Атомная леда, дали, 1949 - JEKATERINBURG.RU

Атомная леда, дали, 1949

Атомная Леда

«Атомная Леда» — картина Сальвадора Дали, написанная в 1949 году в то время, когда Дали проживал в Калифорнии. Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Картина вместила в себя известный с XVI века иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.
Слово «атомная» появилось в названии картины потому, что вдохновлённый информацией о структуре атома, частицы в котором разделены пустотой и никогда не соприкасаются, Дали изобразил на картине все предметы висящими в пустоте и не прикасающимися друг к другу.
Сцена носит эротический характер, Леда изображена обнаженной. Сальвадор Дали представил Леду в образе своей жены, Галы, изображенной на пьедестале, лебедь находится слева позади Галы. На заднем плане изображены скалы Cap Norfeu дикий скалистый берег Коста-Брава в Каталонии регион Испании, между землями Росас и Кадакес, что позволяет нам определить местоположение сюжета.

1. Описание
В феврале 1948 года барселонский журналист Карл ос Сентис, встречавшийся с Дали в Нью-Йорке, опубликовал в «Destino» «Письмо отцу Сальвадора Дали». Объявив о скором возвращении Дали в Испанию, Сентис сообщал Дали Куси, что его сын, не написавший ни одного американского пейзажа за восемь лет пребывания в Соединенных Штатах, только что закончил картину с видом на Коста Браву. Он безумно скучает по дому и мечтает поговорить с рыбаками Порт-Льигата, увидеть, как они развешивают на берегу свои сети. Он больше не может ждать. Что косвенно подтверждает, что на заднем плане картины изображена именно данная местность.
Фон картины и детали носят печать модернизма или футуризма, что и отличает её от аналогичных сцен в более классическом исполнении.
Неоконченный эскиз среди других последних работ был показан на второй выставке Дали в галерее «Бинью». Выставка состоялась с 25 ноября 1947 года по 5 января 1948-го. Дали комментировал:
«Насколько я знаю — а я верю, что знаю наверняка, — в «Атомной Леде» море впервые изображено не соприкасающимся с землей; так, будто вы можете просунуть ладонь между морем и берегом и не намочить её. Так, по-моему, проецируется на плоскость воображения один из наиболее таинственных и извечных мифов о происхождении человеческого из соединения «божественного и животного», и наоборот.
Вместо привычного смешения плоти и перьев, традиционно изображаемого при трактовке этой темы, с обязательным переплетением рук Леды и шеи Лебедя, Дали представляет нам возвышенное переживание либидо, как бы парящее в воздухе, в соответствии с современной теорией «несоприкосновения» внутриатомной физики. Леда не прикасается к Лебедю, Леда не опирается о сиденье, сиденье не касается постамента, постамент не прикасается к морю, море не соприкасается с берегом. Здесь, по моему представлению, и скрыт корень тайны творения души — в отделении элементов земли и воды.» Вокруг Леды и Лебедя плавают различные предметы, включая площади, книги, разбитая скорлупа.
Цвета очень мягкие и теплые много оттенков оранжевого и охры. Оттенок голубой воды контрастирует с теплыми цветами на переднем плане. Свет: мы можем заметить, что она исходит от Леды и лебедя. Вокруг них белый ореол. Чем дальше от них, тем больше цветов темнее.
«Атомная Леда», законченная в 1949 году, «вознесла Галу» на уровень «богини моей метафизики», говорил позже Дали. То, что «Леда» — плод нечеловеческого труда и интеллекта, подтверждает эскиз, показанный на выставке в галерее «Бинью», и многочисленные наброски к картине.
На эскизах рис.1., рис.2. работы можно увидеть детали, не отраженные на завершенной работе, например опрокинутые сосуды, которые ассоциируются с изливающимися сосудами рог изобилия Макоши, Здания, похожие на Храмы, Юпитер греч. Зевс, Вулкан и корабли. Из эскизов можно также увидеть, что автор использовал точные науки для просчета перспективы и композиции своих работ. В книге «50 магических секретов мастерства» Сальвадор Дали писал о пользе геометрии в живописи: «Я знаю, что художники более-менее романтического склада полагают, будто эти строительные леса математики губительно сказываются на вдохновении, заставляя художника предаваться излишним размышлениям. Можете смело и без колебаний возразить им, что вам не придется утруждать свою голову, так как золотое сечение, которое Лука Пачоли называл «божественной пропорцией», позволит вам воспользоваться теми естественными возможностями, которые этот метод открывает перед вами». Над картиной «Атомная Леда» Дали работал в сотрудничестве с румынским математиком, князем М. Гикой, который помогал ему соблюсти точность пропорций.
24 июля 1949 года Дали и Гала, преодолев Атлантический океан, возвращаются в Европу. Высадившись в Гавре, они немедленно отправляются в Порт-Льигат и прочно обосновываются там. Теперь Дали — пылкий приверженец католицизма, он сосредоточивает свои творческие силы на воплощении благочестивых сюжетов. 23 ноября его Мадонна Порт-Льигата, а вернее, одна из двух написанных им версий картины, меньшая по размерам и более светлая по тональности, преподносится художником в дар Папе Пию XII. Картина продолжает заданную Атомной Ледой постановку парящих, не соприкасающихся друг с другом предметов. В качестве образца для Мадонны Дали избрал алтарную картину любимого им Пьеро делла Франческа, хранящуюся в галерее Брера Милан. В другой версии Мадонны, также как и на картине Атомная Леда, легко угадываются черты супруги Дали — Гала Дали Елены Дьяконовой.
Картина находится в Театре-музее Дали в Фигерасе.

10 евро 2004 Сальвадор Дали Атомная Леда 1949 Испания СЕРЕБРО-925 ПРУФ ФУТЛЯР сертификат

Смотрите в моих лотах другие монеты из этой серии.

10 евро. Испания. Сальвадор Дали.

Обладатель монетной регалии: Король Испании Хуан Карлос I

Серия монет посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося испанского художника, представителя сюрреализма, Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали (полн. Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали и Доменеч маркиз де Дали де Пуболь, Salvador Felipe Jacinto Dali Domènech) (11.05.1904 — 23.01.1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма. Его картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность.

Дали родился 11 мая 1904 г. в Фигерасе близ Барселоны. Как он сам сообщает в своей автобиографии, его детство было отмечено яркими эмоциональными впечатлениями, многие из которых предвосхитили его позднейшие идеи и видения. В 1921-1926 гг. он учился в мадридской Академии художеств Сан-Фернандо, где достиг технической виртуозности, копируя произведения великих мастеров прошлого. В 1925-1928 гг. Дали на некоторое время увлекся искусством своих соотечественников Пабло Пикассо и Хуана Миро, а затем обратился к давно интересовавшей его итальянской «метафизической школе» живописи. В работах представителей этой школы, особенно Джорджо де Кирико и Карло Карра, интерес к способности символов вызывать в сознании определенные образы стал основой исследований сновидений и галлюцинаций, к которым художники подходили с позиций теории Фрейда.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. вступает в брак с Галой (наст. имя Елена Дмитриевна Дьяконова, родом из Казани). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику титул маркиза де Пуболь. В том же году в городе Санкт-Петербург (шт. Флорида) открылся музей Сальвадора Дали, в котором находится самая большая в мире коллекция его произведений и библиотека работ о нем и о сюрреализме (около 2500 томов).

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.

По сертификату монета номер 6958, фирменная коробка Мадридского Уоролевского монетного двора

Смотрите в моих лотах другие монеты из этой серии.

10 евро. Испания. Сальвадор Дали.

Обладатель монетной регалии: Король Испании Хуан Карлос I

Серия монет посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося испанского художника, представителя сюрреализма, Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали (полн. Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали и Доменеч маркиз де Дали де Пуболь, Salvador Felipe Jacinto Dali Domènech) (11.05.1904 — 23.01.1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма. Его картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность.

Дали родился 11 мая 1904 г. в Фигерасе близ Барселоны. Как он сам сообщает в своей автобиографии, его детство было отмечено яркими эмоциональными впечатлениями, многие из которых предвосхитили его позднейшие идеи и видения. В 1921-1926 гг. он учился в мадридской Академии художеств Сан-Фернандо, где достиг технической виртуозности, копируя произведения великих мастеров прошлого. В 1925-1928 гг. Дали на некоторое время увлекся искусством своих соотечественников Пабло Пикассо и Хуана Миро, а затем обратился к давно интересовавшей его итальянской «метафизической школе» живописи. В работах представителей этой школы, особенно Джорджо де Кирико и Карло Карра, интерес к способности символов вызывать в сознании определенные образы стал основой исследований сновидений и галлюцинаций, к которым художники подходили с позиций теории Фрейда.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Читайте также  Розы в творчестве ренуара

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. вступает в брак с Галой (наст. имя Елена Дмитриевна Дьяконова, родом из Казани). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику титул маркиза де Пуболь. В том же году в городе Санкт-Петербург (шт. Флорида) открылся музей Сальвадора Дали, в котором находится самая большая в мире коллекция его произведений и библиотека работ о нем и о сюрреализме (около 2500 томов).

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ДО 19 СЕНТЯБРЯ МЫ В ОТПУСКЕ. Смело покупайте, все отправим после этой даты.

Личная встреча возможна в г.Москва, Екатеринбург, только при покупке одного или нескольких лотов на сумму свыше 50.000 рублей, в городе Челябинск — от 5.000 рублей. Монеты на меньшие суммы — вышлю почтой. При пересылке цена увеличивается на фактическую стоимость доставки и, по-желанию, — страховки. В Москве и Екатеринбурге бываю, но не каждый месяц — если хотите получить при личной встрече — отнеситесь с пониманием к задатку в размере от 20 % (золото) до 50%(серебро) от стоимости монет, чтобы была уверенность в обязательности сделки. Либо дорогие монеты отправлять курьерской службой по вашему выбору. Обычно это совсем недорого. СДЕК монеты не перевозит, если где то ещё в описании моих лотов осталось упоминание этой службы

Все мои монеты подлинные, оригинальные. Новоделов, копий и прочей ерунды в моих лотах нет и не будет. Занимаюсь этой темой с 1980 года (уже 41-й год. ), все мои монеты в идеальном состоянии, если не указано иное. Чаще всего лично покупал по выходу и лично хранил.

Выкуп лота — в течении трех рабочих дней после окончания торгов. Это в традициях доброго делового оборота. Если вы по каким-либо причнам не можете это сделать — прошу написать в «Обсуждении лота» ДО ЗАВЕРШЕНИЯ торгов. Обычно в таких ситуациях предлагаю оплатить задаток от 20 до 50% от цены лота. Прошу понять — нередки случаи когда у покупателей нет денег / они забывают / передумывают / появляются другие проблемы и лот не выкупается. При этом аукцион снял с моего счета свои комиссионные плюс бездарно пролетело время.

Царица Леда и Зевс-лебедь

Леда (др.-греч. Λήδα) — в древнегреческой мифологии царица Спарты, жена царя Спарты Тиндарея, дочь этолийского царя Фестия и Евритемиды.

По легенде, поразившись красотой Леды, Зевс, в образе лебедя овладел ею, после чего она снесла два яйца. Из которых вылупились дети как от Зевса, так и от мужа. Количество детей разнится в зависимости от источника, но среди них всегда присутствует «Елена Троянская» — красота которой, согласно мифу о Суде Париса, стала причиной гибели Трои.

По другому рассказу, Леда нашла яйцо богини возмездия Немесиды, которая превратилась в гусыню после соития с Зевсом в образе лебедя.

Леда вскользь упоминается Гомером в «Илиаде» (III 384) и в «Одиссее» (XI 298):

Миф о Леде и лебеде был очень популярен в античном искусстве, средневековой книжной миниатюре, в живописи и пластике эпохи Возрождения, барокко, рококо и классицизме.

В честь Леды назван астероид (38) Леда, открытый в 1856 году, спутник Юпитера под номером 13 (JXIII), открытый в 1974 году, и равнина Леды на Венере.

Фреска изображающая Леду и Лебедя найденая в Помпеях 25 ноября 2019 года. Источник: bbfauno.com

Миф о Леде

Будущий царь Тиндарей, изгнанный из Спарты своим братом Гиппокоонтом, познакомился с Ледой у ее отца, Фестия (царя некогда существовавшего города Плеврон) предоставившего ему убежище. Леда была прекрасна как богиня, и Тиндарей влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре они поженились. Когда Гиппокоонт погиб в борьбе с Гераклом, Тиндарей стал царем Спарты, а Леда — царицей.

Но не только Тиндарей был покорен красотой Леды. На царицу Спарты позарился сам Зевс. Однажды на реке Еврот, Леда спасла от неминуемой гибели лебедя гонимого орлом. Но оказалось, что лебедь это перевоплотившийся Зевс, а Орел — Афродита (или Гермес) которая помогала ему подобраться к земной красавице. Леда укрыла лебедя, пожалев его, на коленях, и заснула. Во время сна Зевс овладел ею.

Той же ночью, в покои Леды вошёл и законный супруг Тиндарей. В результате, Леда снесла два яйца из которых вылупились близнецы-диоскуры Полидевк и Кастор (покровители мореплавателей и путешественников в честь которых названо созвездие Близнецов), и две дочери — Клитемнестра и красавица Елена Прекрасная («Елена Троянская» из-за которой позже разразилась Троянская война). Причем, Кастор и Клитемнестра были детьми царя, а Полидевк и Елена — Зевса.

Царь Тиндарей узнал о невольной измене жены, но пойти против Зевса не мог, и все дети остались живы.

Зевс ознаменовал рождение Елены, создав созвездие северного полушария Лебедь (Cygnus), хотя арабы дали ему куда менее звучное название — созвездие курицы.

В разных версиях мифа приводится разное количество яиц, разное количество детей Леды:

— Яйцо было одно, но тройное. Из него вылупились Кастор, Полидевк и Елена;
— два яйца, из которых вылупилось четверо детей;
— три яйца, и три ребенка.

Но все версии сходятся в одном: Елена была дочерью Зевса.

Дочь Леды Елена обладала божественной красотой. Она стала женой царя Спарты Менелая. Но согласно мифу о суде Париса, Елена была обещана в жены троянскому царевичу Парису Афродитой. однако однажды, пока ее муж отсутствовал в Спарте, Елену похитил троянец Парис. При помощи божественных сил, царевич похитил Елену и увез в Трою, что стало поводом для начала Троянской войны.

Сестру Елены, Клитемнестру, выдали замуж за микенского царя Агамемнона, брата царя Менелая. Агамемнон во время войны возглавил греческое войско в походе на Трою. В отсутствие мужа Клитемнестра изменила ему с его двоюродным братом Эгисфом и по возвращении Агамемнона убила его и его любовницу Кассандру.

Братья-близнецы Полидевк и Кастор стали покровителями путешественников и мореплавателей. Кастор стал знаменитым воином, бегуном и непревзойдённым укротителем лошадей, а Полидевк лучшим кулачным бойцом. Но Кастор был смертным, в отличии от сына Зевса — Полидевка. О воинских навыках Кастора свидетельствует тот факт, что он обучал Геракла сражаться в полном вооружении. Оба они выигрывали призы на Олимпийских играх «Кастор и Поллукс освобождают Елену». Жан-Бруно Гасье. 1817. Источник: wikimedia.org

Яйцо богини Немизиды

В версии древнегреческого драматурга Еврипида, Зевс овладел не Ледой, а богиней возмездия Немизидой, и соответственно, яйцо снесла она. Леда только сберегла у себя яйцо принесенное ей пастухом (или подброшенное ей Гермесом), а когда из него появилась девочка, царица воспитала ее как собственную дочь.

Как и в версии про Леду, Немезида укрыла Зевса в образе лебедя от орла и когда она заснула он овладел ею, после чего Немезида стала гусыней и снесла яйцо, а лебедя и орла Зевс сделал созвездиями.

Согласно Стасину, ею пытался овладеть Зевс и преследовал её на суше и в воде (где она стала рыбой).

Некоторые мифологи считают Немезиду обожествлённой Ледой (Леда после смерти стала Немезидой).

Отражение в искусстве

Сюжет мифа о Леде стал одним из основных источников художественных образов эротического содержания. Сохранилось множество античных ваз, рельефов, статуй, посвященных сюжетам «Леда с лебедем», «Леда и лебединое яйцо (Рождение Елены)» и др.

В начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо. Картины под названием «Леда с лебедем» принадлежат кисти Джорджоне (ок. 1500), Рубенса (до 1608), Сезанна (1868), чешского художника Шимы (1938) и многих других. Сальвадор Дали написал в 1949 г. картину «Атомная Леда».
Из произведений европейских скульпторов следует отметить «Леда с лебедем» и «Леда без лебедя» Нильсена (1914 и 1919—1920). Статуи Леды созданы также чешскими и словацкими скульпторами Прейслером (1912), Кодетом (1932), Догналовой-Пешановой (1936), Гложником (1948).

Многие из этих произведений настолько откровенные что их нельзя опубликовать без отметки 18+.

Не обошли Леду стороной и поэты, в том числе Гёте, Хаксли, Элюар, Врхлицкий и Пушкин.

Известно выражение «с яиц Леды», т. е. с «самого начала»:

Атомная Леда —>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Атомная Леда» (исп. Leda atómica ) — картина Сальвадора Дали, написанная в 1949 году в то время, когда Дали проживал в Калифорнии. Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Картина вместила в себя известный с XVI века иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.

Слово «атомная» появилось в названии картины потому, что вдохновлённый информацией о структуре атома, частицы в котором разделены пустотой и никогда не соприкасаются, Дали изобразил на картине все предметы висящими в пустоте и не прикасающимися друг к другу.

Сцена носит эротический характер, Леда изображена обнаженной. Сальвадор Дали представил Леду в образе своей жены, Галы, изображенной на пьедестале, лебедь находится слева позади Галы. На заднем плане изображены скалы Cap Norfeu (дикий скалистый берег Коста-Брава в Каталонии (регион Испании), между землями Росас и Кадакес, что позволяет нам определить местоположение сюжета.

Описание

В феврале 1948 года барселонский журналист Карл ос Сентис, встречавшийся с Дали в Нью-Йорке, опубликовал в «Destino» «Письмо отцу Сальвадора Дали». Объявив о скором возвращении Дали в Испанию, Сентис сообщал Дали Куси, что его сын, не написавший ни одного американского пейзажа за восемь лет пребывания в Соединенных Штатах, только что закончил картину с видом на Коста Браву. Он безумно скучает по дому и мечтает поговорить с рыбаками Порт-Льигата, увидеть, как они развешивают на берегу свои сети. Он больше не может ждать. Что косвенно подтверждает, что на заднем плане картины изображена именно данная местность.

Читайте также  Самая надежная авиакомпания россии, какой авиаперевозчик считается лидером

Фон картины и детали носят печать модернизма или футуризма, что и отличает её от аналогичных сцен в более классическом исполнении.

Неоконченный эскиз среди других последних работ был показан на второй выставке Дали в галерее «Бинью». Выставка состоялась с 25 ноября 1947 года по 5 января 1948-го. Дали комментировал:

«Насколько я знаю — а я верю, что знаю наверняка, — в „Атомной Леде“ море впервые изображено не соприкасающимся с землей; так, будто вы можете просунуть ладонь между морем и берегом и не намочить её. Так, по-моему, проецируется на плоскость воображения один из наиболее таинственных и извечных мифов о происхождении человеческого из соединения „божественного и животного“, и наоборот.

Вместо привычного смешения плоти и перьев, традиционно изображаемого при трактовке этой темы, с обязательным переплетением рук Леды и шеи Лебедя, Дали представляет нам возвышенное переживание либидо, как бы парящее в воздухе, в соответствии с современной теорией „несоприкосновения“ внутриатомной физики. Леда не прикасается к Лебедю, Леда не опирается о сиденье, сиденье не касается постамента, постамент не прикасается к морю, море не соприкасается с берегом. Здесь, по моему представлению, и скрыт корень тайны творения души — в отделении элементов земли и воды.» Вокруг Леды и Лебедя плавают различные предметы, включая площади, книги, разбитая скорлупа.

Цвета очень мягкие и теплые (много оттенков оранжевого и охры). Оттенок голубой воды контрастирует с теплыми цветами на переднем плане. Свет: мы можем заметить, что она исходит от Леды и лебедя. Вокруг них белый ореол. Чем дальше от них, тем больше цветов темнее.

«Атомная Леда», законченная в 1949 году, «вознесла Галу» на уровень «богини моей метафизики», говорил позже Дали. То, что «Леда» — плод нечеловеческого труда и интеллекта, подтверждает эскиз, показанный на выставке в галерее «Бинью», и многочисленные наброски к картине.

На эскизах (рис.1. , рис.2.) работы можно увидеть детали, не отраженные на завершенной работе, например опрокинутые сосуды, которые ассоциируются с изливающимися сосудами (рог изобилия) Макоши, Здания, похожие на Храмы, Юпитер (греч. Зевс), Вулкан и корабли. Из эскизов можно также увидеть, что автор использовал точные науки для просчета перспективы и композиции своих работ. В книге «50 магических секретов мастерства» Сальвадор Дали писал о пользе геометрии в живописи: «Я знаю, что художники более-менее романтического склада полагают, будто эти строительные леса математики губительно сказываются на вдохновении, заставляя художника предаваться излишним размышлениям. Можете смело и без колебаний возразить им, что вам не придется утруждать свою голову, так как золотое сечение, которое Лука Пачоли называл „божественной пропорцией“, позволит вам воспользоваться теми естественными возможностями, которые этот метод открывает перед вами». Над картиной «Атомная Леда» Дали работал в сотрудничестве с румынским математиком, князем М. Гикой, который помогал ему соблюсти точность пропорций.

24 июля 1949 года Дали и Гала, преодолев Атлантический океан, возвращаются в Европу. Высадившись в Гавре, они немедленно отправляются в Порт-Льигат и прочно обосновываются там. Теперь Дали — пылкий приверженец католицизма, он сосредоточивает свои творческие силы на воплощении благочестивых сюжетов. 23 ноября его Мадонна Порт-Льигата, а вернее, одна из двух написанных им версий картины, меньшая по размерам и более светлая по тональности, преподносится художником в дар Папе Пию XII. Картина продолжает заданную Атомной Ледой постановку парящих, не соприкасающихся друг с другом предметов. В качестве образца для Мадонны Дали избрал алтарную картину любимого им Пьеро делла Франческа, хранящуюся в галерее Брера (Милан). В другой версии Мадонны, также как и на картине Атомная Леда, легко угадываются черты супруги Дали — Гала Дали (Елены Дьяконовой).

Мифологический сюжет

О Леде, и о рождении Елены существует несколько древних легенд. Наиболее распространённым является сказание о том, как Зевс, пленённый красотой юной, спустился к ней в образе лебедя и возлюбил её на берегу реки Эврот. В ту же ночь и муж — Тиндарей — возлёг с ней. В положенный срок снесла яйцо, из которого вылупились трое детей — Елена (та самая, из-за которой, согласно древним сказаниям, началась Троянская война) и братья-близнецы Кастор и Поллукс (называемый также Полидевк). Сегодня у мифологов существует мнение, что Елена была дочерью Зевса, а Кастор и Поллукс — сыновьями Тиндарея. Либо из двух яиц появилось четверо детей. Согласно этой версии, позднее была обожествлена под именем Немесида, и почиталась как богиня возмездия, беспристрастно наблюдающая за справедливым разделение благ среди людей, аналогично Богине Макоши. Иная версия древнего сказания гласит, что Зевс, влюбившись в Немесиду, и не имея возможности овладеть ею, потому что она превратилась в рыбу и спряталась в воде, принял облик бобра и стал гнаться за нею. Немесида стала превращаться из одного зверя в другого, но Зевс, преследуя её, тоже принимал облики зверей, всегда более быстрых и более ловких, чем Немесида. Обернувшись гусыней, Немесида взлетела в небо, но Зевс стал лебедем и настиг её в Аттике. Немесиде ничего не оставалось, как смириться со своей участью, отдаться Зевсу, а затем поселиться в Спарте. Леда, совершая прогулку по лесу, нашла яйцо прекрасного гиацинтового цвета и, принеся домой, положила в ларец. В положенный срок из этого яйца и родилась Елена. По другой версии мифа, она только сберегла у себя яйцо, снесённое богиней Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом; когда из него появилась красавица-девочка, воспитала её как собственную дочь. Павсаний в труде «Описание Эллады» упоминает о том, что скорлупу этого яйца показывали в одном из храмов Спарты во II в. (Paus. III 16, 1). В гробницах многих народов, в том числе минойских гробницах Крита, находят раскрашенные яйца страуса.

Параллельно древнегреческим легендам сюжет прослеживается и в индийской (Богиня Сарасвати) и в славянской (Богиня Макошь) культурах.

Леда — упомянута в «Илиаде» (III 384) и «Одиссее» (XI 298). Имя некоторые сопоставляют с именем богини Лето и объясняют его в том смысле, что первоначально была олицетворением ночи, матери светил, что также перекликается с Индийскими знаниями. С точки зрения ведической культуры, изображенные на заднем фоне видны скалы — с одной стороны золотого, а с другой серебряного цветов — могут рассматриваться как символ Солнца (Неба) и Луны (Земли), а яйца — то из чего произошел наш мир: «В начале этот (мир) был несуществующим. Он стал существующим. Он стал расти. Он превратился в яйцо. Оно лежало в продолжение года. Оно раскололось. Из двух половин скорлупы яйца одна была серебряной, другая — золотой. Серебряная (половина) — это земля, золотая — небо, внешняя оболочка — горы, внутренняя оболочка — облака и туман, сосуды-реки, жидкость в зародыше — океан. И то, что родилось, это солнце». Чхандогья-Упанишада 3, 19, 1-3][3].

Сюжет действительно напоминает также изображение древнерусской Богини Макоши (Мокошь) прядущей нить жизни (судеб) с помощью веретена или прялки (нить и прялка (с колесом) отсутствует на картине, что, возможно, символизирует отсутствие связи (нити) между небом и землей и/или остановку времени, поскольку колесо прялки может также ассоциироваться с Колесом Времени (в древнеиндийском мировоззрении оно именовалось Колесом Калы, а в буддийском — Колесом Сансары) — символ Вечного Возвращения в постоянной борьбе между жизнью и смертью или же Солнцем), интересно что изображения прялки или веретена также встречается на Христианских Иконах (Богородицы, Софии), там же встречаются использованные Дали подножья, напоминающей по своей форме закрытую книгу. что может символизировать некоторые сокрытые (тайные) знания. Кстати, на некоторых изображениях Сарасвати, также используется подножье, но уже в виде раскрытой книги. В рассматриваемом ключе становится понятной поза, в которой автор запечатлел Леду — такая поза характерна для женщины за прялкой. Предмет в форме буквы «А» может ассоциироваться как с угольником, так и с основанием прялки, часто изготавливаемом в форме данного предмета. В данном контексте Лебедь олицетворяет собой Кудель, а Яйцо (и капли воды) — согласно Ригведам, первоначальная основа, из которой постепенно развилось все, первичные (космические) воды носили в своем лоне яйцо, из которого появился Творец мира, он же начало и конец, он же Альфа и Омега (Откр.1.8) — этот символ можно разглядеть на изображенном пьедестале — знак бесконечности, также встречается на изображениях Макоши, кроме того данный символ можно встретить на изображениях Музы Урании, в иконографии (в виде букв α и Ω) и пр.

Что же в действительности изображено на картине — во многом загадка, которую ещё только предстоит разгадать.

Аналогичный сюжет изображен на картинах других художников, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, TanakaYasushi (1886—1941 japan) Leda et le cygne, и др. Из прославленных работ первых трех мастеров сохранилась только работа Корреджо, да и то в сильно переписанном виде после того, как её исполосовал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский. Работы Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей и, возможно, были уничтожены набожной вдовой одного из монархов. До наших дней дошли только репродукции этих полотен.

У самого Дали есть и другие работы посвященные Леде. Работа Leda and the Swan (1963—1965 гг., гелиогравюра, сухая игла 50.5 х 40.5 cm), Leda`s Swan (1961 г. , масло).

Атомная Леда

Сальвадор Дали
Атомная Леда. 1949
Leda atómica
Холст, масло. 61,1 × 45,3 см
Театр-музей Дали, Фигерас

«Атомная Леда» (исп. Leda atómica ) — картина Сальвадора Дали, написанная в 1949 году в то время, когда Дали проживал в Калифорнии. Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Картина вместила в себя известный с XVI века иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.

Слово «атомная» появилось в названии картины потому, что вдохновлённый информацией о структуре атома, частицы в котором разделены пустотой и никогда не соприкасаются, Дали изобразил на картине все предметы висящими в пустоте и не прикасающимися друг к другу.

Сцена носит эротический характер, Леда изображена обнаженной. Сальвадор Дали представил Леду в образе своей жены, Галы, изображенной на пьедестале, лебедь находится слева позади Галы. На заднем плане изображены скалы Cap Norfeu (дикий скалистый берег Коста-Брава в Каталонии (регион Испании), между землями Росас и Кадакес, что позволяет нам определить местоположение сюжета.

Читайте также  Цветы в стеклянной вазе и фрукты, ян давидс де хем

Описание

В феврале 1948 года барселонский журналист Карл ос Сентис, встречавшийся с Дали в Нью-Йорке, опубликовал в «Destino» «Письмо отцу Сальвадора Дали». Объявив о скором возвращении Дали в Испанию, Сентис сообщал Дали Куси, что его сын, не написавший ни одного американского пейзажа за восемь лет пребывания в Соединенных Штатах, только что закончил картину с видом на Коста Браву. Он безумно скучает по дому и мечтает поговорить с рыбаками Порт-Льигата, увидеть, как они развешивают на берегу свои сети. Он больше не может ждать. Что косвенно подтверждает, что на заднем плане картины изображена именно данная местность.

Фон картины и детали носят печать модернизма или футуризма, что и отличает её от аналогичных сцен в более классическом исполнении.

Неоконченный эскиз среди других последних работ был показан на второй выставке Дали в галерее «Бинью». Выставка состоялась с 25 ноября 1947 года по 5 января 1948-го. Дали комментировал:

«Насколько я знаю — а я верю, что знаю наверняка, — в „Атомной Леде“ море впервые изображено не соприкасающимся с землей; так, будто вы можете просунуть ладонь между морем и берегом и не намочить её. Так, по-моему, проецируется на плоскость воображения один из наиболее таинственных и извечных мифов о происхождении человеческого из соединения „божественного и животного“, и наоборот.

Вместо привычного смешения плоти и перьев, традиционно изображаемого при трактовке этой темы, с обязательным переплетением рук Леды и шеи Лебедя, Дали представляет нам возвышенное переживание либидо, как бы парящее в воздухе, в соответствии с современной теорией „несоприкосновения“ внутриатомной физики. Леда не прикасается к Лебедю, Леда не опирается о сиденье, сиденье не касается постамента, постамент не прикасается к морю, море не соприкасается с берегом. Здесь, по моему представлению, и скрыт корень тайны творения души — в отделении элементов земли и воды.» Вокруг Леды и Лебедя плавают различные предметы, включая площади, книги, разбитая скорлупа.

Цвета очень мягкие и теплые (много оттенков оранжевого и охры). Оттенок голубой воды контрастирует с теплыми цветами на переднем плане. Свет: мы можем заметить, что она исходит от Леды и лебедя. Вокруг них белый ореол. Чем дальше от них, тем больше цветов темнее.

«Атомная Леда», законченная в 1949 году, «вознесла Галу» на уровень «богини моей метафизики», говорил позже Дали. То, что «Леда» — плод нечеловеческого труда и интеллекта, подтверждает эскиз, показанный на выставке в галерее «Бинью», и многочисленные наброски к картине.

На эскизах (рис.1. , рис.2.) работы можно увидеть детали, не отраженные на завершенной работе, например опрокинутые сосуды, которые ассоциируются с изливающимися сосудами (рог изобилия) Макоши, Здания, похожие на Храмы, Юпитер (греч. Зевс), Вулкан и корабли. Из эскизов можно также увидеть, что автор использовал точные науки для просчета перспективы и композиции своих работ. В книге «50 магических секретов мастерства» Сальвадор Дали писал о пользе геометрии в живописи: «Я знаю, что художники более-менее романтического склада полагают, будто эти строительные леса математики губительно сказываются на вдохновении, заставляя художника предаваться излишним размышлениям. Можете смело и без колебаний возразить им, что вам не придется утруждать свою голову, так как золотое сечение, которое Лука Пачоли называл „божественной пропорцией“, позволит вам воспользоваться теми естественными возможностями, которые этот метод открывает перед вами». Над картиной «Атомная Леда» Дали работал в сотрудничестве с румынским математиком, князем М. Гикой, который помогал ему соблюсти точность пропорций.

24 июля 1949 года Дали и Гала, преодолев Атлантический океан, возвращаются в Европу. Высадившись в Гавре, они немедленно отправляются в Порт-Льигат и прочно обосновываются там. Теперь Дали — пылкий приверженец католицизма, он сосредоточивает свои творческие силы на воплощении благочестивых сюжетов. 23 ноября его Мадонна Порт-Льигата, а вернее, одна из двух написанных им версий картины, меньшая по размерам и более светлая по тональности, преподносится художником в дар Папе Пию XII. Картина продолжает заданную Атомной Ледой постановку парящих, не соприкасающихся друг с другом предметов. В качестве образца для Мадонны Дали избрал алтарную картину любимого им Пьеро делла Франческа, хранящуюся в галерее Брера (Милан). В другой версии Мадонны, также как и на картине Атомная Леда, легко угадываются черты супруги Дали — Гала Дали (Елены Дьяконовой).

Мифологический сюжет

О Леде, и о рождении Елены существует несколько древних легенд. Наиболее распространённым является сказание о том, как Зевс, пленённый красотой юной, спустился к ней в образе лебедя и возлюбил её на берегу реки Эврот. В ту же ночь и муж — Тиндарей — возлёг с ней. В положенный срок снесла яйцо, из которого вылупились трое детей — Елена (та самая, из-за которой, согласно древним сказаниям, началась Троянская война) и братья-близнецы Кастор и Поллукс (называемый также Полидевк). Сегодня у мифологов существует мнение, что Елена была дочерью Зевса, а Кастор и Поллукс — сыновьями Тиндарея. Либо из двух яиц появилось четверо детей. Согласно этой версии, позднее была обожествлена под именем Немесида, и почиталась как богиня возмездия, беспристрастно наблюдающая за справедливым разделение благ среди людей, аналогично Богине Макоши. Иная версия древнего сказания гласит, что Зевс, влюбившись в Немесиду, и не имея возможности овладеть ею, потому что она превратилась в рыбу и спряталась в воде, принял облик бобра и стал гнаться за нею. Немесида стала превращаться из одного зверя в другого, но Зевс, преследуя её, тоже принимал облики зверей, всегда более быстрых и более ловких, чем Немесида. Обернувшись гусыней, Немесида взлетела в небо, но Зевс стал лебедем и настиг её в Аттике. Немесиде ничего не оставалось, как смириться со своей участью, отдаться Зевсу, а затем поселиться в Спарте. Леда, совершая прогулку по лесу, нашла яйцо прекрасного гиацинтового цвета и, принеся домой, положила в ларец. В положенный срок из этого яйца и родилась Елена. По другой версии мифа, она только сберегла у себя яйцо, снесённое богиней Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом; когда из него появилась красавица-девочка, воспитала её как собственную дочь. Павсаний в труде «Описание Эллады» упоминает о том, что скорлупу этого яйца показывали в одном из храмов Спарты во II в. (Paus. III 16, 1). В гробницах многих народов, в том числе минойских гробницах Крита, находят раскрашенные яйца страуса.

Параллельно древнегреческим легендам сюжет прослеживается и в индийской (Богиня Сарасвати) и в славянской (Богиня Макошь) культурах.

Леда — упомянута в «Илиаде» (III 384) и «Одиссее» (XI 298). Имя некоторые сопоставляют с именем богини Лето и объясняют его в том смысле, что первоначально была олицетворением ночи, матери светил, что также перекликается с Индийскими знаниями. С точки зрения ведической культуры, изображенные на заднем фоне видны скалы — с одной стороны золотого, а с другой серебряного цветов — могут рассматриваться как символ Солнца (Неба) и Луны (Земли), а яйца — то из чего произошел наш мир: «В начале этот (мир) был несуществующим. Он стал существующим. Он стал расти. Он превратился в яйцо. Оно лежало в продолжение года. Оно раскололось. Из двух половин скорлупы яйца одна была серебряной, другая — золотой. Серебряная (половина) — это земля, золотая — небо, внешняя оболочка — горы, внутренняя оболочка — облака и туман, сосуды-реки, жидкость в зародыше — океан. И то, что родилось, это солнце». Чхандогья-Упанишада 3, 19, 1-3][3].

Сюжет действительно напоминает также изображение древнерусской Богини Макоши (Мокошь) прядущей нить жизни (судеб) с помощью веретена или прялки (нить и прялка (с колесом) отсутствует на картине, что, возможно, символизирует отсутствие связи (нити) между небом и землей и/или остановку времени, поскольку колесо прялки может также ассоциироваться с Колесом Времени (в древнеиндийском мировоззрении оно именовалось Колесом Калы, а в буддийском — Колесом Сансары) — символ Вечного Возвращения в постоянной борьбе между жизнью и смертью или же Солнцем), интересно что изображения прялки или веретена также встречается на Христианских Иконах (Богородицы, Софии), там же встречаются использованные Дали подножья, напоминающей по своей форме закрытую книгу. что может символизировать некоторые сокрытые (тайные) знания. Кстати, на некоторых изображениях Сарасвати, также используется подножье, но уже в виде раскрытой книги. В рассматриваемом ключе становится понятной поза, в которой автор запечатлел Леду — такая поза характерна для женщины за прялкой. Предмет в форме буквы «А» может ассоциироваться как с угольником, так и с основанием прялки, часто изготавливаемом в форме данного предмета. В данном контексте Лебедь олицетворяет собой Кудель, а Яйцо (и капли воды) — согласно Ригведам, первоначальная основа, из которой постепенно развилось все, первичные (космические) воды носили в своем лоне яйцо, из которого появился Творец мира, он же начало и конец, он же Альфа и Омега (Откр.1.8) — этот символ можно разглядеть на изображенном пьедестале — знак бесконечности, также встречается на изображениях Макоши, кроме того данный символ можно встретить на изображениях Музы Урании, в иконографии (в виде букв α и Ω) и пр.

Что же в действительности изображено на картине — во многом загадка, которую ещё только предстоит разгадать.

Аналогичный сюжет изображен на картинах других художников, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, TanakaYasushi (1886—1941 japan) Leda et le cygne, и др. Из прославленных работ первых трех мастеров сохранилась только работа Корреджо, да и то в сильно переписанном виде после того, как её исполосовал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский. Работы Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей и, возможно, были уничтожены набожной вдовой одного из монархов. До наших дней дошли только репродукции этих полотен.

У самого Дали есть и другие работы посвященные Леде. Работа Leda and the Swan (1963—1965 гг., гелиогравюра, сухая игла 50.5 х 40.5 cm), Leda`s Swan (1961 г. , масло).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: