Гуляки, ян стен, около 1660 - JEKATERINBURG.RU

Гуляки, ян стен, около 1660

Веселый художник. Ян Стен

Картина: «Гуляки» Эрмитаж Санкт-Петербург.

В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения, и художественного замысла. В голландском искусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. В них нашел отражение собирательный облик Голландии — молодой республики, отстоявшей независимость в войне с Испанией.

Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, пове­дения и общения людей, принадлежащих к различным со­словиям голландского общества. Предназначенные для укра­шения интерьеров домов купцов, ремесленников или зажиточных крестьян, картины голландских художников были невелики по размерам. Художники зарабатывали продажей картин, которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.

На протяжении XVII века, жанровая живопись Голландии претерпела значительную эволюцию. В период ее становления, в начале столетия, были распространены сюжеты на темы отдыха, развлечений молодых богатых голландцев, или сцены из жизни офицеров. Такие картины получили названия «банкетов», «обществ», «концертов». Их живопись отличалась пестротой цвета, повышенно радостным тоном.

К началу 30-х годов произошло завершение формирования голландской жанровой картины. Многолюдные «общества» уступили место малофигурным композициям. Большую роль стало играть изображение среды, окружающей человека. Наметилось разделение жанровой живописи по социальному признаку: сюжеты на темы из жизни буржуазии, и сцены из жизни крестьян и городской бедноты. И те и другие картины предназначались для украшения интерьера.

Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана — Иcаак ван Остаде.

Жанровую тему искусства братьев Остаде продолжил Ян Стен, талантливый мастер, с чувством юмора подмечавший характерные подробности быта и взаимоотношений действующих лиц в своих картинах.

Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра, родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара.

Учился живописи Ян Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге.

Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году он переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.

Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.
Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска.Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.

В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.

Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.

Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.
Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.
Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.

В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса. О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена».Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал.
Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет. Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена. Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены — уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена — занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра XVII века. У него не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Facebook

Unsupported Browser

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page.

Гуляки
Ян Стен
Голландия, около 1660 г.

Мастер бытового жанра Ян Стен настолько тонко подмечал детали современного ему быта, что и теперь, спустя 300 лет, невозможно пройти мимо его героев, не посмеявшись с художником от души. В «Гуляках» Стен изобразил себя и свою жену Маргарет – дочь пейзажиста Яна ван Гойена. Живопись в Голландии того времени часто не приносила дохода, и художникам нередко приходилось зарабатывать на жизнь чем-то другим. К примеру, у Яна Стена в родном Лейдене был небольшой кабачок. В нем, вероятно, и происходит действие картины. Себя художник изобразил веселым и добродушным гулякой. Рядом с ним, облокотившись на стол, спит Маргарет. На причину сна хозяйки указывает бокал в руке владельца кабачка. Общая атмосфера картины свидетельствует не только о веселости нравов супругов, но и об их счастливой семейной жизни. Несмотря на грубоватый юмор, нельзя не ощутить снисходительного отношения автора к происходящему. Художник не высмеивает, а лишь беззлобно фиксирует событие из повседневной реальности.

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page.

Эрмитаж Live. Дайджест. 6-12 августа

Сегодня мы хотим напомнить вам о новых видеоэкскурсиях и о тех событиях, которые прошли в Эрмитаже на этой неделе.

Hermitage Online и новые видеопрограммы:

Hermitage Online. Скульптура в Большом дворе. Миры Ханса Оп де Бека

В этот раз прямой эфир Hermitage Online пройдёт в Большом дворе Эрмитажа, где ежегодно выставляются скульптуры современных мастеров. Вместе с младшим научным сотрудником Отдела современного искусства и одним из кураторов проекта Елисеем Захаренковым мы расскажем о работе известного бельгийского художника Ханса Оп де Бека «Всадник».

Мы постараемся раскрыть для Вас образ этого кочевника из прошлого или, наоборот, современного скитальца, стремящегося найти своё место в мире, и, конечно, ответим на вопросы в прямом эфире.
https://facebook.com/388795292769137
***

Читайте также  Десерт, ян давидс де хем, 1640

Дорожный несессер князя Юсупова, или Что скрывает сундучок?

Князь Николай Борисович Юсупов с собой в дорогу брал особый сундучок-несессер. В нем размещались необходимые предметы, благодаря которым даже вдали от дома можно было сохранить привычный для себя образ жизни. Однако некоторые вещи из старинных несессеров могут удивить современного человека!
Мы рассмотрим входящие в несессер предметы (а их 64), узнаем назначение каждого из них и представим, как ими пользовались, находясь в дороге.
Поговорим об удивительном мастере М.-Г. Бьенне, узнаем, почему он подписывал свои работы фразой «Под фиолетовой обезьяной» и зачем изобразил одномачтовый корабль на футляре созданного им несессера.
Секреты сундучка раскроет детям экскурсовод Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа Анна Борисовна Кропина.
Фильм предназначен для детей 10-15 лет.
https://facebook.com/4641537719213255
***

Glasstress. Окно в будущее.
Церемония открытия выставки

На выставке «Glasstress. Окно в будущее», организованной Государственным Эрмитажем совместно со Cтудией Беренго (Венеция), представлены работы пятьдесят одного художника, сделанные из стекла. Среди авторов такие известные мастера как Ай Вэйвэй, Рената Бертельман, Кун Ванмехелен, Майкл Джу, Илья и Эмилия Кабаковы, Джозеф Кошут, Пета Койн, Мэт Коллишоу, Тони Крэгг, Ханс Оп де Бек, Жауме Пленса, Лор Пруво, Ян Фабр, Джек и Динос Чепманы и другие. Художники из разных стран и поколений в своем творчестве осмысляют современные социальные процессы, исторические события, личный опыт, особенности и философию нового для многих авторов материала.
https://facebook.com/390211549212002
***

До 19 сентября в Аполлоновом зале показана “Прекрасная садовница” Рафаэля. Посетители Эрмитажа первыми увидят шедевр из собрания Лувра после реставрации.
Эрмитаж начинает экскурсионное обслуживание по этой выставке. Экскурсии проходят по субботам в 14.30, билеты доступны на нашем сайте: https://tickets.hermitagemuseum.org/ru/#id=29&sid=240

До 3 октября в Пикетном зале представлена выставка рисунков и скульптур датского скульптора и художника эпохи неокласссицизма Бертеля Торвальдсена. Она организована совместно с Музеем Торвальдсена в Копенгагене. Впервые в одном выставочном пространстве представлено восемь скульптурных произведений ‒ шесть мраморных рельефов и две мраморные статуи из коллекции Эрмитажа и восемнадцать рисунков из собрания копенгагенского музея.

В Концертном, Арапском залах и в Ротонде Зимнем дворце представлена масштабная выставка «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика», которую музей подготовил к 800-летию Александра Невского. Экспозиция знакомит посетителей с основными событиями жизни Александра Невского, легендарного полководца, талантливого дипломата и святого Русской православной церкви.

До 19 сентября в Николаевском зале (зал 191) Зимнего дворца представлена выставка “Искусство средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии”. Около 40 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIII – начала XV века иллюстрируют развитие художественных школ Центральной Италии. В российских музеях подобные произведения редки, поэтому совместный проект двух музеев – Государственного Эрмитажа и Национальной галереи Умбрии – имеет исключительное значение.

Выставки «Искусство средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии», «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика», «Трансфигурации. Маски Африки XIX — XX веков» и «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа» можно посетить с экскурсией. Стоимость билета с экскурсионным обслуживанием для всех категорий посетителей составляет 1 000 рублей. В билет также входит возможность самостоятельного осмотра экспозиций Главного музейного комплекса по маршруту №1 (вход со стороны Иорданской лестницы).

Экскурсии проходят по расписанию:
«Искусство средневековья» – сеанс в 15.00 по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям, в 18.00 по средам и пятницам;
«Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский» – сеанс в 14.30 по субботам.
«Трансфигурации. Маски Африки XIX — XX веков» — сеанс по воскресеньям в 14.35.
«Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа» – экскурсии по выставке до 19 сентября 2021 года проходят по средам в 17.30, с 20 сентября 2021 года – по средам в 18.00.
Билеты на экскурсии по выставкам можно купить на сайте https://tickets.hermitagemuseum.org/ru/#id=29

Выставки «Искусство средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии» и «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика» можно осмотреть самостоятельно по отдельным билетам. Посещение выставок возможно со вторника по воскресенье по сеансам. Утренний сеанс начинается в 9.45; вечерние сеансы проходят в 18.00 по вторникам, четвергам и воскресеньям; в 19.00 по средам, пятницам и субботам. Продолжительность сеанса – 1 час, стоимость билета на выставку составляет 300 рублей. Билеты продаются на сайте: https://tickets.hermitagemuseum.org/ru/#id=13

Обо всех временных выставках вы можете узнать из специального раздела нашего сайта
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on?lng=ru

Предлагаем вам подборку статей и сюжетов о работе Эрмитажа, вышедших на этой неделе:
Проект «Флора» — литературные мистерии на темы произведений искусства

Мы постарались вспомнить всех современных писателей, очень благодарны Водолазкину за то, что он нашёл время написать потрясающе интересное эссе про «Святого Иеронима» Рибейро, Мигицко, Татьяна Толстая — она была первой и ей достался «Блудный сын». О «Блудном сыне» хотели писать все, но она была первой. Ольга Седокова, которая большой специалист по Рембрандту, она выбраала как раз «Флору» Рембрандта. И у нас этот проект в отличие от «Ганимеда» в Австрии называется «Флора», у нас две «Флоры» участвуют — «Флора» Рембрандта и «Флора» Мельци, недавно отреставрированная потрясающей красоты произведение, изображение богини растительности. Но ещё и потому, что в древнем Риме были «флоралии» — кк раз связанные с перформансами, танцами, плясками.

***
Главные художники современности представят свои работы в стекле на выставке «Glasstress. Окно в будущее» в Эрмитаже

В Главном штабе Государственного Эрмитажа открывается один из главных блокбастеров этой осени: проект «Glasstress» — неизменный спутник Венецианской биеннале. В рамках него на острове Мурано в студии Беренго все ключевые художники современности реализуют свои идеи в стекле.
***

Эрмитаж раскрыл планы лектория на сезон. В них есть «Языческая Британия», японские куклы и космос

Объявлены курсы лекций в Эрмитаже на сезон-2021/22. Начало — в октябре

Насыщенная программа лектория включает Восточные классы — это большие циклы лекций, каждый из которых посвящён искусству не просто отдельных стран, но ярким явлениям мировой культуры: китайскому фарфору, японским куклам, запретным мечетям Мекки и Медины. Все монографические курсы — авторские, подготовленные специалистами из разных отделов музея.
Тот, кто больше интересуется культурой Западной Европы, может посетить лекции, посвященные выдающимся художникам от Эдуарда Мане и Поля Сезанна до Джексона Поллока и Дэмиена Хёрста.

Художник Ян Стен/ Jan Steen

Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.
Риторики в окне 1662-1665

Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.
Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру.

Жители Делфта, 1655
Рейксмузеум, Амстердам

Пекарь Аствард и его жена Катарина
1658, Рейксмузеум, Амстердам

Веселое общество 1660

Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, Гаага

Гуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, Гаага

Туалет женщины, 1660
Рейксмузеум, Амстердам

Беспутный дом 1661-1664

Больная и врач 1660-е

Веселье в семье художника 1663-1665

Школьный учитель 1663

Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.
Аргумент в карточной игре,1660-е

Празднование крестин 1664

Мнимая больная девушка, 1665

Течение жизни 1665-1667

Веселая компания 1668

Клетка с попугаем 1670

Читайте также  Домик таможенника в варанжевилле, клод моне, 1882

Встреча с гуляками 1679

Игроки в трик-трак 1667

Гулянка в день рождения принца Вильгельма III

День святого Николаса, 1668

Доктор и пациентка 1670

Семейный праздник 1679

Кошкины танцы 1679

В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.
Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.
Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора
Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
отсюда
Грибы у vasily_sergeev
Интересные Ссылки у dok_zlo

СТЕН, ЯН (STEEN, JAN)

1626 год, Лейден

1679 год, Лейден

Родился в 1626 г. в Лейдене. Учился у Николауса Кнюпфера, Адриана ван Остаде и Яна ван Гойена. В 1644-1649 гг. жил и работал в Лейдене, в 1648 г. участвовал в создании там гильдии живописцев. В 1649-1653 гг. жил и работал в Гааге, до 1656 г. — в Делфте, где был владельцем пивоварни. До 1660 г. жил в Вармонде, до 1670 г. в Харлеме, затем снова в Лейдене, где в 1674 г. стал деканом гильдии и где умер в 1679 г.

Творчество

Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью сцены он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска. Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.

В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.

Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стен хранится в Рейксмузее в Амстердаме.

Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.

В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.

О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение «семья Яна Стена».

Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины «из жизни беспутных семейств» и в самом деле отменно удавались Стену.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».

Гуляки (пьяницы)

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне «Гуляки» Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет. Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.

Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены — уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена — занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.

Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать?

Мужчина, предлагающий устрицы даме.

Например, полотно «Девушка с устрицами» или «Мужчина, предлагающий устрицы даме» вовсе не кажется нам неприличным, хотя в свое время оно, вероятно, заставило покраснеть не одну добродетельную матрону.

Дело в том, что устрицы в XVII веке считались сильным средством для повышения потенции. Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто совсем другое.

. Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом «чулок» обозначался женский половой орган. Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение «разбивать яйца о сковороду» и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.

Основная тема его работ, как правило, — городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.

Однако время от времени Стен возвращается к своей «первой любви» — и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.

ТАНЕЦ ЯИЦ (ок.1674г.) — Музей Веллингтон. Лондон

Так называемый «танец яиц» — народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.

Суть ее состоит в следующем: каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо — так, чтобы не разбить его.

Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами «гостиница с номерами». Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) -щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает ее. дама колеблется, и мы не можем суверенностью определить — войдет она в эту «обитель греха» или так и не отважится сделать это.

СЦЕНА в КАБАЧКЕ

Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, «перекраивая» их под себя.

ИГРА в ТРИК-ТРАК

Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена «необычайно мощной и смелой». А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.

Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученика, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.

Читайте также  Какие самые добрые породы собак в мире

Брачный контракт

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти.

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.

Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально «одержим» работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и «досочинял» свои картины «на ходу». Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.

Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают «художником-рассказчиком» (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его «занимательностью».

Праздник святого Николая

«Праздник святого Николая» (нидерл. Het Sint-Nicolaasfeest) — картина голландского живописца Яна Стена (1626-1679). Созданная приблизительно между 1665/1668 годами. Хранится в Государственном музее в Амстердаме (инв. № SK-A-385).

До 1743 года картина находилась у Сегера Тиренса (Seger Tierens) (1714-1785) в Гааге. В том же году состоялась распродажа коллекции Сегера Тиренса на неизвестном аукционе в Гааге.

До 8 июня 1809 года находилась у Адриана Леонарда ван Гетерен Геверса (Adriaan Leonard van Heteren Gevers) (1794-1866) в Роттердаме. В том же году приобретена у него Государственным музеем (Амстердам).

На этой картине художник проявил свои способности рассказчика, бытописателя и наблюдателя человеческих характеров. Он изобразил сцену из жизни бюргерской семьи, которая встречает день Святого Николая, празднуемый католиками, к которым принадлежал художник.

Мать, сидящая в центре, протянула руки к девочке, весело смеется: девочка получила в подарок куклу и ведерко со сладостями. Рядом мальчик радуется подаренной клюшке и мячику, а его брат, стоящий слева, плачет: он нашел в своем ботинке розги «в награду» за непослушание. Сестра-подросток показывает другим этот ботинок, а бабушка, которая изображена на заднем плане, ласково улыбается и манит бедолагу пальцем, отдергивает штору: за ней, пожалуй, спрятан подарок, который понравится внуку. Парень, который стоит у костра, держит на руках малыша (у того в руках фигурный пряник с изображением св. Николая) и показывает ему на дымоход, через который к детям падают подарки. Здесь, прославляя святого, поет мальчик 6 лет. Отец семейства погрузился в свои мысли, вероятно, вспоминая собственное детство.

Слева художник написал праздничный натюрморт: имбирные пряники, медовые лепёшки, вафли, орехи и яблоки в корзине. Справа, на стуле, также находятся всевозможные сладости и монетки, и стоит праздничный глазированный шоколадом хлеб в виде ограненного алмаза, прислонившийся к стулу.

Снизу в правом углу картины находится подпись художника: JSteen.

Ян Стен. Жизнь,
как она есть

Говоря о самом ироничном и веселом художнике «золотого века» голландской живописи, невольно вспоминаешь Яна Стена (Ян Хавикзоон Стен (Jan Havickszoon Steen, около 1626—1679), совсем немного уступающего Рембрандту, Вермееру и Халсу. Его творческое наследие составляют около 400 картин, большинство из которых хранятся в Амстердаме. Он – непревзойденный мастер бытового жанра, смотревший на жизнь, как на калейдоскоп забавных ситуаций.

Стен прославился своим умением показывать жизнь такой, какая она есть. Его полотна пропитаны добрым грубоватым юмором и беззлобной иронией, а герои – живые люди, с присущими им достоинствами и недостатками.

Некоторые исследователи называют Яна Стена кутилой и пьяницей. Так, один из них, Арнольд Хоубракен, утверждает, что на картинах «из жизни беспутных семей» художник изображал жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал». Но поводом для такого предположения может послужить лишь содержание картин, других доказательств нет. Правда, художник часто изображал себя на переднем плане, в самом эпицентре веселья, кабацких попоек и неприличных сцен.

Но тогда возникает вопрос: если он вел такой образ жизни, то когда же успевал творить? Видимо, правы все же другие биографы Стена, которые в один голос говорят, что он писал очень много и быстро, буквально погружаясь в работу с головой.

Стен родился в семье пивовара в Лейдене. Он поступил в университет, но так и не закончил обучение. Состоял в Лейденском обществе художников. Его первым учителем живописи был Николас Кнюпфер, а, переехав в Харлем, Ян испытал влияние Дирка Галса и Адриана Остаде. Позднее, уже в Гааге, его талант развивался «под присмотром» Яна Гойена.

Проживая в Гааге, Стен держал на аренде пивоварню в Делфте, но о живописи не забывал. После смерти отца он окончательно переехал в Лейден и открыл там корчму с гостиничными номерами.

Несмотря на то что художник отдавал предпочтение бытовому жанру, на многих его полотнах изображены библейские мотивы. Также он писал портреты и пейзажи. И хотя рисунок на этих полотнах не всегда отличался правильностью, зато реалистичность, оригинальность и искренность — не говоря уже о юморе!- были неизменно на высоте. Причем иронии не избежали ни знатные голландские бюргеры, ни зажиточные модницы, ни простые селяне, изображенные на его картинах.

Пик известности Стена как художника-жанриста пришелся на 1660-1670 годы. Еще при жизни ему подражали многие голландские художники.

А как личность он был настолько популярен на родине, что в Нидерландах до сих пор бытует выражение «семья Яна Стена» — так голландцы называют семьи, где родители пренебрегают воспитанием отпрысков, которые растут как «трава на пустыре».

«Гуляки» — это полотно так же имеет названия «Выпивохи» или «Пьяницы». Название менялось при продаже в XVII и XVIII веках. Предположительно, Ян Стен изобразил на картине себя и свою жену Маргарет. Это своего рода автопортрет, в котором раскрываются детали жизни художника: занятия живописью не покрывали расходов большой семьи, и главе семейства приходилось держать трактир.

Как и многие работы Стена, это произведение пропитано беспечным настроением и благодушным юмором.

Уснувшая на краю стола молодая женщина и иронически улыбающийся мужчина – художник дает точную характеристику обоим героям благодаря достоверно прописанным деталям и предметам.

С годами смысл каких-либо действий или поговорок меняется или теряется вовсе. Так, картина «Мужчина, предлагающий устрицы даме» сейчас кажется нам вполне приличной. Но каких-то четыре века назад она считалась вульгарной, так как устрицы являются сильным афродизиаком. Соответственно, мужчина, предлагая даме устрицы, предлагает нечто иное…

Также яйца, которые художник неоднократно изображал на своих картинах, во времена Стена о многом говорили голландцам. Выражение «разбить яйца о сковородку» означало вступление в любовную связь.

Сцена, изображенная на полотне, повествует о только что заключенном браке. Нотариус составляет контракт, невеста грустит, мать ругается — и только жених весел. Стоит снова обратиться к недвусмысленным намекам голландского художника: разбитые яйца — образ потерянной невинности, а коромысло и клетка – символ счастливой семейной жизни.

Точная дата смерти Яна Стена не установлена, как и ее причина. Известно лишь то, что Стен был похоронен в семейной могиле на окраине Лейдена в феврале 1679 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: