Клевета, сандро боттичелли, 1495 - Тайны со всего мира

Клевета, сандро боттичелли, 1495

Клевета (картина Боттичелли)

«Клевета» (итал. Calunnia ) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

Фрагменты картины

Литература

  • Giorgio Vasari. Vite de’ più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a’ tempi nostri, 1568.
  • G. Cornini, Botticelli, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
  • F. Strano, Botticelli, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
  • Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
  • Ilaria Taddei, Botticelli, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
  • Bruno Santi, Botticelli, in I protagonisti dell’arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме «Клевета»
  • Информация о картине на сайте музея (итал.)
Сандро Боттичелли
Мифологические Весна · Рождение Венеры · Венера и Марс · Клевета · Паллада и Кентавр
Религиозные Мадонна делла Лоджиа · Алтарь Барди · Мадонна и младенец с ангелом
Сцены из жизни святого Зиновия · Мистическое Рождество
Портреты Портрет неизвестного с медалью (1474—1475) · Портрет молодой женщины (1476—1480) · Портрет молодой женщины (1480—1485)
Другое Новелла о Настаджио дельи Онести
Связанные персоналии Симонетта Веспуччи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Клеверный (Брянская область)
  • Клевин

Смотреть что такое «Клевета (картина Боттичелли)» в других словарях:

Весна (картина Боттичелли) — У этого термина существуют и другие значения, см. Весна (значения) … Википедия

Рождение Венеры (картина Боттичелли) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рождение Венеры … Википедия

Паллада и Кентавр (картина Боттичелли) — Сандро Боттичелли … Википедия

Боттичелли Сандро — (Botticelli), настоящие имя и фамилия Алессандро Филипепи (Filipepi) (1445 1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения религиозного, мифологического… … Энциклопедический словарь

Клевета — Преступления против свободы, чести и достоинства лич … Википедия

БОТТИЧЕЛЛИ Сандро — (Botticelli, Sandro) (1445 1510), один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения. Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее бочоночек , на самом деле принадлежало его… … Энциклопедия Кольера

Веспуччи, Симонетта — У этого термина существуют и другие значения, см. Веспуччи. Симонетта Веспуччи Simonetta Vespucci … Википедия

Клевета

1494-1495 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

Искусство Италии 15 века. Ренессанс.
Картина художника Сандро Боттичелли «Клевета». Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В период, когда флорентийцы находились под гипнотическим воздействием проповедей Савонаролы, только ли религиозной живописи отдавал себя Боттичелли? Факты говорят о другом. Боттичелли сохранял прочные связи со своим покровителем Лоренцо ди Пьерфранческо, украшал его виллы, писал для него «некоторые вещи». (О близости его к патрону было широко известно; так, в 1496 году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро). Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры. К середине 1490-х годов античные образы не были полностью им отвергнуты, хотя умонастроение и художественный язык мастера изменились. Религиозное и светское направления продолжали сосуществовать в живописи художника Сандро Боттичелли.

Картина написана для Антонио Сеньи, эрудита и друга Боттичелли. Сюжет ее восходит к трактату Лукиана «О клевете», где, в частности, описана картина древнегреческого художника Апеллеса; сюжет изложен также в «Трех книгах о живописи» Альберти, который советует художникам находить темы у поэтов и ораторов, прежде всего античных. Одним из первых ренессансных мастеров воплотил эту «историю» Боттичелли. Фабула ее такова. Восседающему на троне царю Мидасу нашептывают в его ослиные уши две коварных фигуры – Невежество и Подозрение. А Клевета – красивая девушка с обличьем невинности – и ее подстрекатель Зависть волокут к царю за волосы обвиняемого. Рядом с Клеветой неизменные спутницы – Коварство и Обман, которые поддерживают ее и возвеличивают: одна осыпает цветами, другая вплетает жемчужную нить в волосы. В отдалении предстают еще две фигуры – Раскаяние, старуха, «одетая в погребальные одежды», и нагая Истина, обращающая ввысь взор и жест руки. В сочетании с нагромождением фигур в правой части композиции эти персонажи кажутся особенно одинокими.

Боттичелли пронизывает изображение нервным, как бы «говорящим» пульсом. Линия, утратившая былую воздушность, развивается порывисто и энергично, отмечая в построении многозначительные интервалы. Образы мифологических персонажей в картине художника несут на себе отпечатки их порочной или добродетельной сути. Аллегория о невинно оклеветанном заключает в себе вечный смысл, но она ассоциируется и с Флоренцией конца 15 века, временем подозрений, доносов и жестокости во имя «правды». Однако Боттичелли трактует собственно античный сюжет. Сцена происходит на фоне сияющей мрамором фантастической архитектуры. Ее украшают статуи и барельефы, которые в своей «живости» готовы сойти со стены. В изображении персонажей он использует мотивы своей ранней, «языческой» живописи, однако формы приобрели теперь сухость и почти безжизненность. Ощущается приближение кризиса – отказа от красоты мирского, к которому вскоре придет художник.

Выразительны все персонажи картины. Художник передал в каждом из них суть разных нравственных качеств. Царь Мидас, которого мы видим на троне, плохой судья: согласно античному мифу, он предпочел в музыкальном состязании Аполлона и Пана игру последнего, за что как невежу Аполлон наградил его ослиными ушами. Вот и в «Клевете», внимая наговорам Невежества и Подозрения, двух женщин со злыми лицами и искусственными змееподобными ужимками, он простирает в сторону обвиняемого слабый, неуверенный жест. Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире. Художник населил тронный зал царя Мидаса множеством фигур и сцен (скульптуры в нишах и барельефы) как из языческой, так и из христианской культуры. Это своего рода музей сюжетов на моральные темы – от мифа о Прометее до ветхозаветных пророков и святых. Боттичелли с увлечением предается трактовке этих мотивов, которые составляли репертуар ренессансного искусства. Скульптурным фигурам и сценам придано жизнеподобие, словно они способны вести отдельное существование в воображаемом пространстве.

«Аллегория клеветы» Боттичелли.

Дубликаты не найдены

После Рима. Переплавленный колосс

Кости империи

Читайте также  Какая самая многочисленная и распространенная религия в мире

Спустя почти семьсот лет после начала христианской эры, или post Christum natum, как говорили в Средние века, неизвестных монах составил сборник пророчеств, которых позже приписали Беде Достопочтенному – возможно, величайшему автору английского Средневековья. Одно из этих предсказаний получило широкую известность и активно цитируется до сих пор: Quamdiu stabit Colyseus, stabit et Roma. Quando cadet Colyseus cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus. «Пока стоит Колизей, Рим будет существовать. Когда Колизей падет, падет и Рим. А если Рим падет, падет и мир».

Еще в конце XVIII века Эдвард Гиббон в своем знаменитом сочинении о конце Римской империи фактически приписал эти сроки англосаксонским паломникам, которые отправились в Рим до 735 года, когда умер Беда; на самом деле кажется маловероятным, что почтенный аббат когда-либо действительно пересекал Ла-Манш. Сегодня мы также знаем, что эти слова могли относиться к колоссу Нерона, который когда-то стоял недалеко от амфитеатра Флавиев, и который, по одной из версий, дал начало популярному термину «Колизей». Во времена упадка Рима, когда агонизирующая империя остро нуждалась в деньгах, огромную бронзовую статую переплавили на монеты, в то время как амфитеатр оставался свидетелем былого величия города. Таким образом, в Средние века он стал самым впечатляющим, а также самым символическим памятником римской цивилизации.

Пророчество Беды о значении Рима для мирских судеб и о его главном памятнике широко распространилось по Англии, еще не захваченной норманнами. На самом деле, в течение некоторого времени после того, как папа Григорий Великий (590-614) проводил интенсивную проповедническую кампанию на далеких английских островах, местные жители страны чувствовали сильную преданность святому Петру и охотно отправлялись в Рим, чтобы помолиться на его могиле в Ватикане, бросив вызов трудным дорогам и тысячам опасностей, неизменно сопровождающих долгое путешествие.

Черты Рима по-прежнему проступали в облике Британии. В конце концов, даже родной город Беды, Ярроу, возник на месте римского castrum I века, от которого сохранились фрагменты оригинальных каменных построек. Большой вал, построенный Адрианом, по-прежнему пересекал остров поперек, разделяя то, что прежде было римской Британией и Каледонию, страну варваров-пиктов. Но Британия была лишь одной из многих провинций Рима, причем далеко не первостепенной. Напротив, римляне считали ее краем света.

Путешествуя по дорогам Европы, торговцы или монахи могли встретить захватывающие дух римские сооружения. Величественные акведуки теперь стояли без дела, амфитеатры пустовали, полуразрушенные здания с белеющими мраморными колоннами были сродни костяным останкам того, что некогда было величайшей империей в истории человечества. Человеку Средневековья все эти сооружения казались невероятно красивыми и масштабными. Во времена Беды не только бедняки, но и многие знатные семьи Европы жили в узких башнях, сложенных из грубо обработанного камня, или в скромных замках, возведенных из дерева на земляной насыпи.

Все, что осталось от римлян, воспринималось как следы гигантов – грандиозные, величественные и неповторимые. В сознании средневекового человека все лучшее неизменно ассоциировалось с Римом. Начиная с тех самых дорог, по которым передвигались путешественники в Темные века, и заканчивая уцелевшими предметами искусства.

Естественно, что каждая средневековая империя считала себя ничем иным, кроме как естественной (а также единственной законной) наследницей римского мира. Когда Константин выбрал греческий город Византий на берегу Босфора в качестве свой столицы в Восточной империи, город превратился во «второй Рим», а титул людей, которых мы ошибочно называем византийскими императорами, звучал как «государь римлян» (basilèus tòn Romàion).

Традиционно Средневековье принято отсчитывать с падения Западной Римской империи, то есть с момента свержения последнего императора Ромула Августа (его официальная интитуляция, а искаженное прозвище «Августул», то есть «Августенок» ему дали недоброжелатели) варварским военачальником (предположительно – из племени скиров) Одоакром, который провозгласил себя королем Италии. Но «Одоакр» было лишь прозвищем узурпатора, командовавшего имперскими войсками, сформированными из представителей варварских народов. На самом деле он носил латинский преномен (личное имя) Флавий, и когда, несмотря на переворот, решил чеканить собственные золотые монеты, то поместил на них свой профиль, но – с именем императора Зенона. Это было сделано по той причине, что Одоакр формально получил от восточного императора полномочия управлять Западом (императора которого он и сверг) в качестве носителя титула magister militum (верховный военачальник).

То есть, фактически, сам Зенон постфактум узаконил совершенный переворот. Но с точки зрения самого Зенона он лишь восстанавливал историческую справедливость. Дело в том, что и сам Ромул Августул был узурпатором. Вернее, узурпатором был его отец Флавий Орест, прежде бывший magister militum на Западе. Орест сверг и изгнал западного императора Юлия Непота и возвел на престол своего юного сына Ромула. Правивший на Востоке Зенон эту политическую рокировку (как и императорские полномочия Августула) не признал и отправил того самого Одоакра подавить мятеж. Таким образом, события, которые учебники истории привычно преподносят нам как захват власти в Западной империи и изгнание последнего законного императора, фактически представляют собой карательную экспедицию, инициированную константинопольским двором. То, что в итоге все пошло не так, как было запланировано – уже другой вопрос.

Однако обозначать конец Римской империи 476 годом, когда Одоакр изгнал Августула – очень большая условность, это просто удобная граница для ученых, в то время как объективная реальность, в которой жили люди, была намного сложнее. Римское право, как и деньги, продолжало функционировать в обществе. Люди продолжали использовать в обиходе атрибуты римской культуры, одеваться по римской моде. Постепенно под воздействием нараставшего присутствия варварских племен в Европе римские обычаи начали смешиваться с традициями германских племен, создавая гибридные формы права и искусства, в которых мы можем различить оба культурных компонента. VI век, первый настоящий век Средневековья, одновременно с этим был временем, когда император Юстиниан составил свой знаменитый кодекс, в котором была аккумулирована вся римская юридическая традиция. А Кассиодор, один из величайших интеллектуалов Средневековья, основал аббатство Виварий, чтобы сохранить самые ценные произведения греческой и латинской цивилизации.

Несмотря на все изменения в культуре и экономике, римские корни по-прежнему сохраняли свое присутствие в европейской повседневности, а сама империя продолжала оставаться мифическим горизонтом, на который равнялись все политики, мечтавшие о величии и славе. Так, германский император из швабской династии Гогенштауфенов, Фридрих II, в 1234 году приказал построить архитектурный комплекс Porta di Capua, который был бы последним форпостом его владений недалеко от границ папского государства. За образец архитектурного стиля он взял триумфальные арки античности, а в центре комплекса возвышалась статуя самого императора, облаченного в тогу античных Цезарей. Рядом с монументом Фридриха стояли еще две статуи – античные боги Аполлон и Диана, олицетворявшие главные виды деятельности императорского двора – охоту и интеллектуальные занятия.

Даже римские папы с определенного времени начали требовать для себя имперские символы власти и знаки отличия, а их личные войска должны были приветствовать их криками и эпитетами, заимствованными из времен Римской империи. Они называли это imitatio imperii, и не видели в подобном заигрывании с языческими корнями ничего кощунственного. Например, папа Бонифаций VIII, самый теократический папа Средневековья, принимая в 1298 году имперских делегатов, присланных Альбертом Габсбургским, назвал свою тиару «диадемой Константина» и провозгласил «Я Цезарь, я император». А несколькими месяцами ранее, согласно словам летописцев, он появлялся на публике, облаченный в пурпур и опоясанный мечом, явно подражая римским государям. Даже церковь не собиралась отказываться от своих исторических корней, тянущихся в самое сердце имперского Рима, и в официальных документах времен раннего Средневековья именовала себя не иначе как Respublica christianorum, то есть «Христианская республика».

Читайте также  Самые большие ногти в мире - насколько они длинные?

Душа империи

В своем великом труде «Божественная комедия», в той ее части, что была посвящена раю, Данте Алигьери немало внимание уделял образу империи. У него она сначала перешла с Запада на Восток (то есть – в Византию), а затем вернулась в Европу как Священная Римская империя германцев. И уже в этом статусе она должна была исполнить свое предназначение и направлять народы к земному счастью. Проще говоря, отчасти «Божественная комедия» была политическим сочинением.

Более того, сам Бог на миниатюрах раннего Средневековья изображен в виде императора, сидящего на троне и держащего в правой руке земной шар, увенчанный крестом как символ мира. А император, в свою очередь, был представлен как подобие Бога с нимбом над головой, подчеркивающим его отличие от простых смертных. Император был земным наместником Бога и его воплощением среди людей: Константин, первый христианский император, носил титул isapòstolos, то есть буквально «равный апостолам».

Император Людовик Благочестивый с нимбом

Что касается еще одного имперского символа, орла, то он еще в эллинистическую эпоху олицетворял Зевса и, следовательно, высшую божественную силу, потому что, расправив крылья, орел мог достигать высот, недоступных для любой другой птицы. И совершенно неспроста Данте назвал орла «птицей Бога».

Кстати, слово diòs («бог») является формой родительного падежа имени Zeus (Зевс). Пример: Παῦε λέγων, μὰ τὸν Δία/Paûe légōn, mà tòn Día/Stop talking, by Zeus/Замолчи, Бога (Зевса) ради. И diòs и Zeus происходят от прото-греческого dzéus, а оно, в свою очередь, от прото-индоевропейского dyḗws. От которого также происходит и латинское Iovis. Теперь поняли, почему римского Зевса зовут Юпитером?

При этом Данте хотел выразить основную концепцию, согласно которой, в отличие от других возможных форм правления (демократии, олигархии, монархии) империя обладает особым достоинством, потому что она имеет божественное происхождение и является вечной. Более того, средневековый человек подчас был жестоким и безжалостным (гуманизм еще не придумали), он мог не избегать всех смертных грехов, однако это не мешало ему чувствовать себя глубоко верующим. Он видел себя органичной, естественной частью этой огромной системы, а значит, и в нем было Божье начало.

Таким образом, нам сегодня может показаться, что Средние века были мозаикой из нескольких очень разных эпох, разделенных глубокими кризисами, иногда даже катастрофами: разграбление Рима, вторжения варваров, развитие муниципалитетов, зарождение национальных государств. А вот люди прошлого объяснили бы это простым словосочетанием — translatio imperii. Говоря буквально – передача верховной власти. Потому что, в конце концов, для них империя в первую очередь представляла собой идею и небесный мандат, и уже затем – конкретные города, регионы, людей. Именно поэтому империя была вечной.

Так, например, король Франции Филипп IV Красивый (1268-1314), который упорно боролся то с англичанами, то с папой, то с собственными феодалами за автономию своей монархической власти и за превращение Франции в национальное государство, независимое от любой другой власти, также апеллировал к имперскому прошлому. Он пытался (правда, без особого успеха) продемонстрировать, что по отцовской линии является прямым потомком Карла Великого. Давно погибшая империя продолжала жить в сознании людей Средневековья. Это было почти через тысячу лет после Рима.

Продолжение следует.

Еще больше интересного — в telegram-канале автора! Подпишись!

С. Боттичелли. Картина «’’Клевета” Апеллеса»

Алессандро ди Мариано Филипепи, или Сандро Боттичелли (1444/45— 1510) — один из самых значительных художников Раннего Возрождения.

Сандро Боттичелли родился в 1445 г. в семье зажиточного горожанина Мариано ли Ванни Филипепи. Получил хорошее образование. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата, который был толстяком. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличались исторические картины его учителя. Затем работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организовал собственную мастерскую. Тонкость и точность линий он перенял у своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился вместе с Ленардо да Винчи в мастерской Верроккьо. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в склонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами.

Идея, владевшая Боттичелли, когда он принялся за эту работу, была весьма необычна: воссоздать несохранившуюся картину знаменитого античного художника Апеллеса, известную по описанию, составленному римским писателем-сатириком Лукианом (II в.).

Сюжет картины «Клевета» восходит к трактату Лукиана «О клевете», где, в частности, описана картина древнегреческого художника Апеллеса; сюжет изложен также в «Трех книгах о живописи» Л.Б. Альберти, который советует художникам находить темы у поэтов и ораторов, прежде всего античных. Одним из первых мастеров Возрождения воплотил эту «историю» Боттичелли.

С. Боттичелли. «Клевета» Апеллеса (ок. 1494)

На троне восседает царь Мидас, рядом с ним две коварные фигуры — Невежество и Подозрение, они что-то нашептывают в ослиные уши царя. Клевета — красивая девушка с обличьем невинности — и ее подстрекатель Зависть волокут к царю за волосы обвиняемого. Рядом с Клеветой неизменные ее спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие и возвеличивающие Клевету: одна осыпает цветами, другая вплетает жемчужную нить в волосы. В отдалении еще две фигуры — Раскаяние, старуха, «одетая в погребальные одежды», и нагая Истина, обращающая ввысь взор и жест руки. В сочетании с нагромождением фигур в правой части композиции эти персонажи кажутся особенно одинокими. Боттичелли пронизывает изображение нервным, как бы «говорящим» пульсом. Линия, утратившая былую воздушность, развивается порывисто и энергично, отмечая в построении многозначительные интервалы. Образы мифологических персонажей в картине художника несут на себе отпечатки их порочной или добродетельной сути.

Аллегория о невинно оклеветанном заключает в себе вечный смысл, но она ассоциируется и с Флоренцией конца XV в., временем подозрений, доносов и жестокости во имя «правды». Однако Боттичелли трактует собственно античный сюжет. Сцена происходит на фоне сияющей мрамором фантастической архитектуры. Ее украшают статуи и барельефы, которые в своей «живости» готовы сойти со стены. В изображении персонажей художник использует мотивы своей ранней, «языческой» живописи, однако формы приобрели теперь сухость и почти безжизненность. Ощущается приближение кризиса — отказа от красоты мирского, к которому вскоре придет художник.

Выразительны все персонажи картины. Художник передал в каждом из них суть разных нравственных качеств. Царь Мидас, восседающий на троне, — плохой судья: согласно античному мифу, в музыкальном состязании Аполлона и Пана он предпочел игру Пана, за что как невежу Аполлон наградил его ослиными ушами. Вот и в «Клевете», внимая наговорам Невежества и Подозрения, двух женщин со злыми лицами и искусственными змееподобными ужимками, он простирает в сторону обвиняемого слабый, неуверенный жест. Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире. Художник населил тронный зал царя Мидаса множеством фигур и сцен (скульптуры в нишах и барельефы) как из языческой, так и из христианской культуры. Это своего рода музей сюжетов на моральные темы — от мифа о Прометее до ветхозаветных пророков и святых. Боттичелли с увлечением предается трактовке этих мотивов, которые составляли репертуар возрожденческого искусства. Скульптурным фигурам и сценам придано жизнеподобие, словно они способны вести отдельное существование в воображаемом пространстве.

Читайте также  Галерея академии - венеция. описание и адрес галереи

Через шедевры великих живописцев показана основная идея о неотвратимости наказания за совершенные преступления. В картинах можно увидеть, как эволюционировало и гуманизировалось право. Изучение института преступления и наказания необходимо осуществлять в контексте, т.е. в окружении литературном, историческом, юридическом, и в том числе через произведения искусства.

Презентация по МХК на тему: «Людские пороки в картине Сандро Боттичелли “Клевета”». Работа ученицы 8в класса Елены Щербаковой

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

  • для учителей, репетиторов и родителей
  • свидетельство + скидки на курсы для всех!

Описание презентации по отдельным слайдам:

Людские пороки в картине Сандро Боттичелли «Клевета» Презентацию выполнила ученица 8в класса гимназии №405 Щербакова Елена Преподаватель: Дудкина Н.В. Санкт-Петербург, 2015

«Клевета» (итал. Calunnia) – картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году. «Клевета» изначально была написана для друга Сандро – Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры – аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета – красивая девушка с обличием невинности – и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы – Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния – одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

Дерево, темпера, 62 х 91. Флоренция, Галерея Уффици Эта картина показывает размышления Боттичелли о человеке, столкнувшемся с двумя самыми большими духовными движениями – Западной, классической культурой и Христианством. «Клевета» (итал. Calunnia) – картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

Сюжет картины прост и аллегоричен. Царь Мидас сидит в зале, украшенном скульптурами, на троне (на картине – справа). Рядом – аллегорические фигуры Подозрения и Невежества, которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля. Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним. Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

Зависть в чёрном, пристально смотрит на короля, протянув к нему левую руку. Клевета левой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину. Правой рукой она тянет за волосы обнажённого юношу – Невиновность.

Коварство и Обман стоят за спиной Клеветы, вплетая ей в волосы белые ленты и осыпая розами. Внешне прекрасные, женщины коварно используют символы чистоты, чтобы украсить Клевету.

Раскаяние, старуха в чёрном, стоит в стороне. С горечью она смотрит на Правду (Истину), стоящую слева, желая помочь Невиновности. Правда (Истина), похожая на статую классической богини совершенной красоты, указывает вверх, к тому, от кого зависит последнее суждение о правде и лжи.

Источники http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/243-bottichelli.html http://rus-img2.com/bottichelli-kleveta https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Клевета_(картина_Боттичелли)# http://nearyou.ru/bottichelli/3calumn.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Клевета (картина Боттичелли)

http://www.wga.hu/art/m/mantegna/12/7calumny.jpg Андреа Мантенья. Клевета Апеллеса. Вторая половина XV века. Материал: Перо коричневым тоном, подсветка белым, на бумаге. Размер: 207 х 380 мм. Британский музей, Лондон

Джон Вандерлин. 1775 – 1852 Клевета Апеллеса. 1849; Холст, масло; 57,2 х 72,4 см.; Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Дудкина Наталия ВсеволодовнаНаписать 2031 06.08.2016

Номер материала: ДБ-151971

  • ИЗО, МХК
  • Презентации
    06.08.2016 680
    05.08.2016 347
    05.08.2016 2731
    05.08.2016 424
    05.08.2016 658
    05.08.2016 407
    05.08.2016 1195

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учеба в школах в дни выборов в Госдуму будет идти в штатном режиме

Время чтения: 1 минута

В московских школах, где будут участки для выборов, организуют выездные занятия в музеях

Время чтения: 1 минута

Всероссийская олимпиада школьников начнется 13 сентября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор дал рекомендации по проведению контрольных работ

Время чтения: 1 минута

Типовые программы для школ разработают к следующему учебному году

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в России сталкивался с буллингом

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: