газете существовала специальная рубрика, в которой размещались истории, присланные читателями. При этом они не подвергались никакой проверке.

Тайна Атлантиды в загадочном нацистском бункере. Как советский химик Жиров спас от гибели немцев

Из этой газеты она попала в издание финских христиан-пятидесятников, также выходившее небольшим тиражом. И уже после публикации в нём оказалась на американском ТВ. Один из корреспондентов TBN наткнулся на неё, читая подборку европейских христианских изданий.

Читайте также  Подруги, густава климта, 1916-1917

По ТВ эту историю увидел находившийся в Америке норвежский учитель. Он был поражён легковерием американцев и шутки ради дополнил легенду, добавив в неё сюжет о вырвавшемся из ада демоне и рассказ о Дмитрии Аззакове. Прислав свои дополнения на TBN и для достоверности заручившись поддержкой приятеля-пастора, он отправил на ТВ и фото Аззакова (на самом деле это была фотография норвежского строителя, вырезанная из газеты).

Энтузиастам удалось даже установить первоисточник «адских воплей» из аудиозаписи. Им оказался старый итальянский фильм ужасов «Кровавый барон», из которого неизвестный шутник вырезал несколько звуковых эффектов и после обработки свёл их в единую запись.

Руководитель работ на Кольской сверхглубокой скважине Давид Губерман с начала 90-х годов практически в каждом интервью вынужден был отвечать на вопросы об «адских воплях» и вырвавшемся на свободу демоне из преисподней. Разумеется, всё это он категорически отрицал. Губерман скончался в 2011 году. В последнем интервью, вышедшем за полтора месяца до его смерти, он сетовал на то, что до сих пор вынужден отвечать на «дурацкие вопросы» про чертей и преисподнюю.

Впрочем, несмотря на все расследования и опровержения, история про сибирский колодец в ад до сих пор остаётся одной из самых популярных городских легенд современности.

Пять тысячелетий под ногами. Под Краснодаром нашли редкие захоронения

Экспедиция археолога, кандидата исторических наук Дмитрия Карпова сейчас ведёт раскопки на месте будущего строительства Дальнего Западного обхода Краснодара на трассе М4 «Дон». Учёный рассказал «АиФ-Юг» об интересных находках, курганах и их строении, о том, кто жил на территории Краснодарского края, как исторические памятники корректируют проекты больших строек и многом другом.

О чем молчат курганы

Любое строительство начинается с археологической разведки. По её итогам становится ясно, есть ли в земле археологические памятники и как их спасать — полностью раскапывать или менять проект. Но порой принимать решения приходится уже во время стройки — так при возведении Керченского моста строители наткнулись на уникальную античную усадьбу конца V — начала III века до н. э.

«Разведка — это изучение территории, — объясняет Дмитрий Карпов. — Разведчики идут по маршруту и смотрят, есть ли видимые археологические памятники: курганы, оборонительные валы древних поселений; попадается ли древняя керамика, другие находки на пахоте. Если есть подозрения, что в этом месте может быть археологический памятник, делают шурфы площадью в один-два квадратных метра. Смотрят стратиграфию грунта (взаимное расположение культурных слоёв относительно друг друга и перекрывающих их природных пород)».

Копнули, а там древняя деревня

Группа Дмитрия Карпова ведёт раскопки на пяти курганах. Три уже полностью отработали, причём первые два объекта, которые разведчики приняли за курганы, оказались вовсе не ими. Иногда за курган принимают небольшие естественные возвышенности или распаханные сооружения более позднего времени, например, ирригационные каналы. Но даже здесь археологи нашли древнюю керамику и погребение раннего железного века.

Третий курган из группы Примаки-3 оказался настоящим. Там учёные обнаружили 11 погребений. Самые древние — три катакомбы — относятся к средней эпохе бронзового века (примерно три тысячи лет до нашей эры).

«Позже туда были совершены другие погребения, — говорит археолог. — Здесь мы нашли меотского воина III — I веков до н.э. У него были несколько метательных копий, колчан со стрелами с железными наконечниками, два кувшинчика с характерными витыми ручками».

Сейчас группа работает на самом большом — высотой в шесть метров — кургане группы Новотитаровская-14. Копают техникой — на крупных так можно, вручную в адекватные сроки не справиться.

«Мы ещё не подошли к основной части насыпи, но уже нашли семь погребений, — рассказывает Дмитрий Карпов. — Причём под полой был более древний курган, который соорудили в эпоху катакомбного времени, в бронзовом веке. Там обнаружили два парных погребения, в каждом — мужчина и женщина. В одном нашли проколку, сделанную из кости крупного животного для прокалывания отверстий в коже, ткани, глине. А в другом захоронении у мужчины в районе висков две серебряные подвески, проволочные, свёрнутые спиральками в полтора оборота. По-видимому, крепились они к головному убору. Выше в кургане был захоронен представитель более позднего времени, так называемой срубной археологической культуры XIII — X вековдо н.э. Рядом с костяком нашли характерный для этого времени бронзовый нож, он хорошо датируется, поэтому мы можем достаточно точно говорить о времени сооружения впускного погребения».

Наука о битых горшках

По словам Дмитрия Карпова, количество археологов в стране долгое время остаётся неизменным — около двух тысяч человек. Ещё на этапе специализации в вузе не все стремятся попасть в археологи — зачем ездить по командировкам, ковыряться в земле, чтобы написать курсовую, если на другой специальности можно переписать её из нескольких книг? Да и романтики костров и палаток сейчас почти нет — на Кубани раскопки рядом с населёнными пунктами, в них и снимают жильё на время работы.

Поэтому, отвечая на вопрос о самых важных находках в своей карьере, Дмитрий Карпов вспоминает не древнее оружие, украшение или монеты, а курган.

«В районе Тамани мы обнаружили курган эпохи бронзы, — рассказывает учёный. — Находок там было немного, погребения не очень интересные, зато впервые удалось проследить саму структуру кургана, как его изначально насыпали. С научной точки зрения находка получилась очень интересной, подобных конструкций пока не встречались. Мы могли проследить, как курган создавали в древности. Люди сначала вырыли ров вокруг площадки, утрамбовали её глиной, совершали несколько погребений, снова утрамбовали глиной. Сверху совершали какие-то обряды — остались осколки сосудов того времени. Потом насыпали сверху курган. Чётко видно, что изначально делали его не полусферическим, а конусообразным».

Археология — часть исторической науки, занимающаяся изучением дописьменной эпохи. И учёный в этом случае одновременно и копатель, и исследователь, и интерпретатор собственных находок.

«Мы делаем всё сами — от находки до интерпретации, любая работа заканчивается написанием по ней отчёта, который сдают в архив института археологии РАН, — рассказывает Дмитрий Карпов. — Перед тем как принять отчёт на хранение, его подвергают экспертизе. И пока его не приняли, археолог не может приступить к новой работе».

На Кубани жила масса племен и народов

Археология доказывает — территория современного Краснодарского края долгие годы была местом густонаселённым и оживлённым.

По словам учёного, часто встречаются следы «чёрных копателей». Раскапывают курган, и видно, что уже кто-то побывал внутри него.

«Встречаются следы и древних вторжений, — рассказывает Дмитрий Карпов. — И казаки этим занимались, и ещё до них. Причём далеко не всегда курганы разрушали, чтобы найти какие-либо ценности. Были и культовые мотивы — новые племена разрушали погребения, чтобы ослабить местных духов».

По России ситуация с «чёрными копателями» разная, но, как говорит археолог, в Краснодарском крае за памятниками наблюдают, больших раскопанных курганов почти не встречается

«Так, закопушки бывают, что-то выносят интересное», — говорит Карпов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: