Хозяйка и служанка, питер де хох - Тайны со всего мира

Хозяйка и служанка, питер де хох

Pieter de Hooch — голландский мастер жанровой живописи

Творчество Питера де Хоха является предметом постоянного интереса всех любителей искусства. Во время организации туров в Нидерланды обязательным местом для посещения является музей изобразительных искусств Маурицхаус (Гаагская галерея), где хранятся произведения Рембрандта, Вермеера, Халса, Питера Хоха и др.

Питера де Хоха заслуженно считают мастером интерьеров, его картины отличаются полным гармоничным созвучием между человеком, пространствам, и светом.

«Интерьер»

Родился Питер де Хох 20 декабря 1629г. в Роттердаме, в семье каменщика и повитухи.

О жизни этого выдающегося мастера жанровой живописи, практически ничего не известно.

Питер де Хох был выходцем из низов голландского общества и потому не был избалован деньгами и популярностью.

«Во дворе»
В молодые годы он был камердинером у зажиточного торговца.
В 1645-1647 годы Питер де Хох учился в Харлеме у Николаса Берхема. Как и многие другие начинающие художники этой эпохи, он работал над грубоватыми жанровыми сценками, изображающими чаще солдат в тавернах и на конюшнях. В это время он находился под сильным влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.

«Пустой бокал»

В 1654 году женился на Яннетье ван дер Бюрх, у них было семеро детей.
В 1655 году был принят в местную гильдию художников.
Около 1658 года де Хох изменил свой стиль написания картин вследствие чего начался наиболее запоминающийся период его творчества.

«Игроки в карты»

«Голландский двор. Мужчина с трубкой и женщина, пьющая вино»

«Спальня»

На своих полотнах де Хох изображал сцены бюргерского быта (женские хлопоты по дому), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков.
После переезда в Амстердам в 1660 г., у художника складывается неудачный период в жизни. В 1667 году умирает его жена и это наносит серьезный удар по творчеству мастера и ухудшает его душевное здоровье. После чего он переселяется на окраину Амстердама.

«Женщина и молодой человек с письмом»
Война с Францией 1672 года подрывает экономическое состояние страны, полотна художников не пользуются спросом. В 1674 году де Хох перестает платить налоги, что говорит о его полной нищете. В этот период он пишет много новых работ пытаясь выйти из тяжелого положения, и это несомненно сказывается на их качестве. Поздние полотна, написанные в Амстердаме значительно темнее дельфтских по колориту и не так тщательно выписаны.

«Перед прогулкой»

«Хозяйка со служанкой во дворе» (фрагмент)

«Платяной шкаф»

Довольно продолжительное время считалось, что де Хох умер в 1684 г. в доме для умалишенных. Позже, в 2008 году выяснилось, что на самом деле это был его сын, которого тоже звали Питер. Дата смерти самого мастера неизвестна.

Питер де Хох

Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам — после 1684, Амстердам) — голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи, чьи творения бесценны, известно очень мало.

Содержание

Биография

Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. В своём профессиональном развитии он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта.

В разные годы он жил и работал в Лейдене, Гааге и Амстердаме. Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж, в инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен де Хоха. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме.

Периоды

В творчестве де Хоха различают три периода:

  • В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях.
  • Наиболее значительные работы — домашние интерьеры, семейные портреты — были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.
  • Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.

Стиль

Питер де Хох специализировался на изображении внутреннего убранства голландских купеческих домов и достиг величайшего мастерства в передаче игры солнечного света на своих полотнах, в воспроизведении и противопоставлении материалов — дерева, стекла, камня, ткани. С особой тщательностью Хоох изображал немногочисленных действующих лиц, поглощённых каким-либо незамысловатым занятием.

По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут придти к согласию, какой из художников подражал другому. Подобно работам Вермеера, жанровые сцены де Хоха лишены сентиментальности, хотя современники могли при желании видеть в них аллегории на темы кальвинистской морали.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Питер де Хоох

Галерея

Женщина, взвешивающая золото. Ок. 1664. Национальная галерея. Лондон

Игроки в карты. 1663-1665. Лувр. Париж

Музицирующее семейство. 1663. Музей Искусств. Кливленд

Кормящая мать, служанка и ребёнок. 1663-1665. Музей истории искусств. Вена

Два пьющих вино мужчины и женщина в беседке. 1658. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Питер де Хоох
  • Питер младший Брейгель

Смотреть что такое «Питер де Хох» в других словарях:

Хох, Питер де — Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам после 1684, Амстердам) голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на… … Википедия

Питер Хох — Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам после 1684, Амстердам) голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении… … Википедия

Хох Питер де — Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам после 1684, Амстердам) голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении… … Википедия

Хох Питер де — (Hooch, Hoogh) (1629 около 1685), голландский живописец. С любовной тщательностью изображал занятых повседневными делами женщин и детей в наполненных солнечным светом и воздухом комнатах или двориках («Дворик», 1658). * * * ХОХ Питер де ХОХ… … Энциклопедический словарь

Питер Хоох — Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам после 1684, Амстердам) голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении… … Википедия

Читайте также  Самые большие страны по площади: россия, канада

Питер де Хоох — Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам после 1684, Амстердам) голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении… … Википедия

Хох — фамилия. Известные носители: Хох, Питер де Хох, Эдвард … Википедия

Хох Питер де — Хох, Хоох (de Hooch, de Hoogh) Питер де (крещен 20.12.1629, Роттердам, ‒ около 1685, Амстердам), голландский живописец. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646‒49). С 1654 работал в Делфте (мастер с 1655), с 1660 х гг. ‒ в Амстердаме. Испытал… … Большая советская энциклопедия

Хох Питер де — Хоох, Гох (Hooch, Hoogh) (1629 после 1684), голландский живописец. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646 49). Работал в Делфте и Амстердаме. Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Изображал … Художественная энциклопедия

ХОХ Питер — ХОХ (Hooch Hoogh) Питер де (1629 ок. 1685), нидерландский живописец. Бытописатель бюргерства. Изображал занятых повседневными делами женщин и детей в наполненных солнечным светом и воздухом комнатах или двориках ( Дворик , 1658) … Большой Энциклопедический словарь

Питер де Хох — творец светотени из Золотого века голландской живописи

Питер де Хох (Pieter de Hooch; родился 20 декабря 1629 года — умер 24 марта 1684 года) — талантливый живописец Золотого века голландской живописи, мастер бытовых жанровых сцен. Картины Питера де Хоха — это смелые эксперименты с контровым светом. Хотя биография его мало изучена из-за недостатка документальных свидетельств, творчество оставило заметный след в истории изобразительного искусства.

Питер де Хох рисовал сценки повседневной бюргерской жизни. Особое внимание он уделял женским хлопотам. Поэтический взгляд на роль матери, домохозяйки, её повседневных занятий, солнечные интерьеры домов, придают теплоту и уют, создают по воле автора идеальный вариант окружающего мира.

Биография Питера де Хоха

Питер де Хох — сложная фигура для изучения. Считается, что он появился на свет в конце 1629 года, в городе Роттердам. По сохранившимся церковным книгам, крестили мальчика 20 декабря. Этот день большинство исследователей приняли за дату рождения.

Отец будущего живописца был каменщиком. Мать трудилась повитухой. Скромная семья горожан растила пятерых детей, из которых выжил только один. Родители надеялись, что сын освоит ремесло и продолжит семейный бизнес. Но в семнадцатилетнем возрасте юноша уехал на запад страны, в Харлем, выбрав стезю художника.

Сперва он учился у Николаса Берхема (Nicolaes Pieterszoon Berchem the Elder). Период 1642-1645 годов провёл в Риме, осваивая итальянскую пейзажную живопись. Можно предположить, что Питера де Хоха не устраивало копирование произведений учителя, создание бесконечных вариаций на заданную тему. Его увлекли жанровые работы Франса Халса (Frans Hals). Первоначальными темами для молодого человека стал солдатский быт, военные в гражданской обстановке, крестьяне, антураж конюшен, сценки в тавернах.

В начале 1650 годов художник служил у богатого купца, торговца тканями, одновременно собиравшего коллекцию картин. Благодаря постоянным разъездам хозяина, Питер де Хох имел возможность путешествовать, посещать разные города. После 1652 года он осел в Делфте, а через два года женился, переключив внимание на домашний уют и семейные ценности.

Конец 1650-х ознаменовался изменением стиля живописца. Искусствоведы ведут постоянный спор на тему: повлиял ли на Питера де Хоха соотечественник Ян Вермеер Делфтский (Jan Vermeer van Delft), или же сам Вермеер перенял его манеру. Оба мастера уделяли много внимания светотени, создавали своеобразные высокоморальные сказки на бытовые темы, облагораживая действительность.

Шестидесятые годы XVII столетия можно назвать «амстердамским периодом»: переезд в столицу, заказы, богатые покровители, изображение роскошных интерьеров, семейных портретов. Но пора достатка оказалась недолгой. В 1667 году умерла любимая супруга художника, что подорвало его моральное здоровье. Ещё через несколько лет, в 1672-м, началась война с Францией, значительно ухудшив экономику всей страны. Покупателей стало мало.

Многие годы биографы считали, что скончался знаменитый голландец 24 марта 1684 года, в приюте для умалишённых. С 2008 года появилась новая версия: в сумасшедшем доме умер его сын, носивший имя отца. Точная дата и место упокоения Питера де Хоха остаются тайной.

Самые известные картины Питера де Хоха

Картины Питера де Хоха показывают общее направление голландской живописи прославленного XVII века. Наиболее известные из работ де Хоха, признанные критиками подлинными:

  • «Человек с мертвыми птицами и другими фигурами в конюшне» (1655) — точная дата написания неизвестна. Считается, что сюжет изменён, мёртвые птицы и собака нарисованы поверх изображения раненого человека.
  • «Двор дома в Делфте» (1658) — характерный подход автора к изображению архитектуры, приданию объёма умелым обращением со светотенью.
  • «Игроки в карты в залитой солнцем комнате» (1658) — хранится в знаменитой коллекции Виндзорского замка. Яркий пример периода Золотого века голландской живописи.
  • «Долг матери» (1658-1660) — критики признают её лучшим изображением домашней сцены, полной глубокого внутреннего смысла.
  • «Спальня» (1658-1660) — считается образцом, в котором сочетается умелое создание живого контрового освещения. Оно придаёт домашней сценке атмосферу весёлого утра.
  • «Интерьер с мужчиной, читающим письмо, и женщиной за шитьем» (1670-1674) — оригинал находится в частной коллекции. Типичная сцена позднего периода творчества художника.
  • «Женщина, чистящая яблоки» (ок. 1663) — тихая домашняя обстановка, стиль схож с Яном Вермеером, из-за чего долгое время работа приписывалась ему.

Питер де Хох — известный голландский живописец Золотого века. Узнайте больше обо всех направлениях изобразительного искусства на сайте Very Important Lot. Здесь можно встретить шедевры антиквариата, способные украсить любую коллекцию, познакомиться с прекрасными образцами современных художников, приобрести понравившиеся лоты на аукционах. Каждому предоставляется возможность недорого купить картины известных и начинающих авторов.

Хозяйка и служанка, питер де хох

«Дельфтский двор» 1658

«Двор в Дельфте» 1659-60

«Хозяйка и служанка»

Вермеер, несомненно, видел эти картины Питера де Хооха, когда писал «Улочку».
В течение столетия в маленькой стране каждые три дня производилась картина музейного качества. Это только то, что сохранилось, — с учетом войн, стихийных бедствий и глупости показатель можно смело удваивать. Получится пять картин каждую неделю. Выходные — выходные. Все это при том, что, в отличие от других европейских рынков искусства, в Голландии — полное отсутствие церковного патронажа. Кальвинизм не дозволял изображений в церквах. Оттого так светлы и просторны голландские церкви, светлее и просторнее, чем на самом деле. Картины заказывал обыватель. Ипполит Тэн цитирует свидетельство: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать многими произведениями живописи. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду». В порыве увлечения, когда повышенный спрос порождает активное предложение, преуспевали, как всегда, не столько одаренные, сколько предприимчивые, цены взвинчивались, и в середине века за картину могли заплатить пятьсот и даже тысячу гульденов. Впрочем, в разгар тогдашней тюльпанной лихорадки столько же могли дать и за цветочную луковицу. Но средняя, обычная цена была — двадцать-тридцать гульденов за картину. Сохранились долговые записи Хальса, в одной числится долг мяснику за забой быка — сорок два гульдена. Вероятно, не только забой, но и разделка туши — в общем, полдня работы. Пусть полный день — бык большой, мясник пьяный. Но это две картины! Художники прирабатывали: ван Гойен торговал тюльпанами, Хоббема был сборщиком налогов, Стен держал постоялый двор. Вермеер, Хальс и Хох были арт-дилерами. Рыночная стоимость произведения живописи определялась не тематикой, не жанром и стилем, а техникой исполнения. То есть затраченным на работу временем. Плата скорее почасовая, чем аккордная. Питер де Хох, со своими семью детьми, перебравшись из Дельфта в Амстердам, где прожил двадцать два года, до смерти, стал работать заметно быстрее, чем раньше. Достоверно известны 163 его работы, 75 из них написаны в последние четырнадцать лет. В первые свои амстердамские годы де Хох жил на окраине, потом перебрался на Конийненстрат, в нескольких минутах ходьбы от дома Декарта, могилы Рембрандта. Но его поздние вещи — проще, грубее, даже вульгарнее. Пышнее интерьеры и костюмы. Появляются колонны, порталы, пилястры, террасы.
В развитом рыночном хозяйстве Голландии разделение труда существовало и на рынке изобразительного искусства. Специализация по жанрам: пейзажи, ведуты, портреты, анималистские изображения, натюрморты, сцены повседневной жизни. Именно самая многочисленная последняя категория неверно, но уже неисправимо получила наименование «жанровой живописи». Такого «жанрового» жанра было столько, что и в нем выработались специалисты — по «веселой компании», «крестьянскому празднику», «карнавалу», «курильщикам» и т.д. Изощрялись в названиях, чтоб был ясен поучительный смысл: «Вслед за песней стариков молодежь щебечет» — такая есть картина у Яна Стена. Поразительно, как сумел целый народ создать массовый бытовой автопортрет, самовыразиться не через отождествление со славными событиями, а через свой и только конкретно свой — без отсылок к мифическим архетипам и историческим образцам — образ и обиход. «Голландцы были люди женатые, делающие детей, — прекрасное, отличное ремесло, соответствующее природе. Их произведения — такие мужественные, сильные и здоровые». Это пишет Ван Гог — голландец совсем другой эпохи и закваски: через двести с лишним лет, на юге Франции, на грани безумия и самоубийства. У голландцев много рынков, кухонь, еды. Но не таких, как у их современников, ближайших соседей, братьев по языку — фламандцев (Снейдерса, например, годами смущавшего советских людей в Эрмитаже). Никакой роскоши. Кухня — коловращение бытия, перекресток жизни, не более. «У голландских художников почти не было ни воображения, ни фантазии, но бездна вкуса и знания композиции» — это снова Ван Гог. Античная традиция зафиксировала спор между Зевксисом и Паррасием о степени правдоподобия живописи. Зевксис нарисовал виноградную гроздь, на которую слетелись птицы. Паррасий предложил сопернику взглянуть на один из своих холстов, покрытый тряпкой, которая при попытке ее снять оказалась нарисованной. Голландская живопись — картина Паррасия: полная иллюзия приземленной реальности. Портрет кирпича. В этом смысле Рембрандт и Хальс — не характерные голландцы: у них человек господствует над средой. Торжествует знакомый ренессансный принцип. Совершенно иное у массы «малых голландцев», и прежде всего у самых больших из них — Вермеера и де Хоха. Одушевленное и неодушевленное уравнены в правах. Более того — интерьер поглощает человека. Жанр сводится до натюрморта. Общеизвестно, что голландские жанристы ХVII века обладали виртуозной живописной техникой. Тут важно подчеркнуть различие между техникой блистательной, когда ею восхищаешься, и техникой выдающейся, когда ее не замечаешь. Ко второй категории относятся очень и очень немногие картины. Прежде всего — Вермеера и де Хоха. У них написан воздух — и это не артистически пошлое выражение, а реальное художественное событие. Не случайно в их двориках и интерьерах так много людей на пороге. Идея промежутка, незафиксированности положения, неопределенности позиции. Комнаты и дворы де Хоха — оттого и притягивают так, что видны насквозь, но загадочны. Выдающийся мастер добивался этого точными композиционными приемами: вот женщина, приветствующая поднятием бокала двух мужчин, стоит к нам спиной. Она не может заметить нас, и возникает стыдное ощущение: мы подглядываем. Впрочем, мы и наказаны: ее лица не увидим никогда. Сколько бы ни изучали мы ее красную юбку и черную кофту, ее кокетливо изогнутую фигуру и грациозный жест руки, лицо останется неведомым. Навсегда. И такая беспросветность удручает: потому, конечно, что в обстановку вживаешься естественно и сразу. Картины де Хоха — как бы сквозные. В открытую дверь кладовой видна комната с портретом мужчины на стене и в отворенное там окно — стена соседнего дома. Сквозь арку на другой стороне канала, видного в распахнутое окно, проглядывает не то двор, не то уже другой, параллельный, канал. В картинах нет содержательной доминанты: все равноценно по значению. Жизнь людей и вещей — подлинный поток жизни. Дело в нем, а не в конкретных составляющих его событиях. В сумме, а не в слагаемых.В отличие от шумных жанров ван Остаде или Стена, у де Хоха — звук приглушенный, невнятное бормотание, шепот, почти безмолвие. И тут новая тайна — порожденная уже не его искусством, а нашим знанием. Сохранилась запись: 24 апреля 1684 года 54-летний Питер де Хох похоронен в амстердамской церкви Св. Антония, куда привезен из сумасшедшего дома. Как туда попал и сколько пробыл — неизвестно. С Ван Гогом все ясно — стоит взглянуть на любую его картину. Но что носил в себе поэт покоя?

Читайте также  Самая популярная игра в мире, какие игры сейчас наиболее известные

Хозяйка и служанка, питер де хох

ПИТЕР ДЕ ХОХ. Забытые имена

Питер де Хох — голландский художник ХVII века, один из лучших, если не самый лучший, в плеяде так называемых малых голландцев. Широкую известность он получил незадолго перед смертью; впоследствии был совершенно забыт, подобно и другим мастерам этой плеяды, и только в середине XIХ века был вместе с ними открыт заново. Тогда началось изучение его биографии и творчества. Однако время безвозвратно ушло, документы в большинстве своем были утрачены, и поэтому сегодня наши сведения о нем скудны, а соображения — поневоле гадательны.
Питер де Хох родился в 1629 году в Роттердаме; отец его, Хендрик Хендрикс де Хох, был каменщиком, мать, Аннетье Питерс, — повивальной бабкой. Живописи он учился в Харлеме, в мастерской Николаса Берхема, знаменитого в то время художника, писавшего главным образом всадников на фоне пейзажа, и на первых порах робко и старательно подражал учителю.
То немногое, что известно о Питере де Хохе, останется непонятным, если мы не учтем резкой перемены в положении художников в Голландии, происшедшей к середине ХVII века. Еще незадолго перед тем художники работали в основном на заказ, обслуживая церковь и аристократию; художников, как и заказчиков, было сравнительно мало. К середине же века в силу ряда социальных и психологических причин спрос на картины стремительно повысился. Исследователи подсчитали, что в доме среднего голландского бюргера ( а их были десятки тысяч) скапливалось обычно около ста картин. «Голландцы сделали картины предметом торговли, — свидетельствовал тогда же путешественник — француз, — они вкладывают в них много денег, чтобы еще больше из них выколотить». Рынок картин небывало вырос, а среди художников возникла, естественно, жестокая конкуренция. Каждый облюбовывал себе какой-либо жанр, а то и скромнее того — какой-либо мотив и бесконечно варьировал его, стараясь добиться максимального совершенства отделки. Отсюда — бросающееся в глаза тематическое однообразие картин « малых голландцев» и тщательная проработанность их письма, которая ( не всегда, конечно) шла несколько в ущерб живописной свободе и раскованности.

Понятно, что в подобных условиях не так-то легко было составить себе имя. Питер де Хох, например, многие годы не мог прокормиться своей живописью и служил камердинером у богатого негоцианта Юстуса де ла Гранжа.

В Делфте Питер де Хох прожил с 1654 годе до начала 1660-х гг., затем обосновался в Амстердаме. Там он умер около 1685 года. Больше о его жизни мы не знаем ничего. Что же касается его живописи, то за сорок, примерно, лет она претерпела резкие изменения стиля, позволяющие, однако, лучше понять и оценить внутреннюю цельность облика художника.

Ученичество у Берхема не оставило глубоких следов на живописи де Хоха. Он смолоду обнаружил гораздо более верный глаз, твердую руку да и талант несравненно больший. В 1640-х в начале 1650-х гг. Питер де Хох сделался художником солдатской вольницы, поэтизирующим ( впрочем, не без юмора) нравы и повадки солдат, расквартированных когда на месяц, а когда и на день в добропорядочных бюргерских домах. Видимо, он рассчитывал монополизировать этот материал и на нем основать свою карьеру живописца. Что и говорить, расчет был довольно обоснованный: материал давал неисчерпаемый источник острых ситуаций и контрастов, выигрышных с точки зрения живописного повествования. Автор единственной русской монографии о Питере де Хохе И. Цырлин писал про его картины раннего периода: глядя на них, «мы ощущаем характерную переменчивость этого быта, его непрочность, его походный характер. Частые переезды, мимолетные знакомства, случайные связи, веселые и беззаботные пирушки, грубоватое заигрывание с хозяйкой своего временного дома, тяжелый сон после попойки и пробуждение при звуке трубы, собирающей солдат в новый поход, последний бокал, поднятый на прощание, и порою искренняя печаль обманутых девиц — вот жизнь, которую запечатлел в этих своих картинах художник».

Надо, впрочем, добавить, что уже и в этих картинах сквозь прямую анекдотичность мотива то и дело сквозило пристальное внимание художника отнюдь не к действию, не к рассказу, а к антуражу и взаимоотношению предметов и лиц.

Стетика, а не динамика по-настоящему волновала его. Он не был создан художником-повествователем. Вероятно, Питер де Хох сам понял это, когда переселился из Харлема в Делфт — тихий, словно застывший город на берегах неподвижных каналов. И безо всякого сомнения, огромное впечатление произвели на него картины лучшего живописца этого города Яна Вермера Делфтского, умевшего, как никто, передать его печальное очарование, его рассеянный, чуть пасмурный свет, его атмосферу покоя и меланхолии.

С тех пор полотна де Хоха меняются. Люди вообще перестают играть главную роль не его полотнах. В старой энциклопедии сказано о нем: «человеческие фигуры на картинах де Хоха играют второстепенную роль…» Картина на нашей репродукции — яркий тому пример. Она была написана в Делфте в 1656 году. Де Хох написал внутренний двор бюргерского доме, курильщика, сидящего за столом, женщину, пьющую вино из бокала, девочку, стоящую в позе ожидания. Неподвижность и тишина — вот внутренние темы « Двора в Делфте»; кажется, время остановилось и не движется, в сером небе застыли облака, и, как колокольня вдали, неподвижны виднеющиеся поверх стены кроны деревьев…

В том же, 1656 году де Хох повторил эту композицию еще раз: все осталось в неприкосновенности, и курильщик, и женщина, и ребенок, только за столом художник поместил еще одного мужчину — офицера-весельчака в блестящей кирасе, что-то говорящего женшине. Но это наиболее живое и динамичное лицо, казалось бы призванное стать центром картины, по сути ничего не изменило в ней, разве что внесло небольшой диссонанс. Опыт оказался поучительным, и Питер де Хох сделал из него надлежащие выводы.

На несколько лет воцаряется на его картинах предельная простота мотива: чаще всего — бюргерша и ребенок ( обычно девочка, одетая, как и мать, в чепец и платье с роброном), часто — бюргерша и служанка; почти исчезают фигуры мужчин. Главным становится изображение пространства. Де Хох недаром слывет художником интерьеров и внутренних дворов. Он писал комнаты с каменными полами и голыми стенами, с открытой дверью в другую комнату, через которую, в свою очередь, виден сад или внутренний двор; писал галереи и лестницы, окна. Он писал проникающий отовсюду свет, его золотистое теплое свечение, которым, как пеленой, окутаны фигуры людей, почти не замечающих друг друга, а часто и не подозревающих о соседстве друг с другом.

Обычно фигуры первого плана смотрят у него на зрителя, фигуры второго, стоящие спиной, смотрят куда-то вдаль, и этой мастерской игрой взглядов высвечивается, становится явной архитектоника самого пространства. Де Хох был великолепным живописцем пространства, сложного, структурно-богатого, создающего и в тесноте интерьера впечатление беспредельной глубины.

Читайте также  Самые большие и длинные крокодилы современности и прошлого

Делфтский период, продолжавшийся меньше десяти лет, считается лучшим в творчестве де Хоха. Позднее, уже, а Амстердаме, он снова обновил манеру письма, точнее говоря, начал писать не так аскетично и строго. Интерьеры стали пышнее и богаче, светские дамы сменили бюргерш, кавалеры — бюргеров. Мастерство де Хоха, пожалуй, не слабело до конца, но чуждый ему элемент куртуазности и жеманства, в основном и определивший успех его последних картин, все-таки лишал их былой безупречной стройности.

В 1684 году де Хох умер в сумасшедшем доме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: