Интерьер старой церкви в амстердаме во время службы, эманюэл де витте - JEKATERINBURG.RU

Интерьер старой церкви в амстердаме во время службы, эманюэл де витте

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Почему Геленджик так называется и при чём тут Белая невеста, символ города? .

Толковый словарь В. Даля ON-LINE. Толковый словарь живого великорусского языка &m.

Вечный православный календарь на каждый день. При нажатии в верхнем правом угл.

Оборона Бреста. Первые месяцы войны.

Вставай, страна огромная! | Песня, которой аплодировали во всех уголках мира. Видео. Священная .

Метки

Рубрики

  • фотоальбом (4)
  • Кулинария (172)
  • архитектура (7)
  • астрология (10)
  • без темы (65)
  • бизнес на диване (7)
  • выставки, фестивали, конкурсы (4)
  • вязание (180)
  • Георгиевская ленточка (6)
  • города и селения (30)
  • дачные страсти (58)
  • День Победы (34)
  • дизайн интерьера (44)
  • династии (15)
  • есть такая профессия (8)
  • Женщина в свете — правила этикета (6)
  • Женщины в истории страны (45)
  • женщины-художники (34)
  • живопись (69)
  • знаменитые животные знаменитых людей (5)
  • история костюма (3)
  • история песни (14)
  • история России (4)
  • клип-арт (7)
  • Компьютер (2)
  • конструторы сайтов, бесплатные (2)
  • Косметика (11)
  • космос — космонавты (32)
  • Кофе (11)
  • красота и здоровье (62)
  • культура России (1)
  • лайфхаки (24)
  • литература (41)
  • М.Ю. Лермонтов (2)
  • Медицина (1)
  • мода (40)
  • музеи мира (18)
  • музыка с ютюб (121)
  • настройки дневника (59)
  • необычные картины (9)
  • ни дня без песни (32)
  • обзор каталожной косметики (0)
  • памятники (8)
  • Парфюмерия (6)
  • петр первый (5)
  • Польские актрисы в советском кино (1)
  • Православие (5)
  • Преданья старины глубокой (32)
  • Психология (14)
  • Путешествия (1)
  • Пушкин (15)
  • Рукоделие (93)
  • садовый дизайн (4)
  • сады и парки (12)
  • Санкт-Петербург (34)
  • фавориты и фаворитки (1)
  • фигурное катание (23)
  • фильмы (4)
  • флористика (12)
  • Фото-искусство (24)
  • художники (40)
  • энциклопедии (2)
  • Япония-Фукусима-радиация (7)

Ссылки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Эмануэль де Витте — Старая церковь в Амстердаме

Emanuel de Witte (1617–1692) — нидерландский художник.

Interior of Church Sun — Amsterdam — »Oude Kerk»

Де Витт родился в Алкмааре и изучил геометрию у своего отца, школьного учителя.

Он вступает в местную Гильдию Св. Люки в 1636. Поселяется в Роттердаме, затем он переезжал в Дельфт , где учится вместе с Эвертом ван Аелстом .

В 1651 де Витт обосновался в Амстердаме ; в 1655 году его первая жена, Гирдж Арентс, умирает. Он женится на 23-летней сироте, Лисбете ван дер Пласе, которая оказывала плохое влияние на юную дочь де Витта.

В декабре 1659 оба были арестованы за воровство соседа. Lysbeth, беременная, должена была покинуть город сроком на шесть лет; она жила вне городских стен и умерла в 1663году.

. После ареста его жены и дочери, де Витт был вынужден связать себя договором с Амстердамским нотариусом и торговцем произведениями искусства Йорисом де Виджсом , сдавая всю его работу в обмен на комнату, правление, и 800 гульденов ежегодно.

Де Витт нарушал условия контракта, поэтому ему был предъявлен иск дилером, и он был вынужден связать договором себя далее в результате.

Несколько покровителей предоставляли де Витту поддержку, но эти отношения складывались не очень хорошо, поскольку он был склонен кричать на его клиентов и на людей, наблюдающих за ним во время работы в церквях.

Отчеты говорят о его игорной привычке и борьбе с Герардом де Лерессом .

Согласно Арнольду Хоубрэкену , после увеличения арендной платы, де Витт повесился на мосту канала в 1692. Веревка оборвалась и де Витт утонул. Поскольку канал замерз той ночью, его труп не был найден, и только спустя одиннадцать недель его тело обнаружили.

Де Витт первоначально рисовал портреты как на мифологические, так и на религиозные темы.

После переезда из Дельфта в Амстердам в 1651 де Витт специализировался все больше на представлении церковных интерьеров, и он нарисовал старую церковь в Амстердаме почти от угла до угла.

Он иногда комбинировал аспекты различных церквей, чтобы изобразить интерьеры идеальных церквей, населяя их набожными людьми, иногда сопровождаемыми собакой.

. Превосходное чувство композиции Де Витта, объединенное с его использованием света, создало атмосферу интерьеров, которые кажутся правдивыми и реальными.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Выразитель этики протестантизма – Эммануэль де Витте

В XVI столетии после объявления независимости Нидерландов от Испании в стране начинается открытая борьба за церковную реформу. Буржуазия, особенно в северных провинциях, была решительно настроена в пользу кальвинизма. Искусство как важнейшая отрасль «общественного производства» не могло оставаться в стороне от этих проблем. В первой половине XVII века в Нидерландах, особенно Делфте, становится популярной архитектурная живопись, избравшая своим предметом церковные интерьеры.
Одним из ярких представителей нового жанра был Эммануэль де Витте, в 2017 году исполнилось 400 лет со дня его рождения. Сюжеты картин де Витте воспроизводят сцены в храме в неожиданном и даже кощунственном для католиков свете, что отражало новое миропонимание, свойственное протестантизму и его самой радикальной ветви – кальвинизму, ставшему господствующей религией независимых Нидерландов.
В Большом собрании изящных искусств ASG есть произведение голландской школы современного де Витте периода, также проникнутого духом иконоборчества.


Эммануэль де Витте
Интерьер церкви (ок.1660)
Государственный Эрмитаж

Утверждение кальвинизма в Голландии в конце XVI века как господствующей религии внесло изменения в культовую архитектуру. Голландцам были чужды роскошь католических храмов, стремление к потрясающим воображение эффектам. Выражение величия своего времени они искали в монументальной простоте классических форм, в крупных масштабах большого ордера. По окончании XVI века, ознаменовавшегося отходом от готического стиля, архитектура значительно эволюционирует. Увеличивается количество сочленений, контрасты тонут в пластике ансамбля. Церкви, построенные после 1600 года, уже не следуют традиционному плану, предусматривавшему деление на неф, трансепт с боковыми капеллами и хоры. Базиликальная форма храма сменяется центрической, где в интерьере основной акцент придается не алтарю, а кафедре проповедника.

Но большая часть церквей в Голландии XVII века – это старые католические храмы, захваченные реформистами. Они несут отпечаток иконоборческого движения, охватившего страну в начале смут. Обычно мало украшенные снаружи из-за климатических условий, при которых кирпич и песчаник быстро выветриваются, а грани сглаживаются, внутри они были напрочь лишены архитектурных излишеств: кафедры, аналоя и скамей. Никаких изображений на выбеленных известкой стенах. Хоры часто служили усыпальницей богатых людей. Церковь для протестантов – не святое место в том смысле, в каком его понимали католики. В церквях прогуливались в плохую погоду, проводили ассамблеи, давали концерты…


Эммануэль де Витте
Интерьер Старой церкви в Делфте

Именно такую сцену – досуга в пространстве храма, а не истовую молитву – воспроизводит Эммануэль де Витте. В ожидании взрослых, занятых беседой, мальчики что-то рисуют на колонне, а собака привычно «метит» территорию, которую считает своей. На переднем плане мы видим раскрытую могилу, ибо голландцы испанских святых почитали идолами и нередко осуществляли перезахоронения.

Эммануэль де Витте (1617-1692) – нидерландский художник, родился в Алькмаре в семье школьного учителя. Он получил хорошее образование и, как отмечают исследователи, уже в ранние годы отличался свободомыслием. Работал в Роттердаме, Делфте, в 1651 году переехал в Амстердам. Потеряв жену, женился вновь в 1655 году. Супруга и её взрослая дочь от первого брака в 1659 году были осуждены за воровство. Беременную жену изгнали из города, в 1663 году она умерла, предположительно, от чумы. Сам Витте тоже отличался крайностями в поведении, был азартным игроком, задирой, то и дело влезал в долги, постоянно менял место жительства, разрывая контракты с торговцами живописью. После конфликта с очередным кредитором повесился зимней ночью на городском мосту, верёвка оборвалась, тело рухнуло в канал и было обнаружено только через несколько недель, уже весной.

Читайте также  Геракл и деянира, адриан ван дер верфф, 1699

Де Витте работал в разных жанрах: писал портреты, мифологические и религиозные сцены. После переезда в Амстердам все больше специализировался на изображении храмовых интерьеров, соревнуясь в этом с Питером Санредамом (1597-1665). В ряде случаев он комбинировал детали разных церквей, изображая некий обобщённый храм. Но особенно его занимали посетители церкви, нередко – в сопровождении собак, игра света и тени в церковном интерьере.

На многих его картинах воспроизводится сцены, кощунственные для католиков – собачка мочится на колонну, рабочие, роющие могилу, сняв плиты пола, во время отдыха играют в кости. Убранство лаконично и безыскусно – пара скульптурок, до которых, наверное, не дотянулись вандалы во время иконоборческих мятежей. Так, по мнению, кальвиниста, должен выглядеть дом для молитв — просторный и удобный, что-то вроде клуба для соседей-прихожан, а не подавляющий своей пышностью дворец, в котором безраздельно царствуют зажиревшие духовники.


Эммануэль де Витте
Интерьер Аудекерк (Старой церкви) в Амстердаме

Многочисленные церковные интерьеры де Витте славились по всей Голландии. Первый из них, находящийся в частном собрании в Лондоне, датирован 1651 годом. В этих архитектурных интерьерах с человеческими фигурами пространство и свет находятся во взаимодействии, создавая своеобразную эмоциональную атмосферу.

Задача живописцев этого жанра традиционно заключалась в создании точного портрета определенного здания, для этого нередко осуществлялись замеры, вычерчивались планы зданий, а люди, если и присутствовали в композиции, играли роль стаффажа. Де Витте один из немногих стремился к воплощению не только особого поэтического настроения, какое возникает в церковном интерьере, но и отображения изменившейся социальной роли храма, поэтому смело допускает отступления от топографии. Массивные объемы сводов и столбов создают ясную архитектонику картин. Ракурсная точка зрения на фрагмент интерьера позволяет достичь большей концентрированности, сгущенности образа и одновременно развернуть сложную, динамичную игру света и теней. Именно это мы видим в картине «Интерьер Старой церкви в Амстердаме» – излюбленный образ собачки, задравшей лапку на колонну, на переднем плане вскрытая могила (то, что это не новое захоронение, зрителей убеждает череп, лежащий на ее краю), а в храме мы видим то, что при католиках больше соответствовало центральной площади города – двух чинно беседующих буржуа, мать, баюкающую ребенка, какую-то официальную процессию на заднем плане…

Считается, что определить собственный путь в искусстве Эммануэлю де Витте помогла творческая атмосфера Делфта, приобретшего во время войны за независимость важное политическое и экономическое значение. Де Витте переехал туда в 1640-х годах, именно к этому времени относится создание картины голландской школы из Большого собрания изящных искусств ASG «Стражи кордегардии и прихожане в церкви».


Голландская школа XVII в.
Стражи кордегардии и прихожане в церкви (ок. 1640 г.)
Дерево (дуб), масло. 75×117 см
БСИИ ASG, инв. №04-3863

Это произведение, на первый взгляд, больше тяготеет к жанровой сцене, а не архитектурному пейзажу, хотя при более пристальном рассмотрении можно видеть, что художник вполне достоверно передает нам интерьер храма с укороченными центральным и боковыми нефами. Вероятно, во времена иконоборчества храм не был окончательно разграблен, поскольку персонаж на заднем плане, взобравшись на лесенку, снимает с колонны скульптуру, а его сослуживцы салютуют ему пивными кружками.

Сюжет, воспроизведенный художником, вполне типичен для того времени. В Голландии XVII века и стражники, и полицейские пользовались дурной славой. Грубые, продажные, предпочитавшие греться холодными зимними ночами в кабаках, вместо того чтобы патрулировать улицы, они подозревались даже в связях с грабителями, если не поджигателями.

Ночное время суток в те далекие времена таило для голландцев множество опасностей: пожар, ограбление, убийство, падение в канал, наконец, ведь у набережных не было парапетов. Отсюда – введение комендантского часа, принятие постановлений об общественном освещении, которых было все же недостаточно, чтобы обязать стражников и всех, кто имел право выходить из дому в вечерние часы, брать с собой зажженный фонарь или факел. Несмотря на принимаемые меры, вплоть до 1670 года заход солнца ввергал голландский город в кромешную темень, так как лунный свет не мог проникнуть в него из-за чрезвычайной тесноты улиц и раскидистых деревьев бульваров.

Не меньше опасностей подстерегало и жителей деревни, в которой и речи не могло быть об уличном освещении, а их малолюдность не давала никакой надежды одинокому путнику на какую-то защиту перед грабителем или убийцей. Именно поэтому припозднившиеся жители деревни или путники готовы коротать ночь на гауптвахте возле костра, разведенного прямо на мозаичных плитах пола. Известная страсть голландцев к чистоте и подобная небрежность свидетельствуют в пользу того, что это католический храм, где бесчинствуют солдаты, а крестьяне в лице курителя трубки вполне разделяют это отношение.

Таким образом, в приведенных картинах в образной форме запечатлены все основные постулаты кальвинизма, определившего новую этику свободных Нидерландов:

  • отрицание решений церковных соборов, отказ от монашества;
  • отрицание необходимости духовных лиц как посредников между Богом и мирянами;
  • отрицание церковной обрядности и пышности.

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Колпинский Юрий

Книга «Всеобщая история искусств в шести томах. Том 4 (с илл.)»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • 66
  • .
  • 179
  • 180
  • »
  • Перейти

Как мастер картин с изображениями церковных интерьеров де Витте далеко превосходил всех остальных голландских живописцев, работавших в данном жанре. Его многочисленные произведения этого типа изображают обычно интерьеры протестантских, реже католических церквей, в которых прихожане слушают проповеди, молятся, осматривают гробницы или просто проводят время в разговорах. Достоинства этих выполненных обычно в красивой серой тональной гамме картин не только в мастерском воспроизведении сложной архитектурно-пространственной структуры готических храмов, но прежде всего в их эмоциональной содержательности. Никто лучше де Витте не передавал поэтического настроения храмовых интерьеров, всегда воспринимаемых им в единстве с наполняющими их людьми.

Эмануэль де Витте. Интерьер с женщиной у клавесина. Ок. 1668 г. Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген.

Своеобразное промежуточное положение между церковными интерьерами и жанровыми сценами занимает его «Интерьер с женщиной у клавесина» (ок. 1668; Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген). Эта поразительная по живописной силе картина с изображением развертывающейся во фронтальной перспективе анфилады комнат дает пример того, как де Витте сумел внести пространственную динамику и остроту эмоционального переживания даже в специфический жанр интимных по своему характеру интерьерных композиций, который возник и развился в Дельфте.

Эмануэль де Витте. Рынок в порту. Ок. 1668 г. Москва, Музей изобразительных искусств и м. А. С. Пушкина.

От де Витте дошло до нас несколько произведений бытового жанра; все они изображают рыночные сцены. К лучшим из них принадлежат «Рыбные рынки» в Лондонской Национальной галлерее (1662), роттердамском музее Бойманс-ван Бейнинген и «Рынок в порту» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Де Витте воссоздает картину многолюдной рыночной площади, где происходящее на первом плане действие с полуфигурно представленными главными действующими лицами — продавщицей рыбы в окружении ее товара, покупательницами, торговыми посредниками — связано со всеми эпизодами на втором плане и в глубине картин; персонажи, участвующие в этих эпизодах, естественно объединяются в городскую толпу. В отличие от произведений других жанристов, у которых действие происходит в пределах уютной комнаты, дворика, в лучшем случае улички, действие московского «Рынка в порту» развертывается в масштабе города: мы видим просторную, заполненную людьми рыночную площадь и постройки вокруг нее, за ними возвышаются дома и башни города, тут же — пристань с множеством парусных лодок и, наконец, корабль, уходящий в море. Так в одной картине де Витте объединяет в единое целое жанровые эпизоды, элементы натюрморта, городского пейзажа и марины, преодолевая тем самым характерную для голландского искусства специфическую односторонность этих жанров и их взаимную разобщенность. В этом де Витте является продолжателем тех идей Кареля Фабрициуса, которые были воплощены им в лондонском «Продавце музыкальных инструментов». В своих композициях де Витте дает смелое и мастерское пространственное построение, применяя масштабные контрасты фигур переднего и дальнего плана, используя эффекты воздушной перспективы. Живописная манера мастера очень своеобразна; широта и темперамент сочетаются в ней со строгостью и определенностью. Художник избегает чрезмерной детализации, ничто не нарушает общей целостности и единства; контуры фигур спокойные и обобщенные, краски ложатся крупными пятнами, но при этом сохраняется четкость линии и объема.

Читайте также  Миланский (кафедральный) собор, милан

«Рынок в порту» выдержан в характерном для де Витте сером общем тоне с розовато-палевыми пятнами солнечных отсветов, — эта тональность необычайно убедительно передает влажную атмосферу приморских городов Голландии. Яркие световые блики и темные силуэты фигур образуют сильный живописный контраст; в колористической гамме особенно интенсивно звучат пятна черного, ярко-зеленого и белого. Впечатление силы, внутренней мощи резко выделяет жанровые картины де Витте среди произведений других голландских жанристов, более узких по замыслу и решенных в интимных, камерных формах.

Гораздо большее распространение в Голландии получила, однако, другая линия жанровой живописи, где нашли преобладание образы созерцательно-лирического склада. Образные принципы этого направления, начало которым было положено в «Часовом» Фабрициуса, нашли многих последователей, в особенности среди мастеров, работавших в Дельфте в 1650—1660-х гг. Так возник тип жанровой композиции, действие которой происходит в светлых, сверкающих чистотой комнатах бюргерских домов. Сюжетно-повествовательное начало в произведениях Этого рода часто сводится к минимуму, индивидуальный облик, характер действующих лиц мало интересуют художника. Образный лейтмотив таких картин— это поэзия спокойного неторопливого течения жизни. Сами персонажи в них постепенно утрачивают свои действенные качества, превращаясь в носителей общего настроения картины.

Характернейшим представителем этой линии был Питер де Хоох (1629— после 1683). Его наполненные золотистым солнечным светом интерьеры и крошечные дворики, в которых открытые окна и двери образуют глубинные просветы в другие помещения, представляют собой подобие своеобразного замкнутого мира, где время словно замедлило свой бег и все проникнуто чувством размеренного покоя.

Питер де Хоох. Служанка с ребенком во дворике. 1658 г. Лондон, Национальная галлерея.

Питер де Хоох. Игроки в карты. 1658 г. Лондон, Бекингемский дворец.

Его излюбленные сюжеты — это повседневные домашние заботы хозяйки бюргерского дома, занятой хлопотами по хозяйству. Среди голландских жанристов Хоох с наибольшим основанием может быть назван подлинным поэтом интерьера. В отличие от многих его собратьев по жанру, сила Хооха — не в мастерски выписанных деталях, а в ощущении целостности, неразрывного единства человека и его окружения. Рисунок его спокойный, в колорите преобладают теплые золотистые тона, обогащенные пятнами чистого цвета —обычно красным цветом юбки хозяйки или служанки, голубыми и лимонно-желтыми плитками пола. К лучшим произведениям Хооха принадлежат «Хозяйка и служанка» (ок. 1657; Эрмитаж), «У двери кладовой» (Амстердам), «Служанка с ребенком во дворике» (1658; Лондон, Национальная галлерея), «Игроки в карты» (1658; Лондон, Бекингемский дворец).

Своего самого чистого и самого высокого воплощения лучшие стороны этой линии в голландской жанровой живописи нашли в искусстве третьего — после Рембрандта и Франса Хальса — великого голландского художника — Яна Вермеера Дельфтского (1632—1675). О жизни художника сохранилось очень мало сведений, неизвестно также имя его учителя. Можно предполагать, что в ранний период творчества Вермеер развивался под воздействием Кареля Фабрициуса. Известно, что Вермеер подолгу работал над каждой картиной, выполняя ее с необыкновенной тщательностью; вероятно, поэтому, несмотря на большой успех его произведений, ремесло живописца не могло обеспечить художника и его большую семью, и к концу жизни Вермеер был вынужден заняться торговлей картинами.

Ян Вермеер. Диана с нимфами. До 1656 г. Гаага, Маурицхейс.

Ян Вермеер. У сводни. Фрагмент. 1656 г. Дрезден, Картинная галлерея.

Уже первые из дошедших до нас произведений Вермеера— созданные до 1656 г. «Диана с нимфами» (Гаага, Маурицхейс) и «Христос у Марфы и Марии» (Эдинбург, Национальная галлерея) — привлекают своеобразным сочетанием возвышенного строя образов и одновременной близости их к реальной натуре. Последовавшее за ними большое крупнофигурное полотно «У сводни» (1656; Дрезден, Картинная галлерея) свидетельствует о новаторских возможностях Вермеера. В голландской жанровой живописи не существует другого произведения, в котором с такой почти монументальной значительностью, так необыкновенно выпукло была представлена столь смелая и свободная по своей теме бытовая сцена, а характеры действующих лиц были бы очерчены с такой широтой и яркостью. Здесь достаточно сослаться хотя бы на сводню, изображенную как будто на втором плане, но в действительности являющуюся пружиной всего действия; в одном ее взгляде художник передал не только пронырливость и алчность, но и такую живую черту, как жадное любопытство. Смелой оригинальностью отмечено и необычное живописное решение картины с его контрастом трех крупных ярких пятен чистого цвета — киноварно-красной куртки кавалера, лимонно-желтой кофты девушки и ее белого платка.

Эммануэль де
Витте

В 1636 году был принят в Алкмаре в гильдию Св. Луки. Работал в Роттердаме, Делфте, в 1651 переехал в Амстердам. Потерял жену, в 1655 женился вновь. Супруга и её взрослая дочь от первого брака были в 1659 осуждены за воровство. Беременную жену изгнали из города, в 1663 она умерла — предположительно, от чумы.

Сам Витте отличался крайностями в поведении, был азартным игроком, задирой (известно о его драке с Герардом де Лерессом), то и дело влезал в долги, постоянно менял место жительства, разрывал контракты с торговцами живописью. После разрыва с очередным кредитором повесился зимней ночью на городском мосту, верёвка оборвалась, тело рухнуло в канал и было обнаружено только через несколько недель, уже весной.

Имя Эмануэля де Витте связывается с живописной школой города Дельфта, приобретшего во второй половине XVI века во время войны Голландии за независимость важное политическое и экономическое значение.

Самым крупным мастером этой школы был Ян Вермеер (Дельфтский), рядом с ним стоят имена Питера де Хоха и Кареля Фабрициуса.

Эмануэль де Витте родился в Алькмаре, в семье школьного учителя. Он получил хорошее образование и, как отмечают исследователи, уже в ранние годы отличался свободомыслием.

Жизнь де Витте, не соглашавшегося на компромиссы в своем творчестве, не удовлетворявшем вкусы патрицианского общества, была тяжелой. Художник не мог сам найти покупателей для своих работ, а различные предприимчивые дельцы, пользуясь его бедственным положением, получали все то, что он делал, предоставляя ему стол и жилище. Э. де Витте неоднократно вел с ними тяжбы и, наконец, выгнанный хозяином зимней ночью на улицу, покончил жизнь самоубийством.

До нас дошло мало фактического материала о жизни и творчестве художника. Мы не знаем, где и у кого он учился. Известно лишь, что всю юность он провел в родном городе Алькмаре, затем два года жил в Роттердаме (1639—1640), а в 1642 году появился в Дельфте. Возможно, что его учителем на родине был Цезарь ван Эвердинген, пытавшийся сочетать караваджистские и академические традиции. Это подтверждают ранние картины де Витте — «Даная» (1641) и «Вертумн и Помона» (1644). В них сильны академические влияния, и только мягкое освещение сближает их с позднейшим творчеством художника. Близки к ним и недавно найденные портреты де Витте, где, впрочем, явственней проступают реалистические основы.

На рубеже 40-х—50-х годов художник пишет несколько жанровых картин, в которых действие происходит при свете свечи. Тогда же в его творчестве появляется тема, ставшая для него одной из основных — просторные, пронизанные солнцем Церковные интерьеры. Первый из них, находящийся в частном собрании в Лондоне, датирован 1651 годом. В этих архитектурных интерьерах с человеческими фигурами пространство и свет находятся во взаимодействии, создавая своеобразную эмоциональную атмосферу. Многочисленные церковные интерьеры де Витте славились по всей Голландии.

Читайте также  Самые красивые свадьбы в мире, где и как они проходили

В 1654 году художник переезжает из Дельфта в Амстердам, где прожил до самой смерти. Возможно, что жизнь большого шумного города воздействовала на расширение тематики его творчества («Церковный интерьер», «Новая церковь в Амстердаме», 1656; «Женщина у клавесина», и др.).

60-е годы —пора расцвета творчества де Витте; именно в это время он начинает писать рыбные рынки, составляющие второй большой тематический цикл его работ. В ранних из них фигуры еще несколько внешне сочетаются с фоном («Рыбный рынок», Амстердам). В «Рыбном рынке» из Лондонской Национальной галереи художнику в значительной степени удалось передать динамику жизни, хотя в нем и нет полного единства между человеком и его окружением. Следующий этап развития воплощен в «Рынке в порту» Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В нем наиболее отчетливо выражено демократическое общественное начало. Человек здесь органично живет в городской среде.

Одна из поздних картин из цикла «Рынков» написана в 1679 году. Человеческие фигуры уменьшились, отошли вглубь, пространство стало более замкнутым и пассивным, смягчился колорит, исчезли контрасты, преобладают голубовато-серые тона.

Эмануэль де Витте стремился воссоздать в голландской живописи народный жанр, несущий в себе общественную значимость. Это стремление делает мастера одним из самых передовых, своеобразных художников Голландии XVII века.

Интерьер старой церкви в амстердаме во время службы, эманюэл де витте

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Автопортрет в возрасте 34 лет 1640. Холст, масло. 102×80

Рембрандт — голландский живописец, рисовальщик и офортист, один из величайших мастеров XVII века.

К началу 1640-х жизнь и художественная деятельность Рембрандта приобрели стабильность и размеренность. На данном автопортрете изображен уверенный в себе рассудительный человек, одетый в соответствии с итальянской модой XVI века. Кстати, именно эта особенность позволила исследователям провести параллель между представленным портретом и работами Рафаэля (напрашивается сравнение с «Портретом Бальдассаре Кастильоне», 1515, Лувр, Париж) и Тициана («Портрет мужчины в голубом плаще», 1510, Национальная галерея, Лондон). Рембрандт увидел картину Рафаэля в 1639 на аукционе в Амстердаме и даже сделал рисунок с нее, ныне хранящийся в Музее Альбертина в Вене. Создается впечатление, что художник намеренно ссылается на своих знаменитых предшественников и хочет представить себя в традиции великих старых мастеров.

Виллем Калф (1619–1693) Натюрморт с питьевым рогом, принадлежащим гильдии стрелков святого Себастьяна, лобстером и бокалами Около 1653. Холст, масло. 86,4×102,2

Виллем Калф был одним из ведущих мастеров натюрморта в Голландии XVII века. В своих зрелых работах художник создал тип гармонично сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла. Его искусство достигло вершины в амстердамский период творчества в завораживающих, получивших общее наименование «роскошных натюрмортах».

Набор предметов в таких картинах не символизировал идею бренности и тщеты земного существования, а олицетворял богатство Голландской республики. Тем не менее определенные символы в данном натюрморте имеются. Так, питьевой рог, до сих пор существующий шедевр амстердамских ювелиров, хранящийся в Историческом музее в Амстердаме, поддерживается скульптурной группой из двух римских воинов и святого Себастьяна, считавшегося покровителем городской гильдии стрелков (он был подвергнут пытке римскими воинами-лучниками). Поскольку все в полотне говорит о гильдии святого Себастьяна, то логично предположить, что работа написана для нее. Гильдия была очень богатой, и «роскошный натюрморт» Калфа соответствовал ее статусу.

Питер Хендрик де Хох (1626 — после 1684) Дворик 1658. Холст, масло. 73,5×60

Питер Хендрик де Хох — голландский живописец делфтской школы, прославившийся изображениями интерьеров и повседневных жанровых сцен.

В картине, передающей эпизод из жизни городского дома, мастером заботливо перечислены мелкие, тонко подмеченные подробности. Чистый, прозрачный свет делает живопись правдоподобной, а две фигуры казались бы навечно заключенными в замкнутом мирке дворика, если бы не отворенная на улицу калитка. Открытый пролет двери был излюбленным приемом де Хоха, он часто писал темный передний план с распахнутой дверью, ведущей в ярко освещенные внутренние покои. В картине царит атмосфера спокойной повседневности и одновременно присутствует ощущение, что простота и тишина сами по себе прекрасны. Ранние произведения художника изображают двух-трех персонажей, занятых домашними делами в комнатах, залитых светом. В поздних работах живописец оставил эти чудесные светлые простые дома ради достаточно претенциозных сцен светской жизни. Люди на его полотнах стали богаче, но сами картины оскудели и потеряли свои световые достоинства.

Эманюэл де Витте (1616/1617-1692) Интерьер Старой церкви в Амстердаме во время службы Около 1660. Холст, масло. 79,1×63,1

Эманюэл де Витте — нидерландский художник, мастер интерьерного и бытового жанров.

В Национальной галерее хранятся две картины Витте — обе изображают Старую церковь в Амстердаме. Помещение храма представлено на них с разных точек зрения. Живописец в результате многолетнего художественного опыта в сравнительно узкой специализации достиг необычайного мастерства в передаче перспективы большого соборного пространства. Причем ему одинаково удавались как изображения реальных церквей, так и художественные фантазии на темы их интерьеров. Справедливости ради нужно отметить, что во второй половине жизни, после 1650, мастер обратился к изображению светских интерьеров, опыт оказался положительным. Таким образом, картины Витте, хотя и ограничены узкой тематикой, представляют внутри ее необычайную художественную ценность. Зритель ощущает себя внутри собора, сопричастным традиционной жизни нидерландцев, свидетелем их каждодневных дел и привычек. Привлекает внимание и социальный аспект, пространство разделено на две части: в задней происходит проповедь, на ней — исключительно мужчины, в ближней по-светски общаются женщины и дети. Кажется, будто это продолжение улицы, здесь присутствуют даже собаки (их всегда можно увидеть в церковных интерьерах мастера).

Ян Вермер Делфтский (1632–1675) Дама у вирджинала Около 1670–1672. Холст, масло. 51,8×45,2

Ян Вермер Делфтский — крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи, величайший представитель золотого века голландского искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: