Гадалка, михаил врубель, 1895 - JEKATERINBURG.RU

Гадалка, михаил врубель, 1895

Гадалка — Врубель Михаил Александрович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

Не секрет, что Врубеля всегда притягивали загадочные образы, находящиеся на грани двух миров — реального и мира таинственного, находящегося за гранью привычного понимания. Центром композиции картины «Гадалка» становится фигура девушки, вероятно цыганки. Во внешности героини чувствуется необузданное дикое и даже хищное начало. Короткие волосы выдают властную, сильную и независимую натуру. О том же говорит и язык тела натурщицы. Притворная мягкость положения туловища противопоставлена рукам, принявшим уверенную позу. Девушка сидит на полу в богатой обстановке — ее окружают роскошные ковры. Народу цыган всегда приписывали магические способности. Поэтому, Врубель в руки девушки вложил карты. Чтобы усилить эффект, гадалка держит таинственный пиковый туз, предвещающий удар судьбы или дальнюю дорогу, полной опасности и трудностей. Женщина, однако, не смотрит на карты. Ее рассеянный взгляд обращен чуть вправо. Глядя мимо зрителя, словно пророчица, она проникает в неведомое для других будущее человека.

Розовый шарф на плечах гадалки скорее добавляет хитрости и коварства образу таинственной и непредсказуемой незнакомки. Благородно и сдержанно мерцают переливы шелковой ткани на фоне тусклого приглушенного в цвете ковра. Спор света и тени на контрастно освещенном лице усиливает драматизм и остроту ощущения образа. Невольно задаешься вопросом о том, какие силы помогают этой девушке заглядывать в будущее? И какую цену заплатит тот, кто рискнёт приоткрыть завесу над своим будущим?

История создания.

Прообразом «Гадалки» является Кармен из одноименной оперы Бизе, которой Врубель увлекся еще в 1892 году. Особенно его вдохновила излюбленная в символизме тема рока, предопределенности судьбы. Художник Коровин рассказывал о возникновении картины: «Все шумели, говор, игра в карты, спор. Михаил Александрович. спал. Наутро он написал с какой-то дамы, с которой познакомился накануне, портрет ее с игральными картами». Картина была создана поверх заказанного Врубелю портрета промышленника Николая Мамонтова. По воспоминаниям Николая Прахова, пришедшему позировать Мамонтову художник заявил: «Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне».

«Гадалка» Врубеля — это символ роковой женщины. В ней есть обаяние красоты, естественность и в то же время некая пугающая загадочность. Картина написана на холсте с темно-серым грунтом легким и длинным мазком. Слой краски, тонкий в живописи головы и рук, становится более плотным в фактуре шали и ковра на стене за спиной женщины. «Гадалка» близка по композиции к знаменитой киевской «Девочке на фоне персидского ковра», написанной художником девятью годами ранее, но ее утонченная живопись менее материальна.

Отношение автора к вере.

«Искусство — вот наша религия», — как-то заметил Михаил Александрович Врубель. Пожалуй, в той фразе заключается духовная трагедия самого живописца, отдавшего всего себя служению творчеству, потеряв на определенном этапе связь с самим Творцом.

Талант Врубеля проявил себя довольно рано, еще в детстве Михаил чувствовал, что имеет живописный дар, который способен выразить то, что находится за гранью видимого. Сталкиваясь с реалиями мира, будучи не в силах вынести грязь, жестокость и несовершенство, а также желая укрыться от пугающей действительности, художник тянулся к тому, что трогает и волнует душу. Однако все больше уходил в древность, сказку, мистику.

Несмотря на то, что художник писал иконы, расписывал соборы, храм для него был, прежде всего, храмом искусства. Его влекло не столько религиозное чувство, сколько масштабность и монументальность церквей. Нередко художник сам сокрушался о том, что не испытывает того светлого религиозного чувства искренне верующего человека, какое могло бы осветить его надломленную сомнениями душу. С одной стороны, Врубель стремился к познанию истины, с другой — никак не мог к ней приблизиться, словно те мистические темы, которые завладели его сознанием, не давали мастеру встать на путь осознания христианского пути. В дальнейшем осмысление образа темных сил переросло в страшную зависимость и душевную болезнь, излечить которую до конца художник так и не смог.

Биография.

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.

Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.

В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.

В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).

Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.

Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).

С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.). Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Роковая любовь Врубеля

Врубель бессмертен. Его нельзя с кем-то перепутать, как и нельзя пройти мимо. От его картин захватывает дух, от его картин дрожь по телу.

Любимый художник русской живописи, представитель символизма, Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года.

Современники говорили о нем, что Врубель был удивительно интеллигентным и кротким человеком, талантливым и духовно одаренным. При этом жил он небогато, если не сказать бедно.

Для меня Врубель — это в некотором смысле Чехов в литературе, который кстати говоря, родился на четыре года позже Врубеля в 1860 году. Оба отличались врожденной интеллигентностью, тяге к эстетству, были талантливы и под кожей чувствовали искусство, которое умели так тонко и искусно преподнести публике.

Несмотря на очевидное дарование в изобразительном искусстве с раннего возраста, Врубель поступает на юридический факультет в Петербургский университет, так как ни он, ни его родители не думали о карьере художника в то время. Будучи студентом, Врубель всерьез увлёкся философией, а именно теорией эстетики Канта, которая и повлияла на выбор дальнейшего пути развития будущего художника.

В 24 года он входит в Академию художеств, где берет уроки у самого мастера Чистякова, — великого учителя великих учеников, среди которых художники Репин, Серов, Суриков и Васнецов.

Михаил Врубель так и не закончил Академию официально, несмотря на яркий талант и на успехи во время учебы. Повлиял на планы Врубеля профессор Прахов, который осенью 1883 года по рекомендации Чистякова приглашает Михаила Врубеля в Киев для реставрации Кирилловской церкви.

Годы жизни и творчества художника, проведенные в Киеве в дальнейшем окажутся роковыми в судьбе Врубеля.

Читайте также  Какой самый большой карп в мире: крупные рыбы

Поселившись на даче у профессора Прахова, Врубель приступает к росписи в Кирилловской церкви и к реставрации фигуры ангела в куполе Софийского собора.

По роковому стечению обстоятельств Врубель влюбляется в жену своего покровителя Эмилию Прахову, женщину необыкновенной красоты, с огромными голубыми глазами. На момент знакомства ему было 28 лет, ей 35. У Эмилии уже было трое детей — Елена, Николай и Ольга.

Выйдя замуж за профессора искусствоведения Адриана Прахова в 16 лет, она закончила Консерваторию по классу фортепиано и хорошо разбиралась в искусстве.

По воспоминаниям современников «Эмилия была необычайно умна и остра на язык, образована и эксцентрична».

Она становится его музой и вдохновительницей. Именно ее лицо мы сейчас наблюдаем на многих его картинах, в том числе на картине «Богоматерь с младенцем».

Так как любовь была запретной, Врубель страдал и впадал в безумие, у него начались эпилепсические припадки и обнаружилась склонность к суицидальным поступкам.

Из разговора со своим современником, художником Константином Коровиным, когда тот заметил белые шрамы на груди у Врубеля:

Я резал себя ножом. Поймете ли вы? — Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались.

Ходили слухи, что Врубель даже сватался к Эмилии Праховой с желанием стать ее законным мужем, несмотря на ее официальный статус матери семейства. Причем он объявил о своем намерении жениться на ней не только Эмилии Львовне, но и ее мужу Адриану Викторовичу.

Стоит ли добавлять, что профессор Адриан Прахов определенно побаивался Врубеля.

На фоне личных переживаний Врубель страдает от душевного кризиса, который находит отголоски и в его творчестве. Именно в этот период он переезжает в Москву и приступает к работе над главным творением, которое обессмертило его имя, над образом Демона.

Тема мистики преследовала Врубеля. В «Демоне сидящем» художник воплотил собирательный образ запредельного зла, манящей неизвестности и статичного безумия, коим является задумчивый Демон, размышляющий о жизни.

Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона. Однако на мой взгляд, картину можно отнести к кубизму, с точки зрения особенности техники и прорисовки элементов геометрическими мазками, характерными для этого направления.

Целая серия Демонов был создана Врубелем. Только взгляните, сколько энергии и невысказанного в этом демоническом взгляде. Врубеля вообще можно назвать «художником, отражающим душу». Он символически обращал особое внимание выражению глаз, делая на них акцент в своем творчестве.

С будущей женой Врубеля знакомит его московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства Надежда Забело была примадонной частной Русской оперы, к слову принадлежащей самому С. Мамонтову. Брак художника состоялся, ознаменовав для Врубеля начало нового творческого пути.

В 1900 г. композитор Н. Римский-Корсаков презентует публике оперу «Царевна-Лебедь». Врубель создает эскизы костюмов для актеров и пишет одноименную картину. В то время как главную партию Царевны-Лебедя в опере исполняет жена художника Нина Забело.

Образ Эмилии Праховой вновь прослеживается и в этой картине. Те же глаза, нос и губы. Образ внеземной божественной Царицы, с крыльями белого лебедя и с короной на голове — такой он представлял ее до конца своих дней. Его личный Демон, преследовавший Врубеля всю жизнь.

Величественная «Царевна-Лебедь» Врубеля несмотря на всю свою грацию и чистоту, обладает невероятно пристальным и манящим взглядом. В этом и заключался талант художника — сочетать несочетаемое, передавая чувства на холст.

У Врубеля была одержимость мистицизмом. Некоторые искусствоведы полагают, что именно интерес к мистицизму и последствия душевных терзаний свели художника в могилу в возрасте 54 лет.

Последние годы своей жизни, Врубель провел в психиатрической больнице в Петербурге. Больной и слепой, художник полностью потерял зрение и представлял собой жалкое зрелище.

Его супруга Нина Забело до последнего вздоха навещала художника в психиатрической больнице и пела, пела только для него. Врубель это очень любил.

По словам современников голос у нее был «Ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок, … льющийся».

Эмилия Прахова пережила Врубеля на 17 лет.

Уйдя от мужа, она поселилась в той же самой квартире в Киеве, в которой когда-то жил художник. Свою дочь она попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой Михаил Врубель. Дочь просьбу выполнила.

*Текст в блоге моего авторства. Любое копирование материала данной статьи без разрешения запрещено.

Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов

Михаил Александрович Врубель (Mikhail Vrubel; родился 17 марта 1856 — умер 14 апреля 1910 гг.) — один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, творивший и создававший не только живописные шедевры в разных жанрах, но и графические работы, скульптуры, декорации и костюмы для театра. Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в его работах.

Биография Михаила Врубеля

Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Петербурге и других городах. В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет.

Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге. Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога. Тогда же он знакомится с Ильей Репиным, который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно.

Художник много занимается акварелью, рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви (г. Киев), тот посоветовал Михаила Врубеля.

Талантливый живописец создает росписи и пишет лик ангела для Софийского собора. После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма. Но его работы вызывают недоумение у заказчиков и вскоре Михаила Александровича отстраняют от работы.

Художник возвращается в Москву, где страдает от безденежья, пока не встречается с меценатом Саввой Морозовым. Он пишет иллюстрации к произведению Михаила Лермонтова «Демон», полностью погрузившись в работу. Его серия «демонов» стала хрестоматийной для стиля модерн рубежа XIX и XX веков.

Эмоциональное напряжение приводит к психическому расстройству, и в 1902 год Михаил Врубель ложится в столичную больницу, где врачи диагностируют тяжелейший недуг. Через год состояние здоровья живописца улучшилось, и он переезжает в Киев. Но здесь происходит новое потрясение — умирает его сын. Михаил Александрович опять оказывается в клинике, где в недолгие часы просветления создает настоящие шедевры.

Прогрессирующая болезнь вызывает слепоту. Последние несколько лет жизни художник провел в Петербурге, в лечебнице для душевнобольных.

Слава пришла к Михаилу Врубелю, когда тот был уже тяжело болен. Ему присвоили почетное звание академика, а в 1906 году на выставке в Париже творчеству живописца отвели целый зал.

14 апреля 1910 года мастер умер. Он похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Самые известные картины Михаила Врубеля

Картины Михаила Александровича Врубеля поражают сочетанием мистицизма и страстности. Эти вольность и чувственность притягивали и, в то же время, пугали современников великого художника. Среди известных работ живописца нельзя не упомянуть следующие:

  • «Богоматерь с младенцем» (1885) — эта работа стала свежей струей в традиционной иконописи. С нее началась слава мастера.
  • «Демон сидящий» (1890) — картина, на долю которой в свое время выпало много критики, стала впоследствии символом новой эпохи в живописи.
  • «Снегурочка» (1890) — эскиз костюма к одноименной опере стал полноценным шедевром.
  • «Демон и Тамара» (1891) — иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова. Художник работал исключительно белилами и черной акварелью.
  • «Гадалка» (1895) — живописец писал портрет на заказ, но внезапно отказался от него и прямо поверх неоконченного рисунка за несколько часов написал «Гадалку».
  • «Царевна-Лебедь» (1900) — жена художника, певица Надежда Забела, исполняла партию царевны в «Сказке о царе Салтане». Он создавал декорации и эскизы костюмов к этой опере.
  • «Демон поверженный» (1902) — мастер работал над этой картиной около года, иногда по 20 часов в сутки.
  • «Шестикрылый Серафим» (1904) — этот шедевр многие называют лучшим в творческом наследии художника. Он написал его, уже будучи безнадежно больным.
Читайте также  Возрасты человека и смерть, ханс бальдунг (грин)

На выставке «Мир искусства» впервые была экспонирована картина «Демон поверженный». Она вызвала сенсацию, но Михаил Александрович все время был недоволен своей работой. Каждое утро он приходил и переписывал губы, глаза, нос Демона. Иногда лицо становилось страшным, иногда — несчастным.

Ценители живописи пополняют свои коллекции на аукционах сайта Very Important Lot. Здесь всегда представлены работы современных живописцев и мастеров прошлого. Можно недорого купить картину любимого художника.

Врубель Михаил

художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, импрессионист

Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (польск. Wróbel ; 5 (17) марта 1856 ( 18560317 ) , Омск — 1 (14) апреля 1910, Санкт-Петербург) — выдающийся русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

Содержание

Биография

Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске, в семье офицера. Предки его отца были выходцами из прусской Польши [1] .

По службе его отец должен был часто переезжать — Омск, Астрахань, Петербург, Одесса. В этих учебных заведениях он проявлял разнообразные склонности к наукам:

— Из воспоминаний А. А. Врубель, сестры художника [2]

После этого Врубель переезжает в Саратов и снова в Петербург.

Окончив в 1874 году Одесскую классическую гимназию, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Там посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина и Сурикова, и Виктора Васнецова. По окончании института Михаил Александрович отбыл воинскую повинность и отправился работать в главном военно-судном управлении. Однако, призвание напоминало о себе и в 1880 году Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне».

С 1884 по 1889 г. Врубель по приглашению профессора А. В. Прахова работал в Киеве, преимущественно создавая изображения на религиозные темы. К этому периоду относятся иконы и стенные росписи для Кирилловской церкви, эскизы неосуществленной росписи для Владимирского собора — их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности». Здесь же художник пишет знаменитый портрет «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).

Юность Врубеля. Отец Врубеля был военным юристом. Он желал для своего сына надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после одесской гимназии маленький Миша Врубель попадает на юридический факультет Петербургского Университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы остаются за университетскими стенами. Он всерьёз увлекается философией Канта, влюбляется в оперных актрис, спорит об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисует. От университетских лет сохранились его иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них — знаменитая сцена свидания Карениной с сыном — изящная и красивая, но в которой Анна получилась больше похожей на роковую и демоническую женщину, чем на простую и милую Анну Льва Толстого. Но такой увидел её Врубель. С поступлением в Академию художеств после окончания университета и коротенькой ничем не примечательной службы Врубель резко меняется до неузнаваемости. Из рассеянного и легкомысленного студента он превращается в фанатика своей работы. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Наравне с Серовым, он один из самых преданных и один из самых отличаемых учеников известного профессора Чистякова, который надолго становится его кумиром. Именно от него он унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике.

В 1901 г у художника появились признаки душевного расстройства, у него ухудшилось зрение. Известие о душевной болезни Врубеля многие его друзья и коллеги воспринимают без удивления, даже с облегчением.

Врубель скончался 1 (14) апреля 1910 г в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.

1955 — в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И. Н. Введенского и Ф. А. Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля.

Работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). Любовь и смерть — любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).

Адреса в Санкт-Петербурге

1904 — 01.04.1910 года — Театральная площадь, 4, кв. 18.

Врубель Михаил Александрович. Демон и творец

«Он — для одних гений, для других нечто весьма странное…»

Миша Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье офицера, военного юриста, предки которого были поляками. Мать была дочерью вице-губернатора Астрахани и родственницей декабриста Басаргина.

Михаил Александрович получил прекрасное историко-филологическое и юридическое образование, окончив Петербургский университет. Владел восьмью языками. Любил хорошо одеваться, тонко разбирался в хороших винах и изысканной гастрономии. Посещал рисовальную школу общества поощрения художеств в Петербурге, а также рисовальную школу в Одессе. Учился два с лишним года в академии художеств, которую так и не окончил…

Ранние академические композиции Врубеля свидетельствуют о том, что уже в академии он был готовым мастером и когда именно он сформировался как живописец – большая тайна.

Как и положено гению, современникам было трудно понять его работы и почти все его произведения были обруганы и высмеяны художественными критиками.
Однако, уже на похоронах художника Александр Бенуа скажет: «Будущие поколения русских станут воспринимать конец девятнадцатого столетия как эпоху Врубеля».

«Меня свалило то, что я после такого громадного труда стал еще работать по пятнадцать, двадцать часов в сутки. Это было тем более глупо, что я продажей демона за три тысячи рублей был совершенно обеспечен».

В марте 1902 года консилиум врачей требует от Михаила Врубеля полного покоя и прекращения работы. Врубель реагирует раздраженно. Его психика – это психика художника и к нему нельзя применять обычные мерки. Но вскоре маниакальная экзальтация достигает такой степени, что художника помещают в психиатрическую лечебницу.
При поступлении пациент Врубель был беспокоен и возбужден. Высказывал бредовую идею величия: он император, пьет только шампанское. Он – выдающийся музыкант. Его голос – хор голосов.
Диагноз: прогрессивный паралич как следствие третичного сифилиса.
Назначены препараты ртути.

«Что публика, которую я люблю, более всего желает видеть? Христа! Я должен ей его дать по мере своих сил и изо всех сил. Отсюда спокойствие, необходимое для того, чтобы сделать иллюзию Христа максимально прекрасным…
Демона я теперь не работаю, но думаю, что он от этого не страдает, и что по завершении соборных работ примусь за него с большей уверенностью…
Васнецов говорит, что мне надо в Москву. Что там я попаду в полезную для меня конкуренцию».

Читайте также  Святой христофор, ганс мемлинг, 1484
Девочка на фоне персидского ковра. 1886

В 1889 году Врубель решается на переезд. Первое время очень нуждается. Живет в бедной квартире. Спит на полу, на жиденьком матрасе. У него нет ни приличной одежды, ни денег на краски и холсты.Но и в этих обстоятельствах Врубель не избавляется от привычки сорить деньгами. Когда удается получить крупную сумму — задает пиры, одаривает всех, кто не попросит. Он не в состоянии беречь заработанное, планировать расходы.

«Вот ужу с месяц я пишу демона. То-есть не то чтобы монументального демона, которого я напишу еще со временем, а демоническое. Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колено на фоне заката, и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

«Обстановка моей работы превосходная в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова, у которого я живу с декабря».

«Врубель – это же черт знает, что такое! Я ему: не понимаю, что это за живопись и живопись ли это. А он мне: как я рад! Я бы огорчился, если бы вы понимали!».

Жемчужина. 1904

Накануне нового 1896 года Михаил Александрович едет в Петербург писать декорации к опере Хумпердинка «Гензель и Гретель». Партию Гретель исполняет киевская певица Надежда Забела. Она была так близорука, что не видела со сцены палочку дирижера, но выступала безошибочно.
В первый день знакомства, в перерыве между репетициями, Врубель признался артистке, что восхищен ее голосом.

«Все певицы поют как птицы, а Надя поет как человек».

Чтобы добиться расположения Надежды, Врубель принимается за картину «Гензель и Гретель», где изображены артистки Любатович и Забела в сцене из оперы.

Надежда решила: если картина удастся, она согласится выйти замуж за Врубеля. Надю смущало, что она слышала и даже видела, что Врубель пьет, очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно.

«Вот уже четвертый день, что мы женаты. А мне уже кажется, что очень давно. Мы как-то удивительно сошлись с Михаилом Александровичем. В нем я каждый день нахожу новые достоинства. Во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый. Кроме того, мне всегда с ним удивительно весело и легко. Конечно, бог знает, что будет, но начало хорошо, и я себя пока чувствую прекрасно».

Однако Михаил Александрович начинает постепенно меняться. Это становиться заметно летом 1898 года, когда Врубели гостят в имении родственников.

Пан. 1899

Еще год назад Врубель производил впечатление бодрого и жизнерадостного человека. Теперь он постоянно жалуется на сильные головные боли, принимает фенацетин в грандиозных дозах, носит черную шелковую шапочку даже в комнате.Обычная незлобивость сменяется высокомерием, раздражительностью, особенно когда речь заходит об искусстве.

В 1901 году в семье родился долгожданный сын. В честь Мамонтова названный Саввой.

«Сын мой растет, умнеет. Он нас очень забавляет и все старается что-то выразить и производит уморительные звуки.

Миша пишет в четыре сеанса портрет своего нежно любимого сына. Причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую очевидно переживает сам, думая о том, что ждет его в жизни».
Ребенок родился с заячьей губой, что считалось признаком вырождения. Врубель воспринял это крайне болезненно.

«Я написал самый реальный портрет – портрет моего сына, и я никогда никому его не покажу».

Едва закончив портрет сына, он с головой погружается в работу над «Демоном поверженным». По двадцать часов проводит он в мастерской, работая над картиной. Повесил громадную электрическую лампу. Работает при свете.

«Михаил Александрович вдруг все переделал и на мой взгляд испортил. И хочет его выставлять в таком виде. Вот-то ругать его будут».

Из молчаливого человека он стал болтуном. Ужасно возбужден и все рассказывает о своей гениальности и силе. Хочет заказывать свой бюст за двести рублей. Он раздражается на все. Не терпит противоречий и готов драться с тем, кто ему противоречит.

«С Мишей теперь разговаривать долго нельзя. Он до того изнервился со своим демоном, что никого не слушает и со всеми ругается».

В феврале 1902 года в Петербурге открывается выставка «Мира искусства». Врубель отдает своего демона, но не может расстаться с картиной. Приходит рано утром и продолжает переписывать.
Лицо демона становилось все страшнее и страшнее. Его поза, его сложение имели в себе что-то мучительно вывернутое.

Царевна-Лебедь. 1900

В апреле Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу.

«Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль».

Азраил – ангел смерти. Он наблюдает за умирающим. Отделяет душу от тела и принимает души умерших. Перед праведным является в образе друга, перед грешником в образе чудовища.

Весной Михаилу Александровичу становится значительно лучше, и в апреле 1903 года по приглашению Владимира фон Мекка он едет с семьей в его имение в киевской губернии.

В дороге заболевает полуторагодовалый сын Савва и 3 мая умирает в Киеве.
Михаил Александрович удивительно мужественно вел себя при этом несчастье. На вид был бодр и старался поддержать жену, которая была в отчаянии.
Врубели приезжают в имение фон Мекка, но там художник чувствует приближение нового приступа душевной болезни.

«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот».

«Теперь я в Риге, куда привезла Михаила Александровича и поместила в лечебницу. Он сам об этом просил, так как его состояние, хотя вполне сознательное, но невыносимое. Не знаю как жить. За что уцепиться».

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

«Правду сказать – я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый больной человек в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо, глаза как у хищной птицы, торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление — сумасшедший».

Во время работы над портретом Брюсова Врубель чувствует, что теряет зрение. Остановить слепоту врачам не удается.
«Единственным, чем он теперь жил, была музыка. Когда я его навещала, я напевала ему почти все новое, что разучивала. Любил он также, когда я вспоминала то, что пела прежде при нем».

Врубель живет в петербургской лечебнице доктора Бари среди врачей, санитаров, больных, испытывая, как кажется, чувство симпатии к своему невидимому окружению. Его мало интересует, что вместе со слепотой к нему приходит мировая известность.

В 1906 году в парижском осеннем салоне в устроенной Дягилевым экспозиции русского искусства демонстрировались более тридцати его полотен и для них был выделен отдельный зал.
Через два года его «Демон поверженный» приобретен у фон Мекка Третьяковской галереей.

Врубель смирился, но устал так жить. В феврале 1910 года умышленным стоянием под форточкой он сам спровоцирует воспаление легких. Оно перейдет в скоротечную чахотку и в несколько недель художник умрет.

Но до последних дней жизни Врубель будет ждать, когда же наконец ему вернут зрение…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: