Чудесный улов, рафаэль - JEKATERINBURG.RU

Чудесный улов, рафаэль

Чудесный улов рыб — Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения

На картине Рафаэль Санти изобразил одно из чудес Иисуса. После неудачи Петра и его брата Андрея в рыбной ловле Христос повелел им еще раз забросить невод, и рыбы оказалось в нем столько, что он наполнился до краёв, и пришлось брать вторую лодку, чтобы собрать весь улов. Так начинается история, после которой Петр становится учеником Христа и «ловцом душ человеческих», способном обращать неверующих ко Христу. Чудо настолько потрясает Петра, что он, осознав божественную природу Спасителя, бросается к его ногам, каясь в собственной греховности.

Всё внимание зрителя сконцентрировано на диалоге между Петром и Иисусом, хотя их фигуры композиционно находятся не в центре, оттеснены к краю полотна. Именно туда художник направляет всё движение, которое выражено возрастающей линией верхнего контура фигур апостолов. Ему, словно эхо, вторит динамика в очертаниях ландшафта. В этом же направлении следуют движение воды и полет птиц в небе. Сидящий на корме Христос дополнительно отмечен пространственной цезурой. Туманные холмы вдалеке, расступаясь, создают ощущение внутренней тишины и созерцательности в душе Спасителя, которые противопоставлены смятению учеников. «Вся композиция служит намерению усилить выразительность преклонения».

В картине особенно выделено доминирование персонажей. Их размеры выглядят преувеличенными по сравнению с лодками и людьми на противоположном берегу. Господство фигур подчеркивается спокойствием озерного пейзажа, голубые дали которого задают основной тон неброскому колориту. Это акцентирует всю сцену как происходящую в особом, духовном пространстве, в котором возможно и чудо, и осознание Божественного присутствия в естественном ходе событий.

История создания

В 1514 г. папа Лев X заказал Рафаэлю цикл картонов для гобеленов, которые должны были иллюстрировать сцены из жизни апостолов Петра и Павла. Эти гобелены, 10 шпалер, предназначались для Сикстинской капеллы и стали продолжением стенных росписей из жизни Моисея и Христа, сделанных ранее. Следует упомянуть, что такого рода гобелены уже существовали и вывешивались на стены по церковным праздникам, но их украшали гербы рода делла Ровере пап Сикста IV и Юлия II. И дело было не столько в изношенности прежних ковров, «сколько в желании нового понтифика презентовать свой герб в самой важной капелле христианского мира». Произведения Рафаэля явились непревзойденными образцами монументального повествования наряду с росписями в станцах Ватикана. Также художником были выполнены тканые бордюры для гобеленов со сценами из жизни Льва X, но эти эскизы, к сожалению, не сохранились.

Обычно картоны не рисовались подробно, предоставляя ткачам возможность детализировать их самостоятельно. Но работы Рафаэля необычны по своей законченности и очень тонкой красочной палитре несмотря на то, что сама техника ткачества не позволяет точно повторить цвет. Мастер выполнил картоны в натуральную величину, после чего они были отправлены в Брюссель, в лучшую в то время гобеленовую мастерскую Питера ван Альста. Первый ковёр был прислан папе уже в 1519 г. Сейчас все гобелены находятся в Ватиканском музее. Позднее эта серия повторялась и в других мастерских.

В процессе работы картоны разрезали на части примерно по 90 см в длину. В концу 1690-х гг. они вновь были собраны и для сохранности приклеены на холст. Уцелели только семь из них, и все они сейчас находятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, — это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Библейские сюжеты в русской живописи

  • О книге
  • Об авторах
  • Список художников

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Ветхий завет
    • Бытие
      • Сотворение мира
      • Грехопадение
      • Каин и Авель
      • Всемирный потоп
      • Явление трёх ангелов Аврааму
      • Содом и Гоморра
      • Агарь
      • Жертвоприношение Авраама
      • Иосиф
    • Исход
      • Моисей
      • Противостояние с фараоном
      • Переход через Красное море
    • Числа
      • Медный змий
    • Книга Судей израилевых
      • Самсон утоляет жажду
      • Самсон и Далида
      • Самсон разрушает храм
    • Книги Царств
      • Давид у Саула
      • Давид и Голиаф
      • Аэндорская волшебница
      • Суд царя Соломона
      • Пророк Илия
    • Книга Эсфири
      • Пиры царя Артаксеркса
    • Книга Иова
      • Иов и его друзья
    • Книга пророка Даниила
      • Отроки в печи огненной
      • Пир Валтасара
  • Новый Завет
    • Благовещение
    • Рождество Господа Иисуса Христа
      • Рождение Иисуса
      • Поклонение пастухов
      • Поклонение волхвов
    • Сретение Господне
    • Бегство в Египет
    • Возвращение из Египта
    • Детство Иисуса
    • Крещение Господне
    • Предтеча Христов
      • Рождество Иоанна Крестителя
      • Служение Иоанна Крестителя
      • Усекновение главы Иоанна Крестителя
    • Христос в пустыни
    • Служение Иисуса Христа
      • Призвание апостолов
      • Изгнание торгующих из храма
      • Христос и богатый юноша
    • Учение Христа
    • Марфа и Мария
    • Христос и самарянка
    • Христос и грешница
    • Притчи
      • О милосердном самарянине
      • О десяти девах
      • О богаче и Лазаре
      • О блудном сыне
      • О мытаре и фарисее
    • Чудеса
      • Чудо в Кане Галилейской
      • Чудесный улов рыбы
      • Хождение по водам
      • Укрощение бури
      • Исцеление слепорождённого
      • Исцеление прокажённого
      • Исцеление двух слепых
      • Овчая купель
      • Воскрешение дочери Иаира
      • Воскрешение Лазаря
    • Преображение Господне
    • Вход Господень в Иерусалим
    • Страсти Христовы
      • Тайная вечеря
      • Омовение ног
      • Гефсиманский сад
      • Предательство Иуды. Взятие Иисуса стражей
      • Отречение Петра
      • Суд и поругание
      • Раскаяние Иуды
      • Путь на Голгофу
      • Распятие
      • Снятие с креста. Положение во гроб
    • Воскресение Христово
    • Вознесение Господне
    • Деяние Святых Апостолов
      • Сошествие Святого Духа на Апостолов
      • Исцеление хромого
      • Изведение апостола Петра из темницы
      • Апостол Пётр наказывает Ананию и его жену
      • Суд над апостолом Павлом

Чудесный улов рыбы

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. (Лк. 5, 3–7)

Чудесный улов, рафаэль

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 545
  • КНИГИ 651 562
  • СЕРИИ 24 881
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 609 640

Рафаэль Санти 1483-1520

Рафаэль Санти является одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения. В своих произведениях он воплотил представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма. Младший современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь, он впитал в себя и синтезировал все достижения великих предшественников, создав свой идеал прекрасного, гармонично развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. «Божественный Санцио» — именно так называли художника современники. Талант Рафаэля и его гениальные произведения с XVI века и по сей день восхищают ценителей искусства.

Разносторонне одаренный художник снискал себе славу в различных областях искусства. Рафаэль был известен как мастер портрета и декора, архитектор, монументалист и поэт, но до сих пор его почитают как создателя прекрасных «Мадонн».

Установить точную дату рождения великого живописца не удалось. По одним данным, он родился 26 или 28 марта 1483, по другим, — 6 апреля того же года в Урбино — маленьком горном городке области Марки, принадлежавшем герцогам Ментефельтро (Центральная Италия). Его отец Джованни Санти (около 1435–1494) был придворным художником и поэтом с весьма скромными художественными и поэтическими дарованиями. Благодаря положению отца, еще совсем юный Рафаэль получил свои первые художественные впечатления, часто посещая залы герцогского дворца, стены которого украшали выдающиеся произведения итальянских живописцев. Так формировался не только безупречный вкус будущего художника, но и его умение держать себя в кругах высшего общества, что некоторое время спустя во многом определило его материальное благополучие.

Читайте также  Какие самые популярные книги в мире: список лучших

Первые уроки живописи Рафаэль получил у Джованни Санти. Сведения относительно этого факта нам сообщает Джорджо Вазари в жизнеописании гения: «А когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для государства Урбинского»[1]. Однако документы, подтверждающие слова биографа, не сохранились, поэтому приходится лишь предполагать об участии мальчика в работах своего отца.

В этот период юноша пережил несколько сильных утрат. В 1491 после тяжелой болезни скончалась его любимая мать Маджиа. Выдержав положенное время траура, Джованни снова женился, и у Рафаэля появилась сестра Элизабетта. Однако наладившееся благополучие длилось недолго — 1 августа 1494 отец художника умер. Одиннадцатилетнего мальчика, оставшегося сиротой, взял на воспитание близкий родственник семьи Санти — священник Барталамео. Живейшее участие в судьбе талантливого ребенка принял и герцог Урбинский, оказывая ему всяческую поддержку, позволяющую юному художнику продолжить образование.

Сначала Рафаэль учился у живописцев Эванджелиста да Пьяндимелето и Тимотео делла Вити. Самыми ранними, сохранившимися до наших дней произведениями мастера, считаются миниатюры «Сон рыцаря» и «Три грации». В них со всей полнотой отражаются гуманистические идеалы, проповедуемые мастерами Возрождения. Несмотря на то, что в работах юного художника еще много заимствований, в них достаточно ясно проявилась творческая индивидуальность автора со свойственной ему необычайной гармонией образов, а также четкостью и ясностью композиции.

Многому научившись у своих учителей, в 1500 Рафаэль отправился в Перуджу — главный город Умбрии. Здесь он поступил в мастерскую Пьетро Перуджино — основоположника умбрийской художественно-изобразительной школы. По замечанию Вазари, это произошло гораздо раньше, когда была еще жива мать Рафаэля, а ему было около восьми лет: «Взяв с собой мальчика, что не обошлось без обильных слез нежно любившей его матери, привез его в Перуджу, где Пьетро, увидев, как рисует Рафаэль, и убедившись в его отличном поведении и воспитании, составил себе о нем то суждение, истинность которого само время впоследствии в полной мере и доказало» [2] Многие исследователи творчества художника считают, что в этом фрагменте описания Вазари допустил лирическое отступление. Большинство из них справедливо полагает, что знакомство Перуджино и Рафаэля произошло именно на рубеже XV и XVI веков.

«В высшей степени примечательно, что Рафаэль, изучив манеру Перуджино, подражал ей во всем настолько точно и решительно, что его копии невозможно было отличить от оригиналов учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро»[3].

Очень часто Рафаэль с учителем выполняли заказы вместе, работая над какой-либо картиной. У Перуджино юный художник воспринял плавность линий и свободу расположения фигур в пространстве, что стало характерной чертой построения композиций в произведениях зрелого периода мастера.

Примерно в 1504 художник создал картину «Мадонна Конестабиле», в которой впервые представил образ Мадонны, в дальнейшем занявший одно из ведущих мест в его творчестве. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают это произведение. Просветленный образ молодой матери изображен на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Образы Марии и Иисуса объединены между собой тем, что их взгляды обращены на книгу, являющуюся центром композиции. Завершенность произведения достигнута художником за счет плавных музыкальных изгибов и линий, подчеркивающих форму картины — тондо (круглая). Впечатление естественности и реалистичности создается, благодаря использованию в композиции светлых и холодных тонов, а также особенному их сочетанию: ярко-синяя накидка Мадонны, прозрачно-голубое небо, зеленые деревья, прозрачная вода озера и заснеженные горы с белыми вершинами. При взгляде на это произведение возникает ощущение чистоты и нежности. Умение свободно располагать фигуры в пространстве позволило художнику гармонично связать персонажей картины не только Друг с другом, но и с окружающим пейзажем.

Не менее известным произведением Рафаэля, относящимся к раннему периоду его творчества, является алтарный образ «Обручение Марии», созданный в 1504. Религиозный обряд живописец изобразил не в стенах храма, как это было распространено в то время, а на площади, перед величественной ротондой. Простор пейзажа, гармоничные формы архитектуры, уравновешенность всех частей композиционного построения говорят о Рафаэле как о сложившемся мастере Ренессанса. В центре картины изображен священник, рядом с ним стоят Мария и Иосиф, которых окружают небольшие группы девушек и юношей. Изображенная позади них церковь служит своеобразным фоном, на котором происходит обручение. Этот храм является символом божественного расположения и благоволения Бога к Марии и Иосифу. Все фигуры полны утонченности и лиризма, вместе с тем их позы и жесты естественны. Главные персонажи композиции Мария и Иосиф предстают перед зрителем практически бесплотными. Их лица одухотворены любовью и нежностью.

Библейский сюжет: чудесный улов рыбы.

Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере
Питер Брейгель Старший, 1553 г

«Однажды, когда народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону.

И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». (Ев от Луки, гл 5, 1-11) .

Сегодняшнее евангельское чтение на первый взгляд может показаться довольно простым. Оно не содержит в себе никакой притчи, но повествует об одном из многих сотворенных Господом Иисусом Христом чудес. Иные чудеса, описанные в Евангелии, гораздо более удивительны. Тем не менее Святая Православная Церковь предлагает нам сегодня обратить особенное внимание именно на это чудо, с той целью чтобы мы нашли для себя нечто назидательное в этом по видимости простом повествовании.

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (ст. 1–2).

«Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (ст. 3). Столь много было народа, так сильно люди Его теснили, что Ему необходимо было от них несколько отдалиться.

«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (ст. 4–5). Конечно же, апостол Петр, которого в то время звали Симон, как профессиональный, знающий свое дело рыбак, понимал: никакого улова быть не может. Ведь если его не было ночью, то тем более, не будет днем. Зная это и по личному опыту, он, однако, смирился перед Господом Иисусом Христом, поскольку к тому времени уже испытывал к Нему почтение. Петр видел в Нем великого пророка и учителя, хотя еще и не понимал, что Он – Сын Божий.

«Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (ст. 5–6).


Чудесный улов. С. Беклемишев

Интересно рассуждает об этом святитель Иоанн Златоуст. Какая удивительная, говорит он, была ловля: рыбы сами устремлялись в сеть, словно соревнуясь между собой, кто туда попадет. И это небывалое явление, это необыкновенное чудо, которое по-настоящему оценить мог только опытный рыбак, окончательно обратило апостола Петра к Господу Иисусу и сделало его верным учеником Христовым.

«И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (ст. 7). Всю ночь не могли поймать ничего – и вдруг столько рыбы, что сеть прорывалась. Столько рыбы, что лодки, наполненные ею, стали уже тонуть и погружаться! «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (ст. 8).

Читайте также  Сад земных наслаждений, иероним босх

Когда все это произошло, Симон Петр понял, что случившееся было чудом, а не следствием какого-то совпадения. Потому он «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (ст. 8–9).


Чудесный улов рыбы. А. Лосенко. 1762 г.
Государственный русский музей. СПб

Часто с нами происходят некие неожиданные для нас события, которые по сути являются чудесными. Например, находится необыкновенный выход из, казалось бы, безвыходного положения.
Однако мы сразу пытаемся найти объяснение: это совпадение, все произошло нечаянно.

Но разве и апостол Петр не мог сказать: «Господь велел бросить сеть, и вот в нее попало много рыбы. Нет в этом ничего удивительного, просто косяк рыбы нечаянно подошел»? Конечно же, он мог бы так объяснить этот чудесный улов. Для того чтобы в обыкновенных по видимости событиях увидеть чудеса Божии, нужно иметь простоту. Эта простота и была у апостола Петра, именно она и заставила его признать в случившемся несомненное чудо Божие.

«Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 9–10).

Видя это чудо, Петр признал в Иисусе великого пророка или, может быть, почувствовал, что перед ним Сын Божий, и потому припал к Его ногам и сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

Предоставив Спасителю возможность проповедовать из своей лодки, он вместе с тем не считал себя достойным получить вознаграждение за оказанную им Господу услугу.

Мы же, напротив, считаем себя достойными благодеяний Божиих за наши малые добрые дела.
Он не возгордился тем, что с ним произошло такое чудо, а, наоборот, смирился до такой степени, что счел себя недостойным находиться в одном месте с этим великим Человеком, Господом Иисусом Христом. «Выйди от меня, Господи…» Почему «выйди»? Потому что я человек грешный, я не достоин быть рядом с Тобой, я не достоин этих чудес.

«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 10). Возможно, сказанные Господом слова кому-то кажутся дерзкими. Нас, пастырей Христовой Церкви, часто упрекают за то, что мы ведем некую пропаганду, улавливаем, так сказать, человеческие души и так далее. Однако и те, кто не говорит о пропаганде, и те, кто открыто пропагандирует религию или нечто другое, – все пытаются уловить людей. Но есть сеть Христова, улавливающая людей ради их спасения, и есть сети, улавливающие людей в погибель.

Поэтому не будем смущаться выражением, что апостол Петр будет «ловцом человеков». Лучше подумаем, как он их улавливал? Какими-то соблазнами? Обещаниями богатства или греховных наслаждений? Подкупом или угрозами он улавливал людей в сети евангельские?

Нет, он улавливал их любовью, кротостью, долготерпением, проповедью о любви, проповедью о вечном блаженстве, вечном спасении. Улавливал их многочисленными чудесами. Как мы знаем из Деяний апостольских, даже тень апостола Петра, осенявшая людей, лежавших вдоль дороги, по которой он проходил, исцеляла их (Деян. 5, 15).
Вот из чего состоят евангельские сети.

Нищие, совершенно ничего не имевшие, беззащитные люди ходили бесстрашно по всему миру. Своей проповедью, своим необыкновенным словом, которое было сильно не красотою, а убедительностью (ведь проповедь апостолов была подтверждена многочисленными чудесами и добродетелями самих проповедников), они уловили всю вселенную и наполнили Церковь Христову. Вот как была основана Православная Церковь.

Вот из чего сплетены сети, в которые уловили вселенную апостолы. Поэтому не будем бояться слов Спасителя. Евангельские сети не прельщают, они спасают. Дай Бог нам всем хотя бы отчасти приобрести благодать улавливать в евангельские сети окружающих нас людей. Но как ее приобрести? Обратимся вновь к сегодняшнему повествованию.

Мы видим, что прежде всего апостол Петр проявил послушание. Согласно здравому рассуждению, никакого улова не следовало ожидать, но апостол Петр, тем не менее, отвечает Спасителю так: «Ничего не выйдет, но все-таки, Господи, я тебя послушаюсь». Потом, когда произошло чудо, ужаснувшее всех присутствовавших, Петр обнаруживает смирение и покаяние: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Итак, послушание, потом покаяние, смирение, сознание своего не достоинства

Необходимо и еще одно качество – совершенное самоотвержение: оставив все, Петр пошел за Спасителем. Казалось бы, вот, ты всю ночь трудился и сейчас получил такой улов, о котором мог только мечтать, твое желание сбылось. Однако духовно прозревшему человеку все это уже не нужно, для него все это уже не имеет никакого значения. Он оставляет все и следует за Господом.

Необходимость полного самоотвержения отнюдь не означает, что люди, как примитивно понимают сектанты, должны бросать семьи и совершать какие-то экстраординарные поступки, совершенно меняя свою жизнь.
Нет, такое самоотвержение мы должны иметь прежде всего внутри себя, в нашем следовании заповедям. Внутренне мы должны отказаться от всех своих привычек, пороков, заблуждений и следовать за Господом, оставив все, что нас привязывает к прежней нашей греховной жизни. Пусть даже та или иная наша привычка или наклонность сравнительно невинна, как нам кажется не греховна, – и ее мы должны оставить, если она препятствует нам следовать за Христом.

Из сегодняшнего евангельского чтения нужно извлечь урок правильного отношения к действию благодати Божией на человека. Благодать Божия сначала человека проверяет: имеет ли он послушание. Если он проявит послушание, она открывает ему вещи, до той поры ему неизвестные. Не всегда это бывает явным, видимым чудом, чудо зачастую происходит в самой его душе: он чувствует вдруг необыкновенную духовную прибыль.

Много потрудившись, но пребывая в самонадеянности, как во тьме ночи, не зная точно, что делать, человек ничего не приобретает и уже начинает терять надежду. Но если он послушает Господа и в конце концов станет поступать не по своей воле, а именно по воле Божией, то неожиданно ощутит в душе своей необыкновенный улов благодати. И когда он это почувствует, тогда должен признать в происшедшем чудо Божие, а не свою заслугу, и ужаснуться необыкновенной милости Божией к себе. И уже после этого Господь дарует ему благодать «ловить человеков» – не обязательно проповедью и силою убеждения, но силою личного примера. Когда люди нечаянно узнают о каком-то высоко нравственном человеке, что он христианин, то это всегда привлекает их в Церковь. И наконец, кроме всего этого необходимо полное самоотвержение, беспрекословное следование евангельским заповедям.

Итак, будем внимательны к действию в нас благодати. Проведенная аналогия не является надуманной, поскольку происшедшее однажды с апостолом Петром происходит с душой каждого человека. Ибо законы духовной жизни одинаковы, говорим ли мы о явном чуде, случившемся во времена земной жизни Спасителя, или о внутреннем, никому не известном чуде нашей души.

Будем прислушиваться к Евангелию, будем внимательны к себе. Будем относиться к действию благодати в нашей душе так, как отнесся апостол Петр к чуду, происшедшему с ним, и тогда получим то благословение, какое получил он».

Чудо на Галилейском море: как простые рыбаки встретили Бога

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Любой рыбак, когда выходит в море, хочет поймать рыбы побольше, чтобы хватило и на еду для своей семьи, и на продажу. Но однажды, две тысячи лет назад, на берегу галилейского моря случилась странная история: опытные рыбаки не обрадовались богатому улову, а испугались его. В чем же дело?

Быть может, они от природы были людьми боязливыми, а в сети им попалась какая-то особенная, страшная и зубатая рыба? Но нет, трусливый человек рыбаком никогда не станет. Не та это профессия, где могли бы зарабатывать себе на жизнь люди робкие. Да и рыба была самая обыкновенная, такая же, какую они ловили каждый день, — гладкая, упругая, с белым брюхом и темной спиной, с красными плавниками и широким хвостом, который в воде распускался наподобие веера. Просто рыбы этой они поймали в тот день так много, что. в итоге навсегда оставили рыбную ловлю и занялись совсем другим делом. опять непонятно? Ну, что делать — такая уж это странная история. Но было в ней нечто такое, из-за чего люди по всей Земле вспоминают ее вот уже две тысячи лет.

Ловить рыбу в море — нелегкий труд. Чтобы поймать крупную рыбу, нужно хорошо изучить ее повадки. Например, знать, когда рыба спит, а когда ищет себе еду. В каких местах любит кормиться и отдыхать, а в какие не заплывает никогда, как ее ни приманивай. В какую погоду плавает ближе к поверхности воды, а в какую уходит на глубину. И еще много-много разных вещей, без которых рыбу не поймать, как ни старайся.

А еще для рыбной ловли нужны снасти — удочки или сети. Можно ловить рыбу и на удочку. Тут способ простой: насаживаешь на крючок наживку и ждешь, пока рыба ее схватит. А потом — р-раз! И выдергиваешь ее из воды. Одна рыбка, вторая, третья — глядишь, вот и наловил ты себе карасиков на вкусное жаркое.

Читайте также  Самые большие киты в мире – синий, кашалот, финвал и другие

Но если тебе нужно поймать много рыбы, тогда нужна сеть. Ее делают из прочных нитей, переплетая их так, чтобы получилось широкое полотно из большого количества квадратных ячеек. Когда сеть забрасывают в воду, рыба ее не видит. Ей кажется, что перед ней открытая вода, вот она и мчится прямо в сеть, не чувствуя подвоха. Так можно наловить много рыбы, гораздо больше, чем удочкой. Но одной лишь сети для такого способа лова мало. Нужно иметь еще и лодку, с которой можно было бы забрасывать сеть в воду. А к лодке в придачу — иметь весла и парус. Вот тогда ты настоящий рыбак!

Но даже опытным рыбакам иногда не везет.

Встреча на берегу

В тот раз рыбакам на Галилейском море не повезло. Всю ночь закидывали они сети с двух лодок в темную воду, но не поймали ничего, кроме пучков бурых водорослей. Вот уже и утро наступило, а в лодках у них не было ни одной рыбки. Ну что ж, такова рыбацкая удача: сегодня не повезло, значит, повезет завтра. Конечно, обидно возвращаться с ловли пустыми, но что делать.

Причалив лодки к берегу, рыбаки принялись вымывать сети на прибрежном мелководье. Стоя по колено в воде, рыбаки старательно очищали сети от налипших водорослей, чтобы потом развесить их сушиться на кольях, вбитых в песок. Если этого не сделать, нити, из которых сплетена сеть, начнут гнить, станут слабыми, и рыба легко сможет порвать их.

После бессонной ночи рыбаки устали и хотели спать, поэтому стремились побыстрее закончить свою работу и отправиться домой. Вдруг их внимание привлек шум многих голосов. К месту, где у берега стояли их лодки, приближалась большая толпа. Старший из рыбаков отложил сети, выпрямился и, прикрыв ладонью глаза от солнца, стал рассматривать нежданных пришельцев. Не ровён час, это разбойники или какие-нибудь другие лихие люди. Тогда нужно срочно отогнать лодки подальше от берега и ждать, пока незваные гости уйдут восвояси. Но оказалось, опасаться нечего. Толпа людей следовала за знаменитым Учителем праведности по имени Иисус. Слух о Нем недавно прошел по всему побережью Галилейского моря. Старший рыбак вместе со своим братом и сам несколько дней назад приходил послушать Его речи. Рассказывали, будто Он не только учит народ правильно понимать Закон Божий, но также может исцелять даже безнадежно больных. Вот и теперь собравшиеся люди шли за Иисусом вдоль берега в надежде получить исцеление.

Между тем Иисус приблизился к лодкам, а толпа окружила его со всех сторон. Оглядев собравшихся, Иисус повернулся к старшему из рыбаков и спросил:

— Да, Учитель,— ответил рыбак.

Иисус вошел в лодку и попросил:

— Отвези Меня чуть-чуть подальше от берега, чтобы все собравшиеся лучше смогли слышать Мои слова.

Рыбак послушно сел на весла и поставил лодку так, чтобы люди на берегу могли видеть и слышать Учителя. А Иисус, подобрав одежды, сел на скамью, расположенную в корме лодки, и начал говорить. Рыбак слушал Его слова и не понимал, что с ним происходит. Никогда еще он не слыхал, чтобы кто-либо говорил о Боге так, как говорил этот Учитель. Как и все иудеи, рыбак каждую субботу ходил в синагогу — специальный дом, где другие учителя Закона читали священные книги и объясняли их простым людям. Но в их рассказах Бог был великим царем и грозным судьей, который сурово наказывал людей за грехи и щедро награждал за праведную жизнь. А из слов Иисуса выходило, что этот великий и грозный Бог — любящий отец всем живущим на Земле людям. В своей проповеди Он так и называл Бога — Авва, что означает — Отец. Это было так непривычно и в то же время так радостно, что рыбак словно забыл, где он находится и весь превратился в слух, чтобы не упустить ни одного из сказанных Иисусом слов. Он не замечал, как летело время, и всем сердцем впитывал то, что говорил этот удивительный Учитель.

Нежданный улов

Но вот Иисус закончил свою речь, отпустил людей на берегу и повернулся к нему.

— Теперь отплыви на глубину и закинь сеть, рыбак.

— Учитель, мы трудились всю ночь и ничего сегодня не поймали. Но если ты велишь, я по слову Твоему закину сеть.

С этими словами рыбак сделал знак своим помощникам. Они подхватили сеть, которую очищали от водорослей, и тоже сели в лодку, где уже находились старший рыбак и Иисус. Направляя лодку от берега, рыбаки недоуменно переглядывались: в это время суток рыба никогда не ловилась даже в самые удачливые дни. Но из уважения к Учителю они решили сделать все, что Он скажет. Вместе с ними отправились рыбаки и на второй лодке. Им было интересно увидеть, чем закончится этот странный лов рыбы средь бела дня.

Тем временем лодка уже далеко отошла от прибрежных отмелей. Вода за кор- мой изменила цвет с зеленоватого на темно-синий. Так всегда бывает на большой глубине, где лучи солнца уже не могут осветить всю толщу воды. Старший рыбак спросил:

— Учитель, здесь нам забросить сети?

Иисус, сидевший на корме, утвердительно кивнул. Рыбаки привычными движениями развернули большую сеть, забросили ее в воду и стали постепенно выбирать ее назад. Вдруг концы сети в их руках задергались. Так всегда бывало, когда в ячейки попадалась крупная рыбина. Но сейчас сеть буквально рвалась из рук, казалось, еще немного, и сильные руки рыбаков уже не смогут ее удержать.

Подтащив сеть поближе к борту, рыбаки ахнули от изумления. Вся она битком была набита рыбой. Большие упругие тела рыб извивались, их чешуя тускло отсвечивала сквозь воду, словно старинное серебро. Обрадованные рыбаки принялись выбирать улов из сети. Одна рыба, другая, третья. десятая. двадцатая. Рыбаки давно сбились со счета, а рыба в сети все не кончалась.

Вот уже одна лодка наполнена доверху, и растерянные рыбаки подогнали к борту вторую лодку, чтобы выгружать улов в нее. Но спустя некоторое время и эта лодка была перегружена рыбой настолько, что едва держалась на плаву. А в сети все еще билась крупная рыба, разрывая ячейки. Старший рыбак велел подгрести ближе к берегу, на мелководье, и там уже выбирать сеть на борт прямо с рыбой. Но тут лодки черпнули воду опустившимися от груза бортами и начали тонуть. Хорошо, что это произошло не на глубине, и наполненные рыбой суденышки просто сели на мель. Но рыбаки все равно с ужасом смотрели на горы пойманной рыбы и на Иисуса, продолжавшего спокойно сидеть на корме как ни в чем не бывало. Старший из рыбаков встал, приложил руку к груди, поклонился и сказал дрожащим голосом:

— Выйди из моей лодки, Господин! Потому что я грешный человек и недостоин находиться с Тобой рядом.

Рыбак подумал, что такое удивительное чудо может сотворить только великий пророк — человек, специально посланный Богом, чтобы возвестить людям волю Божию. А рядом с таким пророком нужно было вести себя очень осторожно. Например, пророк Илия однажды свел огонь с неба и уничтожил целый отряд стражников, пришедших схватить его, чтобы привести к царю. Вдруг и этот пророк обладает таким же грозным нравом?

Но Иисус и не думал сводить огонь с небес. Увидев, что рыбаки напуганы увиденным чудом, Он сказал им:

— Не бойтесь. Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков.

И рыбаки тотчас вытащили свои лодки на берег и последовали за Ним.

Так описывает Евангелие историю призвания первых учеников Иисуса. Старшего рыбака звали Петр. Его младших помощников — Иоанн и Иаков. Впоследствии весь мир узнает их как апостолов Христовых. Вместе с другими учениками они увидят еще множество Его чудес, будут с Ним на последней трапезе перед казнью и встретят Его после Воскресения.

Но что же значила та фраза Христа «Я сделаю вас ловцами человеков»? Иисус вовсе не имел в виду, будто апостолы будут гоняться за людьми с сетью. Нет, бывшие рыбаки спокойно и мирно ходили по разным городам и проповедовали то, что услышали от Иисуса, рассказывали о тех чудесах, которые Он сотворил, призывали уверовать в Него. Но слова их были наполнены такой силой, что способны были привлечь к себе даже самых отъявленных грешников. Это и был их новый улов — люди, погибающие от своих грехов, но подхваченные словом Божьим и вдохновленные этим словом на новую, праведную жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: