Брук уотсон и акула, джон синглтон копли, 1778 - JEKATERINBURG.RU

Брук уотсон и акула, джон синглтон копли, 1778

Как создавались самые известные в мире картины: Интригующие истории полотен великих художников

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

#1. Святой Георгий и дракон, Паоло Уччелло, 1470

На самом деле у художника есть две версии этой картины. В этой версии, Георгий побеждает дракона, которого Прекрасная Дама держит за поводок. В картине заложен глубокий религиозный смысл. Согласно легенде в озере одного города в Ливии поселился дракон. Император-язычник велел приносить ему в жертву красивых девушек. Когда молодых женщин в городе не осталось, император отправил к дракону свою собственную дочь. Отважный воин Георгий отправился её спасать и поверг дракона. Принцесса здесь символизирует собой гонимую христианскую Церковь, дракон — язычество, а Георгий — христианскую веру. Есть версии, что Георгий, впоследствии признанный святым, попирает не просто язычество, а самого дьявола, «древнего змия».

#2. Jaime La Couleur, Чери Самба, 2003

«J’aime la couleur» — автопортрет художника. Вот как он раскрывает смысл своей работы: «Цвет везде. Я считаю, что цвет — это жизнь. Наша голова должна вращаться по спирали, чтобы понять, что всё, что нас окружает, это не что иное, как цвета. Цвет — это вселенная, вселенная — это жизнь, живопись — это жизнь ».

#3. Баня, Жан-Леон Жером, 1885

Эксперты считают, что данная картина и серия ей подобных, в творчестве Жерома символизируют «белый» снобизм. Это видно по динамике фигур, изображённых на полотне. Белая женщина — объект с главенствующей ролью, в то время как темнокожая женщина демонстрирует покорность.

#4. Сад земных наслаждений, Иероним Босх, 1490-1510

Иероним Босх — один из самых загадочных художников в мире. Символика его картин настолько запутана, что единого объяснения огромному количеству, изображённых на них символов, найти просто невозможно. Конкретная работа получила своё название от исследовавших её искусствоведов. Подлинное название так и осталось неизвестным. Историки считают, что левая панель триптиха — это рай, центральная — современная грешная человеческая жизнь, а правая часть изображает ад. Но вопросов картина порождает гораздо больше, чем даёт ответов.

#5. Шулера, Караваджо, 1594

Эта работа изображает вовсе не карикатуру на порок грязных азартных игр. Это скорее спокойное повествование о том, о чём Караваджо был хорошо осведомлён. Ведь сам художник проводил жизнь весьма фривольно и даже бурно. Сюжет сводится к описанию разворачивающейся драмы — драмы обмана и утраченной невинности. Наивного юнца взяли в оборот опытные шулера. Старший подглядывает ему в карты и подаёт знаки другому шулеру.

#6. Уотсон и акула, Джон Синглтон Копли, 1778

На картине изображён случай из реальной жизни. В 1749 году, в Гаване, Брук Уотсон, 14-летний юнга, решил искупаться. Его атаковала акула. Капитан корабля на котором служил мальчик, пытается спасти его, убив акулу гарпуном. Капитану удалось это только с третьей попытки. Уотсон, в этом неравном сражении, потерял ступню. Всю жизнь потом он ходил с деревянной ногой. Это никак не помешало стать ему мэром Лондона. В это же время он познакомился с художником и рассказал ему эту историю. Что и послужило вдохновением для Джона Копли.

#7. Композиция VIII Василия Кандинского, 1923

С самого детства Кандинский был очарован цветом. Художник считал, что он обладает трансцендентными свойствами. Свои композиции Кандинский писал как композитор симфонии. Каждая композиция отражала видение художника в свой период времени. Кандинский использовал в своих работах геометрические фигуры, потому что верил в их мистические свойства. Цвета же фигур отражали эмоции.

#8. Сатурн, пожирающий сына, Франсиско Гойя, 1823

К старости Гойя оглох, ухудшилось и его здоровье в целом, как физическое, так и психологическое. Именно с этим историки связывают написание им серии из 14, как их назвали «Мрачных картин». Которые он писал внутри на стенах своего дома. «Сатурн, пожирающий сына» — одна из них. Это общеизвестный древнегреческий миф о титане Кроносе (позже римляне переименовали его в Сатурна). Кроносу предсказали, что его свергнет его собственный сын. И Сатурн поедал всех своих новорождённых детей. У Гойи Сатурн изображён страшным полусумасшедшим стариком, который поедает не младенца, а взрослого ребёнка. Есть много толкований смысла данного полотна. Но самое главное это то, что художник писал её не для общественности. Возможно, таким образом, Гойя пытался изгнать своих собственных демонов.

#9. Олень у Шарки, Джордж Уэсли Беллоуз, 1909

Художник изобразил обыденную сцену из повседневной жизни в Нью-Йорке начала 20 века. Частный бойцовский клуб какие располагали обычно в бедных кварталах. «Оленями» там называли посторонних, которые не были членами клуба. Они получали временное членство для того, чтобы провести бой. Беллоуз написал картину в таком ракурсе, что когда ёё разглядываешь, создаётся впечатление, что ты находишься среди зрителей боя.

#10. Друг познаётся в беде, Кассий Марцелл Кулидж, 1903

«Друг познаётся в беде» — самая популярная картина из серии «Dogs Playing Poker» Кассиуса Марцелла Кулиджа. Эта серия была заказана Кулиджу компанией Brown & Bigelow для рекламы сигар. Хотя картины Кулиджа никогда не считались критиками подлинным искусством, с тех пор они стали культовыми.

#11. Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885

Ван Гог хотел изобразить крестьян такими, какие они есть на самом деле. Он хотел показать совершенно иной образ жизни, отличный от высших классов. Позже он написал своей сестре и заявил, что «Едоки картофеля» — его самая успешная картина.

#12. Плот Медузы, Теодор Жерико, 1819

Полотно «Плот Медузы» («Le Radeau de la Méduse») изображает последствия крушения французского военно-морского фрегата «Медуза». Часть людей поместилась в шлюпки, для остальных 147 человек наспех соорудили плот. Шлюпки буксировали плот. Но, капитан, заметив, что плот слишком тяжел, приказал обрубить канаты. Почти полторы сотни людей были брошены на произвол судьбы без еды и воды. За 13 дней их путешествия на плоту, с призрачной надеждой на спасение, из 147 человек выжили 15. Обезумевшие от голода и жажды люди поедали друг друга и пили кровь. Эту позорную историю Франция хотела замять, но слишком уж вопиющей она была и это не удалось.

#13. Бурлаки на Волге, Илья Репин, 1873

Эта работа самая известная у Ильи Репина. Картина стала культовой. Работа, которую провёл художник была нешуточной. Со всеми бурлаками, изображёнными на картине Репин познакомился лично. Художник написал сотни эскизов и потратил на эту работу целых 5 лет. И историки, и современники считают картину прямым осуждением тяжёлого труда угнетённых классов. Хотя, Репин всегда открещивался от подобного мнения.

#14. Сусанна и старейшины, Артемизия Джентилески, 1610

«Сусанна и старейшины» — это библейская история из Ветхого Завета. Во времена императора Навуходоносора еврейский народ попал к вавилонянам в рабство. Среди них были Сусанна с её мужем Иоакимом. Женщина обладала неземной красотой и двое старейшин возжелали её. Они пригрозили ей, что если Сусанна не будет с ними ласкова, то они скажут народу, что она прелюбодейка. Женщина отказалась, и старейшины исполнили свои угрозы. По еврейским законам её приговорили к смерти. Но тут вмешался молодой пророк Даниил. Он придумал допросить мужчин сначала отдельно, а потом вместе. Их версии не совпали, клевета вскрылась. Сусанну оправдали, а старейшин казнили. Очень примечательно, что художнице было всего 17, когда она написала эту картину. Для самой Артемизии она стала пророческой, ибо с ней, впоследствии, произошла подобная история.

#15. Клиника Гросса, Томас Икинс, 1875

Сюжет этой картины основан на операции, свидетелем которой являлся Икинс. Проводил её один из лучших хирургов Америки доктор Сэмюэл Гросс. Операция проводилась в аудитории на глазах студентов с целью обучения. Доктор показывал как проводить лечение инфекции с помощью консервативной операции, а не ампутации всей конечности (что было стандартным для того времени). Полотно изображает действительность без прикрас: и спокойный профессионализм Гросса, и страдание женщины в левом нижнем углу. Исследователи считают, что мать пациента. Критики и зрители работу оценили, к разочарованию Икинса, крайне негативно. Люди, спокойно созерцающие сюжеты кровавых битв, оказались не готовы лицезреть реализм медицинской операции.

Читайте также  Какой самый большой карп в мире: крупные рыбы

#16. Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих, 1818

«Странник над морем тумана» («Der Wanderer über dem Nebelmeer») — полотно, где художник остался верен своему романтическому стилю. На картине Фридрих изобразил самого себя, одиноко стоящего спиной к зрителю на тёмной крутой скале. «Странник над морем тумана» — метафора. Она о саморефлексии, о неизвестном будущем. Фридрих об этой работе сказал так: «Художник должен рисовать не только то, что у него перед собой, но и то, что он видит внутри себя».

#17. Сборщицы колосьев, Жан-Франсуа Милле, 1857

На картине «Сборщицы колосьев» («Des glaneuses») изображены три крестьянки, которые собирают оставшиеся, после уборки поля, колоски. Тяжёлый смиренный труд крестьян вызывал сочувствие у художника. Именно эти эмоции выразились в картине. Но в обществе работа вызвала негативную критику со стороны высших классов. Франция недавно пережила революцию и представители знати посчитали эту картину неприятным напоминанием о том, что французское общество построено на труде низших классов. А так как в то время рабочий класс превосходил численность высшего класса, побоялись, что картина, каким-то образом, может подтолкнуть низший класс к восстанию.

#18. Крик, Эдвард Мунк, 1893

“Крик» — один из самых загадочных шедевров мировой живописи. Мунк говорил, что как-то он вышел на прогулку на закате. Свет заходящего солнца окрасил облака в кроваво-красный цвет. И Мунк вдруг услышал, почувствовал, как он выразился, «бесконечный крик природы». Другое объяснение могло быть результатом эмоционального состояния Мунка, поскольку его сестра совсем недавно была отправлена ​​в сумасшедший дом. Эту картину много раз похищали. Сюжет можно считать пророческим: в конце 19 века Мунк описал катастрофы века 20.

#19. Большая волна от Канагава, Кацусика Хокусай, 1829 — 1833

Композиция состоит из трех основных элементов: штормящего моря, трёх лодок и горы. Гора со снежной вершиной — гора Фудзи, которую японцы считают священной. Это символ национальной идентичности и красоты. Такие необычные для азиатской живописи игры с пространством и яркие цвета. Картина символизирует страх человека перед неукротимой стихией и вынужденная покорность ей.

#20. Звёздная ночь, Винсент Ван Гог, 1889

«Звёздная ночь» — шедевр, увидев который лишь однажды, вы больше никогда его не забудете. Художник написал её, находясь в больнице для душевнобольных. Эти вихревые потоки, огромные звёзды. Некоторые считают, что Ван Гог изобразил вид из окна. Но больным не разрешали выходить на улицу, даже работать в палате воспрещалось. Брат Винсента упросил руководство больницы выделить ему комнатку, чтобы он мог писать. Исследователи полагают, что Ван Гог изобразил на своей картине такое явление как турбулентность — вихревые потоки из воды и воздуха. Этого нельзя увидеть, но обострённое восприятие художника помогло узреть ему то, что скрыто от глаз обычных смертных.
Прочтите ещё одну нашу статью о 10 пропавших и вновь обретённых шедеврах великих мастеров .
По материалам boredpanda.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Необычная картина Джона Копли. Уотсон и акула

Как-то просматривала картины Национальной галереи Вашингтона. И натолкнулась на необычную работу Джона Синглтона Копли (1778).

Это была картина, полная драматизма и ужаса.

Огромная акула атакует молодого человека. Его пытаются отбить люди на шлюпке.

Море эмоций. Наполненные ужасом глаза попавшего в беду. Гнев и сосредоточенность в глазах спасающего с гарпуном. Растерянность и сопереживание в глазах сидящих на вёслах.

Успеют ли пронзить акулу гарпуном? Или несчастный погибнет? На картине изображен поистине самый драматический момент.

Мы знаем, что будет дальше. Потому что это реальная история.

Мэр Лондона.

Молодой человек на картине – это Брук Уотсон. Был сиротой. В 14 лет дядя отдал его служить юнгой на торговый корабль. В порту Гаваны Уотсон решил искупаться. Его атаковала акула. Откусила ему ступню.

Чудом мимо проплывала шлюпка. Члены команды переправляли капитана корабля на берег. Это именно он изображён с гарпуном на картине. Уотсона спасли. Он выжил, хотя остался без ноги.

Выживший мальчик вырос. Деревянная нога не помешала ему стать … мэром Лондона.

Познакомился с художником Джоном Копли в 1774 году, когда тот переехал из США в Англию. Оба были родом из Бостона. Видимо на этом и сошлись. Стали друзьями. Уотсон заказал другу написать картину о произошедшем в 1749 году событии.

Акула.

Сразу бросается в глаза, что акула какая-то не такая. Художник допустил ряд анатомических ошибок в её изображении. Вживую он акулу не видел. Довольствовался лишь иллюстрациями.

Поэтому у акулы есть губы. А её глаза смотрят вперёд. По цвету и строению они больше похожи на тигриные. Через ноздри акула выпускает воздух.

Событие произошло в порту Гаваны, столице Кубы. Однако доподлинно известно, что здесь художник не был. Скорее он также пользовался иллюстрациями из книг.

Именно здесь был зафиксирован и задокументирован первый в мире случай нападения акулы на человека. Этот случай и изображен на картине.

Кстати, эта картина долгое время хранилась в одной из школ Англии. Туда она попала по завещанию героя картины, Брука Уотсона. Этой картиной он хотел донести до молодого поколения важную мысль. Несмотря на любые преграды, в жизни можно добиться многого. Ведь вопреки своей инвалидности, он смог построить головокружительную карьеру.

Джон Копли.

Пару слов о художнике.

Был одним из лучших портретистов своего времени. К историческому жанру будет тяготеть в более поздние годы своей жизни. “Уотсон и акула” – его лучшая картина в этом жанре. Она оказала влияние на умы людей. Ведь на ней показано, насколько человек слаб перед силами природы.

До этого считалось, что человек всемогущ. Тема бессилия человека перед природой будет появляться в работах других художников все чаще. Именно после “Уотсона и акулы”.

Копли писал в стиле романтизма. В этом же стиле, например, написана “Рождение Венеры” Кабанеля .

А самый знаменитый портрет Джона Копли – “Мальчик с белкой”. На ней изображён его однокровный брат.

Просто потрясающе Джон Копли изобразил разные текстуры. Волосы мальчика. Шелк воротника. Мех белки. Глянцевая поверхность стола. Стекло стакана. И все это в одной картине.

Самое удивительное, что Копли – самоучка. Живописи он нигде не учился.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Джон Синглтон Копли. Уотсон и акула. 1778 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Уотсон и акула

«Уотсон и акула» — картина маслом художника Джона Синглтона Копли 1778 года, изображающая спасение Брука Уотсона от нападения акулы в Гаване, Куба. Первоначальная из трёх существующих версий картины Копли находится в Национальной галерее искусства, Вашингтон, округ Колумбия [1] .

Сюжет

Сюжет картины основан на реальном событии — нападении акулы, которое произошло в гавани Гаваны в 1749 году. Брук Уотсон был 14-летним сиротой, членом экипажа торгового корабля своего дяди. Купаясь одиночестве, он был внезапно дважды атакован акулой. При первой атаке акула откусила кусок плоти от правой ноги Уотсона ниже колена, а при второй откусила ему ступню. Экипаж маленькой лодки, которая плыла неподалёку, чтобы высадить её капитана на берег, отбила атаку акулы и спасла Уотсона [2] . Его нога в итоге была ампутирована ниже колена, но он продолжал жить полноценной жизнью и даже стал впоследствии лордом-мэром Лондона. Этот случай является самым ранним полностью задокументированным нападением акулы на человека.

Читайте также  Буря на море ночью, айвазовский, 1849

Картина

Копли и Брук Уотсон стали друзьями в 1774 году, когда Копли приехал из Америки в Лондон. Уотсон предложил ему создать картину о событиях 1749 года, и Копли создал в итоге три её версии в 1778 году. Картина изображена в стиле романтизма.

Её первая версия находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, вторая (полноразмерная, сделанная Копли для себя) — в Музее изобразительных искусств в Бостоне, а третья, уменьшенная и с более вертикальной композицией, — в Институте искусств в Детройте.

Примечания

  1. Watson and the Shark, National Gallery of Art]
  2. WATSON, Sir BROOK, Dictionary of Canadian Biography Online

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уотсон, Уильям (шахматист)
  • Уотт, Тони

Смотреть что такое «Уотсон и акула» в других словарях:

Акулы — Sphyrna lewini … Википедия

Нападения акул — Нападения акул события, когда акула по какой либо причине атакует человека происходят в мире регулярно, но не обязательно со смертельным исходом. Несмотря на относительную редкость нападений, страх перед ними велик благодаря… … Википедия

Синглтон Копли, Джон — Джон Синглтон Копли John Singleton Copley Портрет Копли работы Гилберта Стюарта Род деятельности: Художник … Википедия

Копли, Джон Синглтон — Джон Синглтон Копли John Singleton Copley … Википедия

Копли Синглтон, Джон — Джон Синглтон Копли John Singleton Copley Портрет Копли работы Гилберта Стюарта Род деятельности: Художник … Википедия

Синглтон Копли — Синглтон Копли, Джон Джон Синглтон Копли John Singleton Copley Портрет Копли работы Гилберта Стюарта … Википедия

АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ — Первые из дошедших до нас произведений американской живописи относятся к 16 в.; это зарисовки, сделанные участниками исследовательских экспедиций. Однако профессиональные художники появились в Америке только в начале 18 в.; единственным… … Энциклопедия Кольера

Копли Джон Синглтон — Копли (Copley) Джон Синглтон (3.7.1738, Бостон, ≈ 9.9.1815, Лондон), американский живописец. После 1774 жил главным образом в Лондоне, где в 1799 стал членом АХ. Писал (иногда пользуясь техникой пастели) привлекающие своей искренностью и… … Большая советская энциклопедия

Копли — (Copley) Джон Синглтон (3.7.1738, Бостон, 9.9.1815, Лондон), американский живописец. После 1774 жил главным образом в Лондоне, где в 1799 стал членом АХ. Писал (иногда пользуясь техникой пастели) привлекающие своей искренностью и… … Большая советская энциклопедия

Боргезский борец — Боргезский борец, ок. 100 до н. э. Мрамор. Высота: 199 см Лувр, Париж … Википедия

Брук уотсон и акула, джон синглтон копли, 1778

Грант Вуд. Новая дорога. 1939.

Джон Синглтон Копли (1738–1815) Брук Уотсон и акула 1778. Холст, масло. 182,1х229,7.

Выдающийся американский портретист и исторический живописец Джон Копли начал свою карьеру в Бостоне. Лишь в 1775, в преддверии войны за независимость, он отправился за границу и вскоре вместе с семьей осел в Лондоне.

На картине показано подлинное происшествие, имевшее место в 1749. На молодого британского моряка в гавани Гаваны напала акула. Она откусила ему икру на одной ноге, а затем ступню другой ноги. Художник изобразил напряженный момент противостояния — успеет ли один из находящихся в лодке пронзить чудовище багром или же несчастный погибнет? Вся пирамидальная композиция, вершиной которой является рукоятка поднятого багра, пронизана движением.

Юношу спасли, деревянная нога не помешала ему счастливо прожить жизнь — он стал генералом-интендантом британской армии в Америке, членом парламента и даже лордом-мэром Лондона.

Полотно было заказано Копли, чтобы увековечить чудесное спасение, а затем передано в школу для мальчиков «служить наглядным уроком для молодых» — как гласит надпись на раме.

Копли никогда не был в Гаване и использовал гравюры, с помощью которых довольно точно передал замок Моро (справа), купол собора и монастырские башни. Работа имела колоссальный успех и во многом способствовала популярности художника в Англии. Для себя он сделал точную копию и вариант произведения, которые всю жизнь хранились в его мастерской.

Бенджамин Вест (1738–1820) Портрет полковника Гая Джонсона 1776. Холст, масло. 202×138.

Американская живопись XVIII века находилась под сильным влиянием британского искусства, многие художники не были знакомы с европейской живописью, пока не предприняли путешествия в Европу. Беджамин Вест был первым американским мастером, отправившимся в Старый Свет. Он обосновался в Лондоне, где стал одним из самых прославленных английских живописцев. По заказу короля Георга III Вест написал множество больших исторических картин и портретов.

Один из самых интересных — «Портрет полковника Гая Джонсона», английского уполномоченного по делам индейцев в американских колониях. Рядом с ним Вест изобразил фигуру аборигена с «трубкой мира» в руке в отличие от англичанина, держащего ружье. На заднем плане просматривается идиллическая сцена из индейской жизни на фоне большого водопада, возможно, Ниагарского. Личность туземца неизвестна, скорее всего, это собирательный образ «благородного дикаря». На картине фигура полковника выделяется светом, индеец же виден не сразу, он спрятан в тени. Таким образом живописец противопоставляет освещенную разумом цивилизацию и находящуюся во мраке невежества культуру.

Джеймс Майкл Уистлер (1834–1903) Симфония в белом № 1 1862. Холст, масло. 213×107,9.

Джеймс Уистлер, американец по рождению, провел ранние годы в России (его отец был приглашен проектировать Николаевскую железную дорогу), где посещал Императорскую Академию художеств. Затем он обучался в Париже, в зрелые годы жил в Лондоне.

Обладая тонким чувством цвета, Уистлер в отличие от импрессионистов широко пользовался тональными гармониями — легчайшими градациями близких между собой оттенков в пределах определенной цветовой гаммы. Мастер по аналогии с музыкой называл свои портреты «симфониями» и «импровизациями».

Представленное полотно — одно из самых известных произведений художника. В его основе — белый цвет, являющийся главным средством характеристики модели — молодой женщины с задумчивым лицом в девственно белом наряде, стоящей на светлой волчьей шкуре с лилией в руке. Ключом к живописному эффекту полотна Уистлер считал его цветовую тональность, которую подолгу обдумывал заранее, старательно смешивая краски для достижения желаемого эффекта.

Уинслоу Хомер (1836–1910) Порыв ветра 1873–1876. Холст, масло. 61,5×97.

Основные достижения американского искусства второй половины XIX века во многом связаны с именем художника Уинслоу Хомера, который наряду с Томасом Икинсоном был ведущим представителем реалистической живописи. В молодости Хомер учился литографии, работал иллюстратором. Первые значительные работы — рисованные репортажи с фронтов Гражданской войны — он публиковал в нью-йоркском журнале «Harper’s Weekly». Формат издания требовал ясных, лаконичных, но вместе с тем эффектных рисунков. Элемент иллюстративности и графичности можно обнаружить и в живописи автора.

Несмотря на ограниченность выразительных средств, Хомер в своих произведениях прекрасно передавал настроение. Написанная в тот же год, что и роман Марка Твена «Гекльберри Финн», картина отображает свойственное детству атмосферу счастья, свежего летнего дня. В накренившейся под порывом ветра парусной лодке рыбак и трое мальчиков, пересев на один борт стараются восстановить равновесие. Сюжет навевает мечты о плавании, приключениях и дальних неизведанных странах, но в то же время это рыбачье суденышко и люди, смотрящие куда-то вдаль, передают чувство одиночества человека в бескрайнем море. Художник изображал реальные сцены с такой живостью и мощью, что зритель, рассматривающий полотна, проникался их настроением.

Читайте также  Что предлагает туристам амстердам в декабре

Джон Сингер Сарджент (1856-1925) Отдых 1911. Холст, масло. 63,8×76,2.

Джон Сингер Сарджент — американский художник-космополит, много работавший в Европе. Он приобрел славу наиболее выдающегося портретиста «belle epocque» — «прекрасной эпохи».

Одним из лучших произведений Сарджента является «Отдых». Работая над этой картиной, он словно радовался возможности продемонстрировать виртуозность кисти. В своих близких по технике исполнения к импрессионистам портретах живописец стремился передать впечатление видимых предметов, разнообразие теней и изменчивость цвета. Художник с особой любовью выписывает сложно задрапированную накидку с орнаментом модели и распределение света на объемном платье, добавляя цветовые рефлексы сине-серого тона. В этой работе, созданной для себя, Сарджент абсолютно свободен от той ответственности, которую чувствовал, когда писал заказные портреты. Название произведения и вольная поза героини, прилегшей отдохнуть на диване, в каком-то смысле показывает это. Выполняя портреты богатых и известных персон, мастер постоянно шел на компромисс, стараясь изображать людей не такими, какими они были, а какими хотели себя видеть.

Рой Лихтенштейн (1923–1997) Мазок 1965. Цветная шелкография. 58,4×73,6.

Американский художник Рой Лихтенштейн — один из ярких представителей направления поп-арт в искусстве. Его работы, стилизованные под комиксы, безошибочно узнаваемы. Мастерам поп-арта свойственно изображать известный, растиражированный образ массовой культуры в ином контексте, чтобы он приобретал другой смысл.

Лихтенштейн пересмотрел отношение к мазку кисти. Если с помощью мазка создавалось произведение искусства, то почему он сам не может стать предметом живописи? Почему мазок нельзя не просто нанести, а именно изобразить, показать его как первооснову творчества художника? Так на свет появилась целая серия работ, представляющая живописные мазки. Стоит оговориться, перед зрителем — не сам мазок, автор делает его изображение, презентацию. Чистый желтый цвет мазка без каких-либо оттенков формируется с помощью растровых точек, а тело мазка резко ограничивает черный контур. Так Лихтенштейн закрепил за живописным мазком высокое звание достойного мотива для картины.

Брук уотсон и акула, джон синглтон копли, 1778

  • « первая
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • . . .
  • последняя (14) »

О деятельности художника сохранилось очень мало документов. Не обнаружено ни одной подписной картины Джорджоне, некоторые из его неоконченных произведений известны сегодня только по гравюрам и копиям. Атрибуция работ мастера представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства начиная с XVI столетия. Сегодня большинство исследователей склонны считать, что автор «Поклонения волхвов» — именно Джорджоне, хотя в XX веке по этому поводу было много дискуссий.

Якопо (Робусти) Тинторетто (1518/1519-1594) Христос на море Галилейском. Около 1575–1580. Холст, масло. 117,1×169,2

Венецианский живописец Тинторетто занимался преимущественно исторической и религиозной живописью, но писал также и портреты.

Полотно «Христос на море Галилейском» поражает эмоциональной напряженностью. Здесь изображена сцена, описанная в Евангелии от Иоанна. Господь является своим ученикам, занятым ловлей рыбы. Увидев Христа, Петр бросился в море, чтобы первым встретить своего Учителя. На этой картине впервые в истории живописи героем евангельской драмы стала сама природа. Несущиеся тучи, штормовое море и сверхъестественный свет — все это усиливает напряженность момента, когда человек непреодолимо стремится к Богу. Любопытно, что эту композицию некоторое время считали работой Эль Греко, предполагая, что удлиненная фигура Христа, колорит и драматизм сцены — характерные признаки авторства испанского художника. Однако стоит внимательно приглядеться к фигурам апостолов и небу, и станет ясно, что полотно исполнено в типичной для Тинторетто манере с его смелым рисунком, теплотой и силой красок, широким приемом письма, более мягким, чем у Эль Греко, распределением света и теней.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) Аполлон, преследующий Дафну. Около 1755–1760. Холст, масло. 68,8×87

Тьеполо — представитель стиля рококо и, вероятно, последний крупный художник венецианской школы живописи.

Произведение «Аполлон, преследующий Дафну» считается довольно скромным по размеру для мастера, покрывавшего фресками обширные потолки итальянских палаццо. Тьеполо создал интересную по композиции картину на сюжет из «Метаморфоз» Овидия: из-за холма поднимается влюбленный в юную Дафну златокудрый бог солнца Аполлон, но он опоздал, нимфа попросила защиты от его преследований у своего отца, речного бога Пенея. Он, вняв мольбам дочери, отнял у нее ставший ненавистным облик и навсегда превратил нимфу в вечнозеленый лавр. Кисти Дафны постепенно становятся ветвями, скоро исчезнут прекрасные руки, но пока она еще сохраняет свой естественный образ. Рядом с ней, приобнимая большой сосуд с льющейся водой, расположился отец. Живопись Тьеполо — легкая, воздушная; произведение отличается сияющим нежным колоритом, построенным на сочетании серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов. В полотнах стиля рококо не найти отображений трагических коллизий, это изящное искусство должно было радовать глаз. Поэтому история Аполлона и Дафны трактуется художником как некая забавная сценка в духе Буше или Фрагонара, где беспечные герои заняты играми и развлечениями.

Искусство Соединенных Штатов Америки

Грант Вуд. Новая дорога. 1939

Джон Синглтон Копли (1738–1815) Брук Уотсон и акула 1778. Холст, масло. 182,1х229,7

Выдающийся американский портретист и исторический живописец Джон Копли начал свою карьеру в Бостоне. Лишь в 1775, в преддверии войны за независимость, он отправился за границу и вскоре вместе с семьей осел в Лондоне.

На картине показано подлинное происшествие, имевшее место в 1749. На молодого британского моряка в гавани Гаваны напала акула. Она откусила ему икру на одной ноге, а затем ступню другой ноги. Художник изобразил напряженный момент противостояния — успеет ли один из находящихся в лодке пронзить чудовище багром или же несчастный погибнет? Вся пирамидальная композиция, вершиной которой является рукоятка поднятого багра, пронизана движением.

Юношу спасли, деревянная нога не помешала ему счастливо прожить жизнь — он стал генералом-интендантом британской армии в Америке, членом парламента и даже лордом-мэром Лондона.

Полотно было заказано Копли, чтобы увековечить чудесное спасение, а затем передано в школу для мальчиков «служить наглядным уроком для молодых» — как гласит надпись на раме.

Копли никогда не был в Гаване и использовал гравюры, с помощью которых довольно точно передал замок Моро (справа), купол собора и монастырские башни. Работа имела колоссальный успех и во многом способствовала популярности художника в Англии. Для себя он сделал точную копию и вариант произведения, которые всю жизнь хранились в его мастерской.

Бенджамин Вест (1738–1820) Портрет полковника Гая Джонсона 1776. Холст, масло. 202×138

Американская живопись XVIII века находилась под сильным влиянием британского искусства, многие художники не были знакомы с европейской живописью, пока не предприняли путешествия в Европу. Беджамин Вест был первым американским мастером, отправившимся в Старый Свет. Он обосновался в Лондоне, где стал одним из самых прославленных английских живописцев. По заказу короля Георга III Вест написал множество больших исторических картин и портретов.

Один из самых интересных — «Портрет полковника Гая Джонсона», английского уполномоченного по делам индейцев в американских колониях. Рядом с ним Вест изобразил фигуру аборигена с «трубкой мира» в руке в отличие от англичанина, держащего ружье. На заднем плане просматривается идиллическая сцена из индейской жизни на фоне большого водопада, возможно, Ниагарского. Личность туземца неизвестна, скорее всего, это собирательный образ «благородного

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: