Юноша с корзиной фруктов, микеланджело караваджо - Тайны со всего мира

Юноша с корзиной фруктов, микеланджело караваджо

14 реалистичных картин Караваджо, от которых мурашки по телу (часть 1)

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Призвание апостола Матфея

Это один из шедевров Караваджо, где изображена тема Иисуса, вдохновляющего Матфея идти по его стопам. Благодаря представлению этой картины, художнику удалось запечатлеть бессмертные и мирские миры в одной рамке. Произведение было написано для капеллы Контарелли или часовни Контарелли, и в настоящее время оно висит рядом с мученичеством Святого Матфея.

2. Вакх, 1595 год

Знаменитая картина маслом, представляющая чувственный образ молодого мальчика, одетого как Вакх, лежащего в головном уборе из виноградных листьев и винограда, откинувшись в уникальной позе, возясь со своим платьем. Перед ним лежали фрукты и красное вино, а в руке он держал кубок, возможно приглашая своих зрителей принять участие в празднике. В изображении могут быть следы гомоэротизма, и, как утверждают многие критики, а вместе с ними и искусствоведы, Караваджо мог выражать свои собственные романтические чувства через этот образ. Помимо всего этого, ходят слухи о том, что моделью является сам художник.

3. Медуза, 1595-1598 гг.

Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.

4. Обращение святого Павла, 1600 год

Эта работа вместе с другой картиной, а именно распятие «Святого Петра», была заказана Тиберио Серази, который в итоге отверг оба произведения в первом случае. И несмотря на то, что картины не одержали одобрения, в скором времени были сделаны их вторые версии, которые находятся в часовне Cerasi в настоящее время. В этой работе зафиксировано событие, когда апостол Павел (Савл из Тарса) направлялся в Дамаск, чтобы уничтожить христианскую общину, но изменил свою миссию после того, как увидел Христа. Неровные формы и бессвязные узоры освещения создают ауру кризиса, полностью отражая созданную художником атмосферу.

5. Нарцисс, 1597–1599 гг.

«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.

6. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1608 год

Ещё один шедевр Караваджо и значительное произведение в мире западной живописи, где главной темой является казнь Иоанна Крестителя. Пока жертва занимает мэйнфрейм, рядом с ним также присутствует Саломея с золотым блюдом в руке для получения головы. Как оказалось, помимо Саломеи, есть ещё один свидетель этого ужасного происшествия. Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему произведению искусства.

7. Корзина фруктов, 1596 год

Пожалуй, это один из самых живописных натюрмортов художника, на котором изображена плетёная корзина, наполненная летними фруктами, стоящая на краю уступа. Караваджо намеренно представляет детали так замысловато, что червивое яблоко, высушенный лист и запылённый виноград тут же бросаются в глаза, акцентируя на них внимание.

8. Давид и Голиаф, 1599 год

Здесь представлена одна из ранних картин Караваджо – библейская тема Давида и Голиафа. Давид, юноша, как видно, схватил Голиафа за волосы. Взаимодействие между светом и тьмой было сказочно изображено здесь. Только посмотрите на то, как художник мастерски создал контраст, подчёркивая ноги, плечи и руки Давида яркими бликами, в то время как темнота преобладает повсюду. Первоначально картина была перегружена мелодрамой, где было спроецировано ужасающее и паническое лицо Голиафа. Он изменил это позже, сосредоточив основное внимание на Давиде, чьё лицо было скрыто в темноте.

9. Положение во Христе, 1603-1604 гг.

Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.

10. Ужин в Эммаусе, 1601 год

Ещё одна увлекательная картина Караваджо сосредотачивается вокруг времени, когда после Воскресения Иисус становится видимым для своих учеников Клеопы и Луки, в Эммаусе (город, о котором говорится в Новом Завете), но исчезает из их места в кратчайшие сроки. Изображение персонажей в натуральную величину на тёмном фоне создаёт необычную ауру.

11. Давид с головой Голиафа, 1607 год

Художник придаёт этой работе реалистичный оттенок, изображая голову Голиафа, свисающую с руки Давида, с кровью, капающей повсюду.

12. Юдифь и Олоферн, 1598-99 гг.

Эта работа проливает свет на библейское событие Юдифь, молодой, очаровательной вдовы, обезглавившей ассирийского генерала Олоферна путём обмана. Моделью в роли Юдифь считается Филлида Меландрони, которая даже позировала для большинства других работ Караваджо. Ходят слухи о том, что художник, сделал и вторую версию этой картины, которая была обнаружена в 2014 году в Тулузе, хотя её подлинность всё ещё под вопросом.

13. Гадалка, 1594 год

Есть две версии этой картины, сделанные в 1594 и 1595 годах соответственно, хотя даты были оспорены в обоих случаях. Бедно одетый мальчик занимает центральную рамку вместе с цыганской девочкой, которая читает его ладонь. Есть чувство удовольствия, когда они оба смотрят друг другу в лицо. При внимательном осмотре картины замечено, что девушка лукаво снимает с мальчика кольцо, нежно поглаживая его руку. Джованни Петро Беллори, который написал биографию Караваджо, упоминает, что женская модель – это прохожий, которого художник выбрал, чтобы сохранить оригинальность в своей работе, а не черпать вдохновение у своего мастера.

14. Музыканты, 1595 год

Картины с музыкантами за работой, казалось, были популярной темой в то время, как Церковь начала поощрять возрождение в области музыки. Говорят, что до сих пор эта группа была самой сложной и амбициозной из работ Караваджо, поскольку ему было трудно чётко представить четыре фигуры, что придавало ей неуклюжий эффект. В настоящее время картина находится в плачевном состоянии, хотя её оригинальность сохранилась.

В продолжение темы, читайте также о том, какую загадку скрывает «Немая» Рафаэля Санти и почему эту картину сравнивают с легендарной «Джокондой» да Винчи.

По материалам сайта artisticjunkie.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Первую картину Караваджо из его выставки в ГМИИ привезли в Москву

Живописную картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик с корзиной фруктов» конца 16 века выставили в посольстве Италии в Москве, предваряя самую крупную в мире выставку художника за пределами Италии, которая откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина 26 ноября.

«Мальчик с корзиной фруктов» — практически первое известное нам произведение Караваджо, и ученые склонны считать, что с этой картины он начинается как художник — здесь он впервые применяет прием введения энергичной, активной светотени, который позже станет одним из главных в его творчестве», — рассказала журналистам в среду директор ГМИИ Ирина Антонова.

Читайте также  Самые красивые куклы в мире, как называются их серии

Антонова отметила, что организовать выставку Караваджо почти невозможно. В состав экспозиции вошли 11 произведений художника — в мировом масштабе это крайне представительная выставка, поскольку картин мастера до наших дней дошло не так уж много, все распылены по различным, преимущественно итальянским, собраниям. Музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо, а ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова на показе картины Микеланджело да Караваджо
«Юноша с корзиной фруктов» в посольстве Италии.
Карабинеры у картины на показе работы Микеланджело да Караваджо
«Юноша с корзиной фруктов» в посольстве Италии.

«Несомненно, «Мальчик с корзиной фруктов» — одна из лучших картин на выставке. В этом по существу юношеском произведении можно прочувствовать основные приметы его творчества: повышенное эмоциональное напряжении модели, пластическую энергию живописи и демократизм персонажа», — отметила директор ГМИИ. По ее словам, у ученых есть множество версий относительно того, что в аллегорической форме изобразил художник: некоторые полагают, что это — иносказательное изображение осени, другие — одного из чувств — вкуса, или же вовсе всеобъемлющей любви. Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо.

Микеланджело да Караваджо
«Положение во гроб»
1602-1604 гг.
Ватикан, Пинакотека

По словам Антоновой, Караваджо представил миру новый тип художника богемы, независимого от обстоятельств. «Его богемный образ жизни дошел до нас по свидетельствам полицейской хроники — это был один из видов личной свободы и ее демонстрация», — рассказала директор ГМИИ.

Полный состав экспозиции пока не раскрывается, однако уже известно, что в ГМИИ также можно будет увидеть алтарное полотно «Положение во гроб». Его показ станет подлинным событием: оно считается наиболее впечатляющим творением Караваджо, которое к тому же крайне редко покидает стены Ватиканского дворца.

Из римской церкви Санта Мария дель Пополо выдали одно из двух написанных для нее масштабных алтарных полотен — «Обращение Савла».

Микеланджело да Караваджо
«Обращение Савла» 1601 г.
Рим, Церковь Санта Мария дель Пополо

Эксперты отмечают необычную для трактовки сюжета композицию: лошадь, с которой упал пораженный божественным явлением Савл, занимает значительную часть холста, в то время как на картинах предшественников и современников Караваджо обычно доминировали библейские герои. Круговая композиция обращения Савла в апостола Павла визуализирует превращение животного в человеческое.

Одно из наиболее известных полотен Караваджо — «Ужин в Эммаусе» — принадлежит Лондонской национальной галерее, в Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально.

Микеланджело да Караваджо
«Ужин в Эммаусе» 1603 г.
Национальная галерея, Лондон

Зато талант Караваджо к изменению канонов особенно четко на выставке можно проследить по двум картинам, изображающим Иоанна Крестителя. На одной из них, из Капитолийского музея, написан молодой улыбающийся обнаженный юноша, образ Крестителя угадывается лишь по барану — символу священной жертвы и виноградным листьям, сок ягод которого символизирует Христову кровь. На другой, доставленной из римской галереи Корсини, Иоанн Креститель более сдержан и строг, хотя выглядит не как старик или даже взрослый.

Микеланджело да Караваджо
«Иоанн Креститель с овном
» 1595—1596 гг.
Рим, Палаццо деи Консерватори

На вкус современников, работы Караваджо выглядели вызывающе и экстравагантно, а кое-кто — например, классицист Никола Пуссен, обвинял его в попытке разрушить живопись. Эта экспозиция, подготовленная по случаю Года Италии в России, станет его мощным завершающим аккордом и позволит каждому понять, насколько реформаторское влияние оказал художник на развитие истории изобразительного искусства.

Выставка для широкой публики будет открыта в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина с 26 ноября до 19 февраля 2012 года.

13 картин Караваджо, которые стоит увидеть

Микеланджело Меризи Караваджо – один из самых известных художников мира и гений на все времена. Он родился 29 сентября 1571 года в Милане, где начал обучение и сформировался как творец, его талант раскрылся в Риме, откуда был вынужден бежать в 1608 году по причине убийства, в котором его обвиняли. Он побывал в Неаполе, Мальте и на Сицилии. Жизнь Караваджо отличалась хаотичностью и беспокойством, а живопись отражала реальность. Он мастерски использовал свет, эмоциональное состояние и совершенство композиции.

Представляет вашему вниманию 13 знаменитых картин Караваджо, которые можно увидеть в европейских музеях.

1. «Лютнист» (1595-1596) / Санкт-Петербург

Картина «Лютнист» хранится в музее «Эрмитаж» (Санкт-Петербург), это единственная работа Караваджа, которую можно увидеть в России. Она происходит из коллекции Джустиниани, «Эрмитаж» приобрел ее в 1808 году. Полотно было создано в молодые годы. На переднем плане изображен стол, на котором находятся ваза с цветами, фрукты, скрипка и партитуры. Музыкант с полуоткрытым ртом готов начать песню. Существует предположение, что на картине изображен любовник Караваджо – Марио Миннити.

2. «Амур-победитель» (1602-1603) / Берлин

Картина находится в Берлинской картинной галерее. Она является самой знаменитой аллегорией Караваджо. Моделью для Амура выступил Чекко Бонери, который возможно был любовником художника. Темой картины стала Любовь, которая побеждает земную жизнь. На земле лежат скипетр и корона, символизирующие королевский сан; войну отражают оружие и броня; книга, ноты и музыкальные инструменты олицетворяют литературу и музыку. Амур триумфально возвышается над вселенной.

3. «Ужин в Эммаусе» (1601-1602) / Лондон

«Ужин в Эммаусе» находится в Национальной галерее Лондона. На картине изображена сцена из Евангелия от Луки: два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, приглашают незнакомца на ужин. На полотне запечатлен тот момент, когда воскресший Иисус благословляет хлеб и вино, и путники узнают его.
С правой стороны изображен Клеопа, который раскинул руки, символизируя распятие. Оба ученика одеты в простые одежды, которые носили крестьяне в начале XVII веке.
Свет, нападающий сверху и слева, создает игру теней на столе и лицах.

4. «Смерть Марии» (1604) / Париж

Чтобы увидеть полотно «Смерть Марии» надо посетить Лувр. Картина была написана в зрелый период творческой активности Караваджо. Мария лежит без признаков жизни, в ней нет ничего сверхъестественного и божественного, она выглядит как простая женщина. Считается, что художник писал Марию с мертвой проститутки, которые вытащили из Тибра.

5. «Корзина с фруктами» (1594-1598) / Милан

Работа «Корзина с фруктами» хранится в пинакотеке Амброзиана в Милане. На небольшой по размерам картине изображен натюрморт с фруктами не первой свежести, некоторые из них имеют червивые бока и тронутые гнилью пятна.

6. «Бахус» (1596-1597) / Флоренция

Картина «Бахус» является одной из самых известных и узнаваемых работ Караваджо, она находится в галерее Уффици. Полотно было написано по заказу кардинала Франческо дель Монте в качестве подарка тосканскому герцогу Фердинанду I Медичи по случаю свадьбы его сына Козима II. Сначала картина украшала виллу Артимино, а позже стала часть герцогской коллекции галереи Уффици. Долгое время она пребывала в запасниках, и была обнаружена после объединения Италии в 1913 году. На картине изображен бог вина Бахус, который протягивает кубок. Он завернут в белую простыню наподобие туники. Любопытная деталь: в блике на графине отражает автопортрет Караваджо.

7. «Медуза» (1598) / Флоренция

Еще одна великолепная и известная работа Караваджо — «Медуза», хранится в галерее Уффици. Она так же, как и «Бахус», была заказана кардиналом Франческо дель Монте для подарка Фердинанду I Медичи. На картине изображена отрубленная голова медузы Горгоны, с чудовищными волосами-змеями, которая согласно мифологии превращала в камни людей, смотревших на нее. Персей, убивший Горгону, использовал отражение в щите, таким образом, избежал смертельного воздействия магии.
Караваджо натянул холст на щит, обыгрывая миф. Выбор темы также не случаен: голова медузы Горгоны символизирует благоразумие и знание.

Читайте также  Полдень в саду тюильри, адольф фон менцель

8. «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) / Рим

Картина «Юноша с корзиной фруктов» находится в галерее Боргезе. В образе томного молодого человека, скорее всего, предстаёт Марио Миннити, но точных сведений на этот счет нет. Юноша одет в простую белую рубашку, которая небрежно съехала с одного плеча. Он чувственно смотрит поверх корзины с фруктами.

9. «Давид с головой Голиафа» (1609-1610) / Рим

В галерее Боргезе также можно увидеть картину «Давид с головой Голиафа», которая является последней работой Караваджо. В то время художник жил в Неаполе.
Биографы считают, что Голиаф является автопортретом Караваджо, состарившегося и усталого, его взгляд отяжелел, а лоб изрезали морщины. Существует версия, что картина – двойной автопортрет, где Давид – молодой Караваджо, не испорченный пороками, убивает Голиафа, который олицетворяет старого художника.

10. «На пути в Египет» (1597) / Рим

Картина «На пути в Египет» хранится в галерее Дория Памфилий. Все персонажи были написаны с натуры. Например, для Мадонны позировала проститутка Анна Бьянкини. Пейзаж напоминает природу Лацио и наполнен символами.

11. «Юдифь, казнящая Олоферна» (1600-1602) / Рим

Картина «Юдифь, казнящая Олоферна» находится в Национальной галерее античного искусства в Риме. Это одна из самых важных работ Караваджо. Предполагают, что для Юдифь позировала куртизанка Филлиде Меландрони, которая была подругой художника.
Остекленевший взгляд Юдифь говорит о том, что для Олоферна уже всё закончилось, но напряженные руки показывают обратное. Кажется, что Юдифь преодолевает себя, она удалилась от жертвы на приличное расстояние, ее лицо выражает ужас и отвращение. Рядом с ней находится старая рабыня, которая подчеркивает на контрасте молодость и красоту Юдифь.

12. «Семь дел милосердия» (1606-1607) / Неаполь

Огромное полотно «Семь дел милосердия» находится в церкви Пио Монте-делла-Мизерикордия в Неаполе. После того, как Караваджо смертельно ранил на дуэле Рануччио Томмазони в 1606 году, он бежал из Рима, Неаполь стал его остановкой.
На картине изображены семь эпизодов, показывающих телесные милосердные деяния: накормить голодного и напоить жаждущего, одеть обнаженного, приютить бездомного, ухаживать за немощным, навещать заключенного, хоронить умершего.

13. «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) / Ла Валлетта

Чтобы увидеть картину «Обезглавливание Иоанна Крестителя», надо отправиться на Мальту. Она хранится в соборе Святого Иоанна в Ла Валлетте.
Сцена варварского убийства Иоанна помещена в левый угол полотна, оставив много свободного пространства, палач нанес последний удар, юноша принес поднос, в который положат голову Иоанна, старуха в ужасе схватилась за голову.
Любопытная деталь: Караваджо подписал картину, использовав «кровь» Иоанна Крестителя.

Караваджо в Галерее Боргезе

1. Юноша с корзиной фруктов, 1593

Написано в Мастерской Чезари Д’Арпино с натуры. Модель — Марио Минитти (первое его изображение).

«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое.
В отличие от работавших в Италии фламандцев, которые прославились своими натюрмортами, Караваджо отказался от богемского хрусталя, ваз из муранского стекла, перламутровых раковин и прочих атрибутов роскоши, избрав самые обыденные предметы, сопровождающие человека в его повседневной жизни.

Эту картину можно рассматривать как вызов, смело брошенный молодым художником официальному искусству, идеологи которого исключали всякую возможность изображения жизни городских низов в их грубой неприглядности, что, по их мнению, недостойно внимания любого уважающего себя мастера, призванного создавать произведения, пробуждающие добрые чувства и ласкающие взор красотой. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Он ещё не раз изобразит своего друга, красавца Марио, пытаясь разгадать тайну его внутреннего мира. В непроницаемом взгляде юноши угадывается удивительное душевное спокойствие, которого сам Караваджо был лишён, а потому предпринимал тщетные попытки проникнуть в этот неведомый ему мир.

2. Больной Вакх, 1594
Уже на первой после выздоровления значительной работе Караваджо видно, как из мрака вырастает одинокая фигура. Небольшая картина, написанная с натуры, получила название «Больной Вакх».
Большинство искусствоведов считают её автопортретом художника. Здесь Караваджо впервые использовал зеркало, чтобы точнее передать натуру в своём одержимом преклонении перед правдой жизни.

«Больной Вакх», как и «Юноша с корзиной фруктов» — это тот же сплав портрета и натюрморта, но с совершенно иным мировосприятием. Если там пленяют полнота и радость жизни, то здесь перед зрителем предстает подавленность духа человека, оказавшегося в ловушке теней и полутеней. Новым является придание контрастности светотени, чем достигается большая объемность изображения. Все формы как самой фигуры, так и предметов предельно упрощены в стремлении выявить в них наиболее существенное.

Воображаемый Вакх показан больным, из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен.
Сидя вполоборота, Вакх облокотился на ручку стула, держа обеими руками гроздь винограда со столь тщательно выписанными ягодами, несколько подпорченными плесенью, что их легко можно пересчитать — ровно двадцать три.

На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного, и два недозрелых персика. Один их вид вызывает во рту оскомину. На всех изображённых на картине дарах земли, как и на самом Вакхе, лежит печать хвори, источаемой изнутри червём. Каменная столешница, отполированная временем, перед съёжившимся от озноба Вакхом скорее напоминает стол для покойников в холодной мертвецкой, да и от самой картины исходит сумрачный таинственный свет, создавая безрадостную атмосферу.
Ничего подобного в живописи до тех пор не было. Гениальность картины в простоте её исполнения, а это самое трудное в искусстве.

3. Натюрморт с цветами и фруктами, 1601

4. Пишущий Св. Иероним, 1605-1606

Традиционно Иероним изображался учёным мужем, воплощающим собой не только аскезу, но и богатую культуру гуманизма. У Караваджо он выглядит старым отшельником, чьё иссушенное годами и частым говением нагое тело слегка прикрыто пурпурной кардинальской мантией, поскольку картина предназначалась для Шипионе Боргезе, недавно возведённого в сан, которого он так долго домогался. Протянув руку с пером к чернильнице, заставленной книгами, старец задумался над раскрытым фолиантом о бренности всего земного, напоминанием чему служит череп.

В картине как бы словами Екклесиаста сказано, что все наши деяния есть суета сует и что бессмертен только дух.

5. Мадонна со змеей, 1606

Это последняя написанная в Риме работа. Модель — Лена с ребенком.

Луч света слева скользит по трём фигурам, выхваченным из тьмы заднего плана. Кроме лёгких нимбов над головами Девы Марии и её матери Анны картина лишена признаков святости и представляет собой чуть ли не жанровую сцену. Ребёнок хочет вырваться из рук матери при виде ползущей по полу змеи, этого символа первородного греха. Обеспокоенная за сына Дева Мария старается остановить ползущую тварь, наступив ей босой ногой на горло и заставив злобно шипеть и извиваться. По поводу этого факта между теологами в 1569 году разгорелась целая дискуссия, пока папа Пий V не установил, что ползущего гада должны убивать оба — мать и сын. Вот почему на картине Караваджо ребёнок, словно забавы ради, прижимает ножку к ноге матери.

В отличие от Анны, словно вышедшей из греческой трагедии, Мария преисполнена материнской любви. В её лёгкой фигуре отразились сама женственность и несказанное изящество. Словно предчувствуя, что это последняя его работа с Леной, Караваджо вложил в неё ту любовь, что ощущается и в изгибе шеи, и в наклоне милой головки. Выразительна фигурка подросшего ребёнка Христа, на лице которого смешаны чувства любопытства и испуга перед извивающимся на полу шипящим гадом.

Известно, что 14 апреля 1606 года картина была установлена в приделе Михаила Архангела собора Святого Петра, куда тут же устремились друзья автора и ценители искусства. Караваджо лично руководил установкой полотна над алтарём. Он был несказанно горд, видя, как хорошо его картины вписываются в интерьер величественного храма, где чуть подальше стоит божественная «Пьета» Микеланджело. Можно ли этому поверить? И Караваджо по нескольку раз подходил к картине и отходил от неё, чтобы лишний раз удостовериться, как она смотрится издали по соседству с беломраморным совершенством гениального ваятеля. Это были незабываемые минуты счастья, выпавшие на его долю. Но уже 16 апреля картину осмотрела кучка кардиналов из объединения папских конюших и вынесли свой вердикт: non expedit — «не пройдёт». Не подумав даже оповестить об этом автора, кардиналы распорядились вынести алтарный образ Мадонны Палафреньери из собора.

Читайте также  Геракл и деянира, адриан ван дер верфф, 1699

Особенно возмутило кардиналов, что художник осмелился в образе Девы Марии, как им кто-то доложил, изобразить свою любовницу, а фигурка ребёнка Христа и вовсе ввела их в смущение «плебейским изображением плоти» с явными признаками эротики. Святая Анна была сочтена беззубой мегерой. Решено было немедленно избавиться от богохульной картины, с которой греха не оберёшься, попади она на глаза инквизиции. К счастью, ею живо заинтересовался всеядный кардинал Боргезе.

6. Давид с головой Голиафа, 1606

Бегство из Рима.
Для юного Давида позировал Чекко.
На картине изображён только что совершённый юношей подвиг. На тёмном фоне луч света слева обрисовывает вполоборота стоящую фигуру с полуобнажённым торсом и левую руку героя. Крепко сжав выпяченный вперёд кулак, он держит за волосы отрубленную голову поверженного Голиафа. Но в отличие от прежнего Давида, написанного десятью годами ранее, нынешний повзрослевший герой не источает радость победы при виде поверженного врага — его глаза полны грусти.

7. Св. Иоанн Креститель, 1610

Не в силах сразу отойти от темы Крестителя — он продолжал считать себя кавалером братства иоаннитов, чем вызывал законный гнев в стане мальтийских рыцарей, считавших такое поведение дерзким вызовом, равно как и его побег с острова, — Караваджо пишет ещё две картины, посвящённые юному Иоанну.
Это дань молодости, когда художника привлекали вступающие в жизнь юнцы, которых на пути ждут суровые испытания. Позировал ему кто-то из дворцовой челяди.
Но как же отличается этот подросток с задумчивым выражением лица от озорного Чекко на первой картине, написанной десять лет назад! Теперешний «Иоанн Креститель» сидит с посохом в руке на камне, прикрытом красной накидкой, которая присутствует на всех шести картинах с юным Предтечей как символ его будущей кровавой казни.

Юноши и амуры Караваджо

08.12.2011 | Александр Шаталов | № 41 (226) от 5 декабря 2011 года

У картины «Мученичество святой Урсулы»,
1610 г.

Юноши и амуры. Выставка из 11 шедевров Караваджо открылась в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Художник прославился своими контрастными световыми решениями, парадоксальными ракурсами, простонародным и чувственным изображением святых. The New Times изучал сюжеты знаменитого итальянца

Это самая большая выставка Караваджо, которая когда-либо проходила вне Италии. Даже на короткий срок такие картины из своих экспозиций музейщики отдают очень неохотно. Так что можно представить, с каким трудом эта выставка собиралась. А представлены на ней работы уникальные — чувственный «Юноша с корзиной фруктов» из римской Галереи Боргезе, драматическое «Положение во гроб» из Пинакотеки Ватикана, почти богохульское «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария дель Пополо, молодой «Иоанн Креститель» из Капитолийских музеев Рима и т.д.

Святые простолюдины

Микеланджело Меризи да Караваджо (Караваджо — городок в Италии, откуда родом художник) прожил всего 39 лет. В самом начале своей карьеры он очень нуждался, а потому современники вспоминали его как «человека неотесанного, с грубыми манерами, облаченного в рубища и обитающего где придется», который вместе с тем выглядел вполне счастливым, когда рисовал уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и бродяг. О Караваджо пишут как о хулигане, готовом все время задираться, вступать в споры и драки, постоянно напивающемся и невоздержанном человеке. Возможно, так и было. Любящий простонародную жизнь, он сумел привнести ее запахи, вкус, детали в свои знаменитые полотна на религиозную тему, которые одновременно и восхищали, и смущали современников. «Он сделал нечто совершенно экстраординарное — снял святых со стены и сделал их обычными людьми», — пишет современный исследователь его творчества. Святые Караваджо похожи на простых людей, какими, собственно говоря, они и были. В картине «Обращение Савла» главное место занимает огромный круп лошади, под которую пал герой, пораженный светом святости, чтобы потом воспрять с земли уже в облике апостола Павла. Церковь не приняла написанного Караваджо апостола Матфея, которого художник изобразил пожилым крестьянином с босыми грязными ногами. Другой святой, Иоанн Креститель, в раннем полотне Караваджо (1602) — это обнаженный юноша, в котором трудно узнать будущего пророка. Знаменитый «Спящий амур» похож на уставшего пузатого мальчугана, а вовсе не на вестника любви. В «Отдыхе на пути в Египет» ангел удивляет нас бытовыми крыльями за спиной, имеющими грязно-серый оттенок. А какими должны быть крылья у ангела? Может быть, именно такими, как у обыкновенного голубя с римских улиц… Для Девы Марии в этой же картине позировала художнику его любимая проститутка Аннучче…

В поздние годы Караваджо рисовал почти исключительно на религиозные темы, сохранив в полотнах ту же эмоциональность, что и ранее. Его знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей», в котором впервые в живописи была зафиксирована мгновенная сценка — крик, искаженное лицо, — позднее откликнулся «Головой Медузы», искаженной болью. Познакомившись в тюрьме с Джордано Бруно и проведя с ним 3 дня в философских дискуссиях, Караваджо выразил свои эмоции от гибели ученого в полотне «Мученичество апостола Матфея». Легко провести параллель между сожженным в Риме на площади Цветов Джордано Бруно и этим полотном, в центре которого огромная фигура накачанного дебелого убийцы…

Любящий простонародную жизнь, Караваджо сумел привнести ее запахи, вкус, детали в свои знаменитые полотна на религиозную тему

«Юноша с корзиной фруктов», 1593–1594 гг.

Андрогины

В России есть только один Караваджо — «Юноша с лютней» в Эрмитаже. Фигура юноши настолько женственна, что долгие годы картину называли «Лютнисткой». На нотах написано Gallus — имя миланского музыканта, друга художника. Некоторые полагали, что это его портрет. Однако сейчас исследователи называют другое имя модели — Марио Миннити, 16-летний художник, который жил с Караваджо и позировал ему для ряда работ. На выставке представлена картина «Юноша с корзиной фруктов», которую раньше тоже не случайно называли «Продавщица фруктов». Двусмысленно соскользнувшая с плеча андрогинного юноши рубашка, приоткрытый рот и корзина фруктов, символизирующая «сексуальную ненасытность», — это как раз те формы чувственности, которые мог позволить себе художник. Караваджо передает в полотнах эмоции, восхищение, страсть, ненависть, прикрывая свою развращенность прозрачными религиозными сюжетами. Это привлекало и современников, и покупателей — нравы эпохи Возрождения были соответствующими. Свои портреты художник делает тоже довольно неожиданными — в картине «Давид с головой Голиафа» (1605–1606) его отрубленную голову держит за волосы молодой возлюбленный, а в полотне «Соломея с головой Иоанна Крестителя» (1607–1610), написанном Караваджо с целью разжалобить своего покровителя, его отрубленную голову держит уже взрослый мужчина…

Скрывающийся от преследования наемных убийц, которые однажды даже нанесли ему несколько ударов кинжалом в лицо, Караваджо постоянно переезжал из одного места в другое. Он умер в небольшом рыбацком городке Порто д’Эрколе, как выяснили совсем недавно ученые, вследствие солнечного удара. В тот момент он болел сифилисом, и его организм был крайне ослаблен. Останки художника обнаружили в 1956 году в безымянной групповой могиле на 200 человек на старом тосканском кладбище. Спрашивается, чего еще можно было ожидать от художника с такими привычками…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: