Цветы в стеклянной вазе и фрукты, ян давидс де хем - Тайны со всего мира

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, ян давидс де хем

Красота и роскошь голландского натюрморта на полотнах Яна Давидса де Хема (1606-1683/84)

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem; 1606 — 1683/1684) — нидерландский художник получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов.

Родом из Утрехта, некоторое время художник работал в Лейдене. В 1635 году он вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. вернулся в Утрехт, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город.

Автопортрет (ок. 1630—40)

Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью.

Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.

Натюрморт (Still Life). Мадрид, музей Прадо

Банкет (A Banqueting Scene). Нью-Йорк, музей Метрополитен. 1640-1641.

Натюрморт с десертом.Париж, Лувр. 1640.

Фрукты и богато сервированный стол (Fruits et riche vaisselle sur une table). Париж, Лувр. 1640.

Натюрморт с серебренным бокалом. Вена, Музей Лихтенштейн. 1648.

Накрытый стол с попугаем. Вена, галерея Академии художеств. 1650 (ок).

Гирлянда с фруктами (Garland of Fruit and). Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс. 1650-1660.

Роскошный фруктовый натюрморт (Sumptuous Fruit Still Life). Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс. 1650-1660.

Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена. 1653 (ок).

Натюрморт с рыбой, креветками, луком, лимоном, вишней и др объектами. Частное собрание. 1653.

Натюрморт с грибами и фруктами в пейзаже (A hare, ducks, other fowl and a brace of hounds, in a fore). Частное собрание.

Натюрморт с лимоном, устрицей, сливами, бокалом вина и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с лимоном, устрицей, сливами, бокалом вина и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с омаром, фруктами, стеклянными бокалами, серебряной таццей и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с ракушками, устрицами, фруктами, ветчиной, позолоченным кубком и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с фруктами на столе (Still Life with Lemons Pomegranates and Grapes on a Table). Частное собрание.

Роскошный натюрморт с фруктами, пирогом и бокалами.

Художник в своей студии. LACMA (Лос-Анжелес).

Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683|84, Dutch) — Роскошь голландского натюрморта 1

Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606-1683|84, Dutch) — Роскошь голландского натюрморта 1

lomovolga

Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem; апрель 1606, Утрехт — 1683/1684, Антверпен) — нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема, самый значительный представитель семейства де Хемов.

Натюрморт
(Still Life)
49 х 64_д..м.
Мадрид, музей Прадо

Натюрморт с серебренным бокалом
1648_46 х 65
Вена, Музей Лихтенштейн

Учился у Бальтазара ван дер Аста в Утрехте. Работал в Лейдене (1625—1636), Антверпене, где жил в 1636—1658 годах и после краткого пребывания в Утрехте в 1669—1672 годах и вторично в 1672—1684 годах.

Гирлянда фруктов и цветов в каменной нише
(a festoon of fruit and flowers in a marble niche)
1675_67 х 82.5_х.,м.
Частное собрание

Натюрморт с рыбой, креветками, луком, лимоном, вишней и др объектами
1653_33 х 49.5_д.,м.
Частное собрание

Восприимчивый к воздействию различных художественных течений, де Хем создавал картины первоначально в духе тщательно выписанных архаичных цветочных и фруктовых натюрмортов Бальтасара ван дер Аста, затем в Лейдене обратился к жанру натюрмортов Vanitas (аллегория бренности) в манере группы художников, находившихся под влиянием Рембрандта. В Антверпене, завоевав широкую известность, сблизился с традициями фламандского натюрморта Франса Снейдерса и создателя цветочных гирлянд Даниэля Сегерса.

Натюрморт с устрицами и виноградом
(Still Life with Oysters and Grapes)
1653_36.2 x 53_д.,м.
Лос-Анджелес, музей LACMA

Банкет
(A Banqueting Scene)
1640_1641_135,3 х 185,4_х.,м.
Нью-Йорк, музей Метрополитен

Гирлянда с фруктами
(Garland of Fruit and)
1650-1660_60,3 x 74,7_х.,м.
Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс

Роскошный фруктовый натюрморт
(Sumptuous Fruit Still Life)
1650-1660_94,7 x 120,6_х.,м.
Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс

Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы. Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды соединилось здесь с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ .

Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами
1653 (ок)_75 х 105
Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена

Jan Davidsz. de Heem
UTRECHT 1606 — 1683/4 ANTWERP
STILL LIFE WITH A WHOLE AND A HALVED PEACH ON A PEWTER PLATE, TOGETHER WITH GRAPES, LEMONS AND CHERRIES, ALL ON A TABLE DRAPED WITH A GREEN CLOTH
signed upper right: J. De. heem f
oil on panel, the reverse branded with the panel maker’s mark of François de Bout
26.2 x 38.5 cm.; 10 1/4 x 15 1/4 in.

Накрытый стол с попугаем
1650 (ок)_150.5 x 116.2
Вена, галерея Академии художеств

Натюрморт с лимоном, устрицей, сливами, бокалом вина и др объектами
40.1 х 52.4_д.,м.
Частное собрание

Натюрморт с фруктами на столе
(Still Life with Lemons Pomegranates and Grapes on a Table)
Частное собрание

Натюрморт с десертом
1640
Париж, Лувр

Jan Davidsz. de Heem
UTRECHT 1606 — 1683/4 ANTWERP
STILL LIFE OF FRUIT ON A PEWTER PLATE AND IN A WAN-LI KRAK PORCELAIN BOWL, A PARTIALLY PEELED LEMON AND A SPRIG OF CHERRIES ON A TABLE DRAPED WITH A GOLD-HEMMED CLOTH
signed lower right on the edge of the table: J. D. de Heem f.
oil on panel
11 7/8 by 16 3/4 in.; 30.3 by 42.7 cm.

Натюрморт с омаром, фруктами, стеклянными бокалами, серебряной таццей и др объектами
72.4 х 101.8_х.,м.
Частное собрание

Follower of Jan Davidsz. De Heem, 18th Century
A STILL LIFE WITH A KNIFE, A PARTLY-PEELED LEMON, A COMPASS, AN OYSTER, A SWORD, SHELLS, WINE LEAVES AROUND A ROEMER OF WINE AND THE JAWBONE OF AN ASS ON A PEWTER PLATE, ALL ON A PARTLY-DRAPED TABLE, A LANDSCAPE BEYOND
oil on canvas
69.4 by 109.2 cm.; 27 3/8 by 43 in.

Фрукты и богато сервированный стол
(Fruits et riche vaisselle sur une table)
1640_149 х 203
Париж, Лувр

Jan Davidsz. de Heem (1606–1683/1684)
Vanitas
1628
Musée des Beaux-Arts de Caen

Читайте также  Актриса пелагея стрепетова, репин, 1882

Jan Davidsz. De Heem
UTRECHT 1606 — 1683/4 ANTWERP
STILL LIFE WITH PEACHES, FIGS, PLUMS, GRAPES AND OYSTERS UPON A WOODEN TABLE TOP
bears initials upper left: C.D.H.f., and with traces of signature upper right
oil on oak panel
21.7 by 27. 4 cm.; 8 1/2 by 10 3/4 in.

Натюрморт с устрицами, лимоном, оловянными тарелками, опрокинутым рёмером и др объектами
1629_37.7 х 63.6_д.,м.
Частное собрание

Jan Davidsz de Heem
Nachfolger Blumen und Früchtestilleben mit Hummer
Aschaffenburg Schloss Johannisburg, Staatsgalerie,

Интерьер сарая с хозяйственным инвентарем
(A barn interior)
37.3 x 50.4_д.,м.
Частное собрание

Натюрморт с ракушками, устрицами, фруктами, ветчиной, позолоченным кубком и др объектами
31 x 46_х.,м.
Частное собрание

After Jan Davidsz. De Heem, 17th Century
A STILL LIFE WITH A LOBSTER, CRABS AND SHRIMPS ON SILVER PLATES, LEMONS, APRICOTS, BLACK AND WHITE GRAPES, PRUNES, A HAM IN A BASKET, AND A BUN TOGETHER WITH A BERKEMEIER ON A BOX AND A FLUTE, ALL ON A WOODEN TABLE DRAPED WITH A GREEN TABLECLOTH
oil on canvas
78.3 by 110 cm.

Jan Davidsz. de Heem,
Sumptuous still life with fruit, pie and goblets

Jan Davidsz. de Heem (1606–1683/1684)
Student in his Study
1628
oil on panel 60 cm х 81 cm
Ashmolean Museum

Jan Davidsz. de Heem (1606–1683/1684)
Student in his Study (detail)
1628
oil on panel 60 cm х 81 cm
Ashmolean Museum

Jan Davidsz. de Heem, Utrecht- Antwerpen 1683 oder 1684
Breakfast still life
1606

Da Jan Davidsz de Heem, secolo XIX / XX
NATURA MORTA CON FRUTTA, OSTRICHE E UN PAPPAGALLO (detail)
olio su tela
115 x 169 cm

Накрытый стол с попугаем (деталь)
1650 (ок)_150.5 x 116.2
Вена, галерея Академии художеств

Jan Davidsz. de Heem, Utrecht 1606 — Antwerpen 1683 oder 1684
Festoon with fruit and flowers (detail)
(1660 — 1670)
Rijksmuseum, Amsterdam

Натюрморт
(Still Life)
49 х 64_д..м.
Мадрид, музей Прадо

Ян Давидс де Хем

(1606–1683/1684)

Широкую известность Ян Давидс де Хем получил уже в зрелые годы. Огромный успех у соотечественников ему принесли картины с изображением роскошных фруктов и нарядных букетов. Двенадцать лет своей жизни художник провел в Антверпене, благодаря чему голландская тщательность и реалистичность его живописи соединились с барочной пышностью фламандского искусства.

Голландский художник Ян Давидс де Хем родился в Утрехте в семье художника. Первые уроки живописи он получил у своего отца, Давидса де Хема. В дальнейшем его учителем стал работавший в Утрехте мастер Бальтазар ван дер Аст. Жил и работал Хем в Лейдене, Антверпене, Утрехте. После 1672 года он вернулся в Антверпен, где и провел последние годы жизни.

В ранних работах мастера ощущается влияние различных художественных школ. Свой творческий путь Хем начал с «завтраков» в манере харлемских живописцев. В Лейдене он создавал натюрморты с изображением книг в жанре vanitas, что говорит о воздействии искусства Рембрандта.

Уже в тридцатилетнем возрасте Хем познакомился в Антверпене с творчеством фламандца Франса Снейдерса, создававшего роскошные красочные натюрморты. С этого времени он начал писать картины с изображением ярких цветов и фруктов.

Я. Д. де Хем и Я. Б. Веникс. «Плоды и ваза с цветами». Фрагмент, 1655, Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Но, несмотря на пышность и красочность, идущую от искусства Фландрии, натюрморты Хема говорят о том, что голландский мастер не переставал внимательно всматриваться в натуру. Так, картины «Завтрак» (1640, Лувр, Париж), «Натюрморт с омаром» (Собрание Уоллес, Лондон), «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами» (ок. 1660, Рейксмузеум, Амстердам), поражающие фламандской барочной роскошью, в то же время восхищают тщательностью передачи светотеневой среды, что характерно для живописи таких знаменитых голландских мастеров, как П. Клас и В. К. Хеда.

Преклонявшийся перед красотой окружающего мира, Хем обратился к созданию большой картины «Плоды и ваза с цветами» (1655, Эрмитаж, Санкт‑Петербург). Зритель видит разложенные на скамье фрукты, среди которых яблоки, виноград, персики, а также орехи, початки кукурузы и разрезанная дыня. Над всем этим великолепием даров природы возвышается ветка тутового дерева, а слева из глиняной вазы склоняют свои головки розы. Рядом стоит блюдо с ярко‑красными ягодами земляники.

Особую выразительность роскошному натюрморту придает пейзажный фон, выполненный художником Яном Баптистом Вениксом. Вдоволь налюбовавшись фруктами и цветами, зритель замечает вечернее небо, озаренное закатом, и скалы.

Хотя Хем поистине виртуозно передал фактуру зрелых фруктов, увядающих цветов, листьев и колосьев, композиция кажется несколько перегруженной деталями.

Картине «Плоды и ваза с цветами», равно как и другим цветочным натюрмортам Хема, свойственно сочетание яркой декоративности и рационализма. Таковы «Цветы в вазе» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург»), «Memento mori. Череп и букет цветов» (Картинная галерея, Дрезден), «Фрукты и ваза с цветами» (Картинная галерея, Дрезден). Художник детально точно передает цветы, плоды, разнообразные растения и даже насекомых.

Я. Д. де Хем. «Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Я. Д. де Хем. «Плоды», Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Роскошные букеты, написанные звучными красками, имеют не только эстетическое значение. В каждом из этих натюрмортов заложен особый, символический смысл. Увядающие розы, порхающие бабочки и мертвые улитки напоминают зрителю о бренности бытия и неотвратимости смерти.

Эрмитажный натюрморт «Цветы в вазе», наверное, одно из самых лучших произведений Хема. Хотя это полотно не датировано автором, оно, скорее всего, относится к антверпенскому периоду, о чем свидетельствуют присутствующие в нем черты фламандского искусства. Глядя на картину, мы понимаем, что передать особенности каждого цветка, будь то пышная роза, пушистая гвоздика или нежный, только что распустившийся тюльпан, может лишь человек, обладающий сильно развитой наблюдательностью и тонким художественным чутьем.

Я. Д. де Хем. «Омар и фрукты на столе», Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Большинство исследователей считают Хема автором полотна «Омар и фрукты на столе» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург), хотя некоторые полагают, что картина была написана его последователем Питером де Рингом. Натюрморт действительно очень интересен. Вытянутый по ширине, он показывает изысканно накрытый стол на фоне окна, сквозь которое виден кусочек типичного голландского ландшафта. Художник акцентирует внимание на двух ярких пятнах – большом красном омаре в центре стола и бокале с алым вином.

Блеск оловянных блюд, игра света на стекле рюмок, золотисто‑розовые оттенки персиков, оливковая прозрачность ягод винограда – все это удачно сочетается с темным цветом скатерти, покрывающей стол.

Великолепная живопись и лаконизм композиции, нехарактерный для голландского натюрморта этого времени, выделяет полотно среди других картин данного жанра.

В иной манере выполнен натюрморт «Плоды» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург). С помощью тончайших цветовых нюансов написаны розовато‑желтые и сине‑лиловые сливы, нежно‑оранжевые абрикосы, блестящие вишни и почти прозрачные ягоды смородины. Благодаря тщательной моделировке зрелые фрукты и ягоды, разложенные на мраморной поверхности стола, кажутся осязаемо реальными, как будто только что собранными в саду. Необычный для Хема светлый фон, воспринятый у других мастеров этого жанра, делает небольшую по размерам картину нарядной и праздничной.

Читайте также  Поклонение волхвов, паоло веронезе, 1573

Натюрморты с цветами, принесшие Хему успех у современников, не потеряли популярности и в современной Голландии, что объясняется большой любовью жителей страны к цветоводству.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Красота и роскошь голландского натюрморта на полотнах Яна Давидса де Хема (1606-1683/84)

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem; 1606 — 1683/1684) — нидерландский художник получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов.

Родом из Утрехта, некоторое время художник работал в Лейдене. В 1635 году он вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. вернулся в Утрехт, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город.

Автопортрет (ок. 1630—40)

Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью.

Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.

Натюрморт (Still Life). Мадрид, музей Прадо

Банкет (A Banqueting Scene). Нью-Йорк, музей Метрополитен. 1640-1641.

Натюрморт с десертом.Париж, Лувр. 1640.

Фрукты и богато сервированный стол (Fruits et riche vaisselle sur une table). Париж, Лувр. 1640.

Натюрморт с серебренным бокалом. Вена, Музей Лихтенштейн. 1648.

Накрытый стол с попугаем. Вена, галерея Академии художеств. 1650 (ок).

Гирлянда с фруктами (Garland of Fruit and). Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс. 1650-1660.

Роскошный фруктовый натюрморт (Sumptuous Fruit Still Life). Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс. 1650-1660.

Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами Роттердам, музей Бойманса ван Бёнингена. 1653 (ок).

Натюрморт с рыбой, креветками, луком, лимоном, вишней и др объектами. Частное собрание. 1653.

Натюрморт с грибами и фруктами в пейзаже (A hare, ducks, other fowl and a brace of hounds, in a fore). Частное собрание.

Натюрморт с лимоном, устрицей, сливами, бокалом вина и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с лимоном, устрицей, сливами, бокалом вина и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с омаром, фруктами, стеклянными бокалами, серебряной таццей и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с ракушками, устрицами, фруктами, ветчиной, позолоченным кубком и др объектами. Частное собрание.

Натюрморт с фруктами на столе (Still Life with Lemons Pomegranates and Grapes on a Table). Частное собрание.

Роскошный натюрморт с фруктами, пирогом и бокалами.

Художник в своей студии. LACMA (Лос-Анжелес).

Цветы в стеклянной вазе и фрукты, ян давидс де хем

  • « первая
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • . . .
  • последняя (17) »

Спрос на подобные натюрморты был очень большой. В начале 1630-х Хеда стал писать их, используя довольно консервативные каноны своих современников — Флориса Клее ван Дейка и Николаеса Гиллиса. Он также располагает стол строго параллельно плоскости картины, то есть задней стене комнаты. Тем не менее определенное оживление в композицию своих натюрмортов художник внес. Так, белая скатерть у него закрывает не весь стол, а только часть. Тем самым он избегает монотонности фона.

Примечательно многолетнее пристрастие Хеда к одним и тем же предметам. Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (живописец использовал в работе тончайшие кисти) — все это воспроизведено с несомненной любовью.

Ян Давидс де Хем (1606–1684) Цветы в стеклянной вазе и фрукты. Б/г. Холст, масло. 100×75,5

Ян Давидс де Хем — нидерландский художник, некоторое время работавший в Лейдене, но в 1635 вступивший в антверпенскую гильдию Святого Луки и в следующем году ставший гражданином Антверпена. Около 1667 он вернулся в родной Утрехт, но в 1672 бежал назад в Антверпен от французов, захвативших город.

Де Хем прославился своими великолепными натюрмортами из цветов. Они настолько тщательно исполнены, что в наши дни вполне могут служить своеобразным справочником европейской флоры. Но в первую очередь полотна привлекают своими художественными качествами, красотой сочетаний цветов растений и красок, богатством своей палитры, сложностью композиции, позволяющей представить яркую цветовую (красочную) гамму цветов (растений).

В значительной степени благодаря именно Яну Давидсу де Хему натюрморт стал самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских и фламандских мастеров XVII века. Натюрморты этого времени в значительной степени аллегоричны. Так, помимо собственно цветов на представленной картине изображены бабочка и улитка; на других полотнах встречаются гусеницы и личинки. Они означают не просто цикл земной жизни человека, но также смерть и воскресение.

Адриан Броувер (1606–1638) Драка крестьян при игре в карты. Б/г. Дуб, масло. 26,5×34,5

Адриан Броувер, ученик Франса Гальса, был одним из самых оригинальных творцов во фламандском искусстве. Он прожил короткую жизнь — всего 32 года, умерев от чумы. Художник писал жанровые сцены из крестьянской жизни, народные танцы, игроков в карты, курильщиков, бражников и драки. Его особенно интересовали чувства, экспрессия и выражения лиц персонажей. Картины Броувера отличаются живостью и изобретательностью замысла. Некоторые его полотна могут вызвать мысли о карикатуре. Однако при внимательном рассмотрении становится понято, что это лишь доведенное до большой точности воспроизведение бытовых ситуаций. В картинах мастера нет преднамеренного осуждения героев через высмеивание. Он просто писал окружавшую его жизнь. Современники не ценили живописца, он всегда испытывал большую нужду. Последующие поколения долгое время воспринимали Броувера преимущественно как художника-юмориста, но скорее это была трагическая фигура.

Ссора при игре в карты — один из излюбленных сюжетов Броувера. Действие происходит в типичной таверне с ее убогими завсегдатаями, бедной обстановкой. Однако для того, чтобы так изобразить бедность, мастеру, очевидно, нужно было обладать богатой художественной фантазией.

Адриан ван Остаде (1610–1685) Художник в мастерской 1663. Дерево, масло. 38×35,5

Адриан ван Остаде — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра. Он учился у Франса Халса, позже на его творческую манеру сильно повлиял Рембрандт, но особое воздействие оказал талантливый фламандский жанрист Адриан Браувер. Так Остаде стал бытописателем голландцев. Героями его картин, как правило, являются простые люди, отсюда соответствующие сюжеты: сцены в таверне (порой с потасовками), подвыпившая братия, музыканты навеселе (целая галерея: скрипач, флейтист, волынщик, рылейщик, удивительно даже, сколько простолюдинов умело играть на музыкальных инструментах, а особенно на скрипке).

Читайте также  Какой чай самый лучший, марка черного и зеленого чая

На представленном полотне сюжет благопристойный. Некоторые считают, что это автопортрет живописца. Как бы то ни было, вид мастерской и самозабвенно работающего в ней художника вызывает доброе чувство: просторное помещение, залитое светом из красиво зарешеченного окна, беспорядок, который можно счесть творческим… Все выполнено в теплых гармоничных тонах. Одним словом, картина создает романтическое настроение, вызывает грусть по былым временам и состоянию полной погруженности в творчество.

Герард Терборх (1617–1681) Женщина, моющая руки. Около 1655. Дерево, масло. 53×45

Герард Терборх — выдающийся мастер жанровой живописи голландской школы XVII века. В начале своей карьеры он писал в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, а с конца 1640-х начал специализироваться на сценах в интерьерах с небольшим числом действующих лиц — как правило, это были пары, дамы за чтением, письмом и музицированием. Не исключено, что изображенная здесь дама — сестра художника.

Художник жил в нужде, этим объясняется то, что в качестве моделей он использовал узкий круг близких людей, в частности сестру Гезину. Скорее всего именно она представлена на картине «Женщина, моющая руки».

Обычно подобного рода сюжеты трактуются исследователями как аллегория распутной жизни, но в данном случае содержание произведения, вероятно, представляет аллегорию добродетели. Ее символы — задернутый полог кровати (во многих других полотнах он раздвинут), умывание рук дамой (со времен суда над Христом Понтия Пилата этот жест символизирует нежелание участвовать в чем-то предосудительном), отсутствие ювелирных украшений на столе (в других похожих сценах у самого же Терборха такие украшения «читаются» как оплата любовных утех) и наконец собака, оберегающая душевное спокойствие хозяйки. Ярчайшей иллюстрацией значения символа животного может служить картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне (см. том 11 коллекции «Великие музеи мира»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: