Юдифь, джорджоне (джорджо да кастельфранко), 1504 - JEKATERINBURG.RU

Юдифь, джорджоне (джорджо да кастельфранко), 1504

Юдифь (картина Джорджоне)

«Юдифь» (итал. Giuditta ) — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне. Хранится в Государственном Эрмитаже.

Содержание

История

Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум. 1770), барона де Тьера. Коллекция была создана дядей барона, банкиром Пьером Кроза. Переговоры с наследниками Кроза проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро [1] . Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои работы художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. П. Муратов). [2] . Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа [3] . В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля [4] .

Впервые каталог коллекции Кроза [5] был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Antoinette Larcher, род. 1695), была размещена в первом томе каталога. Судя по ней, картина была несколько шире. Комментарий Марьетта — первое письменное упоминание «Юдифи». По его сообщению, картина в собрание Кроза поступила от М. Фореста, который, в свою очередь, приобрёл её у коллекционера Бертена. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Гравюра была создана во второй половине XVII века в Амстердаме и опубликована Абрахамом Блотелингом (ум. 1676). Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок, исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Эти источники дают представление о состоянии картины в конце XVII — начале XVIII века, до того, как она вошла в собрание Кроза.

Сюжет

Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» [6] Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую [6] картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

Реставрация

Полотно дошло до нашего времени не в лучшем состоянии. Во Франции в конце XVII — начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см) [7] с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева [4] . В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации авторской живописи. В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст. По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в полтора-два сантиметра с живописью на тон светлее.

В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи» — предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. Были сделаны снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенограммы, проведены исследования под бинокулярным микроскопом. В некоторых местах полотна рука Джорджоне была закрыта шестью слоями мастиковок и прописок, каждый слой был отделён лаком. Собственно реставрация началась в 1969 году. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Общее руководство осуществлял руководитель мастерской реставрации станковой живописи А. В. Брянцев и эксперты из Москвы и Ленинграда [4] Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка — скальпелем под микроскопом. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Были обнаружены отпечатки пальцев художника. Реставрация картины закончилась в 1971 году.

Примечания

  1. The State Hermitage Museum: Hermitage History
  2. Lib.ru/Классика: Муратов Павел Павлович. Образы Италии
  3. Giorgione (Italian painter) (англ.) . — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  4. 123The History of Giorgione’s Judith and its restoration T. Fomicieva
  5. Recueil d’estampes d’après les plus beaux tableaux et les plus beaux dessins qui sont en France dansle Cabinet du dans celui de Monseigneur le Duc d’Orleans et dans d’autres Cabinets, Paris, 1729, № 33 Judith
  6. 12 Цит. по: Ярошенко В. Люди и сокровища. — М .: Молодая гвардия, 1981. — С. 93. — 143 с. — 75 000 экз. .
  7. Трудно сказать, чем руководствовался Кроза, отдавая подобное распоряжение. Вероятно оригинальный формат картины казался ему слишком узким, может быть также «Юдифь» была надставлена для того, чтобы составить пару какой-либо из картин коллекции.

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М .: Педагогика, 1983. — С. 291. — 416 с. — 500 000 экз.
  • Ярошенко В. Люди и сокровища. — М .: Молодая гвардия, 1981. — С. 89—94. — 143 с. — 75 000 экз. .

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Юдифь (поэма)
  • Юдиха

Смотреть что такое «Юдифь (картина Джорджоне)» в других словарях:

Юдифь — (יהודית) «Юдифь» с головой … Википедия

Юдифь — Юдифь. Картина Джорджоне. 1504 05. Эрмитаж. Юдифь . Картина Джорджоне. 1504 05. Эрмитаж. Юдифь () в ветхозаветной апокрифической традиции вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев. Когда полководец ассирийского царя Навуходоносора… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Юдифь — Картина Джорджоне. 1504 05. Эрмитаж. ЮДИФЬ, в ветхозаветной традиции вдова, которая во время осады ее родного города ассирийским полководцем Олоферном отправилась к нему и, пленив красотой, отрубила ему голову во время сна. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Юдифь (значения) — Юдифь может означать: Юдифь (имя) женское имя. Юдифь Баварская жена Людовика I Благочестивого. Юдифь (певица) псевдоним певицы Маши Кац Юдит фон Швейнфурт жена чешского князя Бржетислава I. в литературе в религии… … Википедия

Джорджоне, Джорджо да Кастельфранко — Джорджоне. Автопортрет Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477 1510) итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших… … Википедия

Джорджоне Джорджо да Кастельфранко — Джорджоне. Автопортрет Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477 1510) итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших… … Википедия

Джорджоне — (Giorgione), собственно Джорджо живописец итальянской(венецианской) школы, род. в 1478 г.; ум. в Венеции, от чумы, в 1511 г.Он был ученик Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его теплогоколорита, даже превзошел его в этих качествах, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Джорджоне — (Giorgione), собственно Джорджо живописец итальянской (венецианской) школы, род. в 1478 г.; ум. в Венеции, от чумы, в 1511 г. Он был ученик Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его теплого колорита, даже превзошел его в этих качествах и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книга Юдифь — «Юдифь», картина Джорджоне Юдифь (ивр. יהודית‎ Йехудит, женский вариант имени Иехуда) персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. Содержание 1 Легенда … Википедия

Джорджо да Кастельфранко Джорджоне — Джорджоне. Автопортрет Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477 1510) итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших… … Википедия

История одного шедевра. «Юдифь», Джорджоне

Ок 1504г. Холст (переведена с доски), масло. Размер: 144 × 68 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля.

Картина Джорджоне — одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Читайте также  Давид с головой голиафа, бернардо строцци

Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный пейзаж. Героиня, убившая полководца, неожиданно предстает не воинственной, а задумчиво-нежной. В этой знаменитой работе художника находит свое выражение чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика.

Картина была написана на створке для шкафа (в конце XV — начале XVI века в Италии было принято украшать подобным образом мебель) Контуры трав и камней, из которых сложена стена, были обведены золотом. В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации. Подлинная авторская живопись, скрытая наслоениями, потеряла объемность, эффекты световоздушной среды.

В 1807 году картину предполагалось перевести с дерева на холст. Перевод на холст произвёл в 1893 году реставратор Эрмитажа А. Сидоров. По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в 1,5-2 см с живописью на тон светлее. В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи» — предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. На первом этапе изучались старинные гравюры, сделанные с картины в разные годы. Нидерландские гравюра и рисунок XVII века показали, как выглядела картина до внесённых в неё изменений.

Собственно реставрация началась в 1969 году. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Общее руководство осуществлял руководитель мастерской реставрации станковой живописи А. В. Брянцев и эксперты из Москвы и Ленинграда. Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка — скальпелем под микроскопом. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Были обнаружены отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье. Реставрация картины закончилась в 1971 году.

Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои произведения художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества». Хранится в Государственном Эрмитаже, куда поступила из парижского собрания Антуана Кроза, барона Тьера, в 1772 году. «Юдифь» — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне.

О других шедеврах по тегу #album_masterpiece
#album_oldmasters

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu
  • Статьи
  • История искусств
  • Про музеи
  • Ресурсы
  • ТИИ
    • Скульптура
    • Графика
    • Живопись
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотоискусство
  • Редакция
    • Home
    • История искусствXVI век
    • Описание и анализ картины Джорджоне «Юдифь». Ок. 1504, Государственный Эрмитаж

    Описание и анализ картины Джорджоне «Юдифь». Ок. 1504, Государственный Эрмитаж

    Картина «Юдифь» — одна из самых известных работ Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, вошедшего в историю под псевдонимом Джорджоне и хранится в Государственном Эрмитаже. Но так было не всегда : долгое время авторство работы приписывалось самому Рафаэлю. Джорджоне, как и многие художники эпохи Ренессанса, не подписывал своих картин, и это осложнило исследователям работу над его творческим наследием. Благодаря тщательному стилистическому анализу было доказано авторство Джорджоне.

    Джорджоне, Юдифь.
    Около 1505 г.
    144 x 66,5 см. Дерево.
    Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

    Сейчас полотно картины, написанной маслом по холсту, имеет размеры 144 x 68 см и ориентировано вертикально. Однако размеры полотна не единожды изменялись, а изначально написано оно было не на холсте, но на дереве и служило оформлением дверцы шкафа. Известно, что изначально к картине были приписаны приставки, которые убрали между 1838 и 1863 годами. Последняя крупная реставрация картины началась в 1967 году под руководством Александры Михайловны Маловой и заняла более двух лет. Благодаря тщательной и безупречной работе удалось избавиться от желтизны лака, а также других искажений нанесенных предыдущими реставраторами. После реставрации стал виден холмистый пейзаж, башня на заднем плане, прояснилась рукоятка меча, растительность на ограде, травы, цветы и камни, столь тщательно прописанные Джорджоне. Открывшийся истинный колорит картины поразил ученых: красивейшей гаммой оттенков красного, заиграло платье Юдифи, лицо стало выглядеть еще более одухотворенным. На платье Юдифи, на стене, слева от нее, на небе так и остались отпечатки пальцев самого художника. В ходе реставрации выяснилось, что художник изменял размер головы героини, а также переписывал пальцы на левой руке.

    Сюжет картины связан с библейской историей о вдове Юдифь. Эта история повествует о прекрасной и праведной еврейской вдове, которая спасла свой город Ветилую от нашествия ассирийцев. Военачальник Навуходоносора Олоферн решил не вступать в открытый бой, но взять под контроль водный источник и сломить иудеев измором. Первую неделю иудейский народ мужественно справлялся, но потом народ начал роптать на своих старейшин, чтобы те сдали город в руки ассирийцев. В ответ старейшины пообещали, что по истечении пяти дней, если Господь не проявит свою милость, они сдадут город.

    Узнав об этом, молодая вдова Юдифь пригласила к себе старейшин. Из описания героини мы знаем, что «она была красива видом и весьма привлекательна взором». «Никто не укорял ее злым словом, потому что она была очень богобоязненна». Муж ее Манассия по-видимому был знатным человеком, так как указывается, что после его смерти ейдостался дом, много золота, серебра и прислуга. Встретив старейшин в своем доме, молодая вдова сказала им, чтобы те не сдавали город раньше указанного времени, но разрешили ей выйти из города и доказать милость Бога к народу Израиля. Они согласились и тем же днем выпустили Юдифь вместе с ее служанкой за городские ворота, так и не узнав, что на самом деле задумала эта женщина.

    Придя к ассирийцам она попросила встречи с Олоферном. Ему сразу же понравилась эта женщина, которая убедила его подождать еще немного и пообещала, что поможет ему взять город, люди которого гневят своего Бога. Олоферн также разрешил ей питаться пищей, которую она принесла с собой и дважды в день выходить в пустыню для молитв.

    Так Юдифь осталась в лагере ассирийцев и провела там три дня, а на четвертый ее попросили взойти в шатер Олоферна, чтобы пировать там с ним. Она по-прежнему ела и пила только то, что взяла с собой, но Олоферн выпил много вина и вскоре уснул в беспамятстве. В этот момент Юдифь помолилась Богу, попросила у него силы и с двух ударов отсекла Олоферну голову его же мечом. После чего взяла занавес со столбиков его кровати, вместе со своей служанкой спрятала голову Олоферна в сумку, в которой хранила провиант, и беспрепятственно вышла из шатра, а потом и из вражеского лагеря.

    Так они дошли до Ветилуи и все обрадовались ее возвращению. Затем Юдифь наказала повесить голову Олоферна на зубцах городских стен и поутру выйти всем городом с оружием в руках, готовыми к нападению на ассирийцев. Но когда пришло время и ассирийские воины увидели иудеев готовых к наступлению, то пошли они к своим военачальникам и нашли обезглавленного Олоферна. Тут сердца их смутились, испугались они вероломства иудейского народа и обратились в бегство от Иудейской земли. А Юдифь отправилась на празднование со всем народом своим в Иерусалим и там принесла занавесь, взятую из спальни Олоферна, в жертву Господу, затем вернулась в дом своего мужа, отпустила на волю свою служанку и прожила долгую праведную жизнь.

    История Юдифь разворачивается на протяжении некоторого времени в разных местах, поэтому художники выбирали разные моменты для изображения: Боттичелли выбрал момент возвращения домой, Рубенс и Караваджо писали Юдифь, отрубающей голову. А Джорджоне изображает героиню на фоне умиротворяющего пейзажа, в далекой дымке которого виднеется спасенный ею город. Только у Джорджоне Юдифь представлена не просто убийцей Олоферна, а как нежное умиротворённое создание, наделённое невероятной скромностью. На лице Юдифь играет полуулыбка и даже отрубленная голова не выглядит безобразной, что не характерно для изображения отрицательных героев того времени.

    Первым отличительным моментом, который приковывает к себе взгляды,- ярко-красное платье героини. Красный- цвет крови и пламени, он появляется в ситуациях, требующим мобилизации сил, оказывает возбуждающее действие. Активность, опасность, жар, любовь связывают именно с красным цветом.

    Юдифь убила врага, совершила грех во имя спасения своего народа.

    Синий-цвет покоя. За спиной женщины видны горы. Значит, покой уже близко. Враг отступает. Зелёный же цвет символизирует саму жизнь. Рядом с горами виднеется молодая зелёная трава-знак новой, светлой жизни. А под ногами уже старые, зелёные кусты, готовые вот-вот завять.

    Лицо спокойно, не выражает никаких чувств, хотя хрупкая женщина только что убила человека! Из библейского повествования следует, что Юдифь испытывает удовольствие, совершая этот поступок. Она не приносит себя в жертву, а, скорее, утверждает свое величие. А руки…В одной из них Юдифь держит огромный меч. И ей совсем не тяжело. Почему левой полуобнаженной ногой Юдифь едва касается отрубленной головы Олоферна? Хорошие герои передвигаются на сильных, крепких ногах, служащих им хорошей опорой.

    Зато как изящно её платье и как аккуратно сделана причёска! Волосы-символ красоты, жизненной силы.
    Можно рассмотреть разделение территории на 3 линии: земли, неба и среднюю зону, в которой происходят все изображаемые события.

    Фигура Юдифь расположена вдоль центральной оси картины. За ней находится каменная ограда, на выступающий столбик которой Юдифь положила свой левый локоть. Справа от героини прямо за этой оградой виден ствол могучего темно-коричневого дерева, крона которого простирается далеко за рамки картины вверх. Взору зрителя доступны только первые по стволу веточки, совсем на небольшое расстояние отходящие от ствола, и, отдавая дань мастерству художника, заметим, как естественно и деликатно они будто «покрывают» голову Юдифь, удачно окаймляя ее, символизируя защиту. Эта невысокая каменная ограда, подле которой стоит Юдифь, сложена из кирпичиков и вид ее напоминает нам о влиянии времени: под рукой молодой вдовы между кирпичей пророс зеленый плющ, а слева от героини виднеется раскол в кладке, из которого также торчит пучок молодой зеленой травы, как будто жизнь прорастает через все преграды. На земле под ногами Юдифь мы также можем заметить различные травы и цветы четырех видов, земля же усыпана мелкими камушками, как бы обрамляющими голову повергнутого Олоферна. По левую сторону от Юдифь мы видим перспективный пейзаж: сначала зеленая роща, затем город и туманные холмы за ним. Неслучайно пейзаж открывается нам с этой стороны от героини, за ее правым плечом: ведь в этой руке она держит меч, которым совершила убийство, спасшее город, изображенный вдалеке, и всю эту долину. Пейзаж написан в мягких тонах с соблюдением линейной и воздушной перспектив. Мастерство Джорджоне писать пейзаж напоминает технику самого Леонардо и имеются исторические данные о том, что Джорджоне был знаком с творчеством да Винчи. Правой рукой Юдифь держит рукоятку меча, но острием он стоит в земле и создается впечатление, будто героиня держит его буквально двумя пальчиками, и это не составляет для нее никакого труда. Хотя мы понимаем, что это большой и тяжелый, искусно сделанный меч, но он покоится, острием упираясь в землю — время войны уже прошло, и теперь меч становится символом высшей справедливости и силы праведных.

    Сама фигура Юдифь контрастирует с фоном: она облачена в длинное платье с высоким разрезом юбки, слегка небрежно подвязанное сиреневым поясом с золотыми нитями на концах. Художник подробно прописал жесткую фактуру верхнего платья, которое множеством складок в подоле заслоняет лезвие меча. Однако в разрезе и на рукавах мы видим, что под ним героиня носит еще одно платье из легкого, полупрозрачного материала. Заметно мастерство Джорджоне в передаче разных фактур. Верхнее платье Юдифь в тенях приобретает насыщенный, ясный винный цвет, а на свету блекнет до нежно-розового. Выступающая из разреза в платье нога Юдифь золотисто-бежевого цвета сочетается с красными оттенками платьев и сильно контрастирует с холодными желто-зелеными оттенками, в которых прописана голова мертвеца. Юдифь попирает ногой голову поверженного Олоферна, поставив стопу на лоб врага.

    На коричневой земле лежит голова убитого Олоферна. Земля — это и грязь, и телесное начало, и источник жизни, и опора. В небесной зоне обитают Боги и ангелы, душы праведников. Но на картине небо изображено серым, без солнечного света. Понятия времени и пространства тесно связаны друг с другом. Голова и глаза Олоферна направлены в левую сторону, то есть в прошлое, которое было заполнено злом. У Юдифи же голова слегка наклонена в правую сторону. Она победила врага, оказалась сильнее. Однако глаза опущены. Будто она испытывает чувство стыда.

    Сверху над головой Юдифь расположились ветки деревьев, снизу нагрудное украшение платья подчеркивает бюст героини, главная часть которого – голова слегка наклонена вправо по отношению к зрителю. Волосы Юдифь аккуратно и гладко собраны назад, уши прикрыты волосами, только несколько вьющихся прядей по обе стороны от лица спускаются вплоть до выреза платья, создавая ощущение естественности и безыскусности ее красоты. Нам виден прямой и ровный пробор на голове героини, который завершается деликатным украшением в виде подвески на цепочке в месте, где начинается лобная часть лица. Лицо становится центральной точкой композиции и выражение спокойствия и смирения на лице Юдифь создает основное настроение всей картины. Взгляд молодой вдовы опущен вниз и обращен к голове повергнутого Олоферна. Героиня изображена босиком стоящей на земле одной ногой и попирающей голову Олоферна другой – в очередной раз Джорджоне подчеркивает гармоничность Юдифь, ее близость к природе. Ее умиротворенное лицо, смотрящей на своего врага без капли жестокости, без ненависти и даже без особой радости от триумфа убеждает зрителя в том, что она действовала, вдохновленная верой в Бога, не по своей воле, но в смирении и для спасения всего своего народа. Лицо мертвеца выглядит спокойно, глаза закрыты, губы сомкнуты как будто в легкой полу-улыбке, а длинные кучерявые волосы создают темный ореол вокруг мертвенно зеленой кожи этого лица. Цвет, в котором решена голова, резко контрастирует с нежными и теплыми тонами живой плоти Юдифь. Взгляд Юдифь отсылает нас к мертвой голове и замыкает композицию картины, которая в общем виде представляет собой ромб.

    Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что Джорджоне создает очень светлую картину, замечательным образом интерпретируя миф о Юдифь. В позе Юдифь, в ее облачении, прическе присутствует небрежность, что придает ее образу естественность. И в этой естественности и расслабленности мы узнаем умиротворение и удовлетворение полное благости. Юдифь Джорджоне — не исторический персонаж, но аллегория, метафора победы веры, добра, чистых помыслов. Заметим, что и выражение лица Олоферна спокойное, как будто все персонажи картины одинаково согласны со сложившейся ситуацией и ее исходом. Благодаря особенностям композиции, цветовому решению и, конечно же, художественному мастерству Джорджоне, у него получается создать полный внутренней силы образ. И этот образ полон мира, гармонии и принятия.

    LiveInternetLiveInternet

    • Регистрация
    • Вход

    Метки

    Музыка

    Рубрики

    • Азбука вкуса (186)
    • Диета (7)
    • Заготовки (6)
    • Шпаргалка для хозяйки (13)
    • Направления в живописи (184)
    • Барокко (7)
    • Pin-up (пин-ар) (5)
    • Прерафаэлиты (5)
    • Примитивизм. Наивное искусство. (4)
    • Фовизм (4)
    • Сюрреализм (4)
    • модерн (2)
    • Реализм (1)
    • Неоклассицизм (1)
    • Иллюстрации (101)
    • Возрождение или Ренессанс (начало XIV — конец XVI (46)
    • Художники разных стран и континентов (124)
    • =artists of America= (48)
    • страны евросоюза (27)
    • Россия (25)
    • «страны Востока» (11)
    • СНГ (5)
    • Австралия (3)
    • Израиль (3)
    • Африка (2)
    • Биография (38)
    • Сад, огород, ландшафтный дизайн (36)
    • огород (11)
    • ландшафтный дизайн (9)
    • сад (4)
    • ВАШЕ МНЕНИЕ (23)
    • Видео (91)
    • Вокруг света (73)
    • Мой фотокалейдоскоп (32)
    • Музеи мира (19)
    • Живопись (1004)
    • чай-ная, кофе-ная коллекции и. (80)
    • Выставочный зал (76)
    • Новый год (64)
    • Веселые картинки (30)
    • Тема. (29)
    • у камина (29)
    • Акварель (29)
    • аллегории-символы-мифы (28)
    • Воскресным вечером (28)
    • Библейские сюжеты. Ветхий Завет (17)
    • за рулем авто и. (14)
    • танец (9)
    • =Для тебя. = (6)
    • Библейские сюжеты. Новый Завет (116)
    • Времена года (61)
    • Галерея. XX-XXI век (131)
    • Галерея. Европейская живопись . (86)
    • Галерея. Русская живопись. (43)
    • За занятием (33)
    • Избранное (15)
    • Коты, кошечки и другие (56)
    • Леонардо да Винчи (7)
    • Натюрморты (82)
    • Париж. (20)
    • Пейзаж (35)
    • Портрет (99)
    • Работы разных художников (61)
    • Просто чудесно там. (20)
    • Из сокровищницы мудрых мыслей (192)
    • моноцитата (34)
    • ларец духовной мудрости (12)
    • Притчи (10)
    • Интернет для новичков (82)
    • Сайты (51)
    • Картины импрессионистов (131)
    • Другие художники (41)
    • постимпрессионизм (11)
    • Камиль Писсарро (7)
    • Моне (Monet) Клод Оскар, французский живописец (26)
    • Пьер-Огюст Ренуар (18)
    • Эдгар Дега (10)
    • Эдуард Мане (8)
    • Коко Шанель (5)
    • Литература (71)
    • Аудиозаписи (11)
    • Музыка (287)
    • Муз. Россия (57)
    • музоткрытка — моно (47)
    • Музоткрытка — плейлист (28)
    • Рlaycast (22)
    • Танго (10)
    • О РАЗНОМ (111)
    • Английский язык и РУССКИЙ (13)
    • КОПИЛКА ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ (35)
    • Басни. Юмор. Пословицы. Тест. (31)
    • Обзор прессы (56)
    • Поздравления, приветствия, пожелания (75)
    • Поиск (8)
    • Поэзия для души (246)
    • Духовная поэзия (38)
    • Поэтический блокнот (47)
    • Православие (206)
    • Лекции проф. Осипова А.И. и др. полезная информаци (53)
    • православный календарь (36)
    • Святые (33)
    • Праздники (21)
    • Иконы Пресвятой Богородицы (16)
    • Психология (43)
    • Вырабатываем уверенность в себе (6)
    • О сектах (3)
    • Рукоделие (62)
    • Вязание (55)
    • Разное (7)
    • Стиль-мода-интерьер-красота (279)
    • дизайн дн. для себя. (25)
    • Дизайн дневника (44)
    • Дом (31)
    • Искусство быть красивой (25)
    • Модные идеи; прически (22)
    • Рамочки, открытки (20)
    • Смайлы (6)
    • Советы для Вас (22)
    • Схемы (7)
    • Текст (15)
    • Упражнения (13)
    • Флешки (40)
    • Этикет (16)
    • Фотогалерея (109)
    • Дикая природа (7)
    • Фото-шоп, -монтаж (8)
    • ФотоВремя (7)
    • Кино-Театр-Концертные залы. Любимые актеры (59)
    • мои заметки о театре и. (2)

    Цитатник

    Вязание — ваше хобби. Спецвыпуск EXTRA №5 2019 Издательство: Конлига-Медиа Язык: русский .

    Флеш-часики из программы «Время» + КОД Устанавливаем часики в эпиграф. Размер часиков можно.

    Плееры для вставки МР3 .

    Очистка компьютера от ненужных файлов. .

    Карл Густав Юнг: Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной Карл Юнг Зн.

    Стена

    Всегда под рукой

    Я — фотограф

    Версаль. Парк. Ч. 3

    Статистика

    Джорджоне. «Юдифь».

    Джорджоне «Юдифь», ок. 1504, Холст (переведена с доски), масло. 144×68см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

    Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
    Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов. Джорджоне умер в Венеции от чумы осенью 1510 года.
    другие работы
    Юдифь (фрагмент)

    Юдифь (фрагмент)


    В шатре опустилась полночная мгла,
    Светильник задула, лампады зажгла.

    Глаза Олоферна огней горячей
    Пылают они от Юдифи речей.

    — Сегодня, владыка, я буду твоей
    Раскинься привольней, вина мне налей.

    Ты мой повелитель отныне, а я
    Твоя безраздельно, навеки твоя.

    От ласк предвкушаемых ты захмелел.
    Так что же лицо моё бело как мел?

    Иль я не Юдифь, не Израиля дочь?
    Умру, но сумею народу помочь.

    Заснул Олоферн на кровавых коврах.
    Покинь мою душу тревога и страх.

    Пускай непосилен для женщины меч,
    Поможет мне Бог Олоферну отсечь

    Тяжелую голову, что поднимал,
    Когда моим сказкам, как мальчик, внимал.

    Когда говорил, что меня возлюбил,
    Не знал он, что час его смертный пробил.

    Рассвета проникла в шатер бирюза.
    Молили главы отсеченной глаза:

    — Юдифь, руку я ведь направил твою,
    Меня ты попрала в неравном бою.

    Прощай же, Израиля ратная дочь,
    Тебе не забыть Олоферна и ночь.
    Анна Ахматова, «Юдифь» (1922)

    Процитировано 1 раз
    Понравилось: 3 пользователям

    Юдифь — Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко)

    Юдифь — Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко)

    Юдифь — Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко). 1504. Холст, масло, перенесено с дерева. 144×68

    Джорджоне (1476/1477-1510), венецианец по происхождению, учился у известного живописца Джованни Беллини. Он не только блестяще усвоил глубину и теплый колорит произведений наставника, но и во многом превзошел его.

    «Юдифь» — одно из самых известных произведений Джорджоне — изображает прекрасную библейскую героиню, которая спасла свой город и народ, соблазнив, а потом и обезглавив спящего Олоферна, вождя вражеской армии. Джорджоне показал не сам подвиг, а момент, когда Юдифь осталась одна с головой поверженного врага, которую она попирает ногой. В ее образе чувствуются и гордость победительницы, и грусть, вызванная совершенным поступком. Фигура девушки и ее поза подчеркнуто женственны, но правая рука твердо сжимает меч. Исследователи предполагают, что Джорджоне придал Олоферну собственные черты лица. Возможно, это и объясняет тот факт, что вопреки сложившейся традиции голова Олоферна не выглядит чудовищной и мерзкой, наоборот, лицо побежденного воина красиво.

    История

    Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум. 1770), барона де Тьера. Коллекция была создана дядей барона, банкиром Пьером Кроза. Переговоры с наследниками Кроза проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро [1] . Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои работы художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. П. Муратов). [2] . Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа [3] . В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля [4] .

    Впервые каталог коллекции Кроза [5] был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Antoinette Larcher, род. 1695), была размещена в первом томе каталога. Судя по ней, картина была несколько шире. Комментарий Марьетта — первое письменное упоминание «Юдифи». По его сообщению, картина в собрание Кроза поступила от М. Фореста, который, в свою очередь, приобрёл её у коллекционера Бертена. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Гравюра была создана во второй половине XVII века в Амстердаме и опубликована Абрахамом Блотелингом (ум. 1676). Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок, исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Эти источники дают представление о состоянии картины в конце XVII — начале XVIII века, до того, как она вошла в собрание Кроза.

    Сюжет

    Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» [6] Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
    Античная «Венера Урания», на которую мог ориентироваться Джорджоне

    Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую [6] картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

    Реставрация

    Полотно дошло до нашего времени не в лучшем состоянии. Во Франции в конце XVII — начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см) [7] с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева [4] . В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации авторской живописи. В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст. По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в полтора-два сантиметра с живописью на тон светлее.

    В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи» — предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. Были сделаны снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенограммы, проведены исследования под бинокулярным микроскопом. В некоторых местах полотна рука Джорджоне была закрыта шестью слоями мастиковок и прописок, каждый слой был отделён лаком. Собственно реставрация началась в 1969 году. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Общее руководство осуществлял руководитель мастерской реставрации станковой живописи А. В. Брянцев и эксперты из Москвы и Ленинграда [4] Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка — скальпелем под микроскопом. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Были обнаружены отпечатки пальцев художника. Реставрация картины закончилась в 1971 году.


    О Государственном Эрмитаже часть 4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: