Христос и грешница (кто без греха?), в. д. поленов, 1888 - Тайны со всего мира

Христос и грешница (кто без греха?), в. д. поленов, 1888

Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

Описание картины «Христос и грешница (Кто из вас без греха?)»

На XV передвижной выставке 1887 года (лучшей из всех, по мнению критика Стасова) оказалось целых два «гвоздя» – две крупноформатных картины, написанные двумя Василиями. Первая – всем известная «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, а вот вторая – шестиметровое полотно Василия Поленова «Христос и грешница» .

Поленов, правда, хотел назвать картину «Кто из вас без греха?» и был весьма опечален, что цензура, которой этот вопрос показался провокационным, не позволила. Курировавший выставку цензор Никитин сначала изменил название на «Христос и блудная жена», а вскоре и вовсе решил не допускать картину к экспонированию. Проблема заключалась в том, что работа Поленова, вынося за скобки мистику и метафизику, изображает Христа как учителя, мудреца, Сына человеческого – не как Бога.

Сюжет

История, которую взял для изображения Поленов, рассказана в Евангелии от Иоанна. Иисус учил в Иерусалимском храме. Ему внимают люди, сидящие кружком. А в это время разъярённая толпа под предводительством фарисея (он в белых одеждах и активно жестикулирует) и саддукея (рыжебородого и ехидного) привела к Христу на суд женщину, которую застала за прелюбодеянием. Толпа кричит, что, по закону Моисея, таких побивали камнями, и требует от Иисуса ответа, как поступить с женщиной. Христос же отвечает: «Кто без греха, первый брось в неё камень» .

Как многие тогда в России, Поленов находился под сильным впечатлением от книги «Жизнь Иисуса» француза Эрнеста Ренана, чьей целью было, как выразился писатель Иван Гончаров, «отнять от Иисуса Христа Его божественность» . В сходном русле двигался и Лев Толстой, ценивший христианское учение, «в котором проповедуется любовь, смирение, уничижение, самоотвержение и возмездие добром за зло», но не веривший ни в божественную природу, ни в воскресение Христа. «Христа и грешницу» Поленова тоже будут воспринимать в этом ключе. Викентий Вересаев писал: «Картина даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить – не Бога, а человека с огромной душой» . Разумеется, цензура напряглась, но всё разрешилось для картины благополучно. Еще до официального открытия выставку посетил император Александр III; он купил картину Поленова, опередив дававшего за «Христа и грешницу» 20 тысяч рублей Павла Третьякова. Покупка царём автоматически снимала с картины цензурные запреты. «Христос и грешница» принесла Поленову 30 тысяч, но не принесла удовлетворения.

История создания

Ни к одной из картин Поленов не готовился так долго, как к «Христу и грешнице». Он задумал её еще студентом, а осуществил, когда ему перевалило за 40. Родственники – отец, мать, сестры Вера и Лиля, жена Наташа, друг и меценат Савва Мамонтов, художники Репин и Суриков – не только знали о планах Поленова, но были, так или иначе, втянуты в работу: обсуждали, спорили, советовали.

Сестре Вере (они с Василием были близнецами, брат изображал её на картинах «Заросший пруд» и «Бабушкин сад») не посчастливилось увидеть «Христа и грешницу»: она умерла от болезни лёгких в 37 лет. Но, по семейной легенде, перед смертью Вера взяла с Василия обещание, что он обязательно закончит давно задуманную «картину о Христе» – так ей будет спокойнее умереть.

Для наиболее реалистичной передачи природы, одежды, лиц и фигур Поленов специально ездил в Италию и на Ближний Восток: он был уверен, что там еще сохранились те типы внешности, которые были распространены во времена Христа. Ему хотелось сделать картину максимально исторически достоверной.

Своей благоустроенной мастерской у Поленова долго не было, и он писал «Христа и грешницу» в просторном кабинете Саввы Мамонтова. Другие передвижники – Маковский, Репин, Суриков – до выставки держали в тайне даже темы своих картин, Поленов же, напротив, ничего не скрывал: к нему в мамонтовский кабинет наведывались смотреть на Христа и Павел Третьяков, и Лев Толстой.

Красив ли Христос?

Вопрос, который особо волновал Поленова, – как на самом деле выглядел Христос? Не в идеализирующей традиции искусства Возрождения или классицизма, а в реальности. «Мне хочется доискаться исторической правды , – писал художник сестре. – Истина, какая бы она ни была, для меня несравненно выше вымысла» .

Поленова печалило, что объективной информации о внешности Христа не найти: «Положительных данных очень мало. Те, которые до нас дошли, крайне противоречивы. С самого начала возникает спор и два противоположных сказания. Одно описывало его почти физическим уродом, другое, наоборот, облекает его в красивую внешность» .

Биограф Поленова Марк Копшицер не без лукавства замечает, что, очевидно, Поленов в конце концов склонился ко второй версии, раз просил позировать для Христа Исаака Левитана (1, 2) и Константина Коровина: второй был благообразный бонвиван, первый – красавец с библейской внешностью и вследствие этого неисправимый сердцеед.

Кстати, на всех поленовских эскизах Христос (с узнаваемым профилем Левитана) изображён в головном уборе. Изучив исторические источники, Поленов пришёл к выводу, что именно так будет правильно – недаром и все остальные герои тоже с покрытыми головами: при палящем палестинском солнце иначе просто нельзя. И на самой картине головной убор до последнего момента тоже был, Поленов записал его перед самым вернисажем. На этом настояла мать Поленова Мария Алексеевна – ведь канонический Христос и на картинах, и на иконах всегда с непокрытой головой! Мария Алексеевна была особой властной, вмешивалась в работу сына – и на сей раз художник, особенно заботливо относившийся к матери после смерти сестры, не рискнул перечить.

Критика

Поленов осуществил свой давний замысел и получил императорское признание, но вслед за ним – волну отрезвляющей, а порой и просто неоправданно жестокой критики.

«Мне жаль, что у Христа короткие волосы» , – сентиментально сетовал в письме художнику Павел Третьяков. Заезжая знаменитость, шведский художник Андерс Цорн заметил, что у Поленова гораздо удачнее его «большой картины» – пейзаж «Зима в Имоченцах». Картину упрекали в излишнем академизме – особенно это бросалось в глаза в сравнении с «Боярыней Морозовой». Но обиднее всего оказалась реакция Льва Толстого – свидетеля создания «Христа и грешницы» и, как казалось, единомышленника художника. «Поленов красив, но бессодержателен , – резал свою «правду-матку» Толстой. – Правая сторона картины написана очень хорошо – сама грешница, евреи; левая никуда не годна: лица банальные, Христос у него – какой-то полотёр, а апостолы плохи; сзади – декорация» . Это – в письме третьему лицу. Но и в лицо Поленову Толстой говорил что думал: «А вы не любите его… Вон того, кто сидит посередине» .

Но Толстой ошибался. «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ», – писал Поленов. «Христос и грешница» станет началом огромного и по-своему грандиозного евангельского цикла картин, который Поленов завершит только к 1909 году. В него войдут картины «Среди учителей», «За кого меня почитают люди», «На Генисаретском озере» и другие.

«Христос и грешница (Кто без греха?)» — Поленов Василий Дмитриевич

Ошибка в тексте ?

Читайте также  Самые красивые актрисы россии + их фото

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

Картина «Христос и грешница» — одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение его евангельского цикла «Из жизни Христа», с точки зрения психологизма.

Сюжет картины отсылает нас к восьмой главе Евангелия от Иоанна. Фарисеи и саддукеи привели ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями, что противоречило проповеди человеколюбия, которую исповедовал Христос. В результате Христос оказывался перед выбором —нарушить законы Моисея, или поступить в противоречии со своей проповедью. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди». (Ин.8:7-9).

Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Спокойствие царит в левой половине картины, где изображен сидящий Христос, окружённый его учениками и другими слушателями. Очевидно, он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. На картине запечатлен кульминационный момент евангельского события: только что был задан провокационный вопрос о том, что же делать с грешницей. В ожидании ответа Христа замерла толпа, ждут реакции Христа и его ученики. Поленов очень точно выразил в пластике душевное состояние молодой женщины. Ее внутреннее сопротивление зритель ощущает через сжатые кулаки и напряженные руки, через вытянутую, как струна, фигуру. Взгляд девушки напуганный, но внимательный и сильный.

В композиции картины наиболее выразителен образ Спасителя, олицетворяющий собой торжество человеколюбия, мудрости, простоты и спокойствия. Однако поленовское изображение Христа по-своему революционно. Художник максимально приблизил образ Христа к человеческой сущности. Перед нами действительно сильный человек с крепким загаром и утомленным лицом, однако внутренняя гармония облика подчеркивается белизной хитона, благородной осанкой, свободой жеста и позы. Проповедь именно такого Спасителя, внешне почти не отличающегося от своего окружения, по мысли художника, несла людям идеи добра и прощения: «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». (Ин.8:10-11).

История создания.

В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. Идея создания большого полотна нравственного содержания, зародилась у художника еще в юношеские годы под впечатлением от картины Александра Иванова «Явление Христа народу». В целях глубокого погружения в атмосферу тех мест и точности ее воспроизведения, Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток. Он побывал в Константинополе, Александрии, Каире,Асуане, посетил Палестину и Сирию. Далее Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну, саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова.

По мнению художника, такое произведение отвечало запросам времени, духовным потребностям людей. Евангельский сюжет позволял художнику выразить важные для него нравственные проблемы — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Поленов хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир, и совершающего свой путь среди народа». Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В.Вересаева: «Картина дает такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».

Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

Отношение автора к вере.

В.Д.Поленов посвятил сорок лет созданию евангельского круга, который в конечном итоге стал главным делом его жизни. Художник глубоко изучал тексты, натуру, искал свое понимание Евангелия. Безусловно, художник прошел свой путь ко Христу с помощью творческих исканий. Поленов изображал евангельские события деликатно и ненавязчиво, и это позволяло даже неподготовленному человеку понять, о чем и о Ком они. Художник много рассуждал о религии, его интересовала ее фактическая история. На пути к пониманию Истины, живописцу нередко требовались вещественные доказательства. Он много спорил и с самим собой, и с религиозными философами. Однако, по свидетельству дочери художника, Христос для него был нравственным идеалом, личностью идеальной и гармоничной. По мысли Поленова, человек должен стремиться к этому эталону, которого действительно может достичь.

Биография.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Петербурге, в высокообразованной дворянской семье. Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга — Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он окончил Университет со званием кандидата прав.

Осенью 1871 года В.Д.Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет, на средства Академии.За годы путешествия, Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.

В середине 1870-х годов художник представил на выставках ряд работ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день». Все они отличались тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа. Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока.

1880–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В.Д.Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в том числе И.Левитана, К.Коровина, И. Остроухова, А.Архипова, С.Иванова.

Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера. Со свойственной ему энергией, художник занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 1920–е годы он создал диораму — кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года, в возрасте 83 лет. В 1926 году, одному из первых, ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на берегу Оки, в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Читайте также  Преимущества смартфонов samsung

Поленов В.Д.. Христос и грешница (Кто без греха?).. 1888

Поленов В.Д. Христос и грешница (Кто без греха?).

1888. Холст, масло.

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

  • Виртуальный тур по музейному комплексу.
  • Проект «Шедевры Русского»

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

  • О музее
  • Дворцы/Сады
  • Музей Людвига в Русском музее
  • Филиал в городе Малага
  • Филиал в городе Кемерово
  • Справочная информация
  • Билеты
  • Реставрация музейных ценностей
  • Друзья Русского музея
  • Администрация музея
  • Партнеры и спонсоры
  • Пресса о Русском музее
  • Противодействие коррупции
  • Локальные нормативные акты
  • Справочная информация
  • Часы работы
  • Лекторий
  • Билеты
  • Правила посещения музея
  • Экскурсии
  • Доступный музей
  • Музей — детям
  • План мероприятий по улучшению качества деятельности музея и оценка условий труда
  • Текущие выставки
  • Будущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянные экспозиции
  • Выездные выставки
  • Михайловский дворец
  • Корпус Бенуа
  • Строгановский дворец
  • Михайловский замок
  • Павильоны Михайловского замка
  • Мраморный дворец
  • Летний дворец Петра I
  • Домик Петра I
  • Каталоги и альбомы
  • Научные каталоги собрания
  • Научные сборники
  • Буклеты
  • Ежегодные отчеты
  • Мультимедиа
  • Русский музей: виртуальный филиал
  • Культурно-выставочные центры
  • Фестиваль «Императорские сады России»
  • Лекторий
  • Российский центр музейной педагогики и детского творчества
  • Сектор прикладной социологии и работы с молодежью
  • Студенческий клуб Русского музея
  • Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации
  • Аспирантура
  • Поддержать музей
  • Порядок оплаты
  • Договор пожертвования
  • О музее
  • Дворцы/Сады
  • Музей Людвига в Русском музее
  • Филиал в городе Малага
  • Справочная информация
  • Билеты
  • Администрация музея
  • Партнеры и спонсоры
  • Друзья Русского музея
  • Пресса о Русском музее
  • Противодействие коррупции

Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея

Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея

«Христос и грешница» Василия Поленова

В Третьяковской галерее продолжается ретроспективная выставка Василия Поленова. В Москву специально для выставки из Русского музея привезли масштабное полотно мастера «Христос и грешница». Её создание у Василия Поленова заняло 20 лет! Художник оставлял её, но после десятилетнего перерыва вновь вернулся к работе и завершил картину в 1888 году.

Василий Поленов широко известен как непревзойденный мастер пейзажной живописи, однако созданные им сюжетные картины также представляют немалый интерес. Особое место в творчестве художника занимают работы о жизнеописании Иисуса Христа. Тем интереснее их изучать, зная, что Поленов был атеистом. На своих картинах религиозной тематики он стремится противопоставить церковному канону «правду среды и быта», в первую очередь показать Христа-человека. Самой монументальной стала работа «Христос и грешница» («Кто без греха?»), которая сейчас хранится в собрании Русского музея.

Василий Поленов «Христос и грешница», 1888

Поленов много рассуждал о религии, его интересовала её история, для него важна была истина, но истину он понимал как научное открытие. Для Поленова Христос был нравственным идеалом, реально жившим обычным человеком, смерть которого привела к написанию Евангелия. Попробуем через эту призму посмотреть на это крупноформатное полотно, размером три на шесть метров.

Изначально картина называлась «Кто без греха?», однако во избежание проблем с цензурой была переименована в «Христос и грешница». Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. К Иисусу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. По закону Моисея её должны были побить камнями. «Ты что скажешь?» — спрашивали Христа, однако он не отвечал и продолжал «водить перстом по земле», не обращая ни на кого внимания. Но народ не отступал и тогда Иисус сказал им: «Кто из вас без греха, первым брось в неё камень». И толпа, «обличаемая совестью», стала уменьшаться. Люди уходили один за одним, пока не остался только Христос и «женщина, стоящая посреди».

— Женщина, где твои обвинители? Никто не осуждает тебя.

— Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши.

Эскиз к картине, выполненный углём на холсте

Взглянув со стороны не только морали, но и истории, мы увидим немного больше человеческих поступков, размышлений, причин действий Христа. Дело в том, что казнь за прелюбодеяние была закреплена иудейским законодательством. Замысел обвинителей заключался в том, что милосердный Иисус пощадит в нарушение закона женщину и даст этим повод для его обвинения. По одному из распространенных мнений Иисус написал на земле свой ответ и затем перечислил грехи, в которых были повинны обвинители женщины, а они, устыдившись, раскаялись.

Для того, чтобы достоверно изобразить персонажей, Поленов отправился в путешествие в Палестину, где делал много пейзажных зарисовок, архитектуры, но не хватало изображений людей. Чтобы заполнить этот пробел художник отправляется в Италию где очень много работает. Наталья Васильевна (жена художника) так описывала римский период деятельности: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать; мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры, и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». Наталья также создавала костюмы для натурщиков, которые позировали Поленову.

Эскиз картины «Христос и грешница»

Именно благодаря таким долгим поискам каждый из персонажей картины уникален, наделен своим смыслом и характером, здесь нет пустых личностей, каждый со своей эмоцией и посылом. Группа людей вокруг Иисуса запечатлена именно в тот момент, когда прозвучал провокационный вопрос. Создается такое ощущение, что замерли не только люди, но и окружающая природа – все ждут ответа. Художник создавал картину будучи признанным мастером пейзажа и здесь он поистине великолепен: архитектура, природа, свет – всё максимально гармонично и спокойно.

Очень сложно художник искал образ Христа. Частично Поленов написал его со своего ученика художника Исаака Левитана, частично – с зарисовок средиземноморских мужчин. Поленов здесь намеренно подчеркнул человечность Иисуса, представив его сильным усталым путником с мудрым взглядом.

Картина была представлена на 15-й передвижной выставке и изначально была встречена тревожно. Однако после приобретения ее императором Александром III полотно приняло статус официально утвержденного, было включено в каталог выставки и заняло полноценное место в экспозиции.
Картина пережила революцию, Великую

Отечественную войну и сейчас её можно увидеть на выставке «Василий Поленов» в Третьяковской галерее до 20 февраля.

Портрет Василия Поленова кисти Ильи Репина

«Христос и грешница» Поленова, история шедевра

«Христос и грешница» – под таким названием в начале 1887 года Василием Поленовым (1844-1927) петербургской публике было представлено крупноформатное полотно, размер которого составляет 325 х 611 см. Картина, написанная маслом на холсте, впечатлила самого императора, и Александр III приобрёл её для Зимнего дворца. После смерти царя его преемник Николай II в Михайловском дворце Санкт-Петербурга основал Русский музей, куда и была передана картина. Здесь она экспонируется и сегодня.

Читайте также  Святое семейство с маленьким иоанном крестителем (мадонна строганова), аньоло бронзино

Автор

Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге в многодетной дворянской семье, известной своими научными и дипломатичными заслугами перед Отечеством. Воспитанию и образованию детей придавалось большое значение, для чего нанимались лучшие педагоги. Природным наклонностям, в частности, художественной одарённости уделялось особое внимание, благодаря чему мир узнал талантливого живописца Василия Поленова, стала настоящей художницей и его младшая сестра Елена.

Авторский замысел

Василий Дмитриевич Поленов «Христоса и грешницу» задумал за два десятилетия до последнего мазка кистью. Кстати, официальной датой создания картины считается 1888 год – художник после первой выставки вносил поправки на полотно, самолично изменил и дату.

Поленова как живописца интересовало создание человечного образа Христа и отображение конкретных его деяний среди людей. Для погружения в материал живописец много читал и изучал известные полотна по сюжетам из Евангелие, первоначально воодушевившись идеей от «Явления Христа народу» Иванова. В начале 1870-х, во время выпускной поездки художника по Европе, появились первые эскизы, которых с каждым годом становилось всё больше. Но прошло 10 лет, а художник не мог определиться с окончательной композицией картины, которая по признанию самого живописца «не пошла». Возможно, она так бы и не появилась, если бы не семейная трагедия – безвременно умерла от болезни лёгких сестра-двойняшка художника Вера. А ей очень нравились этюды по этой задумке брата, и перед смертью она взяла с него обещание обязательно довести дело до конца.

И он решился. Кроме того, Василий Поленов «Христосом и грешницей» как монументальным религиозным полотном намеревался запомниться и войти в историю (а не «Московским двориком», который он, страшно заблуждаясь, до конца жизни не считал чем-то выдающимся). Вернувшись к работе над картиной, художник отправился в путешествие по Египту, Палестине, Сирии – здесь он искал типажи, натуру и вдохновение, которые позволили бы ему добиться максимальной достоверности и приближённости к жизни. В поездках скупал предметы одежды, в которые заставлял облачаться Коровина и Левитана – коллеги и друзья позировали ему (в персонажах картины можно заметить черты обоих художников, особенно заметен Левитан в Иисусе).

Метаморфозы с названием картины

В основе сюжета библейская притча со знаменитой фразой из уст Христа: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Эта центральная мысль должна была дать название и работе по её окончании – в планах художника было подписать картину словами «Кто из вас без греха?» Но воспротивились цензоры, контролирующие выставочные работы – усмотрели бунт. Пришлось подобрать более демократичное «Христос и грешница». Император Александр III с первого взгляда на картину и после, когда она уже была в царской коллекции, называл её «Блудной женой».

Сам художник много лет спустя говорил, что сожалеет об искажении смысла сюжета противоречивым названием, не дающим точной оценки изображённому по замыслу живописца.

Описание картины «Христос и грешница»

Действие разворачивается у подножия широкой лестницы Иерусалимского храма в его внешнем дворе (внутренний двор был не доступен для иностранцев и язычников). Косые лучи вечернего солнца освещают стены и ступени из светлого камня, отбрасывая на них уже длинные тени. На лестнице неспешные фигуры людей, к стене безучастно привалились нищие.

Левая часть картины занята спокойно сидящими на камнях и просто на земле, уставшими от долгого жаркого дня людьми в широких одеждах, максимально закрывающих от палящего солнца. У парапета лицом к слушателям в простой расслабленной позе и без головного убора сидит Иисус Христос. Он утомлён, но невозмутим и нетороплив. Очевидно, шла мирная беседа, вдруг прерванная шумной толпой – она в правой стороне картины, на неё обратили свои взоры Христос и все его слушатели. Что случилось, почему приближающиеся так кричат? Разъярённые мужчины толкают перед собой испуганную молодую женщину, некоторые в задних рядах возмущённо размахивают палками. Два старца, чуть в стороне от основной толпы, гневно вопрошают Христа, как поступить с грешницей. Жесты и мимика людей справа красноречиво говорят об их мнении.

Иисус Христос же спокоен, олицетворяет собой мудрость и человечность как признаки высочайшей степени сознания человека. Его белый хитон символизирует внутреннюю светлую сущность, которая поддерживается всеми деталями образа. Художник имел цель изобразить не идеальное божество, а человека. Это удалось ему в полной мере: перед зрителями сильный, молодой, крепкий и загорелый мужчина, одновременно мягкий и благородный. Налицо явное его отличие и от слушателей, и тем более от злобствующей толпы.

Все словно застыли в самый кульминационный момент и ждут решения Христа.

В отличие от эскизов

На окончательном варианте картины Христос изображён с непокрытой головой, хотя в ходе работы головной убор предполагался – ведь стремящийся к правдивости и очеловечивании образа Христа художник был убеждён, что палестинская жара заставляет всех прятаться от солнца. На эскизах и до последнего момента на самой картине Иисус в белой ермолке. Но буквально накануне вернисажа Мария Алексеевна, мать художника, женщина образованная, авторитетная и имеющая влияние на сына, настояла на удалении головного убора – ведь по канонам Христос должен быть с непокрытой головой. Художник к матери относился заботливо, поэтому уступил и обнажил недлинные волнистые волосы Иисуса – у всех остальных героев картины открыты только лица, руки и частично ноги.

Критика

После того, как картина была приобретена самим императором (за 30 тысяч, на которые художник обзавёлся собственным имением), цензоры поутихли, но критика всё же звучала. Павел Третьяков сожалел, что у Христа короткие волосы, но тем не менее предлагал Поленову за картину 20 тысяч в случае отказа Александра III от покупки. Многие считали, что художнику больше удаются пейзажи, картине предъявляли излишний академизм, даже Лев Толстой обвинил живописца в недостаточной содержательности, неубедительности образа Иисуса и скупой любви к главному герою.

Поленов и Евангелие

Но Поленов, по его собственному признанию, несказанно любил евангельское повествование, этот «наивный, правдивый рассказ». Полотно «Христос и грешница» стало первым в грандиозном цикле картин, завершённом к 1909 году. Современники художника эту серию полотен называли не иначе как «Евангелием от Поленова».

Картины, в том числе «Христос и грешница», выбрали для выставки в Америке, они должны были 10 апреля 1912 года отправиться в Нью-Йорк на «Титанике». Но по невероятной случайности их доставили в британский Саутгемптон, откуда уходил океанский лайнер в роковое плавание, с опозданием. Такое вот счастливое стечение обстоятельств в «жизни» самого человечного Христа кисти Василия Поленова.

«Бабушкин сад» Поленова – дух истории

Духовные изыскания Крамского и их отражение на полотне «Христос в Пустыне»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: