Импровизация 7, василий васильевич кандинский, 1910 - Тайны со всего мира

Импровизация 7, василий васильевич кандинский, 1910

Знаменитые картины Василия Кандинского

Василий Кандинский — русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» — «Der Blaue Reiter». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве».

В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом — Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.

Живопись Василия Кандинского:

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства — Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

6. «Гора», 1909 год

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

8. «Импровизация 10», 1910 год

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

9. «Лирическое», 1911 год

В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».

10. «Композиция IV», 1911 год

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений — импровизации и композиции.

12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

14. «Композиция VI», 1913 год

После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

16. «Синий», 1922 год

Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.

17. «Черный и фиолетовый», 1923 год

Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.

18. «На белом II», 1923 год

Визуальное представление на двух основных нюансах — черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.

19. «Желтый, красный, синий», 1925 год

Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.

20. «Композиция X», 1939 год

Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.

Что нарисовано на картинах Кандинского?

Когда речь заходит об абстракционизме, многие далёкие от искусства люди сразу выносят свой категоричный вердикт: мазня. После этого обязательно следует фраза о том, что любой карапуз наверняка нарисует лучше, чем эти художники. При этом само слово «художники» обязательно будет произнесено с демонстративным презрением, которое в ряде случаев даже будет граничить с брезгливостью.

Читайте также  Пейзаж с потоком, монахами и прачками - марко риччи

АиФ.ru в рамках культурного ликбеза рассказывает, что стремился отобразить на своих полотнах один из самых известных абстракционистов Василий Кандинский.

Картина «Композиция VI»

Изначально картину «Композиция VI» Кандинский хотел назвать «Потоп», поскольку в этой работе живописец намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба. И действительно, внимательно присмотревшись, мы можем увидеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в клубящихся массах материи, словно в волнах штормового моря.

Сам Кандинский впоследствии, говоря об этом полотне, отмечал, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета». Мастер особо указывал, что в данном случае исходный мотив картины (Потоп) был растворён и перешёл ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», — объяснял Кандинский. В итоге живописец решил присвоить полотну номерное название, так как любое другое могло вызвать у ценителей искусства ненужные ассоциации, которые бы испортили им те эмоции, которые должна вызывать картина.

Картина «Композиция VII»

«Композицию VII» называют вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Поскольку создавалась картина очень кропотливо (ей предшествовали более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом), финальная композиция является комбинацией из нескольких библейских тем: воскрешения из мёртвых, Судного Дня, всемирного потопа и райского сада.

Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние. Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.

Картина «Композиция VIII»

Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк

«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали — «тепло и высоко». Острые углы — «теплы, остры, активны и желты», а прямые — «холодны, сдержанны и красны». Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Синий «опускается в бездонные глубины». Голубой же «развивает звук флейты».

Картина «Смутное»

Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Название «Смутное» было выбрано для картины не случайно. Неясность и «смута» отображены в работе Кандинского драматическим столкновением центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга в центре полотна. Это вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере «вживания» в произведение. Масса дополнительных цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной борьбы, то усмиряя, то обостряя смуту.

Картина «Импровизация 20»

Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Правила здоровья. (447)
  • Копилка советов для автолюбителей. (396)
  • Копилка любопытных фактов. (331)
  • Правила безопасности (259)
  • Музыка (257)
  • Драгоценные камни и ювелирное искусство. (253)
  • Про еду. (253)
  • Полезные советы (235)
  • Страницы истории (229)
  • Год дачника (226)
  • Человек и общество (220)
  • Православие (217)
  • Одежда (199)
  • Кино и ТВ (196)
  • Законы, которые должны работать. (194)
  • Заочные путешествия (194)
  • Танец (179)
  • Спорт (165)
  • Вооружённые силы (161)
  • Воспитание детей. (153)
  • Актуальные статьи по экономике. (150)
  • Секреты красоты (149)
  • Домашняя библиотека (147)
  • Картинная галерея (146)
  • Компьютер и Интернет (138)
  • Дети (134)
  • Истории любви (133)
  • Актуальные статьи о политике. (132)
  • Интересные персоны. (130)
  • Уютная и функциональная кухня. (123)
  • Психология (108)
  • Праздники (107)
  • В мире напитков. (97)
  • Аксессуары (97)
  • Мир изобретений. (95)
  • Эти милые животные и птички. (88)
  • Мода и модельеры. (86)
  • Рецепты повседневной кухни. (85)
  • Образование (83)
  • Медицинские истории. (83)
  • Фотомастера. (79)
  • Поднимаем настроение (76)
  • Создаём красоту своими руками. (70)
  • В часы досуга. (66)
  • Обувь (65)
  • Праздничный стол. (63)
  • Декоративно-прикладное искусство (60)
  • Русская культура (59)
  • Забавное видео. (59)
  • История европейского костюма. (57)
  • Мои стихи (55)
  • Притчи и мудрость жизни. (48)
  • Культура стран мира (44)
  • Английский для всех. (39)
  • Памятные даты. (35)
  • Народные художественные промыслы. (35)
  • Шедевры мировой архитектуры (33)
  • Музыка для разного настроения. (33)
  • Знаменитые бренды и логотипы (32)
  • Здоровье и красота волос (31)
  • Мой Первоуральск (31)
  • Стихи для души (30)
  • Мои фото. (30)
  • Дружба. (25)
  • Удивительные судьбы. (23)
  • Музеи мира (21)
  • Екатеринбург. (13)
  • Любимый Петербург (12)
  • Народный календарь. Народные традиции и праздники. (12)
  • Интересное о русском языке. (9)
  • Вечная музыка (8)
  • Символы в нашей жизни. (8)
  • Место памяти-село Щелкун Сысертского района (6)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Импрессия, импровизация, композиция. Знаменитые картины Василия Кандинского

В 2016 году весь мир отмечает юбилей Василия Васильевича Кандинского — основоположника и теоретика абстрактного искусства, одного из самых влиятельных художников ХХ века. К 150-летию абстракциониста Третьяковская галерея на Крымском валу и Государственный Эрмитаж подготовили проект, включающий выставку двух главных шедевров художника «Контрапункт: композиция VI – композиция VII», которую можно посетить с 13 апреля по 13 июня.

Система беспредметной живописи Кандинского включает три типа картин, воплощающих три стадии удаления от первоначального импульса, который дал толчок к их написанию: импрессии, импровизации и композиции. Лучшими работами живописца признаны «Композиция VI» и «Композиция VII». В России эти произведения последний раз демонстрировались вместе 27 лет назад.


«Без названия (Первая абстрактная акварель)», 1910


«Композиция X», 1939

Что нарисовано на картинах Кандинского?

Когда речь заходит об абстракционизме, многие далёкие от искусства люди сразу выносят свой категоричный вердикт: мазня. После этого обязательно следует фраза о том, что любой карапуз наверняка нарисует лучше, чем эти художники. При этом само слово «художники» обязательно будет произнесено с демонстративным презрением, которое в ряде случаев даже будет граничить с брезгливостью.

В рамках культурного ликбеза в этой статье рассказывается, что стремился отобразить на своих полотнах один из самых известных абстракционистов Василий Кандинский.

Картина «Композиция VI»
Год: 1913
Выставлена в музее: Эрмитаж, Санкт-Петербург


Изначально картину «Композиция VI» Кандинский хотел назвать «Потоп», поскольку в этой работе живописец намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба. И действительно, внимательно присмотревшись, мы можем увидеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в клубящихся массах материи, словно в волнах штормового моря.

Сам Кандинский впоследствии, говоря об этом полотне, отмечал, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета». Мастер особо указывал, что в данном случае исходный мотив картины (Потоп) был растворён и перешёл ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», — объяснял Кандинский. В итоге живописец решил присвоить полотну номерное название, так как любое другое могло вызвать у ценителей искусства ненужные ассоциации, которые бы испортили им те эмоции, которые должна вызывать картина.

Читайте также  Какие самые милые животные в мире

Картина «Композиция VII»
Год: 1913
Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Композицию VII» называют вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Поскольку создавалась картина очень кропотливо (ей предшествовали более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом), финальная композиция является комбинацией из нескольких библейских тем: воскрешения из мёртвых, Судного Дня, всемирного потопа и райского сада.

Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние. Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.

Картина «Композиция VIII»
Год: 1923
Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк


«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали — «тепло и высоко». Острые углы — «теплы, остры, активны и желты», а прямые — «холодны, сдержанны и красны». Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Синий «опускается в бездонные глубины». Голубой же «развивает звук флейты».

Картина «Смутное»
Год: 1917
Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва


Название «Смутное» было выбрано для картины не случайно. Неясность и «смута» отображены в работе Кандинского драматическим столкновением центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга в центре полотна. Это вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере «вживания» в произведение. Масса дополнительных цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной борьбы, то усмиряя, то обостряя смуту.

Картина «Импровизация 20»
Год: 1911
Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва


В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.

Коллекция. Василий Кандинский

Рубрики: Картинная галерея

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Абстракционизм — В.Кандинский

Искусство говорит с человеком на языке символов, значение которых понятно либо само по себе (реализм, академизм, импрессионизм и т.д. – передача чувств и настроений путем верного или нарочито искаженного изображения предметов), либо через знание семантики конкретной эпохи (разрез рукава платья на картинах раннего Возрождения). Существуют, однако, в нем направления, апеллирующие не к знанию, а к чувствам человека, требующие самостоятельного осмысления для понимания идеи автора или даже – выстраивания своего собственного умозаключения.

Среди этих направлений центральное место занимает порожденный средой русского авангарда абстракционизм, ключевой фигурой которого является Василий Васильевич Кандинский.

Творчество Кандинского — темы, цвет, работы

Решив посвятить себя живописи, будучи уже зрелым человеком, на рубеже 19-20-х веков, Кандинский не сразу пришел к прославившей его манере письма. Первые его работы, тем не менее, трудно отнести к определенному стилю:

  • небрежный реализм (?) — картины “Одесса. Порт” (1898),
  • синтетизм — “Изар около Grosshessolohe” (1901),
  • интимизм — “Лето” (1901).

Влияние пуантилизма и раннего Билибина на знаменитом полотне “Двое на лошади” (1906) скорее исключения. Большая часть – произведения на стыке нео- и импрессионизма, модерна, фовизма, чувствуется знакомство с группой “набидов”, постоянен частичный синтетизм (пейзажи видов Германии конца-начала века, отдельные приемы в которых повторяют Клода Моне — “Восход луны” 1903 и т.п.).

Особенности раннего периода

Тем не менее, уже в раннем, до абстракционизма, периоде творчества Василия Васильевича можно отметить:

Кандинский В. Одесса.Порт, 1898.

  • упор на цветовую составляющую;
  • грамотное составление композиции даже в полотнах с неясными контурами предметов и сюжетом;
  • разнообразные, но повторяющиеся темы: пейзажи – в основном немецкие, народные мотивы – русские, романтические настроения выражаются в модернистских сценах из рыцарской жизни, встречаются ориентальные полотна

Поясняя последнее, не лишним будет сообщить, что родным языком Кандинского, по его собственному утверждению, являлся немецкий. Два основополагающих труда художника — “О духовном в искусстве” (1910) и “Точка и линия на плоскости” (1926) — были написаны на нем же и изданы в Мюнхене, а интерес к изображению русского, народного обусловливался этнографическими занятиями, которые живописец совмещал со своей первой профессией юриста (одна из сфер интересов – “обычное” народное право среди русского крестьянства).

Кандинский В. Лето 1901 г

Успехами, достигнутыми в юриспруденции и политической экономии, в частности, в статистике, объясняется и “научный подход” к творчеству.Свои работы Кандинский (картины, гравюры, стихи) рассчитывал как теоретик, тщательно следя и аргументируя для себя и других выбор формы и средств выражения.

В качестве примера оппозиции подобного подхода выступал К.С.Малевич со своей ультимативной риторикой супрематизма, которая, впрочем, вряд ли стала бы возможна, если бы не полотно «Черный квадрат» В.С. Кандинского, увидевшее свет в 1909 (под другим источникам – в 1910) году.

Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция

Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910

Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:

• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;

• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);

• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).

“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:

Кандинский В. Импровизация «Потоп», 1913

Страшный суд (1912);
Импровизация “Потоп” (1913);
Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма);
Незнакомому голосу (1916).

Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.

Кандинский В. Импровизация VIII, 1923

Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.

Согласно его объяснениям:

  • Импрессия создается непосредственно под впечатлением, полученным извне, со стороны, попытки осмысления в ходе создания полотна избегаются;
  • Импровизация является зарисовкой внутренних импульсов, бессознательных процессов – представляет собой по сути импрессию, с той лишь разницей, что основа импрессии – впечатления внешние, а импровизации – идущие изнутри;
  • Композиция представляет собой синтез импрессии и импровизации в одной работе.
Читайте также  В лодке, эдуард мане, 1874

Дальнейшее развитие художника: эмиграция, Баухауз, супрематизм

С отъездом – теперь навсегда – В.В.Кандинского из Советской России в Германию в 1921-м году, абстракционизм ждали изменения. Стиль, созданный Кандинским, продолжил существование, однако на него наложили отпечаток следующие факторы:

  • работа художника в качестве преподавателя в Высшей школе строительства и художественного конструирования (“Баухауз”) требовала соответствия принципам учебного заведения, главным из которых являлся функционализм, отказ от лишних деталей;
  • супрематизм К.С.Малевича как яркое и самобытное явление в русской живописи 20 века расширял свое влияние;
  • во Франции к началу 1920-х годов сформировался сюрреализм;
  • начало мировой известности В.В.Кандинского, возможно, позволившее художнику отойти от раз и навсегда изобретенных принципов ради новых экспериментов.

Кандинский В. В черном квадрате

В результате этих и других обстоятельств, в немецкий период (1921-1933) творчество Кандинского характеризует появление не предметов, но геометрических форм, в основном типичных для супрематизма – круг, квадрат, треугольник (“Композиция VIII” – 1923, “Черное и фиолетовое” – 1923, прямое апеллирование к Малевичу – “В черном квадрате” – 1923), а также некоторых сюрреалистических сочетаний (“Причудливое” – 1930, “Коричневатое” – 1931). Общая концепция абстракционизма, тем не менее, оказалась живуча и сохранилась.

Геометрия, а также биология

После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают. Это связано в первую очередь с развитием сюрреализма, во вторую — со значительным изменением изображаемых Кандинских форм. На картинах угадываются предметы (“Композиция X” – 1939 – воздушный шар, хлопушка, книга, ср. с “Коричневатое”), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (“Белая линия” – 1936, “Три треугольника” – 1938). При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. Новая атмосфера, передавамая Кандинским, не находит широкого отклика ни у масс, ни у ценителей. И сейчас, хотя позднее творчество художника представляется не менее важным, исторической ценностью обладают работы именно 1910-х годов, благодаря которым абстракционизм в России и в мире стал одним из распространеннейших стилей живописи.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ПРОСТРАНСТВО ЗАМКНУТОЙ ДУШИ

Отец Василия Кандинского — Василий Сильвестрович был из древнего забайкальского рода Нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан восточносибирского города Кяхта.

Он был своеобразным купеческим поселением, община которого состоявшая из нескольких фирм и купеческих семей могла самостоятельно распоряжаться своим состоянием. Кяхта считалась центром российско-китайской торговли. Кандинские были там крупнейшими купцами. Торговали пушниной, хлебом, поставкой леса на заводы, имели золотые прииски. В числе их предков были бурятские шаманы, а бабушка художника, которую он любил называть моя монгольская принцесса, тунгусская княжна Гантимурова.

«Первая абстрактная акварель», Кандинский. 1910 год.

Сибирские каторжане вначале не были простыми людьми. Туда ссылали неугодных царскому двору бояр, дворян, пленных поляков, шведов. Так что население там было не только многонациональным, но и вполне просвещенным. Отец Кандинского неоднократно бывал в Лондоне, встречался там с Герценом, нелегально ввозил в Россию журналы «Колокол», «Полярная звезда».

«Импровизация 10», Кандинский. 1910 год

В те времена, когда семейство начало постепенно разоряться, Василий Сильвестрович Кандинский отошёл от дел. Он стал заниматься торговлей чая — выгодным по тем временам мероприятием. Тогда-то он и познакомился с Лидией Ивановной (в девичества Тихеевой). И уже 16 декабря (4 декабря ст.ст.) 1866 года жена купца Селенгинской 1 гильдии Василия Сильвестровича Кандинского родила в Москве своего первенца Василия. Для главы семейства появление на свет наследника наполнило его жизнь особым смыслом продолжения рода Кандинских.

Отец семейства хотел дать достойное образование своему мальчику, поэтому ещё с раннего детства родители вместе с ним любили путешествовать. Они показали маленькому Василию Рим, Венецию, Флоренцию, Крым, Кавказ, тем более что средства позволяли.

«Черное пятно», Кандинский. 1912 год

В 1871 году семья по состоянию здоровья отца переезжает в Одессу, где Кандинский старший становится управляющим чайной фабрикой, а мать вскоре уходит из семьи и перестает заниматься воспитанием своего сына. Она второй раз выходит замуж за известного в Одессе купца и финансиста Михаила Михайловича Кожевникова. От этого брака у неё рождается ещё пять детей. Сын остается жить с отцом и тётей под их пристальным вниманием, но с душой обиженного ребенка не в состояние понять, за что его бросила мать. Для него это была психологическая травма, прошедшая сквозь жизнь. Она сделала его замкнутым и в какой-то степени одиноким, но с невероятно бурным творческим потенциалом, отразившемся в обилие живописных работ Кандинского.

«Импровизация 7», Кандинский. 1910 год.

В будущем Василий Сильвестрович предполагал дать сыну привилегированное по тем временам гуманитарное Университетское образование с дипломом юридического факультета, поэтому учась в гимназии, он брал уроки по классу фортепиано и виолончели, устраивая иногда концерты в своём кругу. Помимо музыки он увлекался рисованием.

В это время его работы наполнены нетрадиционными цветовыми сочетаниями, живущими как бы самостоятельно, независимо друг от друга. «Старый город П», «Воскресенье Деревняя Русь», «В лесу», « Двое на лошади», «Пестрая жизнь», «Синяя гора», «Интерьер моя столовая», « Импровизация № 6 Африканское», «Зимний пейзаж», « Без названия Первая абстрактная акварель», «Импровизация № 10», «Композиция IV», «Чёрное пятно», «Композиция № VII», «Акварель № 13».

«Воскресенье (Древняя Русь)», Кандинский. 1904 год

Получив юридическое образование, Василий Васильевич Кандинский всё же делает выбор не в пользу науки. В Москве в 1895 году на выставке импрессионистов он открывает для себя Моне и в 1896 году решает посвятить себя искусству. Но это не означает, что он отказывается от полученных в Университете знаний. В живописи он использует научный метод, исследуя взаимодействие народного искусства, близкого к лубку, с символизмом, а затем и переход к абстракции. А в теории — исследованию работы языка форм и красок.

«Двое на лошади», Кандинский. 1906 год

После революции в 1918 – 1921 годах он попадает в культурно-политический водоворот России, с её необходимыми условиями отвержения прошлого и создания нового для молодой Республики искусства. Кандинский начинает работать. Много печатается, преподает, сотрудничает с отделом изобразительных искусств Наркомпроса, ведет живописные мастерские, создает обеденный эскиз с абстрактным орнаментом для Петроградского фарфорового завода, председатель при музейном бюро Наркомпроса, вице-президент Академии художественных наук, профессор ВХУТЕМАСа.

«Пестрая жизнь» , Кандинский. 1907 год.

Но приближается время соцреализма. Интерес к творчеству Кандинского с его ранимой душой начинает не просто угасать, а оказывается в самом центре культурно-политической борьбы. Постоянные нападки его противников Родченко, Степанова, Попова с каждым разом всё больше склоняют художника покинуть Россию.

«Интерьер (моя столовая)», Кандинский. 1909 год

Его картины в концепцию соцреализма не вписались и были надолго убраны в запасники. В 1921 году Василий Васильевич Кандинский покидает страну, он едет в Германию, затем в 1933 эмигрирует во Францию. В декабре 1944 года художник тяжело заболевает и 13 декабря умирает.

«Синяя гора», Кандинский. 1908 год

Тело великого художника и теоретика искусства покоится теперь на кладбище Нейи-сюр-Сен, где тишина и вечная ему память.

Елена Ичетовкина. Искусствовед.

ВХУТЕМАС, эскиз, кандинский, Пестрая жизнь, Импровизация № 10, Двое на лошади, абстрактный, орнамент, водоворот, творческий потенциал, живописные работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: