Юдифь и голова олоферна, густав климт - описание - JEKATERINBURG.RU

Юдифь и голова олоферна, густав климт — описание

Юдифь и Олоферн (картина Климта)

Из Википедии — свободной энциклопедии

«Юдифь и Олоферн» (нем. Judith und Holofernes , также «Юдифь I» (нем. Judith I )) — картина австрийского художника Густава Климта на известный библейский сюжет. Относится к «золотому периоду» творчества художника, хотя была написана ещё до его судьбоносной поездки 1903 года в Равенну, где Климта покорили золотые ранневизантийские мозаики в церкви Сан-Витале.

Картина была написана в 1901 году, один из эскизов к картине датирован ещё 1899 годом [1] . Моделью для библейской Юдифи выступила хорошая знакомая художника Адель Блох-Бауэр. О ней в своей книге о Климте писал австрийский литератор Феликс Зальтен, восхищаясь умением художника перенести живой и современный дурманящий его женский образ в магическую тень далёких столетий. Зальтен видел в «Юдифи» стройную и гибкую еврейскую красавицу с горящими чувственным огнём тёмными глазами, жестоким ртом и трепещущими страстью крыльями носа, светскую даму, которая, шурша шёлком своих юбок, появляется на премьерах в вечернем платье с пайетками из ателье на венской Рингштрассе, и притягивает к себе все мужские взгляды. Только Климт сорвал с её тела модные одежды и поставил перед зрителем в украшении вечной наготы [1] . В 1903 году «Юдифь» участвовала в выставке Венского сецессиона и в том же году её приобрёл швейцарский художник и друг Климта Фердинанд Ходлер [2] . Известно также, что до 1920 года картина находилась в собственности врача и владельца частной лечебницы Антона Лёва [3] .

Общепризнанная версия о том, что «Юдифь» была написана с Адели Блох-Бауэр, была поставлена под сомнение в 2019 году. В июне на торгах в аукционном доме «Им Кински» был представлен малоизвестный графический погрудный портрет дамы работы Густава Климта, перешедший в результате «частной реституции» из Фонда Густава Климта наследникам Гертруды Лёв. Дама на рисунке, прежде считавшемся автономным произведением, обнаруживает большое сходство черт лица как с «Юдифью», так и оперной певицей Анной фон Мильденбург. В Вене судачили об этом ещё с первого показа картины в 1901 году. Благодаря роману с Густавом Малером Анна фон Мильденбург якобы получила приглашение в венскую придворную оперу в 1898 году. По слухам, до её брака с писателем Германом Баром у неё случился роман и с женолюбом Климтом. В пользу этой версии говорит и тот факт, что и картина, и рисунок в своё время находились в собственности Лёвов, а Гертруда была страстной почитательницей оперного искусства. Новую версию о том, что «Юдифь» написана с Мильденбург, поддерживает Альфред Вайдингер, климтовед с мировым именем [4] .

Юдифь на картине небольшого по сравнению с женскими портретами того же периода формата занимает почти всё пространство. Её пышные чёрные волосы напоминают шлем, который оказался срезан верхней кромкой картины. Золотые стилизованные деревья и чешуйки — аллюзия на ассирийские рельефы и тем самым на ассирийского полководца Олоферна. Откровенно чувственное выражение лица Юдифи усиливают взгляд из-под полуопущенных век и полуоткрытый рот. Её шею украшает золотое колье с драгоценными камнями, её бёдра по нижнему краю картины — такой же пояс и несколько браслетов в верхней части правой руки. Из одежды на Юдифи только наброшенный на плечи прозрачный платок с золотой набивкой, который прикрывает только одну грудь. Правой рукой Юдифь нежно держит за волосы отрубленную голову Олоферна в правом нижнем углу картины [5] .

Узкую деревянную раму для картины с широкой металлической верхней планкой и надписью «Юдифь и Олоферн» между двух вытравленных боковых орнаментов выполнил младший брат Густава Климта Георг [6] . Такая необходимость возникла потому, что изображённую на картине часто принимали за библейскую Саломею, капризно пожелавшую в награду за танец голову Иоанна Крестителя. Юдифь, напротив, была порядочной вдовой, собственноручно отрубившей голову Олоферну ради спасения иудеев от угнетателей-ассирийцев. Долгое время Юдифь считалась в христианском мире положительной героиней, пока в XIX веке благодаря в особенности одноимённой пьесе Фридриха Геббеля её образ не деградировал до роковой женщины — убийцы мужчин. И именно такую Юдифь изобразил на своей картине Густав Климт: обольстительную, во всеоружии благороднейшего из металлов и готовой на всё.

Юдифь и голова Олоферна — Густав Климт

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

На представленной картине изображена израильтянка Иудифь, держащая в руках отрубленную голову ассирийского военачальника Олоферна, пришедшего с многотысячным войском царя Навуходоносора покорить израильтян. Олоферн осадил город Ветилуе, в котором жила вдовствующая Иудифь, лишил жителей доступа к источнику воды, что послужило поводом для малодушия и волнения в народе, готовом сдаться на милость победителя. Иудифь была уверена в безгрешности израильтян, поклонявшимся Истинному Богу в Иерусалимском храме и уничтожившим всех идолов. Она сменила вретище вдовы на дорогие одежды из тонкого льна, украсила себя бусами и перстнями из драгоценных камней, разукрасила лицо свое, и отправилась вместе со служанкой в лагерь Олоферна с предложением сдать свой грешный народ, который, по ее словам, погряз в мерзости идолопоклонства. Олоферн, прельстившись видом Иудифи и ее умными речами, оставил ее жить в лагере. Через несколько дней на пиру военачальников, на который была приглашена Иудифь, Олоферн выпил слишком много вина и заснул, все присутствующие разошлись и Иудифь воспользовавшись этим, отсекла голову Олоферну его же мечем. Этот момент был поворотным в войне, войско Навуходоносора бежало, иудеи праздновали победу, прославляя подвиг Иудифи. На картине представлен кульминационный момент истории, торжествующая и уверенная Иудифь в тканых золотых одеждах на золотом фоне с головой Олоферна, изображена как символ победы смирения над тщетной гордыней, воздержания над похотью, истинного Богопочитания над идолопоклонством.

История создания.

Картина “Юдифь и голова Олоферна” была написана Климтом в 1901 г. и является одним из ярких произведений “золотого” периода художника для которого были характерны абстрактные золотые фоны, декоративность, скурпулезное отношение к мелким деталям. Климт помимо масляных красок использовал сусальное золото, как для покрытия фона, так и для написания одежд, украшений и декора. Картины этого периода по технике исполнения напоминают Византийское мозаичное искусство, которым Климт вдохновился после своего путешествия по Италии.

Отношение автора к вере.

Отношение автора к вере неизвестно. Густав Климт — широко известный автрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело. Как истый художник, Климт всю жизнь искал и находил вдохновение в женской красоте.

Биография.

Густав Климт родился в 1862 г. в предместье Вены, его родителями были Эрнест и Анна Климт; отец был ювелирных дел мастером и Гюстав, так же, как и его братья, начинал художественное обучение в мастерской у отца. Затем с 1876 г. по 1883 г. Климт обучался архитектурной живописи в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, это был период становления Климта как художника классического стиля, его наставниками были видные представители австрийской академической школы — Ганс Макарт, Карл Граховина, Михаэль Ризер и др. В 1880-х годах Густав вместе с братом и другом Францем Мачем расписывали фресками театры австро-венгерской провинции, украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Гюставу Климту была пожалована императорская награда — “Золотой Крест”, так же он становится почетным членом университетов Вены и Мюнхена. В начале 1890 х г. умирает отец и брат Гюстава, эта семейная трагедия и последовавшая за ней материальная ответственность за многочисленных домочадцев отразилась на жизни и творчестве художника, Климт уходит от академизма и ищет свой индивидуальный стиль; в 1897 г. Климт и еще несколько художников, дизайнеров и архитекторов — Коломан Мозер, Отто Вагнер, Йозеф Хоффман организуют сообщество новаторов современного искусства Венский сецессион, строят здание для проведения выставок и различных мероприятий, издают журнал, где печатаются работы представителей этого движения. Сецессион в переводе с немецкого значит отказ, уход от старого, художники-новаторы Венского сецессиона отвергли академизм и искали новые средства художественного выражения, они создали свой фирменный вариант стиля “модерн” с немецкой лаконичностью, четкостью линий, графической декоративностью, так мало похожего на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Густав Климт в этот период много и плодотворно работал, 90 годы считаются “золотым периодом” в творчесте мастера, в это время были созданы его самые известные полотна: “Поцелуй”, “Портрет Адели Блох-Бауэр”, “Юдифь и голова Олоферна”; для своих картин художник использует сусальное золото, с этим материалом он был знаком еще со времен обучения в ювелирной мастерской отца и владел этой техникой великолепно. Впоследствии Климт перестает использовать золото, считая, что оно оттягивает все внимание на себя, приглушая все остальные цвета картины. Последние пять лет жизни художник ушел от фигуральной живописи и писал только пейзажи. Умер Густав Климт от инсульта 6 февраля 1918 г. в Вене.

Читайте также  Самые лучшие фэнтези фильмы, список интересных и популярных

Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Юдифь и Олоферн — Густав Климт

Юдифь и Олоферн (Юдифь с головой Олоферна) — картина Густава Климта на библейский сюжет, написанная им в 1901 году и в наши дня хранящаяся в Галерее Бельведер (Вена). В отличие от других работ «золотого периода» Юдифь и Олоферн не может похвастаться крупными размерами (84 х 42 см), что отнюдь не делает ее менее ценной.

Все работы «золотого Климта» воспринимаются именно как уникальные драгоценности, и «Юдифь и Олоферн» — не исключение.

Впрочем, обилие золота в этой картине имеет непосредственные отсылки к бибейскому тексту: стилизованные деревья, листья и чешуйки, золотые колье и пояс напоминают ассирийские рельефы, недвусмысленно напоминая о том, что Олферн, по воле Юдифи не только в переносном, но и в самом прямом смысле лишившийся головы, был именно ассирийским полководцем.

В основе картины — история из ветхозаветной книги Иудифи, суть которой сводится к следующему.

Олоферн был одним из любимых полководцев ассирийского царя Навуходоноссора, армия которого вступила в Иудею и осадила город Ветулию.

Надежды горожан на спасение были самыми мизерными — однако внезапный выход из тупиковой ситуации нашла симпатичная и богобоязненная вдова Юдифь, не отличавшаяся робким характером в быту.

Понимая, что вопрос нужно решать срочно и самым кардинальным образом, Юдифь нарядилась в лучшие одежды и прихватив для проформы служанку, Юдифь прямиком отправилась в логово врага. Там, используя традиционные женские приемы хитрости и прочие дамские «штучки», обаятельная вдовушка быстро добилась расположения Олоферна.

Однажды вечером, когда вусмерть пьяный Олоферн, натешившись краткими любовными играми с Юдифью, заснул, она недрогнувшей рукой отпилила бедняге голову, после чего, прихватив служанку, вернулась в город.

Войско вавилонян, лишившись начальника, мигом запаниковало и разбежалось в разные стороны, а Юдифь, совершившая убийство во имя истинного бога, не только заслужила благодарность горожан, но, как выяснилось впоследствии, покрыла себя славой в веках.

Кстати, младший брат Густава Климта Георг выполнил для картины специальную раму с широкой металлической верхней планкой, где Климт начертал имена библейской героини и несчастного Олоферна — и неспроста. Дело в том, что невежественная венская публика частеннько принимала восточную красотку за Саломею, которая отличалась довольно вздорным характером и, как известно, однажды потребовала в награду за танец голову самого Иоанна-Крестителя.

Этот поступок Саломеи вряд ли назовешь «эталонным» — Юдифь, же, напротив, была порядочной вдовой, поставившей общественное выше личного, и потому Климт не хотел, чтобы столь разных персонажей путали.

Впрочем, религиозный подтекст картины сильно меркнет на фоне чувственно-сексуально-эротического, как это и вообще свойственно картинам Климта. Долгое время бытовала общепринятая версия, что моделью для Юдифи выступила всё та же Адель Блох-Бауэр, известная нам по двум портретам работы Климта — однако в 2019 году было высказано очень правдоподобное предположение, что на самом деле Климту позировала оперная певица Анна фон Мильденбург, в свое время имевшая в Вене огромный успех и до сих пор считающаяся одной из лучших исполнительниц вагнеровского репертуара.

Впрочем, кто из дам запечатлен на картине — не столь уж и важно. Важно, что в исполнении Климта Юдифь получилась не положительной героиней, а сексуальной и страстной соблазнительницей, роковой женщиной-вамп и убийцей мужчин, которая ласково сжимает в руках свежеотрезанную голову своего любовника — и дерзко улыбается очередной потенциальной жертве в лицо.

Глава 2. «Юдифь и голова Олоферна» Густава Климта

В отличии от Юдифь Джорджоне, Юдифь Густава Климта отнюдь не так целомудренна и чиста. Юная вдова изображена на данном полотне сексуальной и самоуверенной женщиной, той, кто знает цену своей сексуальности и умеет ей пользоваться.

Чёрные пышные волосы, ехидно приподнятые брови, прикрытые в экстазе глаза, самодовольная улыбка и широкая волевая челюсть — вот как выглядит Юдифь Густава Климта.

Юдифь обнажена, она не стесняется своей наготы, она провокационно смотрит на нас и берёт нас в свидетели, как бы говоря нам: «Ты можешь быть следующим». Тем не менее, правая грудь Юдифь закрыта полупрозрачной тканью синего цвета, (цвет неба — Юдифь всё же не совсем греховна, она всё ещё находится под покровительством Господа Бога).

На шее Юдифь надето дорогое ожерелье, инкрустированное драгоценными камнями. Здесь уже нет креста, зато видно множество жемчужин — символ скорби, которую Юдифь несёт по своему покойному мужу. Помимо прочего, Юдифь на картине Климта тоже подпоясона, но пояс находится гораздо ниже — символ распущенности, но не полного падения.

Однако, если мы посмотрим ниже, то рука Юдифь и тень на её животе образуют крест — лишнее доказательство того, что Густав Климт не хотел изобразить полностью греховную девушку.

В правой руке Юдифь сжимает (тремя пальцами!) отрубленную голову Олоферна. На картине видна только половина его головы и изображён он гораздо темнее остальной картины — несмотря на то, что Олоферн вынесен в название картины, главная героиня здесь — Юдифь. Но, так или иначе, Юдифь уже не стоит ногой на голове Олоферна, но держит его рукой под своей грудью — на этой картине они гораздо ближе друг к другу духовно, чем на полотне Джорджоне.

На фоне Климт тоже изобразил деревья — древо жизни — символ того, что Юдифь стала для своего города спасительницей, подарила им новую жизнь. Помимо этого, на фоне мы можем заметить сосновые шишки. Это одновременно и символ вечной жизни, и один из элементов Древнегреческого бога Диониса (Вакха), что может отсылать нас к тому, что Юдифь споила Олоферна перед тем, как отрубить ему голову. Если следовать второй версии трактовки этого символа, кажется вполне закономерным, то что шишки пинии изображены именно над головой Олоферна.

Обилие золотого цвета на картине, мне кажется, не стоит принимать во внимание и считать это творческой эманацией Бога — эту технику Густав Климт широко использовал в определённый период своего творчества, так что это просто стилистика автора, вероятнее всего, не несущая никакого символизма.

Несмотря на то, что вверху картины Густав Климт написал её название, полотно было настолько провокационным, что многие современники называли картину не иначе как «Саломея с головой Иоанна Крестителя» — другая библейкая героиня.

Несмотря на то что на обеих картинах изображена одна и та же сцена — Юдифь и голова поверженного военачальника ассирийцев Олоферна, взгляд на эту известную библейскую историю у двух авторов абсолютно разный.

Джорджоне изображает Юдифь целомудренной подпоясанной девушкой, совершивший подвиг ради своего города. Юдифь на картине Джорджоне свята и невинна. Она находится намного выше гор и стоит ногой на голове поверженного Олоферна.

На картине Климта же, наоборот, Юдифь представлена греховной женщиной, не лишённой сексуальности и страсти. Отрубленную голову Олоферна она держит прижатой под грудью у сердца — они ближе, чем может показаться. Но несмотря на это, Юдифь на картине Климта всё ещё не лишена божественной защиты и святости.

Читайте также  Прага в декабре: фото, отдых, туры, погода

Новый тайник в магазине или Тайны двух Юдифей

Дорогие друзья,я хочу рассказать Вам о двух удивительных картинах Гюстава Климта,которые использованы при изготовлении нового подсвечника-тайника. Гюстав Климт был мастером,который открывал новые пути в искусстве и был способен увлечь за собой других художников.В начале ХХ века его откровенные полотна шокировали венскую публику.Кто-то считал его гением,кто-то- извращенным декадентом.Однако Климт не боялся критики и шел своим путем.

Юдифь, или Иудифь — героиня Ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев..

Иудейская героиня, патриотка и символ борьбы «красива видом и весьма привлекательна взором» (Июдифь 8-7). После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца.Полководец Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем израильтянкка ернулась в город, показала голову горожанам со словами: «Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, — и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Июдифь 13 15-16).Голову вывешивают на крепостной стене. Юдифь повелела воинам Ветилуи выступить против ассирийского войска; подчинённые Олоферна отправились за своим военачальником, и, найдя его убитым, пришли в ужас. Ассирийцы были обращены в бегство и по частям разбиты войсками .Родной город Юдифи,таким образом оказался спасен

Начиная с эпохи Возрождения, образ Юдифи пользовался чрезвычайной популярностью в искусстве и имел как героические, так и эротические интонации.Гюстав Климт дважды обращался к этому образу.

Первая Юдифь Климта (золотая ) написана в 1901 году

Позировала для этой картины Аделъ Блох-Бауэр, жена венского банкира. Работа над картиной, растянувшаяся на несколько лет, положила начало, как утверждают некоторые «климтоведы», очередному роману художника. Доказательства этого факта обычно не приводятся — одной из главнейших «улик» тут выступает само полотно, с головой накрывающее зрителя своей мощной эротической аурой. . В живописи образ Юдифи обыкновенно служил символом добродетели, побеждающей порок, однако у Климта героиня Ветхого Завета существенно модернизирована и выступает вполне декадентской дамой. Недаром эту картину многие называли «Саломея», имея в виду совсем другого Библейского персонажа.

В 1909 Климт продолжил тему Юдифи (женщина на вишневом фоне), так и не приняв во внимание негативной реакции общества на прежние работы, далекие по своей сути от сюжетов, описанных в Библии. Традиционные представления о добродетели снова уступили место собственному, «пропитанному» чувственной эротикой, взгляду на мир.

В картине «Юдифь II» живописец сумел создать образ, показывающий, какие мощные внутренние силы могут быть сокрыты в «слабом» женском естестве. В этот период жизни и творчества Климта, в любовных отношениях с Аделью Блох-Бауэр, вероятно еще тлела какая-то искорка, иначе, откуда бы взяться этой чарующей силе энергии , фонтаном извергающейся из полотна.

Женщины позировали Климту с огромным удовольствием, Густав утверждал, что его картины многое могут сказать о нем, достаточно лишь их хорошенько рассмотреть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: