Караульня, давид тенирс младший, 1642 - JEKATERINBURG.RU

Караульня, давид тенирс младший, 1642

Давид Тенирс Младший (1610- 1690 ) ч2

У нас в сообществе мало представлены фламандцы. И не потому, что они не любимы или не интересны. Хочется побольше о них узнать, показать, но нас сильно подводит маленький размер картинок, которые можно сюда вставить. Рассмотреть и оценить что там фламандцы для нас написали на разрешённых нашим сайтом крохотульках невозможно. Вместо людей какие-то червячки маленькие шебуршатся .А уж о мелких деталях, предметах обихода. интерьере и тд и тп и говорить не приходится. Писала в наши службы. жаловалась. просила— размер имеет значение. —бесполезно .

Мы , конечно. изловчаемся. как можем , чтобы порадовать и вас и себя. Сегодня картинки не маленькие и . кликабельны. .( кликнуть нужно три раза—до победного конца—пока не появится большая картинка). Эти работы лучше рассматривать в большом разрешении— очень увлекательное занятие.

А теперь немного о самом мастере и его работы.

И ещё -выяснилось. что я проглядела. зарапортовалась —Тенирс Младший уже был у нас

Давид Тенирс Младший (нидерл. David Teniers;(1610- 1690 ) один из наиболее значимых художников и граверов фламандский школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком. Писал картины на религиозные темы, жанровые сцены, сцены деревенской жизни, интерьеры, портреты, пейзажи. Произведения Тенирса пользовались успехом, множество разошлось по королевским собраниям разных стран, стало достоянием европейских музеев. Одна из самых обширных коллекций Тенирса собрана в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Крестьяне, играющие в шары

Первые уроки живописи брал у отца. Считается также, что он учился у Рубенса и Брауэра, но подтверждающих этот факт письменных свидетельств не сохранилось. Сын и ученик Давида Тенирса Старшего, Тенирс Младший прославился как жанровый живописец, но писал также портреты, пейзажи и исторические картины. Ему приписываются несколько тысяч работ, мастерских по исполнению. Многочисленные фламандскле и французские шпалеры, а также серии гравюр по его картинам обеспечили ему славу и влияние вплоть до конца XVIII в.

В 1633 г. он вступил в Гильдию Святого Луки (нидерл. Sint-Lucasgilde) Антверпена в качестве мастера, а 4 июля 1637 г. женился на дочери знаменитого художника Яна Брейгеля Младшего. Брак принес ему солидное приданое, а также дружбу и покровительство Рубенса. В 1644 г. занял должность декана антверпенской Гильдии Святого Луки. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский, назначенный в 1647 г. губернатором Испанских Нидерландов, стал покровителем художника и 1651 г. пригласил его в Брюссель к своему двору как придворного живописца и хранителя (исп. ayuda de camara) обширных художественных коллекций. Тенирс создал серию интерьеров этой галереи с картинами на стенах, а около 1655 г. он написал уменьшенные копии с 243 полотен старых итальянских мастеров из коллекции эрцгерцога, в которую всего входило свыше 500 картин. Эти копии были использованы для изготовления гравюр, изданных в 1660 г. в альбоме «Театр живописи» (лат. Theatrum Pictorium), по сути первого в истории иллюстрированного каталога частной коллекции.

Преемник Леопольда-Вильгельма, дон Хуан Австрийский, также покровительствовал художнику. Тенирс работал и по заказам Филиппа IV Испанского и штадтгальтера Вильгельма II Оранского. Всевозможными интригами, но безуспешно, художник добивался дворянского титула. Овдовев в 1656, он вновь женился на дочери секретаря Совета Брабанта. Наконец, он стал основателем антверпенской Академии, открытой в 1665. В том же году он был удостоен дворянского звания, после чего перестал требовать деньги за написанные им картины. Успех сопутствовал ему до самой смерти. (С)

Картины рассказывают. «Караульня»

Однажды Босх привел меня в харчевню.
Едва мерцала толстая свеча в ней.
Горластые гуляли палачи в ней,
Бесстыжим похваляясь ремеслом.
Босх подмигнул мне: «Мы явились, дескать,
Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,
А на доске грунтованной на плоскость
Всех расселить в засол или на слом».

Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре.
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.
Павел Антокольский. Иероним Босх

Военное дело на рубеже эпох. Есть в городе Пензе красивое старое здание «с башенкой». В прошлом это было здание Крестьянского поземельного банка, потом – какие-то советские учреждения, но в итоге в ней расположилась картинная галерея имени К. А. Савицкого, известного художника, нашего земляка. Здание это ну просто идеально подошло для картинной галереи и, заметим, что подборка картин в ней очень даже интересная и достойная. Меня в нее водили с детства, потом я сам водил в нее своих студентов и всегда бросал взгляд на небольшое полотно в зале западноевропейской живописи: «Игра» (Есть варианты названия, например, один из них «Рыцари за игрой в кости») кисти художника Свебаха Жана Франсуа Жозефа (псевдоним Де Фонтен).

Дело в том, что в детстве меня больше всего привлекали батальные полотна, а с ними у нас в галерее «не очень», вот я и любовался на изображенных на ней воинов по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Позднее меня в ней стала привлекать реализм изображения. Ведь полотно по размерам невелико, но как точно на нем показаны самые мельчайшие детали костюмов. По сути ее вполне можно использовать как иллюстрацию к статье, ну, скажем, про тех же рейтаров или кирасиров.

Хотя есть одно «но». Сам автор жил несколько позднее той эпохи, для которой нарисованные им костюмы были типичны. То есть он работал по каким-то художественным источникам, а не писал с натуры. Но есть образцы материальной культуры – одежда и доспехи, которые, во-первых, подтверждают все то, что он нарисовал, а во-вторых, ведь были и другие художники, писавшие свои полотна именно XVI веке и он вполне мог перерисовывать что-то у них.

И вот здесь мы вплотную подходим к одной очень интересной теме. Настолько живописные полотна могут служить историческими источниками? И ответ будет такой: одни полотна могут, другие — нет. А третьи могут лишь частично. Например, картина «Сдача Бреды» или «Копья» (второе название связано с тем, что копий на полотне действительно очень много!) Диего Веласкеса, написанная им в 1634-1635 гг., вполне может. Поскольку изображает событие, имевшее место 5 июня 1625 года, когда губернатор голландского города Бреды Юстин Нассауский передал ключи от него главнокомандующему испанской армии Амброзио Спиноле. То есть с момента самого события и до момента его отражения на полотне прошло всего десять лет и за это время ни моды, ни военное искусство не изменились.

А вот картина «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова — нет. И даже не потому, что он не был современником этого события. Просто изображенный на ней кое-как вооруженный сброд никак не мог стать той силой, которая разгромила войско Мамая. И уж если сам князь бился с «погаными», будучи одетым в доспехи рядового дружинника (о чем есть и письменные сообщения), то… надо ли говорить, что воины в рваных кольчугах и без шлемов вообще не могли там стоять в первых рядах, даже если таковые в нашем войске и присутствовали. Просто был тогда такой политический тренд, отраженный, например, в кинофильме «Александр Невский» (и даже в кинофильме «Остров сокровищ», также 1938 года), где было показано как лапотные мужики побивают дрекольем немецких псов-рыцарей.

Также очень своеобразно и полотно И. С. Глазунова «Битва на Девичьем поле». К доспехам и оружию претензий нет, но вот изображенная им на полотне тактика тогдашнего боя ничего кроме смеха вызвать не может.

Сейчас на ВО идет цикл статей о воинах и доспехах военного дела на рубеже эпох, поэтому есть смысл познакомиться хотя бы с некоторыми картинами, которые могут служить нам в качестве источников информации по этой теме. Одним из таких художников был Давид Тенирс Младший (1610 – 1690 гг.), написавший в 1642 году картину «Караульня», в которой им были талантливо слиты воедино военный натюрморт, жанровая сценка, пейзаж с фигурами. На переднем плане мы видим просто роскошный натюрморт из рыцарских доспехов, оружия, флагов, барабана, трубы, и литавры. Ну, а панорамный ландшафт демонстрирует нам сцену осады крепости, стоящей на берегу моря.

Далее мы видим, что местом действия является караульное помещение, возможно комната временной казармы. В ней находятся два опоясанных шарфами кавалерийских офицера, и солдат-кавалерист, который надевает сапоги-ботфорты, чтобы заступить, а также несколько пехотинцев. Одежда их интереса не представляет, чего не скажешь об оружии, изображенном здесь же. Например, это шпага с трехгранным клинком, расширяющимся к эфесу. Что тут необычного? А дело в том, что долгое время считалось, что такие клинки распространились лишь в последней четверти XVII века. Дело в том, что в Европе долгое время господствовала итальянская школа фехтования. Главной стойкой этой школы была фронтальная. При этом фехтовальщики держали шпагу в правой руке, а в левой – парирующий кинжал.

Читайте также  Святой иоанн креститель, микеланджело караваджо

Затем на смену ей пришла французская школа, считающаяся более прогрессивной. Ее основатели поменяли стойку фехтовальщика и повернули его к противнику боком, тем самым уменьшив площадь туловища, которую мог бы поразить его противник. Кинжал в левой руке стал не нужен. Но теперь понадобилось сильно упрочить клинок шпаги у эфеса, что и привело к тому, что клинки у шпаг стали трехгранными. И вот как раз картина Тенирса позволила доказать, что первые образцы таких шпаг стали использоваться примерно на тридцать лет раньше, чем это было принято считать до ее изучения.

Фотографически точно изобразил Тенирс и огнестрельное оружие. Например, в его «натюрморте» можно увидеть пистолет и мушкет (второго пистолета этого же типа, который должен был входить в гарнитур драгуна, мы не видим, вполне возможно, что его просто завалили оружием. Вместо него нарисован другой, маленький пистолет. Так вот он показал, например, что замочные полки на них закрыты, а курки стоят на предохранительном взводе, как это и требуется при хранении заряженного оружия этой системы.

И он не забыл даже про такую деталь, как отвертка, которая изображена привязанной к пусковой скобе у ружья и которую использовали для зажима в курке пирита. А рядом с колесцовым пистолетом лежит ключ к нему – ремонтуар, необходимый для натягивания пружины колесика. Так вот на мушкете замок уже не колесцовый, а ударный с S-образным серпентином в задней части замочной доски. Такой замок получил название французского из-за того, что его изобретателем считается французский королевский художник и оружейник Марэн ле Буржуа (1550 – 1634 гг.).

И если в 1642 году мушкет с таким замком оказался в какой-то богом забытой караульне на вооружении рядового драгуна, то это может говорить лишь об одном, а именно о том, что к этому времени именно ударные замки в мушкетах получили весьма широкое распространение, и вытеснили фитильные замки. Но в кавалерии колесцовые замки продолжали использоваться по-прежнему!

Кроме этого, мы видим среди кучи оружия стоящие черные кирасирские доспехи и лежащую полированную кирасу, а также шлем-бургиньот, латные перчатки, шпоры, а еще чекан – ставший популярным оружием легкой конницы, и саблю, похожую на польскую корабелу! То есть, в этой караульне должны были быть еще и всадники легкой конницы, потому что кирасиры саблями не пользовались и чеканов не носили!

Вот как много, получается, может дать изучение одной единственной картины, если она написана со знанием дела и если исследователи внимательно разбираются в ее деталях!

Караульня

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Давид Тенирс Младший
Караульня. 1642
Дерево, масло. 69 × 103 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(инв. ГЭ-583 )

«Караульня» — картина фламандского художника Давида Тенирса Младшего из собрания Государственного Эрмитажа, вариант картины в собрании Художественного музея Уолтерса.

Картина состоит из трёх основных композиционных планов: военный натюрморт, жанровая военная картина (оба плана в помещении) и пейзаж с батальными мотивами на дальнем фоне.

На первом плане беспорядочной грудой свалена воинская амуниция: красный мундирный кафтан, ружья и пистолеты, копья, сабли, клевец, щиты, барабан и горн, разрозненные доспехи, седло и конская упряжь; к стене прислонены алебарда и знамя, рядом стоит полный доспех в сборе.

На втором плане в левой части картины группа военных собралась вокруг стола, двое беседуют, один курит трубку, четверо, сидя за столом, играют в карты; в центре композиции стоит офицер в поясном шарфе и наблюдает, как справа один из солдат обувается в сапоги; один солдат держит в руках пивную кружку и рядом с ним сидит ещё один курильщик; возле офицера стоит чёрно-белая собака. На дальней стене висят два крепостных ружья. Специалисты Художественного музея Уолтерса считают, что одежда военных примерно соответствует польским и венгерским войскам в армии Габсбургов [1] .

Правая часть дальнего плана изображает проём ворот, в котором видны две группы стоящих на улице военных, на фоновом пейзаже изображена крепость, вокруг которой идёт сражение, и небольшой дворец; на горизонте берег залива с несколькими небольшими парусами и ряд корабельных мачт без парусов.

Слева внизу стоит подпись художника и дата: David Teniers F. 1642.

Специалисты Эрмитажа Н. П. Бабина и Н. И. Грицай, анализируя картину, писали:

Центральное место отведено начальнику караула в богатом костюме и эффектной позе. Данная фигура связывает воедино персонажей второго плана (в левой и правой частях) и в то же время дает глазу возможность мысленно проникнуть сквозь арку. Висящий здесь занавес ещё более акцентирует театральную ноту. Он поднимается, открывая пейзажный вид и дополнительное «сценическое» пространство [2] .

Они же отмечают, что в трактовке фигур стрелков, оружия, знамён, военной одежды картина в определённой мере предвосхищает «Групповой портрет членов стрелковой гильдии „Onde Yootboog“ в Антверпене», написанный Тенирсом годом позже [3] .

Картина написана в 1642 году. Бельгийская исследовательница Маргрет Клинге, связывая «Караульню» с реальными историческими событиями, писала следующее:

Тенирс создал эту картину в год, когда новый правитель Испанских Нидерландов Франсиско де Мело дважды одержал победу над французскими войсками, что позволило на короткий срок отвести удар от Антверпена [4] .

Ранняя история картины неизвестна. 16 апреля 1738 года она проходила на аукционе собрания барона Шонборна, затем находилась в собрании ландграфа Гессен-Кассельского и в 1806 году была захвачена войсками Наполеона, передана Жозефине Богарне и хранилась в её замке Мальмезон. После смерти Жозефины в 1814 году перешла в собственность её дочери Гортензии Богарне и в 1815 году была продана ей императору Александру I.

Тенирс написал несколько вариантов этой картины, наиболее близкий из них находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (холст, масло, 69,7 × 104,8 см; инвентарный номер 37.1692) [1] . Старинная копия работы неизвестного художника с эрмитажной «Караульни» имеется в Национальном музее Швеции.

Караульня — Давид Тенирс

Давид Тенирс Младший создал «Караульню» в 1642, когда «новый правитель Испанских Нидерландов Франциско де Мело дважды одержал победу над французскими войсками, что позволило на короткий срок отвести удар от Антверпена» . Сражение, изображенное на заднем плане, возможно, является своеобразным отголоском данных событий.

Основываясь на этих исторических фактах, Клинге считала, что эрмитажная работа содержит три, выражающие общую идею военной мощи, защиты страны и реки Шельды. Наряду с историческим фоном фламандский художник вносит в традиционный сюжет «Караульни» театральное начало.

Благодаря богатству и сочности ярких красок картина Тенирса производит праздничное впечатление. Авансцена занята роскошным натюрмортом из рыцарских доспехов, флагов, атрибутов военной музыки и оружия. Центральное место на картине отведено начальнику караула в нарядном костюме, стоящему в эффектной позе Данная фигура связывает воедино персонажей второго плана и в то же время дает глазу возможность проникнуть сквозь арку.

Висящий здесь занавес еще более акцентирует театральную ноту. Он поднимается, открывая пейзажный вид и дополнительное «сценическое» пространство. Панорамный ландшафт включает в себя эпизод осады крепости военным отрядом.

Почти все авторы единодушны в оценке Эрмитажной «Караульни», признавая картину одной из самых лучших среди многочисленных работ Тенирса на этот сюжет.

Похожие описания:

Картежники — Давид Тенирс Сюжет и композиция эрмитажного полотна восходят к произведениям Адриана Браувера, часто обращавшегося к подобной теме. Однако Тенирс интерпретирует этот сюжет по-своему, сохраняя гротескную трактовку лиц.

Чудо Апостола Павла на острове Мальта — Давид Тенирс Отец прославленного Давида Тенирса Младшего, Давид Тенирс Старший был малоизвестным антверпенским живописцем. В основном он писал картины на религиозные сюжеты в духе Адама Эльсхеймера. С.

Живописец в своей мастерской — Давид Тенирс Одно время произведение называли автопортретом Тенирса. Хотя но предположение в настоящее время не подтверждается, картина является во многом автобиографичной. Во всяком случае, в ней выразились.

Флейтист — Давид Тенирс В произведение Тенирса представлен увлеченно музицирующий флейтист, который олицетворяет Слух из аллегории «Пять чувств». О времен Ренессанса воплощением Слуха в живописи являлся музыкальный инструмент. Однако.

Художник с семьей — Давид Тенирс Фламандский живописец Давид Тенирс Младший был сыном и учеником Д. Тенирса Старшего, другом П. Рубенса. Он жил и работал в Антверпене, в 1632 был принят.

Кухня — Давид Тенирс На монументальном полотне Давид Тенирс Младший представил самого себя в образе богатого дворянина. Он изображен слева на ступенчатом помосте, в нарядном костюме сокольничего. На его.

Пейзаж с деревенским кабачком — Давид Тенирс Среди пирующих за столом крестьян художник представил мужчину в белой рубашке, с кувшином в руках. Возможно, изображение этого персонажа и свиньи рядом с ним содержит.

Пейзаж с башней — Давид Тенирс Центральное моего в композиции занимает Высокая круглая башня, у подножия которой видны хозяйственные постройки. Около них расположился пастух со стадом овец. Тишина и умиротворенность летнего.

Двор крестьянского дома — Давид Тенирс Изображены задворки крестьянского дома, огороженного покосившимся забором. Трое крестьян — семейная пара и старик — договариваются о продаже свиней, находящихся рядом. Картина со столь незамысловатым.

Читайте также  Самый большой планшет в мире

Горный пейзаж — Давид Тенирс Картина, исполненная в 1640, напоминает фантастические пейзажи фламандца Иоса де Момпера. Тенирс, как и его предшественник, трактует пейзаж как широкую панораму, уходящую к горизонту, фланкируемую.

Крестьяне играющие в кости — Давид Тенирс С середины XIX в. и далее, включая 1981, когда был опубликован краткий каталог произведений западноевропейской живописи в Эрмитаже, картина ошибочно называлась «Игра в орлянку». В.

Жатва (Лето) — Давид Тенирс Тема «Времена года» была популярна во фламандской живописи XVI-XVII вв. Обращаясь к сюжету «Жатва» , Тенирс продолжил традиции художников начала XVII в. На полотне «Жатва».

Групповой портрет членов стрелковой гильдии в Антверпене — Давид Тенирс Эрмитажная картина явилась первой большой заказной работой Тенирса и предназначалась для зала, в котором проходили ассамблеи, в доме гильдии стрелков. В этом здании она находилась.

Дуэт — Давид Тенирс Картину Тенирса, созданную в начале 1640-х, можно интерпретировать как Любовный дуэт молодой крестьянки, исполняющей песню, и юноши, играющею на дудке. Издавна пение и музицирование считались.

Портрет епископа Антония Триста и его брата Евгения — Давид Тенирс Антоний Трист — епископ в Брюгге в 1617, с 1622 — в Генте. Был известным коллекционером, покровителем и заказчиком фламандских живописцев, в том числе и.

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский в его галерее в Брюсселе — Давид Тенирс Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский был очень талантливым человеком, сочинял стихи на итальянском языке. Однако его самым значительным вкладом в культуру была его коллекция картин, собранная.

Пастушок и пастушка — Давид Тенирс В Эрмитажной коллекции пасторальный жанр Тенирса представлен парными картинами «Пастушок» и «Пастушка», созданными мастером в 1650-е. Обладающие индивидуальными, может быть даже портретными, чертами, персонажи в.

Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры) — Давид Тенирс В инвентарной описи Эрмитажа картина именовалась «Суета сует» . Варшавская уточнила ее сюжет: «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную суету». По мнению Варшавской. В действительности Тенирс заимствовал.

Вид окрестностей Брюсселя — Давид Тенирс В 1651 Тенирс, стаи придворным живописцем эрцгерцога Леопольда Вильгельма, переехал из Антверпена в Брюссель. В начале 1650-х он написал картину, в которой запечатлел окрестности этого.

Искушение святого Антония — Давид Тенирс Тенирс весьма часто обращался к сюжету об Искушении св. Антония. В Эрмитаже хранятся два одноименных произведения, созданные художником в середине 1640-х и начале 1650-х. На.

Деревенский праздник — Давид Тенирс Действие картины происходит во время праздника в честь св. Георгия, изображенного на красном знамени, древко которого вставлено в верхнее окно трактира справа. Дата на знамени.

Безумная Грета — Давид Тенирс Картина написана на сюжет притчи о безумной Грете. Эта притча была чрезвычайно популярна в Нидерландах в XVI веке. Бедная пожилая женщина была доведена до отчаяния.

Давид играет царю Саулу — Рембрандт Харменс Ван Рейн Рембрандт Харменс ван Рейн — величайший голландский живописец, воплотивший в своих произведениях реалистическое отражение действительности, одухотворенность и глубокую индивидуализацию явлений и образов. С непревзойденным мастерством.

Курильщики — Давид Тенирс Изображение курильщиков — популярная тема в голландской и фламандской живописи XVII в. Табак был завезен в Нидерланды из Южной Америки в конце XVI в. Вначале.

Приморская гавань — Давид Тенирс На данном холсте изображен порт, по не в Северной Италии, где Тенирс никогда не был, а, возможно, в Дувре в Англии. Эту страну художник посетил.

Праздник в деревне — Давид Тенирс Художник изобразил праздник в честь святого Георгия, изображенного на красном знамени, древко которого вставлено в верхнее окно трактира. Картина была написана по заказу гентского епископа.

Пейзаж с пастухом и стадом — Давид Тенирс Художник не стремился изображать социальные ущемления нидерландских крестьян. В его картинах жизнь простых людей спокойная, сытая, благополучная. Вечер. Пастухи пригнали стадо в деревню — здесь.

Маргарита-Шарлотта Давид — Жак Луи Давид Картина французского художника Жака Луи Давида «Маргарита-Шарлотта Давид». Размер портрета 72 x 63 см, холст, масло. Олицетворением эпохи Наполеона явился «Портрет мадам Рекамье» . Образ.

Давид с головой Голиафа — Бернардо Строцци Бернардо Строцци написал великолепный большой холст «Давид с головой Голиафа». Обычный пастух Давид, который в будущем станет царем, начал бой с великаном Голиафом. Он победил.

Пейзаж с гротом и группой цыган — Давид Тенирс Полотно относится к произведениям живописца, созданным в начале 1640-х. В этой ранней пейзажной композиции влияние работ Иоса де Момнера уже не столь заметно, как в.

Встреча святого Антония Великого и Павла Отшельника — Давид Тенирс Святой Антоний — родился в Верхнем Египте, а Павел Отшельник, или Павел Фиванский — первый пустынник Египта, обитавший в окрестностях г. Фивы. Оба выросли в.

Давид — Николай Бах Исполнена как академическая программа на тему «Давид, бросающий камень». За эту статую в 1878 году Бах получил вторую золотую медаль. Давид — древнеизраильский царь начала.

Портрет тюремщика — Жак Луи Давид Картина французского художника Жака Луи Давида «Портрет тюремщика». Размер портрета 54 x 46 см, холст, масло. Этот портрет, как указывает запись на лицевой стороне ткани.

Давид и Ионафан — Рембрандт Харменс Ван Рейн Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Давид и Ионафан» или «Прощание Давида с Ионафаном». Размер картины 73 x 62 см, дерево, масло. Новейшие исследования на.

Автопортрет — Жак Луи Давид Автопортрет французского живописца Жака Луи Давида. Размер портрета 64 x 53 см, холст, масло. Громадное воздействие на развитие французского искусства оказал Жак Луи Давид —.

Помазание Наполеона I и коронация Жозефины — Жак Луи Давид Это огромное полотно — самая монументальная картина из тех, что были заказаны Давиду новым императором Франции. На ней запечатлена коронация Наполеона и Жозефины, состоявшаяся 2.

Марс разоруженный Венерой и тремя грациями — Жак-Луи Давид Французский художник Жак Луи Давид был основоположником неоклассицизма. В его творчестве, как и во всей академической живописи, были работы, написанные на мифологические сюжеты. Самой последней.

Меловые скалы на острове Рюген — Каспар-Давид Фридрих Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращен к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлеченность бескрайностью.

Портрет Наполеона в императорском кабинете — Жак Луи Давид В своих портретах мастер находил для каждой модели особые выразительные средства. Этот портрет благодаря плавности линий, законченности форм, величию образа отличается классическим совершенством. В 1812г.

Брак в Канне — Герард Давид В своем творчестве Герард Давид продолжал традиции мастеров Раннего Нидерландского Возрождения. Его искусство не отличалось ярким новаторством, в своих произведениях художник следовал сложившимся в искусстве.

Броувер, Адриан

Фламандского происхождения был и Броувер. Странная личность этого гениального пропойцы до сих пор не вполне разгадана. Какими-то судьбами попал Броувер в 1620-х годах в Гарлем, был одно время учеником Халса (который будто бы жестоко эксплуатировал своего ученика), оказал в короткий срок огромное и глубокое влияние на всю голландскую школу, но в 1631 году вернулся обратно в Антверпен, где он буквально прожег остаток дней своих (†1638) в кутежах и безобразиях. Одно время Броувер был даже заключен в крепость, быть может, за свои связи с врагами испанского правительства. Влияние Броувера на Тенирса-младшего и на отца Тенирса было столь же сильным, как и его влияние в Голландии на Остаде. Броувер является настоящим основателем “кабацкого” стиля в нидерландской живописи XVII века.

Однако не постоянное сидение в кабаках и получившееся отсюда полное знакомство с обстановкой и особой кабацкой психологией объясняют успех Броувера, а действительно исключительные, чисто живописные его достоинства. Вполне основательно видеть именно в нем первого “чистого живописца”, ибо прелесть его картин отнюдь не имеет в себе никакой “литературной” или вообще посторонней живописи приманки. Грубые, грязные, “зловонные” и прямо пошлые его сюжеты не могут прельщать даже любителей выпить и повеселиться. В них нет хотя бы какой-либо уютности (как, например, в картинах с подобными же сюжетами Тенирса или Остаде). Но маленькие, нервно, в каком-то пьяном возбуждении набросанные, картинки Броувера доставляют большое наслаждение для глаза, так мастерски, уверенно, просто они исполнены, такие в них горячие, сочные краски! Сам стареющий аристократ Рубенс поддался прелести этих странных продуктов таверн и шинков, и в его собрании насчитывалось свыше десятка произведений дикого и гениального представителя художественной богемы XVII века.

Эрмитаж обладает четырьмя превосходными картинами Броувера и одной хорошей копией с картины в частном собрании в Брюсселе (“Сцена в шинке”). Лучший и самый поздний из эрмитажных Броуверов: “Флейтист”, мастерский, чудный этюд, писанный с одного из забулдыг — товарищей художника, быть может, такого же талантливого в музыке, каким был Броувер в живописи. Другая картина— прототип бесчисленных голландских и фламандских произведений — изображает дикую схватку в деревенском кабаке. Подобные сюжеты восходят к Питеру Брейгелю, но Броувер сумел их обновить и придать удивительную красочную прелесть. Идеальна по мягкости третья картина, более мирного характера, изображающая завсегдатаев кабака, занятых дружной беседой.

Читайте также  Виды залов зимнего дворца. кабинет императрицы александры федоровны, эдуард гау, 1858

Андриан Браувер (Андриан Броувер). Сцена в кабачке. 1634/38. Дерево, масло. 25х33,5. Инв. 643. Из собр. Троншена, Женева, 1770

Наконец, четвертое помеченное монограммой произведение Броувера “Пьяница” — самое отталкивающее по сюжету. Оно представляет с полной убедительностью злостного алкоголика, человеческую личность в полном разрушении, в полном унижении. В то же время это едва ли не один из шедевров Броувера по живописи и одна из самых внимательных его характеристик. Видно, художник был живо заинтересован передачей одного из своих обычных презренных и чем-то его прельщавших товарищей.

ТЕНИРС, ДАВИД Младший

Рядом с оргиастом, поэтом и гениальным безумцем Броувером, Тенирс-младший (1610 — 1690), постаравшийся связать в одно целое прециозную элегантность своего тестя Брейгеля Бархатного, световые “пленэрные” завоевания своего отца и “кабацкое искусство” Броувера, может показаться робким, “салонным”, раздушенным, — немного даже скучным, как все чересчур приличное. Тенирс, вероятно, и обратился к “табажиям” только потому, что они были в моде. Он сам едва ли был завсегдатаем шинков и кутилой. Сын порядочного буржуазного семейства, женившийся на девице, опекуном которой был сам Рубенс, Тенирс скорее должен был помышлять об устройстве своих дел (отец его был разорен спекуляциями), нежели о том, чтобы ходить по вонючим, накуренным притонам.

Свои дела Тенирс и привел очень быстро в великолепное состояние, купил по соседству с рубенсовским замком и себе поместье, зажил синьором и, наконец, поступил на службу к правителю Фландрии эрцгерцогу Леопольду-Вильгельму, который приблизил его к своей особе, сделал хранителем своей знаменитой художественной коллекции (составляющей ныне главное основание Венского музея) и, наконец, возвел Тенирса в камергерское достоинство. По отбытии эрцгерцога Тенирс стал заниматься на широкую ногу торговлей картин старинных мастеров.

Когда-то Тенирс был излюбленным художником коллекционеров и уже при жизни произведения его достигали цен, которые не удостаивались даже величайшие художники, но именно в те времена известная компромиссность его искусства нравилась. Нравилось то, что его мужики и бабы чисто одеты, что вообще все так чисто у него на картинах. В Тенирсе продолжало нравиться миропонимание его тестя Яна Брейгеля, и действительно, лучшее в художнике это то, что он унаследовал от сына великого Питера, от тонкого виртуоза, от дивного фокусника, который на крошечных пространствах умещал в веселой пестроте тысячи “вкусно” написанных предметов. Точно так же массы всякой всячины: оружий, посуды, яств, цветов, статуй, драгоценностей, которые встречаются на любой картине Тенирса, доставляют большое зрительное наслаждение — с такой легкостью списано все с натуры, так вылеплено тончайшими полутонами, так неувядаемо ясно по краскам, так ловко разукрашено “бличками”, искорками света, “аппетитными” рефлексами. [107]

Давид Тенирс Младший. Караульня. 1642. Дерево, масло. 69х103. Инв. 583. Из собр. императрицы Жозефины, Мальмезон, 1815

Но имеется веская причина, почему Тенирс нам теперь менее нравится, нежели он нравился в былое время. Совершенно так же, как он писал латы, горшки и склянки, писал он и людей, и лица их. “Люди” у Тенирса вообще встречаются редко. Вместо них он распоряжается громадным запасом марионеток с веселыми или печальными лицами, которые пляшут, дерутся, творят всякое безобразие, пируют и работают. Ни одна из сотен тысяч фигурок Тенирса не живет настоящей человеческой жизнью. Такие “внимательные” картины, как наши “Антверпенские стрелки” 1643 года [108], большая редкость в его творении. И как не удаются ему отдельные типы, так не удается ему и движение масс, их общая связующая психология.

Давид Тенирс Младший. Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий. 1643. Холст, масло. 135х183. Инв. 572. Из собр. императрицы Жозефины, Мальмезон, 1815

Картины его разбиты на сотни отдельных эпизодов. Но надо отдать справедливость Тенирсу, что его “марионеточный театр” — превеселый и зритель не скучает, выслеживая всякие забавные сценки, которые остроумный режиссер разыгрывает посредством своих бездушных персонажей.

Давид Тенирс Младший. Обезьяны в кухне. Середина 1640-х. Холст, масло, переведена с дерева. 36х50,5. Инв. 568. Из собр. императрицы Жозефины, Мальмезон, 1815

Мы не станем останавливаться на значении Тенирса в завоеваниях реализма. Но, действительно, возможно, что благодаря ему “пейзажный жанр” вообще получил права гражданства, а признание его компромиссного искусства повлекло за собой и окончательную победу всего обращения к действительности. Поняв прелесть Тенирса, перешли затем к пониманию более искренних и глубоких художников. Наконец, Тенирс бесспорно подготовил почву для Ватто, родившегося в Валенсиене, который принадлежал до конца XVII века Фландрии.

Однако за Тенирсом, кроме этой исторической заслуги, кроме виртуозной техники, остается еще одно очень важное, едва ли не важнейшее в живописи достоинство — это колорит. Тенирс прошел через несколько красочных стадий. Первые его картины, близкие к голландцам Паламедесу и Дюку, уже отличаются от них большей сочностью и красотой краски. Затем наступает увлечение Броувером, и Тенирс перенимает у него горячий, бурый тон. Постепенно тон этот светлеет, становится золотистым (наши “Стрелки” 1643 года), и наконец, из золотой гамма Тенирса становится еще более благородной и правдивой — серебристой. Нечто подобное искал уже его отец (эрмитажные пейзажи), но ему мешала непреоборимая склонность к черноте (наследие Рима? Караваджо?). Картинки же Тенирса-младшего “осветились до последних закоулков”, стали прозрачными, ясными, и замечательно, что все эти красоты его картин не только не исчезли с течением времени, но почти не изменились. Таким образом, Тенирс является настоящим основателем пленэра в живописи и в этом отношении он далеко опередил свое время.

Как в общем тоне своих картин, так и в красочных деталях Тенирс большой художник. Некоторые его сочетания смелы, другие — удивительны по своей тонкости, особенно для такого времени, когда, напротив того, любили яркие, почти грубые отношения красок. Многое кажется написанным не в середине XVII века, а в середине XVIII века, не фламандцем, а французом. Многому бы позавидовали тончайшие из художников XIX века, и среди них Дегаз. Несомненно, что для ряда художников Тенирс был удивительным учителем, указавшим на то, как нужно смотреть на краски в природе, как находить на палитре параллельные им созвучия. Тициан, Рембрандт могут научить, как справляться в масляной живописи с темнотой, как быть колористом без красок. Тенирс — как справляться со светом, как играть цветами. [109]

Фландрия была небогата жанровыми художниками. Присущий показной стиль всего ее быта мешал развитию интимного искусства. Тем не менее несколько художников пошли по стопам Броувера и Тенирса и оставили довольно полную картину жизни своего времени.

Читайте также

«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий

«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий При всех тех ужасах и преступлениях, о которых выше шла речь, империи не был чужд и некий плебейский демократизм… Вот, скажем, фигура императора Веспасиана (9—79 гг. н. э.), о котором Тацит говорил, что он – единственный

Блес, Херримет де Изенбрандт, Адриан

Блес, Херримет де Изенбрандт, Адриан Ранний пейзаж представлен в Эрмитаже поэтичным и наивным “Бегством в Египет”, носящим имя Блеса (1480 — 1521?), и привлекательной по краскам картиной “Св. Иероним”, считающейся произведением Изенбрандта.

Венне, Адриан ван де

Венне, Адриан ван де Адриан ван де Венне; бывший придворным художником принцев Оранских, служил таким же точным протоколистом празднеств и всевозможных событий общественного значения, каким в портретной области был Миревельт. Венне достигает иногда удивительной

Верф, Адриан ван дер

Верф, Адриан ван дер Наконец, единственный портрет А. ван дер Верфа (о картинах которого речь будет впереди) изображает самого художника за работой в огромном парике и в распашном красивом

Остаде, Адриан ван

Остаде, Адриан ван Адриан ван Остаде представлен в Эрмитаже шестнадцатью картинами, из которых лишь одну невозможно оставить за ним. [158] Эти картины рисуют нам его развитие, и остается без иллюстраций лишь полоса в его творчестве, когда он превратился в изумительно

Вельде, Адриан ван дер

Вельде, Адриан ван дер Адриан ван де Вельде, племянник не раз упомянутых Эзайаса и Яна, сын мариниста Виллема-старшего и брат мариниста Виллема-младшего, занимает в истории голландской живописи место рядом с Поттером, который был на 10 лет старше его. Адриан одно время

Верф, Адриан ван дер

Верф, Адриан ван дер Но богаче всех академиков представлен в Эрмитаже ученик Эглона ван дер Нэра, Адриан ван дер Верф, выдающийся и разносторонний художник, не только писавший исторические картины, бытовые сцены и портреты, но занимавшийся и зодчеством. Ван дер Верф был

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: