Эдип и сфинкс, гюстав моро, 1864 - Тайны со всего мира

Эдип и сфинкс, гюстав моро, 1864

Эдип и сфинкс

«Эдип и Сфинкс» — это картина Гюстава Моро, написанная маслом на холсте1864 года, которая была впервые выставлена ​​в Салоне 1864 года, где сразу же имела успех. Сейчас он находится в Метрополитен-музее . Работа возобновила тему встречи Эдипа и Сфинкса по дороге в Дельфы, особенно в пьесе Софокла « Царь Эдип» .

Резюме

  • 1 объект
  • 2 Стиль и фон
  • 3 Критический прием
  • 4 История
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Объект

На картине изображен Эдип, встречающий Сфинкса на перекрестке его пути между Фивами и Дельфами . Эдип должен правильно ответить на загадку Сфинкса, чтобы добиться успеха. Неудача означает его собственную смерть и смерть осажденных фиванцев. Загадка была такой : «Что ходит утром на четырех ногах, днем ​​на двух и вечером на трех? » . Эдип ответил: «Человек: в детстве он ползет на четвереньках; будучи взрослым, он ходит на двух ногах, а в преклонном возрасте пользуется тростью » . Эдип был первым, кто правильно ответил на загадку, и, услышав ответ Эдипа, Сфинкс был ошеломлен и необъяснимым образом покончил с собой, бросившись в море. Таким образом Эдип получил свободу фиванцев. Он завладевает королевством и женится на Иокасте , которая позже оказывается его матерью.

Стиль и фон

В этой книге, Moreau сознательно отвергает реализм и натурализм в моде во Франции в середине XIX — го века, а не принятие заведомо архаичный стиль живописи и мифологический сюжет. Moreau скопировал в виде рисунка Эдип объясняет загадку сфинкса из Энгра , и это , вероятно , является источником вдохновения для своего холста. В версии Моро обнаруживается влияние итальянского мастера эпохи Возрождения Андреа Мантенья .

В отличие от версии Энгра, где Эдип появляется как доминирующая фигура со Сфинксом, защищающимся и частично скрытым, Сфинкс Моро наступает, бросаясь на Эдипа, чья победа в схватке еще не кажется гарантированной. Действительно, в других работах Моро часто изображены победоносные сфинксы на холме жертв. Это особенно верно в отношении холста, представленного в следующем году на Салоне 1865 года: Джейсон . Действительно, на Ясоне мы видим сфинкса наверху колонны, он олицетворяет женскую силу.

Сфинкс в краске можно рассматривать как форму роковой женщины , общую тему в искусстве конца XIX — го века и особенно живопись символиста . Рагнар фон Холтен утверждал , что субъект не только изображает битву между добром и злом, а между полами, и открытия поэмы Buch дер Leider из Гейне был источником идеи живописи. В этом стихотворении Сфинкс побеждает Эдипа.

Напротив, Анри Дорра предположил, что позы сфинкса и Эдипа произошли от греческого этимологического значения слова сфинкс, которое означает цепляться, хватать или целовать. Дорра отмечает, что статья Мишеля Бреаля на эту тему была опубликована в 1863 году, за год до написания картины. Дорра также обращает внимание на символическое значение некоторых элементов изображения, которые могут иметь автобиографические аспекты. Он также утверждает , что полотно может быть вдохновлен Вифинской монеты по Никомед II , изображающая Зевса опершись орла справа от него.

Интенсивный взгляд, разделяемый двумя персонажами, считался характерным для Моро, «который снова и снова предлагает неоднозначное зеркальное отображение, два аспекта, две абстрактные сущности, которые противостоят и слишком хорошо узнают друг друга» .

Критический прием

Картина сразу же имела успех в Салоне. Это возрождение исторической живописи, которая в контексте развития более реалистичных или натуралистических картин, таких как картины Мане или Курбе, начала проявлять признаки слабости.

Единственная серьезная критика в адрес работы заключалась в том, что ее цифры могли быть «слишком» вдохновлены работой Мантеньи. Критик Поль де Сен-Виктор предупреждал, что Моро придется отступить от «жестких объятий» Мантеньи, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Жюль Кларети заметил, что его рисовали как Мантенья, но столь же поэтично, как Леонардо да Винчи. Максим Дюкан , тем временем, казалось , что он выглядел как Сент — Джордж и дракон по Витторе Карпаччо (1502), который был скопирован Moreau в Венеции.

Другой рецензент заметил, что был показан греческий сфинкс , наполовину женщина и наполовину стервятник, а не египетский сидящий сфинкс , но чувствовал, что, хотя Энгр представил современного Эдипа, Моро лучше интерпретировал классический Эдип.

После Салона Моро быстро приобрел репутацию эксцентричного человека. Один комментатор сказал, что работа Моро была «похожа на стилизацию Мантеньи, созданную немецким студентом, который расслабляется от своей картины, читая Шопенгауэра» .

История

Впервые картина была продана художником в 1864 году принцу Наполеону Бонапарту , который имел репутацию требовательного знатока и заплатил за работу 8000 франков. Затем в 1868 году она была продана Полю Дюран-Рюэлю , а затем в том же году Уильяму Х. Херриману из Рима, который в 1920 году передал ее Музею искусств Метрополитен, где это одна из немногих важных картин Моро из Франции.

После своей смерти Моро завещал все свои картины французскому народу, где они легли в основу коллекций музея Гюстава-Моро .

Эдип и Сфинкс — Гюстав Моро

Творчество Гюстава Моро, французского художника было тесно связано с символизмом. Но характер его творчества был иным. Главным принципом художника был принцип «прекрасной инерции», когда персонажи изображались в состоянии погруженности и задумчивости в себя.

Благодаря этому зритель должен лучше почувствовать внутреннее душевное состояние героев картины. Художник создал несколько полотен с изображением Сфинкса. Одной из таких картин является картина «Эдип и Сфинкс», написанной в 1888 году.

Точное название произведения «Эдип-скиталец, или Равенство перед смертью».

Картина написана по древнегреческому мифу об Эдипе, который по пути в Фивы встречает Сфинкса. Моро изображает Сфинкса крылатым чудовищем, с головой прекрасной девы. Сфинкс задает всем путникам одну загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?», на которую никто не может дать верного ответа. И за это Сфинкс пожирал их.

А Эдип разгадал, что это три возраста человека — младенчество, зрелость и старость.

В этой картине Эдип у же не смелый герой. И Сфинкс и Эдип предчувствуют свою смерть, перед которой они оба равны. Скалистый грот — символ материнского чрева.

Идея художника была в том, откуда появляется человек, там и есть его погибель. Иокаста, мать Эдипа, по стечению обстоятельств, став женой Эдипа, послужила причиной его смерти. Так эта история пугала поколение Ницше тем, что женщина, подарившая жизнь, может легко ее отобрать.

В центре картины изображен раскинувший крылья Сфинкс. Рядом с ним находятся поверженные жертвы, не ответившие на его вопрос. Их лица детально не прорисованы.

Эдип, расположенный в левой части картины, усталой походкой, опираясь на посох, заходит в грот. Его голова опущена от бессилия, он знает, что жизнь его скоро закончится. Приглядевшись к картине, можно увидеть небо, темнеющее в вечерних сумерках.

Уже начали ночную охоту летучие мыши. Сфинкс смотрит на пришедшего путника, гордо расположившись на своем ложе. Его крылья красивы и белоснежны.

Художник выделяет главных персонажей светлыми, охристыми и желтыми оттенками на темном, холодном фоне. Вертикальный формат картины подчеркивает величие Сфинкса. Произведение трагично и загадочно.

Картина заставляет задуматься о жизни и смерти.

Похожие описания:

Вдохновение — Гюстав Моро Традиционно акварель считалась «низким жанром», но примерно с середины XIX века к ней стали относиться более серьезно. В ранние годы Моро использовал акварель только для.

Сфинкс — Майкл Паркес Сюжет картины «Сфинкс» американского художника, мастера магического реализма Майкла Паркеса, написанную в 1990 году, можно назвать интимно-эротическим. Одна женщина земная, из плоти и крови, вторая.

Гесиод и муза — Гюстав Моро Гюстав Моро. «Гесиод и муза». Описание картины Гюстав Моро учился в школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио. Художник увлекался древнегреческой культурой, а его.

Читайте также  Коко, пьер огюст ренуар, 1906

Самсон и Далила — Гюстав Моро Гюстав Моро был воспитан на классической западной традиции, но большое влияние на художника оказало его знакомство с экзотической культурой дальних стран, разных времен и народов.

Фракийская девушка с головой Орфея на его лире — Гюстав Моро В своей «красной записной книжке» Моро отметил об этой картине следующее: «Девушка находит плывущую по воде голову Орфея и его лиру. Она благоговейно достает их.

Саломея, танцующая перед Иродом — Гюстав Моро Литература, живопись и искусство в целом знает темы, мотивы и сюжеты, получившие название «вечных». Нет-нет, конечно, ничто не вечно, и время безжалостно уходит песком сквозь.

Единороги — Гюстав Моро Очень часто источником вдохновения Моро становились произведения средневекового искусства. Художник верил, что средневековые символы можно использовать для того, чтобы одухотворить современную живопись. Моро сотни раз.

Прометей — Гюстав Моро Пересказывать миф о титане Прометее, который похитил у богов огонь и подарил его людям, нет особой необходимости. Этот миф недаром принадлежит к числу самых известных.

Ясон и Медея — Гюстав Моро Французский живописец Гюстав Моро всю свою жизнь писал картины на религиозные, мифологические и аллегорические картины. Его произведения имели большую популярность среди современников. В 1865 году.

Фаэтон — Гюстав Моро Первый автомобиль неизбежно должен был походить на повозку или телегу — как-никак, создавался он не на пустом месте, а по принципу аналогии, подобия. Повозки и.

Юпитер и Семела — Гюстав Моро Ни одно полотно не демонстрирует так ярко веру Моро в «необходимость роскоши», как картина «Юпитер и Семела», над которой художник трудился на протяжении нескольких лет.

Сирены — Гюстав Моро С 1870-х годов повышенный интерес Моро к цвету привел художника к экспериментам с абстрактной композицией, основу которой составляла смелая, тщательно продуманная контрастность тонов. Некоторые абстракции.

Музы, покидающие своего отца Апполона — Гюстав Моро Творчество Гюстава Моро было оторвано от реалий французской жизни XIX в. Он создавал мифологические и религиозные картины, модные для того времени. Художник будто создавал в.

Диомед, пожираемый своими конями — Гюстав Моро Французский живописец Гюстав Моро любил писать картины в мифологическом жанре. Картина «Диомед, пожираемый своими конями» написана художником в 1865 году. Сюжет заимствован из древнегреческой мифологии.

Дочери Тезея — Гюстав Моро Несмотря на недоверие к женской природе, даже на склоне своей жизни Моро продолжал писать женскую обнаженную натуру в традиции Энгра, усвоенной художником через творчество Шассерио.

Святой Георгий и дракон — Гюстав Моро Святой Георгий, поражающий дракона, — очень популярный сюжет в живописи эпохи Возрождения. В XIX веке интерес к этой теме с новой силой проявился прежде всего.

Мессалина — Гюстав Моро Мессаллина — третья супруга императора Клавдия, мать Клавдии Октавии и знаменитого Британика, властолюбивая и влиятельная римлянка, запомнившаяся потомкам своим распутным характером. Изменяя мужу приходила в.

Явление — Гюстав Моро Для показа в Салоне Моро выбрал акварельный вариант, а эту картину, написанную маслом, оставил в мастерской вместе с двумя другими, меньшими по размеру, холстами, на.

Вирсавия — Гюстав Моро Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия Хеттеянин, находился в то.

Татуированная Саломея — Гюстав Моро Это полотно Моро начал писать приблизительно в 1874 году, но оно так и осталось незаконченным. Детали обстановки и татуировка на теле Саломеи говорят о повышенном.

Апполон и девять муз — Гюстав Моро Аполлон был единственным богом, которому римляне, во многом подражавшие грекам и греческой культуре, не подобрали другого имени. Почему именно образ Аполлона часто привлекал внимание художников.

Таинственный рыцарь или Сфинкс — Одилон Редон До середины XIX столетия ни одному художнику не пришло бы в голову показать широкой публике свой рисунок углем. Уголь считался вспомогательным материалом. Им делали предварительные.

Парусники в Аржантее — Гюстав Кайботт На протяжении пяти лет, между 1873 и 1877 годами, Огюст Ренуар и Клод Моне часто бывали в Аржантее — местности, расположенной в нескольких километрах от.

Похороны в Орнане — Гюстав Курбе Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на.

Мастерская художника — Гюстав Курбе Заканчивая работу над «Мастерской художника», Курбе делится со своим приятелем — писателем Шанфлери: «Люди, которые любят высказывать свое мнение по любому поводу и просыпаются посреди.

Веяльщицы — Гюстав Курбе «Веяльщицы» будто бы сошли с полотен Милле, однако в картине Курбе вместо патетичности, суровой аскетичности, присущих работам барбизонца, изображающего крестьянок за работой, мы находим очаровательных.

Подсолнухи, сад в Пти Женневийе — Гюстав Кайботт Гюстав Кайботт — великолепный мастер цветов. Его натюрморты или пейзажи с цветами просто совершенны. А ведь интерес к этому жанру творчества пробуждается в нем лишь.

Портрет Марии Тюдор — Антонис Моро ван Дасхорст Антонис Мор ван Дасхорст — нидерландский портретист XVI века, работал при дворах Испании, Италии и Англии. В историю европейского искусства мастер вошел как создатель нового.

Гребцы — Гюстав Кайботт Во второй половине семидесятых годов Кайботт проводит летние месяцы за городом на реке. Его интересы в то время вполне естественно обращаются к водным видам спорта.

В кафе — Гюстав Кайботт Полотно под названием «В кафе» относится к самым известным и самым важным произведениям Кайботта. Писатель Жорис Карл Гюйсманс восхищается натуральностью изображения, в котором трудно заметить.

Парижская улица в дождливую погоду — Гюстав Кайботт Картина не только занимает особое место в творчестве самого Кайботта, но считается одним из шедевров мирового искусства. Как и многие другие работы художника, она очень.

Маляры фасадов — Гюстав Кайботт На выставке импрессионистов в 1877 году картина Кайботта «Маляры фасадов» осталась без внимания, так как ее затмили показанные одновременно с ней два других ярких произведения.

Балкон — Гюстав Кайботт Во второй половине семидесятых и в начале восьмидесятых годов Гюстав Кайботт выполняет серию полотен, изображающих городские пейзажи, среди которых повторяются панорамы парижских улиц, наблюдаемые с.

Паркетчики — Гюстав Кайботт Кайботт отличался от своих собратьев по цеху тем, что имел приличное состоя ние и потому работал исключительно в удовольствие, нисколько не заботясь о продаже своих.

Сцены охоты — Жан Дезире Гюстав Курбе Второй после живописи страстью Курбе была охота. Поездки для работы в Орнан он часто приурочивал к охотничьим сезонам. В 1858 году ему посчастливилось убить на.

Женщина с попугаем — Гюстав Курбе Основатель французского реалистического направления Гюстав Курбе учился живописи в Орнане, затем в Художественной школе Безансона. В 1839 художник отправился в Париж и здесь занимался в.

Партия в безик — Гюстав Кайботт В европейской живописи сцены, изображающие игру в карты, имеют давнюю традицию. Фламандские мастера создали даже отдельный жанр живописи, а во Франции несколько картин на эту.

На мосту Европы — Гюстав Кайботт Картины Гюстава Кайботта только на первый взгляд сложно отнести к импрессионизму. Действительно, если внимательно проанализировать его работы, то можно заметить, что все детали тщательным образом.

Автопортрет с трубкой — Гюстав Курбе Наряду с композициями на религиозные и литературные сюжеты делает портреты, в основном изображая самого себя. С явным удовольствием передает Курбе черты красивого лица, несколько романтизируя.

Мученичество Св. Стефана — Питер Рубенс Эта живопись, группа центра триптиха, была уполномочена богатым бенедиктинским Святым-Amand Аббатства, рядом Valenciennes. В открытом государстве триптих показывает мученичество С-Стивена и сцены от жизни святого.

Читайте также  Откуда был сделан самый высокий прыжок с парашютом?

Гюстав Моро (1826 — 1898)

В 1860—1870-е годы, когда выступили импрессионисты, равнодушные к историческому, религиозному, литературному сюжету в живописи, на художественной сцене Франции появился один из самых загадочных художников XIX века, изобретатель фантастических сюжетов, изысканных, таинственно-мистических образов — Гюстав Моро.

Одна из самых известных его картин — «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро) — написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя. Из темного пространства зала перед Саломеей возникает видение окровавленной головы Иоанна Крестителя, источающей ослепительное сияние. Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью.

Моро получил хорошую профессиональную подготовку, учился у Пико, мастера классицистической ориентации, испытал влияние Делакруа и, особенно, Шассерио; два года провел в Италии, копируя старых мастеров, его привлекала живопись Карпаччо, Гоццоли, Мантеньи и других.

В Салоне 1864 была выставлена картина Моро «Эдип и Сфинкс» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Существо с лицом и грудью женщины, крыльями птицы и туловищем льва — Сфинкс — вцепилось в торс Эдипа; оба персонажа пребывают в странном оцепенении, словно гипнотизируя друг друга взглядом. Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке.

Тематика Моро и в дальнейшем концентрируется вокруг мифологии разных культур — античной, христианской, восточной. Однако художник расцвечивает миф в соответствии с собственной фантазией: на картине «Орфей» (1865, Париж, Музей Орсэ) изображена молодая женщина, несущая на лире голову прекрасного певца, — по преданию, Орфей был растерзан вакханками.

Гибели поэта посвящено и полотно «Мертвый поэт и Кентавр» (ок. 1875, Париж, Музей Гюстава Моро). Искусство, поэзия, красота обречены на земле на гибель — возможно, такова его идея, однако содержание работ мастера многозначно, и зрителю предоставляется возможность самому догадываться о смысле произведений.

Изучая картины мастеров прошлого, Моро приходит к убеждению, что художник в своем творчестве должен следовать принципу «необходимого великолепия». «Обращайтесь к великим мастерам, — говорил Моро. — Они не учат нас создавать бедное искусство. Художники разных времен использовали в своих картинах все, что им было известно наиболее богатого, блистательного, редкостного, даже наиболее странного, все, что в их среде считалось роскошным, драгоценным… Какие наряды, какие короны, какие драгоценности… какие резные троны! …Великие и простодушные гении включают в свои композиции неведомую и нежную растительность, восхитительную и причудливую фауну, охапки цветов, гирлянды небывалых плодов и грациозных животных.»

С годами работы Моро становятся все более многоцветными, заполненными деталями, великолепными ювелирными украшениями, драгоценными тканями, превращающими порой полотна мастера в подобия прекрасных гобеленов или эмалей.

Но, в отличие от импрессионистов, писавших раздельным мазком, чистыми красками, Моро тщательно смешивает краски на палитре, добиваясь особого мерцающего сплава, амальгамы, где переливаются мазки пылающей алой киновари, синего кобальта, золотистой охры, голубого, зеленого, розового цвета («Саломея, танцующая перед Иродом», 1876, Лос-Анджелес, частное собрание; «Единороги», ок. 1885, Париж, Музей Гюстава Моро; «Галатея», 1880—1881, Париж, частное собрание).

В своих произведениях Моро стремится воплотить идеи и мысли, находящиеся порой за пределами возможностей живописи — искусства пространственного, а не временного; он мечтает выразить в пластических образах невыразимое. Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. Так, обращаясь к мифу о Юпитере и Семеле, Моро пишет: «В центре колоссальных воздушных сооружений… возвышается священный цветок, на темной лазури звездоносного свода — Божество… являет себя в великолепии; . Семела, вдохнувшая ароматы, источаемые Божеством, преобразившаяся. умирает, как пораженная молнией. …Восхождение к высшим сферам, …то есть земная смерть и апофеоз бессмертия».

Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Кисть не поспевает за воображением и фантазией живописца, поэтому многие работы оставались незавершенными, а главное, зрителю, без словесной интерпретации самостоятельно трудно разобраться в этом нагромождении символов. Легенда о Семеле (умолившей Юпитера предстать перед ней во всем его грозном могуществе и погибшей, дав жизнь в миг смерти богу виноделия Дионису), превращается в некий мистический трактат.

Более удачны полотна Моро, не обремененные слишком сложными символическими понятиями и аллегориям — «Павлин, жалующийся Юноне» (1881), «Елена под стенами Трои» (ок. 1885, обе — Париж, Музей Гюстава Моро).

Некоторое время в начале XX века имя Моро пребывало в забвении, но затем у него появились пылкие пропагандисты и почитатели — сюрреалисты Андре Бретон, Сальватор Дали, Макс Эрнст. Кроме того Моро был хорошим педагогом, вырастившим целую плеяду известных живописцев XX столетия — Матисса, Руо, Марке, Мангена, которые уважали и ценили Моро как тонкого колориста, умного, всесторонне образованного человека. В 1898 году художник завещал свою мастерскую со всем, что в ней находилось, государству. Там был организован Музей Гюстава Моро, первым хранителем которого был Жорж Руо.

Загадочный. Густав Моро

Картина: «Юпитер и Семела».

Символизм ( от др.-греч.symbolon — «совместное бросание»)- одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870—1880-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Обособление символизма в качестве течения в искусстве связывают с усилением романтического мировоззрения в кризисные, переломные эпохи развития культуры. Характерные качества символистских произведений искусства — мистика, таинственные мифологические и сакральные темы и сюжеты, намёки, иносказания, неясные, тревожные и смутные настроения, эзотерическая символика. В области формы — напряжённая ритмика, деформация, туманный и сумрачный колорит. Термин «символизм» в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября1886 года в парижской газете «Фигаро» (Le Figaro).

Наибольшее влияние на творчество художников оказал немецкий философ Эрнст Кассирер. В 1923—1929 годах он опубликовал трёхтомный труд «Философия символических форм» («Philosophie der symbolischen Formen»). В любом символе, — утверждал философ, — есть две стороны — означаемое и означающее, материальное и духовное, явное и скрытое. В искусстве символизма различают два мира: мир вещей и мир идей. Поэтому в изобразительном искусстве символ становится условным знаком, соединяющим эти миры. Искусство вообще, прежде всего поэзия, музыка и живопись, — мир символов, а художник и его произведение — ключ к тайне мира идей. Австро-английский историк искусства Эрнст Гомбрих в книге «Символические образы» (1972) различал символы как «образы Божественного творения», которые можно познать только интуитивно, посредством анагогии («возвышения»; термин византийского богословия), и консонансные символы, в которых связь видимого и невидимого устанавливается самим художником, но так, чтобы они были понятны зрителю.

Эстетика символизма, послужившая идейной основой течения символизма в живописи и графике, вначале проявилась в творчестве французских поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Огюста Вилье де Лиль-Адана, Шарля Морраса. Символизмом проникнута музыка Клода Дебюсси и Мориса Равеля (хотя эти композиторы считаются импрессионистами), а также живопись и графика Уильяма Блейка (1757—1827), Гюстава Моро (1826—1898), Арнольда Бёклина (1827—1901), Одилона Редона (1840—1816). К символистам относили французского живописца Пьера Пюви де Шаванна, однако его творчество ближе классическому искусству, фрескам раннего итальянского Возрождения.

Не существует для меня художника
загадочней и ярче Густава Моро
— последнего романтика XIX века.

Гюстав Моро (Gustave Moreau, 6 апреля 1826, Париж, Франция – 18 апреля 1898, Париж, Франция) – французский художник-символист. Был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. Его полотна, акварели и рисунки были посвящены в основном библейским, мистическим и фантастическим темам. Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства и любителем ориентальных предметов роскоши, шёлка, оружия, фарфора и ковров.

Читайте также  Самые интересные фильмы-комедии (список самых смешных)

Моро родился в зажиточной семье: его отец был архитектором, а мать – талантливым музыкантом. В детстве Гюстав часто болел и, подолгу находясь дома, рано начал рисовать. Отец поддерживал его увлечение живописью. Благодаря ему, Гюстав Моро в 16 лет получил удостоверение копииста картин, Это позволило молодому человеку без всяких препятствий посещать Лувр и копировать работы великих мастеров. После поездки в Италию он увлекся искусством античности и раннего Возрождения. Живописи Моро учился в парижской Школе изящных искусств, а последние 10 лет жизни работал в ней преподавателем. Он оказал существенное влияние на творчество своих учеников: Анри Матисса, Жоржа Руо и других художников, которые впоследствии будут называть себя фовистами.

Обучение в школе было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры, изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Между тем Моро все больше увлекался красочной живописью Делакруа и особенно его последователя Теодора Шассерио. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены.

Молодой художник обратил свое внимание к Салону — ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий в надежде быть замеченным критикой. Картины, представленные Моро в Салоне в 1850-е годы, например, «Песнь Песней» (1853), обнаруживали сильное влияние Шассерио, — выполненные в романтической манере, они отличались пронзительным колоритом и неистовым эротизмом.

Признание Моро получил после того, как в 1864 году представил публике картину «Эдип и Сфинкс». Но спустя пять лет, когда критики нелицеприятно отозвались о его новых работах, художник на несколько лет закрылся в своей студии. И хотя он триумфально вернулся в 1876 году с картиной «Явление», позже Моро часто описывали как нелюдимого отшельника. Последние 10 лет жизни художник, помимо преподавания, посвятил превращению своего парижского дома в музей.

1857-1859 годы Моро провел в Италии, чтобы оправиться после смерти близкого друга и учителя Теодора Шассерио. Здесь художник снова нашел вдохновение в работах Леонардо, Микеланджело и других мастеров Ренессанса. В четких контурах и тонкой детализации его зрелых работ также просматривается влияние Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Позже Моро стал изучать орнаменты разных народов мира и историю костюма, интегрируя новые знания в свои картины.

Моро намеренно стремился максимально насытить свои картины удивительными подробностями, это была его стратегия, которую он называл «необходимостью роскоши». Над своими картинами Моро работал подолгу, иногда по несколько лет, постоянно добавляя все новые и новые детали, которые множились на полотне, словно отражения в зеркалах. Когда художнику уже не хватало места на холсте, он подшивал дополнительные полосы. Так случилось, например, с картиной «Юпитер и Семела» и с неоконченным полотном «Ясон и аргонавты».

Поездка изменила Гюстава Моро. Еще будучи в Италии, он писал писал другу в Париж: «С этого времени, и навсегда, я собираюсь стать отшельником. Я убежден: ничто не заставит меня свернуть с этого пути».
Правда, по возвращению в Париж все получилось не так, как он планировал. Он познакомился с гувернанткой, которая служила в доме неподалеку от его мастерской. Молодую женщину звали Александрина Дюре. Моро влюбился и, несмотря на то, что категорически отказался жениться, был верен ей более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвятил ей одно из лучших полотен — «Орфей у гробницы Эвридики».

Последний романтик XIX века Гюстав Моро называл свое искусство «страстным молчанием». В его работах резкая цветовая гамма гармонично сочеталась с экспрессией мифологических и библейских образов. «Я никогда не искал снов в реальности или реальности во снах. Я дал свободу воображению», — любил повторять Моро, считая фантазию одной из самых важных сил души. Критики видели в нем представителя символизма, хотя сам художник неоднократно и решительно отвергал этот ярлык. И как бы ни полагался Моро на игру своей фантазии, он всегда тщательно и глубоко продумывал колорит и композицию полотен, все особенности линий и формы и никогда не боялся самых смелых экспериментов.

Известные картины Гюстава Моро: «Эдип и Сфинкс», «Прометей», «Юпитер и Семела», «Пьета», «Гесиод и Муза».

Гюстав
Моро

Гюстав Моро (Gustave Moreau 1826-1898) – французский художник-символист, чьё творчество бесчисленное количество раз называли странным. Но эту «странность» нужно рассматривать исключительно в положительном ключе: его полотна наполнены утончённым смыслом и новым, не привычным для зрителя подтекстом, который не так-то просто понять.

Характерной чертой Моро была искренняя и непоколебимая любовь к своему искусству, вера в его правильность и красоту. Он никогда не писал для масс и не стремился к тому, чтобы его поняла толпа. Художник ориентировался на незначительную часть зрителей, элиту общества, и сознательно не упрощал свои картины и их сюжеты. Пусть его понимали немногие – зато он сам был доволен тем, что изображал на холсте, был верен своим мыслям и придерживался своего стиля.

Одна из первых картин Моро, получивших известность, – «Эдип и Сфинкс» (1864). Особенным в ней кажется практически всё: и главные действующие персонажи, и остробокий, суровый пейзаж, и мрачное серое небо, затянутое тучами. Они кажутся такими же тяжелыми и ощутимыми, как горы, скалы и камни, изображенные на полотне. Зритель словно попадает в замкнутое пространство с ограниченным количеством воздуха: со всех сторон его окружают тучи и каменные громады.

Напряжённость атмосферы подчеркивают и главные герои. Сфинкс, существо с птичьими крыльями, туловищем льва и головой девушки, вцепился в Эдипа и когтями, и своим будто гипнотизирующим взглядом. Но лицо Эдипа не выражает никаких эмоций, он словно в полусне, застыл между мирами.

Моро писал и на библейские, и на мифические сюжеты. Женщины на его картинах чаще всего напоминают богинь: такие совершенство и красота вряд ли встречаются в действительности. Героини мастера всегда женственны, прекрасны, величественны… и нереальны. Но символизм не нуждался в объективности, и художники-символисты оставили возможность правдиво отображать мир представителям других направлений.

Очень часто Моро изображал чудесных неуловимых муз. На картине «Гесиод и муза» (1891) хрупкое, оторванное от земли создание выглядит так, как будто соткано из крошечных драгоценностей. Она легка и удивительна, её присутствие осчастливит любого творца, а без неё творчество словно блекнет. Но музу нельзя поймать и посадить на цепь – она своенравна и появляется тогда, когда захочет сама.

Гюстав Моро – художник, творчество которого «не привязано» к реальному времени. За сюжетами он отправлялся на сотни лет назад, где делал «пересадку» и ехал до «конечной» – до возвышенного и тонкого, поразительного и необъятного другого мира. Его персонажи — загадочны, полотна заставляют задуматься и всматриваться в каждую деталь. Он жил и работал согласно своим убеждениям, не оглядываясь на вкусы и предпочтения широкой публики.

Его можно назвать счастливым человеком – ведь он получил признание за то, что, по сути, делал для самого себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: