Юдифь обезглавливающая олоферна, артемизия джентилески, 1620 - JEKATERINBURG.RU

Юдифь обезглавливающая олоферна, артемизия джентилески, 1620

Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Описание картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»

Одна из самых впечатляющих картин эпохи барокко – «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» Артемизии Джентилески – по силе воздействия и натуралистичности исполнения превосходит даже одноимённую картину Микеланджело Меризи да Караваджо. Вероятно, дело не только в том, что Артемизия была чрезвычайно талантлива как живописец, но и в том, что в основу картины положен выстраданный, глубоко личный опыт.

Первая версия* картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» была написана Артемизией в течение тех семи месяцев, которые длился скандальный судебный процесс между семейством Джентилески и флорентийским художником Агостино Тасси. Последнего обвиняли в изнасиловании. Жертвой изнасилования была его ученица и любимая дочь его компаньона Орацио Джентилески, 17-летняя Артемизия. История их взаимоотношений неоднозначна и до сих пор не до конца ясна. В последние несколько десятилетий интерес к ней только растёт. Об Артемизии написано несколько романов, а об их отношениях с Тасси в 1997 году снят художественный фильм «Артемизия», где главную героиню играет итальянская актриса Валентина Черви. Кино романтизирует историю Артемизии и Тасси, трактует её как любовь, случившуюся при неблагоприятных обстоятельствах. Да и документы говорят о признаниях Артемизии в суде: она очень надеялась, что Тасси женится на ней.

Но факт, не зависящий от того, испытывала ли Артемизия любовь и влечение к своему насильнику, состоит в том, что она была жестоко обманута. Тасси скрыл от неё, что женат, а также то, что женился после обвинений в изнасиловании, и Артемизия пошла на многие жертвы (пытки, публичное гинекологическое освидетельствование), чтобы доказать собственную правоту. Суд выставил её на публичное поругание, заставил страдать. Так что немудрено, что под видом Олоферна она изобразила на картине своего любовника Агостино, а в образе Юдифи – себя самоё.

Всю последующую жизнь Артемизия будет выбирать для картин сюжеты, где женщина вынуждена либо терпеть насилие, либо каким-то образом бороться с ним. Ветхозаветная Сусанна на её картине переносит грязные домогательства вавилонских старейшин. Иаиль, женщина из племени кенеев, вбивает железный кол в тело вражеского военачальника Сисары. Римская героиня Лукреция решает покончить с собой после пережитого насилия. Юдифь и её служанка-соучастница еще не раз за карьеру Джентилески будут держать в руках отрубленную голову Олоферна (1, 2).

Юдифь была иудейкой, которой удалось спасти свой народ от нападения превосходящих сил ассирийцев. План был прост: молодая и пригожая вдова, усыпив бдительности охранников, попала в покои ассирийского полководца Олоферна, а когда тот уснул, обезглавила его.

Артемизия пишет картину, используя технику Караваджо (её принято называть тенебросо или кьяроскуро), которой её обучил отец, работавший вместе с мятежным гением светотени над оформлением римских дворцов. Из условного, бескомпромиссно тёмного фона выступают фигуры трёх действующих лиц – казнимого Олоферна, лежащего на постели, Юдифи и её служанки. Неестественно яркий боковой свет рельефно вылепливает фигуры. Резкие контрасты делают сцену эмоциональной и драматической.

Но есть и серьёзные отличия от Караваджо. Во-первых, в технике: Караваджо, например, весьма условно передаёт потоки крови, брызнувшей из шеи Олоферна, на его картине они напоминают пучок красных шнурков. Артемизия же изображает растёкшуюся по простыне кровь с пугающей реалистичностью. Другое отличие от Караваджо – в эмоциональном строе. У Джентилески Юдифь потрясающе хладнокровна, в то время как у Караваджо она не может справиться со своими эмоциями – брезгливостью и страхом.

Исследователи сходятся на том, что трактовка Артемизии куда более беспощадна: её Юдифь вспарывает Олоферна, точно кролика.

* Артемизия Джентилески многократно повторяла картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», в том числе для Козимо II Медичи и для других богатых флорентийцев. Одна из версий сейчас хранится во Флоренции, в Уффици (и выставлена в одном зале с работами Караваджо). Вероятно, это именно та авторская копия, что была написана для Козимо Медичи.

Юдифь, обезглавливающая Олоферна, Артемизия Джентилески: анализ 3 736 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Текст ещё не готов

Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620 г.). Автор Артемизия Джентилески. Интерпретация библейской живописи в стиле барокко. MAIN AZ INDEX

Юдифь, обезглавливающая Олоферна.Автор Артемизия Джентилески.Считается одной извеличайших картин всех времен.

Содержание Описание • Анализ • Объяснение других картин в стиле барокко

Описание Имя: Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620) (Юдифь, убивающая Олоферна) Художник: Артемизия Джентилески (1597-1651) Материал: Масло на холстеЖанр: Историческая живопись (религиозная) Направление / Стиль: Искусство барокко Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция

Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин (1250-1800).

ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВАДля анализа некоторых излучших картин в стиле барокко такиххудожников, как АртемизияДжентилески, ознакомьтесь снашими образовательными статьями: «Оценка искусства» и «Как ценить картины».

Артемизия Джентилески, одна из самых известных женщин- старых мастеров 17 века, была дочерью Орацио Джентилески (1563-1639) и первой женщиной-художником, избранной членом Академии художеств во Флоренции ( Accademia dell’Arte del Disegno ).. Она восхищалась коллекционерами произведений искусства и коллегами-академиками за ее яркое и иногда жестокое библейское искусство. Она специализировалась на истории «Юдифь и Олоферн». Две наиболее известные версии находятся в музее Каподимонте (1614-20) и Уффици (1620). Как художник она находилась под сильным влиянием Караваджизма и его основателя Караваджо. (1571-1610), который был другом ее отца и который также создал свою версию этой библейской истории – см.: Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1599, Палаццо Барберини, Рим). К сожалению, в молодости Артемизию изнасиловал один из помощников отца – Агостино Тасси (1578–1644). Последний был жестоким и неприятным человеком, который, как сообщается, также изнасиловал свою невестку и убил свою жену. Но потому, что он был одним из самых выдающихся представителей иллюзионистской живописи квадратуры и был помилован великим герцогом Тосканы, отсидев всего 12 месяцев в тюрьме. В результате искусствоведы – и тогда, и сейчас – видят ее картины, на которых Юдифь обезглавливает Олоферна. как автобиографическое заявление о мести. Верно это или нет, но ее репутация выдающегося представителя живописи в стиле барокко сильнее, чем когда-либо.

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» – также известная как «Юдифь, убивающая Олоферна» – основана на истории Ветхого Завета, содержащейся во второканонической книге Юдифь, в которой подробно описывается убийство ассирийского генерала Олоферна израильской Юдифью, традиционным примером добродетели и целомудрия. По сюжету Олоферн собирается разрушить родной город Юдифи Ветилу, но она использует свою красоту, чтобы получить доступ к шатру генерала, и обезглавливает его после того, как напоил его до беспомощности. На картине изображен момент, когда Холфернес выходит из оцепенения, в то время как Юдифь, которой помогает ее служанка Абра, пытается обезглавить его. Это была популярная история, которую часто использовали итальянские художники эпохи барокко. чтобы показать победу женщин над тираническими мужчинами. Джентилески использовала себя в качестве модели для Юдифи, а Тасси – в качестве модели для Олоферна.

Читайте также  Самая стабильная валюта в мире (список надёжных валют)

В отличие от анодного, почти легкого нападения, изображенного в версии Караваджо, Джентилески создает гораздо более жестокую и графическую сцену, драматизируя интенсивные физические усилия, необходимые со стороны Джудит и ее горничной, чтобы убить своего врага, когда он борется за его жизнь. Голова Холфернеса становится жестоким центром насилия, от которой исходят конечности, меч и кровь в жестокой борьбе. Ужасная физическая сущность картины чрезвычайно захватывающая, с ее погруженными руками и захватывающими руками, и пропитанным кровью пропилом лезвия через позвоночник и хрящом шеи. Шедевр кровавого действа! На более спокойной ноте работа также запоминается воспроизведением богатых платьев и постельного белья, а также складок различных тканей и кожи всех трех фигур. Превыше всего, обратите внимание на выдающееся использование Джентилески светотень, которая придает реальный объем рукам и ногам на картине, и ее тенебризм, чтобы сосредоточить внимание на ключевых частях работы.

Легенда о Юдифи и Олоферне

После победы над мидийским царем Арфаксадом, ассирийский царь Навуходоносор, правивший в Ниневии, послал военачальника Олоферна завоевывать страны от Персии на востоке до Сидона и Тира на западе, покарать обитавшие к западу от Ассирии народы за неповиновение; в их число попали и израильтяне.

Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Узнав о приближении ассирийцев, израильтяне принялись возводить укрепления, вызвав гнев Олоферна. Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим.

Кристофано Аллори, Юдифь с головой Олоферна. 1613 г.

Вождь аммонитян Ахиор отговаривал его от карательного похода в Иудею, обещая ему поражение, если израильтяне по-прежнему будут верны единому Богу — пока евреи хранят верность Богу, они непобедимы. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля»; его отвели в горный город Ветилую, где он был освобожден от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами.

Джентилески Артемизия, Юдифь, убивающая Олоферна, 1612

Олоферн по совету идумеев и моавитян осадил город и перекрыл жителям Ветилуи доступ к воде, обрекая их на медленную смерть. Жители горной крепости требуют от старейшин передачи ее ассирийцам, если в течение 5 дней не придет помощь от Бога. Юдифь обвиняет старейшин в том, что они хотят подвергнуть Бога испытанию, и говорит:

Караваджо, Юдифь, убивающая Олоферна, 1598

Тем временем молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась вместе со служанкой (которая несет большой мешок кошерной пищи) в стан ассирийцев. Она молится Богу, просит Его помочь осуществить свой замысел, умывается, умащается благовониями, надевает праздничное платье, украшает себя, «чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее» (Иудифь.10:4).

Артемизия Джентилески, Юдифь и служанка. 1613 г

Остановившим ее воинам в лагере противника Юдифь объявляет себя пророчицей и говорит, что собирается указать их полководцу легкий путь к захвату Ветилуи. Придя в шатер Олоферна, она рассказала ему, что израильтяне будто бы нарушили заповеди Бога, а значит, лишили себя Его защиты и обречены на поражение.

Подчеркивая свое благочестие, она пообещала Олоферну помочь наказать отступников и провести его войско к Иерусалиму. За это Олоферн, восхищенный ее красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. Там она проводит 3 дня, ночью идет со служанкой в долину Ветилуи, купается там в источнике, и чистой возвращается в лагерь.

Джорджо Вазари Юдифь отрубает голову Олоферну

На четвертый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить ее с того самого дня, как увидел ее». Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей ее в мешок со съестными припасами. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам со словами:

Лукас Кранах Старший Юдифь с головой Олоферна 1530 г.

Голову вывешивают на крепостной стене. Юдифь повелела воинам Ветилуи выступить против ассирийского войска; подчиненные Олоферна отправились за своим военачальником, и, найдя его убитым, пришли в ужас. Ассирийцы были обращены в бегство и по частям разбиты войсками израильтян, отступив за Дамаск.

Сандро Боттичелли, Обнаружение тела Олоферна, 1472 г.

Юдифь вернулась в Ветилую, где поселилась в своем имении. Многие желали видеть ее своей женой, но она отказалась вступать во второй брак. Она прожила 105 лет, пользуясь всеобщим уважением. Юдифь погребли в пещере в Ветилуи, где было захоронение ее мужа Манассии.

Питер Пауль Рубенс Юдифь с головой Олоферна 1620-22 г.г.

Франческо Солимена, Юдифь с головой Олоферна 1728-33

Антал Хох, Юдифь и Олоферн 1853

Пауль Пил, Юдифь 1888 г.

Анатолий Воронков, Юдифь 1992 г.

Александра Недзвецкая, Юдифь

Олег Дозорцев, Юдифь

Сергей Куракин, Юдифь 2004 г.

Татьяна Колесник, Юдифь 2005 г.

Александр Гидулянов, Юдифь с головой Олоферна 2007 г.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Юдифь и Олоферн глазами женщин

Продолжаем разговор об иконографии Библейских историй, статья Юдифь и Олоферн в XV веке. Через 20 лет после Караваджо к этой же теме Библейских историй Юдифи и Олоферна возвращается женщина-художник Артемизия Джентилески (Рим 1593 – неаполь 1653). Ей было 27 лет на момент написания полотна . В 1620 году она пишет Юдифь и Олоферн с откровенной жестокостью, как и Караваджо за 20 лет до неё.

Искусствоведы единодушны во мнении, что неоднократное обращение художницы Артемизии к теме Юдифи выражает её желание отомстить мужчинам. Артемизию в юности изнасиловал художник Агостино Тасси, который часто бывал в мастерской её отца и работал вместе с ним. Только через год после изнасилования, отец подал в суд на Тасси (они не поделили деньги за работу), то есть ещё и предательство отца, перенесенное молодой девушкой, повлияло на её негативное отношение к мужчинам. До изнасилования и спустя несколько лет после него сюжет Юдифи и Олоферна уже не изображается художницей с исключительной жестокостью.

Юдифь и Олоферн, около 1620 года, Артемизия Джентилески, Музей Каподимонте, Неаполь

Критик Роберто Лонги в 1916 году писал про картину Артемизии Джентилески следующее: «Кто бы мог подумать, что на белоснежной простыне со складками достойными работы Вермеера, произойдет такая жестокая бойня? Хочется воскликнуть — какая ужасная женщина. Ведь это написала женщина?… Нет садизма, но автор невозмутимо и продуманно располагает капли крови, фонтаном брызгающие из раны! Синьора Скьяттези (фамилия Артемизии по мужу) милосердно выбрала красивый узор на рукоятке меча. Единственное, что волнует Юдифь на самом деле — чтобы кровью не запачкать свое новое платье из желтого шелка . Мы видим красивейшее платье Европы на картинах XVII века после Ван Дайка».

Юдифь и служанка с головой Олоферна, 1618-19 год, Артемизия Джентилески, Галерея Палатина, Флоренция

Р оланд Бартес сравнивает картину Джентилески с работой Караваджо и добавляет детали, которые подчеркивают оригинальность композиции: «Первое гениальное решение — поместить на полотне двух женщин, а не одну, как в библейской истории (там служанка ждет снаружи у двери спальни). Женщины-сообщницы объединили усилия, чтобы справиться с огромной массой мускулов. Очень похоже на разделку свиной туши или операции у ветеринара. Вторая гениальная находка — как показано социальное различие. Хозяйка отстранилась от тела с отвращением, служанка из простого народа привыкла к забою туш, она бесстрастна, как будто делает привычное работу».

Юдифь и Олоферн, около 1620 года, Артемизия Джентилески, Галерея Уффици, Флоренция

Читайте также  Цветы в стеклянной вазе и фрукты, ян давидс де хем

Юдифь отрубает голову Олоферну, 1598-99гг, Караваджо

Конечно, Артемизия Джентилески писала под влиянием картины Караваджо (Читайте статью Караваджо на чердаке о второй картине с таким же сюжетом), но она вносит и новизну. У Артемизии нет уже символа библейской истории — Юдифь Добродетель спасает народ, у Артемизии — энергичная женщина убивает мужчину, применяя всю силу. Служанка у Караваджо — контраст с красотой хозяйки, у Джентилески — помощница и сообщница, её Олоферн пытается оттолкнуть, ухватив рукой за одежду.

Олоферн у обоих художников — истекает кровью, умирая, тщетно пытается сопротивляться. А Юдифь — разная, у Караваджо символ победительницы над злом, которая даже не прикладывает особого усилия для убийства, ей помогает Бог, у Джентилески — соучастница убийства.

Юдифь со служанкой, 1625-27гг, Артемизия Джентилески, Музей Детройта

Самая ранняя работа Джентилески на сюжет Юдифи могла быть написана в 1611 году в 18-летнем возрасте.

Юдифь с головой Олоферна, 1611-14гг, Артемизия Джентилески, Коллекция Лемме, Рим

Еще одна женщина-художник Феде Галиция обращалась несколько раз к изображению Юдифи.

Феде Галиция (Милан, 1578 – 1630), Юдифь с головой Олоферна, 1596 год, масло на холсте, Ринглинг Музеум, Сарасота, Флорида, США

Юдифь с головой Олоферна, Феде Галиция, частная коллекция, Италия

Кроме картины Юдифь с головой Олоферна в Музее Флориды, есть ещё два полотна с тем же сюжетом этой же художницы – в частной коллекции и в Галерее Боргезе в Риме. Предполагают, что в образе Юдифи Галиция Феде писала свой автопортрет.

Лавиния Фонтана (Болонья 1552 — Рим 1614) редкая женщина-художник того времени, получившая признание при жизни, также обращалась к сюжету Юдифи и Олоферна.

Юдифь со служанкой, Лавиния Фонтана

Джулия Лама (Венеция 1681 – Венеция 1747) – непрофессиональная художница, которая была вышивальщицей и творчество которой стало известным спустя двести лет после смерти.

Юдифь и Олоферн, 1730 год, Джулия Лама, Академия Венеции

Деталь Голова Олоферна, Артемизия Джентилески, Палаццо Питти, Флоренция

Жизнь и разные судьбы женщин-художников стали привлекать внимание критиков и искусствоведов сравнительно недавно. Готовятся статьи о женщинах, ставших художниками. Продолжение статей об Иконографии Юдифь и Олоферн читайте в статье 16 век – Юдифь и Олоферн

Артемизия Джентилески (1593 — 1656)

Автопортрет в образе мученицы, 1516

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ЖИВОПИСИ

Ирина Опимах

Испокон веков считалось, что только мужчина может держать в руках кисть, только ему дано творить живописные полотна, создавать шедевры. Артемизия Джентилески, современница и последовательница Караваджо, первая в истории человечества поколебала это устоявшееся мнение и первая стала зарабатывать себе на жизнь с помощью кисти и красок. Ее судьба — череда ярких событий, тут и любовь, и страсть, и творчество, недаром о ней пишут не только искусствоведы — об этой удивительной женщине сочиняют романы, ставят спектакли и снимают фильмы.

Автопортрет в виде Аллегории Живописи, около 1635-37

Когда Артемизии исполнилось 12 лет, умерла ее мать. Девочка осталась полностью на попечении отца. Она рано проявила разнообразные способности, и отец старался дать ей хорошее образование: читал книги, рассказывал о том, что знал сам, а главное, стал брать ее в свою мастерскую. «А вот теперь добавь в краску масло, а тут надо хорошенько растолочь. Ну, а теперь бери в руки кисть…» Девочка как губка впитывала все, чему ее учил отец. Орацио не рассчитывал, что его дочь захочет стать самостоятельной художницей, скорее всего, он полагал, что она так и останется лишь его помощницей, подмастерьем, но Артемизия, взрослея, превращалась не только в очень хорошенькую барышню, но и в настоящего живописца!

Сусанна и старцы, 1610

Но Тасси не оставлял ее в покое. «Я женюсь на тебе, только вот разберусь со своими делами. Но и сейчас ты моя, а потому делай то, что я тебе говорю», — говорил он ей.

Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1612–1613

Ее уже хорошо знали во Флоренции. В этом чудесном городе она написала замечательные полотна: «Святая Катерина», божественной красоты «Ангел» и «Минерва», «Кающаяся Магдалина», «Джаиль и Сисара». Козимо Медичи ее буквально обожал, ведь она рисовала не хуже самого Караваджо! Любила художницу и дочь герцога Кристина. У сеньоры Артемизии были прекрасные отношения с племянником великого Микеланджело, Буонаротти-младшим, и он заказал художнице серию картин для Дома Буонаротти. К Артемизии с уважением относился даже сам Галилей (они общались и часто переписывались, сохранилось 28 ее писем к ученому). Кстати, именно Галилей уговорил герцога Медичи заказать художнице новый вариант картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».

В 1619 году умер Козимо Медичи. Артемизия осталась без друга и покровителя. Кроме того, смерть пришла и в ее дом — умерли двое из ее детей. Во Флоренции ей становилось все тоскливее, можно сказать, даже невыносимо, и она решила уехать из города. Сначала в Геную — где она написала «Лукрецию» и «Клеопатру». Но, видно, в Генуе ей показалось неуютно, и она перебралась в Венецию, а оттуда вернулась в родной Рим.

Лукреция, между 1620 и 1621

Однако очень часто большие, действительно важные заказы уходили художникам-мужчинам. В церкви ее не приглашали, алтари доверяли только мужчинам. А на ее долю оставались только натюрморты да портреты.

Аллегория склонности (природного таланта) к искусству, 1615-1616

А между тем конкуренция среди неаполитанских художников была невероятно остра, и в дело порой шли самые низкие методы — тут и порча красок, и поножовщина, и отравления. Артемизия попросила у городских властей разрешить ей иметь в своем доме оружие. «Я должна суметь защитить себя и своих дочерей!» — убеждала она.

Купание Вирсавии, около 1640-1645

В начале 1638 года Артемизия получила письмо от своего отца Орацио, служившего придворным художником короля Англии Карла I. Итальянский художник покорил английскую знать утонченным аристократизмом своего искусства. Но ему уже исполнилось 74 года.
«Я стар, а мне нужно закончить росписи потолка большого вестибюля в королевской резиденции в Гринвиче. Это «Аллегория Мира и Искусства», и я задумал написать огромное количество муз. Только ты способна мне помочь воплотить в жизнь мой замысел», — писал старый художник. И Артемизия, не раздумывая, бросила все и отправилась к отцу в Лондон. Долго работать вместе не пришлось — через год отец внезапно скончался.

Артемизия прожила в Англии после этого еще почти два года — ей надо было завершить работу в Гринвиче. Под всеми написанными в это время картинами она ставила подпись: «Орацио и Артемизия Джентилески». Тем временем в Англии началась гражданская война. Пуритане с безумным восторгом разрушали пропитанные католическим духом произведения искусства. Все это испугало Артемизию и заставило ее поторопиться с возвращением в Неаполь. А там нужно было зарабатывать деньги, чтобы выдать замуж вторую дочь. И она начала работать над полотнами «Есфирь перед Артаксерксом», «Самсон и Далила», «Сусанна», сделала несколько вариантов «Купающейся Вирсавии».

Читайте также  2 лучших примера ведения бизнеса при изменении экономической ситуации

Самсон и Далила, около 1630-1638

Об Артемизии Джентилески вспомнили лишь в ХХ столетии, когда итальянский искусствовед Роберто Лонги отметил ее роль в распространении караваджизма в Европе, а в 1970 году международная феминистская организация назвала Артемизию первой феминисткой в истории человечества.

Поклонение волхвов, около 1636-1637

Сегодня полотна первой леди живописи украшают лучшие музеи мира, ими гордятся самые известные частные галереи, их за очень большие деньги продают на аукционах. Она снова знаменита, эта женщина, сумевшая защитить свою честь и стать в искусстве вровень с мужчинами тогда, когда это было практически невозможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: