Корзинка с хлебом, дали, 1945 - JEKATERINBURG.RU

Корзинка с хлебом, дали, 1945

«Корзинка с хлебом» — Сальвадор Дали (1945)

Картина Сальвадора Дали «Корзинка с хлебом» (1945) — абсолютный фетиш самого Маэстро, его талисман, и, по собственному мнению художника — одна из лучших его работ. Эта небольшая (35 х 44 см; доска, масло) картина, настоящая жемчужина Театра-Музея, расположена в центральной части экспозиции «Зала Сокровищ». «Зал Сокровищ» — центр всего музейного пространства, где стены, согласно указаниям Дали, обиты красным бархатом, из-за чего создается ощущение, что, попадая туда, оказываешься внутри шкатулки с драгоценностями.

Ощущение это вполне оправданно и даже неизбежно: если принять во внимание, сколько стоят размещенные в этом зале картины, легко может закружиться голова. По самым скромным подсчетам, речь идет о сумме в 300 000 000 евро — но, пока, слава Всевышнему, никто продавать их не собирается.

А центральная позиция «Корзинки с хлебом» в этой сокровищнице, в этой «пещере Дали-Бабы» — отнюдь не случайна. Сам Сальвадор Дали, как мы уже сказали, считал эту картину одной из самых важных своих работ и даже чем-то вроде талисмана, который непременно должен был сопровождать супругов Дали во всех их перемещениях по разным странам и континентам.

«Корзинка с хлебом» — одна из любимых работ самого Сальвадора Дали

Очень нравилась «Коризнка с хлебом» и супруге художника, Гала, которой, собственно, она и была предподнесена в дар автором на открытии выставки в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей в ноябре-декабре 1945 г. Конечно же, мы помним эту традицию Дали: прилюдно, демонстрируя публике высочайшие любовь и уважение к жене, в начале каждой своей выставки одаривать её одной из своих картин.

А почему бы и нет? Это красиво, достойно, и, к тому же, разумно и практично: имущество, таким образом, оставалось в семье, и впоследствии им, в случае необходимости, мог воспользоваться и сам Дали. Так, кстати, произошло и с «Корзинкой» — занявшись созданием своего Театра-Музея, Дали взял у Гала «во временное пользование» подаренную ей картину для экспозиции — благодаря чему, собственно, мы и можем ей сейчас насладиться.

Кстати, именно эта работа Дали была впоследствии использована в качестве иллюстрации к так называемому плану Маршалла — программе помощи США послевоенной Европе — попало в прессу и сделалась широко известным в мире. В этой связи следует особенно выделить один случай.

В 1940-х годах Уильям Николс, главный редактор воскресного приложения This Week, увидел «Корзинку с хлебом» в художественной галерее и буквально влюбился в нее, назвав картину «самой красивой из всех, которые он когд-либо видел в своей жизни». В итоге репродукция «Корзинки с хлебом» 1 февраля 1948 года была опубликована в This Week Magazine (имено в связи с «Планом Маршалла»)- а это воскресное приложение, прошу отметить, на пике своей популярности выходило тиражом 15 миллионов экземпляров. Можете представить себе объем аудитории?!

Способствовал известности картины и сам Дали, постоянно упоминавший свою «Корзинку с хлебом» в статьях и интервью и часто приводивший ее в качестве примера. Это и не удивительно, учитывая, с каким непревзойденным мастерством написана картина — Дали по праву было чем гордиться. Вот как он высказался о картине в одном из своих интервью:

«Полгода моей задачей было овладеть утраченной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строгая картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть — и с этой горбушкой случится корпускулярный (атомный) взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога.»

Дали, как видим, упомянул о своей попытке «овладеть утраченной техникой старых мастеров» — и ему безусловно это удалось. Высота технического исполнения картины поражает, изумляет и даже вызывает недоверие — как-то не верится, что это мог сотворить человек с помощью такого довольно грубого и несовершенного инструмента, как руки.

По словам самого Сальвадора Дали, он работал над картиной два месяца, по четыре часа каждый день — и труд этот был не напрасным. Классический реализм, граничащий с гиперреализмом — так бы я определил стиль картины.

«Корзинка с хлебом» Сальвадора Дали — предтеча гиперреализма

Если рассматривать оригинал с помощью лупы, можно заметить, что детально выписаны не только отдельные прутья корзинки, но даже и едва заметные темные точечки на них, абсолютно такие же, какие можно наблюдать в реальности. Что до хлебной горбушки — она, стоит посмотреть на нее чуть подольше, начинает в буквальном смысле обретать трехмерность и материализовываться. Кажется, этот хлеб вот-вот можно будет потрогать и ощутить под пальцами хруст корочки и нежную его мякоть.

Кстати, именно этот «квазиреализм», так несвойственный фантасмагорически-галюциногенному Дали, вкупе с безукоризненной техникой и поражают наших туристов в первую очередь. .

«Корзинка с хлебом» — технически Дали безупречен

Люди напрочь отказываются верить, что это реалистично-академическое полотно написано эпатажным усатым каталонцем, который снискал мировую известность галлюцинаторно-бредовыми шедеврами эпохи сюрреализма. Однако все течет, все меняется — и наступил неизбежный момент, когда сюрреализм стал для Дали пройденным этапом. Требовалось в срочном порядке найти новый способ художественного самовыражения — и таким способом, или, скорее, методом, стал так называемый «ядерный мистицизм», о котором мы не раз еще будем беседовать.

«Корзинка с хлебом» может и должна рассматриваться как подготовительный этап к «ядерному мистицизму», основанному на следующих «трех китах»: классическом живописном наследии, ядерной физике и католицизме. Кроме того, Дали всегда любил шокировать и удивлять. На мой взгляд, создавая «Корзинку», художник, среди прочего добивался и такого эффекта: озадачить публику и заставить ее поломать голову: в чем тут подвох? «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего прочего удовлетворила мою фантазию. Перед нами полотно, о котором ничего нельзя сказать — полнейшая загадка!»

А загадочность, или мистицизм, как известно, Дали ценил в творчестве едва ли не превыше всего. Примечательно и символично, что «Корзинка с хлебом была завершена Дали 8-го мая 1945 г. — акккурат накануне капитуляции гитлеровской Германии. Обескровленное, изголодавшееся, уставшее от разрушений, варварства и смертей человечество хотело мира и хлеба, и «Корзинка с хлебом» Дали — как раз об этом.

Корзинка с хлебом, дали, 1945

Даже спустя 30 лет после смерти о Дали продолжают говорить, спорить, его творчество обсуждают и изучают, а количеству подражателей и последователей нет числа. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде. О жителях Каталонии – пограничной области между Францией и Испанией — бытует поговорка, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть. Недаром Дали говорил, что « всё красивое должно быть съедобно». ЕГО ЛИЧНЫМ БРЕНДОМ на протяжении всего творчества БЫЛ ХЛЕБ.

Сальвадор Дали (1904-1989)

Одна из первых его работ художника – «Корзина с хлебом» (1926)

Хлеб Дали символизирует месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Он останется несъеденным. Он не предназначен для помощи многодетным семьям.

В 1933 году для сюрреалистической выставки в Париже Дали создал скульптуру «Ретроспективный бюст женщины» — фарфоровый бюст женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую вооружена бронзовая чернильница. Вокруг шеи обмотана полоска бумаги с танцующим мальчиком, на лице кишат муравьи как символ тления, на плечах початки кукурузы – пародия на современную парижскую моду. Эпатажный бюст просуществовал недолго. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Пёс обошелся со скульптурой непочтительно и съел батон, вооруженный на бюст. Сейчас в театре-музее Сальвадора Дали выставлена реконструкция этой скульптуры.

В 1932 году были написаны две провокационные картины – «Антропоморфный хлеб» и «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающиеся содомизировать краюшку португальского хлеба», специально выполненные в палитре старых голландских мастеров.

«Антропоморфный хлеб» (1932)

«Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба» (1932)

«Хлеб всегда был одним из самых старых субъектов фетишизма и навязчивых идей в моих работах, первый и единственный, которому я более всего верен», — напишет он в 1945 году в каталоге выставки в Нью-Йоркской галереи.

В 50-е годы начинается новый этап в творчестве художника. Дали становится мистиком. Одна из самых замечательных работ этого периода «Мадонна Порт-Льигата».В центре картины «Мадонна Порт-Льигата» — парящий ломоть сакрального хлеба, представляющий собой тело Христа. Именно хлеб является центром мироздания, источником духовной силы, дарителем света.

«Мадонна Порт-Льигата» (1949)

Постепенно хлеб, как универсальный символ исчезает из живописи Дали, но возрождается в различных инсталляциях, конструкциях, объектах поп-арта и фотографиях. Самой причудливой была идея создания хлебной мебели. В 1969 году Дали познакомился с известным французским булочником и предпринимателем Lionel Poilane. С этого времени его пекарня стала готовить для художника различные арт-объекты и скульптуры из хлеба, а в 1971 году Дали заказал целую спальню.

Люстра из хлеба

Мебель из хлеба

Свою экстравагантную просьбу художник объяснить так: хочу проверить, нет ли в доме мышей. Заказ был выполнен. В память об этом событии пекарня, которой владеет уже третье поколение семьи, периодически готовит из фирменных буханок и багетов стулья и люстру, как для Дали. Хрупкие арт-объекты приходится менять каждые 7-8 лет, поскольку хлеб крошится и приходит в негодность.

В 1974 году был открыт театр-музей Сальвадора Дали, выполненный по проекту самого художника, который был назван крупнейшим сюрреалистическим объектом в мире. На территории музея можно увидеть скульптуры со знаменитыми шляпами-батонами.

Но более всего впечатляет орнамент стен самого здания: сотни аккуратно распределенных керамических буханок каталонского хлеба, традиционно выпекаемых в виде шляпы матадора. Башня Галатея, присоединенная к театру позднее, стала последней резиденцией художника. Здесь же он и был погребен со всеми почестями 25 января 1989 года.

И в завершении темы: инсталляции из эко-музея хлеба в Каталонии, вдохновленная работами Сальвадора Дали.

Кстати, может быть именно фантазии Сальвадора Дали оказались источником вдохновения для Тима Бирбаума и Джона Миллера, участников скетч-группы Serius Lunch, которые в 2012 году выдвинули идею фотопроекта под названием Baguette me nots или, как его окрестили, – «БАГЕТИНГА». Новый бум интернета, заключающийся в использовании багета вместо бытовых предметов, животных, детей или даже частей тела, последующем фотографировании и выкладывании фотографий на всеобщее обозрение в сети.

Корзинка с хлебом — Сальвадор Дали

Это относительно ранняя вещь Сальвадора Дали. Картина написана в 1926 году в подарок Гарсиа Лорке, с которым Дали был очень дружен. Впоследствии художник рисовал хлеб бесчисленное множество раз. Он сознательно сделал хлеб своим брендом: «изобрел колумбово яйцо — хлеб Сальвадора Дали», по его собственным словам.

Читайте также  Гуляки, ян стен, около 1660

Дали рисовал хлеб-символ с двойным и тройным дном, хлеб-провокацию.

Хлеб, который никогда не будет съеден, потому что он изначально не предназначался в пищу, а был задуман и воплощен мастером исключительно как арт-объект. Но на этом полотне хлеб вполне реалистичен.

Схожую картину Дали рисовал еще один раз, в 1945 году. На темном насыщенном фоне, навевающем мысли о натюрмортах старых голландцев, лежит скомканная белая скатерть. Фактура ткани, мягкие изгибы ее складок, тени, окрашивающие белую ткань в цвет слоновой кости, — все это прорисовано очень тщательно.

Картина напоминает фотографию с искусственно увеличенной резкостью. На скатерти стоит сплетенная из соломки корзинка изящных очертаний, с изогнутыми витыми ручками. В ней лежит смятая салфетка и четыре ломтика хлеба, два из которых намазаны маслом.

Этот натюрморт, с одной стороны, предельно лаконичен, с другой же — насыщен невероятным количеством мелких подробно прорисованных деталей. Сочетание этих двух факторов завораживает и притягивает взгляд. Торжествующий эстетизм простых вещей в реализме — такой же «фирменный знак» Дали, как костыли и мягкие часы на его авангардных полотнах.

Похожие описания:

Антропоморфный хлеб — Сальвадор Дали Хлеб — постоянный и важный лейтмотив в творчестве Дали. Его фирменный знак, наравне с «текучими» вещами и подпорками-рогатинами. В молодости Дали рисовал классические натюрморты с.

Постоянство памяти — Сальвадор Дали Картина «Постоянство памяти», написанная великим испанским сюрреалистом Сальвадором Дали в 1931 году, отличается, как и многие другие его работы, особым стилем и глубоким подтекстом, который.

Бенвенуто Челлини и Юпитер — Сальвадор Дали Бенвенуто Челлини был итальянским ювелиром, мастером по металлу, солдатом, музыкантом, художником и даже скульптором XVI в. Он оказал серьезный вклад в стиль маньеризма. Дали проиллюстрировал.

Обнаженная Гала, сидящая спиной — Сальвадор Дали Музой, вдохновительницей и одновременно проклятием всей сознательной жизни Сальвадора Дали была его супруга Гала. Волосы встают дыбом, когда читаешь об истории их, мягко говоря, своеобразных.

Искушение святого Антония — Сальвадор Дали Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» появилась благодаря кинематографу. Для фильма «Милый друг» потребовалось нарисовать образ святого, подвергающегося различным искушениям. Множество различных художников приняли участие.

Портрет Пикассо — Сальвадор Дали «Портрет Пикассо» работы Сальвадора Дали — с одной стороны, язвительная сатира, с другой — дань уважения великому испанцу, которым Дали восхищался, несмотря на их многочисленные.

Распятие — Сальвадор Дали Живопись испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали полна снов и «видений», но многое в его искусстве шло от разума, например идея изобразить в представленной картине развертку Гиперкуба.

Аллегория американского рождества — Сальвадор Дали Картина была создана в 1934 году, когда Дали и Гала впервые были в США с визитом, который положил начало многим последующим. Эта страна давно интересовала.

Астрально параноический образ — Сальвадор Дали «Астрально-параноический образ» — работа сюрреалиста Сальвадора Дали с первых шагов создания была разорвана на куски, которые не имели корней и смысла. Она создавалась мастером в.

Кубический автопортрет — Сальвадор Дали Цветовая гамма от золотистого до лилового; изображение разложено на грани, составлено из них. Вертикально ориентированный холст, струящиеся сверху вниз вертикальные штрихи. Изображение словно вытянуто по.

Атавизм сумерек — Сальвадор Дали «Атавизм сумерек» — работа Сальвадора Дали. Спутать эту картину с подачей иного художника трудно. Далийский почерк угадывается в характерном бреде, понятном лишь ему, и мастерством.

Философ, освещенный луной и ущербным солнцем — Сальвадор Дали Картина «Философ, освещенный луной и ущербным солнцем» была написана маслом на холсте в 1939 году. Картины Сальвадора Дали 1938-1949 годов относятся к периоду его жизни.

Мягкие часы — Сальвадор Дали В любом языке есть прилагательные и существительные, крепко связанные друг с другом, например, заклятый враг. Иными эпитетами и язык не повернется назвать тот или иной.

Сон (Спящий) — Сальвадор Дали Одна из самых известных картин и по сей день вызывает много споров, как и в 1937 году, когда она была написана. Это полотно является частью.

Портрет Хосе Торреса — Сальвадор Дали Одно из ранних произведений Сальвадора Дали «Портрет Хосе Торреса» написано не в сюрреалистической манере, столь характерной для произведений художника 1920-х годов. Тем не менее в.

Автопортрет с «Юманите» — Сальвадор Дали Автопортрет с Юманите был написан в 1923, когда Дали учился в Мадридской академии искусств. Название отсылает к французскому социалистическому журналу «Юманите», на который Дали подписался.

Спящая женщина на фоне пейзажа — Сальвадор Дали Одна из самых мрачных картин Сальвадора Дали. Место действия — столь любимая художником пустыня. Но, в отличие от большинства «пустынных» полотен Дали цветовая гамма здесь.

Портрет моего отца — Сальвадор Дали «Портрет моего отца» — работа юного Сальвадора Дали. Это, обычное на первый взгляд, изображение запечатлело недолгую привязанность молодого сына к отцу. В арсенале художника было.

Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече — Сальвадор Дали Портрет очень миниатюрен, его размер всего 6,8×8,8 см. Но он представляет собой полноценную и стилистически совершенную картину и очень точно выверен композиционно. Это маленькое полотно.

Сюрреалистическая композиция — Сальвадор Дали В бесконечное голубое небо устремляется, подобно дощатому причалу или палубе авианосца, расчерченная на полосы дорога. По ней, строго по нанесенным пунктиром направляющим, движутся вперед и.

Галарина — Сальвадор Дали Портрет выполнен в реалистической манере. Гала изображена по пояс, в расстегнутой легкой светлой блузке с коротким рукавом. Одна грудь ее обнажена, как у дам с.

Жираф в огне — Сальвадор Дали «Жираф в огне» или, как еще называют это полотно, «Пылающая жирафа» — одно из самых известных и важных для великого сюрреалиста произведений. Написана эта картина.

Сон II — Сальвадор Дали Сон был написан в тот период, когда Дали и Гала нашли себе неудобное пристанище в рыбацкой хижине в Порт Лигат, превращенной ими впоследствии в роскошный.

Портрет моего отца с трубкой — Сальвадор Дали Отец Сальвадора был строгим, авторитарным человеком, старавшимся в течение многих лет направлять непокорного сына вплоть до отречения от него. Хотя по прошествию лет они на.

Приспосабливаемость желаний — Сальвадор Дали Работа Сальвадора Дали «Приспосабливаемость желаний» — еще один образец пугающе — притягательной живописи художника. Страсть к расчленению деталей на мелкие составляющие здесь предложена в качестве.

Венера и матрос — Сальвадор Дали Ранняя работа Сальвадора Дали «Венера и матрос» написана в стиле, редко используемом автором. Это аппликативность деталей более похожа на кубизм, но уже предвещает зачатки сюрреалистичной.

Всадник по имени Смерть — Сальвадор Дали Картина «Всадник по имени Смерть» была написана в 1934 году. Она содержит образы, характерные для произведений Дали, датированных этим же временем. Радуга, прорезающая густые облака.

Портрет Анны Марии — Сальвадор Дали Портрет Анны Марии кисти сюрреалиста Сальвадора Дали является автобиографичным отпечатком взаимоотношений брата с сестрой. Будучи младшей сестрой художника, Анна Мария Дали часто выступала в качестве.

Битва при Тетуане — Сальвадор Дали Картина Сальвадора Дали «Битва при Тетуане» — ироническая аллюзия на одноименное полотно художника Мариано Фортуни. Сюжет обеих картин восходит к историческому событию, произошедшему в 1860.

Читайте также  Триумф тита и веспасиана, джулио романо

Девушка, сидящая спиной — Сальвадор Дали На картине зритель видит девушку, изображенную со спины. Она сидит в кресле с прямой высокой спинкой. На девушке простое белое платье с широким вырезом. Одно.

Нагой Дали перед пятью регулярными телами — Сальвадор Дали «Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Гала», описание картины Морской пейзаж, безоблачный ясный день.

Портрет моего умершего брата — Сальвадор Дали Брат Дали, которого тоже звали Сальвадор, умер в возрасте двух лет, за год до рождения художника. Дали был очень похож на своего умершего брата и.

Траурная игра — Сальвадор Дали К концу 1920-х годов Дали присоединился к сюрреализму и вырабатывал «параноидально — критический метод», с помощью которого он извлекал из своего подсознания образы и ассоциации.

Pieta (Пьета) — Сальвадор Дали Картина написана Сальвадором Дали в 1987 году, за два года до смерти. После смерти жены художник находился в глубокой депрессии, от которой так и не.

Призрак и иллюзия — Сальвадор Дали Это не первая работа Дали посвященная иллюзиям. В письме к французскому поэту-сюрреалисту Полю Элюару Дали называет радугу с облаками призраками, а кирпичную постройку — иллюзией.

Сикстинская Мадонна — Сальвадор Дали Одно из многочисленных изображений Девы Марии в творчестве Дали, хотя здесь она видна наименее отчетливо. Эта картина маслом на холсте была закончена в 1958 году.

Атавистические руины после дождя — Сальвадор Дали Это сцена, следующая за изображенной в ‘Архитектоническом Анжелюсе Милле’, где человеческие фигуры приобрели вид неких менгиров или статуй. Вообще говоря, они очень похожи на скульптуры.

Переходный момент — Сальвадор Дали Невероятное по исполнению полотно «Переходный момент» принадлежит кисти сюрреалиста Дали. Написано оно в 1934 года на пике славы художника. Повествование картины, как и всегда, не.

Череп Сурбарана — Сальвадор Дали Источники вдохновения Дали часто находил в прошлом. В ряде его картин прослеживается влияние художников XVII века Веласкеса и Вермеера. «Череп Сурбарана», свидетельствует о диалоге и.

Портрет Галы — Сальвадор Дали Картина известна также как ‘Анжелюс Галы’; на стене висит вариация на тему ‘Анжелюса’ Милле, который был навязчивым впечатлением Дали. Две фигуры в комнате — очевидно.

Неподражаемый Сальвадор Дали

Кулинарные мотивы в творчестве Сальвадора Дали

Сальвадор Дали был и остается одной из самых ярких фигур в двадцатом веке, несмотря на самые противоречивые эмоции и оценки, которые вызывает его творчество, рамки которого простираются не только на сферу искусства, но и на сферу жизни. Еще до того как начали теоретизировать построение имиджа, он начал планомерно создавать образ Сальвадора Дали, который должен был обязательно привлекать внимание публики, шокировать. Не зря же он взял себе девиз: «О Сальвадоре Дали должны говорить, пусть даже и хорошо». Но если сейчас внешние проявления человека зачастую не соответствуют его внутренней сущности, а конструируются в зависимости от того, какой образ надо создать, то поведение Дали напрямую было обусловлено его мировосприятием и характером. Обычное для нынешнего времени несоответствие демонстрируемого образа реальному заставляет все время искать во всех действиях и заявлениях Дали какой-то подвох. Но поскольку он был не только выдающимся художником, но и выдающимся жизнетворцем, буквальных подтверждений этому найти не удается.

При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен. Свою художественную задачу он формулировал так: реалистически изображать иррациональную мысль. Что очень важно – это именно его личная иррациональная мысль и, следовательно, система используемых им образов – это отражение его сознания и памяти. Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии. Например, особое отношение к еде, которое Жиль Нере в своей книге «Сальвадор Дали» называет «материально-кулинарным атавизмом», связано с его каталонским происхождением. О жителях этого региона, расположенного между Францией и Испанией говорят, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть. Применительно к себе Дали подтверждает это утверждение эпиграфом к своей книге мемуаров «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Он звучит так: «Я знаю, что я ем (и что переварю). Не ведаю совсем, что я творю» .

Съедобность как одна из ключевых характеристик образов в творчестве Дали и гурманское отношение к еде воплотились в многочисленных образах еды в самых разных картинах и в натюрмортах. В самом начале творческого пути живописная манера Дали очень сильно меняется в зависимости от того, каким стилем он увлекался. Один из ранних натюрмортов (1915 г.) написан в реалистичной манере, хотя то внимание, с которым Дали изображает глянцевитую поверхность фруктов и овощей в тарелке, шелковистый блеск луковицы, лежащей рядом, сияние глазури, покрывающей кувшины, в солнечном свете чем-то напоминает работы импрессионистов.

В «Натюрморте с двумя лимонами» очень заметно влияние Поля Сезанна, которого относят к постимпрессионистам. Дали обобщает форму лимонов до того, что они выглядят так, будто составлены из ровных плоскостей, а складки ткани изображены настолько схематично, что сложно понять, каким именно образом она сложена. Фактура же в натюрморте отсутствует полностью, что вполне согласуется с призывом Сезанна видеть окружающие предметы в первоначальных формах (о фактуре речь не идет вообще).

Следующими стилями в арсенале Дали стали кубизм и пуризм. Все предметы на «Пуристском натюрморте», в котором присутствуют и элементы кубизма, состоят из абсолютно чистых, четко очерченных как на чертеже геометрических форм. Ломтик арбуза выглядит как часть диска, левый край бутылки, изображенной в продольном разрезе, частично изображен как цилиндр с прямоугольными краями, однако все предметы еще сохраняют привычные взгляду формы.

На другом натюрморте того же года (1924) кубистические черты гораздо более явные и предметы лишь с трудом угадываются сквозь нагромождение форм и цветовых пятен.

Постепенно Дали начинает искать свой собственный стиль и формулировать основные его положения. В главе одиннадцатой «Тайной жизни Сальвадора Дали» он выписывает манифест под названием «Моя борьба», где в виде таблицы, с колонками «За» и «Против» он перечисляет основные идеологические принципы своего творчества. Самой первой в списке стоит борьба против простоты за сложность, а кроме нее – против прогресса за постоянство и против абстракции за конкретность. Со сложностью, в общем-то, все ясно, весь сюрреализм как таковой очень далек от простоты, а вот стремление к постоянству и конкретности несколько озадачивает. За фантастическим сочетанием привычных предметов как-то проходит мимо внимания то, что изображены все эти бредовые фантазии средствами реалистической живописи.

Куда более заметно стремление Дали к точности и конкретности на «простых» полотнах вроде «Корзины с хлебом» 1926 года, напоминающей голландский натюрморт. Глядя на это произведение как-то легче верится в то, что одним из любимейших художников Дали был Вермеер. Этот натюрморт – первый в череде картин, где главную роль играет хлеб. В «Тайной жизни» Дали рассказывает, как возник этот «параноидальный» образ:

«Я доел бобы и посмотрел на хлеб: на столе лежал один кусок. Я уже не мог оторвать от него глаз. Взял его, поцеловал, пососал, надкусил. Кусок хлеба. Я изобрел колумбово яйцо: хлеб Сальвадора Дали. В то же время я раскрыл тайну хлеба – он может оставаться несъеденным. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую. Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма. Что может быть легче, чем аккуратно вырезать с тыльной стороны хлеба два отверстия и вставить в них чернильницы? Что может быть более унизительным и прекрасным, чем видеть, как хлеб, вырезанный в корке, служит вставочкой для перьев. А если хочешь вытирать перья прекрасным, довольно свежим мякишем, ничего не стоит заменять хлеб каждое утро.

Вернувшись в Париж, я выдвинул новый загадочный лозунг: «Хлеб, хлеб и ничего кроме хлеба». Спрашивали не без юмора, не стал ли я коммунистом? Но уже догадались, что хлеб Дали предназначен не для помощь многодетным семьям. Мой хлеб был сугубо антигуманным. Он символизировал месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Этот хлеб станет аристократичным, эстетическим, паранойяльным, софистским, иезуитским, феноменальным и ошеломительным».

В 1932 году был написан «Антропоморфный хлеб». Батон хлеба, изображенный на этой картине похож одновременно на кусок экскрементов и на возбужденный половой орган, тяжесть которого поддерживается тонкой ниткой. На нем висят мягкие часы, которые Дали изобрел годом ранее при создании картины «Постоянство памяти». Антитеза в принципе достаточно проста: вялые, аморфные, съедобные, растекающиеся часы, напоминающие растекающийся сыр камамбер, и твердый батон. Чернильница, располагающаяся на правом конце батона, превращает всю конструкцию в настольный гарнитур, подставку для письменных принадлежностей – вроде той, о которой Дали писал в своей «Тайной жизни».

Сходное противопоставление твердого и мягкого присутствует на картине «Французский батон…», только вместо мягких часов – мягкая яичница. Полное название картины напоминает аналогичные многословные наименования картин вроде «Сна, вызванного полетом пчелы…», которые исчерпывающе описывают сюжет полотна.

Читайте также  Розы в творчестве ренуара

На фоне этих вызывающе-сексуальных полотен «Два куска хлеба, объясняющиеся в любви» выглядят невероятно лирично и лаконично. На огромном песчаном пространстве, которое лишь в верхней кромке холста переходит в небо и горы, изображены два куска хлеба, между которыми стоит пешка. Их расположение очень напоминает композицию картины Франсуа Милле «Анжелюс», которой Дали восхищался с детства и неоднократно самыми разными способами интерпретировал в своих картинах (например, «Пара с облаками в головах», «Архитектонический Анжелюс», «Атавизм сумерек»). Об «Анжелюсе» он много писал, и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. Ничего этого в «Двух кусках» нет. В отличие от многочисленных полотен, в которых действие разворачивается на фоне пейзажа, в этой картине практически отсутствует небо, от него осталась лишь тонкая полоска в самом верху холста, поэтому куски хлеба выглядят уязвимыми и крошечными, хотя две человеческие фигурки на заднем плане еще меньше.

После второй мировой войны, а точнее после взрыва атомной бомбы, в картинах Дали появляется «атомный» компонент. Покой, предшествующий взрыву (состояние, которое очень увлекало Дали), мы видим в «Корзинке с хлебом», которая снова выполнена в лучших традициях голландского натюрморта. Еще одной «атомной» чертой, которая появляется во многих его картинах этого времени, было «атомное равновесие». Парящие в пространстве предметы, не соприкасающиеся друг с другом, мы видим на картинах «Атомная Леда», «Дематериализация носа Нерона», «Мадонна Порт-Льигата». Такие же парящие предметы, но не застывшие в пространстве, а движущиеся, мы видим в «Движущемся натюрморте». Это словно подброшенные невидимыми руками предметы вдохновили фотографа Филиппа Хальсмана на создание одного из самых известных фотопортретов Сальвадора Дали.

Натюрмортов в творчестве Дали не так много – сказывается стремление к сложным и монументальным полотнам, но и на других его картинах съедобное так или иначе встречается. Это может быть кусочек бекона (на «Мягком автопортрете»), вареные бобы («Предвидение гражданской войны в Испании»), хлеб, уже как вполне традиционный христианский символ («Ядерный крест», «Мадонна Порт-Льигата»), сырые котлеты («Портрет Гала с двумя бараньими котлетами на плече»), разломленный гранат («Сон, вызванный полетом пчелы…», «Дематериализация носа Нерона»). Смысл они могут иметь самый разный, все зависит от самой картины. Например гранат в «Сне, вызванном полетом пчелы…» можно толковать как образ «Большого взрыва», из которого зародилась жизнь, как начинающую делиться оплодотворенную яйцеклетку, а в «Дематериализации носа Нерона» — как образ атома. Но, так или иначе, все эти продукты намекают на съедобность или на сам процесс поедания. Например, бекон на «Мягком автопортрете» указывает на съедобность оболочки, которая благодаря своему цвету вообще кажется сделанной из шоколада, а телячьи отбивные на плече Гала говорят о стремлении Дали поглотить ее. Журналистам он вообще объяснял этот портрет так: «Я люблю котлеты и люблю свою жену. Не вижу причины не писать их вместе». Процесс поглощения, поедания присутствует в картинах и отдельно от еды. Он может иметь две коннотации: поглощение для удовольствия и поглощение для уничтожения, и часто очень сложно понять, какой именно смысл Дали вкладывает в свои картины. Если в «Осеннем каннибализме» — это абсолютно точно уничтожение, причем элегантное и изысканное, по всем правилам этикета (в руках у этих пожирающих друг друга фигур столовые приборы), то в «Архитектоническом Анжелюсе» это не так очевидно: мягкие тягучие массы перетекают одна в другую, стремясь то ли пожрать друг друга, то ли слиться воедино.

Исследовать вселенную Дали – задача непростая. Даже такой сравнительно небольшой ее сегмент как образы еды, и процесса поедания настолько сложен и многогранен, что единственная возможность относительно полно раскрыть его — найти альбом с подробным комментарием к каждой картине, в котором раскрывается все, что Дали вкладывал в изображаемые им образы, расписывается как тот или иной предмет или события связаны с его биографией, где их истоки. Смысл же картины в целом – дело сугубо индивидуальное, если вообще такая категория уместна при анализе работ Дали. Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор? Какой смысл может быть у потока сознания? Его просто нет, он передает лишь состояние автора, а какую-то четко определенную сверхзадачу в нем может найти лишь зритель. Сам Дали в одной из своих многочисленных письменных работ отмечал эту особенность своего творчества: произведение появляется как бы само по себе без какой либо цели, и лишь потом сам художник вместе со зрителями начинает смотреть на него, анализировать и пытаться понять, что же в этом произведении есть. Все как с бессознательным, которое раскрывается через случайные образы, ассоциации, оговорки. Творчество Дали – это наглядная иллюстрация теории Фрейда, которая перевернула сознание людей в двадцатом веке, кардинальным образом поменяла способ восприятия мира, и во многом обусловила направление развития искусства. Все, то, что появилось в искусстве 20 века, уже так или иначе содержится в картинах Дали, и именно поэтому его по праву можно считать гением.

Корзина с хлебом

Корзина с хлебом
Художник Сальвадор Дали
Год 1926 г.
Середина Масло на холсте
Размеры 31,75 см × 31,75 см (12,5 × 12,5 дюйма)
Место расположения Музей Сальвадора Дали , Санкт-Петербург, Флорида

Корзина хлеба является картина на испанский сюрреалист Сальвадор Дали . На картине изображены четыре куска хлеба с маслом, сидящие в корзине. Один отделен от других и наполовину укушен. Корзина стоит на белой ткани. Картина находится в Музее Сальвадора Дали , Санкт-Петербург, Флорида .

Картина была завершена в 1926 году, когда Дали было двадцать два года, вскоре после того, как он закончил свой формальный художественный класс в Мадриде, где он изучал голландских мастеров. [1] Это одна из самых ранних из нескольких картин Дали с изображением хлеба; более поздний пример — « Корзина хлеба» (1945).

См. Также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^Корзина хлеба на Daliweb.tampa.fl.us
  • v
  • т
  • е
  • Список работ
  • Пейзаж близ Фигераса (1910)
  • Вилабертран (1913)
  • Сцена кабаре (1922)
  • Портрет моего отца (1925)
  • Молодая женщина у окна (1925)
  • Корзина хлеба (1926)
  • Аппарат и рука (1927)
  • Мрачная игра (1929)
  • Первые дни весны (1929)
  • Обстановка желания (1929)
  • Великий мастурбатор (1929)
  • Человек-невидимка (1929-1932)
  • Постоянство памяти (1931)
  • Призрак Вермеера Делфтского, который можно использовать как стол (1934)
  • Морфологическое эхо (1934–1936)
  • Мягкая конструкция с вареной фасолью (Предчувствие гражданской войны) (1936)
  • Пылающий жираф (1937)
  • Метаморфоза Нарцисса (1937)
  • Лебеди, отражающие слонов (1937)
  • Явление лица и фруктового блюда на пляже (1938)
  • Ширли Темпл, Самый молодой, самый священный монстр кино своего времени (1939)
  • Лицо войны (1940)
  • Невольничий рынок с исчезнувшим бюстом Вольтера (1940)
  • Геополитический ребенок наблюдает за рождением нового человека (1943)
  • Семь живых искусств (1944)
  • Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)
  • Корзина хлеба (1945)
  • Апофеоз Гомера (1945)
  • Искушение святого Антония (1946)
  • Слоны (1948)
  • Картель Дон Хуан Тенорио (1949)
  • Леда Атомика (1949)
  • Мадонна Порт-Льигат (1949)
  • Христос Святого Иоанна Креста (1951)
  • Галатея сфер (1952)
  • Распад постоянства памяти (1952–1954)
  • Колосс Родосский (1954)
  • Распятие (Corpus Hypercubus) (1954)
  • Молодая девственница, подвергшаяся автосодомии рогами ее собственного целомудрия (1954)
  • Таинство Тайной вечери (1955)
  • Живой натюрморт (1956)
  • Семь ярких искусств (1957)
  • Открытие Америки Христофором Колумбом (1958–59)
  • Вселенский собор (1959–60)
  • Галацидалацидсоксирибонуклеиновая кислота (1963)
  • Ла Гар-де-Перпиньян (1965)
  • Ловля тунца (1966–67)
  • Галлюциногенный тореадор (1968–1970)
  • La Toile Daligram (1972)
  • Линкольн в Dalivision (1977)
  • Ласточкин хвост (1983)
  • Телефон омара (1936)
  • Платье лобстера (1937)
  • Диван Mae West Lips (1937)
  • Дождливое такси (1938)
  • Логик-дьявол (1951)
  • Салат с жирафами на лошадях (1937)
  • Тайная жизнь Сальвадора Дали (1942)
  • Усы Дали (1954) (с Филиппом Халсманом )
  • Être Dieu (1985)
  • Un Chien Andalou (1929)
  • Золотой век (1930)
  • Зачарованный (1945, эпизод сновидений)
  • Destino (1946, завершен в 2003)
  • Театр и музейДали ( Дали · Драгоценности )
  • Дом-музей замка Гала Дали
  • Дом-музей Сальвадора Дали
  • Музей Сальвадора Дали
  • Эспас Дали
  • Вселенная Дали
  • Гала Дали (жена)
  • Фонд Гала-Сальвадора Дали
  • Параноидально-критический метод
  • Сальвадор Дали и танец
  • Чупа Чупс
  • Сальвадор Дали (фильм, 1966 г.)
  • Смерть Сальвадора Дали (фильм 2005 г.)
  • Пепел (фильм, 2008)
  • Полночь в Париже (фильм, 2011)
  • «Сальвадор Дали» (песня)
  • 2919 Дали (астероид)
  • Кратер Дали
  • Пустыня Сальвадора Дали

Эта статья о картине ХХ века — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: