Эдвард мунк, "вампир", 1893 - Тайны со всего мира

Эдвард мунк, «вампир», 1893

Вампир

Выбрать раму:

Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.

Выберите обычный подрамник для выбора рамы.

Эдвард Мунк — Вампир (норв. Vampyr)

Год создания: 1984 год

Период: Европейский период

Жанр: мифологическая живопись

Оригинальный размер: 91х109

Музей Мунка (The Munch Museum), Осло

Цена — $38,163 млн, год продажи — 2008 (Сотбис)

Описание картины: Вечный страх художника перед женщинами наивысшее свое выражение получил в этой картине. Ярко рыжие волосы — явный намек на кровь — стекает на несчастную жертву. Хищно впилась героиня в шею своей безвольной жертвы. Густой атмосферой ужаса наполнена работа. Краски подобраны со вкусом к собственным страхам и комплексам. Правда, первое впечатление недолговечно. Зритель постепенно меняет свое отношение к сюжету. При внимательном рассмотрении картины мы можем видеть лишь крепкие объятия влюбленной пары. Страх и ужас сменяются страстью, а тяжелая и гнетущая атмосфера чудесным образом меняет свою окраску.

Подобная двойственность характерна для нескольких работ мастера. Вечная борьба противоположностей всегда привлекала художника, который таким образом пытался разобраться с собственными страхами и тайными желаниями.

Известно, что эту работу художник долго «режиссировал», для позирования он пригласил своего друга, а натурщицу вызвал профессиональную. Ракурс картины был найден быстро. Очевидно, на полотне перед нами предстает один из кошмарных снов художника.

Сюжет работы так был важен для автора, что работа была выполнена в нескольких копиях одна из которых была не так давно похищена из галереи, правда, достаточно скоро работа вернулась в музей.

На картине изображена рыжеволосая женщина, обнимающая подавленного на вид мужчину, спрятавшего лицо на её груди. Губами женщина приникла к его шее. Такая композиция допускает двойственную трактовку: утешает ли женщина своего возлюбленного или, наоборот, питается его силами, подобно вампиру? Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна»), и его страха перед женским началом. В своих воспоминаниях о Мунке Рольф Стенерсен приводит слова, брошенные художником об одном недавно женившемся знакомом: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо» — цитата, практически дословно описывающая картину. Другая цитата (из дневников художника), сопровождающая «Вампира» на сайте Музея Мунка, также соответствует описанию картины, но окрашена уже совершенно иначе: «Он опустил голову на её грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук её сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал её поближе к себе». Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль[en], а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. „Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову“. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего „Вампира“». Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, Станислав Пшибышевский.

Как и многие другие картины Мунка, «Вампир» существует в нескольких вариантах, включая графические. Художник создал также литографию по мотивам этого произведения. В феврале 1988 года одна из копий «Вампира» была похищена из Музея Мунка. Картина была вновь обретена осенью того же года. В 2008 четвёртый, наиболее поздний живописный вариант «Вампира» был выставлен на продажу на аукционе Сотбис. Картина ушла с молотка за 38.2 млн долларов, став самым дорогим на тот момент полотном Мунка.

Описание картины Эдварда Мунка «Вампир»

В 1893 году норвежский художник — Эдвард Мунк написал картину «Вампир» Этот холст размером 91х109 см. Многие критики и ценители уверены, что картина более выразительна и более эмоциональна, чем знаменитый «Крик». Ведь представленное на полотне очень сложно описать словами, картину необходимо прочувствовать, рассмотреть, даже проникнуться ней и, что важно, понимать отношение автора к женщинам и любви в целом. «Вампир» показывает не акт любви, не поцелуй, здесь нет ничего привычного нам, нет здесь и явного насилия. Есть только ощущение чего-то невероятно горестного, отчаянного. Многие уверены, что автор выразил здесь свой страх перед женщинами, а также ненависть к такому светлому, казалось бы, чувству, как любовь.

Толчком к рождению полотна послужила ситуация, когда Мунк, придя в гости к своему другу, застал его в объятиях полуобнаженной женщины. Молодой человек стоял на коленях и положил голову на колени рыжеволосой красавицы. Мунка особенно заворожили волосы девушки, окутавшие пару. Они были столь насыщенного цвета, что казались кровавым пятном.

Спустя час плотно «Вампир» было готово. Однако, в отличие от увиденного, там был представлен не любовный акт, а отразилось все отношение художника к светлому чувству — неприятие, страх, непонимание и даже ужас. Критики и историки считают, что Мунк ненавидел это чувство.

Все Грани картины открываются постепенно: на первый взгляд мы видим лишь крепкие объятия мужчины и женщины, но спустя несколько минут страсть сменяется ужасом, рыжие волосы героини все больше напоминают кровь, а мужчина видится не как участник любовной игры, а как безвольная жертва, в чью шею впилась искусительница. Что интересно, картину можно прочитать и в обратном направлении: от ужаса до любви и нежных объятий.

Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль, а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. «Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову». Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего «Вампира»». Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский.

На картине изображена рыжеволосая женщина, обнимающая подавленного на вид мужчину, спрятавшего лицо на её груди. Губами женщина приникла к его шее. Такая композиция допускает двойственную трактовку: утешает ли женщина своего возлюбленного или, наоборот, питается его силами, подобно вампиру? Исследователи видят в этой работе яркое выражение комплекса Мадонны и блудницы, отразившегося на многих произведениях художника (подобной двойственностью отличается, например, его знаменитая «Мадонна»), и его страха перед женским началом. В своих воспоминаниях о Мунке Рольф Стенерсен приводит слова, брошенные художником об одном недавно женившемся знакомом: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из её рук. Он прилип к её груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо» — цитата, практически дословно описывающая картину.

Эдвард Мунк
Вампир, 1893.
Моделью для мужчины на картине послужил шведский писатель Адольф Пауль, а для женщины — специально нанятая натурщица. По воспоминаниям Пауля, замысел картины появился у Мунка спонтанно: однажды писатель зашёл в гости к художнику, когда тот «рисовал… модель… с огненно-рыжими волосами, стекавшими по её плечам, словно кровь. «Встань перед ней на колени, — велел он мне, — опусти на её колени голову». Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. Мунк начал рисовать, и очень скоро он написал своего «Вампира»». Впервые картина была представлена публике осенью 1893 года под названием «Любовь и боль»; в «Вампира» её переименовал, как предполагается, писатель Станислав Пшибышевский.

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка

Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической. В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира. Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.

Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:

Больная девочка (1886)

Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения. И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.

На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.

Вечер на улице Карла Юхана (1892)

Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам. Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей. Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.

Читайте также  Какие самые добрые породы собак в мире

Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Звёздная ночь (1893)

Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов. Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий. Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.

Смерть в больничной палате (1893)

Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.

В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.

Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …

Вампир (1893)

Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.

Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.

Тревога (1894)

Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах. В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.

Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого. Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу. Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.

Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.

Расставание (1896)

Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком. Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин. Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.

Танец жизни (1899)

Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара. Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине. Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.

Ребёнок и смерть (1898)

В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя. На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки. Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.

Брошь. Ева Мудоччи (1903)

После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.

Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.

Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.

Звёздная ночь (1922)

Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца. Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит. Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.

Послесловие

Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.

Не только «Крик»: что посмотреть на выставке Эдварда Мунка

К открытию выставки великого невротического художника «Афиша Daily» вспоминает пять картин с рыжими женщинами — и рассказывает истории за ними.

Вампир, 1893

Однажды друг (по одной из версий это был шведский писатель Адольф Пауль) зашел к Мунку в мастерскую. В то время Мунк рисовал стоящую обнаженную, и ему позировала натурщица с длинными ярко-рыжими волосами. Художнику пришла в голову идея сблизить двух героев на картине: он попросил друга встать перед натурщицей на колени, а ее — поцеловать его в шею. Но когда рыжие волосы натурщицы стали спускаться по плечам мужчины, богатое воображение художника породило ассоциации со струями крови — так появилась картина «Вампир».

Вокруг них он рисует темную тень, не то предвещающую беды, не то символизирующую, что женщина поглощает мужчину, лишает его воли, высасывает из мужчины все соки. Отсюда пошли интерпретации, гласящие, что Мунк страшно боялся женщин, боялся подпасть под их влияние. Это было отчасти правдой: художник выходил из любовных отношений, когда чувствовал, что его влюбленность перерастает в страсть. Можно сказать, что фраза о «токсичных женщинах» отчасти принадлежит и Мунку: он считал, что женщины отравляли его своими ненужными эмоциями, и как только понимал это, переставал с ними встречаться.

Он издевательски подшучивал над своими женатыми друзьями, которые начинали угождать своим женам, говорить и вести себя иначе. И, чувствуя, что рискует повторить их судьбу, просто исчезал. Женщины не понимали, что происходит, писали ему письма, пытались поговорить, но Мунк не открывал дверь, уезжал в другой город.

Женщина с длинными рыжими волосами, которую мы можем увидеть на этой картине, кстати, частый типаж Мунка. Он писал, что больше любил брюнеток, но почему‑то ему чаще попадались рыжеволосые, а с ними отношения у художника, увы, не складывались.

Автопортрет между часами и кроватью, 1940–1943

Мунк был знаком с с выдающимися литераторами эпохи — Станиславом Пшибышевским, Стефаном Малларме, встречался с Генрихом Ибсеном. Мунк часто ассоциировал себя с героями ибсеновских пьес. Но одним из его любимых писателей был Достоевский. Впервые Достоевского перевели на норвежский в 1883 году. «Преступление и наказание» в норвежском варианте называлось «Раскольников», и на Мунка Раскольников произвел неизгладимое впечатление.

Интерес к Достоевскому сохранялся у него на протяжении всей жизни. Когда Мунк умер, на его прикроватном столике лежали «Бесы». На этой картине мы видим этюд обнаженной женской фигуры в голубых тонах и вертикального формата — этюд имеет название «Кроткая» и, конечно, ассоциируется в первую очередь с книгой Достоевского. Новелла «Кроткая» повествует о мужчине, который своей холодностью и равнодушием изматывает жену, и в результате она убивает себя.

Читайте также  Фаэтон и три женщины - гюстав моро

Метаболизм, 1899

Картина «Метаболизм» объединяет темы зарождения жизни и смерти, по замыслу автора она замыкала «Фриз жизни» — цикл картин о любви, тоске, расставании и смерти. На картине мы видим Адама, Еву и дерево познания. Корни дерева прорастают в череп человека, а наверху расположен Небесный град. На заднем плане можно увидеть лес, а через него — море. Лес на берегу моря — любимый пейзаж Мунка, его можно часто увидеть на гравюрах художника — и по невнимательности принять вертикальные полосы за декоративный узор.

В таком лесу у моря Мунк встречался с Туллой Ларсен. Эта картина была написана во время их любви. Они встретились в конце 1890-х годов, и у них случился яркий роман. Мунк тогда очень нуждался в деньгах, его картины почти не покупали, а гравюры приносили не очень много дохода. В то время Тулла, дочь состоятельного виноторговца, очень сильно выручала его деньгами. Когда Мунк почувствовал, что она занимает слишком много места его жизни, то предложил возлюбленной фиктивный брак, который позволил бы им жить раздельно, а ему, соответственно, больше времени посвящать картинам. И предложил Тулле самой этот брак оформить, а сам уехал в Италию.

Тулла потратила месяц, чтобы собрать все нужные бумаги, заверить их, принести в мэрию, но ей отказали — тогда она отправилась за Мунком в Италию. Но как только художник узнал, что она в пути, тут же переехал в другой город. Тулла отправилась следом. Так она несколько недель пыталась его догнать, пока Мунк не отправил ее дяде письмо: угомоните вашу племянницу, она мне уже надоела.

Смерть Марата I, 1907

Их расставание длилось еще какой‑то период, пока не заканчилось трагической историей. Мунк узнал, что Тулла хочет убить себя — и отправился к ней. Что дальше произошло — неизвестно, но у Мунка оказалась прострелена левая рука — в результате чего он на всю жизнь теряет фалангу среднего пальца. Он утверждал, что стрелял в себя сам, Тулла говорила, что пыталась застрелиться.

Возможно, именно это событие послужило основой для картины «Смерть Марата». Мунк потом эту картину повторит несколько раз, его очень волновал сюжет убийства великого революционера. Когда он лечился от алкоголизма в клинике доктора Якобсона, то также позировал в ванной в белых простынях, изображая из себя Марата. Автопортреты вообще очень важны для Мунка — он очень много рисовал себя, но не из самолюбования, скорее он относился к себе как к художнику-модели, модели, которая постоянно рядом и ей не нужно платить денег.

Танец жизни, 1899

Эту композицию можно трактовать по-разному. У Мунка было несколько любовных отношений, и одни критики видели в этой работе Эмилию Таулов, его первую любовь (она прославится как первая норвежская журналистка, писавшая о гастрономии и моде). Если любовь к Тулле Мунк считал разрушающей, то чувства к Эмилии сам художник находил вдохновляющими.

Но кто‑то из исследователей пишет, что это другая девушка. Тем более что красное платье как будто захватывает мужчину в плен. Обратите внимание, что отражение луны в море приобретает вид восклицательного знака — тот прием, который Мунк часто использует и в других пейзажах.

Если присмотреться, можно заметить, что слева и справа от картины расположены одинаковые женщины — одна в белом платье, а другая в черном. У Мунка есть картина «Три возраста женщины», где изображены девочка, девушка и старуха. Те же изменения в человеке на разных стадиях его жизни он, возможно, стремился изобразить и здесь: тема возраста его очень волновала.

«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала Третьяковскую галерею.

Муки и музы Эдварда Мунка

В Третьяковской галерее открылась выставка всемирно известного норвежского живописца Эдварда Мунка. В Москву из Национального музея в Осло привезли 100 работ мастера, фотографии, мемориальные раритеты. Приехал и знаменитый «Крик». Для многих именно эта загадочная и пугающая картина визитная карточка художника. Что же должно произойти с автором, чтобы он нарисовал такое?

Эта рыжеволосая женщина определенно вознамерилась свести его с ума. Матильда Ларсен Тулла, как он ее называл. Дочь состоятельного виноторговца из Христиании (так назывался Осло с 1624 по 1877 год) очаровала 35-летнего Мунка в 1898-м. Ларсен настойчиво хотела замуж, но у бедного Эдварда, с детства боящегося всего на свете, с возрастом проявилась новая фобия: попасть под влияние женщины. Еще до встречи с Туллой художник с ужасом рассказывал о знакомом и его супруге: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо». Мунк пишет картину «Вампир» — с впившейся в шею возлюбленного девушкой. У нее огненные волосы — как у Туллы.

У Эдварда с самого начала не заладилось с девушками. Первая любовь, с которой он лишился невинности, — Милли Таулов. Радоваться бы возмужанию, а он пишет полотно «Пепел», где изображает себя тяжелораненым, а Милли — поднимающейся, как феникс, из пепелища. На одном из графических вариантов оставляет фразу: «Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла».

Как известно, все страхи из детства, — Эдвард рос в отнюдь не расслабляющей атмосфере.

Отец Кристиан Мунк служил военным врачом, но при этом был фанатично религиозен. Вместо сказок рассказывал двоим сыновьям и трем дочкам про загробную жизнь, и дети были уверены, что вот-вот умрут. Позже Эдвард напишет «Автопортрет в аду»: мысленно он уже смирился, что ему уготовано место в чистилище.

— Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни, — писал Мунк на закате дней.

Мальчику было пять лет, когда от туберкулеза умерла его мать, Лаура Катрина. Тот же недуг вскоре сразил и старшую сестру, Софию — Мунк изобразит угасающую девочку на картине «Больной ребенок». Потрясенная произошедшим, сходит с ума младшая сестра Лаура. Заботу о детях взяла на себя сестра матери — добрая тетя Карен. Только рядом с ней Эдвард чувствовал себя в безопасности и всю жизнь искал похожую на нее.

С жены друга, Дагни Юль, мастер писал «Мадонну» (1894). Красавицу, с которой у Эдварда был роман, убил один из воздыхателей

Пожирательница мужчин

Тулла была красавицей, но совсем не тетя Карен: с ней было страшно. Устраивая сцены ревности, она грозила, что умрет от передозировки морфия. Как-то явившийся на свидание Мунк застал такую картину: его возлюбленная, завернутая в саван, лежит в гробу, а вокруг горят поминальные свечи. Художник подошел ближе, и тут «покойница» чуть не задушила его в объятиях. А когда тот собирался удрать, пригрозила пистолетом. Завязалась возня. В пылу схватки Тулла прострелила Мунку средний палец на левой руке, который пришлось ампутировать.

Художник писал о неистовой пассии: «Тонкое и надменное лицо… обрамляющие его волосы подобны сиянию. Удивительная улыбка плотно закрытых губ напоминает мне об образе Мадонны и вызывает необъяснимое чувство тоски». Словесный портрет — точное воспроизведение картины «Мадонна», пять вариантов которой художник создал еще до знакомства с Туллой.

Продвинутые звёздные мамочки не побоялись привести на открытие весьма откровенной выставки дочек. Рената Литвинова с 17-летней Ульяной

Позировала мастеру любовница — жена его близкого друга, польского писателя Станислава Пшыбышевского Дагни Юль. Барышню называли «пожирательницей мужчин»: в списке ее ухажеров значились многие. Но развязка наступила слишком быстро: в 33 года Дагни застрелил один из юных любовников. Трагедия произошла в номере грузинского «Гранд Отеля» на глазах у ее шестилетнего сына Зенона.

— Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание… Человек, сводящий с ума… — очередная сентенция Мунка о тех, кого он всю жизнь безуспешно пытался понять.

Продвинутые звёздные мамочки не побоялись привести на открытие весьма откровенной выставки дочек. Рената Литвинова с 17-летней Ульяной

Гений и безумие

Вскоре в мир иной отошел отец художника. Подавленный чередой несчастий, искалеченный Мунк на полгода попадает в психиатрическую клинику с маниакально-депрессивным синдромом.

После лечения Эдвард продолжает работать с утроенной силой и даже получает стипендию для поездки в столицу Франции. Париж, правда, ему запомнился слабо — только тем, что «перед завтраком с кем-то выпивал, чтобы протрезветь, а потом пил, чтобы опьянеть».

В 1937-м нацисты включили Мунка в список «дегенеративных художников». Когда в апреле 1940-го немецкие войска вторглись в Норвегию, они пытались привлечь Мунка к сотрудничеству. Но не вышло. Ему велели убраться из дома, но он, запершись и замирая от ужаса, что за ним придут, продолжал писать.

Марина Зудина с 12-летней Машей рядом с картиной «Автопортрет между часами и кроватью» (1943)

Художник так боялся умереть молодым — и дожил до 80. Его не стало 23 января 1944 года. Во вскрытой после смерти хозяина квартире обнаружили 1008 живописных полотен, 4443 рисунка, 15 391 гравюра, 378 литографий, 188 офортов, 148 резных деревянных досок, 143 литографических камня, 155 медных пластин, множество фотографий и дневников. Не оставив наследников, все произведения Эдвард Мунк завещал Осло, где в 1963 году открылся музей мастера.

Вопли психов и рев скотобойни

  • «Крик» (1893).
  • Картон, масло, темпера, пастель.
  • Размер: 91×73,5 см.

Самое знаменитое полотно Мунка входит в цикл «Фриз жизни» — серию на темы любви и смерти. Картину называют предвестником искусства XX века, поднимающего темы отчаянья, боли, одиночества, экологических бедствий. Сам художник говорил, что изобразил «крик природы»: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

Читайте также  Самые лучшие мультфильмы диснея, интересные и популярные

Исследователи установили, где и при каких обстоятельствах Мунк мог пережить подобные чувства.

  1. Место, запечатленное на картине, — пригород Христиании Экеберг. Здесь находились скотобойня и приют для умалишенных, и вой забиваемых животных сливался с воплями безумцев.
  2. Фигура на переднем плане напоминает мумию. Возможно, она навеяна художнику посещением Всемирной выставки в Париже в 1889 году, где показывали перуанские артефакты. Скорее всего, автор изобразил себя — защищающегося от сильного шума.
  3. Алый цвет неба, по одной из версий, — следствие извержения индонезийского вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв привел к выбросу вулканического пепла, из-за чего повсюду еще долго наблюдались огненные закаты.
  4. Облака похожи на перламутровые — конденсационные образования радужной окраски. Если это они, Мунк изобразил их одним из первых.
  5. Чернеющий фьорд напоминает гигантскую змею или морское чудище, грозящее поглотить мир.
  6. Две спокойные фигуры на мосту, похоже, не слышат вопль окружающей среды. Противопоставляя цвета и формы, художник как бы подчеркивает: даже если реальность кажется безмятежной, это затишье временное. Мир полон опасности.

Украсть за 20 секунд

Существует четыре версии «Крика». Две картины хранятся в старом музее Мунка в Осло, одна — в Национальной галерее Норвегии, еще одна — в частной коллекции в США. Последнюю продали на аукционе в 2012 году за рекордную на тот момент сумму почти в $120. В Москву привезли первый вариант композиции, выполненный пастелью в 1893 году, и один из двух хранящихся в Музее Мунка.

На родине на «Крик» покушались дважды. В 1994-м, когда в Лиллехаммере проходила зимняя Олимпиада, полотно вынесли из Национальной галереи буквально за 20 секунд, и все шутили, что вор действовал с олимпийской скоростью. После этого по залам расставили охранников, а вход в музей по строгости досмотра стал похож на вход в аэропорт.

Кстати, после январского инцидента с похищением «Ай-Петри» Архипа Куинджи, Третьяковка потратила миллион на усиление охраны. В каждом зале наконец установили сигнализацию, дежурят росгвардейцы. Так что за Мунка хотя бы здесь можно не беспокоиться.

Довела до самоубийства

Полотна Эдварда Мунка входят в черный список картин, приносящих несчастье.

  • Все, кто соприкасался с картиной «Крик», заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали.
  • Однажды музейный служащий уронил полотно. Вскоре у него начались сильнейшие головные боли, которые довели беднягу до самоубийства.
  • В другой раз картину выронил рабочий музея. Через неделю он попал в автоаварию и долго лечился после травм.
  • Кто-то из посетителей музея решился прикоснуться к изображению и через несколько дней погиб при пожаре.
  • Еще одна картина Мунка — «Мертвая мать»- имеет схожее действие. Владельцы полотна утверждали: глаза девочки постоянно следили за ними, а простыни на кровати шуршали и двигались.

«Поцелуй», «Вампир» и «Крик»: в Москву приехали полотна Эдварда Мунка

16 апреля 2019 15:05

Драматург — Ибсен, писатель — Гамсун, композитор — Григ, художник — Мунк. Эти четыре имени Норвегия прежде всего и предъявляет миру, когда речь идет о национальной культуре: все остальное оказалось в тени гигантов, живших на рубеже XIX и XX веков (ну, по крайней мере, в массовом сознании не-норвежцев).

А Мунк — это прежде всего «Крик», одна из самых знаменитых картин на свете. Ужасная фигура, стоящая на мосту и заходящаяся в вопле на фоне алого неба; и облака, и вода словно кривятся от этого воя. Искусствоведы уже 125 лет гадают, что заставило Мунка написать это полотно. По одной версии, он был потрясен видом древней мумии, то ли перуанской, показанной на выставке в Лувре, то ли флорентийской, с прижатыми к голове руками и открытым ртом (фотографии обеих легко найти в интернете — это правда очень страшно). По другой, он бродил подле скотобоен и слышал крики умирающих животных. Сам Мунк рассказывал, как гулял у фьорда в состоянии усталости и нервного истощения, небо вдруг окрасилось кроваво-красным, и он «почувствовал вопль, проходящий сквозь природу. Казалось, я его слышу. Я написал картину, где облака были цвета настоящей крови. Цвет кричал». Давно уже стало общим местом напоминать, что кровавый закат мог быть обусловлен вулканическим пеплом, поднявшимся в воздух после извержения Кракатау на другом конце света. А еще большая банальность — говорить, что в «Крике» Мунк предрек и заранее описал реакцию человечества на бедствия, которые обрушатся в следующем, XX веке.

Он создал четыре версии «Крика». В Третьяковскую галерею приехала самая первая, выполненная пастелью; небо на ней не кровавое, а желтое-бело-синее, с одной красноватой полоской. А в лице кричащего, пожалуй, больше испуга и какого-то недоумения, чем экзистенциального отчаяния. По всей Третьяковке стоят плакаты с запретом делать «селфи и групповые фото» на фоне картин Мунка; журналисты, пришедшие на пресс-показ, решили, что их это не касается, и каждые две минуты кто-то фотографировался на фоне «Крика», чаще всего — с прижатыми к щекам ладонями и открытым ртом.

Но Мунк — это не только «Крик». В центре выставки — его цикл «Фриз жизни — Поэма о Жизни, Любви и Смерти», впервые показанный в Берлине в 1902 году. Название вполне исчерпывающее. Открывается «Фриз» картиной «Метаболизм», где изображены Адам и Ева (на деревянной раме под ними — черепа человека и какого-то коня, а наверху — изображение города; считается, что все вместе отражает крайне пессимистический взгляд Мунка на любовь).

Любовь представлена еще и картиной «Любовь и боль», которую позже назвали «Вампиром». Сам Мунк утверждал, что на ней просто изображена рыжеволосая женщина, целующая мужчину в шею, но у всех остальных создавалось ощущение, что она этого мужчину заживо грызет зубами, или, как вариант, допивает остатки его крови. «Смерть в комнате больного», «У постели умирающего», «Голгофа»… «Наследственность»: плачущая женщина держит на руках младенца с непропорционально большой головой, покрытого сифилитической звездной сыпью (Мунк увидел эту сцену в парижской больнице). «Созревание»: обнаженная девочка-подросток сидит на кровати, и ее фигура отбрасывает огромную, грозную тень, не сулящую ей по окончании созревания ничего хорошего.

Мунк создавал варианты не только «Крика», но и многих других своих картин (тот же «Вампир» существует в нескольких версиях — на одном из полотен женщина то ли обнимает, то ли ест мужчину в лесу). В его творчестве есть много «Поцелуев», на которых мужчина и женщина целуются так, что их лица становятся одним сгустком краски. Есть восемнадцать «Девушек на мосту» (одна из этих картин — единственная живописная работа Мунка, постоянно находящаяся в России). Много «Больных детей», на которых запечатлена умирающая от туберкулеза 14-летняя сестра художника. В большом ассортименте представлена «Ревность» — перекошенное лицо мужчины, за спиной у которого женщина милуется с кем-то другим. Есть, наконец, множество автопортретов, которые были для Мунка чем-то вроде художественного дневника — он запечатлевал себя в разных состояниях, чаще всего не самых счастливых.

«Фотоаппарат не может конкурировать с кистью и палитрой, поскольку его нельзя использовать в аду или на небесах» — говорил художник. И тем не менее, увлеченно игрался с фотокамерами: на выставке представлено несколько его фотографий, и некоторые — в чистейшем виде селфи, сделанные точно так же, как делаются сегодня (хотя первобытный «Кодак» в вытянутых руках Мунку удержать было труднее, чем современный мобильник).

Мунк прожил долгую жизнь (1863 — 1944) и создал тысячи произведений. На выставке представлено еще много портретов и чудесных гравюр, много прекрасных солнечных пейзажей — Мунк при всей своей меланхоличности, тревожности и сверхчувствительности не был совсем уж беспросветно мрачным и трагическим художником. Его выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи — первая в России за много лет — готовилась с 2013 года, и, безусловно, стала одним из главных событий сезона. Она откроется для посещения 17 апреля и продлится до 14 июля. Билеты на нее стоят 600 рублей (для пенсионеров и студентов — 300, для школьников и студентов факультетов, специализирующихся на изобразительном искусстве — 150). Покупать их, во избежание очередей, как водится, лучше на сайте Третьяковки; в билетах будут указаны точная дата и время посещения.

В Третьяковке пройдет выставка Эдварда Мунка

Иван МАКЕЕВ

КСТАТИ

Эдвард Мунк: «Я верю в русских». Семь удивительных фактов об авторе знаменитого «Крика»

В разгар весны в Третьяковке открывается выставка самого сумасшедшего художника (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: