Беременная женщина и смерть - эгон шиле - JEKATERINBURG.RU

Беременная женщина и смерть — эгон шиле

Жизнь и смерть Эгона Шиле

В детстве Эгон Шиле много рисовал: поезда, рельсы и семафоры, потому что это единственные достопримечательности небольшого австрийского города Тульн-ан-дер-Донау, где он родился и рос. Наброски с течением времени перевоплотились в картины, и в 28 лет Шиле ушел из жизни ярчайшим представителем австрийской живописи наравне с Густавом Климтом.

Детство и юность

Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 года в семье Марии и Адольфа. Мать по национальности чешка, отец — австриец. Глава семейства работал на железной дороге, и оттуда мальчик черпал вдохновение для первых эскизов. К нему будущий художник был привязан.

Адольфа мучили приступы шизофрении. В 1905 году семья вынужденно переехала в Вену, потому что его состояние здоровья ухудшилось. Спустя некоторое время отец умер, что стало сильным ударом для мальчика.

Отношения с матерью у Эгона складывались нелегко, и после смерти супруга Мария без зазрения совести оставила мальчика и его младшую сестру Гертруду на воспитание брату Леопольду Чихачеку. Эгон презирал мать за слабость и винил в смерти отца. Будучи уже популярным, он облачил свои эмоции в портрете «Умирающая мать», хотя Мария была в добром здравии.

«Портрет Леопольда Чихачека»

Сестра была на четыре года младше Эгона. Есть предположения, что с ней мальчик познавал таинства обнаженного тела. Когда Герте исполнилось 12, они уехали на поезде в итальянский город Триест, где провели несколько ночей в номере отеля. Еще пару раз Леопольду приходилось выбивать дверь комнаты, чтобы узнать, чем заняты дети.

Нельзя сказать наверняка, передалась ли австрийскому художнику болезнь отца, но отдельные симптомы проявились в характере и поведении Эгона еще в юности. Он страдал манией величия и преследования, иногда — галлюцинациями, часто находился в состоянии возбуждения. Впрочем, легкое сумасшествие прослеживается и в произведениях Шиле.

Живопись

Восхождение австрийца к Олимпу живописи началось в 1906 году с поступления в Венскую школу искусств и ремесел, затем — в Академию изобразительного искусства. Спустя год он познакомился с Густавом Климтом — прославленным австрийским модернистом. На тот момент художник был в творческом расцвете и как раз писал известнейшую картину «Поцелуй».

Эгон Шиле и Густав Климт

Климт рассмотрел в Шиле тягу к творчеству, первое время покупал картины юного дарования и показывал коллегам по ремеслу. Такая реклама помогла Эгону в 1908 году дебютировать на выставке. В залах Художественной галереи Вены, в окружении работ Климта, Ван Гога и Эдварда Мунка, висели его не по годам взрослые, осознанные и мрачные картины.

Нескольких недель выставки хватило, чтобы имя Эгона Шиле узнали в Австрии. Скоро ему начали заказывать портреты, но художник привык творить свободно. Рисовал лишь тех, кто был ему симпатичен, чаще — любовниц. Например, некоторое время у Шиле был роман с 17-летней Валли Нойциль. «Портрет Валли», написанный в 1912 году, стал шедевром среди множества работ Эгона, потому что он пропитан любовью художника и страстью модели.

«Портрет Валли»

Биография Шиле оказалась коротка. Но за годы занятий живописью он успел создать немало шедевров, которые по сей день украшают мировые музеи. Наброски знаменитых картин хранятся в галерее Альбертина в Вене.

«Беременная женщина и смерть»

Преобладающие темы в творчестве Эгона — смерть и зарождающаяся жизнь. 1910 год автор провел в гинекологической клинике: рисовал беременных женщин, сочетающих в себе оба этих понятия. Ведь во время родов женщина может умереть, оставив вместо себя на свете существо, у которого впереди вечность. Так появилась картина «Беременная женщина и смерть».

Картины

Женщина — частый «гость» в картинах Эгона. Как Климт, он тяготел к обнаженной натуре. Так, на полотне «Two Friends» (в переводе «Два друга») изображены фигуры. Слово «друг» не намекает на принадлежность людей к какому-либо полу, однако по очертаниям понятно, что на картине две женщины.

«Two Friends»

«Женщина в черных чулках», «Женщина в зеленых чулках», «Дерущиеся обнаженные женщины», «Обнаженное женское тело» — эти картины Шиле рисовал с бедных девушек, которые приходили в мастерскую, чтобы подзаработать. Не менее четверти из 250 созданных им картин отдавали дань эротизму. Характерно, что Эгон не пытался показать людей красивыми, совершенными — фигуры узловатые, вытянутые и малопривлекательные.

«Женщина в чулках»

В раннем периоде жизни австрийский художник рисовал пейзажи. Так, первая картина, которую он показал Климту, — «Гавань в Триесте». Она не имеет ничего общего с тем, что Шиле будет наносить на холст позднее: яркие цвета, близость к реализму. При взгляде на нее словно слышишь шум прибоя.

Отдельную часть наследия Эгона составляют автопортреты и самый известный из них — «Автопортрет с физалисом».

Последняя картина, которую Шиле успел написать до кончины, — «Семья». На ней изображен он сам, супруга Эдит Хармс и их нерожденный ребенок. Силуэты сглажены, а лица людей — спокойны, несмотря на наступающую смерть. Спустя несколько недель после того, как произведение было завершено, автор умер.

Личная жизнь

В личной жизни художника было много любовниц, в том числе Валли Нойциль и, по данным некоторых исследователей, младшая сестра Гертруда. Однако законом он успел связать себя с одной женщиной.

Эгон Шиле и Валли Нойциль

В 1915 году, после бурного романа с Валли Нойциль, Шиле взял в жены состоятельную Эдит Хармс. Она жила по соседству с мастерской. Накануне вспышки испанки в 1918 году Эдит узнала, что беременна, но так и не успела родить — умерла на шестом месяце беременности.

Эгон Шиле и Эдит Хармс

Смерть

В 1918 году испанский грипп добрался до Австрии. Сначала болезнь подхватила Эдит Хармс.

Шиле как мог облегчал ее участь, но так и не смог помочь — супруга скончалась 28 октября. Спустя три дня, 31 октября, на 29-м году жизни от испанки умер сам художник.

Эгон Шиле. Часть 1

Эгон Шиле умер в двадцать восемь лет. Но смерть присутствовала в его картинах уже тогда, когда он только нащупывал собственный стиль, постепенно отходя от гламурно-мифических фигур своего кумира и наставника Густава Климта.

Густав Климт дал никому неизвестному семнадцатилетнему Эгону Шиле путевку в мир большого искусства и именно ему пророчили место на освободившемся престоле первого художника Австрии после смерти Климта.

Смерть стала для Эгмона сильнейшим потрясением в момент, когда умер его отец. Подростку исполнилось всего четырнадцать. Художник болезненно воспринял эту смерть еще и потому, что с отцом у него всегда была очень близкая связь, чего не случилось с матерью.

«Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я. Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».

В семье художника были очень сложные отношения между супругами, что отразилось в конечном итоге на характере единственного сына, сделавшие его неуправляемым, своенравным с маниями величия и преследования. Мать, отдав сына после смерти мужа на воспитание своему брату, тихо ушла из жизни подростка, забыв и мужа, и сына, чего Эгон Шиле никогда не мог ей простить.

Отношение к матери стало темой одной из знаковых картин художника «Умирающая мать». Она была написана в 1910 году, когда мать была очень жива. На картине – портрет бледной, костлявой женщины, чье лицо больше похоже на маску смерти. Мать находится на заднем плане, оттесняемая ярким, как рубин, пятном ее ребенка в центре холста.

Но ребенок с живым розово-красным лицом помещен в черный кокон смерти, а маска его матери и ее костлявые руки напоминают хватку смерти. Двойная черная спираль — вокруг матери и ребенка – усиливает трагичность картины и говорит о присутствии смерти уже в самом зародыше жизни. Эта картина — ключ к пониманию творчества Эгона Шиле.

Читайте также  Кабачок, эдуард мане, 1879

Смерть, как и вообще все умирающее и безобразное, по мысли художника, играет роль усилителя жизни и красоты. Они обостряют жизнь, как обостряет ее все находящееся на краю гибели: в этот момент красота становится особенно яркой, а человек начинает ценить каждый проживаемый им день.

Эгон Шиле создает красоту уродливого в живописи так же, как в конце XIX века в поэзии создавал красоту умирающего, стареющего и разлагающегося тела Шарль Бодлер. Соседство рождения и умирания, жизни и смерти Эгон Шиле особенно остро почувствовал в гинекологической клинике, где ему разрешили рисовать беременных женщин.

Именно в этом месте появление новой жизни, как плода любви, и умирание старой как нигде близки. Здесь ощущаешь, что человек рождается в смерть, что теперь она будет сопровождать его всю жизнь, и особенно остро — в моменты интимной близости.

Темы любви, жизни и смерти проходят сквозной линией через творчество художника, даже если на картинах не мужчина и женщина, а деревья, дома и пейзажи. Нервная, экспрессивная манера, ломаная линия рисунка делают художника ярким представителем австрийского модерна и экспрессионизма, олицетворяющего новое искусство начала XX века.

Экспрессивное воплощение Эгоном Шиле темы жизни-смерти очень сильно повлияло на многих художников, в частности, на Эдварда Мунка, создавшего серию картин с символичным названием «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Почти все лица на картинах Эгона Шиле выглядят как посмертные маски трупов, похожие на лицо смерти из картины «Смерть и девушка», а обнаженные женщины в картинах позднего периода — на безжизненные мертвые куклы.

Однако тема, ставшая ключевой в творчестве Эгона Шиле, оформилась не сразу. Поначалу чувственные, эротичные и демонические образы покровителя художника — Густава Климта — захватили Эгона Шиле и превратились в навязчивую идею, но это длилось недолго.

Уже к двадцати годам, с 1910 года, работы Эгона Шиле приобретают самостоятельность и оригинальность, где главными отличительными особенностями становятся линия и контур, а фирменным знаком – сексуальность и эротика как олицетворение жизни-смерти.

Изменение стиля художника случилось внезапно, как моментальный прорыв, тем более удивляющий, что его академическая учеба была недолгой и проходила в кругу консервативных наставников, которых раздражало стремление строптивого студента рисовать по-своему.

Но, несмотря на неудовольствие преподавателей, раннее знакомство с Густавом Климтом, восхищение метра показанными ему Эгоном собственных рисунков и картин, дали возможность Шиле участвовать в выставках уже с восемнадцати лет.

Через десять лет карьера и слава молодого Шиле достигла пика, обеспечив его финансами, заказами, возможностью развиваться, иметь дом, семью, хорошую мастерскую и блестящие перспективы.

Но через несколько месяцев после триумфа, накануне дня всех святых, тридцать первого октября 1918 года, художник скончался от смертоносного гриппа, унесшего тогда двадцать миллионов жизней.

Раннее взросление Эгона Шиле как художника позволяет многим сравнивать его с гениальным Артюром Рембо.

Оба гения числились по разряду Enfant terrible, оба начали свой творческий путь очень рано, возникнув сразу и словно из ничего: один в семнадцать – уже сложившийся поэт, второй – оригинальный художник.

Оба — бунтари, чье поведение выходит за рамки устоявшихся приличий и норм буржуазного общества, возмущавшее своей аморальностью.

Эгон Шиле шокировал публику обнаженными фигурами несовершеннолетних девочек и своими вызывающими автопортретами, по числу которых он превзошел даже Рембрандта, считающегося лидером по их числу.

Автопортретов у Эгона Шиле очень много, они разные – двойные, тройные, обнаженные и обычные, часто не похожие на автора. Поклонник Зигмунда Фрейда и знаток фрейдистской теории художник находится по отношению к себе и своему телу как психоаналитик, взирающий на себя как врач.

Потом этот подход будет развивать Люсьен Фрейд, тоже смотрящий на себя и свои модели как ученый-исследователь или врач — на пациентов. Отстраненность взгляда художника на модели делает автопортреты Шиле отчужденными от него самого, отражая скорее человеческую сущность вообще, а не тело конкретного человека с конкретным именем.

Поведение художника и тщательность, с какой он изображал тело во всех тонкостях его сексуальности, в глазах обывателя были недопустимыми и переступающими грань дозволенного. В связи с этим художник вынужден был сначала переселиться в другой город, а через год и вовсе поплатиться почти месячным заключением в тюрьму по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней и порнографии.

Правда, в суде изнасилование не было доказано, но найденные при обыске в его квартире коробки с неприличными рисунками и картинами, дали основание осудить его за распространение порнографии среди несовершеннолетних, а несколько его картин и эскизов были публично сожжены.

Автопортрет для Эгона Шиле, был однако, только средством, с помощью которого он проникал в подсознание человека, где всегда находил одно и то же: обнаженное, скрюченное, осеннее дерево, с которого видимо и слышимо опадают листья.

Художник любил рисовать осень и голые деревья, а человеку одетому предпочитал обнаженного. Тела Эгона Шиле не просто не прикрыты, они выглядя так, будто с них содрана не только одежда, но кожа. Обнаженные деревья и человеческие тела яснее проявляют свою суть, а потому честнее.

Осенние деревья у художника – те же автопортреты, как «автопортретно» все его творчество. У дерева изломанные ветки снаружи, у человека — внутри; голые ветви на фоне неба и камней выглядят видимыми трещинами, в человеке — его сокровенная суть предстает в виде изломов рук, ног, обрубленных конечностей и гримас, действующих на зрителя неожиданно эмоционально и болезненно.

Любимыми цветами художника были цвета осени, времени увядания и смерти. Черный, темно-коричневый, коричневый, темно красный, вишневый, желтый, наиболее точно передают и усиливают главную мысль и настроение художника.

Так же яростно и экспрессивно с внутренним проникновением в суть Эгон Шиле изображает женское тело, особенно выделяя в нем женские гениталии, шокирующие даже привыкшего ко многому современника начала века XXI.

Эгон Шиле. Много таланта, мало времени

В детстве Эгон Шиле много рисовал. В основном железную дорогу, поезда, семафоры. Так как это было единственной достопримечательностью маленького городка.

Жаль, но эти рисунки Эгона Шиле не сохранились. Родители не одобряли увлечение отпрыска. Зачем сохранять детские, хоть и весьма талантливые рисунки, если в будущем мальчик станет железнодорожным инженером?

Семья

К отцу Эгон был очень привязан, а вот с матерью дружбы не сложилось. Он даже написал картину «Умирающая мать», хотя мать была в это время живее всех живых.

Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Commons.m.wikimedia.org

Мальчик очень переживал, когда Адольф Эгон, его отец, стал постепенно сходить с ума и был вынужден отправиться в лечебницу, где вскоре умер.

С сестрой у будущего художника также были близкие отношения. Мало того, что она могла часами позировать старшему брату, так исследователи подозревают их ещё и в кровосмесительной связи.

Эгон Шиле. Портрет Гертруды Шиле, сестры художника. 1909 г. Частная коллекция, Грац. Theredlist.com

Влияние других художников

В 1906 году после препирательств с семьёй, Эгон всё-таки ступает на путь художественного ремесла. Он поступает в Венскую школу, а после переводится в Академию искусства. Там он знакомится с Густавом Климтом.

Эгон Шиле. Климт в синем халате. 1913 г. Частная коллекция. Commons.m.wikimedia.org

Именно Климт, когда-то констатировавший, что в юноше «даже слишком много таланта», ввёл его в общество венских художников, познакомил с меценатами и покупал его первые картины.

Чем же приглянулся мэтру 17-летний парень? Достаточно взглянуть на его первые работы, например, «Гавань в Триесте».

Эгон Шиле. Гавань в Триесте. 1907 г. Художественный музей в Граце, Австрия. Artchive.ru

Чёткая линия, смелый цвет, нервная манера. Однозначно талантливо.

Читайте также  Мадонна с младенцем в окружении ангелов, филиппо липпи, 1437

Конечно, Шиле многое перенимает у Климта. Это видно по ранним работам, до выработки собственного стиля. Достаточно сравнить «Данаю» одного и второго.

Слева: Эгон Шиле. Даная. 1909 г. Частная коллекция. Справа: Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда, Вена

А ещё в работах Шиле есть и влияние Оскара Кокошки, ещё одного австрийского экспрессиониста. Сравните вот эти их работы.

Слева: Эгон Шиле. Любовники. 1917 г. Галерея Бельведер, Вена. Справа: Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914 г. Художественная галерея Базеля

Несмотря на схожесть композиций, разница все же существенная. Кокошка больше про эфемерность и потусторонность. Шиле – про реальную страсть, отчаянную и некрасивую.

«Порнограф из Вены»

Именно так называется роман Люиса Крофтса, посвящённый художнику. Он был написан уже после его смерти.

Шиле любил обнажённую натуру и с маниакальным трепетом рисовал её снова и снова.

Посмотрите на следующие работы.

Слева: Сидящая Обнаженная, опершись на локти. 1914 г. Музей Альбертина, Вена. Справа: Танцор. 1913 г. Музей Леопольда, Вена

Эстетичны ли они?

Нет, они мягко говоря малопривлекательны. Они костлявы и чрезмерно откровенны. Но именно безобразное, как считал Шиле, играет роль усилителя красоты и жизни.

В 1909 году мастер обустраивает небольшую студию, куда приходят бедные несовершеннолетние девушки, чтобы позировать Эгону.

Откровенные картины в жанре ню стали основным заработком художника – их раскупали распространители порнографии.

Однако это сыграло с художником и злую шутку – многие в художественном обществе открыто отвернулись от художника. Шиле усматривал в этом только неприкрытую зависть.

Вообще, Шиле очень любил себя. Говорящей будет следующая цитата из письма к матери: «Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».

Художник много рисовал своих автопортретов, в том числе и весьма откровенных. Экспрессивный рисунок, ломаные линии, искажённые черты. Многие автопортреты мало похожи на реального Шиле.

Автопортрет и фото 1913 года.

Экспрессивные города в исполнении Шиле

Человек был главной моделью Эгона Шиле. Но ещё он писал провинциальные городки. Может ли дом быть экспрессивным, эмоциональным? У Шиле может. Взять хотя бы его работу “Дома с пестрым бельём”.

Эгон Шиле. Дома с пестрым бельём. 1917 г. Частная коллекция. Melanous.org

Они веселы, задорны, хоть уже и в возрасте. А ещё с ярко выраженной индивидуальностью. Да, это описание … домов.

Шиле мог наделить характером и городской пейзаж. Разноцветное белье, каждая черепица своего оттенка, кривые балкончики.

«Всё, что живо – мертво»

Тема смерти – ещё один лейтмотив творчества Эгона Шиле. Красота становится особенно яркой, когда гибель близка.

Также мастера волновало соседство рождения и умирания. Чтобы почувствовать всю драматургию этой близости, он добился разрешения посещать гинекологические клиники, где в то время при родах часто умирали и дети, и женщины.

Размышлением на эту тема стала картина «Мать и дитя».

Эгон Шиле. Мать и дитя. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Theartstack.com

Считается, что именно эта работа знаменует начало нового оригинального стиля Шиле. В его работах совсем мало останется Климтовского.

Неожиданный финал

Самыми лучшими работами Шиле признаны картины, где моделью автора была Валери Нойзель. Вот ее знаменитый портрет. Причём один из немногих, который подходит для просмотра тех, кому нет ещё 16.

Эгон Шиле. Валери Нойзель. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikipedia.org

Натурщицу Эгон «позаимствовал» у Климта. И та быстро стала его музой и любовницей. Портреты Валери смелы, бесстыдны и…лиричны. Неожиданное сочетание.

Эгон Шиле. Женщина, сидящая с согнутым коленом. 1917 г. Национальная галерея в Праге. Artchive.ru

Но перед своей мобилизацией Шиле порвал с любовницей, чтобы жениться на соседке – Эдит Хармс.

Валери в отчаянии пошла работать в Крастный Крест. Там она заболела скарлатиной и умерла в 1917 году. Спустя 2 года после расставания с Шиле.

Когда Эгон узнал о ее смерти, он поменял название картины “Мужчина и девушка”. На ней они изображены вместе с Валери в момент расставания.

Новое название “Смерть и девушка” красноречиво говорит о том, что Шиле чувствовал свою вину перед бывшей любовницей.

Эгон Шиле. Смерть и девушка. 1915 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org

Но и с женой Шиле насладиться счастьем так и не успел – она умерла беременной от испанки. Известно, что Эгон, не слишком щедрый на чувства, тяжело переживал потерю. Но недолго.

Всего через три дня та же самая испанка оборвала и его жизнь. Ему было всего 28 лет.

Незадолго до смерти Шиле написал картину “Семья”. На ней – он, его жена и их нерожденный ребёнок. Возможно, он предствувтсвовал их скорую гибель и запечатлел то, чего никогда не будет.

Эгон Шиле. Семья. 1917 г. Дворец Бельведер, Вена. Wikiart.org

Какой трагический и несвоевременный финал! Незадолго до этого умирает Климт, и Шиле занимает освободившееся место лидера венского авангарда.

Будущее сулило большие перспективы. Но не случилось. Художнику, который обладал “слишком большим талантом”, не хватило времени…

И в заключение

Шиле всегда узнаваем – это неестественные позы, анатомические подробности, истерическая линия. Он бесстыден, но философски понятен. Его герои некрасивы, но вызывают яркие эмоции у зрителя.

Человек стал его главным героем. А трагизм, смерть, эротизм – основой сюжета.

Ощутив на себе влияние Фрейда, Шиле сам стал вдохновителем таких художников как Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд.

Шиле оставил поразительное число своих работ, доказав своим примером, что 28 лет – это и слишком мало, и слишком много.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эгон Шиле. Автопортрет с цветами-фонариками. 1912 г. Музей Леопольда, Вена.

Мрачное творчество Эгона Шиле

  • Новости
  • События в Музее
  • Фотогалерея
  • Экспонаты музея
  • Часы работы и цены
  • Пресса о нас
  • Необычные музеи
  • Музей приглашает к сотрудничеству
  • Музей входит в Ассоциацию частных музеев России

Последние новости

Наш адрес

п. Восход, ул. Военторговская 4/16
Режим работы :

Ежедневно, кроме понедельника
с 11.00 до 19.00
Экскурсии проводятся в 12.00 и 16.00

Телефоны:
+7 (383) 363-03-29
+7-913-712-3709

WhatsApp(для сообщений): 8-913-712-37-09

Ваш вклад в экспозицию

Новости Похоронного Портала

  • ЮАР. Создано приложение для организации похорон
  • Похороны дело грустное? Да. Мрачное? Нет
  • Новокузнецк. Вандалы спилили крест с венгерского мемориала
  • Мест нет: в Перми возникли проблемы с захоронением людей
  • Охране и помощникам погибшего главы МЧС Зиничева может грозить наказание за халатность

Популярное

  • КАК УМЕР АНТОН ЧЕХОВ
  • Какие существуют виды смерти?
  • Контакты, расписание, цены
  • Из истории “Похоронного марша” Шопена
  • Экспозиция “Посмертная фотография”. Музей погребальной культуры

Эгон Шиле (Egon Schiele), 1890 — 1918 гг — австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна.

Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм.

В 1904 из-за ухудшения здоровья скоропостижно скончался отец художника. Шиле впоследствии всю жизнь ощущал влияние своего отца. В 1913 году он писал сводному брату: “Я не знаю, есть ли вообще кто-либо еще, кто вспоминает моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю, кто еще в состоянии понять, зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль. Я верю в бессмертие всех созданий… почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне”. Шиле невзлюбил свою мать, поскольку считал, что она не носила должного траура по отцу.

19 октября 1918 беременная жена Эдит заболела испанкой и через 9 дней скончалась. Шиле, который, казалось, никогда в жизни не писал ей любовных писем, пославший её матери в середине ее болезни хладнокровное сообщение, что, вероятно, Эдит умрет, был опустошен потерей. Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями позже своей жены.

Читайте также  Рисунок "витрувианский человек", леонардо да винчи - описание

Вот такая короткая и печальная жизнь была у Эгона Шиле, её отголоски можно и по сей день наблюдать на его картинах.

На картине «Семья» умирающий художник Эгон Шиле изобразил трёх жертв «испанки» — себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнка. Испанка- массовая пандемия гриппа, начавшаяся в последние месяцы Первой мировой войны и обошедшая его по масштабу жертв, скончалось до 5% населения Земли. Эгон Шиле скончался от болезни в 28 лет через три дня после смерти беременной жены Эдит.

«Мертвая мать», 1910

«Смерть и Женщина»

«Видящий собственного духа, или Смерть и мужчина»

10 картин Эгона Шиле которые вы должны знать

Эгон Шиле (1890-1918) жил и работал в Вене, интеллектуальной и художественной столице Европы на рубеже веков. Он был учеником Густава Климта и пионером-экспрессионистом, работавшим в собственном стиле. За столь короткую жизнь Шиле написал 300 картин и несколько тысяч рисунков. В течение многих лет, его работы назывались исключительно порнографическими. Но он продолжал следовать своему собственному художественному замыслу. Работы Шиле гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд. Давайте посмотрим на 10 его картин.

1. Автопортрет в виде сидящего обнажённого

Невозможно уйти от традиционной живописи эпохи Возрождения дальше, чем Шиле с его автопортретами. Он много раз рисовал себя обнаженным, включая изображения себя мастурбирующего. Его работы и сегодня, спустя столетие, шокируют и потрясают. В 1910 году ему было всего лишь 20 лет, но к этому времени он выставлял работы уже в течение двух лет. В «Автопортрете в виде сидящего обнаженного» художник раздет, его тело — странное, нездорово бледное на белом фоне. Как будто он существует в пустоте, неспособный соединиться ни с чем вне себя. Вы найдете картину в музее Леопольда в Вене.

Автопортрет в виде сидящего обнажённого, 1910

2. Автопортрет с физалисом

Автопортрет художника — это традиция, восходящая к эпохе Возрождения и Ван Эйку, Дюреру, и великому мастеру формы Рембрандту. Шиле было всего 22 года, когда он написал свой «Автопортрет с Физалисом», но его стиль удивительно зрелый в этой загадочной работе. Этот пронзительный взгляд на зрителя: брови выгнуты, губы сжаты — наводит на мысль о высокомерии молодого человека, осознающего свой огромный творческий талант. Он выглядит отрезанным от общества с его обыденными, тоскливыми правилами и нравами. С массами черного, которые образуют волосы и жакет Шиле резко контрастирует яркий плод физалиса. Это еще одна работа в музее Леопольда.

Автопортрет с физалисом, 1912

3. Портрет Валли Нойциль

В короткой жизни Шиле две женщины сыграли заметную роль. Он впервые встретился с Валли Нойциль в 1911 году, когда ей было 17 лет. Предположительно, она была моделью Климта, а для Шиле она стала музой, моделью и любовницей. Вместе они покинули Вену. Портрет Валли является спутником его собственного Автопортрета, но вместо его смелой уверенности зрители видят грусть, нежность в ее больших лазурных глазах, скромно склоненную голову. Во время Второй мировой войны была захвачена нацистами и стала предметом судебного разбирательства, в результате сейчас картина находится в коллекции музея Леопольда в Вене .

Портрет Валли Нойциль, 1911

4. Слепая мать

«Слепая мать» — одно из самых странных произведений Шиле, отражающее его собственные беспокойные отношения с матерью. Материнство было темой, к которой он возвращался снова и снова в «Мертвой матери», «Молодой матери» и «Слепой матери II». То, как зрители должны понимать «Слепую мать», трудно оценить. Она нездорово худая и бледная, ее губы ярко красные. И она, кажется, в каком-то шкафу или на чердаке с пустым сундуком позади нее. Что должен значит пустой сундук? Какой смысл вложен в странную позу женщины?

Слепая мать, 1914

5. Смерть и девушка

Пожалуй, величайшая работа Шиле, «Смерть и девушка», находится сегодня в Австрийской галерее Бельведер в Вене. У картины печальная предыстория: брошенная Эгоном Валли после расставания выучилась на медсестру и работала в военном госпитале. Она умерла от скарлатины в конце 1917 года. Возможно, ее судьба была бы совсем иной, если бы она осталась с Шиле. Предположительно, он винил себя в том, что случилось с его музой. И рисуя эту картину ассоциировал себя со Смертью, а Девушку с Валли. Этот маниакальный взгляд в глазах Смерти, костлявые пальцы, действительно нервируют. Окружающая их обстановка — что-то похожее на грот или подземелье.

Смерть и девушка, 1915

6. Объятия

Шиле женился на Эдит в 1915 году. Три дня спустя он был призван в австрийскую армию. Он продолжал рисовать во время службы. Брак, кажется, сделал манеру Шиле более спокойной. Сравните «Объятия» 1917-го года с ранними обнаженными фигурами, их бешеная энергия явно уменьшилась. На полотне Шиле с Эдит. Здесь даже есть что-то похожее на нежность; любовь несомненно оказала умиротворяющее влияние на художника. Его спина все еще кажется написанной грубо, но посмотрите на закрытые глаза его жены, ее руки обвились вокруг него. Ему удается передать близость, а не беспредельную безудержную сексуальную энергию, как в ранних работах.

Объятия, 1917

7. Лежащая женщина в зелёных чулках

Обнаженная или полуобнаженная женщина была одной из постоянных тем Шиле. Его «Лежащая женщина в зеленых чулках» опять же, демонстрирует его стилистический переход к более четкому, более точному изображению человеческой формы. Фигуры кажутся менее замученными, даже более здоровыми. Объем передан не странными изогнутыми линиями, а цветом. Для этой картины моделью стала Адель Хармс, сестра его жены — более худая и грациозная, чем Эдит.

Лежащая женщина в зелёных чулках, 1917

8. Четыре дерева

На протяжении многих лет Шиле в основном считался художником обнаженной плоти, слегка непристойном и бесцеремонном присутствии в западном искусстве. Однако, он написал много пейзажей и городских видов за свою короткую жизнь. В конце концов, он вырос не в Вене, а в провинции. «Четыре Дерева» — это четыре каштана осенью; один из них уже почти полностью лишен листьев и его голые, костистые ветви напоминают фигуры людей кисти Шиле. Деревья представляют собой четыре вертикальных ствола в холсте, заполненном горизонталями. Это произведение, которое восходит к пейзажной традиции немецких романтиков.

Четыре дерева, 1917

9. Край города

Чески-Крумлов — это место рождения матери Шиле; из этого города Эгона прогнали местные жители после того, как он отправился туда с Валли в 1911 году. По иронии судьбы, именно здесь теперь находится музей, посвященный его жизни и творчеству. Здесь же Шиле написал «Край города» в 1918 году. Картина сейчас находится в Новой галерее Граца.

Край города, 1918

10. Семья

Последнее крупное полотно Шиле: он назвал его «Сидящая на корточках пара», название «Семья» было дано позже. Любое автобиографическое намерение можно смело отбрасывать — Эдит совсем не похожа на изображенную женщину, и у них никогда не было детей. Фигуры можно рассматривать как единство, все трое связаны между собой. Но их вид кажется странно отрешенным. Эта картина считается одной из сильнейших иллюстраций эпидемии Испанского гриппа, «испанки», от которой в октябре 1918 умерла жена Шиле, а спустя несколько дней и он сам.

Семья, 1918

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: