Головокружение, сальвадор дали, 1930 - JEKATERINBURG.RU

Головокружение, сальвадор дали, 1930

Как Сальвадор Дали был связан с Россией

Сальвадор Дали никогда не был в России, зато Россия была рядом с ним: настойчиво, скандально, провокационно.

Она – это я!

«Русская девочка» Елена Дьяконова стала для Дали всем: Музой, возлюбленной, моделью, менеджером, кухаркой. Они встретились летом 1929 года, когда Дали было 25 лет. Это была любовь с первого взгляда. Позднее Дали напишет: «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она – это я». Ее облик совпал с тем образом загадочной русской женщины, который Дали из своих снов проецировал на действительность. А женский идеал Дали, как известно, это элегантная женщина, которая «во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки. » Лицо ее отмечено не ярко выраженным уродством, которому не требуется красота, зато «руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору». А еще: крутые, поджарые бедра, волнующий рисунок плеч и глаза, которые «обязательно должны хотя бы казаться умными». Остается загадкой, действительно ли Гала родилась в Казани и уехала из России задолго до революции, прихватив только иконы и книги, или ее «русская биография» только плод бесконечных мистификаций гениальной женщины-загадки.

Несостоявшееся путешествие

В августе 1953 года, глядя на маленький золотой полумесяц, возвышающийся над спинкой кресла, — подарок Артуро Лопеса, Дали записывает: «Через год мы сможем поехать в Россию, иначе с чего бы это здесь, в Порт-Льигате, прямо у нас в комнате вдруг появиться этому креслу-саням, да еще с полумесяцем?» В идеале Дали планировал отправиться в путешествие на роскошной яхте «Гавиота», а «благодаря последним политическим событиям» встречать в России его должны были «восемьдесят юных девушек». «Я немного поломаюсь. Они будут упрашивать. В конце концов, я уступлю и сойду на берег под оглушительный взрыв аплодисментов». Под «последними событиями» Дали имеет в виду смерть Сталина в марте 1953 года. А далее – ни слова о «путешествии на Восток», в которое Дали, как известно, так и не отправился.

Стертый Сталин

В том же августе 53-го Дали размышляет о «стертом коммунизме» и Маленкове, который «физиономией, телосложением и характером похож на резинку для стирания». Сталина, по мнению Дали, «уже напрочь стерли». «И где теперь его мумия?» — Дали, возможно, не знает, что «мумия» Сталина пока еще находится в Мавзолее. Но каким пророческим окажется этот вопрос, когда в 1956 году Хрущев выступит с докладом о развенчании культа Сталина, а в 1961 году тело «отца народов» будет вынесено из Мавзолея и погребено у Кремлевской стены.

Маленков

Интересно, что обращение к образу Маленкова появится в дневниках Дали еще раз, в сценарии фильма «Тачка во плоти», который Дали планировал снять. Сюжет рассказывает «подлинную историю одной женщины, страдающей паранойей, которая влюблена в тачку, постепенно обретающую все атрибуты некогда любимого ею человека, чей труп везли на этой самой тачке. В конце концов, тачка обретает плоть и кровь и превращается в живое существо». Взрывающиеся лебеди, выпадающие из окон прямо в фонтан носороги, испанские цыгане, убивающие и расчленяющие слона, наконец, две тысячи католических священников, которые в разных направлениях пересекают на рассвете парижскую площадь Согласия. И каждый держит в руке плакат с потертым, но вполне различимым портретом Георгия Маленкова. «Тачка во плоти», по мнению Дали, должен был стать не просто гениальным, а «самым коммерческим фильмом эпохи».

Ягодица, нимб и тигр

Неоднократно обращается Дали и к образу вождя мирового пролетариата – Ленину. В 1931 году Дали напишет «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», которую ряд исследователей назовут пророческим предсказанием Второй Мировой войны. В центре — расставленные на клавишах инструмента шесть портретов Ленина, каждый из которых окружен золотым нимбом. В следующий раз Ленин появится на картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933 год). В «Дневнике одного гения» Дали рассказывает о том, что идея воплотить нового Вильгельма Телля в образе Ленина дважды являлась к нему во сне. Так появился Ленин Дали в огромной кепке, козырек которой подперт костылем. Другой костыль поддерживает огромную ягодицу вождя. На руках Ленин держит маленького мальчика, которого собирается съесть.

В картине со свойственной ему болезненностью Дали создает образ отца, которого любил и изводил всю жизнь, а также собственные детские страхи. Зритель же, по всей видимости, должен стать тем психотерапевтом, который «излечит» художника от его навязчивых идей. Дали был уверен, что реализация его идеи заставит всех «обалдеть», особенно сюрреалистов. Они, действительно, «обалдели»: в гневе Андрэ Бретон пытался сорвать картину со стены, а затем за «антиреволюционный поступок» исключить Дали из рядов сюрреалистов. Затем Ленин появился на трехмерном полотне «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» — работа, которая стала вершиной пресловутого «параноидально-критического метода» Дали.

Секрет – в усах!

Дали был уверен, что его усы станут знаменитыми. Он запишет: «Моя стратегия уже принесла мне бесчисленные сочинения, посвященные моей персоне, а весь секрет в том, что мои антиницшеанские усы, словно башни Бургосского собора, всегда обращены в небо». Именно на своих обращенных в небо усах Дали разместит галерею портретов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. «Волосяная история марксизма» была запечатлена знаменитым фотографом Филиппом Халсманом и вошла в книгу «Усы Дали». Дали планировал еще и шестой кружок, который до поры до времени должен был оставаться пустым, но предназначался впоследствии для Хрущева.

Гид по выставке скульптур Дали в Эрарте

Подписаться

Поделиться

С 25 мая в Эрарте открывается выставка бронзовых скульптур самого известного сюрреалиста Сальвадора Дали. Галерея привезла коллекцию Беньямино Леви, приятеля и покровителя Дали. Именно он предложил художнику отлить в бронзе фантазийные образы с его картин. Рассказываем, что смотреть в экспозиции и как понимать работы художника.

«Адам и Ева»

Одна из наиболее ранних (среди представленных) работ. На бумаге оригинал гуашью был сделан в 1968-м, а отлили скульптуру в 1984 году. Дали изображает самый драматичный момент в Эдеме: Ева предлагает Адаму вкусить запретный плод. Он, еще не зная, чем для человечества обернется его грехопадение, в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущем изгнании из рая змей пытается утешить обреченных (и в скором времени смертных) людей и сворачивается в форму сердца, напоминая Адаму и Еве о том, что у них все еще есть любовь. И она нечто целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.

«Благородство времени»

Один из самых растиражированных образов, придуманных Дали: часы перекинуты через ветку мертвого дерева. Время у сюррелиста не линейно – оно сливается с космосом. Мягкость часов также намекает на психологическое восприятие времени: когда нам скучно или некомфортно, оно идет медленнее. Безвольные часы больше не показывают время, не измеряют его течение. Значит, скорость нашего времени зависит только от нас.

Часы ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин «корона часов» в английском языке также означает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Но по часам Дали оно неизменно – его невозможно установить. Без движения «корона» становится королевской, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, а властвует над ними. Его сопровождают два повторяющихся фантастических символа: созерцающий ангел и женщина, укутанная в шаль. Время царствует как над искусством, так и над реальностью.

«Алиса в Стране чудес»

Как и героиня Кэрролла, Дали, вооруженный творческим воображением, путешествовал по трудной и длинной дороге в стране снов. Художника притягивал невероятный сюжет и экстравагантные персонажи сказки. Алиса — вечный ребенок, способный постичь абсурдную логику и Страны чудес, и Зазрекалья. В скульптуре ее скакалка превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. На ее руках и в волосах расцвели розы, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость. А платье-пеплум напоминает об античных образцах совершенства формы.

«Дань моде»

Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы — символ невинности. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. Он «денди» и стоит перед ней на одном колене.

«Поклонение Терпсихоре»

Читайте также  Какие самые популярные книги в мире: список лучших

Муза танца в интерпретации Дали создает два зеркальных образа: мягкая фигура противопоставляется твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме жизни.

«Улитка и ангел»

Скульптура отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого он считал своим духовным отцом. Психоаналитические идеи, повлиявшие на Дали на ранних этапах развития сюрреализма, нашли отражение во многих произведениях. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего недалеко от дома Фрейда, поразила воображение Дали. Он увидел в ней человеческую голову — самого основателя психоанализа.

Дали был одержим образом улитки, поскольку в ней заключено парадоксальное сочетание мягкости (тело животного) с твердостью (его панцирь). Поэтому общепринятый символ праздного времяпрепровождения получает у него крылья и легко движется по волнам. А посланник богов, способный развить безграничную скорость, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.

«Видение ангела»

Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение. Большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Абсолюта. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону — ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.

«Космическая Венера»

Воздавая должное женской фигуре, Дали наделяет ее своими особыми элементами. В основе скульптуры лежит классическая форма мраморной статуи женского торса, к которой добавлены четыре элемента: мягкие часы, яйцо, два муравья и разделение тела на две части.
Перекинутые через шею говорят о двух противоположных идеях. С одной стороны, красота плоти временна и непременно исчезнет. С другой стороны, красота искусства вечна. Муравьи служат напоминанием о человеческой смертности и непостоянстве. Яйцо оказывается положительным символом, олицетворяющим жизнь, возрождение, воскрешение и будущее.

«Единорог»

Мифическое животное ассоциируется с целомудрием и девственностью, как мужской, так и женской. По этой причине его образ стал эмблемой благородного рыцаря. Кроме того, некоторые легенды представляли единорога символом мужественности. Дали решил изобразить его как некую фаллическую фигуру, чей рог пронзает каменную стену сквозь отверстие в форме сердца, из которого стекает капля крови. Чувственную природу скульптуры подчеркивает фигура лежащей на переднем плане обнаженной женщины.

Дали в поисках четвертого измерения: интервью с куратором выставки в Музее Фаберже

1 апреля в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открывается масштабная выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» — более 150 живописных и графических работ из фонда «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе и еще нескольких музеев и частных коллекций.

Почему Дали был одержим страхом смерти и в чем надеялся обрести бессмертие, какие загадки Вермеера стремился разгадать и что представляет собой его знаменитый «параноидально-критический метод» — об этом Posta-Magazine рассказала куратор выставки, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер.

Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», куратор выставки в Музее Фаберже

Выставка охватывает почти полвека творчества художника, от ранних работ 1930-х, в числе которых «Пейзаж с загадочными элементами», где Дали ведет своеобразный сюрреалистический диалог с Вермеером, до серии 1980-х годов, созданной по мотивам произведений Микеланджело после смерти любимой жены Галы. Великий новатор и эксцентрик XX века, утверждавший в свойственной ему провокационной манере: «Сюрреализм — это я», Сальвадор Дали на протяжении всей жизни постоянно обращался к старым мастерам, переосмысливая их творчество и образы и рассматривая их сквозь собственную оптику, с помощью которой он пытался найти четвертое измерение, которое обеспечило бы ему бессмертие. В определенном смысле ему это удалось.

О параноидально-критическом методе

Параноидально-критический метод — альтернативный способ интерпретации реальности. Дали исследует то, что скрывается за первым, видимым планом картины мира. Он одержим идеей научить зрителя созерцанию и настоящему видению. Он создает двойной образ или образ невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое, что заставляет зрителя постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед его глазами.

Сальвадор Дали. В поисках четвертого измерения. 1979

О «Пейзаже с загадочными элементами»

Эта работа — яркий пример сюрреализма Дали. Здесь на фоне очень точного, гиперреалистичного пейзажа он помещает странные, энигматичные элементы, которые волнуют зрителя, приводят его в замешательство, вызывая беспокойство. Тем не менее это чувство заставляет еще внимательнее вглядываться в картину в поисках все новых скрытых в ней смыслов.

Сальвадор Дали. Пейзаж с загадочными элементами. 1934

О Дали и Вермеере

Дали считал Вермеера одним из величайших мастеров, у которого блестящее владение живописной техникой сочетается со способностью улавливать и реалистично изображать самую суть жизни. Дали восхищался его оригинальностью, загадочностью и аутентичностью, о чем и пишет в своей книге «50 магических секретов мастерства»:

«Ван Гог был сумасшедшим и потому бессмысленно, великодушно и безоговорочно отрезал себе левое ухо бритвой. Я — отнюдь не сумасшедший, и все же я готов отрезать свою правую руку, однако совсем не бескорыстно: я согласен это сделать при условии, что мне дано будет увидеть Вермеера Дельфтского, который сидит за мольбертом и увлеченно работает. Я даже готов согласиться на большее — я тут же не колеблясь позволю отрезать себе правое ухо, и даже оба уха сразу, если мне удастся узнать секрет „волшебной смеси“, в которую тот же Вермеер, лучший из лучших — я не называю его „божественным“, ибо он самый человечный из всех художников, — обмакивал свою несравненную кисть».

Франсеск Катала-Рока. Сальвадор Дали с гиперкубическим крестом. 1953

О Дали и старых мастерах

Сальвадор Дали был убежден, что никто из современных ему художников по уровню мастерства не может сравниться со старыми мастерами, такими как Микеланджело, Рафаэль, Вермеер или Веласкес. Себя же он считал наименее заурядным из живых живописцев.

Сальвадор Дали. Без названия. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело. 1982

О Дали и сюрреалистах

«Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я», — говорил Дали, пришедший в сюрреализм как раз в тот момент, когда этому направлению нужна была хорошая встряска. Его живопись и тексты стали свежей струей. Вообще Сальвадор Дали считал, что его творчество выходит далеко за пределы сюрреализма, особенно в том, что касается таких вещей, как свобода художественного выражения и провокация публики.

Сальвадор Дали. Без названия. По мотивам скульптуры «Моисей» с надгробия папы Юлия II работы Микеланджело. 1982

Об эксцентричности и новаторстве

Эксцентричное поведение Дали было не только проявлением его личности, но и неотъемлемой частью творчества. В этом смысле он был одним из основоположников хеппенинга и перформанса. По его убеждению, они подогревали интерес к созданному им персонажу, который сам по себе был произведением искусства. Став одной из центральных художественных концепций XX века, эта идея тотального искусства наряду с его живописным мастерством определила место Дали среди великих художников-новаторов.

О поисках бессмертия

В течение всей жизни Дали сопровождал страх смерти, отсюда сквозная тема его искусства — поиски бессмертия. Художник был назван именем своего старшего брата, умершего за девять месяцев до его рождения. Дали считал, что должен стать более совершенной версией брата, представлявшегося ему настоящим гением. Он был одержим этой идеей, определившей дуализм его работ.

Сальвадор Дали. Воин, или «Los Embozados. По мотивам скульптуры «Лоренцо Медичи» с надгробия Лоренцо Медичи работы Микеланджело. 1982

О раннем и позднем Дали

Одержимость Дали обосновала повторяющиеся темы и сюжеты в его творчестве. Для этой выставки я отобрала работы, в которых он предстает более меланхоличным, медитативным художником, который с ностальгией оглядывается на великих предшественников, таких как Микеланджело и другие выдающиеся мастера итальянского Возрождения. Занятие живописью, творчеством было для него смыслом жизни, что особенно заметно в этих произведениях. В них также проявляется интерес Дали к науке, в которой он искал ответы на вопросы, которые не мог найти в религии.

Сальвадор Дали. Геологическое Эхо. Пьета. По мотивам скульптуры «Пьета» работы Микеланджело. 1982

Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние на Дали, который увлекался его учением в молодости. К трудам основоположника психоанализа, как и к трудам Юнга, он регулярно обращался на протяжении всей жизни, особенно интересуясь всем, что связано с природой сексуального влечения и паранойей.

Гала была очень образованной, смелой и прагматичной женщиной, которая знала, как стать альтер эго своего мужа. Что и произошло — неслучайно Дали подписывал некоторые работы двумя именами: «Гала Сальвадор Дали». Таким образом, они превратились в единую художественную сущность.

Читайте также  Муза, михаил врубель, 1896

Сальвадор Дали. Фигура и драпировка на фоне пейзажа. 1935

Головокружение, сальвадор дали, 1930

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

2 марта 1930 — сталинская статья «Головокружение от успехов»

2 марта 1930 года в газете «Правда» опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов» о «перегибах на местах», допущенных при коллективизации, которая представляла собой попытку генсека оправдаться и снять с себя ответственность за тяжелые последствия коллективизации

Предлагалось устранить «перегибы на местах», которые объявлялись плодом самодеятельности излишне ретивых исполнителей, трактовавших таким образом «генеральную линию партии» на сплошную коллективизацию.

В статье Сталин делает вывод: «Коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным». Тут же на примере того, как проводилась коллективизация сельского хозяйства в северных районах СССР и в советском Туркестане, он указывает на нарушение принципа добровольности, допущенное на местах при организации колхозов, и игнорирование «разнообразия условий в различных районах СССР».

И. Сталин осудил действия местных властей, которые якобы не были предусмотрены планами ускоренной коллективизации, в частности, преждевременное насаждение сельскохозяйственных коммун: «Не коммуна, а сельскохозяйственная артель является основным звеном колхозного движения, но в артели не обобществляются: приусадебные земли, жилые постройки, известная часть молочного скота, мелкий скот, домашняя птица и т. д.». Сталин обвинил «ретивых обобществителей» в «разложении и дискредитации» колхозного движения и осуждал их действия, «льющие воду на мельницу наших классовых врагов».

На следующий день, 3 марта, на передовице «Правды» появилась ещё одна статья «Поворот к весенним работам», поддерживающая сказанное Сталиным днём ранее.

Вскоре после опубликования статьи постановлением ЦК ВКП(б) от 14 марта «О борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении» действия партийных работников, о которых шла речь, были квалифицированы как «левацкие загибы», вследствие чего кампания коллективизации была на время приостановлена, а ряд низовых работников — осуждён. В марте—июне того же года начался массовый отток из коллективных хозяйств: к 1 июля в колхозах остался 21 % от общего числа крестьян. Тенденция выходов крестьян из колхозов была прекращена постановлениями VI съезда Советов «О совхозном строительстве» и «О колхозном строительстве», которыми были приняты меры по укреплению социалистической деревни.
Укрепили так, что начался массовый голод с миллионными жертвами.
——

В середине 1920-х годов страна находилась на грани голода, власти видели выход в ужесточении контроля за крестьянами. В погоне за созданием коллективного хозяйства в СССР наступил тяжелый период. Правительство считало большой угрозой частную собственность, разрешенную в эпоху НЭПа. Частное решили обьединить коллективное — в колхозы.

Индивидуальные хозяйства противоречили марксистским идеям, поэтому от зажиточных крестьян нужно было избавиться. Государству переходила вся собственность: земли, скот, техника. Под определение «сельской буржуазии» попали и середняки. Они составляли около 60% от всех крестьянских хозяйств. Этот процесс начали называть «раскулачиванием».

Сталин использовал коллективизацию не только под предлогом повышения уровня жизни в стране, но и как дополнительную возможность избавиться от оставшейся оппозиции. У кулаков отбирали имущество, их ссылали в Сибирь и на Север.

Без возможности протеста

Борьба с раскулачиванием порой переходила в «боевые действия». Это происходило потому, что народ такая политика не устраивала. Коллективизация спровоцировала голод и массовое недовольство. Но, в большинстве своем, крестьяне не имели возможность противостоять действиям власти.

Массовые восстания быстро и жестоко подавлялись. Например, Муромцевское, в котором принимали участие 20 тысяч человек, оперативно подавили. Впоследствии 69 зачинщиков приговорили к «высшей мере». Многих недовольных приговаривали к расстрелу как потенциальную угрозу еще до возникновения бунтов.

«Головокружение от успехов»

В пик напряженности 2 марта 1930 года вышла статья Иосифа Сталина. В ней генсек обвинил в трагической гибели крестьян служащих «на местах».

Он осуждал поведение обкомов и райкомов, многих партийных чиновников, которые в погоне за показателями устраивали соревнования — кто проведет коллективизацию быстрее. Их поведение привело к огромным человеческим жертвам.

Статья декларировала послабления в государственной политике, якобы пересматривалось отношение к середнякам. Но на деле спустя всего два года «закон о трех колосках», регулирующий охрану колхозного или кооперативного имущества, показал — могли расстрелять даже за горсть пшеницы. Репрессии продолжились.

Жертвы коллективизации Сталина

В результате проводимой Сталиным политики коллективизации: более 2 миллионов крестьянских семей были депортированы, из них 1.800.000 только в 1930—1931 годах; 6 миллионов умерло от голода, сотни тысяч — в ссылке. По другим данным только в 1930—1933 гг. от репрессий, голода и эпидемий, вызванных коллективизацией, погибло от 7,2 до 10,8 миллионов человек.

Данная политика вызвала массу восстаний среди населения. В одном только марте 1930 года ОГПУ насчитало 6.500 массовых выступлений, из которых 800 было подавлено с применением оружия. В целом в течение 1930 года около 2,5 миллионов крестьян приняли участие в 14 000 восстаний против советской политики коллективизации.

В одном интервью профессор политологии МГУ и к.и.н. Алексей Кара-Мурза высказал мнение, что коллективизация была прямым геноцидом советского народа. Есть и мнение о том, что коллективизация привела к исчезновению русской цивилизации (по терминологии А. Тойнби).

Фраза «головокружение от успехов» воспринимается теперь с иронией. Выражение стало крылатой фразой, которую используют настоящее время осуждая необоснованные самоуверенность и зазнайство. Так в народе окрестили неспособных адекватно оценить свои поступки.

Вся вина за последствия проводимой Сталиным коллективизации лежит именно на нем. Статья Иосифа Сталина под названием «Головокружение от успехов» это один из множества примеров того, как Сталин перекладывал ответственность на своих подчиненных которые якобы совершили «перегибы на местах». Миф о «перегибах на местах» очень отчетливо прослеживается на примере Большого террора, устроенного Сталиным. В Большом терроре Сталин обвинил исполнителей, переложив с себя ответственность на своих подчиненных.
По справочным данным МВД СССР 1953 года, в 1937-1938 годах органы НКВД арестовали 1 миллион 575 тысяч 259 человек, из них за «контрреволюционные преступления» — 1 миллион 372 тысячи 382 (87,1 процента). Было осуждено 1 миллион 344 тысячи 923 человека (в том числе расстреляны — 681 692 человека).

Без великого перелома 1929 года был бы невозможен Большой террор 1937 года

Коллективизация была неизбежна: Сталин и его соратники объясняли ее необходимость интересами индустриализации, но на самом деле они в первую очередь боролись за свое политическое выживание в крестьянской стране. Большевики раскулачили примерно один миллион крестьянских хозяйств (5-6 миллионов человек), высылке и депортации из родных мест подверглись около четырех миллионов человек. Деревня отчаянно сопротивлялась: по данным органов ОГПУ, в 1930 году в СССР состоялось 13 453 массовых крестьянских выступления (в том числе 176 повстанческих) и 55 вооруженных восстаний. В совокупности в них участвовали почти 2,5 миллиона человек — в три раза больше, чем в Белом движении во время гражданской войны.

Несмотря на то что в 1930-1933 годах властям удалось сломить крестьянское сопротивление, потаенный протест против «счастливой колхозной жизни» сохранялся и представлял большую опасность. Кроме того, в 1935-1936 годах из мест заключения и ссылок стали возвращаться крестьяне, осужденные в начале 1930-х годов. И основную долю расстрелянных во время ежовщины (примерно 60 процентов) составили именно селяне — колхозники и единоличники, бывшие раскулаченные, состоявшие на учете в органах госбезопасности. Первоочередная цель «ежовщины» накануне большой войны заключалась в том, чтобы подавить протестные настроения против коллективизации и колхозной системы.

Кто еще, помимо крестьян, страдал от сталинских репрессий?

Попутно уничтожались и другие «враги народа». Например, полная катастрофа постигла Православную Российскую Церковь. К 1917 году в России насчитывались 146 тысяч православных священнослужителей и монашествующих, действовали почти 56 тысяч приходов, более 67 тысяч церквей и часовен. В 1917–1939 годах из 146 тысяч священнослужителей и монашествующих большевики уничтожили более 120 тысяч, в абсолютном большинстве — в 1930-е годы при Сталине, особенно в 1937–1938 годах. К осени 1939 года в СССР оставались действующими лишь от 150 до 300 православных приходов и не более 350 храмов. Большевикам — при равнодушии огромного большинства православного по крещению населения — удалось почти полностью уничтожить самую крупную поместную Православную Церковь в мире.

Почему многие исполнители террора впоследствии сами стали жертвами? Сталин боялся стать заложником своих спецслужб?

Его действия определяли криминальные наклонности, стремление управлять Коммунистической партией как мафиозной организацией, в которой все ее руководители повязаны соучастием в убийствах; наконец, готовность уничтожать не только подлинных и мнимых врагов, но и членов их семей. Как писал чеченец Абдурахман Авторханов, в 1937 году входивший в номенклатуру ЦК ВКП(б), «Сталин был гениальный уголовник от политики, государственные преступления которого узаконивало само государство. Из амальгамы уголовщины с политикой и родился уникум: сталинизм». В сталинской системе исполнители массовых преступлений были обречены: организаторы их ликвидировали как ненужных соучастников. Поэтому, например, был расстрелян не только вышеупомянутый майор госбезопасности Сергей Жупахин, но и генеральный комиссар госбезопасности Николай Ежов. Однако не стоит преувеличивать масштабы репрессий среди чекистов. Из 25 тысяч сотрудников НКВД, работавших в системе госбезопасности на март 1937 года, за все преступления, включая уголовщину и бытовое разложение, до середины августа 1938 года было арестовано 2 273 человека. В 1939 году уволены 7 372 сотрудника, из них арестованы лишь 937 чекистов, служивших при Ежове.

Читайте также  Кто самый бедный человек в мире?

Астигматизм

Астигматизм относится к аномалиям рефракции — заболеваниям глаз, связанным с нарушением фокусировки изображения. Общие симптомы всех подобных патологий — расплывчатость картинки, дискомфорт и быстрая утомляемость при глазных нагрузках. Согласно статистике ВОЗ, аномалии рефракции встречаются у более чем 150 млн человек в мире, и в 10 % случаев наблюдается именно астигматизм.

Астигматизм — что это за патология?

В переводе с латыни это слово означает «отсутствие точки фокуса». Название помогает понять, что такое астигматизм: это искажение изображения из-за расфокусировки оптических лучей, проходящих через глазной аппарат.

Здоровый глаз имеет ровную сферическую поверхность роговицы и хрусталика. Они одинаково изогнуты во всех направлениях, за счет чего глаз фокусирует свет и передает четкое изображение на сетчатку.

Что это такое — астигматизм? При этом состоянии сферичность роговицы и реже — хрусталика нарушена. Из-за этого преломляющая сила на разных участках поверхности отличается, а оптические лучи искажаются. В результате изображение получается размытым или непропорциональным.

В зависимости от того, какими дополнительными нарушениями рефракции осложнен астигматизм, выделяют несколько его видов:

  1. Простой гиперметропический: дальнозоркость в одном главном меридиане и нормальные зрительные функции (эмметропия) во втором.
  2. Простой миопический: близорукость в одном главном меридиане и эмметропия в другом.
  3. Сложный гиперметропический: дальнозоркость наблюдается в обоих главных меридианах.
  4. Сложный миопический: близорукость в двух главных меридианах.
  5. Смешанный: сочетание дальнозоркости в одном меридиане и близорукости в другом.

Как влияет астигматизм на зрение

Всем нам хорошо известны понятия близорукости и дальнозоркости, когда проблемы возникают с восприятием предметов на близком или далеком расстоянии. Что же такое астигматизм глаз и как он влияет на зрение? Люди, страдающие от этой патологии, видят искаженную картинку. Некоторые области (или все предметы) могут быть размытыми, у других нарушены пропорции. Офтальмологи любят проводить аналогию с отражением на металлической ложке: картинка местами нечеткая, местами непропорциональная. При этом абсолютно не имеет значения, на каком расстоянии расположен предмет.

На уровень искажения предметов влияет тяжесть патологии. При разнице в меридианах меньше 1 D (диоптрия) искажения практически незаметны и не доставляют дискомфорта человеку. В целом офтальмологи выделяют три степени астигматизма:

  • слабая — до 3 D;
  • средняя — 3-6 D;
  • высокая — более 6 D.

Слабая степень, как правило, требует минимальной коррекции. При средней ухудшение зрения становится ощутимым, очертания предметов «плывут», необходимо лечение астигматизма. Высокая степень характеризуется сильным искажением предметов и рядом сопутствующих симптомов, связанных с повышенной зрительной утомляемостью: резью в глазах, головными болями, головокружением, двоением предметов.

Вот фото, которое показывает, что это такое — астигматизм глаз и как видит человек с такой патологией.

Почему возникает астигматизм

Астигматизм может быть врожденным и приобретенным. Разберем причины, почему проявляется это заболевание.

Причиной являются наследственные генетические изменения, провоцирующие нарушения сферичности хрусталика или роговицы глаза:

неравномерное развитие костей глазницы, нарушение работы глазных мышц и др. Врожденный астигматизм может проявляться у альбиносов, детей с врожденным пигментным ретинитом, а также при алкогольном синдроме плода.

Приобретенный астигматизм проявляется в результате:

Симптомы астигматизма

Первые признаки астигматизма проявляются в детском возрасте. К сожалению, малыши редко могут сформулировать проблемы и объяснить, что испытывают дискомфорт. Именно поэтому проходить обследования детям требуется с первых месяцев жизни.

Главное проявление астигматизма глаз — расфокусировка зрения и расплывчатость картинки. Кроме того, на патологию могут указывать следующие симптомы:

  • повышенная усталость глаз;
  • головная боль при зрительных нагрузках;
  • ощущение постороннего объекта в глазу;
  • двоение предметов;
  • жжение, болезненные ощущения в глазах;
  • сложности с удержанием внимания;
  • проблемы с визуальным определением расстояния до предметов.

У детей падает успеваемость. Они испытывают сложности с чтением и письмом, путая похожие по написанию буквы и цифры.

Астигматизм особенно важно вовремя выявить у детей. Если не скорректировать зрение своевременно, может развиться амблиопия, или «ленивый глаз». Из-за того, что в период раннего развития зрения происходит неадекватная стимуляция зрительной системы (постоянно «размазанная» картинка), формируется неодинаковая рефракция, происходят структурные изменения в отделах глаз и наблюдается существенное, не поддающееся коррекции снижение зрения.

Диагностика астигматизма

В офтальмологии используются несколько способов диагностики астигматизма. Самый показательный — рефрактометрия: анализ преломляющей способности глаза, который позволяет выявить нарушения рефракции. Еще один популярный метод — визометрия, знакомая всем проверка зрения с помощью таблиц. Она выполняется сначала без коррекции, а затем с коррекцией, когда перед глазом размещаются цилиндрические линзы с разной преломляющей силой. Также выявить проблемы помогает скиаскопия, или метод теневой пробы: пациенту дают «примерить» сферические и цилиндрические линзы, а доктор наблюдает за движениями теней на зрачковой области.

Также могут быть назначены:

  • УЗИ глазных яблок;
  • компьютерная кератотопография;
  • офтальмометрия;
  • авторефрактометрия и другие методы.

Как лечить астигматизм

Можно ли вылечить астигматизм ? Да, для этого используются консервативные и хирургические методы. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Оптическая коррекция астигматизма

Дольше всего для коррекции астигматизма используются очки — этот метод применяется уже более 40 лет. Очки могут быть с цилиндрическими или сфероцилиндрическими линзами. Врачи определяют точное направление глазных меридианов, степень астигматизма, сопутствующие рефракции (близорукость, дальнозоркость). Лечится ли астигматизм при помощи очков? Нет, они позволяют лишь улучшить зрение, пока носятся. У очков есть несколько недостатков: они хорошо справляются с задачей исправления картинки, если человек смотрит прямо, а при смещении направления взгляда изображение вновь искажается. Это может вызывать головокружение, тошноту, повышенную усталость глаз.

Использование контактных линз — более прогрессивный способ, чем ношение очков. Они плотно прилегают к роговице, поэтому позволяют полностью избежать искажений и корректируют зрение не только по центру, но и на периферии. Для исправления астигматизма обычно используются мягкие торические контактные линзы. Ведущие производители — Alcon, Cooper Vision, iWear. Ознакомиться с каталогом и изучить цены на такие контактные линзы вы можете в нашем каталоге.

Хирургическая коррекция астигматизма

Для лечения астигматизма у взрослых сегодня чаще всего рекомендуют лазерную коррекцию зрения. Эта процедура позволяет провести кератотомию — удаление части роговой оболочки и уменьшение силы ее рефракции — при помощи высокоточных лазеров. Процедура выполняется под местной анестезией и практически не имеет осложнений.

В случае если причиной развития патологии является деформация хрусталика, проводится операция по его замене. Как лечится астигматизм у взрослых таким способом? После детального обследования офтальмолог изготавливает интраокулярные линзы (ИОЛ), которыми заменяется поврежденный хрусталик. Могут использоваться разные типы ИОЛ — торические, мультифокальные, факические.

Еще один способ лечения — термокератокоагуляция: прожигание роговицы при помощи металлической иглы или лазерного луча. Толщину роговичной ткани уменьшают в центре оптической зоны или на периферии. Это позволяет добиться увеличения преломляющей силы роговицы.

Для операций при астигматизме есть противопоказания. Так, оперативное вмешательство невозможно при патологиях сетчатки, проблемах с роговицей, некоторых заболеваниях глаз (катаракта, глаукома), при наличии инфекционных болезней, сахарного диабета, онкологии, туберкулеза, в период беременности и лактации.

Методы профилактики

Теперь, когда мы выяснили, как вылечить астигматизм, поговорим о том, как предотвратить развитие патологии. Необходимо регулярно посещать офтальмолога и проверять зрение, чтобы заметить изменения на ранних стадиях. Полезна будет гимнастика для глаз: упражнения помогут расслабить глазные мышцы, улучшить кровообращение и нормализовать обменные процессы.

Для профилактики астигматизма у детей стоит следить, чтобы глаза не перенапрягались: ограничить время с гаджетами и контролировать правильную посадку и уровень освещенности во время занятий. Также окулисты рекомендуют регулярно пропивать курсы поливитаминов, предназначенных для глаз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: