Юпитер и семела - гюстав моро - JEKATERINBURG.RU

Юпитер и семела — гюстав моро

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Мы — славяне (309)
  • Танцы (16)
  • Ароматерапия (10)
  • Аудиокниги (67)
  • Береги себя (101)
  • Библиотека Тайн (26)
  • Велесова книга (14)
  • Города и страны (212)
  • гороскопы (128)
  • диабеткафе (114)
  • Для души (50)
  • Для женщин (318)
  • Документальное кино (15)
  • Животный мир (65)
  • Жизнь и судьба (197)
  • Здоровье (384)
  • Знаки судьбы, установки (34)
  • Интересно, любознательно (280)
  • интернет (115)
  • Искусство (241)
  • Калькулятор (4)
  • кино (118)
  • Кремль (2)
  • кулинария (545)
  • Магические свойства камней (235)
  • Мантры/сутры (7)
  • медитации (105)
  • Мифология (73)
  • Мне нравится (186)
  • Музыка (350)
  • народные обычаи (7)
  • народные приметы (20)
  • Народные рецепты(медицина) (349)
  • Неизведанное (42)
  • нумерология (12)
  • Обряды,практики (224)
  • Заговоры. (91)
  • полезные советы (110)
  • Политика, СССР ,история (201)
  • Полный справочник по ЛиРу (2)
  • поэзия (67)
  • Притчи (116)
  • Психология (122)
  • Психосоматика (99)
  • Рассказы (75)
  • Рукоделье (70)
  • Руны (6)
  • Святые источники России (2)
  • Славянская мифология (36)
  • Снятие негатива (50)
  • Схемы (183)
  • Таро (48)
  • Театр (40)
  • Тесты (4)
  • Толковый словарь В.Даля, энциклопедии (11)
  • Традиции (15)
  • Хиромантия (31)
  • Христианство (188)
  • Цветы (172)
  • Целительство (208)
  • Цитаты,умные мысли (72)
  • Эзотерика (232)
  • Электронная библиотека (5)
  • юмор (113)

Ссылки

Цитатник

Прибалты не знают своей истории, или стыдятся? Три столицы Прибалтики были основа.

Польза молока и лечение молочными продуктами Молоко – продукция самок млекопитающих, кот.

Традиции и быт русского народа. Хотелось бы рассказать о том, как еще совсем недавно жили прос.

Достопримечательности Ленинградской области! Часть вторая. Самые интересные места Ленингр.

Цитаты Бернарда Шоу против нытья и лени 30 цитат Бернарда Шоу против нытья и лени&.

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Легенды и мифы в живописи Гюставо Моро ч.2

Легенды и мифы в живописи Гюстава Моро. ч.2

Юпитер и Семела. Гюстав Моро.

В древнегреческой мифологии богиня земли.

Семела была дочерью царя Фив и Гармонии. Впоследствии она стала возлюбленной Зевса и родила от него сына Диониса, бога виноделия. Гера, законная жена Зевса, ревновала его к Семеле и однажды, приняв образ старухи, поступила к ней на службу в качестве кормилицы. Зная, что Зевс никогда не появлялся перед Семелой в своем настоящем облике, она посоветовала женщине попросить Зевса явиться во всем своем величии.

Моро Гюстав (Moreau Gustave) (1826-1898), французский живописец и график. Родился в Париже 6 апреля 1826 года, в семье архитектора. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико, посетил Италию (1857-1859) и Нидерланды (1885). С 1849 года Гюстав Моро начинает выставлять свои работы в Салоне — выставке живописи, скульптуры и гравюры, ежегодно проводившейся с середины XVII века в Большом салоне Лувра. С 1857 по 1859 Моро проживает в Италии, где изучает и копирует полотна и фрески знаменитых мастеров. Осенью 1859 года Моро возвращается домой и знакомится с молодой женщиной – Александриной Дюре, работавшей гувернанткой недалеко от его мастерской. Они проживут вместе более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвящает возлюбленной одно из своих лучших полотен — “Орфей у гробницы Эвридики”, 1891. На протяжении 1860–х годов произведения Моро пользуются огромным успехом и популярностью. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи.

Эдип и Сфинкс

Египетский Сфинкс тесно связан с греческой легендой об Эдипе, который первым решил знаменитую загадку, предложенную таинственным созданием с телом крылатого льва и головой женщины, охранявшим путь в Фивы. Каждому прохожему сфинкс предлагал вопрос: «Какое животное утром ходит на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?» Не ответивших на его вопрос Сфинкс убивал. Эдип ответил ему, что это сам человек, который в детстве ползает на четвереньках, взрослым стоит на ногах и в старости опирается на палку. Услышав правильный ответ на свою загадку, Сфинкс прыгнул с утеса и разбился. Есть еще один ответ на загадку сфинкса, и он опирается на пифагорейскую теорию чисел. Числа 4, 2 и 3 дают вместе число 9, которое есть число человека, а также число низших миров. 4 представляет невежественного человека, 2 — интеллектуального, а 3 — духовного. Младенец (4) развивается во взрослого на двух ногах (2), и сила его ума искупается и освещается волшебным добавлением посоха мудрости (3). Сфинкс, следовательно, является тайной Природы, средоточием секретной доктрины, и все, кто не могут решить проблемы или угадать ответ, исчезают. Прохождение через сфинкса означает бессмертие.

После этого, Осень упала на колени и начала плакать за этим кусочком материи, который успел стать для неё близким. И, поднявши свою голову наверх, на которой золотые косы слиплись от воды, крикнула на непонятном никому языке какой-то приказ. Небо, вдруг, стало серым и хмурым. Начали раздаваться эхо приказа осени диким гулом и яркими вспышками в небе. Полился первый дождь. Деревья, изумлённые и обездвиженные, смотрели в высь. Сердце Осени начало леденеть ко всему окружению, ведь этот маленький Листочек стал ей самым любимым, самым близким. Он выделился и этим привлёк её жаркое некогда сердце. От холода, растения бросились в панику. Они дрожали от страха, умирая и плача, разбавляя дождь солью своих слезинок.

Потом пришла Зима, второе имя которой скорбь. И велено было никому не тревожить Осень в её скорби. Солнце также должно было укрощать своё тепло. И с того времени, великая Скорбь снова и снова, временами напоминает о себе. И вечно будет напоминать.

«Он павший лист и павший ангел,

Он первым братом смерти стал

И сел на свой он пьядестал

В замёрзшем, раскалённом замке. «

В течение всей жизни Моро писал фантастически пышные, мастерски исполненные в духе символизма композиции на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты, лучшие из которых — “Эдип и сфинкс”, 1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; “Орфей”, 1865, Музей Лувр, Париж; “Саломея”, 1876, Музей Орсе, Париж; “Галатея”, 1880, Музей Гюстава Моро, Париж. В основе картины “Галатея” — сюжет из греческой мифологии, повествующий о неразделенной любви циклопа Полифема к нереиде Галатее. Чувственная обнаженная нимфа томно расположилась в экзотическом гроте, богато и причудливо украшенном яркими анемонами, кораллами и другими окаменевшими растениями. На нее пристально взирает жутковатое трехглазое чудовище. Мириады подводных растений с их интенсивной окраской и плавная живописная манера создают в картине колдовскую атмосферу, похожую на сон. Гюстав Моро был тесно связан с движением символизма; входившие в него художники отказались от объективности и натурализма представителей импрессионизма. Галатея

Пигмалион и Галатея

Основа текста — Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции» Источник сюжета — Овидий, «Метаморфозы»

Тому, кто верно служит богине любви, дарит Афродита счастье. Так дала она счастье кипрскому художнику Пигмалиону. Он ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника, казалось, она дышит и вот-вот задвигается и заговорит. Часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов. Как часто шептал Пигмалион: — О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив! Но статуя была нема.

Читайте также  Роскошь, покой и наслаждение, анри матисс, 1904

Наступили дни торжеств в честь Афродиты. Принося Афродите в жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине любви руки и с мольбой прошептал: — О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы все можете дать молящему, то дайте мне жену столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, боясь прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня давала понять Пигмалиону, что услышала его мольбу. Вернулся художник домой. Подошел он к статуе и, о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется eе сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита Пигмалиону красавицу-жену Галатею. В поисках вдохновения символисты обращались к литературе или античной и северной мифологии, часто произвольно соединяя их друг с другом. В 1888 году Моро избирают членом Академии изящных искусств и спустя четыре года профессор Моро становится руководителем мастерской в Школе изящных искусств. В 1890-х здоровье художника резко ухудшилось. Он подумывает о завершении своей карьеры и возвращается к своим незаконченным картинам. Одновременно Моро приступает к работе над своим последним шедевром – “Юпитер и Семела”, 1894-1895. Венера, рожденная из пены. Г. Моро.

Странник Эдип

Картины Семелы

Россия

Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Кюзель, Мельхиор I. 1626-1683. Юпитер и Семела. Гравюра. Германия, XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Кузен, Жан Младший, ок. 1522-1594. Зевс и Семела. Франция, около 1568 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Лафаж, Раймон. 1656-1684. Юпитер и Семела. Франция, после 1682 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Лафаж, Раймон. 1656-1684. Юпитер и Семела. Франция, после 1680 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

«Юпитер и Семела»

Италия, Кастель-Дуранте, конец 1540-х — начало 1560-х гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Ла Гир (Ла Ир), Лоран де. 1606-1656. Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Бельгия

Брюссель

Питер Пауль Рубенс – Юпитер и Семела.

Королевский музей искусств Брюссель, Бельгия

Великобритания

Лондон

Якопо Тинторетто — Юпитер и Семела

Национальная галерея Британии, Лондон, Великобритания

Германия

Гёттинген

Зевс и Семела. Йоханнес Вурхаут

Коллекция произведений искусства Геттингенского университета, Гёттинген, Германия

Дания

Копенгаген

Жерар де Ларесс — Семела и Юнона

Государственный музей искусств, Копенгаген, Дания

Италия

Верона

Одоардо Перини — Юпитер и Семела

Музей Кастельвеккьо. Верона, Италия

Модена

Семела, сожженная Юпитером. Автор: Якопо Робусти Тинторетто.

Галерея Эстенсе, Модена, Италия

Помпеи

Дионисийское свита с Дионисом, уходящим на колени у женщины (возможно, Ариадны, Афродиты или Семелы), восточная стена, Оек 5, 60-50 гг. До н. Э

Вилла де Мистери, Помпеи, Италия

Флоренция

Себастьяно Риччи — Дионис и Семела

Галерея дельи Уффици, Флоренция, Италия

Даллас

Зевс и Семела. Жак Бланшар, 1632 г

Далласский художественный музей, Даллас , Техас, США

Лос-Анджелес

Джулио Романо (Джулио Пеппи) и Мастерская — Рождение Вакха

Музей. Гетти, Лос-Анджелес, США

Франция

Париж

Гюстав Моро – Юпитер и Семела, 1889-95

Музей Гюстава Моро, Париж, Франция

Юпитер и Семела — Гюстав Моро

Музей Гюстава Моро, Париж, Франция

Юпитер и Семела. Жан Батист Осар

Национальная библиотека Франции, Париж, Франция

Юпитер и Семела. Фреска

Конференц-зал Люксембургского дворца, Париж, Франция

Сомюр

Апофеоз Семелы. Антуан Карон.

Музей декоративно-прикладного искусства, Сомюр, Франция

Ле-Ман

Юпитер и Семела, 1704 г. — Бон де Булонь

Музей Тессе, Ле-Ман, Франция

Чехия

Юпитер и Семела. Паоло Пагани

Моравская галерея в Брно, Чехия

Частные коллекции

Семела поражена рождением Вакха. Луиджи Адемолло

Семела из огня Юпитера, 1731 г. Бернар Пикар. Гравюра

Юпитер и Семела. Якопо Робусти Тинторетто.

Юпитер и Семела, около 1625 года. Авраам Янссенс ван Нюссен.

La vue Parisienne

Page Summary

Гюставу Моро — художнику и музею

« previous entry | next entry »
Nov. 20th, 2015 | 12:58 pm

Отшельник в сердце Парижа — так называли Моро современники. Художник действительно обращал мало внимания на окружающую жизнь, его интересы лежали исключительно в сфере искусства. Несмотря на это, внимание к нему было неослабным: картины Моро были широко известны, имели большое влияние на современников, хорошо продавались. При жизни художник стал кумиром символистов, хотя сам он себя символистом не считал. Время в данном случае согласилось с большинством: в историю искусства Гюстав Моро вошел именно как символист.

Фея с грифонами, 1876

Практически всю свою творческую жизнь Гюстав Моро провел в доме №14 по улице Ларошфуко, купленным его отцом специально для организации там художественной мастерской сына. Здесь художник жил, любил и творил более 45 лет: с 1852 по 1898 год. Когда здоровье его резко ухудшилось, Моро задумал превратить это обиталище в общедоступное собрание своих работ. Он переоборудовал два верхних этажа в экспозиционное пространство и завещал государству дом вместе с находившимися там картинами и всей обстановкой. Так и возник этот небольшой дом-музей — продолжение жизни и воли художника, считайте, продолжение его самого.


Фото — википедия

Я шел в музей Моро не только посмотреть на картины, но и ощутить атмосферу, окружавшую художника, увидеть обстановку где он жил. Увы, в жилые комнаты попасть не удалось, поэтому фотографии интерьеров беру из сети.


Комната художника. Фото — википедия


Элиза де Ромилли. Портрет Гюстава Моро. 1874

Осенью 1859 года Моро познакомился с молодой женщиной – Александрин Дюре, работавшей гувернанткой рядом от его мастерской. Александрин не стала женой Моро, но они прожили в доме на улице Ларошфуко в любви и согласии более 30 лет.


Феликс Надар. Портрет Александрин Дюре. 1883


Будуар — гостиная хозяйки. Фото: http://www.smarterparis.com/reviews/musee-national-gustave-moreau

Одной из моих целей была прекрасная винтовая лестница, ведущая со второго этажа мастерской на третий. Я видел в сети немало ее снимков, но мне хотелось ощутить ее по своему, «пообщаться» накоротке.

1.

2.

3.

В своих работах Гюстав Моро не стремился к объективности и натурализму. В основном он использовал библейские, мистические и фантастические сюжеты, обращался к мотивам античной и северной мифологии.

Прометей, 1868

Похищение Европы, 1868

Сохранились пояснения Моро к некоторым его картинам — читая их, понимаешь насколько его работы насыщены деталями, каждая из которых имеет свое особенное и непростое значение, выступает определенным символом. Именно поэтому живопись Моро так любили символисты. Не меньшее влияние оказала она и на такие течения как сюрреализм и фовизм.

Юпитер и Семела, 1894, эскиз

Юпитер и Семела, 1895

В 1895 году Моро завершил одну из главных своих работ «Юпитер и Семела». Он никак не мог поставить последнюю точку, добавлял все новые и новые детали и даже несколько раз вшивал дополнительные полосы холста, когда ему не хватало места, чтобы до конца раскрыть свой замысел. Когда, наконец, картину забрал из мастерской заказчик, Моро огорченно воскликнул: «Ах, если бы у меня было еще хотя бы два месяца!» Изображенная на полотне сцена взята из «Метаморфоз» Овидия. Фиванскую царевну Семелу соблазнил царь богов Юпитер. Ревнивая и коварная жена Юпитера подговорила Семелу упросить бога явиться ей во всем своем величии. Юпитер согласился, и Семела была убита исходящим от него необычайным сиянием. Согласно интерпретации Моро, она «сражена пароксизмом божественного экстаза». На картине Юпитер оперся рукой на лиру, непривычный атрибут для бога владыки Неба, в то время как его постоянный атрибут — орел — оказался внизу. У подножия трона Моро изобразил фигуры, символизирующие Смерть и Скорбь, которые объясняют трагическую основу жизни. Неподалеку от них, под крыльями орла, печально склонился бог Пан (символ Земли), у ног которого находятся фигуры мрака — Тень и Нищета.

Читайте также  Озеро. русь, исаак ильич левитан

Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческой культуры, любителем предметов восточной роскоши, оружия, ковров. Напрямую в залах музея это в глаза не бросается, но обратите внимание на рамы картин, насколько они изящны и богаты, как подчеркивают авторские идеи

Жизниь человечества, 1886

Работая над огромными, с большим количеством деталей картинами, Моро почти не выходил из мастерской. Он был очень требовательным к себе, и эта требовательность часто становилась той причиной, по которой многие свои работы художник оставлял незавершенными.

Вот например картина, которую предлагал оплатить барон Ротшильд, но Моро отказался ее продать в незаконченном виде, а закончить так и не сумел. Это полотно — кульминация одной из любимых тем Моро и одна из последних попыток художника возродить средневековые традиции. На картине сцена, «которая происходит на волшебном острове, где живут одни только женщины и единороги». Здесь можно увидеть и отсыл к изящной школе Фонтенбло, и ассоциацию с полотном Тициана «Любовь земная и небесная», и конечно перекличку со знаменитым средневековым гобеленом «Дама с единорогом».

Единороги, 1887

Явление, 1875 (Саломея с головой Иоанна Крестителя, фрагмент).

Мистический цветок, 1890, фрагмент

«Мистический цветок» — одна из самых загадочных работ художника, созданная в год смерти его любимой Александрины. Христианская образность предстает тут больше похожей на языческо-кельтскую: Святая Дева восседает на цветке лилии, вырастающим из камней. Гористый пейзаж напоминает о работах Леонардо, а высокая проработка деталей образа святой в сочетании с лишь набросанными, и зачастую полу-абстрактными фигурами в нижней части перекидывает стилистический мостик к живописи XX века.

Загадочный. Густав Моро

Картина: «Юпитер и Семела».

Символизм ( от др.-греч.symbolon — «совместное бросание»)- одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870—1880-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Обособление символизма в качестве течения в искусстве связывают с усилением романтического мировоззрения в кризисные, переломные эпохи развития культуры. Характерные качества символистских произведений искусства — мистика, таинственные мифологические и сакральные темы и сюжеты, намёки, иносказания, неясные, тревожные и смутные настроения, эзотерическая символика. В области формы — напряжённая ритмика, деформация, туманный и сумрачный колорит. Термин «символизм» в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября1886 года в парижской газете «Фигаро» (Le Figaro).

Наибольшее влияние на творчество художников оказал немецкий философ Эрнст Кассирер. В 1923—1929 годах он опубликовал трёхтомный труд «Философия символических форм» («Philosophie der symbolischen Formen»). В любом символе, — утверждал философ, — есть две стороны — означаемое и означающее, материальное и духовное, явное и скрытое. В искусстве символизма различают два мира: мир вещей и мир идей. Поэтому в изобразительном искусстве символ становится условным знаком, соединяющим эти миры. Искусство вообще, прежде всего поэзия, музыка и живопись, — мир символов, а художник и его произведение — ключ к тайне мира идей. Австро-английский историк искусства Эрнст Гомбрих в книге «Символические образы» (1972) различал символы как «образы Божественного творения», которые можно познать только интуитивно, посредством анагогии («возвышения»; термин византийского богословия), и консонансные символы, в которых связь видимого и невидимого устанавливается самим художником, но так, чтобы они были понятны зрителю.

Эстетика символизма, послужившая идейной основой течения символизма в живописи и графике, вначале проявилась в творчестве французских поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Огюста Вилье де Лиль-Адана, Шарля Морраса. Символизмом проникнута музыка Клода Дебюсси и Мориса Равеля (хотя эти композиторы считаются импрессионистами), а также живопись и графика Уильяма Блейка (1757—1827), Гюстава Моро (1826—1898), Арнольда Бёклина (1827—1901), Одилона Редона (1840—1816). К символистам относили французского живописца Пьера Пюви де Шаванна, однако его творчество ближе классическому искусству, фрескам раннего итальянского Возрождения.

Не существует для меня художника
загадочней и ярче Густава Моро
— последнего романтика XIX века.

Гюстав Моро (Gustave Moreau, 6 апреля 1826, Париж, Франция – 18 апреля 1898, Париж, Франция) – французский художник-символист. Был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. Его полотна, акварели и рисунки были посвящены в основном библейским, мистическим и фантастическим темам. Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства и любителем ориентальных предметов роскоши, шёлка, оружия, фарфора и ковров.

Моро родился в зажиточной семье: его отец был архитектором, а мать – талантливым музыкантом. В детстве Гюстав часто болел и, подолгу находясь дома, рано начал рисовать. Отец поддерживал его увлечение живописью. Благодаря ему, Гюстав Моро в 16 лет получил удостоверение копииста картин, Это позволило молодому человеку без всяких препятствий посещать Лувр и копировать работы великих мастеров. После поездки в Италию он увлекся искусством античности и раннего Возрождения. Живописи Моро учился в парижской Школе изящных искусств, а последние 10 лет жизни работал в ней преподавателем. Он оказал существенное влияние на творчество своих учеников: Анри Матисса, Жоржа Руо и других художников, которые впоследствии будут называть себя фовистами.

Обучение в школе было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры, изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Между тем Моро все больше увлекался красочной живописью Делакруа и особенно его последователя Теодора Шассерио. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены.

Молодой художник обратил свое внимание к Салону — ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий в надежде быть замеченным критикой. Картины, представленные Моро в Салоне в 1850-е годы, например, «Песнь Песней» (1853), обнаруживали сильное влияние Шассерио, — выполненные в романтической манере, они отличались пронзительным колоритом и неистовым эротизмом.

Признание Моро получил после того, как в 1864 году представил публике картину «Эдип и Сфинкс». Но спустя пять лет, когда критики нелицеприятно отозвались о его новых работах, художник на несколько лет закрылся в своей студии. И хотя он триумфально вернулся в 1876 году с картиной «Явление», позже Моро часто описывали как нелюдимого отшельника. Последние 10 лет жизни художник, помимо преподавания, посвятил превращению своего парижского дома в музей.

1857-1859 годы Моро провел в Италии, чтобы оправиться после смерти близкого друга и учителя Теодора Шассерио. Здесь художник снова нашел вдохновение в работах Леонардо, Микеланджело и других мастеров Ренессанса. В четких контурах и тонкой детализации его зрелых работ также просматривается влияние Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Позже Моро стал изучать орнаменты разных народов мира и историю костюма, интегрируя новые знания в свои картины.

Читайте также  Какой самый большой слон в мире

Моро намеренно стремился максимально насытить свои картины удивительными подробностями, это была его стратегия, которую он называл «необходимостью роскоши». Над своими картинами Моро работал подолгу, иногда по несколько лет, постоянно добавляя все новые и новые детали, которые множились на полотне, словно отражения в зеркалах. Когда художнику уже не хватало места на холсте, он подшивал дополнительные полосы. Так случилось, например, с картиной «Юпитер и Семела» и с неоконченным полотном «Ясон и аргонавты».

Поездка изменила Гюстава Моро. Еще будучи в Италии, он писал писал другу в Париж: «С этого времени, и навсегда, я собираюсь стать отшельником. Я убежден: ничто не заставит меня свернуть с этого пути».
Правда, по возвращению в Париж все получилось не так, как он планировал. Он познакомился с гувернанткой, которая служила в доме неподалеку от его мастерской. Молодую женщину звали Александрина Дюре. Моро влюбился и, несмотря на то, что категорически отказался жениться, был верен ей более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвятил ей одно из лучших полотен — «Орфей у гробницы Эвридики».

Последний романтик XIX века Гюстав Моро называл свое искусство «страстным молчанием». В его работах резкая цветовая гамма гармонично сочеталась с экспрессией мифологических и библейских образов. «Я никогда не искал снов в реальности или реальности во снах. Я дал свободу воображению», — любил повторять Моро, считая фантазию одной из самых важных сил души. Критики видели в нем представителя символизма, хотя сам художник неоднократно и решительно отвергал этот ярлык. И как бы ни полагался Моро на игру своей фантазии, он всегда тщательно и глубоко продумывал колорит и композицию полотен, все особенности линий и формы и никогда не боялся самых смелых экспериментов.

Известные картины Гюстава Моро: «Эдип и Сфинкс», «Прометей», «Юпитер и Семела», «Пьета», «Гесиод и Муза».

Гюстав Моро (1826 — 1898)

В 1860—1870-е годы, когда выступили импрессионисты, равнодушные к историческому, религиозному, литературному сюжету в живописи, на художественной сцене Франции появился один из самых загадочных художников XIX века, изобретатель фантастических сюжетов, изысканных, таинственно-мистических образов — Гюстав Моро.

Одна из самых известных его картин — «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро) — написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя. Из темного пространства зала перед Саломеей возникает видение окровавленной головы Иоанна Крестителя, источающей ослепительное сияние. Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью.

Моро получил хорошую профессиональную подготовку, учился у Пико, мастера классицистической ориентации, испытал влияние Делакруа и, особенно, Шассерио; два года провел в Италии, копируя старых мастеров, его привлекала живопись Карпаччо, Гоццоли, Мантеньи и других.

В Салоне 1864 была выставлена картина Моро «Эдип и Сфинкс» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Существо с лицом и грудью женщины, крыльями птицы и туловищем льва — Сфинкс — вцепилось в торс Эдипа; оба персонажа пребывают в странном оцепенении, словно гипнотизируя друг друга взглядом. Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке.

Тематика Моро и в дальнейшем концентрируется вокруг мифологии разных культур — античной, христианской, восточной. Однако художник расцвечивает миф в соответствии с собственной фантазией: на картине «Орфей» (1865, Париж, Музей Орсэ) изображена молодая женщина, несущая на лире голову прекрасного певца, — по преданию, Орфей был растерзан вакханками.

Гибели поэта посвящено и полотно «Мертвый поэт и Кентавр» (ок. 1875, Париж, Музей Гюстава Моро). Искусство, поэзия, красота обречены на земле на гибель — возможно, такова его идея, однако содержание работ мастера многозначно, и зрителю предоставляется возможность самому догадываться о смысле произведений.

Изучая картины мастеров прошлого, Моро приходит к убеждению, что художник в своем творчестве должен следовать принципу «необходимого великолепия». «Обращайтесь к великим мастерам, — говорил Моро. — Они не учат нас создавать бедное искусство. Художники разных времен использовали в своих картинах все, что им было известно наиболее богатого, блистательного, редкостного, даже наиболее странного, все, что в их среде считалось роскошным, драгоценным… Какие наряды, какие короны, какие драгоценности… какие резные троны! …Великие и простодушные гении включают в свои композиции неведомую и нежную растительность, восхитительную и причудливую фауну, охапки цветов, гирлянды небывалых плодов и грациозных животных.»

С годами работы Моро становятся все более многоцветными, заполненными деталями, великолепными ювелирными украшениями, драгоценными тканями, превращающими порой полотна мастера в подобия прекрасных гобеленов или эмалей.

Но, в отличие от импрессионистов, писавших раздельным мазком, чистыми красками, Моро тщательно смешивает краски на палитре, добиваясь особого мерцающего сплава, амальгамы, где переливаются мазки пылающей алой киновари, синего кобальта, золотистой охры, голубого, зеленого, розового цвета («Саломея, танцующая перед Иродом», 1876, Лос-Анджелес, частное собрание; «Единороги», ок. 1885, Париж, Музей Гюстава Моро; «Галатея», 1880—1881, Париж, частное собрание).

В своих произведениях Моро стремится воплотить идеи и мысли, находящиеся порой за пределами возможностей живописи — искусства пространственного, а не временного; он мечтает выразить в пластических образах невыразимое. Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. Так, обращаясь к мифу о Юпитере и Семеле, Моро пишет: «В центре колоссальных воздушных сооружений… возвышается священный цветок, на темной лазури звездоносного свода — Божество… являет себя в великолепии; . Семела, вдохнувшая ароматы, источаемые Божеством, преобразившаяся. умирает, как пораженная молнией. …Восхождение к высшим сферам, …то есть земная смерть и апофеоз бессмертия».

Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Кисть не поспевает за воображением и фантазией живописца, поэтому многие работы оставались незавершенными, а главное, зрителю, без словесной интерпретации самостоятельно трудно разобраться в этом нагромождении символов. Легенда о Семеле (умолившей Юпитера предстать перед ней во всем его грозном могуществе и погибшей, дав жизнь в миг смерти богу виноделия Дионису), превращается в некий мистический трактат.

Более удачны полотна Моро, не обремененные слишком сложными символическими понятиями и аллегориям — «Павлин, жалующийся Юноне» (1881), «Елена под стенами Трои» (ок. 1885, обе — Париж, Музей Гюстава Моро).

Некоторое время в начале XX века имя Моро пребывало в забвении, но затем у него появились пылкие пропагандисты и почитатели — сюрреалисты Андре Бретон, Сальватор Дали, Макс Эрнст. Кроме того Моро был хорошим педагогом, вырастившим целую плеяду известных живописцев XX столетия — Матисса, Руо, Марке, Мангена, которые уважали и ценили Моро как тонкого колориста, умного, всесторонне образованного человека. В 1898 году художник завещал свою мастерскую со всем, что в ней находилось, государству. Там был организован Музей Гюстава Моро, первым хранителем которого был Жорж Руо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: