Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи - JEKATERINBURG.RU

Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи

Крещение Христа (Верроккьо и Леонардо да Винчи)

«Крещение Христа» (1472 — 1475) — картина, написанная Андреа Веррокью при участии его ученика Леонардо да Винчи. Хотя Верроккьо начал работу над картиной еще в 1468 году, по неизвестным причинам процесс написания был приостановлен, и картина, как следствие, была завершена лишь в 1475 году.

Некоторые искусствоведы склонны считать, что в работе над «Крещением Христа» были задействованы и некоторые другие ученики Верроккьо — однако нас в первую очередь интересует именно участие Леонардо.

На картине изображено крещение Иисуса Иоанном Крестителем, записанное в библейских Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Ангел со светлыми волосами на переденем плане слева был выполнен молодым Леонардо.

Именно этот факт сделал картину знаменитой, породил множество самых разных предположений и мифов и, в конце концов, заставил всех совершенно забыть о том, что бОльшая часть картины написана все-таки Верроккьо.

Современные критики также приписывают Леонардо значительную часть пейзажа на заднем плане. В наши дни картина находится в галерее Уффици во Флоренции.

На картине представлено крещение Иисуса Иоанном Крестителем на берегу реки Иордан. Два ангела преклонили колени, один — с одеждой Иисуса, другой — со сложенными руками. Позади ангелов изображена пальма, символизируюзщая спасение и жизнь.

Иисус, с нимбом над головой, изображен молящимся босиком в воде, в то время как Иоанн, с посохом, увенчанным золотым крестом, льет воду на голову Христа.

Иисус, в противовес обряженном в одежды Иоанну, представлен почти нагим, если не считать приспущенной набедренной повязки. На свитке, который держит в руке Иоанн, присутствует надпись, включающая два первых слова из Евангелия от Иоанна (1:29): «ECCE AGNUS DEI QUI TOLLIT PECCATA MUNDI» («Вот Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира»).

Вверху картины можно увидеть руки Бога-Отца, всевидящего и всемогущего, а также голубя — символ Святолго Духа. От рук Бога-Отца и от голубя исходят лучи света, раскрывающие божественную природу Сына Божьего — Иисуса.

Андреа дель Верроккьо был скульптором, ювелиром и художником, который руководил большой и успешной мастерской во Флоренции во второй половине 15 века. Верроккьо обучал своих учеников рисунку, механике, лепке, умению писать драпировки и правильно использовать свет и тень.

Он также знакомил своих учеников, среди которых был и Леонардо, с такими предметами, как география, итальянская литература и поэзия. Верроккьо традиционно поручал ученикам писать определенные фрагменты тех картин, которые он начинал сам — что позволяло им приобретать практический опыт в живописи под руководством учителя. Среди его учеников и ближайших соратников следует выделить Боттичелли, Франческо Боттичини, Пьеро Перуджино, Франческо ди Симоне, Лоренцо ди Креди и, конечно же, Леонардо да Винчи.

Сам Верроккьо не был плодовитым художником, и очень немногие картины приписываются его руке. Слава его главным образом связана с его скульптурными работами. Картины Верроккьо, типичные для флорентийских вещей того времени, выполнены темперой на деревянных панелях.

Согласно Антонио Билли (1515 г.), картина «Крещение Христа» была заказана братом Верроккьо, Доном Симоне — главой монастырской церкви Сан-Сальви, приблизительно в 1468 году.

Верроккьо нарисовал общий пейзаж вместе с Христом и Иоанном в начале работы над картиной, а затем поручил выполнить кое-какие элементы пейзажа в центральной части своему ученику Франческо Боттичини.

Впоследствии Леонардо да Винчи было поручено изобразить ангела в композиции своего наставника. Вполне вероятно, что Леонардо написал и значительную часть пейзаж, так как он написан маслом, как и ангел, а остальная часть картины — темперой.

По словам Джорджо Вазари, который упоминает эту работу в своих мемуарах, ангел Леонардо получился настолько впечатляющим, что Верроккьо бросил рисовать, убедившись, что Леонардо превзошел его в мастерстве.

Впрочем, Вазари лично не знал Леонардо, поэтому правдивость этой истории остается под вопросом — хотя, с другой стороны, известно, что Верроккьо действительно резко прекратил писать. Последней его живописной работой стала Дева с младенцем и двумя ангелами, которую он тоже не завершил, поручив дописать картину своему помощнику Лоренцо ди Креди.

Уильям Э. Уоллес предполагает, что после того, как Леонардо создал первого ангела, Верроккьо добавил второго ангела, в пару к написанному Леонардо. Уоллес заключает, что «безошибочный глаз» Верроккьо уловил необходимость добавления этого ангела с правой стороны — для того, чтобы сбалансировать композицию.

Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи

Легенда и истина

Во Франции наступила весна. После необычных для апреля холодов холмы вокруг Кло-Люса на амбуазской земле внезапно покрылись цветами. На берегах Луары забелели подснежники.

В высоком голубом небе, широко раскинув крылья, парит коршун. В просторной комнате с позолоченным потолком старик в белоснежном одеянии ждет смерти. За ним ухаживают близкие, его агония мучительна и долга.

Вдруг с лестницы доносится крик:

Старик, очнувшись от забытья, пытается приподняться на подушках. Кто-то накидывает ему на плечи парчовую мантию.

Отворяется дверь, к изголовью постели стремительно подходит король.

«… И тут прибыл король, который нередко и милостиво его навещал. Из почтения к высокому гостю Леонардо, выпрямившись, сел на постели и стал рассказывать о своем недуге. Особо же он скорбел, что грешен перед господом и перед людьми, ибо трудился не так, как подобало. Потом с ним случилась конвульсия, эта предвестница смерти. Тогда король, дабы облегчить страдания умирающего и оказать ему милость, поддержал его за голову, и Леонардо, божественный духом, сознавая, что большей чести он удостоиться не может, почил на руках у короля в возрасте семидесяти пяти лет».

Произошло это 2 мая 1519 года. Версия Вазари о том, что Леонардо да Винчи скончался на руках у Франциска I, короля Франции, — легенда. Впрочем, и для современников фигура Леонардо оставалась загадочной, легендарной. Мало, ничтожно мало знали о нем при его жизни, ибо Леонардо никогда не шел навстречу людскому любопытству. Он непрерывно писал о самых разнообразных вещах, но о своей собственной жизни сообщал редко.

Он был, как сказали бы сейчас, человеком светским, элегантным и экстравагантным. Красивый, сильный, он с легкостью гнул подковы, речь его отличалась изяществом, одежда — утонченностью, при общении с людьми покорял их души.

Однако он был одинок, жил без друзей и без любви. Перед лицом трагических событий своего времени он сохранял невозмутимость стоика, а житейские невзгоды встречал с поистине олимпийским спокойствием. Он словно сознательно отстранялся от бурной действительности, чтобы остаться беспристрастным наблюдателем.

— Леонардо — маг! — с восхищением и мистическим страхом говорили многие его современники. Леонардо знал об этом мифе. Между собой и остальными людьми он воздвиг непреодолимую преграду из оккультных наук и знаний, почерпнутых им не из книг, а из жизненного опыта. Надев на себя личину мага, он скрывал от всех, даже от самого себя, как сильно ему недоставало людского участия и теплоты. Он был живым примером противоречий века. Во времена, богатые открытиями и величайшими взлетами мысли, он воплотил в себе лучшие черты Гуманизма и Возрождения. Он опередил свой век, заглянул вдаль и предвосхитил многие свершения нашего двадцатого века.

Читайте также  Мадонна со щеглом, рафаэль санти, 1507

Нам ясен облик великих современников Леонардо — от Верроккьо до Боттичелли и Перуджино, понятно и четко очерчены их характеры. Мы знаем, кем были Браманте, Сангалло, Рафаэль. О Микеланджело нам известно все: о своей духовной трагедии он рассказал в фресках, картинах и мраморных изваяниях, они кричат, вопиют» о горестном одиночестве Микеланджело. Характер Леонардо нам не ясен. Не будучи ни мизантропом, как Микеланджело Буонарроти, ни человеком безмятежно спокойным, как Рафаэль, он скрывал свою суть, вкладывая свою необыкновенную энергию в многочисленные занятия, которые Вазари называл «капризами и причудами».

Тайная трагедия Леонардо да Винчи заключалась в том, что любое чувство, любой порыв вдохновения, он переводил в рациональное русло, «анатомировал» его, иначе он не мог. «Ничто человеческое мне не чуждо», — писал в древности Теренций, а Леонардо, опередив на два века Галилея, говорил, что «опыт — отец мудрости», что «знание древних времен и нынешнего местоположения земли и людей есть единственная пища и украшение трезвого ума».

Он доискивался истины любой ценой, готовый на любые жертвы. «Король Франциск I так ценил беседы с Леонардо, что не встречался с ним лишь редкие дни в году», — писал в своих воспоминаниях Челлини.

Расположение короля к Леонардо объясняет, почему появилась легенда Вазари о последних минутах жизни великого, одинокого гения из селения Винчи.

Леонардо умер не на руках у короля хотя бы потому, что Франциск I даже не знал о тяжелой болезни друга и вместе с двором праздновал в Сен-Жермен-ан-Ле рождение своего сына.

Крыло замка Клу, близ Амбуаза на фоне реки Луары. Замок Клу соединяла с королевской резиденцией не только дорога, но и подземный проход. Замок был предложен Леонардо да Винчи матерью Франциска I.

Этот рисунок старика, сидящего в задумчивости, возможно, вспоминающего прошлое, почти наверняка автопортрет Леонардо, сделанный в замке Клу.

Матурина, служанка Леонардо, последовала за хозяином во Францию и ухаживала за ним до его последнего вздоха.

Франциску I, взошедшему на престол Франции после Людовика XII, было всего двадцать четыре года, когда он, согласно легенде, прискакал к умирающему Леонардо. Франциск I, единственный сын Карла Орлеанского, и Луизы Савойской, родился в Коньяке в 1494 году. Умер в замке Рамбуйе в 1547 году, пятидесяти трех лет.

Происхождение сказывается

Как и в наши дни, в XV веке налогоплательщикам в некоторых случаях делались поблажки. Тогда даже соблюдался более справедливый принцип взимания налогов, а именно: принималось во внимание, сколько у главы семьи едоков.

В 1457 году сер (нотариус) Антонио да Винчи объявил налоговому управлению, что в его доме среди прочих живет и кормится «Леонардо, пятилетний незаконнорожденный сын сера Пьеро, родившийся от него и от донны Катерины, в настоящем жены Пьеро дель Вакка из Винчи, прозванного Аккаттабригой Задирой».

В те времена люди, по доброму обычаю, заносили в семейный альбом все важные события, и сер Антонио не составлял исключения.

«Год 1452-й. В три часа ночи субботы 15 апреля родился у меня внук, сын сера Пьеро, моего сына. Наречен он Леонардо. Крестил его священник Пьеро ди Бартоломео да Винчи. Свидетелями были Папино ди Нанни Банти, Мео ди Тонино, Пьеро ди Мальвольто, Нанни ди Венцо, немец Арриго ди Джованни, монна Лиза ди Доменико ди Бреттоне, монна Антониа ди Джулиано, монна Никколоза дель Барна, монна Мария, дочь Нанни ди Венцо, монна Пиппа ди Превиконе».

Крещение состоялось в церквушке Санта Кроче селения Винчи. Пять мужчин и пять женщин, чьи имена, фамилии и происхождение скрупулезно перечислены сером Антонио, подтвердили законное вступление в семью рожденного вне брака Леонардо.

А мать младенца? Кто была Катерина, которую Анонимо Гаддиано, самый первый и авторитетный биограф Леонардо, называет «женщиной хороших кровей», ставшая впоследствии женой Аккаттабриги Задиры?

Выражение «женщина хороших кровей» означает в Тоскане не просто «добрую породу», как утверждают некоторые, но прежде всего крепость моральную и физическую. «Добрый» тосканцы понимают как здоровый, крепкий телом и духом. Вот и Катерина была честной, красивой и здоровой крестьянкой. Первенец сын сера Антонио, молодой и привлекательный сер Пьеро, шептал ей слова любви, пообещав взять ее в жены.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Анонсы (702)
  • Просьба о молитве (293)
  • Исторические сведения (184)
  • Новости (174)
  • Ссылки (155)
  • Цитаты (127)
  • Вопрос к обсуждению (120)
  • Дела церковные (118)
  • Святые (116)
  • Дела мирские (108)
  • Просьба о помощи (103)
  • Книги (74)
  • Видео (62)
  • О посте (26)
  • Жизнь сообщества (20)
  • Богослужение (18)
  • Опросы (12)
  • Сообщения модератора (7)
  • Отдам даром (3)

Цитатник

ГДЕ ТЕПЕРЬ ЗАСТРАХОВАНЫ ПО ОМС 1,6 млн КЛИЕНТОВ АО «СГ «СПАССКИЕ ВОРОТА-М»? .

Прощенное Воскресенье: как просить прощение. Последний день Сыропустной недели называется.

Как правильно располагать иконы в доме. Иконы есть почти в каждом доме, за исключением сем.

Священник погиб при пожаре в монастыре в Прикамье Храм и основные постройки монастыря удалось отс.

Традиции празднования Троицы на Руси. Андрей Рублев Троица Традиции пра.

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Крещение Господне в живописи.

Крещение Господне в живописи.

Альбани (1578 -1660). Крещение Христа.

Тициан Вечеллио. Крещение Христа. 1511–1513 г.г. Рим, Пинакотека Капитолина.

Гвидо Рени . Крещение Христа.

Гвидоччо ди Джованни Коццарелли. Крещение Христа. После 1486.

Мазолино да Паникале. Крещение Иисуса. 1430-е годы

Наваррете Хуан Фернандес. Крещение Христа. 1568 г.

Доменеко Гирландайо (Domenico GHIRLANDAIO) Крещение Христа.

Пьеро делла Франческа. Крещение Христа, ок. 1440

Андреа Вероккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа. 1472 — 1475 г.г.
«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи. Она была закончена приблизительно к 1475 году. На данный момент находится в галерее Уффици во Флоренции.
Картина была заказана бенедиктинским монастырём валломброзианов Сан — Сальви, где и находилась до 1530 года.
Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо да Винчи. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. С ангелом Леонардо да Винчи связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть.

Патинир Иоахим. Крещение Христа. около 1475 — 1480 г.г.

Беллини Джованни. Крещение Христа. 1500 — 1502 г.г.

Андреа Мантенья (Mantegna). Крещение Христа. 1506 г.

Герард Давид. Крещение Христа. До 1508 г.

Никола Пуссен. Крещение Христа. 1650 г.
Филадельфийский музей искусств. США

Франча Франческо. Крещение Христа. 1509 г.

Тинторетто (Якопо Робусти). (1518-1594). Крещение Христа. Музей Прадо. Мадрид.

Иоанн Креститель крестит Иисуса в Иордане. Картина Giorgetti.

Иоахим Патинье. Крещение Христа. Начало XVI в.

Эль Греко. Крещение Христа. 1596 -1600 г.г.

Карло Череза . «Крещение Господне»

Конте Якопо дель. XVI век. Крещение Христа. XVI век.

Рибера Хусепе де. (1591-1652). Крещение Христа.

Пуссен Никола. (1594-1665). Крещение 1642 г.

Пьетро Перуджино, 1506-1507 г.г. Крещение Христа.

Перуджино Пьетро. Крещение Христа. 1496-98 г.г.

Салимбени. Крещение Христа. 1416 г.

Мастер алтаря св. Варфоломея — Крещение Христа. ок. 1500г.

Вашингтон, Национальная галерея

Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи

Алексей Владимирович Косякин

«Белый Вольва — чёрный дым! Будь не толстый, а худым!»

За неделю просмотрел все этюды «Учимся говорить публично» https://nabiraem.ru/study/ugp/0/ . Теперь осталось их пройти. Говорят, это уже не так быстро

Анна Станиславовна Федорова

Преподаватель русского языка и литературы

Ольга Александровна Незнаева

«Только вперед и с улыбкой»

Ксения Игоревна Бирюкова

«Делай, что должен, и будь, что будет.»

Влад Юрьевич Палаев

«Дорогу осилит идущий»

Вероника Зуфаровна Себегатова

Дина Кабдиновна Абдулгафарова

«Жить нужно так, чтобы депрессия была у других. »

Елена Николаевна Лазаренко

«Все будет хорошо!»

Продажа товаров народного потребления

Валентин Александрович Рузанов

«Далеко-далече Пташки не летают. Нас любовь не лечит, Льдинки не растают. Лишь твоя улыбка — Белый взмах крыла. Запоет волынка, Что любовь была.»

Максим Андреевич Меньшиков

Поднять запись

Татьяна Ивановна Степнова

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. (Бенедикт Спиноза, 1632-1677)»

Татьяна Ивановна Степнова

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. (Бенедикт Спиноза, 1632-1677)»

Крещение Христа

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи
(

1470-1475) Дерево, темпера, масло.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Леонардо да Винчи сложился как художник в мастерской своего учителя — Андреа дель Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

Будучи еще подмастерьем, Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.

Первоначально заказ на картину «Крещение Христа» от одного из монастырей получил Андреа Вероккьо — скульптор и в то же время художник Тосканы. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.

Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела).

«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Нужно оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины «Крещения Христа».

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур. Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато».

Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки. Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований: тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков ангелов Леонардо и необычного изображения пальмы на фоне красивого пейзажа за главными действующими фигурами.

Картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа» — один из шедевров эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи — гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.

Леонардо да Винчи — гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства — живопись, графика, скульптура и др. — являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: «Нет предела совершенству». И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

История создания картины

Картина «Крещение Христа» для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.

Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины «Крещение Христа» начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи «Крещение Христа» экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Сюжет произведения

Сюжет картины «Крещение Христа», или Богоявление — один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: «Не я тебя, но ты меня крестить должен». Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Описание картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»

В картине «Крещение Христа» Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) — Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой — чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела — свидетели таинства ведут неспешную беседу.

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь — Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой — обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано — местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо — деревеньки Винчи — один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Символика цвета в картине

Если обратиться к цветовому решению картины «Крещение Христа» Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость. Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста — служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели. А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: «Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о «Крещении Христа» Леонардо да Винчи?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: