Девушки на мосту, эдвард мунк, 1901 - JEKATERINBURG.RU

Девушки на мосту, эдвард мунк, 1901

ТОП-5 картин Эдварда Мунка, о которых знают не все

Норвежский художник Эдвард Мунк известен своим уникальным видением и отображением человеческих эмоций на холсте. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Однако в творчестве этого художника есть еще множество не менее символичных и достойных внимания произведений.

«Больная девочка» (1886)

Эта картина стала одной из самых значащих для Мунка, однако на выставке в 1886 году художественные критики разнесли ее в пух и прах. Они обвиняли художника в том, что он насмехается над зрителями, представив на их суд совершенно незаконченную работу. Нужно было ждать половину столетия, чтобы картине наконец-то воздали должное.

На холсте изображена женщина пожилого возраста; она склонилась над постелью, в которой лежит девочка. Женщина держит ее за руку, опустив голову. Девочка смотрит на нее смиренным взглядом, словно предчувствуя свою неизбежную кончину. Спиной она опирается на белую подушку, которая окружает ее ореолом света. Кожа девочки болезненная, бледная, что хорошо заметно на контрасте с ее ярко-рыжими волосами. Но даже несмотря на это цветовое пятно, общее впечатление от картины Мунка мрачное.

Художник Эдвард Мунк писал «Больную девочку» с одиннадцатилетней Бетси Нильсен, но основой картины стало трагическое воспоминание из детства художника: смерть его пятнадцатилетней сестры Софи, страдавшей от туберкулеза. Это событие сильно потрясло юного Мунка, который был лишь на год младше сестры. Впоследствии он напишет еще несколько картин с этой девочкой.

«Меланхолия» (1892)

Эта работа является одной из ключевых картин цикла «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Здесь Эдвард Мунк изобразил полосу побережья, которая рисует на картине черную диагональ и ведет нас к причалу на заднем плане. На нем стоят три фигуры: двое мужчин в черных одеждах, один из которых держит весла, и женский силуэт в белом платье. У причала их ждет лодка, готовая к тому, чтобы отчалить в любой момент.

На переднем плане изображен еще один мужчина, он повернут к причалу спиной. Его темная голова и опущенные плечи контрастируют с бледным каменистым пляжем, напоминая своими очертаниями лежащие вокруг валуны. Он подпирает голову ладонью, его брови задумчиво сдвинуты. Прототипом для этого персонажа послужил друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, у которого была несчастливая любовная связь с женой художника Кристиана Крога.

Пейзаж отражает спокойное, задумчивое настроение этой картины Мунка. Среди цветов, использованных при написании «Меланхолии», преобладают оттенки синего, смягченные вечерним светом пейзажа. Мы наблюдаем здесь символистскую тенденцию к упрощению и стилизации форм и цвета.

«Расставание» (1896)

Говорят, будто Эдвард Мунк написал эту работу, основываясь на собственном опыте неудачной любовной привязанности. Он как бы делит содержание картины надвое: на прошлое и настоящее, на внешний и внутренний мир, на природу и человеческое сознание.

На переднем плане мы видим мужчину с бледным лицом и мрачной мимикой, а в правой части картины – девушку в светлом платье. Ее лицо не обладает никакими конкретными чертами – оно безлико, словно главный герой не хочет ее вспоминать, а наоборот, желает стереть из своей памяти как можно скорее. Чтобы пережить болезненное расставание, мужчина в своем сознании пытается превратить возлюбленную в некую часть пейзажа, растворяя в нем прошлые воспоминания.

Правой рукой мужчина держится за грудь: красный цвет, которым выполнены контуры, символизирует кровоточащее, разбитое сердце. А прямо перед ним находится такое же кроваво-красное нечто, похожее на двуглавое существо или растение, олицетворяющее собой двух расстающихся возлюбленных – изображенная субстанция еще выглядит цельной, но неумолимо разрывается на части.

В данной работе Эдвард Мунк применяет три стиля живописи. В стиле модерн, или ар-нуво, изображен потерянный объект любви, для передачи образа главного героя и его страданий используется символизм, а сюрреализм – для изображения самой любовной пары, находящейся в процессе разрыва отношений и боли от расставания.

«Танец жизни» (1900)

На картине изображен летний вечер у моря в Осгордстранде, городке возле Осло. Все побережье заполнено танцующими парами, но особенно выделяются среди них три женщины.

Слева Эдвард Мунк изобразил девушку в белом платье с желтыми узорами, желтым поясом на тонкой талии и такими же золотистыми, пушистыми волосами, собранными в простую девичью прическу. Девушка тянется левой рукой к высокому цветущему растению.

В центре мы видим женщину с распущенными волосами, в длинном красном платье, ниспадающем на траву. Она не одна – танцует с мужчиной. Пара обнимает друг друга, а по выражениям их лиц можно утверждать, что они готовы к поцелую.

Справа на холсте изображена женщина в строгом черном платье. Ее волосы подобраны вверх, руки скрещены внизу, она несколько завистливым взглядом смотрит на танцующую пару в центре. Черты ее лица говорят нам, что она уже немолода.

В этой работе Эдвард Мунк изображает три этапа жизни женщины – не зря ее ключевые фигуры выполнены в таких символических цветах, как белый, красный и черный. Девушка в белом олицетворяет собой юность, чистоту и непорочность. Она еще не знает любви, но открыта к неизведанному. Женщина в красном – это молодость и зрелость, любовь, страсть и красота. Женщина же в черном символизирует собой увядание, напрасные надежды и одиночество.

Существует и версия о том, что эта картина, как центральная в цикле «Фриз жизни», изображает жизнь (девушка в белом, тянущаяся к цветку), любовь (женщина в красном, танцующая с любимым) и смерть (мрачная и одинокая женщина в черном).

«Девушки на мосту» (1901)

В сюжете этой работы воплощается любимая тема автора, сочетание жажды жизни и страха смерти. Мы видим на картине простой провинциальный пейзаж: невысокие дома, окруженные зеленью деревьев, сухую землю местных дорог, спокойную речную гладь, чистое голубое небо. На мосту, повернувшись спиной к зрителям, стоят три девушки в длинных ярких платьях. Они смотрят на воду под собой, склонив головы, и нам тоже передается их грусть по поводу окончания ясного выходного дня.

Присмотревшись к отражению пейзажа в воде, понимаем, что он изображен не совсем достоверно. Большое дерево сочного зеленого цвета потеряло абсолютно все свои краски, а закатного солнца в отражении и вовсе не стало. Все это символизирует умирающий городок и его скучную жизнь. Одна из девушек даже одета в вызывающего цвета платье — красное, другая стоит в таком же красном платке – так они словно бросают вызов спокойствию и умиротворению провинции.

Наброски к этой работе Эдвард Мунк выполнил в одну из своих ежегодных летних поездок в Осгордстранд – там ему согласились немного попозировать местные девочки-школьницы, которых он встретил на мосту. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. »: точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.

Если же по какой-то причине вы с «Криком» Эдварда Мунка не знакомы, рекомендуем срочно исправлять ситуацию и смотреть познавательное видео с описанием этой картины и историей ее создания:

Женщины в жизни и творчестве Эдварда Мунка

Мунк – настоящий модернист, и это касается как его творчества, так и и восприятия общества. Однажды он написал: «Я не буду изображать декорации, на фоне которых мужчины читают, а женщины вяжут. Я буду писать живых людей, которые дышат, чувствуют, страдают и любят».

Читайте также  Собор в солсбери - джон констебл

Женщины, под чьим влиянием он сформировался

Когда Эдварду Мунку было всего пять лет, его мать Лаура Мунк (1837–1868) умерла от туберкулеза. Ее сестра Карен Бьолстад (1839–1931) поселилась в квартире Мунков в центре Кристиании (совр. Осло) и взяла на себя воспитание Эдварда и его четверых братьев и сестер. В 1877 году старшая сестра Эдварда, София, тоже умерла от туберкулеза.

Женщины, научившие его искусству

Приемная мать Мунка Карин сама была художницей и познакомила маленького Эдварда с миром искусства.

Ранние рисунки Мунка отчасти связаны с образами матери и сестры. В 1885 и годом позже он создал первую версию картины «Больной ребенок», на которой изображены его сестра Софие и их тетя и приемная мать Карен.

Другие родственницы

Но Мунк также изображал и других родственниц, живых и здоровых – например, свою младшую сестру Ингер Мунк (1868–1952). Считается, что именно она была первым фотографом, заснявшим реку Акерсэльва, зеленой артерией пересекающую столицу Норвегии.

В 1892 году Мунк закончил картину «Ингер в черном и фиолетовом».

Первая любовь художника

В 1885 году Эдвард Мунк страстно полюбил девушку по имени Милли Таулов (1860–1937).

Даже когда их роман закончился, Мунк никак не мог позабыть Милли. Однако девушка не отвечала ему взаимностью и вскоре вышла замуж за другого. Спустя какое-то время они развелись, но и тогда Милли не проявила интереса к Мунку, к сильному неудовольствию художника. Постигшее Мунка разочарование повлияло на его отношения с женщинами на протяжении всей его жизни.

Впоследствии Милли Таулов прославилась как первая норвежская журналистка, писавшая о гастрономии и моде.

В своей картине «Танец жизни» (1899–1900) художник изобразил себя самого и Милли, вписав эти образы в трагедию ревности.

Эдвард Мунк – всемирно известный норвежский художник. Мунк родился в 1863 году в Лётене, а период его творчества составляет более 60 лет. Он считается одним из известнейших представителей модернизма в живописи.

Самая известная картина Мунка – «Крик», созданная в 1893 году и считающаяся культовой. Среди других знаменитых работ – картины «Девушки на мосту» и «Мадонна».

Мунк умер в своем доме в Осло в 1944 году, спустя месяц после 80-летнего юбилея.

В 2021 году действующий музей будет перемещен в ультрасовременную, посвященную Мунку тринадцатиэтажную вселенную в районе Бьорвика, где будут собраны работы Мунка, созданные на разных этапах творчества (в том числе и «Крик»), а кроме того там появится выставочное пространство и зона семинаров.

Музей Мунка – самый крупный в мире музей, посвященный одному художнику. В нем хранится более половины работ живописца.

Романтика и страсть

На рубеже веков у Мунка завязался бурный роман с Матильдой (Туллой) Ларсен (1869–1942). В конце лета 1902 года они в последний раз встретились в доме и студии Мунка в небольшом приморском городке Осгардстранде. Во время этой встречи Мунк потерял часть среднего пальца на левой руке в результате пистолетного выстрела – предположительно, случайного. Ни Тулла, ни сам Мунк так и не смогли вразумительно объяснить случившееся, и кто был виноват, так и осталось неизвестным. Всю оставшуюся жизнь Мунк писал картины, обходясь без крайней фаланги среднего пальца.

На сделанной в 1899 году фотографии Тулла и Мунк выглядят как супружеская пара, но на самом деле Мунк никогда не вступал ни с кем в брак.

На картине «Голова к голове» (1905) художник изобразил Туллу Ларсен и себя самого.

Девушки на мосту, эдвард мунк, 1901

12 декабря 1863 -23 января1944

в семье военного врача, появился на свет известный живописец, теоретик искусства Эдвард Мунк.
Когда мальчику было 5 лет, от туберкулеза скончалась мать и пятнадцатилетняя сестра.
Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.

Больная девочка — Мунк. 1886. Холст, масло. 119,5х118,5

пожилая женщина склонила голову у постели больной девочки. Героиня, бледная рыжеволосая девочка, словно излучает свет. Создается ощущение, что мы наблюдаем, как сама жизнь покидает хрупкое детское тело.

Обилие черного цвета подчеркивает трагизм и неотвратимость надвигающейся смерти. Несколько цветовых акцентов оживляют мрачную комнату, но общая атмосфера работы довольно тяжелая.

На этом фоне взгляд больной, мягкий, спокойный, покорный — заставляет зрителя остро ощутить все страдания ребенка, его непонимание происходящего.

Смерть сестры, пережитая очень тяжело, заставила художника несколько раз обращаться к теме смерти, рассматривая ее в разных аспектах.Автор выбрал для модели девочку, которую увидел случайно, посетив больного вместе с отцом. Там его поразила 11-летняя сестра больного, утешавшая его со слезами на глазах. Художник был настолько ошеломлен состраданием и добротой ребенка, что позже использовал «лицо» девочки для нескольких своих картин, среди которых эта — самая известная.

В 1889 году, достигнув возраста 26 лет, Эдвард открывает выставку своих личных работ, после чего он переезжает в Европу. Выставку художника в Германии закрыли досрочно, так как его работы сильно раскритиковали. В Берлине Эдвард находит музу, которая является супругой его друга, польского писателя Пшибышевского. Ее образ отражен в картинах «Мадонна», «Поцелуй», «Ревность» и др.

Поцелуй — Эдвард Мунк. 1897. Холст, масло. 99х81

Мадонна — Эдвард Мунк. 1894. Холст, масло. 90х68,5

Фигура героини пластична и округла, живот подчеркнут особенно, руки схематичны, они словно исчезают за полупрозрачным фоном. Всякий может заметить неоспоримое сходство «мадонны» с античными скульптурными образцами, послужившими источниками для работы.

Вся фигура героини окружена неким сиянием. Создается ощущение некоего внутреннего сияния, магического, загадочного. В цветовом смысле автор очень скромен: оттенки желтого, фиолетового, вкрапления белого и небольшие пятна красного.
Максимальное очеловечивание образа Девы Марии, попытка показать ее земное, человеческое величие — вот главная задача, которая стояла перед автором.


Ревность — Мунк. 1895. 67×100 см

Черно-белая гамма делает работу лаконичной, стройной и выразительной. Мастер словно не желает отвлекать зрителя от темы работы. Он нарочито концентрирует внимание на самой сути.присутствие героя, полубезумные глаза которого ярко и выразительно демонстрируют всю сложную структуру ревности, ее губительное влияние на личность.

Лето 1889 года стало не менее важным для художника. В этом году Мунк арендовал небольшой дом в Осгордстранде, но не прошло и года как здесь же Эдвард приобрел собственный дом. На протяжении 20 лет, художник каждое лето посещал свой очаг. С его слов становится очевидным, что это было его любимое и единственное место, которое наполняло его силами и вдохновением. Мунк говорил, что гулять по Осгордстранду это то же самое, что гулять среди собственных картин.

В 1890-х годах Мунком написан ряд картин о любви и смерти. В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка — «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме.

Крик — Эдвард Мунк. 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5

сюжет картины — плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу. За всеми мудрствованиями пропадает главное — эмоции, которые вызывает эта картина, атмосфера, которую она передает и идея, которую каждый зритель может сформулировать для себя самостоятельно.
Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека, притягивает внимание зрителя в первую очередь. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием.. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности.

Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой,

Читайте также  Дедушка русского флота, мясоедов, 1871

в одной работе используя и масляные краски и темперу.Фактически два цвета — красный и синий, а также смешение двух этих цветов — и создают всю работу. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы наполняют композицию энергией и драматизмом.эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники.создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.

В 1900-х годах Эдвард стал жертвой неудачного романа с молодой особой из богатой семьи, которая была без памяти влюблена в художника. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. В итоге для подогрева чувств друзья подшутили над художником, сказав, что девушка умерла и показали художнику ее тело. Эта неудачная шутка привела к конфликту, в котором Мунк повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. После еще нескольких ссор, в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев.

После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки крупные, цвета яркие.

Когда художнику было около 60 лет, у него произошло кровоизлияние в правый глаз, что крайне негативно повлияло на его работу.

Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет.

Скончался художник на 80 году жизни в Норвегии, неподалеку от Осло.

Девушки на мосту — Эдвард Мунк. 1901. Холст, масло. 136х125,5

Работа выполнена в характерной для Мунка манере. Пластичные линии словно перетекают одна в другую, создавая ощущение мягкости и теплоты.

Дорога, убегающая за пределы картины, как символ временности и «непрочности» сюжета. Автор пытается намекнуть на будущее.

Звездная ночь — Эдвард Мунк. 1922. Холст, масло. 140х119

Звездный свет переходит в свет электрический, дополняя и преобразуя его, гармонично объединяясь.

Работа наполнена уютом и задумчивостью, которая присуща всякому, кто увлечен звездным небом, видя в нем источник вдохновения и раздумий.


Вечер на улице Карла Юхана — Эдвард Мунк. 1892. Холст, масло. 84,5 x 11 см

Полотно несёт в себе множество философских посланий, высказанных от лица самого автора. Это он, Мунк, представленный в виде худого тёмного силуэта, одиноко бредёт навстречу толпе, навстречу пустым лицам, бездушным людям. Тема одиночества, разобщённости представлена в работе очень остро и эмоционально.

Судьбу Мунка сложно назвать счастливой историей – смерть близких людей, крайняя впечатлительность, неудачи на любовном фронте и, наконец, неоднозначная оценка его творчества при жизни, ведь многие критики откровенно ругали живописца, обвиняя работы в недописанности, незаконченности.насколько одиноким был автор, раз из-под его кисти выходили столь пронзительные полотна.

Более 7600 рисунков Эдварда Мунка, многие из которых ранее не были известны , ныне доступны в интернете для неограниченного использования.

Страхи художника Эдварда Мунка, отразившиеся в его полотнах

11 декабря 2013 12:02

12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк, норвежский художник-экспрессионист. Предлагаем познакомиться с картинами, в которых живописец символично воплотил свои душевные переживания и страхи: перед смертью, одиночеством, несчастной любовью

Страх смерти

Тема смерти, страха перед этим таинственным явлением и ее неизбежностью проходят сквозной нитью через все творчество Эдварда Мунка. Они навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли от туберкулеза старшая сестра Софи и брат Андреас. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь художника. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он не избавился до конца своих дней. Художник вспоминал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом…»

Одна из ранних картин Эдварда Мунка — «Весна». В центре композиции в кресле изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней — мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте — художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.

Образы больных и умирающих постоянно появляются на полотнах Мунка. В картине «Больная девочка» воплощены разные душевные состояния художника: просветленность, грусть, боль, безысходность.

В 90-е годы XIX века Мунк создает произведения, в которых тема страдания и одиночества доведены до крайности. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. На картине «Мертвая мать» центральная фигура – не умершая женщина, вокруг которой могли бы горевать родственники. Мунк выражает свое постоянное ощущение горя и одиночества через трагическое поведение ребенка. Девочка закрылась от звуков внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что потеряла самого близкого человека.

Страх одиночества

Чувство одиночества постоянно преследовало художника: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло, и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Эдварда Мунка — «Крик». Одинокая человеческая фигура на полотне кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Горизонт с извивающиеся линиями фьорда и неба, необычные краски пейзажа, полыхающего красным цветом. Лицо человека, похожее на безликую маску. Спокойные фигуры двух мужчин противопоставлены трагической гримасе его лица, искаженного криком. Живопись Мунка достигает в этой картине пика энергии и напряженности, а эмоции — остроты. Полотно — символ отчаяния и одиночества. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве XIX века. В 2004 году «Крик» и картина «Мадонна» были похищены из музея Осло. Полотна были найдены и возвращены, но их пришлось серьезно реставрировать.

Автопортреты Мунка — своего рода исповеди. Самый символичный – автопортрет «На операционном столе», где художник изобразил себя лежащим обнаженным и беспомощным на белой простыне. Кровавое пятно на переднем плане создает ощущение тревоги и страха перед болью и смертью. На простертое одинокое тело художника взирают равнодушные лица, похожие на бледные пятна. Единственное тщательно прорисованное лицо на этом полотне — лицо самого художника.

Тщета жизни, страх остаться одиноким. Эти настроения пронизывают «Танец жизни» — главную композицию цикла картин «Фриз жизни», программного произведением Эдварда Мунка. Озаренные мягким светом северной белой ночи, кружатся в танце пары. В вихре движений контуры персонажей растворяются, а лица становятся похожими на маски. Четко показаны только две фигуры по краям композиции — молодая девушка в белом платье и одетая в черное женщина средних лет. Лицо женщины выражает усталость и отчаяние. Надежды юности сменяются одиночеством и старостью — таков смысл полотна.

Страх несчастной любви

Мысли о серьезных отношениях с женщиной приводили художника в отчаяние. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь — это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».

В 1890 году Эдвард Мунк написал картину «Поцелуй» — мужская и женская фигуры без лиц, слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми.

Неудачный любовный опыт самого Мунка отразился в его картинах. У художника был роман с дочерью богатого купца, которая всеми силами пыталась женить его на себе. Боясь связывать себя брачными узами, художник бежал от возлюбленной, но она преследовала его. Загнанный в угол, Мунк впал в глубокую депрессию и оказался в психиатрической больнице. В это время в его картинах появляются образы демонических женщин. На картине «Вампир» (другое название «Любовь и боль») рыжеволосая женщина хищно склонилась над мужчиной, готовая впиться ему в шею. Ее длинные волосы выглядят, как струящаяся кровь. И хотя на картине не изображено ничего фатального, художник создает впечатление, что любовь может иногда превращаться в ужас. Кстати, эта картина недавно была продана на аукционе «Кристис» за рекордную сумму 38 миллионов долларов.

Читайте также  Чем хороша обновленная mazda 6?

А вот образы недоступных ему женщин на картинах Мунка прекрасны. В 90-е годы художник присоединился к авангардной группе богемы во главе с поэтом Станиславом Пшибышевским. Под его влиянием Мунк внес в свои картины множество сексуальных символов. Подруга, а затем жена Пшибышевского, Дагни Хьелл, стала для Мунка музой и моделью. Ее облик запечатлен на многих картинах. Наиболее известная работа и вершина творчества художника – картина «Мадонна».

Преодоление страхов

С годами, после неоднократного лечения в психиатрических клиниках, страхи постепенно оставляют Эдварда Мунка. В начале ХХ века меняется тематика картин художника. В 1913 году он пишет полотно «Солнце», на котором светило — источник всех жизненных сил на земле.

В творчестве Мунка начинается период пейзажей. Картина «Девушки на мосту (Белая ночь)» наполнена созерцательностью и покоем. Стремительные линии моста, завороженные фигуры молодых женщин, зеркало воды и силуэты деревьев с пышными кронами вплетены в единое полотно. Мост — символ перехода в иной мир. Люди, глядящие на струи воды навевают мысль о том, что все бренно, все проходит. Вечна лишь одна природа.

Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единую гармонию – картина «Плодородие». Кстати, эта картина из частной коллекции выставлена на продажу на аукционе «Кристис» и обещает побить рекорд по цене.

В 1940 году нацисты, оккупировавшие Норвегию, признали творчество художника дегенеративным. Его картины были выдворены из музеев. Мунк скрылся в своем загородном доме, занимался огородом, разводил кур и свиней. Писал редко, приводил в порядок свой архив. Смерть, которую всю жизнь так боялся художник, была к нему милосердна. Эдвард Мунк прожил долгую жизнь – 81 год. Он умер 23 января 1944 года, читая роман Достоевского «Бесы» в кресле у окна.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» — это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: