Аллегория благоразумия (аллегория веры), давид тенирс младший - Тайны со всего мира

Аллегория благоразумия (аллегория веры), давид тенирс младший

Что скрыто в символах картины «Аллегории благоразумия» Тициана

Тициан Вечеллио, более известный как Тициан, был художником венецианского ренессанса. Его кисти принадлежат многие шедевры. Особого внимания требует загадочное полотно «Аллегория благоразумия» — это таинственное изображение трех человеческих портретов и трех животных. Уж очень любили мастера Возрождения скрывать множество загадок в своих работах! Какие же версии о смысле аллегории мог скрыть на своей картине Тициан?

О Тициане
Тициан признан величайшим художником Венеции XVI века. Он был первым художником своего времени, у которого большая часть заказчиков были из зарубежья.

Тициан родился в Пьеве-ди-Кадоре, небольшом городке у подножия Доломитовых Альп. Отец Тициана, Грегорио, был военным. Его старший брат, Франческо, тоже стал художником. В возрасте 10 лет Тициан прибыл в Венецию, тогда один из самых богатых и космополитичных городов в мире, и начал свое художественное обучение в мастерской мозайки Себастьяно Цуккато. Позже он обучался и в мастерских Джентиле Беллини и его брата Джованни Беллини. Студия последнего, кстати, в то время была самой уважаемой в Венеции. Знакомство с Джорджоне, который также входил в мастерскую Джованни Беллини, позволило Тициану создать свой уникальный стиль, соответствующий раннему творчеству мастера. К 1511 году Тициан начал свою независимую карьеру в Венеции. Его стиль теперь достиг зрелости, полной утонченных форм, композиционной уверенности и хроматическего баланса.


Тициан

Эти особенности сделали его работу фундаментальной для развития венецианской, а также европейской живописи, а полученные навыки привлекли внимание интеллектуально амбициозных итальянских князей и аристократов, которые заказывали у Тициана портреты. Кроме того, художнику было поручено создавать престижные религиозные картины. Венецианский успех был ознаменован исполнением алтаря для францисканской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Так называемая «Ассунта» (Успение Девы Марии), высота которой почти семь метров, была показана в 1518 году. С этих пор и до преклонных лет Тициан купался в славе и успехе своего творчества.

«Аллегория времени, управляемая благоразумием»
Аллегорическая картина написана незадолго до смерти Тициана от чумы в 1576 году. Точное название полотна «Аллегория времени, управляемая благоразумием». Была создана Тицианом в 1565–1570 годах и является одной из самых запоминающихся картин Тициана, которую можно найти в Национальной галерее в Лондоне.

Визуальная формулировка темы благоразумия и времени Тицианом настолько уникальна, что у нее не было прямых предшественников или последователей.


Надпись

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet»
«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ».
Надпись предполагает, что из прошлого опыта следует разумно жить настоящим, чтобы будущее не было испорчено. «Три возраста женщины» Густава Климта является очень близко аллегорической работой, появившейся много веков спустя.

Версии символики человеческих портретов
На картине изображены три человеческие головы: старик, зрелый человек и молодой человек, возвышающиеся над тремя головами животных.


Портреты людей

1. Эрвином Панофским в 1930 году предлагает свою трактовку трех главных портретов. Он идентифицирует левый профиль как автопортрет Тициана, центральное лицо как образ младшего сына Тициана, художника Оразио Вечеллио, и правый профиль образ дальнего родственника и помощника Тициана Марко Вечеллио.

2. Три главных портрета могут символизировать время: автопортрет Тициана представляет прошлое и старость. В центре Орацио, его сын, представляет настоящее и зрелость. Справа Марко Вечеллио, его двоюродный брат, представляет будущее и молодость. Марко символизирует на картине будущее, потому что у Тициана не было внуков и тот, будучи самым молодым, должен был получить наследство после смерти Тициана. На более общем уровне изображение Тициана на картине с его сыном и племянником (которые работали вместе с ним) является защитой венецианской традиции преемственности в творческой династии.

3. Очень заметно, что каждое лицо на картине изображено в разных стилях. Левое лицо принадлежит так называемому «позднему стилю» Тициана.

4. Совсем недавно была предложена иная точка зрения: вместо аллегории благоразумия картина воспринималась как аллегория о грехе и покаянии. Если эта теория верна, то картина является личным отражением Тициана о его неспособности действовать благоразумно в юности и зрелости, что привело к его сожалению о прошлых действиях в старости.

Версии символики животных
1. Под портретами изображена трехглавая фигура, изображающая волка, льва и собаку. Национальная галерея, которой принадлежит эта картина, описывает трехголового зверя у подножия картины с волком, львом и собакой как символ благоразумия. Эти портреты также могут символизировать воспоминания, интеллект и предвидение.
2. Под человеческими головами головы трех животных: волк питается воспоминаниями о прошлом, лев это сила, с которой необходимо проживать настоящее, в то время как собака, способная льстить, кажется, смотрит в будущее с безразличием.
3. Три головы животных раньше отождествлялись с александрийским богом Сераписом, популярным в египетской и псевдо-иероглифической литературе эпохи Возрождения. Это трицефальное существо, в сочетании с окружающим его змеем, возникло как атрибут Сераписа и стало общепринятым символом времени.


Изображения животных

Таким образом, были рассмотрены все возможные версии относительно символики изображений людей и животных на этом загадочном полотне гениального Тициана. Какой была истинная предпосылка создания картины наверняка так и останется для нас загадкой. Во всяком случае, как настаивал исследователь картин Тициана Панофски, эта работа должна рассматриваться как документ самого личного характера, выражение династической надежды надежды, которая никогда не будет реализована.

Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры) — Давид Тенирс

В инвентарной описи Эрмитажа картина именовалась «Суета сует» . Варшавская уточнила ее сюжет: «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную суету». По мнению Варшавской. В действительности Тенирс заимствовал из оригинала Ван Дейка фигуры как двух амуров внизу, так и трех ангелов вверху.

Композиция и иконография этого аллегорического портрета Ван Дейка были в значительной степени использованы в картине Тенирса. Она необычна для Тенирса, поскольку изобилует многочисленными символами, характерными для эпохи барокко. Например, изображение в нижней части произведения прозрачной сферы, обвитой змеей, является символом греха, побежденного христианской добродетелью.

По мнению де Ионга, подробно исследовавшего иконографию аллегорического портрета Ван Дейка и эрмитажной картины Тенирса, «женщина опирается ногой на стеклянный шар, символизирующий презренный мир».

Образ суетного, земного мира, отвергаемого женщиной, подчеркивается отражением окна на шаре. Под локтем ее правой руки изображен череп. Это знак смерти и другие предметы, лежащие на столе и на постаменте в правом нижнем углу, являются атрибутами натюрморта «Vanitas».

Де Ионг считает, что художник намекает здесь на понятие «веры, побеждающей смерть».

На картине Тенирса женщина указательным пальцем правой руки касается жемчужины в серьге. Левой рукой она держит жемчужины ожерелья, висящего на шее. Под ожерельем видна еще одна большая жемчужина, украшающая подвеску па груди.

Согласно де Ионгу, этими жестами и набожным взглядом «фигура демонстрирует небесам жемчужины своей веры». Речь идет о «евангельской жемчужине» — мотиве, который упоминается в Евангелии от Матфея и интерпретируется Френсисом де Салем в книге «Набожная жизнь» . Слева внизу изображены два фривольных путти, своего рода Эрос и Антерос. Первый из них, Эрос, показан в виде амура со стрелой в руке и повязкой на глазах. Второй — близнец амура, с крыльями бабочки, — держит затухающий факел, который, по-видимому, обозначает неведение или неверие. Эрос и Антерос, символизирующие земную любовь, как бы побеждены женщиной, представляющей христианскую веру.

В верхней части композиции видны три ангела, олицетворяющие Небесную любовь. Два из них коронуют добродетельную женщину венком из цветов. Третий ангел держит горящий факел, означающий, согласно Чезаре Рипе, «просвещение ума через веру».

По мысли Рипы, «святая вера» воспринимается через слух, о чем свидетельствует на картине Тенирса «евангельская жемчужина» в ухе женщины, внимающей голосу небес. Несомненно, Тенирс обращался к книге Чезаре Рипы «Иконология» , изданной на голландском языке Дирком Персом в 1644. Варшавская. Тенирс и Вермеер каждый по-своему интерпретировали отдельные атрибуты аллегории Веры.

Вермеер в большей степени, чем Тенирс, следовал указаниям Рипы. Тенирс гораздо свободнее обращался с эмблематическим образцом, поэтому эрмитажную картину необязательно переименовывать в «Аллегорию Веры», как это сделал в своей статье де Ионг, но дать ей это название в качестве подзаголовка представляется вполне правомерным.

Похожие описания:

Аллегория веры — Ян Вермеер Картина, отличающаяся от других работ художника необычно большими размерами, заключает в себе недвусмысленный символический посыл. Расположенный на первом плане богато расшитый занавес, похожий на шпалеру.

Чудо Апостола Павла на острове Мальта — Давид Тенирс Отец прославленного Давида Тенирса Младшего, Давид Тенирс Старший был малоизвестным антверпенским живописцем. В основном он писал картины на религиозные сюжеты в духе Адама Эльсхеймера. С.

Горный пейзаж — Давид Тенирс Картина, исполненная в 1640, напоминает фантастические пейзажи фламандца Иоса де Момпера. Тенирс, как и его предшественник, трактует пейзаж как широкую панораму, уходящую к горизонту, фланкируемую.

Художник с семьей — Давид Тенирс Фламандский живописец Давид Тенирс Младший был сыном и учеником Д. Тенирса Старшего, другом П. Рубенса. Он жил и работал в Антверпене, в 1632 был принят.

Кухня — Давид Тенирс На монументальном полотне Давид Тенирс Младший представил самого себя в образе богатого дворянина. Он изображен слева на ступенчатом помосте, в нарядном костюме сокольничего. На его.

Флейтист — Давид Тенирс В произведение Тенирса представлен увлеченно музицирующий флейтист, который олицетворяет Слух из аллегории «Пять чувств». О времен Ренессанса воплощением Слуха в живописи являлся музыкальный инструмент. Однако.

Крестьяне играющие в кости — Давид Тенирс С середины XIX в. и далее, включая 1981, когда был опубликован краткий каталог произведений западноевропейской живописи в Эрмитаже, картина ошибочно называлась «Игра в орлянку». В.

Групповой портрет членов стрелковой гильдии в Антверпене — Давид Тенирс Эрмитажная картина явилась первой большой заказной работой Тенирса и предназначалась для зала, в котором проходили ассамблеи, в доме гильдии стрелков. В этом здании она находилась.

Картежники — Давид Тенирс Сюжет и композиция эрмитажного полотна восходят к произведениям Адриана Браувера, часто обращавшегося к подобной теме. Однако Тенирс интерпретирует этот сюжет по-своему, сохраняя гротескную трактовку лиц.

Жатва (Лето) — Давид Тенирс Тема «Времена года» была популярна во фламандской живописи XVI-XVII вв. Обращаясь к сюжету «Жатва» , Тенирс продолжил традиции художников начала XVII в. На полотне «Жатва».

Вид окрестностей Брюсселя — Давид Тенирс В 1651 Тенирс, стаи придворным живописцем эрцгерцога Леопольда Вильгельма, переехал из Антверпена в Брюссель. В начале 1650-х он написал картину, в которой запечатлел окрестности этого.

Пейзаж с деревенским кабачком — Давид Тенирс Среди пирующих за столом крестьян художник представил мужчину в белой рубашке, с кувшином в руках. Возможно, изображение этого персонажа и свиньи рядом с ним содержит.

Караульня — Давид Тенирс Давид Тенирс Младший создал «Караульню» в 1642, когда «новый правитель Испанских Нидерландов Франциско де Мело дважды одержал победу над французскими войсками, что позволило на короткий.

Портрет епископа Антония Триста и его брата Евгения — Давид Тенирс Антоний Трист — епископ в Брюгге в 1617, с 1622 — в Генте. Был известным коллекционером, покровителем и заказчиком фламандских живописцев, в том числе и.

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский в его галерее в Брюсселе — Давид Тенирс Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский был очень талантливым человеком, сочинял стихи на итальянском языке. Однако его самым значительным вкладом в культуру была его коллекция картин, собранная.

Пастушок и пастушка — Давид Тенирс В Эрмитажной коллекции пасторальный жанр Тенирса представлен парными картинами «Пастушок» и «Пастушка», созданными мастером в 1650-е. Обладающие индивидуальными, может быть даже портретными, чертами, персонажи в.

Двор крестьянского дома — Давид Тенирс Изображены задворки крестьянского дома, огороженного покосившимся забором. Трое крестьян — семейная пара и старик — договариваются о продаже свиней, находящихся рядом. Картина со столь незамысловатым.

Читайте также  Самый быстрый футболист в мире: топ 10 лучших

Дуэт — Давид Тенирс Картину Тенирса, созданную в начале 1640-х, можно интерпретировать как Любовный дуэт молодой крестьянки, исполняющей песню, и юноши, играющею на дудке. Издавна пение и музицирование считались.

Искушение святого Антония — Давид Тенирс Тенирс весьма часто обращался к сюжету об Искушении св. Антония. В Эрмитаже хранятся два одноименных произведения, созданные художником в середине 1640-х и начале 1650-х. На.

Курильщики — Давид Тенирс Изображение курильщиков — популярная тема в голландской и фламандской живописи XVII в. Табак был завезен в Нидерланды из Южной Америки в конце XVI в. Вначале.

Деревенский праздник — Давид Тенирс Действие картины происходит во время праздника в честь св. Георгия, изображенного на красном знамени, древко которого вставлено в верхнее окно трактира справа. Дата на знамени.

Живописец в своей мастерской — Давид Тенирс Одно время произведение называли автопортретом Тенирса. Хотя но предположение в настоящее время не подтверждается, картина является во многом автобиографичной. Во всяком случае, в ней выразились.

Пейзаж с башней — Давид Тенирс Центральное моего в композиции занимает Высокая круглая башня, у подножия которой видны хозяйственные постройки. Около них расположился пастух со стадом овец. Тишина и умиротворенность летнего.

Пейзаж с гротом и группой цыган — Давид Тенирс Полотно относится к произведениям живописца, созданным в начале 1640-х. В этой ранней пейзажной композиции влияние работ Иоса де Момнера уже не столь заметно, как в.

Приморская гавань — Давид Тенирс На данном холсте изображен порт, по не в Северной Италии, где Тенирс никогда не был, а, возможно, в Дувре в Англии. Эту страну художник посетил.

Аллегория благоразумия — Тициан Вечеллио «Аллегория благоразумия» была написана маслом в 1565-1570 года. Авторство приписывается итальянскому живописцу Тициану. На работе изображены три головы животных, смотрящих в разные стороны, под тремя.

Безумная Грета — Давид Тенирс Картина написана на сюжет притчи о безумной Грете. Эта притча была чрезвычайно популярна в Нидерландах в XVI веке. Бедная пожилая женщина была доведена до отчаяния.

Пейзаж с пастухом и стадом — Давид Тенирс Художник не стремился изображать социальные ущемления нидерландских крестьян. В его картинах жизнь простых людей спокойная, сытая, благополучная. Вечер. Пастухи пригнали стадо в деревню — здесь.

Праздник в деревне — Давид Тенирс Художник изобразил праздник в честь святого Георгия, изображенного на красном знамени, древко которого вставлено в верхнее окно трактира. Картина была написана по заказу гентского епископа.

Аллегория Счастья — Аньоло Бронзино Картина Анджело Бронзино «Аллегория Счастья». Размер картины 40 x 30 см, дерево, масло. Иносказательным языком искусства раскрывает художник многогранность такого понятия, как счастье. Восседающая на.

Встреча святого Антония Великого и Павла Отшельника — Давид Тенирс Святой Антоний — родился в Верхнем Египте, а Павел Отшельник, или Павел Фиванский — первый пустынник Египта, обитавший в окрестностях г. Фивы. Оба выросли в.

Выбор веры — Павел Рыженко В III веке Святой Георгий во всем блеске и могуществе своей власти камида, то есть приближенного к императору полководца, делает свой нравственный выбор. Его окружает.

Аллегория правосудия — Джорджо Вазари Рассматривать это полотно можно часами, настолько сложна, запутана и заполнена символами эта крайне вычурная многофигурная композиция. В ее центре помещена фигура женщины с оголенной грудью.

Аллегория Мира, Искусства и Изобилия — Ханс фон Аахен Картина немецкого художника Ханса фон Аахена «Аллегория Мира, Искусства и Изобилия» — яркий образец сложного, и подчас противоречивого, искусства маньеризма. Живописцев того времени интересовали идеи.

Аллегория Зрения — Ян Брейгель Фламандский живописец и гравер Ян Брейгель принадлежит к династии художников, родоначальником которой был его отец Питер Брейгель Старший. Мастеру была чужда узкая специализация, поэтому он.

Смерть Марата — Жак-Луи Давид Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном.

Аллегория искусств — Бернардо Строцци Бернардо Строцци — известный мастер Генуэзской школы. Он учился у П. Строцци в Генуе. Художественная манера и мировоззрение мастера формировались под влиянием творчества ломбардских и.

Ловля жемчуга — Алессандро Аллори Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Ловля жемчуга». Размер картины 116 x 86 см, сланец, масло. В последнюю треть 16 столетия декоративная живопись Флоренции приобретает рафинированный.

Аллегория с Венерой и Временем — Джованни Баттиста Тьеполо Эту картину заказали Тьеполо супруги Контарини по случаю рождения у них долгожданного первенца-наследника. Поэтому не удивительно, что центром композиции «Аллегории» является младенец. Его держит на.

Восход Луны над морем — Каспар Давид Фридрих Картина была написана как парная к полотну «Сельский пейзаж в утреннем свете». В обеих работах звучит тема времени, всегда увлекавшая Фридриха. В центре композиции «Сельского.

Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

В статье рассказывается об аллегорическом сюжете интерпретации пяти чувств человека. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность, способная увлечь человека на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Светлана Бородина

The article is devoted to the allegorical interpretation of the story of the five senses. This theme appeared in the visual arts in the middle ages, when feelings were perceived and interpreted by painting as the main danger that can captivate a person on the path of sin. In the eighteenth century allegorical expression of feelings is particularly popular because in this period, the pursuit of exquisite sensual pleasure was considered an essential attribute of existence.

Текст научной работы на тему «Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века»

АЛЛЕГОРИЯ ПЯТИ ЧУВСТВ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ ГАЛАНТНОГО ВЕКА

Светлана Бородина, д.п.н., редактор редакции масс-медиа ASG

АННОТАЦИЯ: В статье рассказывается об аллегорическом сюжете интерпретации пяти чувств человека. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность, способная увлечь человека на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сюжет, аллегория, галантная живопись, французское искусство.

ABSTRACT: The article is devoted to the allegorical interpretation of the story of the five senses. This theme appeared in the visual arts in the middle ages, when feelings were perceived and interpreted by painting as the main danger that can captivate a person on the path of sin. In the eighteenth century allegorical expression of feelings is particularly popular because in this period, the pursuit of exquisite sensual pleasure was considered an essential attribute of existence.

KEYWORDS: plot, allegory, Galant art, French art.

Большое собрание изящных искусств АБС располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.

Иконография изображения пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания) появляется в изобразительном искусстве в Средние века. Этому способствовали и научные изыскания в области способностей человека воспринимать внешние раздражители, интерес к познавательным механизмам человека, и стремления церкви

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа жткачудта

— крупнейшего заказчика — уберечь человека от пучины чувств, уводящей его душу с пути спасения. В рамках сложного дидактически-морализа-торского сценария чувства изображались в виде предметов, животных, персонификаций человеческих органов и, главное, образов женщин.

Именно тогда, как пишет М. Баттистини, сложилась иконография этого мотива, который в полную силу расцвел в живописи XVI—XVII веков. Находясь под влиянием средневекового религиозного мировоззрения, когда чувства олицетворялись с грехом, многие художники интерпретировали эту тему в контексте Vanitas (Суета сует) — живописных аллегорий о скоротечности человеческой жизни и бренности земных наслаждений, либо включали ее в произведения, олицетворявшие Благоразумие и Умеренность, в качестве предостережения против излишеств наслаждений.

В эпоху Ренессанса чувства обычно представали в виде пяти женщин, занятых каждая своим

каким-то наиболее характерным делом и с атрибутами, соответствующими данному «каналу связи» с внешним миром: Слух обычно ассоциируется с музыкой, Зрение — с зеркалом, Вкус — с фруктами, Обоняние — с цветами, Осязание — с чем-то гладким (мех) или наоборот колючим (еж).

Барочный реализм фламандцев XVII века проявился в том, что тему пяти чувств они раскрывали посредством сцен в тавернах, в которых действовали пьяницы (Вкус), курильщики трубок (Обоняние), певцы, орущие во всю глотку, и деревенские скрипачи (Слух). Осязание изображалось в виде мужчины, держащего за талию женщину, или хирурга, пускающего кровь. Теме Пяти чувств посвятил множество своих картин Давид Тенирс Младший (1610-1690).

Иногда художник объединял в своем произведении всю гамму чувств, включая в него множество персонажей, оправданных сюжетом. Так, в картине Жерара де Лересса (1640-171 1), написанной в стиле академизма, мы видим аллегорию Зрения — купидон с зеркалом, Слуха — купидон с музыкальным инструментом, Обоняния — девочка с бутонами цветов, Вкуса — женщина с лимоном и жующая что-то на заднем плане обезьянка, Осязания — женщина с попугаем на руке.

В живописи Лересс проповедывал не слишком знакомые голландскому обществу идеи классицизма и академизма, он думал, что искусство можно объяснить, рассчитать, рационально устроить, верил, что красота должна быть стандартной, как в античности, что у искусства есть непогрешимые законы, соблюдение которых обеспечивает высокий результат. В своей книге по живописи он пишет: «Если на картине изображен король, то его должны окружать министры, придворные и охрана, если изображен философ, то он должен быть с учениками, книгами, свитками и в шапочке. ».

Так и в «Аллегории пяти чувств», словно, не надеясь на сообразительность зрителя, Лересс всюду разместил предметы, воздействующие на разные чувства: цветы, фрукты, шелковые ткани, музыкальные инструменты и т.д.

В 1632 году картина на данную тему была заказана Теодору Ромбоутсу (http://int-ant.ru/news/ news-cultuгe/aгt_k/in-the-shadow-of-гubens-and-уап^уск^рЬ|^е^=1938) епископом Гента Антонием Триестом.

Ромбоутс, Теодор Аллегория пяти чувств (1632) Холст, масло, 207×288 см

Еще ранее отдал дань этой теме и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625).

Брейгель, Ян Старший (Бархатный) Аллегория Зрения (1617) Холст, масло. 65×109 см Мадрид, Прадо

Лересс, Жерар де Аллегория пяти чувств (1668) Глазго, Художественный музей

На полотне «Аллегория Зрения» запечатлены прекрасные девы (их исполнил Питер Пауль Рубенс) и два малыша-купидона в окружении различных предметов, призванных тешить и радовать зрение. Один из Купидонов держит перед молодой женщиной зеркало, другой преподносит ее подруге букет (Обоняние?). На столе перед ними разложены драгоценные камни (Осязание?), у ног — астролябия и телескоп, в центре комнаты — глобус. Люстра в комнате увенчана двуглавым орлом — гербом династии Габсбургов, символом власти над Фландрией. Среди картин, окружающих героев, в правой части композиции можно видеть полотно, на котором изображен Иисус, исцеляющий слепого.

Эта картина является подтверждением того, что искусство в определённой степени отражало достижения науки, так как здесь изображена своего рода энциклопедическая кунсткамера, наполненная эмблематикой четырёх первостихий, а также пяти чувств.

Читайте также  У сводни, ян вермеер дельфтский, 1656

В Прадо хранятся и остальные картины Брейгеля и Рубенса из серии пяти чувств.

Рубенс был самым известным зарубежным художником во Франции, его с почетом принимал сам король, и художник Филипп Мерсье (16891760), безусловно, был знаком с его творчеством.

Мерсье, Филипп Автопортрет

Французский живописец и гравер Мерсье родился и провел большую часть жизни за пределами Франции. Появился на свет он в Берлине, где его родители — французы-гугеноты — работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи Мерсье учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пена.

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа жткачудта

По завершении обучения он совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже познакомился с творчеством Антуана Ватто, которое так его впечатлило, что он даже взял на себя роль арт-дилера работ Ватто, проведя через много лет

— в 1742 году — в Лондоне торги его картин.

В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился и через некоторое время поселился с женой во владениях лорда Лестера. В 1 726 году художник стал членом лондонского отделения академии Святого Луки. В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение

— он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме. Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.

В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1 7351 736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже — в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка».

Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал своих покровителей, после чего потерял фавор принца Уэльского. В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1 736-37 годов. Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию картин под влиянием творчества Шардена. В 1 739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии. Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.

Примерно в это же время Мерсье создает серию своих картин на тему аллегории пяти чувств.

В соответствии с представлениями того времени аллегорическое изображение чувств было предметом «высокого жанра» — исторического, прославлявшего богов и героев. Соответственно

и чувства изображались в идеальных образах, с изысканными атрибутами. Филипп Мерсье представляет нам образы реальных людей из высшего аристократического круга за их обычными занятиями: музицированием, охотой, застольной беседой и т.п. Вполне возможно, что это групповые портреты друзей и членов семьи его покровителей, выполненные в форме жанровой картины, как это было выполнено для сестер принца Уэльского.

Аллегория чувств. Зрение (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Аллегория чувств. Слух (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Аллегория чувств. Осязание (17441747)

Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Аллегория чувств. Обоняние (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Мерсье, Ф. Аллегория чувств. Вкус (1744-1747) Холст, масло. 132,1 х 153,7 см Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства

Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Дочь Мерсье Шарлотта также была художницей, пережив отца всего на два года.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает серией картин Филиппа Мерсье, олицетворяющей пять чувств человека (произведение с аллегорией Осязания отсутствует). На них опять-таки запечатлены не боги и герои, а реальные люди, правда, в отличие от тех, что изображены на картинах из Нью-Хевена, в каких-то условных вневременных костюмах.

Во всех картинах Филиппа Мерсье отсутствует какой-либо назидательно-морализаторский аспект, к XVIII веку чувства вырвались из-под спуда греховности, теперь это уже не опасное «очарование очей» (Бл. Августин), а способ постижения мира и обретение земного блаженства как цели существования человека.

Баттистини М. Символы и аллегории: энциклопедия искусства/пер. с италъян.- М.: «Омега», 2008. — 384с. http://vechnost7.blogspot.com/2015/01/philippe-mercier-1689-1760.html https://en.wikipedia.org/wiki/Philippe_Mercier

Мерсье, Филипп Зрение

Франция, XVIII в.

Холст, масло, 90,5*72,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1473 (1)

Мерсье, Филипп Вкус

Франция, XVIII в. Холст, масло, 90,5*72,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-1473 (4)

Аллегория благоразумия (аллегория веры), давид тенирс младший

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

Что скрыто в символах «Аллегории благоразумия» Тициана

Тициан Вечеллио, более известный как Тициан, был художником венецианского ренессанса. Его кисти принадлежат многие шедевры. Особого внимания требует загадочное полотно «Аллегория благоразумия» — это таинственное изображение трех человеческих портретов и трех животных. Уж очень любили мастера Возрождения скрывать множество загадок в своих работах! Какие же версии о смысле аллегории мог скрыть на своей картине Тициан?

О Тициане

Тициан признан величайшим художником Венеции XVI века. Он был первым художником своего времени, у которого большая часть заказчиков были из зарубежья. Тициан родился в Пьеве-ди-Кадоре, небольшом городке у подножия Доломитовых Альп. Отец Тициана, Грегорио, был военным. Его старший брат, Франческо, тоже стал художником. В возрасте 10 лет Тициан прибыл в Венецию, тогда один из самых богатых и космополитичных городов в мире, и начал свое художественное обучение в мастерской мозайки Себастьяно Цуккато. Позже он обучался и в мастерских Джентиле Беллини и его брата Джованни Беллини. Студия последнего, кстати, в то время была самой уважаемой в Венеции. Знакомство с Джорджоне, который также входил в мастерскую Джованни Беллини, позволило Тициану создать свой уникальный стиль, соответствующий раннему творчеству мастера. К 1511 году Тициан начал свою независимую карьеру в Венеции. Его стиль теперь достиг зрелости, полной утонченных форм, композиционной уверенности и хроматическего баланса.

Тициан Эти особенности сделали его работу фундаментальной для развития венецианской, а также европейской живописи, а полученные навыки привлекли внимание интеллектуально амбициозных итальянских князей и аристократов, которые заказывали у Тициана портреты. Кроме того, художнику было поручено создавать престижные религиозные картины. Венецианский успех был ознаменован исполнением алтаря для францисканской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Так называемая «Ассунта» (Успение Девы Марии), высота которой почти семь метров, была показана в 1518 году. С этих пор и до преклонных лет Тициан купался в славе и успехе своего творчества.

«Аллегория времени, управляемая благоразумием»

Аллегорическая картина написана незадолго до смерти Тициана от чумы в 1576 году. Точное название полотна — «Аллегория времени, управляемая благоразумием». Была создана Тицианом в 1565–1570 годах и является одной из самых запоминающихся картин Тициана, которую можно найти в Национальной галерее в Лондоне. Визуальная формулировка темы благоразумия и времени Тицианом настолько уникальна, что у нее не было прямых предшественников или последователей.

Надпись Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» «ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ». Надпись предполагает, что из прошлого опыта следует разумно жить настоящим, чтобы будущее не было испорчено. «Три возраста женщины» Густава Климта является очень близко аллегорической работой, появившейся много веков спустя.

Версии символики человеческих портретов

На картине изображены три человеческие головы: старик, зрелый человек и молодой человек, возвышающиеся над тремя головами животных.

Портреты людей 1. Эрвином Панофским в 1930 году предлагает свою трактовку трех главных портретов. Он идентифицирует левый профиль как автопортрет Тициана, центральное лицо — как образ младшего сына Тициана, художника Оразио Вечеллио, и правый профиль — образ дальнего родственника и помощника Тициана Марко Вечеллио. 2. Три главных портрета могут символизировать время: автопортрет Тициана — представляет прошлое и старость. В центре Орацио, его сын, представляет настоящее и зрелость. Справа — Марко Вечеллио, его двоюродный брат, представляет будущее и молодость. Марко символизирует на картине будущее, потому что у Тициана не было внуков и тот, будучи самым молодым, должен был получить наследство после смерти Тициана. На более общем уровне изображение Тициана на картине с его сыном и племянником (которые работали вместе с ним) является защитой венецианской традиции преемственности в творческой династии. 3. Очень заметно, что каждое лицо на картине изображено в разных стилях. Левое лицо принадлежит так называемому «позднему стилю» Тициана. 4. Совсем недавно была предложена иная точка зрения: вместо аллегории благоразумия картина воспринималась как аллегория о грехе и покаянии. Если эта теория верна, то картина является личным отражением Тициана о его неспособности действовать благоразумно в юности и зрелости, что привело к его сожалению о прошлых действиях в старости.

Версии символики животных

1. Под портретами изображена трехглавая фигура, изображающая волка, льва и собаку. Национальная галерея, которой принадлежит эта картина, описывает трехголового зверя у подножия картины с волком, львом и собакой как символ благоразумия. Эти портреты также могут символизировать воспоминания, интеллект и предвидение. 2. Под человеческими головами головы трех животных: волк питается воспоминаниями о прошлом, лев — это сила, с которой необходимо проживать настоящее, в то время как собака, способная льстить, кажется, смотрит в будущее с безразличием. 3. Три головы животных раньше отождествлялись с александрийским богом Сераписом, популярным в египетской и псевдо-иероглифической литературе эпохи Возрождения. Это трицефальное существо, в сочетании с окружающим его змеем, возникло как атрибут Сераписа и стало общепринятым символом времени.

Изображения животных Таким образом, были рассмотрены все возможные версии относительно символики изображений людей и животных на этом загадочном полотне гениального Тициана. Какой была истинная предпосылка создания картины — наверняка так и останется для нас загадкой. Во всяком случае, как настаивал исследователь картин Тициана Панофски, эта работа должна рассматриваться как документ самого личного характера, выражение династической надежды — надежды, которая никогда не будет реализована.

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:

И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram

Аллегория благоразумия (аллегория веры), давид тенирс младший

Эта картина Вермеера не популярна у ценителей его творчества, хотя для внимательного наблюдателя она таит немало сюрпризов.
После ранних работ «Христос в доме Марии и Марфы» и «Святая Праксида», «Аллегория веры» – единственное полотно, имеющее религиозный сюжет. Исследователи считают, что картина является подтверждением факта, что Вермеер был католиком. Немало чернил пролито на бумагу в спорах по поводу обращения художника в католицизм, но это – тема отдельного обсуждения. «Аллегория веры» — картина одновременно религиозная и жанровая. Изображен интерьер комнаты, точнее – так называемой «тайной» католической церкви в жилом доме. После того, как когда Вильям Молчаливый провозгласил свободу вероисповедания в Нидерландах, католики и протестанты по-настоящему мирно прожили всего несколько месяцев в 1572-73 годах. Восстание против испанцев повлекло за собой борьбу против «папистского идолопоклонства». Католики становились людьми второго сорта, не могли участвовать в управлении городом, хотя открыто их никто не преследовал. В Дельфте почти треть населения была католической. Другие две трети делились приблизительно поровну – протестанты — кальвинисты и люди, не причислявшие себя к какой-либо конфессии. К последним, скорее всего, и принадлежали родители Вермеера. Толерантность имеет свои пределы, но все же в Нидерландах положение католиков была намного лучше, чем религиозных меньшинств в других странах Европы. Открыто служить мессу они не могли, поэтому и организовывали так называемые «тайные» церкви в частных домах. В 1650 году в Дельфте существовало 3 таких «тайных» церкви. Католическое меньшинство, обычно хорошо обеспеченное, селилось компактно. Вермеер жил в одном из таких «папистских анклавов», состоявшем только из 15 домов. Рядом находилась одна из «тайных» церквей, а с 1612 года — и здание ордена иезуитов.
На картине за приоткрытым занавесом изображен интерьер «тайной» католической церкви. Гобеленовый занавес важен не только как элемент композиции. Своей яркостью и многоцветием он уравновешивает левую, более темную, сторону картины. Поскольку церковь была «тайная», скрытая, гобелен — это ширма, за которой разворачивается действие. Этот же гобелен изображен на другой картине Вермеера – «Аллегория живописи». Примечательно, что обе картины – аллегории, изображающее некое таинство. Пожалуй, ни один гобелен у Вермеера не выписан так тщательно. В верхней части изображен человек в синем камзоле и красной шапке, ведущий под уздцы лошадь (или верблюда, что более соответствует Ветхому Завету), по краю гобелена – узор из лилий и фруктов (предполагается, что это апельсины). Большое количество оранжевых элементов исследователи объясняют приверженностью голландцев к оранжевому, цвету династии принцев Оранских а лилия и апельсин украшали герб семьи Шалон, главного штатгальтера графства Бургундии. Множество светлых точек, рассыпанных по ткани, отображают грубую структуру полотна. Этот прием позволяет предположить, что Вермеер пользовался камерой — обскурой. Производством таких тканей прославился фламандский город Оуденаарде. Все гобелены ткались вручную, на горизонтальном станке, в отличии от французского вертикального ткацкого станка. Несколько ткачей в ходе работы видели только свою часть полотна. Только когда работа была закончена, можно было оценить результат. За день можно было изготовить не более 20 см. В начале использовалось ограниченное количество цветов – в основном оттенки зеленого, отсюда и название таких гобеленов – вердюры (от фр. verdures – зелень).
У края гобелена стоит стул с синей подушкой. Такие подушки для преклонения колен можно увидеть в католической церкви. Синий цвет ее уравновешивает синие объемы драпировки стола в правой части картины. Освещенная спинка стула не гармонирует с общим освещением картины. Возможно, Вермееру нужен был какой-нибудь объект, закрывающий большое количество черных и белых мраморных плиток на полу.
Центральное положение занимает фигура сидящей женщины. Ее театральная поза, взгляд больших устремленных вверх, навыкате, глаз, рука, прижатая к груди – все это вызывает непонимание у современных ценителей живописи. Современники Вермеера относились к картине иначе. На аукционе 1699 года она охарактеризована как «сидящая женщина с различными значениями, изображающими Новый Завет, написана пламенно и сильно Вермеером Дельфтским», и была оценена в 400 гульденов. В фигуре женщины видели олицетворение абстрактного понятия, а не конкретное изображение человека, к чему привык современный зритель. Некоторые исследователи считают, что Вермеер изобразил кающуюся Марию Магдалену. На картине Яна ван Бийлерта «Обращение Марии Магдалены от мира к Христу» 1630 г., Мария изображена в такой же позе. На женщине в «Аллегории веры» белое платье с синим лифом, отделанным золотом, брошь (та же самая, что и в «Женщине, пишущей письмо и служанке») и жемчужное ожерелье. Жемчуг — символ целомудрия, белый цвет юбки и рукавов – непорочность и чистоты. Синий – цвет непостижимости тайны и глубины откровения, золотой – сияния Божественной славы. На ногах у женщины «античные» сандалии, напоминающие современные «флип-флопы» или вьетнамки. Одной ногой она опирается на глобус, в полном соответствии с «Иконологией» Чезаре Рипы, которая гласит: «Вера изображается в виде сидящей женщины, которая весьма благоговейно держит чашу в правой руке, а левой опирается на книгу, лежащую на незыблемом краеугольном камне, означающем Христа. У ног ее мир. Она одета в небесно-голубое с темно-красной накидкой платье. Позади камня лежит пораженная змея и поверженная смерть со своими стрелами. Поблизости лежит яблоко, причина греха. Позади нее на гвозде висит терновый венец(.)..» Перевод «Иконологии» на голландский вышел в 1644 году, Вермеер, без сомнения, знал эту книгу, и несколько раз использовал эмблемы Рипы в своих картинах. Нога женщины расположена на Азии, к зрителю повернут Индийский океан с картушем принца Мориса Оранского-Нассау (1567-1625), штатгальтера Голландии.. Интересно, что надпись на глобусе прописана очень тщательно, а текст книги, лежащей на столе, обозначен двумя серыми широкими полосами и отдельными точками. Глобус изготовлен в мастерской Йодокуса Хондиуса в 1618 году. Тот же глобус изображен на картине «Географ». Правая рука женщины прижата к сердцу – жест, означающий, что истинная вера живет в сердце. Левой рукой она облокотилась на импровизированный алтарь – стол, покрытый синей тканью. На алтаре лежит большая открытая книга с золотыми застежками – Библия или служебник, книга, описывающая полный обряд мессы.
Католическая церковь не могла обойтись без распятия. И распятие черного дерева с золотой фигурой Христа ярко выделяется на фоне желто-оранжевой ширмы в правой части картины. Возможно, что это – то самое распятие черного дерева, которое упомянуто в посмертной описи имущества художника. Напоминанием о мучениях Христа между распятием и книгой лежит терновый венец. Как и текст в книге, он прописан весьма условно. Вермеер незадолго до этого настолько подробно изобразил текст в книге на картине «Астроном», что исследователи смогли определить, какая это книга и найти ту самую страницу, на которой она открыта. Здесь художник явно пошел по пути упрощения и абстракции. Кроме книги, распятия и тернового венца на столе стоит чаша для причастия. При детальном рассмотрении видно, как художник с помощью мелких точек передает рельеф чаши. Под книгой со стола свисает епитрахиль (надеваемая на шею длинная широкая лента, украшенная золотым шитьем, символ благодати), свободный конец которой украшен золочеными бусинами (видны при сильном увеличении). Все эти предметы изображены на контрастном фоне – белые листы книги на синей ткани, золотая чаша – на фоне черной рамы картины, висящей на задней стене, распятие на фоне золоченой ширмы. Кожа с золочением как дорогое стенное покрытие использовалось в домах обеспеченных бюргеров, и позволяло уменьшить сырость оштукатуренных стен. Подобные панели можно увидеть в картинах других художников (Хендрик ван дер Бурх, «Веселая компания за столом» ). Такая богатая отделка плохо вязалась с традиционной аскетичностью голландских интерьеров. В описи имущества Вермеера, сделанной после его смерти, значилось 7 метров такой отделки. Стена, покрытая тесненной с золочением кожей, присутствует и на заднем плане в картине «Любовное письмо».
Импровизированный алтарь стоит на возвышении, как и положено в церкви. Подиум покрыт ковром (или гобеленом). Ковры в XVII веке стоили довольно дорого, поэтому на полу их можно было увидеть только в исключительных ситуациях, например, в церкви. Обычно ковром украшали стол или стену. Картина на заднем плане — упрощенная версия «Распятия» Якоба Йорданеса, находящаяся в настоящее время в Антверпене. В отличие от оригинала, Вермеер не изобразил Марию Магдалену у ног Христа и человека на приставной лестнице. В описи имущества тещи художника, Мария Тинс от 1676 года значилась «большая картина с изображением распятия». Возможно, изображена именно эта работа. Два распятия – одна на картине на заднем плане и втрое на столе наводит на мысль, что картина могла быть была заказана орденом иезуитов, для которых факт распятия Христа был центральным событием Священного писания. С потолка на синей ленте свисает большой стеклянный шар. Согласно «Иконографии» иезуита Виллема Хенсия стеклянная сфера – символ человеческого разума. Подобно тому, как небольшая сфера может отразить весь мир, так и разум человека, как бы мал он не был, может познать вселенную. (То, что современному зрителю стеклянный шар напоминает мыльный пузырь – интересная, но не единственное трактовка). Если присмотреться, то в стеклянном шаре можно увидеть отражение окон и световых бликов на полу мастерской художника. Женщина изображена меж двух сфер – глобуса, как сферы земной и стеклянной, как сферы небесной.
На пол брошено надкусанное яблоко, символизирующее грех. Женщина находится не одна в комнате. Вермеер до этого только один раз написал животное – собаку в «Диане», в этот раз он изобразил змею как символ зла вообще и ереси в частности. Змея придавлена большим камнем, который напоминает о словах Христа, сказанных апостолу Петру: «Ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь Мою». Налицо победа добра над злом, истинной веры над искушением. Кровь, вытекающая из пасти змеи – единственное красное пятно в картине – ярко выделяется на фоне голубых прожилок мрамора на полу.
Большое количество католических символов, в том числе иезуитских, позволяет предположить, что картину заказывали для обеспеченного католического дома или для ордена иезуитов. Если сравнить «Аллегорию веры» и «Аллегорию живописи», видно, что изображен один и тот же интерьер. Черно-белые плитки пола, потолочные балки, гобелен, закрывающий левую сторону картины, стул у нижнего края занавеса. Похоже, что заказчик картины, под впечатлением «Аллегорией живописи», просил Вермеера написать похожую картину. Темой картины должна была стать интерпретация Веры Чезаре Рипы.
К сожалению, ничего не известно о первом владельце картины. Благодаря исследованиям Джона Монтиаса можно предположить, что им был Мхаэль ван дер Дассен (1600-1681), богатый католик, который жил в той же части города, что и Вермеер. Он финансово поддерживал женский католический монастырь в Дельфте, где жили три его сестры. Сохранилась картина, изображающая семью Дассен, на заднем плане которой – стена с живописными полотнами. Сын Дассена, Отто, стал священником. Он был на 3 года старше Вермеера и мог консультировать художника при создании «Аллегории веры». Как бы то ни было, к 1699 году картина появляется на аукционе в Амстердаме. Продается она за 400 гульденов после смерти владельца, банкира и протестанта Германа Стоффелц ван Сволла. Покупатель неизвестен. Второй раз картина появляется на торгах уже в 1718 году, тоже в Амстердаме. Цена картины стремительно падает. Если в 1718 году ее купили за 500 гульденов, то в 1735 продают всего за 53. В начале XIX века картина находилась в собрании австрийского коллекционера, она изображена на картине Фердинанда Валдмюллера «Портрет картографа с женой» 1824г. Затем картина переезжает в Москву, и до 1899 года находится в коллекции Дмитрия Щукина, правда, как работа Эглона ван дер Неера. Щукин продал картину берлинскому диллеру, у которого «Аллегорию веры» за 700 марок купил голландский коллекционер Абрахам Бредиус. Он же и установил авторство Вермеера. Бредиус, хотя и гордился покупкой, но картина ему никогда не нравилась. Он поочередно отдавал картину для экспозиции в музеи Маахстрихта, Гааги и Роттердама, и, наконец, продал ее в 1928 г. Михаэлю Фрайдсему, который и передал «Аллегорию веры» в музей Метрополитен в 1931 году.
Картина написана на льняном холсте, предварительно проклеенном. Подрамник оригинальный. Серо-коричневая грунтовка состоит из мела, свинцовых белил и умбры. Первоначальный набросок сделан углем, следы которого виды в месте схода пола и стены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: