Купальщица вальпинсона, жан огюст доминик энгр - Тайны со всего мира

Купальщица вальпинсона, жан огюст доминик энгр

Жан Огюст Доминик Энгр: биография, творчество, лучшие картины художника

Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; родился 29 августа 1780 г. — умер 14 января 1867 г.) — это известный французский художник первой половины XIX столетия, ставший самым выдающимся академистом своего времени. Картины Жана Энгра выполнены в стиле неоклассицизма. Высшим расцветом изобразительного искусства он считал эпоху Итальянского Возрождения и стремился вернуть в живопись былую красоту. В творчестве этого автора оживают эпичные сцены из истории, мифологии и литературы. Не менее высоко ценятся его портреты.

Биография Жана Энгра

Жан Энгр — сын живописца из Тулузы, осевшего в городе Монтобан. Будущий прославленный академист родился 29 августа 1780 г. и стал старшим из троих детей. Учиться рисованию мальчик начал у отца, а продолжил в местной художественной школе. В 17 лет он поступает в парижскую Академию изящных искусств и становится учеником одного из самых ярких представителей классицизма — Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).

Жан Энгр быстро стал одним из лучших студентов Академии. Он мечтал о Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю стажировку в Италии. В 1801 году он достиг этой цели, создав сразу две выдающихся работы: «Мужской торс» и «Послы Агамемнона у Ахилла». Второе произведение стало дебютным в парижском Салоне и вызвало хвалебные отзывы. Но поездку пришлось отложить по финансовым соображениям. Сам Энгр был беден, а ассигнования от правительства пришли только через пять лет.

В ожидании путешествия художник держал небольшую мастерскую, писал портреты для заработка и копировал произведения классиков для повышения мастерства. Одна из лучших работ этого периода — «Портрет мадемуазель Ривьер».

В 1806 году состоялась долгожданная поездка в Рим. Жан Энгр полюбил Италию и прожил в ней значительную часть своей жизни: сначала 14 лет в Риме, затем еще четыре года — во Флоренции. Когда оплачиваемая стажировка закончилась, художник не поспешил на родину. Во Франции его ранние работы принимали прохладно, а в Италии не было недостатка в заказчиках. Живописец восхищался шедеврами Рафаэля и создал в этот период многие из своих самых значительных произведений.

Возвращение в Париж состоялось в 1824 году, когда в Салоне выставлялась знаменитая «Резня на Хиосе» Эжена Делакруа (Eugene Delacroix). Жан Энгр успел выставить масштабный холст «Обет Людовика XIII», после чего стал считаться главной надеждой сторонников классического искусства, противостоявших тенденциям романтизма. В дальнейшем Энгр посвятил себя преподаванию и собственные работы писал нечасто. Важная работа второго парижского периода — «Апофеоз Гомера», который считается одним из наиболее программных произведений живописца.

В 1834 году Жан Энгр снова отправляется в Италию и посвящает себя преподаванию в Римской Академии. Времени на живопись оставалось мало, и все же появилось несколько выдающихся работ, например, «Одалиска и рабыня». В 1841 году художник с триумфом возвращается во Францию — теперь уже навсегда. О его статусе свидетельствует приветственный банкет на 400 гостей и личная встреча с королем.

Жан Энгр был счастливо женат на Мадлен Шапель и тяжело переживал ее смерть в 1849 году. Спустя некоторое время 71-летний мастер женился повторно на Дельфине Рамель, окружившей его заботой и комфортом. Умер художник 14 января 1867 г. от воспаления легких, прожив 86 лет. Детей у него не было. Все имущество было завещано родному городу Монтобану, где открылся действующий и сейчас Музей Энгра.

В истории живописи Энгр известен как главный соперник Эжена Делакруа. В их многолетнем противостоянии отразилась борьба академизма и романтизма. Влияние «последнего оплота классической школы» испытывали многие европейские художники:

  • Фредерик Лейтон (Frederic Leighton);
  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
  • Анри Матисс (Henri Matisse);
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и другие.

Самые известные картины Жана Энгра

Картины Жана Энгра отличаются виртуозным исполнением и выверенной композицией. Сам живописец превыше всего ставил исторический жанр и воспевал красоту обнаженного женского тела. Современные искусствоведы больше ценят его портреты, позволяющие лучшие узнать ушедшую эпоху. Вот самые значимые произведения Энгра:

  • «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806). На этом холсте император предстает в образе Юпитера, что подчеркивает его могущество и власть. Также прослеживается сходство с фигурой Бога-Отца на Гентском алтаре.
  • «Большая одалиска» (1814). Автор написал идеализированную красавицу в восточном антураже и намеренно пожертвовал анатомической достоверностью, чтобы сделать образ более выразительным.
  • «Мадонна перед чашей с причастием» (1841). Эта работа из собрания Пушкинского музея хорошо известна в России. Она была написана для Александра II.
  • «Источник» (1820-1856). Над этим произведением, посвященным поиску совершенной женской красоты, художник работал более тридцати лет.
  • «Турецкая баня» (1862). Эта картина со сложной композицией считается венцом работ Энгра в жанре ню. Художник завершил ее в возрасте 82 лет.

На сайте Very Important Lot можно найти работы старых мастеров, выполненные в стиле неоклассицизма и других направлений. Произведения искусства удобно приобретать на аукционах, которые регулярно проходят на нашем сайте. Здесь же можно недорого купить картины, графику, скульптуры напрямую у современных художников.

Жан Огюст Доминик Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр

Отец — Жозеф Энгр , занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые он предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях.

Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке Доминик Энгр сохранил на всю жизнь, выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной.

С 1802 Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне.

Портрет мадам Devaucay, 1807

Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.

Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона); исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска.

«Купальщица Вальпинсона». 1808

Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.

«Вергилий, читающий Энеиду»

Читайте также  Отдых в париже в декабре: фото, туры, погода

«Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи, и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта».
Вергилий

«Паоло и Франческа»

Энгр был честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента.

«Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам.

Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику.

«Композитор Керубини с музой лирической поэзии». 1842

Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля. Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции. А Рубенса Энгр терпеть не мог, заявляя, что его живопись ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота».

«Портрет мадам Муатессье». 1856

Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов — противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.

Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А все они эти академизм не почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.

Автопортрет в возрасте 79 лет — Жан Огюст Доминик Энгр

Умер Доминик Энгр в Париже 14 января 1867 года.

Жан Огюст Доминик Энгр, картины и творчество художника

Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; Монтобан, 1780 — Париж, 1867) связан с классицистическим течением, которое отличалось крайней композиционной лаконичностью и колористическим пуризмом, но в то же время и далек от него, психологической, почти в духе романтизма, остротой образов в портретах и явно ощутимой чувственной окраской выразительных и формальных аспектов своей живописи. Ученик Давида, он выиграл в 1801 г. Римскую премию, после чего исполнил ряд официальных портретов, в том числе знаменитые Первый консул Наполеон и Наполеон на императорском троне.

Наполеон на императорском троне (1806, Музей Армии, Париж)

Первый консул Наполеон (1804)

Творчество в Риме

В 1806 г. он смог, наконец, уехать в Рим, где изучал произведения Микеланджело, и прежде всего Рафаэля (Рафаэль и Форнарина). В 1810-е гг. Энгр написал много портретов, оформил виллу Альдобрандини и потолок Квиринальского дворца (композиция Сон Оссиана, 1813-1815). Кроме того, он написал картины, которые по возвращении его в Париж были жестоко раскритикованы, но в итоге оказались в числе самых значительных его творений: Юпитер, умоляемый (1811); Большая одалиска (1814) и Руджеро освобождает Анжелику (1819). По заказу своего родного города написал картину Обед Людовика XIII, которую в 1824 г. он сам привез во Францию и которая обеспечила ему почет и приток заказов.

Обед Людовика XIII (1824, собор, Монтобан)

Директор Французской академии в Риме, Энгр выполнял много официальных заказов, но работал и по собственным проектам: написание им картины Одалиска с рабыней (1839) и Антиох и Стратоника (1840) сделали его возвращение во Францию в 1841 г. триумфальным.

Одалиска с рабыней (1839, Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс)

Портретист Энгр обладал непревзойденным даром портретиста, лучшие из его работ: Мадам Гоне, Баронесса Ротшильд. К композициям историко-экзотического характера относятся полотно Апофеоз Наполеона I, написанное для префектуры Парижа; Источник и Турецкая баня (1859-1863, Лувр, Париж).

Картины Доминика Энгра

Антиох и Стратоника (1840, Музей Конде, Шантийи)

Апофеоз Наполеона I (1859-1863, Лувр, Париж)

Баронесса Ротшильд (1848, частное собрание, Париж)

Большая Одалиска (1814, Лувр, Париж)

Источник (1859-1863, Лувр, Париж)

Купальщица Вальпинсона (1808)

Портрет мадемуазель Ривьер (1805)

Рафаэль и Форнарина (1814, Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс)

Руджеро освобождает Анжелику (1819, Лувр, Париж)

Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)

Турецкая баня (1859-1863, Лувр, Париж)

Эдип и Сфинкс (1808)

Юпитер, умоляемый (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс)

Читайте также

  • 14:55

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Досуг

Религия

Деньги

Модные новости

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я. самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Вашем городе можно самостоятельно через форму.

Топ 10 новостей последнего часа

  • Комитет Шампани разрешил возобновить поставки шампанского в Россию с 15 сентября
  • Женщина привезла гроб с телом сестры к администрации Балашихи из-за отказа в захоронении
  • Американский дипломат пригрозил Москве санкциями в случае присоединения Украины к России
  • Роспотребнадзор не получал жалоб из Крыма на блокировку смартфонов Xiaomi
  • Аварийно-спасательные работы после взрыва газа в жилом доме под Ельцом завершились
  • КП: В Люблино госпитализировали еще одного ребенка после массового отравления
  • Роспотребнадзор оценил информацию о блокировке смартфонов Xiaomi в Крыму
  • Глава Роспотребнадзора Попова: отменять масочный режим пока не планируется
  • Пользователи смартфонов Xiaomi сообщили о блокировке устройств в ряде регионов мира
  • Глава Роспотребнадзора Попова призвала найти подходы к стимулированию вакцинации

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

Читайте также  Софонисба принимает чашу с ядом, рембрандт, 1634

Москва не торопится вести переговоры с Зеленским, потому что ему не верит

Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Николлетто

Всемирный подниматель настроения))))))

Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867)…

Послы Агамемнона у Ахилла. 1801

«Изучайте прекрасное, …стоя на коленях. Искусство должно учить нас только красоте», — говорил Энгр. Благоговейное поклонение красоте, поистине волшебный дар линии, которым он был наделен, придавали произведениям мастера особое величавое спокойствие, гармонию и ощущение совершенства.

Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. Его отец — художник и музыкант — стал первым наставником Доминика и в живописи, и в музыке. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».

С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Сосредоточенный и суровый, он сторонится шумных студенческих сборищ, держится особняком, посвящая все время работе. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.

Портрет Наполеона на императорском троне. 1806

С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.

По «Автопортрету» (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы. Перед нами молодой человек, с выразительным лицом, исполненный вдохновения и веры в будущее. В этой ранней работе чувствуется рука мастера: крепкая композиция, четкий рисунок, уверенная лепка форм, ощущение артистизма и гармонии целого.

Мадемуазель Ривьер. 1805

В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма; сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности — узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. — Его надо найти в самой модели». Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.

Портрет Филибера Ривьера. 1805

В Риме он поглощен работой, изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля. Когда срок пребывания во Французской академии в Риме заканчивается, Энгр остается в Италии. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.

Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Поэтому особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна. Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде). В картине царствует созвучие линий и форм: плавный абрис плечей, идеальный овал лица, гибкие арки бровей. Сквозь эту гармонию проступает внутреннее напряжение, ощущение тлеющего в глубине души огня, который словно затаился в загадочном взгляде темных глаз, в контрасте черного бархата платья и пламенеющих тонов великолепной шали. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». (Однажды, много лет спустя, к художнику пришла пожилая, скромно одетая женщина, предложив купить у нее картину. Взглянув на нее, потрясенный мастер узнал в пришедшей мадам Девосе.)

Портрет Луизы д’Оссонвиль. 1845

Работая над портретом, художник подпадал под обаяние модели, недаром Тьер, увидев портрет графини д’Оссонвиль (1845, Нью-Йорк, Коллекция Фрик), сказал ей: «Надо быть влюбленным в Вас, чтобы написать такой портрет».

Большая одалиска. 1814

Современник революций, наблюдавший крушение великих судеб и государств, социальных и эстетических систем, художник считал, что искусство должно служить лишь вечным ценностям. «Я хранитель вечных доктрин, а не новатор», — говорил мастер.

Турецкая баня. 1863

Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808); исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814); дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863; все — Париж, Лувр). Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на язык мелодических линий, дивных контуров — на язык живописи, создавая совершенные произведения искусства.

Читайте также  Самая короткая река в мире, какая речка считается самой маленькой

Однако сам Энгр считал работу над портретами и обнаженной моделью делом второстепенным, видя свое призвание, свой долг в создании значительных монументальных полотен. Мастер тратил много сил и времени на подготовительные рисунки и этюды к таким полотнам, и это было в них самое ценное. Когда же он сводил подготовительные этюды в единое целое, что-то важное, какой-то главный нерв исчезал. Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя.

Обет Людовика XIII. 1824

В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). С этого времени имена Энгра, которого провозглашают главой классицизма и хранителем традиций, и лидера романтизма Делакруа воспринимаются как некая антитеза.

Апофеоз Гомера. 1827

Они вновь столкнутся в Салоне 1827 года: Энгр выставил «Апофеоз Гомера», предназначавшийся для плафона в Лувре, Делакруа — «Смерть Сарданапала». Впоследствии Энгр будет занимать почетные посты в Академии — вице-президента, президента, а когда в Академию будет избран, наконец, Делакруа (его кандидатуру отклоняли семь раз), Энгр сказал: «Пустили волка в овчарню».

Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832

Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами на исторические и религиозные сюжеты, и заказы на портреты принимать с неохотой, именно последние прославят его имя в истории. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже, мастерство — совершеннее. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба, источающая энергию и волю. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческий дар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мира сего.

Портрет Инес Муатессье. 1851

Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея). Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. Восхищение художника воодушевляло и модель — женщина, которая нравится, становится красивее. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. Поклонником красоты художник оставался до конца дней — холодным зимним вечером он с непокрытой головой провожал гостью к карете, простудился и больше не встал — ему было 87 лет.

Совершенство произведений Энгра, волшебство и магия его линии оказали влияние на многих художников не только XIX, но и XX века, среди них — Дега, Пикассо и другие.

Купальщица вальпинсона, жан огюст доминик энгр

29 августа 1780
(Монтобан, Франция) —

14 января 1867
(Париж, Франция)

Песнь VIII

Отшельник видел, стоя на вершине
Скалы, ввысь поднимавшейся, крутой,
Анджелику, в испуге и в кручине
Достигшую долины под скалой.
Уже шесть дней он пребывал в пустыне :
Не торной бес его принёс тропой.
И к ней сошёл, святых, казалось, правил
Держась, как встарь Илларион и Павел.

Лишь старика завидела она,
В неведеньи утешилась немного,
И, хоть была ещё лицом бледна,
В ней постепенно улеглась тревога.
И молвит : «Отче, я в беде, одна.
О, сжалься надо мною, ради бога!»
И повесть, всхипывая, повела,
Что новостью для старца не была.

Благочестивым словом и умелым
Отшельник деве утешенья лил;
То влажных щёк, то персей между делом
Касаясь дерзко, он своё твердил;
Вот обнимает, становяся смелым.
Полна негодованья, из всех сил
Монаха в грудь отталкивает дева,
Вся зарумянясь от стыда и гнева.

Тогда раскрыл отшельник свой мешок
И вынул фляжку с жидкостью оттуда;
И в очи дивные, — в чьём взоре жёг
Амура яркий факел, — из сосуда
Он брызнул зельем тем, которым мог
Свершить над нею усыпленья чудо.
Вот навзничь уж в песке лежит она,
Желаньям хищным старца предана.

Для низких и безжалостных людей —
Добыча слишком ценная святая!
Кто дал тебе, Фортуна, власть над ней,
Дела людские всё тебе вверяя?
В пасть обрекла ты зверю из зверей
Красу, из-за которой, в край Катая
От дальних врат Кавказа к ней прибыв,
Пал Агрикан и не один с ним скиф.

Краса, которая для сакрипанта
Ценней, чем трон и честь его была,
Которая властителю Англанта
На славу светлую пятном легла;
Краса, которая царей Леванта
Всех друг на друга властно подняла, —
Теперь, средь одиночества такого,
Не слышит ободряющего слова.

Красавицу, что в сон погружена, —
Не дав очнуться ей, цепь оковала.
С ней взяли и монаха-колдуна
На тот корабль, где много жён рыдало.
И всех их, парусом окрылена,
На остров гибельный ладья помчала,
Где в башню деву заперли, храня
До рокового для пленённой дня.

Но красотою, над сердцами властной,
Она разжалобила злых людей,
И смерти медлили предать ужасной,
Щадя её, в теченье многих дней.
Когда ж не стало ни одной несчастной,
Чья гибель смерть отсрочила бы ей, —
К чудовищу была она однажды
Отведена, и вслед ей плакал каждый.

Кто описал бы плач, тоску, испуг
И к небу возносившиеся пени?
Дивлюсь, как берег не разверзся вдруг,
Когда осталась на скале без тени
Ждать гнусной смерти средь ужасных мук,
В цепях, без помощи, без утешений.
Я промолчу о том : велит печать
Стихи направить мне в иную даль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: