Берег сены. ветёй, клод моне, 1880 - JEKATERINBURG.RU

Берег сены. ветёй, клод моне, 1880

Сиюминутные впечатления солнечного человека. К 180‑летию Клода Моне

Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет.
Оскар Клод Моне

В день всех влюблённых, 14 февраля, исполнилось 180 лет со дня рождения великого французского живописца Клода Моне.

Будущий основоположник импрессионизма родился в Париже в семье бакалейщика. За свою долгую жизнь (мастер скончался в 1926 году в возрасте 86 лет) Моне оставил огромное творческое наследие, которое хранится в лучших музеях мира.

При жизни художника прозвали человеком солнца, поскольку он не признавал ни электричества, ни газовых фонарей и работал исключительно при естественном освещении и в ясную погоду. Моне вставал с рассветом, а на закате со словами: «Если солнце спит, то что делать мне?», ложился спать.

Любовь к садовым и, особенно, полевым цветам красной нитью проходит через всю жизнь художника. Особое предпочтение он отдавал макам, ирисам и лилиям. Другой характерной чертой творчества Моне стала серийность – написание одного и того же сюжета (пейзажа) в различные времена года, время суток и погоду. При этом рисовал он очень быстро. Каждая картина великого живописца – это его сиюминутное впечатление от увиденного.

Начав в 1877 году с серии картин «Вокзал Сен‑Лазар», художник затем написал ещё восемь серий, среди которых «Долина Крёз», «Тополя», «Руанский собор», «Лондон», «Венеция». Самая масштабная серия – «Нимфеи» («Кувшинки») – насчитывает около 250 полотен с изображением кувшинок усадьбы Моне в местечке Живерни в Верхней Нормандии.

Сегодня сад Моне в Живерни, который художник называл своим «самым красивым шедевром», считается одной из главных туристических достопримечательностей Франции, а картины его бывшего обладателя – одними из самых ценных и дорогих в мире.

Завтрак на траве, 1865-1866. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве

Терраса в Сент-Андрессе, около 1867. Хранится в Музее Метрополитен в Нью‑Йорке

На берегу Сены. Бенекорт, 1868. Хранится в Чикагском институте искусств

Тюльпаны в Голландии, 1872. Хранится в Музее Орсе

Впечатление. Восход солнца, 1872. Хранится в Музее Мармоттан-Моне в Париже

Из серии «Вокзал Сен-Лазар»

Вокзал Сен-Лазар, 1877. Хранится в Музее Орсе

Прибытие поезда, 1877. Хранится в Музее Фогга в Кембридже

Поезд из Нормандии, 1877. Хранится в Чикагском институте искусств

Вокзал Сен-Лазар, 1877. Хранится в Лондонской национальной галерее

Дорога в Ветёй зимой, 1879. Хранится в Художественном музее Гётеборга

Берег Сены. Ветёй, 1880. Хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне

Пшеничное поле, 1881. Хранится в Кливлендском музее искусства

Рыбаки на Сене, 1882. Хранится в Музее истории искусств в Вене

Маннпорт. Этрета, 1883. Хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке

Маковое поле в лощине неподалёку от Живерни, 1885. Хранится в Музее изящных искусств Бостона

Стог сена в Живерни, 1886. Хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Из серии «Тополя»

Тополя в солнечном свете, 1887. Хранится в Государственной галерее Штутгарта

Тополя на Эпте, около 1900. Хранится в Национальной галерее Шотландии

Сена, 1897. Хранится в Музее Орсе

Из серии «Лондон»

Здание Парламента. Эффект тумана, 1904. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве

Здание Парламента. Сумерки, 1905. Хранится в Музее Мармоттан-Моне в Париже

Из серии «Нимфеи»

Пруд с лилиями, 1899. Хранится в Национальной галерее в Лондоне

Водяные лилии. Облака, 1903. Хранится в частной коллекции

Водяные лилии, 1907. Хранится в Музее изящных искусств Бостона

Берег сены. ветёй, клод моне, 1880

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 539
  • КНИГИ 651 562
  • СЕРИИ 24 881
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 609 635

Клод Моне 1840-1926

Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840. Через пять лет семья переехала в Нормандию, в Гавр, где отец будущего художника содержал бакалейную лавку. В 14 лет Моне писал карикатуры, заработав таким образом известность среди жителей Гавра. Здесь молодой Моне познакомился с пейзажистом Эженом Буденом, который имел странный для того времени метод работы — он писал на открытом воздухе, а не в мастерской. Моне понял основное преимущество метода Будена, дающего возможность более непосредственной и живой передачи природы на холсте, и около 1856 также стал писать на пленэре. В это время Моне вопреки желанию отца решил посвятить себя живописи, для чего отправился в Париж.

В 1859 Моне поступил в Академию Сюисса в Париже, где познакомился с великим романтиком Эженом Делакруа, реалистом Гюставом Курбе и импрессионистом Камилем Писсарро. Через год он был отправлен на военную службу в Алжир, но по состоянию здоровья досрочно вернулся в Гавр, а затем и в Париж.

В 1862 Клод Моне поступил в мастерскую известного живописца Шарля Глейра, где познакомился со своими будущими друзьями, которые, как и он сам, впоследствии стали импрессионистами. Это были молодые Огюст Ренуар, Фридерик Базиль и Альфред Сислей, искавшие новые пути в искусстве.

В 1865–1866 Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане. Однако он не собирался эпатировать публику изображением обнаженных реальных персонажей, подобно Мане. Молодой художник находился в поиске своего стиля: он уже пренебрегал линией и моделировал формы цветовыми пятнами, фигуры людей лишены четких контуров. Моне, еще в Нормандии начавшего писать на природе, интересовали эффекты естественного освещения. Сцена на лесной опушке давала возможность молодому художнику наблюдать, как солнечные лучи пробиваются сквозь листву и падают на светлые поверхности, цвет которых изменяется, благодаря этим бликам и рефлексам листвы. Моделью для написания женских персонажей была возлюбленная молодого художника Камилла Донсье, мужские персонажи написаны с Фредерика Базиля. Все общество, расположившееся на завтрак в окружении природы, занято своей беседой и никак не вступает в контакт со зрителем. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. Лицо сидящего молодого человека, изображенного в правом нижнем углу картины, также отвернуто от зрителя. Моне следует своим собственным законам, не выстраивая композицию картины, подобно театральной мизансцене. В традиционном искусстве изображение человека спиной к зрителю на переднем плане было бы недопустимым.

Картина, этюды к которой вызвали интерес многих молодых художников, в целом виде не сохранилась. Вариант, представленный в ГМИИ им. А. С.Пушкина в Москве, создан в 1866.

В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» (1866–1867, Музей д’Орсе, Париж) чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создается впечатление фрагментарности. Смысловой центр смещен к левому краю полотна. Типично жанровая сценка — дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, — утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. Дамы словно сливаются с пейзажем, на их платья бросают тень растущие кусты и плодовое деревце. Художника интересует не столько индивидуальность молодых женщин, их занятия или наряды, сколько гармония взаимоотношений человека и природы, передача световых эффектов. Судить о незначительности личностей самих дам позволяет тот факт, что все четыре барышни были написаны с одной модели — Камиллы. Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины. Крайняя фигура слева показана в профиль, стоящая рядом с ней дама прикрывает лицо букетом, а четвертая женщина и вовсе отвернулась от зрителя, протягивая руку к цветущим кустам.

Читайте также  Одевающаяся минерва, лавиния фонтана, 1613

В это же время Моне создает полотно аналогичной тематики «Дама в саду» (1867, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. Эта стаффажная фигура повернута к зрителю почти спиной, художника интересует красота полуденного пейзажа с яркими красками, длинными тенями. Композиционный центр картины — круглая клумба с красными цветами и возвышающимся деревцем; женская фигура, являющая смысловым центром произведения, смещена к самому ее краю. Она является крайней левой точкой, через которую проходит композиционная диагональ картины, поддерживаемая одним деревцем на клумбе, другим — изображенным правее. Вертикали женской фигуры и этих деревьев, а также длинные тени, отбрасываемые ими на зеленую траву, задают ритм композиции.

Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х — «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. Художник работает в реалистической манере, использует темный фон, на ко тором выделяются ярко-освещенные лицо и кисть руки молодой женщины. Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Лиричный и вместе с тем интимный образ не предназначен для всеобщего обозрения: художник разворачивает Камиллу почти спиной к зрителю, она не ищет эффектных поз, оставляя возможность разглядывать подол ее длинного платья и накинутую поверх него шубку. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность.

Камилла Донсье, модель многих полотен Клода Моне, в 1867 родила ему сына Жана, а впоследствии стала его женой. В 1867 художник написал картину «Жан Моне в колыбели» (частное собрание). Центр композиции четко обозначен расшитой колыбелькой и свисающим над изголовьем балдахином. Жанровое по сути полотно изображает мать у детской колыбельки (такие сюжеты часто встречаются в голландском искусстве). Однако правое плечо и спина сидящей Камиллы обрезаны краем картины, тем самым указывая на значимость другого персонажа полотна — укрытого одеяльцем сына.

В своем творчестве Клод Моне обращался также к жанру натюрморта. Живопись «Натюрморта с грушами и виноградом» (1867, частное собрание) более гладкая, чем в пейзажных работах художника. Композиция лаконична. Глухой темный фон не характерен для «классического» Моне. Спелые, даже слегка перезрелые фрукты смотрятся живыми — настолько правдоподобно они написаны. В этой работе Моне изучает природу и эффекты света. Художник, страстно любивший цветы, предпочитал писать их на природе.

Срезанные цветы в букетах он изображал не часто. В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (1869, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния) мастер использовал темный фон, от которого впоследствии отказался. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетеной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно — художники тщательно продумывали компоновку предметов, их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них).

Берег сены. ветёй, клод моне, 1880

Французький живописець-пейзажист, один з засновників імпресіонізму.

Моне формувався в процесі самостійної роботи на пленері (робота на природі). В пошуках нових вражень художник обладнав студію на човні, в якій плавав по Сені. Також художник протягом життя багато мандрував по Франції й за кордоном (Англія, Італія, Голландія, Швейцарія, Норвегія).

Головна тема творчості – пейзажі. Прагнув зафіксувати перехідні стани природи. Для цього він створював серії картин-варіацій на один сюжетний мотив. Він створив свій власний живописний стиль. Його особливості:

· в картині відсутні чіткі контури предметів і поступовий перехід від світла до тіні; при цьому вся картина – і фігури, і пейзаж, – є комбінацією кольорових плям.

· застосування чистих кольорів і уникання змішування фарб на палітрі. Художник розкладав складні барви на чисті кольори, які наносив на полотно окремими мазками. Щоб передати необхідний колір поряд розміщуються мазки двох контрастних фарб, які на відстані зливаються, «змішуються» в очах глядача. Напр., зелений колір листя – жовтий + синій→листя виглядає зеленим і ніби тремтить на вітру.

· завжди застосовувалися насичені відтінки контрастних кольорів (блакитний, зелений, оранжевий – у дуже незвичних кольорових поєднаннях. Тому у картинах виникає відчуття занурення у м’яке розсіяне світло.

· використовує різні за розміром мазки – і широкі, і мілкі, в залежності від задуму.

Основні події біографії

Клод Оскар Моне народився 14 листопада 1840 р. в Парижі. В 5 років сім ’ я переїхала в Нормандію, в Гавр. Батько – бакалійник, хотів щоб і син продовжив сімейну справу, але той захоплювався живописом з самого дитинства. Він з задоволенням малював карикатури, котрі успішно продавалися в лавці його батька. В 1860 році Моне був на військовій службі, але скоро захворів на брючний тиф і родичі допомогли відкупитися від армії в 1862 році.

Моне вступив в університет на факультет мистецтв, але швидко розчарувався у підході до живопису, що панував там. Він покинув навчання, але скоро вступив у студію живопису Шарля Глейра. Там він познайомився з художниками О. Ренуаром, А. Сислеєм і Ф. Базилем. Вони були приблизно одного віку, дотримувалися схожих поглядів на мистецтво і стали кістяком групи імпресіоністів.

Створив разом з друзями-імпресіоністами «Анонімне товариство живописців, художників і граверів». В 1874 р. це товариство проводить виставку, на якій була також представлена картина Моне «Враження. Схід сонця». Власне, по назві цієї картини художники-учасники і отримали найменування «імпресіоністів» (від фр. impression – враження). Вся виставка (в тому числі картина Моне) була розкритикована в друку: «зухвалий виклик прекрасному», «образа громадського смаку», «нічого спільного з красою реальної природи» – так говорили про роботу Моне сучасні йому критики. Художник, дійсно, не прагнув механічно відтворити природу. Через складну мозаїку мазків і барвистих плям він намагається передати її живий та мінливий образ. Таким чином живописець прагне донести до глядача своє власне враження від того, що зображає.

Картини імпресіоністів не приймалися в Салон, куплялися за безцінок чи не куплялися зовсім. Моне жив тривалий час і такій скруті, що не було грошей ні на хліб, ні на фарби, і він інколи не міг закінчити розпочате полотно.

«Бульвар Капуцинок». Окрім картини «Враження. Схід сонця», на 1-й виставці Клод Моне представив ще 9 робіт. Одна з них, «Бульвар капуцинок», була написана з вікна того самого будинку (ательє фотографа Надара, Бульвар Капуцинок, 35), де, власне, і проходила виставка. Художнику вдалося передати важення суєти життя паризького бульвару. Маленькими мазками темної фарби легко означені фігурки людей, ніби кубляться внизу. Журналіст Ернест Шено з приводу цієї картини писав: «Ніколи ще оживлення на вулиці, цей мурашник людей на асфальті, екіпажі на дорозі, шелест дерев, повних пилу і світла; ніколи ще невловимість, швидкоплинність, миттєвість руху не були так вірно передані, як на надзвичайній картині «Бульвар Капуцинок».

Читайте также  Самая красивая роза в мире, описание сортов цветка

Серія «Стоги». В 1888 р. Моне починає роботу над циклом. Це 1-ша велика серія картин, де він намагається зафіксувати нюанси освітлення, що міняються в залежності від часу доби і погоди. Новий метод роботи над творами: художник починав писати один пейзаж одночасно на декількох полотнах, і на кожному прагнув передати стан природи в суворо визначений, доволі короткий період часу, працюючи над одним полотном інколи не більше ніж півгодини. В наступні дні він продовжував методично писати у той самій послідовності, поки всі полотна не були закінчені. Моне хотів, щоб глядач, дивлячись на його картини, зміг відчути настрій, який виникає при милуванні одним і тим самим пейзажем, але в різний час. Він хотів, щоб спостерігач не зосереджував увагу на конкретній місцевості, а проникнув у сутність самої природи.

Міські пейзажі. Картини «Карнавал на бульварі Капуцинок», «Розвантаження вугілля», «Локомотив», «Вокзал Сен-Лазар» та інші.

Серія «Собор». Руанському собору присвячена найбільша серія Моне. Вона нараховує 50 полотен, де зафіксований величний фасад при різних станах світлоповітряного середовища, тобто в різну погоду і при різному освітленні. Над цією серією художник працював в лютому-квітні 1892 і в ті ж місяці 1893 року. Але всі полотна цієї серії датовані 1894 роком. В 1895 р. 20 робіт цього циклу були виставлені в галереї Дюран-Рюеля і мали грандіозний успіх.

Вокзал «Сен-Лазар». На мотив вокзалу Сен-Лазар Моне виконав більше 10 картин, 7 з яких, були виставлені на третій виставці імпресіоністів в 1877 р. Завдяки фінансовій допомозі свого друга Гюстава Кайботта, художника і колекціонера, Моне зняв крихітну квартирку на вулиці Монсі, розташованій недалеко від вокзалу.

На вокзалі рух потягів на деякий час призупинявся, і він міг добре бачити платформи, заповнені вугіллям топки паровозів, що постійно димлять. При цьому сам вокзал був лише «тлом» для передачі руху задимленого повітря, гри світла і тіні. В центрі уваги митця – втілення настрою та духу сучасного йому міського життя. У часи Моне залізна дорога була символом сучасного життя, так само як і прогулянки на човні, поїздки в Париж, оживлені столичні бульвари, прапорці на вулицях в дні національних свят. До того ж для Моне Сен-Лазар був не просто вокзалом – сюди приходили поїзда з Нормандії, на одному з яких він приїхав у Париж з Гавра, звідси відправлялися поїзди на Буживаль, Лувесьєнн, Ветьой – улюблені місця творчості імпресіоністів.

«Будинок Парламенту в Лондоні». На межі століть Моне, вже всесвітньо визнаний художник, тричі їздить в Лондоні: осінню 1899 р., в лютому 1900 р. і в лютому-квітні 1901 р. Особливо він любив там працювати в зимові місяці, коли місто, огорнуте туманом, виглядало казковим. З 1900 по 1903 рік художник пише види на річці Темзі при різному освітленні. Результат – більше 100 картин. Моне приваблював в першу чергу ефект туману над Темзою («приголомшливого туману», як він пише в одному з своїх листів). Цей мотив домінує в більшості його полотен, створюючи на них атмосферу містичної загадковості.

Сад Живерні та «Латаття». В пізній період творчості Моне завоював визнання і став, нарешті, отримувати достатньо коштів за свої роботи. Це дозволило йому на початку 90-х років орендувати садибу в Живерні. Там Моне прожив 43 роки, до самої смерті. Художник купив сусідню ділянку землі зі ставком і розбив 2 сади: один в традиційному французькому стилі, другий – екзотичний, так званий «Сад на воді». Сад став улюбленим дітищем Моне; мотиви «саду в Живерні» займають велике місце у творчості художника. Там він писав з натури свої останні шедеври (14 великих декоративних панно «Нимфеї» («Водяні лілії», чи «Латаття»)). 25 травня 1900 р. Клемансо, художній критик і близький друг Моне, назвав прекрасний сад художника «одним з творів майстра».

В жовтні 1890 року у Моне зображує своє улюблене місце в серії видів макового поля. Коли художник остаточно поселився в Живерні, він створив серію картин, посвячених японському містку. Згодом Моне перейшов до водяних лілій у ставку і почав писати їх в різні пори року. Так 1897 по 1919 рік була створена серія картин «Латаття». Розширені розміри полотен К. Моне останнього періоду відображають його інтерес до традиційних японських зразків живопису великомасштабного плану. В цих панно художник сконцентрував всю увагу на поверхні води з плаваючим лататтям, повністю ігноруючи зображення берегів ставку.

Як у більшості інших пейзажних творів, основну увагу художника сконцентровано на передачі різноманітних нюансів світла. Різноманітна гра світла на поверхні ставку з водяними лілеями стала темою безкінечної серії картин, до якої Моне повертався знову і знову. На картинах ми можемо побачити, оживлений променями сонця в покритий легкими брижами, що заріс водоростями і оточений плакучими вербами. На поверхні води розташувалися колонії лілей, що сяють на сонці, ніби перли. І що найдивовижніше, на картині нема горизонту і неба, його можна помітити лише в відображенні на воді.

Художник импрессионист Клод Моне (1840-1926)

Художник импрессионист Клод Моне (1840-1926) .

Камилла Моне на скамейке в саду , 1873 год, Музей искусств Метрополитен , Нью-Йорк

Оскар Клод Моне (1840-1926) является известным французским художником и одиним из основателей движения импрессионизма вместе со своими друзьями — Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль . Моне отклонил традиционный подход к пейзажной живописи и вместо копирования старых мастеров он стал учиться у своих друзей и самой природы. Моне наблюдал вариации цвета и света, вызваннае ежедневными или сезонными изменениями.

Le déjeuner sur l’herbe (правая часть), 1865-1866, с Густавом Курбе , Фредериком Базилем и Камиллой Донсье, первой женой художника, Музеем Орсе , Париж

Клод Моне в своем саду в Живерни.

Клод Моне родился 14 ноября 1840 на пятом этаже дома №45 по улице Лаффит , в девятом округе Парижа. Когда Клоду Моне исполнилось пять лет, он с семьёй переезжает в Гавр (Нормандия). Первого апреля 1851 года, Моне вступил Гавре в среднюю школу искусств. Он получил известность в местном масштабе за карикатуры , которые он продавал по стоимости от десяти до двадцати франков . Моне также брал первые уроки рисования у Жака- Франсуа Ochard , бывшего студента Жак-Луи Давид . На пляжах Нормандии примерно в 1856/1857 он встретился художником Эженом Буденом, который стал его наставником и научил его использовать масляные краски . Буден учил Моне » на пленэре » методам рисования.

Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё , , написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).

Камилла («Дама в зеленом»), Клод Моне, 1866, Кунстхалле, Бремен

Читайте также  Осень, саврасов, 1871

После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера .

После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».

Впечатление. Восходящее солнце.1872 холст, масло. 48 × 63 см Музей Мармоттан-Моне, Париж

Весна 1872, Художественный музей Уолтерса

«Садовая дорожка» 1901. Галерея Бельведер, Вена

«Белые кувшинки» 1899 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

«Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента» 1904 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

«Бульвар Капуцинок в Париже» 1873 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

«Мост, Амстердам» 1874 Музей Шелбёрна, Вермонт

«Охота (Выстрел)» 1876 Музей охоты и природы, Париж

«Тополя» 1891. Частная коллекция

«Стога» 1894 Собрание Дж. Розензафта, Нью-Йорк

«Одуванчики» 1900-е ,Частная коллекция, Украина

«Розово-лиловые ирисы» 1910 Частная коллекция

«Фиолетовые Маки» 1866 Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

«Подсолнухи» 1880 Музей Мармоттан-Моне, Париж

Сливовые деревья в цвету в Ветёе 1879 Музей изобразительных искусств, Будапешт

«Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе» 1873 Частная коллекция

«Камилла Моне с ребенком» 1875 Музей изящных искусств, Бостон

«Ваза с цветами» 1882 Институт искусства Курто, Лондон

«Дама в саду Сент-Адресс» 1867 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Поле маков в Живерни» 1890 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сад 1876 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Белый мак 1883 Частная коллекция

Банка с персиками 1866, Галерея Новых мастеров, Дрезден

«Лодка» 1887 Музей Мармоттан-Моне, Париж

«Церковь в Варанжевиле, пасмурная погода» 1882 Музей искусств Джеймса Спиида, Луисвилл

«Луга в Живерни» 1888 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Парк Монсо» 1878 Частная коллекция

«Анемоны в горшках» 1885 Частная коллекция Париж

«Большая набережная в Гавре» 1872 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878. Музей д’Орсе, Париж

«Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда» 1877 Художественный музей Фогга, Кеймбридж

Руанский собор, главный вход, 1894. Музей д’Орсе, Париж

«Автопортрет в своей мастерской» 1884 Музей Мармоттан-Моне, Париж

Потрясающие зимние пейзажи Клода Моне

Как считаете, какое время года чаще всего изображали на картинах импрессионисты? Угадали, если подумали про лето. Яркое многоцветье вдохновляло на создание шедевров практически всех художников. Клод Моне — не исключение. Чего стоят его работы, на которых запечатлены живописные сады Живерни. Но Моне испытывал творческий подъем не только от солнечных пейзажей жаркого Средиземноморья. Есть у него прекрасная зимняя серия, к сожалению, она не так популярна и узнаваема. До Моне мало кто из французских художников влюблялся в засыпанные снегом улицы, считая их унылыми, безжизненными. Но зимние работы художника опровергают это засевшее в головах утверждение. Давайте посмотрим картины вместе и отправимся на прогулку если не с мольбертом, то с фотоаппаратом.

«Сорока»

Работу художник создал в 1869 г. На создание «Сороки» Моне подтолкнули произведения Пьера Огюста Ренуара и Альфреда Сислея. На картине изображен простой деревенский пейзаж — никакого пафоса нет и в помине. Даже главная героиня — сорока — находится не в центре полотна. Изображение соткано из игры солнца и снега. Моне погружает зрителей не в историю, а в мир эмоций. Когда смотришь на холст даже с экрана компьютера, возникает ощущение, что слышишь веселый скрип снега на морозе. Полюбоваться на картину можно в парижском музее Орсе.

«Бульвар Сен-Дени. Аржантей»

Художник несколько лет прожил в небольшом городке Аржантей. Любил изображать разные уголки города и окрестностей в своих работах. Неоднократно его героем становился бульвар Сен-Дени. Всматриваясь в промозглость изображенного пейзажа, начинаешь ценить домашний уют. И в то же время очарованию картины невозможно не поддаться: «снег и солнце, день чудесный». Несмотря на солнечные блики понимаешь, что крупными падающими снежными хлопьями лучше любоваться из окна. Картина находится в Бостонском художественном музее.

«Лавакур. Снег и солнце»

Полотно создано в 1881 году. С деревней Ветей у Моне связано много значимых событий: здесь увидел свет его любимый сынишка, на кладбище похоронена жена, воодушевлявшая его на гениальные шедевры. Здесь Клод увлеченно работал. Ветей расположена на берегу красавицы Сены. Буквально напротив, через реку, — деревня Лавакур. Он писал ее во все времена года, в том числе и зимой. Искусствоведы насчитали 150 работ, на которых Клод Моне изобразил Лавакур. На картине не видно солнца. Но чувствуем, что оно появится, прорвется через завесу туч. А значит и весеннее настроение не заставит себя ждать.

Полотно хранится в Лондонской картинной галерее.

Посмотрите другие зимние пейзажи Моне, написанные в стилистике импрессионизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: