Богоматерь с младенцем и святой анной, альбрехт дюрер, 1519 - Тайны со всего мира

Богоматерь с младенцем и святой анной, альбрехт дюрер, 1519

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2361)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2442)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (449)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Альбрехт Дюрер «Богоматерь с Младенцем и святой Анной»

Альбрехт Дюрер

Богоматерь с Младенцем и святой Анной — Альбрехт Дюрер. 1519. Холст, масло. 60х49,8. Музей: Метрополитен музей

Альбрехт Дюрер — один из выдающихся основоположников не только немецкого Возрождения, но и всего европейского искусства эпохи Ренессанса и Реформации. Великому живописцу удалось слить воедино характерные для итальянской традиции внимание к форме, щедрое использование цвета и глубину чувств со скрупулезной точностью, фантазией и обостренным, свойственным немецкой культуре видением, достигнув в этом исключительных высот. Изначально не заказное произведение со временем перешло в коллекции курфюрстов Баварских.

Сюжет, посвященный святой Анне, изображенной рядом с Мадонной и младенцем, был одним из излюбленных иконографических мотивов немецкого искусства.

Святая Анна

Однако в раскрытии темы Богоматери со спящим Иисусом (символ будущей смерти Христа) заметно влияние Джованни Беллини, работы которого Дюрер мог видеть во время своих путешествий по Италии, Святой Анне, рука которой как знак любви и покровительства покоится на плече дочери, художник придал черты сходства со своей женой Агнес: в Библиотеке Альбертина в Вене хранится относящийся к этой работе рисунок, датированный 1519 г., на котором супруга Дюрера представлена в образе святой.

Святая Анна (Агенс)

Тем не менее фигуры монументальны, а уравновешенная композиция наполнена глубокой эмоциональной силой, что объясняется, возможно, тем, что в период, когда Дюрер задумал писать эту картину, он был обращен в лютеранство.

Богоматерь с младенцем и святой Анной — Дюрер Альбрехт

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

На данном полотне Альбрехт Дюрер изобразил удивительно гармоничную и трогательную сцену, главными героями которой стали Святая Анна — мать Пречистой Девы и сама Богородица с младенцем. Композиция построена так, что взгляд зрителя переходит с заботливой Анны, которая обращена к дочери, на сосредоточенно сложившую в молитве руки Марию, а затем на спящего Иисуса. Фигура Анны возвышается над Марией и божественным внуком. Художник изображает ее облаченной в покрывало, закрывающее по нюрнбергской моде подбородок. Белое одеяние святой выделяется на тёмно-зелёном фоне. Рука Анны покоится на плече дочери в знак любви и покровительства. Ее взгляд рассеянно обращен перед собой. Мария же, напротив, полностью поглощена ребёнком. Пречистую Деву художник изобразил в одежде цветов, традиционных для иконографии матери Христа. Виртуозно написанное прозрачное покрывало наброшено на голову Марии. Младенец Иисус изображён в нижнем левом углу. Дюрер не случайно изображает Христа спящим — это прообраз будущей смерти Спасителя. Монументальность фигур и уравновешенная композиция придают сцене глубокую эмоциональную силу. Примечательно, что над головами изображенных нет нимбов. В их образах столько яркой индивидуальности, что создается ощущение, будто Дюрер писал не святых, а семейный портрет, изобразив на картине представителей сразу трех поколений.

История создания.

Картина Альбрехта Дюрера «Богоматерь с младенцем святой Анной» была написана темперой и маслом на доске. Несмотря на то, что дата создания произведения с большой долей вероятности поставлена на раме позднее, исследователи относят картину к 1519 году.

Сюжет, посвященный святой Анне, изображенной рядом с Мадонной и младенцем, был одним из излюбленных иконографических мотивов немецкого искусства. Однако в раскрытии темы Богоматери со спящим Иисусом заметно влияние Джованни Беллини, работы которого Дюрер мог видеть во время своих путешествий по Италии. Святой Анне художник придал черты сходства со своей женой Агнес. В библиотеке Альбертина в Вене хранится относящийся к этой работе рисунок, выполненный кистью и датированный 1519 г. На нем изображена супруга Дюрера, представленная в образе святой.

Картина принадлежала Габриэлю Тухеру из Нюрнберга, представителю известной купеческой семьи, члены которой были ценителями творчества художника. В 1630 году курфюрст Максимилиан I Баварский приобрёл картину, которая до середины XIX века находилась в замке Шляйсхайм. Плохая сохранность и неудачные поновления обесценили картину, которая была продана на аукционе как копия работы Дюрера. Картина побывала в частных коллекциях в Монако и Одессе, потом попала в Соединенные Штаты, где была приобретена Бенджамином Альтманом, который позже завещал её нью-йоркскому Музею Метрополитен.

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор — поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Читайте также  Самая высокая гора северной америки (сша), ее высота в метрах

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе — проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Богородица с младенцем и святой Анной — Википедия — Virgin and Child with Saint Anne

В Богородица с младенцем и святой Анной [1] [2] или же Мадонна с младенцем и святой Анной [3] [4] является предметом христианского искусства, показывающего Saint Anne с дочерью Дева Мария, и ее внук Иисус. [5] Это изображение было популярно в Германии и соседних странах с 14 века.

Содержание

  • 1 Имена
  • 2 Фон
  • 3 Мать и дочь
  • 4 Иконография
  • 5 Изображения
  • 6 Галерея
  • 7 Византийская иконография
  • 8 Смотрите также
  • 9 Рекомендации
  • 10 внешняя ссылка

Имена

Названия этого конкретного предмета на других языках включают:

  • нидерландский язык: Анна те Дриен[6]
  • Французский: Анн Тринитер[7]
  • Немецкий: Анна Селбдритт[8]
  • Итальянский: Анна Меттерза[1][7]
  • Словенский: Ана Самотретя[9]

В 13 веке Якобус де Воражин включены апокрифические отчеты из Протоэвангелий Иакова о родителях Пресвятой Девы Марии в его Золотая легенда. Культ Святой Анны быстро распространился, и она стала одной из самых популярных святых Латинской церкви. Святая Анна была признана покровительницей бабушек и дедушек, рожениц и рудокопов, Христа сравнивали с золотом, а Марию — с серебром. [10] Надписи на некоторых средневековых церковных колоколах указывают на то, что святая Анна была призвана для защиты от гроз. [11]

Мать и дочь

Тема Святой Анны, Девы и Младенца была популярной темой как в живописи, так и в скульптуре. Частично это было связано с его универсальностью, «любовью и напряжением между поколениями, а также между человечеством и божественным». [12] В Анна Селбдритт Стиль, популярный в северной Германии в 1500-х годах, демонстрирует средневековый акцент на человечности Иисуса. [13] Материнство Святой Анны Марии рассматривалось как отражение материнства Марии Иисуса. [14] В 1497 году немецкий бенедиктинский аббат Йоханнес Тритемиус, в его De purissima и безупречное зачатие virginis Marie et de festivitate sancta Annematris eius связывает Непорочное зачатие с преданностью святой Анне. Хотя вопрос о Непорочном зачатии оставался предметом споров между философами и теологами, изображение непорочного зачатия Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот иногда интерпретировалось как символическое представление зачатия Марии. Энн почиталась как Авиа Кристи (бабушка Христа), матриарх Святое родствоНабожный мирян и примерная мать. [14]

Иконография

Изображения Святой Анны с Богородицей и Младенцем в XIV веке часто создавались по образцу более ранних Sedes Sapiientiae (Престол мудрости) мотив. [15] Мэри часто изображали намного меньшей фигурой, чем ее мать. [16] По мере развития преданности Святой Анне в 14 веке, иногда статуя Мадонны с младенцем изменялась, чтобы включить дополнительную фигуру Святой Анны. [14] Традиционные цвета Анны — зеленый и красный, хотя часто ее показывают в более сдержанных цветах, как у пожилых женщин. [17]

Младенец Иисус часто бывает обнаженным, что еще раз подчеркивает его человечность.

Изображения

Итальянский художник эпохи Возрождения Мазаччо занялся этой темой около 1424 г. Леонардо да Винчи сделал картина маслом на эту тему для церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Альбрехт Дюрер около 1519 г. написал масляную картину на дереве на ту же тему. [18] Варфоломей Бруйн Старший нарисовал Богородица с младенцем и святой Анной, святым Гереоном и донором c. 1520. [19]

Около 1606 г. Караваджо выполнял поручение Братства Святой Анны деи Палафреньери. Он изобразил Деву с Младенцем, наступающими на голову змея, которую наблюдала святая Анна, покровительница Палафреньери. [20]

Галерея

Леонардо да Винчи, около 1503 г.

Анна Селбдритт, Эгенбург

Анна Зельбдритт в Вере около 1450 г.

Анна Зельбдритт, Нижняя Австрия 1480

Анна-те-Дриен, Нидерланды, около 1495 г.

Санта-Ана, Эль-Ниньо-Хесус-и-ла-Вирхен (Бенсон), около 1495 г.

Богородица с младенцем и святой Анной, Корнелис Энгебрехтс, около 1500 г.

Святая Анна с младенцем Христом, Богородица и Иоанн Креститель, Бальдунг c.1511

Византийская иконография

Восточные изображения апокрифического повествования подражают библейскому описанию Благовещение из Ангел Гавриил к Мэри и принять форму возлежащего Агиос Иоахима у фонтана с двойными пузырьками или колодца, [21] подразумевающий вечную девственность Марии проистекает из тайны ее Непорочного зачатия в утробе ее матери Агии Анны, линейно согласуясь с утверждениями восточных верований о шествии Святого Духа. В отсутствие современной метеорологии и, следовательно, научных знаний о том, как поверхностные воды естественным образом пополняются атмосферной влагой, раннехристианский художник был ограничен линейной символикой гравитации, известной в топографии региона. [22] Роса и явление манны в пустыне были известны, но почитаемы как невыразимые.

Художник Альбрехт Дюрер.


Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон).

Читайте также  Явление сивиллы императору августу, парис бордоне

«Праздник всех святых»
(Алтарь Ландауэр) 1511,
Музей истории искусств, Вена

«Христос среди книжников» Собрание Тиссен-Борнемица, 1506, Мадрид

«Адам и Ева» 1507, Прадо, Мадрид (самое красивое изображение Адама и Евы !! )

«Мадонна с грушей» 1512, Музей истории искусств, Вена

Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид). При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Святой Иероним” (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.

“Меланхолия I ” (1514)

«Рыцарь, Смерть и Дьявол» 1513

«Четыре всадника Апокалипсиса»

«Праздник четок» 1506, Национальная галерея, Прага

«Святой Иероним» 1521

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).
В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, — хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, — он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, — особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению. ”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

Ecce Homo (Сын человеческий)
Около 1495, Кунстхалле, Карлсруэ

«Портрет отца Дюрера в 70 лет» 1497

«Поклонение волхвов» 1504

«Император Максимиллиан I» 1519

«Алтарь Паумгартнера» 1500-1504

«Семь печалей девы» 1497

«Императоры Карл и Сигизмунд» 1512

«Портрет юноши» ок. 1504

«Портрет молодой венецианки» 1505

«Мария с младенцем и святой Анной» 1519

«Портрет женщины» 1506

«Портрет Иеронима Хольцшуэра» 1526

Алтарь Ябаха, наружняя сторона левой створки » Иов, терпящий унижение от жены» Около 1500-1503

«Портрет неизвестного в красной мантии» (св. Себастьян) Около 1499

«Портрет Освальда Крелля» 1499

«Alliance Coat of Arms of the Dure and Holpe Families» 1490

«Портрет Фелиситас Тухер» Диптих, правая сторона 1499

«Портрет Ганса Тухера» Диптих, левая сторона 1499

«Портрет мужчины на зелёном фоне» 1497

«Портрет Михаэля Вольгемута» 1516

«Апостол Филипп» 1516

» Мадонна с яблоком» 1526

«Куст травы» 1503

«Мария с младенцем перед аркой ворот» 1494-97

«Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского»

«Кающийся св. Иероним»

«Мадонна с щеглом»

«Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер» 1490-93

«Портрет Альбрехта Дюрера» отец художника 1490-93
Цитата сообщения Александр_Ш_КрыловПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Альбрехт Дюрер

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Биография Альбрехта Дюрера

Немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.

Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.

Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера.

В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен

Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492–1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.

Альбрехт Дюрер. Дворик замка в Инсбруке. Акварель. 1494. Вена, Альбертина

В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Читайте также  Самое большое насекомое в мире (топ крупных насекомых планеты)

Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.

Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, Нюрнберг, Германский национальный музей

В 1503–1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Обе фигуры – плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.

В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров, и местом «где я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит». В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них – толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников.

История жизни Альбрехта Дюрера

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507–1511 более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям).

Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506

В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью; справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.

Если в 1507–1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511–1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – Малые Страсти. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.

Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

В 1513–1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол; Св. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь – аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (3ґ3,5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Анной (1519–1520, Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I

В 1519 Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе – проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию.

Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические, и протестантские оттенки. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488).

Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге

На левой створке столь любимый Лютером Иоанн Богослов помещен перед Петром – камнем утверждения католицизма; на правой створке Павел, апостол Реформации, стоит впереди Марка. Возможно, это произведение было создано специально для недавно ставшего протестантским города; однако надпись внизу можно расценивать и как предостережение против любого проявления религиозного фанатизма.

Умер Дюрер в Нюрнберге 6 апреля 1528.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: