Дворец палаццо питти - флоренция. все об архитекторах палаццо питти - JEKATERINBURG.RU

Дворец палаццо питти — флоренция. все об архитекторах палаццо питти

Музейная гордость Италии: Палаццо Питти

Слово «палаццо» переводится с итальянского как «дворец», «особняк». Этимология предусматривает еще один вариант происхождения: от латинского «palatium» (дворец). Оно перекликается и с названием одного из семи римских холмов – Палатинским, где изначально строились роскошные дворцы для императоров.

Дворцы-палаццо можно встретить в любом из городов Италии – торжество роскоши и аристократизма. Одним из таких дворцов является и Палаццо Питти (Palazzo Pitti) во Флоренции – резиденция флорентийских правителей.

  • История строительства дворца во Флоренции
  • Описание достопримечательности
  • Какой он сегодня, фото
  • Стоимость билетов, часы работы
  • Где находится, как добраться

История строительства дворца во Флоренции

История строительства Palazzo Pitti весьма занимательна, причем в этой истории больше выдумок и слухов, чем фактов и документальных подтверждений.

Когда к власти пришел герцог Козимо Медичи по прозвищу Старый, то он получил наставление от отца – не выставлять напоказ перед народом своего величия и богатства, дабы не раздражать народные массы. Именно поэтому Медичи отказался от роскошного проекта Филиппо Брунеллески в пользу более скромного проекта архитектора Микелоццо – внутри его дворец был отделан со всей мыслимой роскошью и богатством, но внешне все приличия были соблюдены.

Но проект Брунеллески не пропал даром – на него обратил внимание богатейший банкир Лука Питти. Дела его шли хорошо, он был вхож во многие знаменитые и богатые дома Флоренции. И вот однажды пришла ему в голову мысль построить дворец, который бы размерами и великолепием превосходил palazzo самого Герцога Тосканского – Козимо Медичи (Старого).

Автором проекта дворца Палаццо Питти предположительно выступал архитектор Филиппо Брунеллески, а помощником его Лука Франчелли, на ту пору приходившийся Брунеллески учеником. Но специалисты по истории архитектуры в последние годы сходятся во мнении, что автором проекта стал как раз Лука Франчелли, который использовал наработки и технологии своего учителя, Филиппо Брунеллески. Эту версию подтверждает и тот факт, что Брунеллески к моменту начала строительства палаццо Питти уже не было в живых.

Строительство было начато в 1458 году. Планы Луки Питти на постройку были весьма грандиозными: он пожелал, чтобы окна по высоте превосходили окна дворца Медичи, а сад был намного больше, чем вся территория палаццо Медичи-Риккарди.

Парадокс состоит в том, что Palazzo Pitti все-таки оказался в собственности семейства Медичи. Это произошло уже после смерти и самого Луки Питти (1472 год), который не дожил до окончания строительства своего дворца (1487 год). Новым владельцем, а точнее – владелицей, стала жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, которая в 1549 году приобрела палаццо у разорившегося потомка банкира Питти – Бонакоссро Питти.

Перед тем, как переехать со всем многочисленным семейством в новое палаццо, герцог Тосканский приказал расширить границы дворца за счет пристроек, добавив два боковых крыла здания, из-за чего площадь постройки увеличилась чуть ли не в два раза. Перепланировкой palazzo занялся архитектор Амманати, а также мастер Джорджио Вазари, который дополнительно к проекту построил Коридор Вазари – крытый переход из Палаццо Веккьо (Старого дворца) во дворец Питти.

За площадью Питти и дворцом была выкуплена земля на холме Боболи – там под руководством декоратора садов Никколо Триболо развернулась грандиозная работа по созданию паркового комплекса – садов Боболи.

В 1737 году род Медичи прервался, и власть перешла к представителям другого семейства – герцогам Лотарингским. После них Palazzo Pitti становился пристанищем и для Бурбонов, и для династии Габсбургов. В период итальянского национально-освободительного движения (Рисорджименто) Флоренция на какое-то время стала столицей государства, и король Виктор-Эммануил III выбрал палаццо Питти в качестве королевской резиденции.

В 1919 году итальянские власти объявили дворец муниципальной собственностью.

Колизей на карте Рима! Узнайте, где находится знаменитая достопримечательность и несколько интересных фактов из истории!

А какие можно посетить аутлеты во Флоренции? В этой статье много полезных советов для незабываемого шопинга в Италии!

Описание достопримечательности

Палаццо Питти представляет собой мрачноватое трехэтажное здание, отделанное рустовым камнем (одна сторона камня имеет гладкую поверхность, а остальная часть – шершавая и неотесанная). Облицовка выдает с головой амбиции Луки Питти, стремившегося приравнять себя к власть имущим. Дело в том, что рустовым камнем в ту пору отделывались только дворцы, принадлежащие герцогу (впервые облицовка рустом использовалась при строительстве дворца герцога, известного сегодня как Палаццо Медичи-Рикарди).

Особенность архитектуры здания кроется в четком разделении на три этажа. В отличие от дворцов того времени и веяний архитектурной моды, Palazzo Pitti почти не имеет внешних украшений – из отделки можно отметить только каменные львиные головы с коронами на ярусах нижнего этажа.

За палаццо Питти расположены сады Боболи – знаменитый парковый ансамбль, признанный лучшим не только в самой Флоренции, но и во всей Италии. Его площадь – около 45 тысяч квадратных метров, и простирается он вплоть до Форта Бельведер. Сады открыты для публичного доступа с 1766 года.

Какой он сегодня, фото

В настоящее время Палаццо Питти – не только выдающаяся достопримечательность Флоренции, но и крупнейший музейный и историко-архитектурный комплекс, который располагает ценными коллекциями произведений итальянского искусства.

Музейный комплекс объединяет между собой крупные галереи и тематические залы.

    Музей серебра. Здесь собрана коллекция изделий из серебра – украшения, предметы быта (столовые приборы, аксессуары). Кроме серебряных украшений в музее можно увидеть коллекции изделий из золота, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней, а также коллекцию ваз, начало которой положил еще Лоренцо Медичи (Великолепный).

Здесь можно увидеть и вазы древнеримской эпохи, вазы из Византии и Венеции (XIV век). Изюминка коллекции этого музея – миниатюрная копия площади Синьории, отделанная золотом и серебром.

Палатинская галерея. В роскошных интерьерах стиля барокко находятся залы, посвященные героям римской мифологии. Пышные интерьеры создают великолепный фон для античных статуй богов – Марса, Аполлона, Венеры, которые были расписаны мастером Пьетро да Кортоном.

В Палатинской галерее хранятся уникальные работы Рафаэля и Тициана (в галерее находится 11 работ Рафаэля – больше, чем в любом музее мира), Караваджо и Рубенса, а также полотна знаменитых представителей венецианской школы Тинторетто и Джорджоне. Примечательно, что некоторые работы расположены на тех местах, куда их определили первые владельцы – члены семейства Медичи.

Музей костюма. Роскошные наряды и изысканные дамские туалеты XV—XVIII веков представлены в этой галерее (всего насчитывается около 6 тыс. костюмов и элементов гардероба). Кроме этого, ряд экспозиций посвящен аксессуарам и предметам интерьера. Экспозиции в музее меняются всего дважды за год.

Музей фарфора. Знаменитые столовые сервизы из фарфора, принадлежавшие династии Медичи (севрский фарфор, мейсенский, античные керамические коллекции), а также статуэтки из фарфора.

Галерея современного искусства. В этой галерее собраны работы представителей современных итальянских школ живописи.

Среди работ во дворце Палаццо Питти выставлены полотна и картины группы флорентийских художников «Macchiaioli» (от итальянского «maccia», т.е. «пятно»), пишущих в необычной манере цветными пятнами.

Описание и часы работы музеев Ватикана в Риме вы также найдете на страницах нашего сайта! Предлагаем много полезной информации об этом музейном комплексе.

А в следующей статье ищите фото величественного храма Пантеон в Риме, а также узнаете историю строительства древнего сооружения.

Вы знаете, чем знаменит фонтан Треви в Италия? Все о самой популярной достопримечательности Рима читайте вот здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/fontan-trevi.html.

Стоимость билетов, часы работы

При посещении музеев билеты можно приобрести как в отдельный музей, так и на посещение всего музейного комплекса.

Стоимость билета в музеи 16 евро: Палатинская галерея + Галерея современного искусства + Сокровищница великих князей + Музей моды и костюма + Императорские и Королевские апартаменты.

Любителям побродить по залам музеев и выставкам рекомендуется приобрести Туристическую карту Флоренции (Firenze Card). Ее стоимость немалая – 70 евро, но она считается единой музейной картой, дающей право на посещение всех музеев, галерей и дворцов во Флоренции.

Существуют дни, когда музеи не работают вообще. Это национальные праздники, а также новогодние (1 января), рождественские (25 декабря) и праздник Пасхи. Еще музеи закрыты по понедельникам каждого месяца.

Фотографировать внутри дворца не разрешено. Некоторые туристы все же делают несколько фото на свой страх и риск, но стоит учитывать, что за это можно получить немалый штраф.

Хотите увидеть знаменитый дворец Палаццо Питти своими глазами и заглянуть внутрь музейного комплекса? Посмотрите этот видеоролик:

Где находится, как добраться

Адрес достопримечательности: Piazza de’ Pitti, 1, 50125 Firenze.

Находится Дворец Питти по правой стороне реки Арно. Если перейти мост Понте Веккьо от площади Синьории, то можно попасть на площадь Питти, где и находится знаменитый дом семейства Медичи.

Добраться можно городским общественным транспортом:

    Автобусом линии D до остановки «Pitti»;

Автобусом 11 до остановки «Calza» (со стороны садов Боболи).

Палаццо Питти во Флоренции

Сокровищницу Медичи, музеи фарфора, серебра, карет, галереи костюма, современного искусства и Палатинскую галерею позволяет посетить Палаццо Питти – флорентийская достопримечательность, поражающая не только богатством коллекции, но и грандиозностью размера.

Сокровищницу Медичи, музеи фарфора, серебра, карет, галереи костюма, современного искусства и Палатинскую галерею позволяет посетить Палаццо Питти – флорентийская достопримечательность, поражающая не только богатством коллекции, но и грандиозностью размера.

  1. Как добраться
  2. Палаццо Питти. Страницы истории
  3. Об архитектурных особенностях Палаццо Питти во Флоренции
  4. Интерьер Палаццо Питти с XVIII века до наших дней
  5. Палатинская галерея
  6. Галерея современного искусства
  7. Музей серебра

Как добраться

Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Доехать можно автобусами № 11 и 36. Остановка San Felice.

Время работы: 8:00 — 19:00 (ежедневно, кроме понедельника)

Старинный дворец, названный в честь своего первого хозяина и расположенный на площади «имение его же», – вовсе не редкость в Италии. Огромный Палаццо Питти, крупнейший музейный комплекс Флоренции, можно смело занести в список таких вот «именных» дворцов. Сегодня его здание на Площади Питти является просто городским музеем, а ещё несколько столетий назад оно блистало воистину королевским величием, ведь Медичи и герцоги Лотарингские «не побрезговали» домом одного флорентийского банкира и превратили его в королевскую резиденцию.

Палаццо Питти. Страницы истории

История создания Палаццо Питти во Флоренции (особенно её ранний этап) представляет собой смесь исторических фактов, рассказов современников и догадок историков. Неоспоримым является то, что Флоренция в начале XV века находилась под властью семейства Медичи. Одним из преданных друзей и помощников Козимо Медичи был в те времена весьма состоятельный банкир Лука Питти. За оказанную правительству помощь он не стеснялся регулярно принимать щедрые дары, и даже был произведён в рыцари. Как оказалось, дружба стареющего Медичи и амбициозного Питти не выдержала испытание властью, и летом 1458 года последний организовал заговор против Медичи, добившись избрания нового правительства.

Но простого свержения бывшего друга и покровителя Луке Питти оказалось мало. В том же году банкир начал строительство собственного дворца, который по замыслу превзошёл бы любой из домов бывшего правящего семейства. Некоторые исторические документы свидетельствуют, что архитектору был заказан дворец настолько величественный, что в его внутреннем дворике мог бы поместиться дворец Медичи, а его окна превосходили бы вход дома бывшего друга.

В XVI веке Вазари утверждал, что создание столь грандиозного строения было поручено Филиппо Брунеллески. Но последние исследования доказывают, что архитектором Палаццо Питти был его ученик Лука Франчелли. Версия историков подтверждается и тем фактом, что Брунеллески умер за 12 лет до начала строительства дворца во Флоренции. В масштабном процессе строительства были задействован практически все, кто мог быть полезен в той или иной степени. Макиавелли писал, что во дворце находили пристанище даже изгнанные из города граждане и беглые преступники. Несмотря на смелость архитектурного замысла и суровость рустованного каменного фасада, флорентийский Палаццо Питти, так и не превзошёл дворцы Медичи в спокойствии и величии.

Читайте также  Самое высокогорное озеро мира, наиболее большие озера на земле

Смерть Козимо Медичи и нарушение торговых связей привело к разорению многих некогда богатых семейств. Не стали исключением и сами Питти. В 1464 году им пришлось остановить строительство дворца, а ещё через 6 лет умер сам хозяин дома, так и не увидев его готовым. Тем не менее, какое-то влияние Питти за собой, всё же, сохранили, поскольку продолжали жить в семейном дворце. Но длилось это не долго. Уже в 1537 году Козимо I вернул власть во Флоренции Медичи, а в 1549 году выкупил у совсем обнищавших потомков Луки Питти Палаццо и подарил его супруге Элеоноре Толедской.

Правда, нового правителя не устроили размеры дворца, и он решил расширить его, взяв за основу первоначальный проект. За счёт расширения тыльной стороны здание было увеличено почти вдвое. В конечном итоге длина здания достигла 205 метров, а высота – 38 метров, а его внутреннее пространство разбивали на части арки с пилястрами. Дабы объединить Палаццо Питти с Палаццо Веккьо, в котором в те времена проходили заседания правительства, Джорджо Вазари построил в 1565 году крытый коридор, проходящий и через дворец Уффици и Понте Веккьо. Земля позади дворца была также выкуплена Медичи, и несколько позже там был разбит красивейший парк, знакомый нынешним туристам как сады Боболи.

До 1737 года Дворец Питти оставался официальной резиденций Медичи, пока не умер последний прямой потомок по мужской линии Джан Гастоне. Некоторое время в доме проживала сестра последнего из Медичи. С её смертью род окончательно прервался, и дворец, а вместе с ним и власть перешли к новому Великому герцогу тосканскому из Лотарингского дома. Австрийское правление недолго прерывалось Наполеоном, а в 1860 году Лотарингов в Палаццо Питти сменила Савойская династия. Во время освободительного движения Рисорджименто Флоренция стала столицей Италии, в 1865–1871 годах во дворце жил король Виктор Эммануил II, а в 1919 году уже его внук Виктор Эммануил III национализировал и подарил дом державе.

После успешной национализации Палаццо Питти во Флоренции и прилегающие сады были разделены на музей и пять галерей искусств. Для посетителей открыто около 140 помещений и выставочных залов, оформление внутреннего убранства которых происходило в XVII и XVIII веках. Во время реконструкции 2005 года было найдено несколько ранее скрытых помещений – ванных комнат XVIII века. Удивительно, но устройство водопровода в них мало, чем отличается от современного.

Об архитектурных особенностях Палаццо Питти во Флоренции

Флорентийский Палаццо Питти не только один из самых больших дворцов в стране. Его с полным правом можно отнести и к числу самых впечатляющих. Безусловно, внешняя отделка типичного для ренессансной архитектуры строения, несколько неожиданна для тех времён. Равный по глубине и высоте трёхэтажный куб снаружи покрывает грубый рустовый камень, обычно использовавшийся для облицовки общественных зданий, а никак ни жилых домов. Три больших входных двери ведут во дворец, каждый из этажей которого более 10 метров высотой. По семь окон располагаются на втором и третьем этажах, окна фасада соединяет длинный балкон, а прямо под крышей располагается лоджия.

Правда, уже первая реконструкция, инициированная Козимо Медичи, привела к изменению облика палаццо: боковые входы были превращены в напольные окна, а, благодаря новой лестнице, можно было попасть прямо на второй этаж. Но главные изменения, внесённые в планировку Амманати, касаются внутреннего двора. Это один из красивейших ренессансных внутренних двориков. Грубая и гладкая текстуры чередуются на внутренних стенах дворца , а похожие на стволы деревьев шероховатые колонны подчёркивают близость живой природы и искусства.

Последние архитектурные изменения были сделаны в конце XVIII начале XIX века. Архитекторы Поччианти и Паолетти с двух боков дворца пристроили по полукруглому крылу, в результате чего площадь палаццо оказалась окружённой стенами с трёх сторон. В честь находящейся неподалёку статуи Бахуса левое крыло получило название «Рондо Бахуса», правое же нарекли «Каретным рондо».

Интерьер Палаццо Питти с XVIII века до наших дней

К сожалению, внутреннее убранство комнат времён Питти и Медичи не сохранилось, и большинство залов тяготеют к манере неоклассицизма. К примеру, белую комнату с фресками братьев Албертоли «довели до неоклассики» архитекторы Кастаньоли и Террени, а Джузеппе Чачиалли создал знаменитые ванну Наполеона и вестибюль Марии Бурбон, являющиеся немыми свидетелями французских страниц в истории дворца.

Сегодня интерьер Палаццо Питти поражает роскошью: белая с золотым лепнина, шёлковые обои и ценные гобелены, фрески и мебель времён Наполеона…

Палатинская галерея

Начало коллекции галереи Палаццо Питти положили Медичи, перевёзшие из Палаццо Веккьо скульптуры, полотна живописцев, серебряные изделия и драгоценности. Продолжили их дело герцоги Лотарингские. При этом роскошные помещения в стиле барокко стали превосходным фоном для произведений искусства, а картины мастеров – достойным декором. Почти сразу весь второй этаж был превращён в галерею, особого внимания в которой были достойны мифологические залы Аполлона, Венеры, Юпитера, Марса и Сатурна, расписанные небезызвестным Пьетро да Кортона.

По большому счёту, получившаяся в результате уникальная коллекция полотен, изначально завозилась во дворец лишь в качестве украшений. Даже сегодня картины расположены на стенах Плаццо Питтти так, как их повесили хозяева. А вовсе не сгруппированы по залам или художникам, как тому должно быть в музее. Несмотря на это, ни один мировой музей не может похвастаться такой коллекцией работ Рафаэля. Его полотен здесь одиннадцать. А ещё Караваджо, Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Тинторетто, Понтормо, Мурильо и многие другие представители флорентийской и венецианской школ живописи.

Галерея современного искусства

Здесь посетители смогут ознакомиться с работами мастеров кисти более позднего периода – XIX – XX веков. Особого внимания достойны работы представителей флорентийской группы «Маккьяйоли». Такое название группа единомышленников получила за свою свободную манеру письма в виде разнообразных цветовых пятен ( от итальянского macchia – пятно).

Музей серебра

Уникальная коллекция предметов искусства не только итальянских мастеров поражает воображение в музее серебра. Безусловно, главной его изюминкой является коллекция ваз Лоренцо Великолепного. Здесь есть и вазы империи Сасанидов, и древнеримские амфоры, и византийские творения, и даже работы венецианцев XIV столетия. Но не только вазами славен музей серебра Палаццо Питти. Драгоценные камни, изделия из слоновой кости, серебра и золота «разбросаны» по разным залам и создают атмосферу сказочного богатства. Чего стоит одна площадь Синьори в миниатюре, выложенная драгоценными камнями и золотом!

Кроме того, в музее карет можно увидеть первые автомобили и повозки без рессор. В музее костюма, расположившемся в Малом дворце, осмотреть коллекцию из 6 000 костюмов и аксессуаров. А в правом крыле Палаццо стоит посетить королевские апартаменты и почувствовать себя венценосной особой.

Как видите, Палаццо Питти во Флоренции достоин внимания туристов. Принимает посетителей он ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 19.00. Правда, вход внутрь обычно прекращается в 17.30. Это и не удивительно. Чтобы осмотреть одну только Палатинскую галерею с её 500 полотнами, понадобиться не один час.

Палаццо Питти во Флоренции

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_5543″>

Отправляясь во Флоренцию – на родину Возрождения и величайших мастеров этой эпохи: Да Винчи, Микеланджело, Макиавелли и Данте, – нужно непременно остановиться в этом городе хотя бы на неделю: за меньший срок вам просто не удастся обойти все достопримечательности: дворцы и храмы, музеи и площади… За каждым новым поворотом старинных улочек будут открываться все новые и новые чудеса, например, палаццо Питти. Палаццо Питти во Флоренции – это самое большое палаццо в городе и одно из самых больших и величественных в Италии, история его насчитывает уже 560 лет, и сегодня это – целый кладезь музейных экспозиций, которые будут интересны каждому любознательному туристу.

Что такое палаццо?

Многие люди, не знающие итальянского языка или, хотя бы, основной культурологической и искусствоведческой терминологии, почему-то делают предположение, что это площадь. Но нет: палаццо – это дворец. Флоренция вообще могла бы издавать искусствоведческие словари с терминами из области живописи, скульптуры и архитектуры, ведь многие «культурные» слова, которыми пользуются сегодня по всему миру, и многие явления, обозначаемые этими словами, родились на свет именно в этом итальянском городе.

Чем же характеризуется палаццо:

  • это итальянский дворец 15-18 веков постройки
  • преимущественно такие дворцы строились в черте города богатыми аристократами: купцами, банкирами и политиками, а также членами громких династий
  • в классическом варианте в палаццо три этажа
  • нижний этаж отводился под служебные и складские помещения, комнаты прислуги, а также иногда использовался для содержания там животных и транспортных средств
  • на среднем этаже находились гостевые комнаты, кухни и столовые, библиотеки и другие общественные помещения
  • на верхнем этаже обычно располагались хозяйские спальни

Ну а теперь, уже со знанием дела, вернемся непосредственно к палаццо Питти.

История строительства

Первый камень нового дворца был заложен в 1458 году, само строительство продлилось шесть лет – довольно немного по тем временам. Но даже этого хватило, чтобы история возведения палаццо была окутана целым ворохом легенд и предположений. К сожалению, сегодня историки уже не могут наверняка сказать, где правда, а где – вымысел?

Лука Питти – богатейший флорентийский банкир, соперничавший по влиятельности и богатству с самим Козимо Медичи, – был и другом последнего, и соперником одновременно. Известно, что Питти даже устраивал против Медичи заговор – не для того, чтобы свергнуть того или убить, а чтобы заставить прислушаться к своему мнению в делах политических.

И Медичи вынужден был прислушаться: именно под влиянием Питти в середине 15 века во Флоренции была временно восстановлена демократическая система власти, а выборы снова стали организовываться по жребию, а не по праву родства и наследования. В то же время, в последние годы жизни Медичи одаривал Питти щедрыми дарами.

Строительство нового дворца было для Питти делом чести: говорят, что он хотел «перещеголять» дворцы своего друга размерами и величественностью. С размерами – однозначно получилось: палаццо Питти даже спустя пять с половиной веков – самое большое в городе и одно из самых больших в стране. С величественностью – фифти-фифти: здание хоть и выглядит величественным и монументальным, но его всегда обвиняли и до сих пор обвиняют в серости и громоздкости, и что «перегнать» Медичи таки не удалось. На вкус и цвет, как говорится…

Легенды рассказывают, что Питти повелел сделать окна своего нового палаццо больше ворот во дворцах Медичи, а еще – что все шесть лет, пока велось строительство, здесь укрывались беглые преступники: Питти и его люди покрывали мошенников, воров и даже убийц в обмен на то, что те будут работать на стройке, а сама стройка, якобы, велась днем и ночью, без перерывов и выходных. Правда все это или нет – сейчас уже сказать невозможно.

Читайте также  Башня сумасшедших в вене, австрия: фото и описание

В 1464 году строительство было вынужденно остановлено. Большая часть дворца к тому времени была готова, но еще требовались какие-то доработки, оформление фасада и внутреннего убранства. Но Питти не мог больше вкладываться в дело своей жизни: его друг и покровитель Козимо Медичи скончался, к власти пришел Джироламо Савонарола, известный в истории как беспощадный диктатор, к тому же рьяно осуждавший богатство и роскошь, и у бывшего банкира начались серьезные финансовые проблемы. Справиться с ними он не смог, и в 1472 году, заметно порастеряв свое состояние, умер, оставив незавершенный дворец своим потомкам.

Но и потомки Луки удержать постройку в семейном наследии не смогли: в 1549 году окончательно разорившийся Бонаккосро Питти – достоверно не известно, кем он приходился Луке: сыном, внуком или иным родственником, – был вынужден продать палаццо. Новой его владелицей стала Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи – другого, – и именно под их покровительством здание было достроено и расширено.

Кто был архитектором первоначального варианта палаццо, неизвестно. Есть предположения, что это были Брунеллески и его подмастерье Франчелли, но современные историки соглашаются только со вторым именем: сам Брунеллески скончался еще за несколько лет до закладки первого камня будущего дворца. Во времена же Козимо и Элеоноры строительство велось под руководством самих Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Самым примечательным фактом можно назвать то, что между палаццо Питти и палаццо Веккьо, предыдущей резиденцией Медичи, был построен огромный коридор, позволявший перемещаться между дворцами, не выходя на улицу.

При сыне Козимо и Элеоноры, Фердинанде Первом Медичи, здесь хранились все основные богатства и огромная коллекция украшений знаменитой династии. Еще позже здание принадлежало семействам Лотарингов и Савойев. В начале 20 столетия палаццо было национализировано, то есть передано государству, здесь открыли несколько музеев и художественные галереи. На сегодняшний день палаццо Питти – одно из самых посещаемых туристических мест Флоренции, здесь ежедневно проводятся различные экскурсии.

Архитектура

Стилистически палаццо Питти относится к кватроченто (этот термин, кстати, тоже родился во Флоренции): в нем соединились образность Средневековья, нормы христианской культуры и веяния Проторенессанса. Мощное и величественное здание палаццо как будто давит сверху, заставляя покорно опустить взгляды. Но Лука Питти этого и добивался: та же облицовка фасада рустом – грубо отесанным камнем, – намекает на то, что дворец в его понимании должен был производить грозное и жесткое впечатление.

В здании три этажа, причем каждый верхний этаж меньше предыдущего, таким образом, дворец как бы уходит ввысь, подобно египетской пирамиде. Также это четкое деление заметно благодаря полукруглым аркам и пилястрам, которые были сделаны уже во времена Элеоноры Толедской. Впрочем, считается, что Вазари и Амманати следовали первоначальному замыслу и планам, сделанным еще при жизни Питти.

Галерея Палатина

Галерея Палатина – или Палатинская, – сама по себе, даже без выставленных там шедевров живописи, очень красива и самобытна. Некоторые залы, расписанные итальянцем Пьетро да Кортона, представляют собой общий мифологический рисунок и даже названы именами древнеримских и древнегреческих богов: Венеры – богини красоты и плодородия, – Аполлона – бога света и покровителя искусств, – Марса – бога войны и сельского хозяйства, – Юпитера – верховного бога, – и Сатурна – бога земледелия и времени.

Что касается картин галереи, то их начали собирать еще Медичи, затем дело было продолжено и Лотарингами. Именно здесь, во дворце Питти, самая большая в мире коллекция шедевров Рафаэля: целых одиннадцать картин! Есть здесь и работы таких известнейших мастеров, как Тициан, Рубенс, Ван Дейк и Караваджо.

Галерея современного искусства

Кроме шедевров времен Возрождения славится палаццо Питти и галереей современного искусства, где выставлены картины живописцев 19 века. Большинство из них писали в технике маккьяйоли (еще одно флорентийское слово!) – особом стиле, отличающемся свободной манерой и ярко выраженными «пятнами». Вполне возможно, что именно из маккьяйоли вырос импрессионизм.

Сокровища великих герцогов

Второе название – Музей серебра. Музей довольно внушительный: почти тридцать залов, и один роскошнее и богаче другого. Эта коллекция также собрана семейством Медичи: здесь и виртуозно отлитое, резное, изящное столовое серебро, и ювелирные украшения легендарной династии, и коралловые и жемчужные сувениры, и миниатюрные фигурки, вырезанные из вишневых косточек и слоновой кости, и византийские вазы, и амфоры из восточных стран, и шедевры венецианского ювелирного дела, и драгоценные и полудрагоценные камни, и восхитительный прозрачный янтарь… Похожие роскошные и богатые коллекции можно встретить разве что в залах Лувра и Эрмитажа.

Музей моды и костюма

Это собрание сравнительно молодое – музей открылся всего лишь в 1983 году. Тем не менее, сегодня он насчитывает уже больше 6 тысяч экспонатов, и каждое уважающее себя издание давно внесло его в списки лучших музеев моды и костюма в мире.

Безусловно, большая часть костюмов коллекции – итальянские: шедевры Мариано Фортуни, Марии Галенга, Эльзы Скиапарелли. Все эти женщины – известные дизайнеры и модельеры конца 19 – начала 20 века. Именно их стараниями развивалась современная итальянская мода. Есть здесь и костюмы аристократического общества 18-20 веков, и театральные костюмы, и некоторые украшения, и одежды знаменитых итальянских актрис, например, Элеоноры Дузе. Здесь же – знаменитые работы из коллекций великолепной Коко Шанель.

Кроме того, в музее моды есть и транспортные средства: кареты, повозки, первые автомобили. Можно увидеть цельные композиции, когда рядом с женским и мужским манекенами в костюмах определенных годов находится транспортное средство того же времени.

Поскольку ткань очень быстро разрушается на свету, все экспонаты находятся под стеклом, а в самом помещении царят полумрак и прохлада. Кроме того, чтобы костюмы не находились слишком долго на манекенах, каждые два года вся экспозиция полностью меняется. Временные же выставки меняются еще чаще. Фотографировать здесь можно, но только без вспышки. Кроме того, отправляясь в музей моды и костюма, обязательно оденьтесь потеплее.

Королевские и императорские апартаменты

В правом крыле палаццо располагаются апартаменты правившей в 19 веке династии Савойев. В те времена Флоренция была столицей Италии, и король Витторио Эмануэле Второй проживал здесь некоторое время вместе со своей семьей как в частной резиденции. Именно тогда в покоях была установлена роскошная винтажная мебель и завезены различные предметы искусства – картины, скульптуры и рельефы, – 16-19 веков.

Время работы и цены на билеты

Туристов в палаццо Питти всегда много, но утешает одно: площадь и сам дворец такие огромные, что толкаться вряд ли придется.

Режим работы таков:

  • пн выходной день
  • вт-вс 08.15.-18.50

Кассы при этом закрываются на полтора часа раньше. Также экспозиции могут не работать по крупным праздникам. Стоимость общего билета для осмотра всех достопримечательностей палаццо Питти и прилегающих к нему знаменитых роскошных садов Боболи – 38 евро. Однако есть варианты за 16, 18 евро и др., позволяющие осмотреть только часть территории в тех или иных комбинациях. Кроме того, билет можно забронировать на официальном сайте палаццо (стоимость брони – еще 3 евро), тогда можно будет пройти в особую очередь с электронным ваучером или распечаткой.

Экскурсии – индивидуальные, семейные и групповые, – покупаются по отдельным дополнительным билетам.

Где находится и как добраться

Точный адрес палаццо: площадь Питти, Флоренция. Мимо него ходят автобусы No11 и No36, кроме того, можно добраться до дворца на такси. Если же вы гуляете по городу пешком, то площадь и палаццо непременно окажутся в вашем маршруте, ведь они находятся в историческом центре Флоренции, и мимо такого великолепия вы точно не пройдете.

Палаццо Питти – старинный дворец-крепость на реке Арпо во Флоренции

Дворец Питти во Флоренции

Флоренция – итальянский город на реке Арпо, в прошлом – центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи. На площади Питти во Флоренции красуется самый большой и великолепный дворец в городе – Палаццо Питти.

Возникновение Палаццо

В XV веке во Флоренции власть принадлежала семье Медичи. Герцог Козимо Медичи, крупнейший банкир, не выставлял напоказ своё величие. Дворец, в котором жил правитель, изнутри покорял роскошью и богатством, хотя внешне выглядел скромно.

Преданный друг семьи, флорентийский банкир Лука Питти, тайно завидовал другу и мечтал построить дворец, который по красоте и величию превзошёл бы каждый из домов Медичи.

Строительство дворца, проект которого поручили Луке Франчели, началось в 1458 году. На стройку, которая ошеломляла своими размерами, принимали всех, даже преступников. Работа кипела днём и ночью без праздников и выходных.

Дворец и время

В 1472 году Лука Питти умер, так и не увидев завершения строительства. Семья банкира жила в недостроенном дворце и к тому времени обнищала. В 1549 году дворец выкупил великий герцог Тосканский Козимо I и подарил его своей жене Элеоноре Толедской.

Герцогиня, мечтавшая о просторном и светлом доме, приказала расширить новые владения, так что площадь дворца увеличилась в 2 раза. В 1565 году архитектор Джорджо Вазари построил коридор, соединивший палаццо Веккью, где проходили заседания правительства, с палаццо Питти, куда переехала семья Медичи.

Землю позади палаццо выкупили и разбили парк, обустройством которого занимались известные архитекторы того времени.

В 1737 году, когда род Питти окончательно пресекся, дворец перешёл в собственность герцога Лотарингского. Дальнейшие события сложились так, что с 1865-1871 годы во дворце Питти жил король Италии Виктор-Эммануил II. В 1919 году его внук национализировал здание и подарил Италии.

Палаццо и прилегающие к нему сады разбили на несколько музеев и галерей искусств. К публичному осмотру открыли 140 помещений. В настоящее время палаццо Питти – крупнейший музей и историко-архитектурный комплекс Италии.

Архитектурные особенности палаццо Питти

Палаццо Питти – мрачноватое трехэтажное здание, напоминающее крепость. Дворец отделан снаружи грубым рустовым камнем, который придаёт палаццо могущественный, но суровый вид. Фасады, выложенные четырехугольными плотно прилегающими друг к другу камнями с неотёсанной передней стороной, в то время появлялись только у герцогов.

Лука Питти, нарушив неписаный закон, стремился приравнять себя к правящей элите. Банкир приказал сделать окна своего палаццо (дворца) такого размера, как двери во дворце Медичи, а внутренний двор по площади равнялся бы территории палаццо герцога

Центральная часть здания – кубической формы, к ней примыкают двухэтажные пристройки. Каждый ярус по длине ограждён балюстрадами. Во внутренний двор ведёт огромный входной портал.

Здание, чётко разделённое на три этажа, построено без внешних украшений. Только ярусы нижнего этажа украшают львиные каменные головы с коронами. Каждый верхний этаж здания высотой более 10 метров меньше предыдущего, так что дворец как бы уходит ввысь.

Позднее боковые входные двери палаццо заменили напольными окнами, пространство двора украсили полукруглыми арками, пилястрами и колоннами.

Рядом с дворцом – монументальная зелёная зона площадью 45 000 квадратных метров. Прямые, увитые зеленью аллеи, ведут в тайные гроты, а деревья соседствуют в компании статуй и фонтанов. Центральное место парка – амфитеатр, выполненный в виде подковы, где летом проходили праздники.

Музеи Питти

Музейный комплекс Питти объединяет крупнейшие галереи.

Читайте также  Собор сан джованни э паоло и площадь сан-марко, антонио каналь

Музей серебра

Здесь хранится коллекция изделий из серебра и золота, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней, демонстрируется богатство герцогского двора. Украшения и предметы быта, персидские вазы и вазы XIV века из Византии и Венеции – свидетельство роскоши герцогского дома.

Изюминка коллекции музея – миниатюрная копия площади Синьории, отделанная золотом и серебром.

Палатинская галерея

Залы галереи посвящены римской мифологии. Античные статуи богов Марса, Аполлона и Венеры – достойный фон пышного интерьера галереи. Интерьер украшают картины знаменитых художников: Тициана, Рубенса, Ван Дейка и Караваджо. Здесь самая большая коллекция картин Рафаэля – 11 полотен.

Музей костюмов

Музей хранит 6000 костюмов и элементов гардероба, роскошных нарядов и изысканных дамских туалетов XV-XVIII веков. Одежда и аксессуары, обувь и ювелирные украшения, нижнее дамское бельё и свадебные наряды невест демонстрирует музей.

Здесь можно увидеть повседневные и торжественные платья герцогинь, выполненные из разных материалов, ажурные зонтики и шляпы от солнца. Ценность музея – похоронные костюмы семейства Медичи.

С годами в коллекцию вошли костюмы театра и кино, предметы гардероба известных личностей и произведения итальянских дизайнеров одежды. Платья, сшитые для звёзд итальянской эстрады, декорированы вышивкой, бисером и кружевами.

Музей карет

Здесь демонстрируются средства передвижения итальянских монархов и знатных горожан. Интересны резные и лепные украшения карет и коллекции старинных кнутов. Транспортные средства итальянских правителей разных времён завершают коллекцию.

Музей фарфора

Музей фарфора хранит знаменитые столовые сервизы, принадлежавшие династии Медичи. Здесь – севрский фарфор и мейсенский, античные керамические коллекции и статуэтки из фарфора.

Галерея современного искусства

Галерея, расположенная на втором этаже, славится коллекцией картин и скульптур с конца XVIII века до Первой мировой войны. Элегантные залы, в которых жили великие герцоги, украшены коллекцией работ художников группы Маккьяоли конца XIX- начала XX веков. Флорентийские художники пишут в необычной манере цветными пятнами. Особо знамениты их пейзажи.

Дворец Питти помогает разобраться в особенностях культуры и приоткрывает двери в повседневную и публичную жизнь нескольких поколений великих герцогов Тосканских.

Видео: прогулка с комментариями

Дворец Питти во Флоренции: история, музеи, билеты

Если перебраться от площади Синьории по Понте Веккьо на южный берег Арно, после чего совершить небольшую прогулку по виа Гвиччардини, дорога приведет к палаццо Питти, бывшей резиденции герцогов Тосканских, Лотарингских и даже короля Италии. Но, сменив за всю историю своего существования нескольких хозяев, этот дворец смог наконец-то исполнить свое предназначение – стать из символа аристократической мощи национальным достоянием.

BlogoItaliano уже упоминал о палаццо Питти в статье 10 достопримечательностей Флоренции, в которые можно купить билеты online. Но его примечательная история, конечно же, заслуживает более подробного рассказа.

История палаццо Питти: вопрос времени

Когда на исходе 1428 г. Джованни ди Биччи де Медичи почувствовал скорое приближение смерти, он призвал своего наследника, Козимо, вошедшего в историю Флоренции как Козимо Медичи Старший.

Наставления, которые дал умирающий отец сыну, сводились к одному: никогда не возносись перед народом, а уж если этого не миновать, постарайся свести представление к минимуму.

Но уже в 1430 г. Козимо, решив, что занимаемый семьей и канцелярией бывший дворец некогда разорившихся банкиров Барди стал слишком тесным, обратился к великому архитектору Брунеллески для создания нового палаццо на виа Ларга (ныне виа Кавур).

Дела Медичи шли тогда особенно успешно, народ уважал и ценил представителей этой семьи, а флорентийские богачи и правители соседних городов следили за ее возвышением с затаенной злобой.

Палаццо Питти во Флоренции

Но то ли из уважения к памяти отца, то ли из понимания того, что еще слишком рано заявлять о себе в полный рост, Козимо в конце концов отказался от роскошного и величественного проекта Брунеллески, отдав предпочтение аскетичным фасадам архитектора Микелоццо.

За фасадами нового жилища, правда, скрывалась невиданная по тем временам роскошь, но все внешние приличия были соблюдены.

Однако проект знаменитого архитектора не затерялся, став прообразом для дворца состоятельного купца Луки Питти. Но, в отличие от дальновидного Козимо и его наследника, Пьеро, Лука слишком поторопился, приняв в 1466 г. деятельное участие в заговоре.

Кроме того, во второй половине XV в. торговля в Европе из-за экспансии Османской империи шла с переменным успехом, многие некогда богатые семьи стали быстро разоряться. Не избежал этой участи и дом Питти. А дворец Питти простоял в запустении вплоть до 1549 г.

История палаццо Питти: из рук в руки

В 1549 г. дворцом заинтересовалась Элеонора Толедская, жена… Козимо I Медичи, герцога Тосканского, привыкшая с детства к просторным роскошным покоям.

К тому же Медичи жили тогда уже в старом, но надежном с фортификационной точки зрения палаццо Веккьо. Здание дворца Питти было выкуплено, надстроено и перестроено под руководством архитектора Амманнати.

Рядом, на склоне холма, были разбиты первые в своем роде сады Боболи, в планировке которых приняло участие большое число именитых архитекторов, в том числе Вазари и Буонталенти.

Правда, окончательно во дворец Питти во Флоренции Медичи перебрались лишь к концу XVI в., уже при герцоге Фердинанде I. А палаццо все расширялся и обустраивался.

Его размеры – 205 м в длину и 36 в высоту – и суровая облицовка рустом подчеркивали величие герцогской семьи и символизировали мощь Тосканы.

Сады Боболи стали открыты для публики в 1766 г.

Не имея уже прежнего влияния, Медичи передавали титулы и дворцы от отца к сыну до тех пор, пока их род не пресекся в 1737 г. Их преемниками стали герцоги Лотарингские, они же австрийские Габсбурги, к тому времени уже отрезавшие изрядный кусок от Апеннинского полуострова.

Во время наполеоновских войн дворец ненадолго перешел к Бурбонам, потом снова вернулся к Габсбургам, владевшим им вплоть до провозглашения Флоренции в 1865 г. столицей и появления в стенах палаццо Питти короля Италии Виктора-Эммануила II. Но собственностью государства дворец стал только в 1919 г.: его подарил Италии Виктор-Эммануил III.

Палаццо Питти: коллекция и музеи

Медичи, переехав во дворец Питти во Флоренции, перевезли и богатейшее собрание полотен, скульптур, серебра и драгоценностей, ранее хранившееся в палаццо Веккьо.

К 1620 г. второй этаж дворца превратился в роскошную барочную галерею с залами Венеры, Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна. В этих залах первоначально и была размещена герцогская коллекция.

В галерее размещены полотна Рафаэля,Тициана,Боттичелли…

В коллекции были полотна Рафаэля, доставшиеся в приданое одной из будущих герцогинь, работы Чимабуэ, Фра Филиппо Липпи и его сына, а также Боттичелли и Перуджино.

Связи с папским двором и торгово-военные союзы с Венецией предоставили герцогам Тосканским возможность получить полотна кисти Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Благодаря Марии Медичи, королеве Франции, дружившей с Рубенсом, собрание пополнились и его работами. Родственные отношения с Неаполем и Испанией помогли Медичи обзавестись картинами Мурильо и Хусепе де Рибера. Немало в коллекции и работ итальянских маньеристов: Понтормо, Андреа дель Сарто, Бронзино.

Примечательно, что все картины из герцогской коллекции до сих пор занимают на стенах зеркально-золотой Палатинской галереи те же места, что были уготованы им владельцами при планировке убранства залов.

Но впервые увидеть бесценные работы великих мастеров Возрождения простые смертные смогли лишь в 1828 г. В живописные сады Боболи, украшенные двумя сотнями скульптур, фонтанами и гротами, публику стали допускать много раньше – в 1766 г.

Стены Палатинской галереи украшены полотнами мастеров Возрождения

В XVIII в. тяжелое столовое серебро почти что вышло из употребления, и на столах в богатых аристократических домах появился фарфор, секрет которого был открыт в 1709 г.

Обширную коллекцию посуды из Севра (подарок Бонапарта сестре Элизе, правительнице Тосканы) и Мейсена, а также ценнейшие образцы античной керамики экспонируются в музее фарфора, располагающемся в «тайном павильоне» садов Боболи.

Нашлось место и столовому серебру, и вазам, и хрусталю, и огромному количеству драгоценностей семьи Медичи. Посетители палаццо Питти смогут увидеть их в Музее серебра, примыкающему к Палатинской галерее.

В музее карет представлены самые различные средства передвижения – от безрессорных повозок до автомобилей. В Галерее современного искусства на верхнем этаже дворца – работы художников XVIII-XX вв.

Интересны и 14 залов Королевских апартаментов в правом крыле дворца, своеобразная выставка интерьеров XVI-XIX вв.

В пристроенном в XVIII в. к палаццо Питти Малом дворце Меридиана разместился музей костюмов, экспозиция которого меняется раз в два года. Всего в коллекции этого музея более 6000 различных костюмов и аксессуаров XVI-XX вв.

Драгоценности семьи Медичи размещены в Музее серебра

Билеты в Палаццо Питти

Как говорят сами итальянцы, если вы не были во Флоренции, вы не поняли Италию. Продолжая аналогию, можно сказать, что без посещения дворца Питти и садов Боболи впечатление от пребывания в городе будет неполным.

В залах музеев и в садах Боболи всегда немало посетителей. Правда, такого столпотворения, как в галерее Уффици или музеях Ватикана, все же нет. Но только при большой доле везения можно купить билеты в Палаццо непосредственно в кассах музеев без очередей и утомительного ожидания в горячий летний сезон.

Тем более что многие туристические программы предусматривают выбор: дворец Питти или галерея Уффици. А так как дворец попросторней, и изначально очереди к нему все же поменьше, выбор нередко делается в его пользу.

Несмотря на то, что Дворец открыт с 8:15 до 18:50 во все дни, кроме понедельника, 25 января, 1 января и 1 мая, допуск посетителей заканчивается уже в 17:30, что логично: в одной только Палатинской галерее насчитывается более 500 полотен, для осмотра которых потребуется не один час.

По тому же билету можно пройти и в Галерею современного искусства.

Музей костюмов, Дворец Питти

Именно так: купить сразу билеты во дворец Питти и в сады Боболи, к сожалению, не получится: расчетливые флорентийцы всегда знали толк в коммерции.

Впрочем, сумма, которую придется отдать за посещение всей резиденции, не столь велика, чтобы отказывать себе в удовольствии, осмотрев и галереи, и музеи, и сады за один день.

Чтобы упростить посещение и избежать очередей, билеты во Дворец Питти (как и другие основные достопримечательности Италии) можно заказать заранее через этот сервис.

После выбора интересующей достопримечательности и оплаты заказа на e-mail приходит ваучер, который останется только поменять на билет в день посещения. Вот, собственно, и все.

Полезные ссылки по теме:

  • Галерея Уффици: самый посещаемый музей Италии
  • Флоренция: самые романтичные отели в центре: TOP-5 BlogoItaliano
  • Как добраться от Рима до Флоренции и из Флоренции в Рим
  • Как добраться из Милана во Флоренцию и из Флоренции в Милан
  • Как добраться из Венеции во Флоренцию и из Флоренции в Венецию

Photos by: Kriisi, russellmcneil, xtatic1, Dutch Simba, jrgcastro, xiquinhosilva, TuscanyArts.

Последнее изменение статьи: 31 июля 2021

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: