Красная мебель, роберт рафаилович фальк, 1920 - JEKATERINBURG.RU

Красная мебель, роберт рафаилович фальк, 1920

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Личное дело

Роберт Фальк был рожден в 1886 году в Москве в еврейской семье Рафаила Фалька, известного юриста и заядлого любителя шахмат. Интеллигентные и образованные родители стремились привить своим троим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. В их семье общались только на немецком языке и все дети были определены в престижную лютеранскую школу, которая славилась строгими порядками. Да и дома мальчиков воспитывали в спартанском духе.

Незаурядные способности Роберта к музыке всячески приветствовались родителями. А вот его талант к рисованию практически не замечался, так как считался несерьезным. В 1903 году Роберт впервые попробовал писать маслом и решил стать живописцем. В автобиографии Фальк писал: «Когда мне подарили масляные краски, я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».

Это заявление очень расстроило родителей. Ведь не о таком будущем они мечтали для своего сына. Куда престижней была карьера адвоката или доктора, на худой конец музыканта, но уж никак не художника! Вечно голодного, без определенного будущего и заработка. Однако отговорить сына от такого выбора было невозможно. И если уж разобраться, то это действительно был странный выбор еврейского юноши.

Но как бы там ни было, Роберт поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимыми учителями стали Валентин Серов и Константин Коровин, заложившие основу под его творчество. Живопись Фалька со студенческих лет была наполнена игрой света и цвета, где форма растворяется в цвете.

По окончании училища Фальк вошел в объединение «Бубновый валет», и на первой же выставке за проданную картину получил хотя и не большие деньги, но их хватило художнику, что бы посетить известные города Италии.

Были в жизни Фалька слава и признание, непонимание и страх быть репрессированным, нищета и голод, однако он никогда не отходил от своих принципов ни творческих, ни моральных. В своих творческих исканиях художник не пошел далее первой – «аналитической» – стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически. На его полотнах образы выражены объемностью формы и угловатыми пятнами насыщенного цвета. И все это лаконично, реалистично и осязаемо в каждом предмете, изображенном на его холсте.

Роберт Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, и интерьеры. Одной из лучших картин художника является «Красная мебель» (1920), где экспрессия красного цвета завораживает.

Революция 17 года внесла свои коррективы в судьбы многих художников того времени. Роберту Фальку она принесла признание и известность: в 1918–1921 годах он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, где занимался преподавательской деятельностью. Затем был назначен деканом этих мастерских и снискал славу театрального художника.

Личная жизнь художника

Личная жизнь художника в те годы, как и творческая, была весьма бурной. Он расстался с первой женой Елизаветой Потехиной и женился на дочери Константина Станиславского Кире Алексеевой. Но вскоре и этот брак распался.

Третьей женой Фалька стала его студентка, в будущем поэтесса и художница — Раиса Идельсон, которая поедет с ним в Париж и вскоре после развода вернется в Россию.

Вернувшись из Парижа Роберт, в 1939 году, женится в четвертый раз. На сей раз его избранницей стала Ангелина Щёкин-Кротова, которая до последних дней художника будет верной его спутницей.

От первых двух браков у Роберта родились сын Валерий, погибший в годы Отечественной, и дочь — Кирилла. И на протяжении всей жизни художник будет заботиться о них и бывших своих женах, каждая из которых для него была музой.

Париж в судьбе художника

В 1928 году Роберт Фальк был командирован в Париж для изучения классического наследия. Там он вместо запланированных шести месяцев прожил почти девять лет.
«Парижское десятилетие»(1928—1937) было одним из самых плодотворных периодов в творчестве Фалька, принесших ему новые впечатления, новое душевное состояние, новую манеру и технику. Мастер открыл для себя воздушную технику акварели, требующую необычайной точности. Многие историки искусства полагают, что время проведенное в Париже явилось вершиной творчества Роберта: «Именно здесь его кисть обрела особую зыбкость, воздушность, легкость».

Однако он там не смог стать представителем богемы, ему был совершенно чужд увеселительный дух шумных компаний. Поэтому большинство парижских картин Фалька наполнены ощущением тоски и одиночества.

Назад в СССР

Вернувшись из Парижа в Москву, в начале 1938 года, Фальк оказался совершенно не в той среде, какую покинул почти десятилетие тому назад. Явно прослеживались следы борьбы с неугодными для советской власти художниками. И было совершенно ясно, что утонченная живопись Фалька совершенно не вписывается в современный мир режимного искусства, подчиненного социалистическому реализму.

Когда художника спрашивали, неужто он не знал, что творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Это случилось, но гораздо позже. после его смерти. Однако и репрессий в отношении художника также не последовало. Возможно, сыграла свою роль дружба с влиятельными людьми.

Живописец перестал быть популярным, его работы подверглись критике за «формализм», что практически означало полную изоляцию от творческой среды. У Фалька не было даже мизерного заработка, так как существовало негласное табу на какую-либо работу для художника. Спасали лишь частные уроки, за которые платили сущие гроши. Жизнь впроголодь, тяжелая болезнь сказывалась на общем состоянии, но художник неустанно работал.

Годы войны Фальк с женой провел в эвакуации в Самарканде, а вернувшись в Москву не оставлял ее до самой смерти. В послевоенные годы живописец становится представителем «неофициального искусства» и вдохновителем подпольной художественной оппозиции. И лишь «хрущевская оттепель» разрядила напряжение между противоборствующими станами в художественной среде. Но до своего триумфа Фальк не дожил, умер художник в полной изоляции в 1958 году.

За все годы ни один музей союза не приобрел ни единой картины «чуждого» для советского зрителя Фалька, за этим зорко следил президент Академии художеств Александр Герасимов. И лишь после смерти Роберта Рафаиловича директор Русского музея, решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам протаскивал их через комиссию.

Власти также вспомнили о художнике посмертно, в канун 80-летнего юбилея. В 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, на что его жена сказала: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?»

Сегодня полотна живописца хранятся в музеях Москвы и множества городов России, являясь бесценным достоянием страны. Те работы, которые 50-70 лет назад невозможно было продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с мировых аукционных торгов за большие деньги.

Среди художников той эпохи был и Иван Алексеевич Владимиров, разоблачающие хроникальные картины которого 100 лет не показывали миру.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Роберт Фальк. От авангарда до забвения

Декабрь 1962 года запомнился советской интеллигенции и в особенности художникам-авангардистам. Сам Никита Сергеевич Хрущев посетил выставку студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» Московского отделения Союза художников СССР. В выставочном зале «Манеж» разразился скандал: «Что мы вот с этой мазней пойдем в коммунизм?». И под горячую руку Первого секретаря попала картина «Обнаженная» Фалька.

«Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ понимаем, что хорошо, а что плохо» – гнев и возмущение Хрущева были настолько эффектными, что породили в народе анекдоты, в которых «Обнаженная» Фалька стала «Обнаженной Валькой».

Фальк Р.Р. Обнаженная в кресле. 1922–1923

Все мы знаем, что Никита Сергеевич не славился безупречным художественным вкусом. Его реакция на авангардистов заставила их понервничать, ожидая ареста. Однако крики остались криками, а художники – на свободе. Роберту Фальку не угрожало ни то ни другое. Он умер за 4 года до описываемого события.

Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в семье юриста, где увлечение изобразительном искусством не расценивалось как серьезное занятие. Ему прочили карьеру музыканта, и в 16 лет он даже готовился к поступлению в консерваторию. Однако решимость стать художником была сильнее. В 1905 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у знаменитостей – В.А.Серова, К.А.Коровина, А.Е.Архипова, Ап.М.Васнецова, Л.О. Пастернака. Там же Роберт познакомился с сокурсницей Елизаветой Сергеевной Потехиной. Девушка была родом из старинной дворянской семьи, и родители не одобряли неравного брака дочери с Фальком. Несмотря на запрет и разные вероисповедания, молодые поженились в 1909 году. Перед венчанием Фальк крестился, приняв имя Роман, но после революции вернулся к прежнему имени. В историю он вошел под именем Роберт.

Молодой Фальк испытывал на себе воздействие многих веяний. Период 1905-1909 годов он находился под влиянием импрессионизма и постимпрессионизма.

Фальк Р.Р. Лиза в розовом. 1909

В 1910 году в МУЖВЗ Фальк оказался в числе студентов, которых исключили за бунт против авторитарных методов преподавания.

Читайте также  Какого роста самый низкий человек в мире + фото и видео

Он поехал в путешествие по Италии, где изучал работы известных мастеров.

В 1910 году в декабре открылась скандально известная выставка «Бубновый валет». За несколько недель до мероприятия просто повесили афишу на Торговый дом Левинсона. Название вызывало ассоциации с мошенничеством, игрой в карты, было провокационным. Выставка соответствовала ожиданиям публики: картины висели в 4 ряда и, казалось, совершенно хаотично располагались: спорили между собой своей непохожестью. Провокация удалась: на следующий день современники назвали выставку «пощечиной общественному вкусу», а консервативная пресса откровенно ругала художников.

Через год после выставки возникло сообщество художников раннего авангарда «Бубновый валет». Здесь считали современное им искусство слишком тривиальным, отрицая академизм и реализм, и дерзко и демонстративно осваивали тенденции европейской живописи в своем стиле. В творческой биографии Фалька это был самый радикальный период.

«В этот период любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Теперь мне кажется, что я изживал в то время мои детские впечатления от сундучка и одеяла кухарки».

Фальк Р.Р. Пристань. Серый день. 1911

Живопись Фалька раннего периода называют «лирическим кубизмом». Кубизму в изобразительном искусстве характерны простые элементы, угловатость, деформация форм. В своих работах мастер использует кубистические приемы не для реализации нового для российской живописи стиля, а как способ передачи настроения и состояния, стремится, по его словам, «сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность».

Он много путешествовал по Крыму. Натурщицей во время написания картины «Обнаженная. Крым» (1915) была Любовь Попеску, женщина замужняя и, несмотря на бурный роман с Фальком, не планирующая разводиться с мужем.

Фальк Р.Р. Обнаженная. Крым. 1916

В 1916 году у Фалька и Потехиной родился сын Валерий, и это делает отношения супругов теплее. За 10 лет семейной жизни с Елизаветой Сергеевной художник написал более 15 её портретов.

Фальк Р.Р. Солнце. Крым. Козы. 1916

Художественная группа «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» просуществовала вплоть до 1917 года, после чего распалась, но осталась в истории искусства как одно из самых ярких явлений.

После революции 1917 года Роберт Фальк получил признание и известность. Он вел активную преподавательскую деятельность в Государственной свободной художественной мастерской (ГСХМ), ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (ныне МГАХИ им. Сурикова); был деканом факультета живописи. Желающих учиться у мастера было так много, что студенты устраивали конкурс между собой.

Фальк Р.Р. Дама в красном. 1918

В 20-е годы Фальк постепенно отходит от идей кубизма и демонстративности, придает всё большее значение цвету. Его живопись становится тоньше, сосредоточенней, в его работах читается погружение в себя.

Самое драматичное полотно этого периода – «Красная мебель» (1920), угловатая и даже агрессивная. Художник писал эту картину в непростое для него время. Фальк проходил лечение в психоневрологическом санатории в Покровском-Стрешневе, и там он принял решение разорвать наконец брак с Елизаветой Сергеевной Потехиной.

Фальк Р.Р. Красная мебель. 1920

В 1920 году Фальк познакомился на этюдах в Бахчисарае с художницей Кирой Алексеевой, дочерью знаменитого режиссера Константина Станиславского. Они поженились, и у них родилась дочь Кирилла, ставшая впоследствии известным переводчиком на французский язык русских стихов и прозы.

Спустя два года брак с Кирой Алексеевой также распался. Фальк увлекся своей ученицей на курсе ВХУТЕМАС Раисой Идельсон и вскоре женился на ней.

Фальк Р.Р. Женщина в белой повязке. 1922–1923

В 1928 году он с супругой отправился в командировку в Париж для изучения французской классической живописи. Художник много работал, но также увлекался женщинами и встретил там Любовь Попеску. Через год Раиса Идельсон вернулась в СССР – по официальной версии – ухаживать за больным отцом. С Фальком она сохраняла теплые отношения и переписывалась много лет.

«Парижское десятилетие» (1928–1937) считают одним из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Фальк возвращается к импрессионизму, он пишет Париж таким, каким его непривычно видеть на картинах: воздушный, но вместе с тем пасмурный город, пронизанный одиночеством и тоской.

Фальк Р.Р. Место под застройку. 1934

В 1930-х годах сын Фалька Валерий приехал к отцу. Они работали вдвоем: ездили на этюды, участвовали в выставках. Фальк снимал чердак отеля «Сенат», где в студенческие годы жил Поль Сезанн. Благодаря знакомствам в кругах эмигрантов из России у художника появились заказы и достаток.

Прожив в Париже 10 лет, Роберт Фальк вместе с сыном в 1937 году вернулся в СССР в самый разгар сталинских репрессий. Фальки избежали ареста или даже расстрела благодаря заступничеству бывшего тестя Константина Станиславского, а также дружбе с известным советским летчиком, героем Советского Союза, Андреем Юмашевым.

А в 1937 году художник познакомился на своей персональной выставке с искусствоведом, переводчиком Ангелиной Васильевной Щекиной-Кротовой. Фальку было 53 года, а ей – 29, девушка была из семьи потомственных дворян. Вскоре они поженились и поселились в мастерской Фалька, в мансарде в Доме Перцова на Пречистенской набережной, которую ему помогли получить его друзья.

Фальк Р.Р. В белой шали (А.В.Щекин-Кротова). 1946-1947

В 1938 году Фальк с женой уехал в эвакуацию сначала в Башкирию, а затем в Самарканд.

Фальк Р.Р. Золотой пустырь. Самарканд. 1943

В 1943 году на войне погиб сын Фалька Валерий. Это известие художник получил уже по возвращении в Москву.

В послевоенные годы Союз художников решил, что творчество Фалька не вписывается в соцреализм, а значит, картины художника «не представляют никакой ценности». В руководстве Академии художеств строго следили, чтобы творчество «чуждого советскому человеку» Фалька не покупали и не выставляли.

В 1949 году Фальк встретил Майю Левидову, дочь своего знакомого писателя Михаила Левидова, погибшего в Гулаге. Художник не просто проводил много времени с новой музой, они путешествовали, принимали гостей. Однако развод у жены Ангелины Щекин-Кротовой он не просил.

С заработками у художника стало совсем туго: спасали частные уроки живописи. У него обучался живописи пианист Святослав Рихтер. Иногда покупал картины друг Фалька Илья Эренбург, а также коллекционер Георгий Костаки.

Весной 1958 года состоялась его последняя прижизненная небольшая персональная выставка в Московском союзе художников. Роберту Фальку был 71 год, и он тяжело болел после перенесенного инфаркта. Осенью он скончался в больнице на руках Майи Левидовой.

Фальк Р.Р. Автопортрет в красной феске. 1957

«Последнюю работу Фальк написал за год до смерти. Это автопортрет «В красной феске». Это как бы итог жизни, полной тревоги, печали, страданий человека трудной, но не сломавшей его судьбы».

Ангелина Щекин-Кротова, «Лирические комментарии к Выставке Роберта Рафаиловича Фалька»

В течение жизни Роберта Фалька его произведения не были представлены в экспозициях музеев страны и оставались вне поля зрения широкой публики. Его официальная жена Ангелина Васильевна Щекин-Кротова после смерти художника посвятила себя сохранению и популяризации творческого наследия Фалька. Помогала организовывать персональные выставки, опубликовала ряд статей о творчестве Роберта Рафаиловича, подарила многие работы Фалька музеям.

Выставка «Роберт Фальк»

22 декабря 2020 – 11 апреля 2021

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39-42

Третьяковская галерея представила масштабную выставку выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров объединения «Бубновый валет», знаковой фигуры времен Оттепели – Роберта Рафаиловича Фалька. Экспозиция собрала лучшие произведения художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Это первая крупная ретроспектива мастера.

Роберт Фальк — авангардист непростой судьбы

Роберт Рафаилович Фальк (Robert Rafailovich Falk; родился 15 октября 1886 г. — умер 1 октября 1958 г.) — выдающийся русский художник-авангардист XX века, основоположник и член творческого объединения «Бубновый валет», «мастер цвета», работавший в самых разных жанрах — от портрета до пейзажа и натюрморта. Картины Роберта Фалька отличаются особой интеллигентной сдержанностью и лиричностью — это во многом обусловлено его происхождением и биографией. Творчество Фалька глубоко интровертно и эмоционально. Имя мастера золотыми буквами вписано в историю русской живописи прошлого века.

Роберт Фальк был любимым художником русских нонконформистов. Он считается предтечей неофициального искусства — в своем творчестве он сумел гармонично соединить русский модерн и авангард. При этом, его авангард не предполагал оппозиции, деклараций, идеологии и манифестов: он глубоко интимен и приватен.

Биография Роберта Рафаиловича Фалька, «тишайшего из авангардистов»

Роберт Фальк появился на свет осенним днем 15 октября 1886 в московской еврейской семье. Его отец был юристом и известным шахматистом, редактором спортивных газет, посвященных этой игре. Состоятельная и интеллигентная семья дала будущему живописцу многое — в доме говорили на немецком, детей воспитывали в строгой лютеранской традиции, их образованию уделялось самое пристальное внимание.

Живопись рано заинтересовала Роберта Рафаиловича. В семье к этому увлечению не относились серьезно, но и не препятствовали ему. С 1902 года Фальк стал студентом в школе-студии Константина Федоровича Юона, а далее, до 1905 года, учился у Ильи Ивановича Машкова.

С 1905 года Фальк продолжает обучение в Московском училище живописи. Его преподаватели — выдающиеся русские пейзажисты: Константин Коровин, Виктор Васнецов и Валентин Серов. После училища юный мастер входит в число основателей «Бубнового валета» — творческую группу, объединившую художников-авангардистов.

В 1910-ом году Роберт Фальк отправляется путешествовать и за год посещает несколько городов Италии. Приход большевиков к власти становится началом возвышения художника — до 1917-го его живопись не вызывала особого интереса у публики. Революция изменила это: Фальк признан и обласкан Советской властью, занимает высокие должности, его работы экспонируются на зарубежных и международных выставках. С 1925 года мэтр находит себя в амплуа театрального художника.

1928 год — переломный для Фалька. Он уезжает в Париж изучать французскую живопись и максимально ограничивает связь с бывшими соотечественниками. Мастер полностью посвящает себя искусству, при этом лишь иногда выставляется в Салонах (Независимых, Осеннем, Тюильри), чаще — в галереях частных лиц.

Читайте также  Сватовство майора, павел андреевич федотов, 1848

В Советскую Россию мастер возвращается в ужасное время. На дворе 1937 г., в разгаре сталинские репрессии, черные «воронки» колесят ночами по Москве. Дамоклов меч висит над каждым. К счастью, Роберта Фалька миновал арест — во многом благодаря дружбе с героем-летчиком Юмашевым, с которым мэтр познакомился еще во Франции.

Власти были недовольны работой Фалька. Мастера обвиняли в формализме, его творческой деятельности препятствовали. В 1943 году на фронте гибнет сын художника, и это событие совершенно подкашивает живописца. С этого момента он начинает угасать. Положение усугубляет травля, развернутая Союзом художников — ни мэтр, ни его работы, по их мнению, не вписываются в счастливую советскую реальность. Всеми забытый, заброшенный, живописец продолжает рисовать в своей мастерской, в Москве. 1 октября 1958 года Роберт Рафаилович Фальк уходит из жизни.

Самые известные картины Роберта Фалька

Мастер написал множество работ, которые сегодня являются украшением галерей и частных коллекций. Среди них произведения разных жанров — пейзажи, натюрморты, портреты и даже театральные декорации. Самые известные картины Роберта Фалька:

  • «Московский дворик» (1912). На зимнем пейзаже изображен типичный тихий московский дворик начала прошлого века. Картина написана в импрессионистском стиле.
  • «Старая Руза» (1913). Одна из ранних работ мэтра, по манере близкая к Полю Сезанну (Paul Cézanne). Приглушенные густые краски шедевра делают его камерным и лиричным.
  • «Женский портрет» (1917). На картине изображена сидящая женщина в красной блузке. Ее поза расслаблена, а лицо спокойно
  • «Красная мебель» (1920). Картина появилась в сложный для мастера период. Поэтому цветовая гамма и расположение предметов вызывают ощущение тревоги.
  • «Женщина в красном» (1930). Портрет любимой женщины художника — Любови Георгиевны Поплеску. Они познакомились в 1915 г., в Крыму. Ради этой женщины мастер едва не оставил свою супругу Елизавету Потехину. Но не случилось — Поплеску уже была замужем и новый брак в её планы не входил.

Признание после смерти

При жизни Роберт Фальк не был признан. Да и после смерти, на печально известной выставке 1962-го Хрущев унизил его творчество. Тем не менее, время расставило всё по местам. Сегодня картины мастера известны и любимы. В годы забвения мэтру приходилось подрабатывать театральным оформителем, пытаясь свести концы с концами. Сегодня же его шедевры бьют рекорды на мировых аукционах. Справедливость восторжествовала.

Не Валькой единой: что нужно знать о Фальке, чтобы не стать Хрущевым

12 февраля 2021 11:21

Фальк — художник удивительный. По большей части никто его картин не видел (даже если видел в репродукциях, считай, не видел) и даже не вспомнит, как они выглядят. Зато фамилию Фалька, конечно, все знают. Спроси любого и тебе, хихикая, перескажут анекдот про «голую Вальку», взбесившую Хрущева. Хотя с того момента, когда эта знаменитая история разразилась, минуло более чем полвека, да и самой «голой Вальке» без малого сто лет!

Нисколько не преувеличиваю: главная выставка этой зимы — ретроспектива Роберта Фалька в Третьяковке на Крымском валу.

КАК ОНО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

История из анекдота, как ни странно, мало чем отличается от правды и в оригинале высказывания Хрущева были еще крепче. В этом легко убедиться. «Обнаженная» открывает выставку Фалька, как когда-то «Девочка с персиками» открывала знаменитую выставку Серова. Вдобавок рядышком поместили экран, где транслируют машущего кулаками Никиту Сергеевича и субтитры к той истории.

Напомним, на выставке 1962 года в «Манеже» Никита Сергеевич просто обалдел, увидев зеленую «Обнаженную» и в грубых выражениях поинтересовался, найдется ли среди художников такой, кто захочет эдакую красавицу.

«Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это — извращение, это ненормально», — орал Хрущев и пообещал в завершение спича бить подобных художников рублем.

Но как бы ни старались представить Роберта Рафаиловича мучеником режима, знаменитый ор Хрущева ничего плохого, кроме хорошего, Фальку не сделал. Во-первых, на момент инцидента с «Голой Валькой» художник уже умер, а во-вторых реакция Хрущева только подогрела интерес к художнику. Его индекс цитируемости вырос до небес, а «Обнаженная» Фалька в народном сознании навсегда превратилась в «Голую Вальку».

ЧТО ТАКОЕ «ЛЕГЕНДА ФАЛЬКА»

Есть такая таинственная штука, называется «фальковская легенда». Суть ее состоит в том, что никто до сих пор не понимает, почему имя Фалька окружено таким ореолом.

Дело в том, что Фальк был мегапопулярен. В среде интеллигенции считалось, что он — носитель некоего тайного знания и даже бытовало поверье «О трех Ф». Мол, соцреализм — это так, на потребу, а вот хочешь научиться настоящему — иди к Фаворскому, Фальку и Артуру Фонвизину. Будучи еще довольно молодым человеком он стал деканом живописного факультета Вхутемаса, к нему единственному на курс был огромный конкурс. Устав преподавать — попросился в Париж, где прожил десять лет. Вернулся в страшном 1937 году и счастливо избежал всего того, что в изобилии получили многие жители нашей многострадальной родины: репрессий, тюрем. Кажется, после войны авторитет Фалька не только не упал, он стал еще больше. У себя в мастерской в доме Перцова он устраивал квартирники, которые описывались очевидцами не иначе как священнодействие: молча доставал картину. Ставил. Публика приходила в экстаз.

После смерти Фалька к нему в мастерскую нагрянул Антониони. Захотел купить картину, но жена художника отказала.

«Вы понимаете, что картину хотел купить король кино?»- переспросила удивленная переводчица.

«Да, но ведь я королева. Мой муж был королем живописи», — гордо отвечала жена Фалька, Ангелина Щекин-Кротова.

Добавим к этому всему, что Фальк как никто воспет в художественной литературе. В советское время о нем написал Илья Эренбург в знаменитом цикле воспоминаний «Люди, годы, жизнь». Эренбургу принадлежит фраза, что «советскому человеку полотна Фалька нужны как хлеб и вода».

Да и современные писатели не забывают мастера: Фальк вошел в лучший роман Улицкой «Сонечка» и в известную вещь Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы».

В романе приводится интересная байка о том, что якобы настоящие эксперты распознавали живопись Фалька по запаху. Дело в том, что для восстановления красочного слоя после частичного просыхания художник протирал поверхность холста чесноком — чтобы размягчить верхнюю корку. Запах от картин стоял такой, что одна гостья с аллергией на чеснок, едва не отдала богу душу после того как пришла навестить мастера.

Причем, если верить Рубиной, слабый запах чеснока от Фальковских картин можно учуять до сих пор.

ПОЧЕМУ ЭТИ РАБОТЫ НУЖНЫ НАМ КАК ХЛЕБ И ВОДА

Смешно, что при таком пиетете к художнику, до сих пор далеко не каждый специалист в состоянии внятно объяснить, в чем достоинства полотен. Доходит до откровенной дурости, когда некоторые современные искусствоведы интерпретируют работы Фалька при помощи теории Фрейда. Например, в работе «Чеснок» призывают увидеть фаллические знаки. Мол, Фальк написал натюрморт в Париже, когда скучал по жене, уехавшей в Советский Союз. Поэтому чеснок — это фаллос, а пустой кувшинчик рядом символизирует женское начало.

Пример этого казуса, услышанного от одного горе-экскурсовода приводил историк искусства Антон Успенский.

Стоит ли говорить, что на самом деле фаллические знаки ни при чем, художник подбирал предметы не по смыслу, а по цветовой гамме: чеснок заворожил его схожестью с мартовским снегом, а молочник и письмо были подобраны «в цвет».

Еще один пример оригинального подхода к объяснению достоинств Фалька читаем у Дины Рубиной в «Белой голубке Кордовы». Во время экспертизы якобы фальковского полотна эксперт рассказывает, в чем прелесть художника. Оказывается, дело в том, что потрясающую многослойную живопись, напоминающую мозаику, подделать почти невозможно.

«По-простому, по-нашенски: хрен вам такую живопись наклепают шустрые ребята из подпольных мастерских, — говорит эксперт. — Они все больше кандинских-малевичей строгают — тех легче подделать. А такой живописец им не по зубам, нет…»

Такие трактовки любопытны, но о творчестве Фалька дают весьма смутное представление. И, — тут я хочу сразу предупредить посетителей выставки в Третьяковке. Очень здорово, что в условиях карантина удалось собрать почти 200 работ из 19 музейных собраний и 24 частных коллекций, но на пустую голову и без подготовки на выставке делать нечего. Не удивляйтесь.

Я сам прошел по кишкообразному пространству. Ничего не понял в сухих и скупых описаниях; дважды на входе и на выходе столкнулся с негодующим лицом Хрущева. А когда позвонил телефон и редакторка спросила, «ну, как Фальк», я был склонен ответить, что Хрущев, конечно, груб, но прав.

И не я один. Как рассказал один искусствовед, самый популярный вопрос у посетителей — «а почему его не репрессировали».

«Естественно, вопросы у зрителей возникают. Очень непроработанная выставка по информации», — жалуются комментаторы в фейсбуке.

К сожалению, при всех достоинствах, от выставки остается ощущение, что она для посвященных. А жаль: ведь Фальк еще в раннем творчестве считался неласковым художником, автором трудной живописи, к пониманию которого нужно прийти.

Поэтому, чтобы не стать Хрущевыми, от души рекомендую перед визитом в галерею посмотреть онлайн-лекцию «Фальк: фигура вне игры», записанную лекторием Третьяковки.

ГЛАВНЫЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ О ФАЛЬКЕ

«Нужно глаз промыть, чтобы цвет запел», — любил приговаривать Роберт Фальк. Всего два года назад в музее Новый Иерусалим проходила выставка «Роберт Фальк. Грани творчества», созданная с большой любовью, где работы художника давались в сравнении с другими мастерами, а все творчество было грамотно и понятно представлено по периодам. Там и глаз промывался, и цвет пел, и можно было идти без подготовки, а вернуться не охрущевленным, а обогащенным.

Выставка в Третьяковке — другое. Туда только — с подготовкой. Но идти — важно. Ведь смотреть работы Фалька нужно только в оригинале. Его живопись не поддаётся репродуцированию. Виной тому — фальковская многослойность и дополнительные цвета, на которых работал Фальк. Пропечатать их невозможно.

Читайте также  Головокружение, сальвадор дали, 1930

«Обнаженная Валька», которая вызвала ярость Хрущева, — ранняя и не самая лучшая работа художника. «Фальк вообще неровный: есть гениальные, есть средние работы», — говорит историк искусства Антон Успенский. А многие искусствоведы уверяют, что настоящий Фальк — это поздний Фальк.

— Почти на каждом портрете работы Фалька можно увидеть либо вазочку, либо бутылочку, очень похожую очертаниями на портретируемого. Художник овеществлял живое. Ему нравилось писать живую и неживую натуру одним приемом и радоваться, что деревья на его картинах похожи на бутылки с шампанским, а живое переходит в предмет.

— Фальк считал, что цвет задаёт форму. «Форма есть остывшее цветовое ядро. В зависимости от того какой цвет в ядре это диктует в какую форму это застынет», — писал он. Поэтому, когда он писал людей — для него была неважной категория «похоже-непохоже». Главное — найти нужный цвет.

— Принцип Фалька: «фона в живописи нет. Все — живопись«. Ученики мастера вспоминали, как долго он прописывал фон, то, над чем художники обычно не заморачивались и не тратили особо много времени. Бывало, что натурщики не выдерживали долгие сеансы и сбегали от художника, так что позировать начинал один, а заканчивал — другой.

Особую роль в полотнах Фалька играл красный цвет. Он любил работать непромешанным цветом, где красные оттенки перекликаются, нагнетаются и готовят вспышку. Перед смертью он написал свой автопортрет, на котором почти слился с фоном. «И что, неужели ничего хорошего в жизни не было?» — удивилась жена Ангелина. Художник подумал и согласился: хорошее было. Он достал из сундука красную феску, которую носил в Париже, надел ее и переписал портрет.

КСТАТИ

12 февраля в лектории для писателей и читателей «Башня» искусствовед Кирилл Светляков прочтет единственную лекцию о творчестве Роберта Фалька и о том, как все это понимать

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Роберт Фальк

Р оберт Фальк с юности увлекался изобразительным искусством и учился живописи у известных русских художников. Он состоял в авангардистском объединении «Бубновый валет» и писал картины в самых разных жанрах: натюрморты, портреты, пейзажи. В 1950-х годах самый «тихий» и лиричный из русских авангардистов стал для последующих поколений патриархом московской школы XX века.

«Тихий бубновый валет»

Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в обеспеченной семье. Его отец Рафаил Фальк был юристом, увлекался шахматами и стремился привить своим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. Дети говорили дома по-немецки, учились в престижной лютеранской школе Петер-Пауль-шуле, которая славилась строгими порядками. У Роберта Фалька рано проявились способности к музыке, и родители всячески их поддерживали.

Однако второе увлечение сына — изобразительное искусство — в семье считалось несерьезным занятием. В 1903 году юноша попробовал писать маслом и, несмотря на протесты родственников, решил стать художником. Сначала он брал частные уроки у молодых мастеров Константина Юона и Ильи Машкова. А в 1905 году Фальк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами стали знаменитости — Леонид Пастернак, Аполлинарий Васнецов, Валентин Серов и Константин Коровин.

В 1909 году молодой художник женился на сокурснице — Елизавете Потехиной. Это был неравный брак. Городские интеллигенты Фальки стояли по социальной лестнице ниже дворян Потехиных. Свадьбе мешало и разное вероисповедание молодых влюбленных — чтобы обвенчаться с невестой, Роберт Фальк принял православие. С тех пор в официальных документах он указывал имя Роман, но близкие продолжали называть его Робертом, и именно под этим именем он вошел в историю живописи.

В 1910 году за бунт против авторитарного преподавания Фалька в числе других студентов исключили из училища.

Молодой художник отправился в путешествие по Италии: он побывал в Венеции, Риме, Флоренции, где изучал работы известных мастеров. Этой же зимой живописец принял участие в выставке «Бубновый валет», которая дала начало одноименному объединению авангардистов. Позже последняя жена художника Ангелина Щёкин-Кротова прозвала трех участников этого сообщества — Роберта Фалька, Александра Куприна и Василия Рождественского — «тихими бубновыми валетами». В противовес «громким»: Петру Кончаловскому, Илье Машкову и Аристарху Лентулову.

В эти годы художник стал выезжать в Крым, где писал полные южного зноя пейзажи. Но Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, а в 1920-е годы — новаторские по формам и колориту интерьеры.

Эклектика Фалька — от Ренуара до Рембрандта

Первые годы советской власти принесли Роберту Фальку признание и известность. В 1918–1921 годах он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности отдела изобразительных искусств Наркомата просвещения РСФСР, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, много преподавал. Тогда же его назначили деканом художественного факультета Высших художественно-технических мастерских (позднее — ВХУТЕИН). В середине 1920-х годов Фальк заработал репутацию яркого театрального художника, оформив для Государственного еврейского театра спектакли «Ночь на старом рынке» и «Путешествие Вениамина III».

Казимир Малевич, который интересовался творчеством современников, писал о Фальке: «При осмотре всех работ 1922, 1923, 1924 годов и опросе автор высказал, что во всех работах в поле зрения были: Ренуар, Клод Моне, Сезанн, Шарден, Ватто, Веласкес, Эль Греко, Тициан. Здесь нужно разуметь, что все перечисленные есть эклектический живописный материал, из которого автор строит свою живописную деятельность». Через несколько лет список увлечений авангардиста Фалька возглавил великий мастер «старой школы» Рембрандт.

Личная жизнь художника, как и творческая, была весьма бурной. Он расстался с Елизаветой Потехиной и женился на дочери Константина Станиславского Кире Алексеевой. Но вскоре и этот брак распался. Третьей женой Фалька стала его студентка Раиса Идельсон.

В 1928 году Роберт Фальк оправился в командировку в Париж — изучать классическое наследие. Вместо запланированных шести месяцев он прожил во Франции почти девять лет.

В 1930-х годах в Париж приехал сын Фалька от первого брака — Валерий. Он тоже увлекался живописью, и Роберт Фальк всячески поощрял этот интерес. В Париже отец и сын наравне участвовали в выставках.

В 1937 году Фальки вернулись на родину. «Нашел время возвращаться!» — воскликнул, узнав об этом, друг Роберта Фалька актер Соломон Михоэлс.

«Непомерная тяжесть таланта»

Однако репрессий в отношении художника так и не последовало. Возможно, сыграла роль дружба с Андреем Юмашевым — летчиком-испытателем, Героем Советского Союза. Юмашев помог Фальку получить небольшую квартиру в Доме Перцовой. В этом особняке в центре Москвы располагались мастерские многих художников. Роберту Фальку стали поступать заказы от театров на оформление спектаклей, в Советском Союзе проходили его персональные выставки.

В 1940 году живописец женился в четвертый и последний раз. Его избранницей стала переводчица Ангелина Щёкин-Кротова. В эти годы Роберт Фальк уже не был таким популярным художником. Его начали критиковать за «формализм», что фактически означало в те годы полную изоляцию от творческого сообщества. У Фалька не было заработка: существовал негласный запрет давать ему любую работу, включая эскизы театральных декораций и костюмов.

В августе 1941-го художник с женой уехали в эвакуацию — сначала в Башкирию, а затем в Самарканд. В Узбекистане Фальк преподавал в художественном училище, писал среднеазиатские пейзажи. В 1942 году, не воспользовавшись освобождением по здоровью, ушел на фронт Валерий Фальк. В марте 1943 года он умер в госпитале от ран.

В 1958 году, за несколько месяцев до смерти Роберта Фалька, прошла его небольшая персональная выставка. Стараниями вдовы художника уже с 1960-х годов работы почти забытого мастера начали показывать в разных городах страны. В экспозиции, посвященной 30-летию Московского Союза художников, в Манеже были выставлены две его картины. Посетив вернисаж, председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв устроил разнос.

«Обнаженная» работы Фалька. Подобный «шедевр» может вызвать только возмущение, — вещало советское телевидение о событиях 1 декабря 1962 года. — Как ни смотри, невозможно согласиться с художниками-формалистами. А ведь нашлись и защитники формалистических выкрутасов. Ну что ж, будем спорить. Наш критерий — высокая идейность и художественное мастерство. С отступлением от него мириться нельзя».

Когда в 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, Ангелина Щёкин-Кротова делилась с писателем Варламом Шаламовым: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?» Сегодня картины художника хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, Тулы, Нижнего Новгорода и других городов России и СНГ. Работы, которые 60 лет назад невозможно было продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с ведущих мировых аукционов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: